УДК 911.3.001.2
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ
© 2008. Бероев Б.М., Макоев Х.Х., Мурзаканова Л.З.
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Институт прикладной экологии Республики Дагестан
В статье дан подробный анализ социально-экономических и экологических проблем горных территорий Северной Осетии, намечены конкретные пути их решения для обеспечения устойчивого развития. Предлагаются индикаторы для определения социально-экономической эффективности, программы и меры для оздоровления экологической обстановки.
In clause the detailed analysis social and economic is given and environmental problems of mountain territories of Northern Ossetia, concrete ways of their decision for maintenance of steady development are planned. Indicators for definition of social and economic efficiency, the program and a measure for improvement of ecological conditions are offered.
Территория горной части республики составляет 4550 кв. км (56,9% от общей численности площади РСО-Алания), численность постоянного населения на 11.2006 - 10700 чел. Это 1,55% от всего населения Северной Осетии. Плотность населения в горах 2,3 чел./кв.км. Проживает население в 82 сельских поселениях. За 1989-2006 гг. было покинуто 6 сел.
Смертность населения в несколько раз превышает рождаемость. Половозрастная структура сильно нарушена. В отличие от плоскостной части, где преобладают женщины, в ряде горных поселений больше мужчин (57% от общего числа жителей). Доля лиц пенсионного возраста колеблется в пределах 35-57, в то время как удельный вес не достигает 25%.
Одна из главных проблем населения в горах - безработица. Особенно тяжелое положение сложилось в бывших рабочих поселках. Так, в пос. Бурон доля безработных составляет 53% от всего трудоспособного населения, в пос. Мизур - 70% и т.д. В связи с тем, что намечается сокращение деятельности Садонского рудоуправления ОАО «Электроцинк» и банкротство Садонского СЦК, ожидается увеличение числа безработных в поселках Садон, Мизур и др.
В горах функционируют 1 больница и 19 фельдшерско-акушерских пунктов. Из 18 школ - 12 малые. Ряд школ требует ремонта.
Большинство культурно-досуговых учреждений в горах находится в неудовлетворительном состоянии. Так, из 14 домов культуры и клубов - 9 нуждаются в капитальном ремонте. Часть зданий библиотек находится в аварийном состоянии, либо требуют капитального ремонта, пополнения фондов литературой и т.д.
В критическом состоянии торговля: магазины расположены в неприспособленных помещениях, отсутствуют торговое оборудование, холодильные установки, ассортимент товаров крайне ограничен. В горах практически отсутствует система бытового обслуживания населения. Под эгидой дирекции «Горы Осетии» производится выездной ремонт холодильников. Однако не всегда эти работы достаточно высокого качества.
Наблюдаются существенные перебои с поставками газа и других видов топлива. Практически повсеместно отсутствуют очистные сооружения.
Хозяйственный комплекс представлен предприятиями электроэнергетики и добывающей промышленности. В верховьях р. Ардон строится каскад Зарамагских ГЭС. Функционируют Ги-зельдонская и Эзминская ГЭС, ряд малых электростанций. В Алагирском ущелье функционируют Садонское рудоуправление ОАО «Электроцинк» с Мизурской обогатительной фабрикой, «Шахто-сервис», «Гидроспецстрой», Садонский СЦК (все в пос. Мизур), бетонный завод, дробилка (пос. Бурон), ОАО «Кавдоломит».
Несмотря на активное природопользование в горах, большинство предприятий платит налоги в других местах (по месту пребывания головной организации). В результате и без того скудные
бюджеты недополучают налоги. Из поступающих налогов в местных бюджетах остается лишь 10% (ранее было 42%).
Практически отсутствуют народные промыслы. Малое предпринимательство в зачаточном состоянии. Практически нет предприятий пищевой промышленности. Например, хлеб в поселок Мизур завозят из Алагира, Дигоры, Ардона и даже Нальчика.
Горные сельскохозяйственные угодья Северной Осетии составляют около одной трети всех сельскохозяйственных угодий республики. Здесь имеются большие возможности для повышения эффективности развития лугопастбищного хозяйства, кормопроизводства, овощеводства, картофелеводства, садоводства и животноводства. Однако резервы горного сельского хозяйства используются недостаточно полно. Земли используются неправильно, овечьи труднодоступные пастбища не полностью используются, а более удобные участки превращены в пастбища и при отсутствии дернины подвергаются сильным эрозионным процессам. Интенсивное хозяйственное использование отдельных участков пастбищ и уничтожение леса на горных склонах нарушает водный режим почв и грунтов, что приводит к оползням больших массивов горных склонов. Оползневые процессы помимо того, что выводят большие площади пастбищ из сельскохозяйственного использования, разрушают дороги, мосты, хозяйственные постройки и тем самым наносят большой ущерб народному хозяйству.
В сельском хозяйстве крупных коллективных предприятий нет. Небольшое развитие получило фермерское (крестьянское) хозяйство. Животноводство и растениеводство сосредоточено, в основном, в личных подсобных хозяйствах. В животноводстве наблюдается существенная зависимость от кормовой базы, сокращение поголовья скота и падение его качества.
По состоянию на 1.06.2006 г. в горной части 9400 голов КРС, в том числе 3200 коров, 10000 овец, 950 лошадей, 750 пчелосемей. В среднем за год производится до 1150 тонн мяса, 5800 т молока, 16 т шерсти и 9500 кг меда. В ЛПХ производится 3500 т картофеля, 130 т овощей, 110 т плодов и ягод.
Количество КРС на душу населения сильно различается. Так, в с. Галиат на одного человека приходится 14 голов КРС, в с. Зарамаг - 4,2, в с. Даргавс - 3,2, в п. Бурон - 0,1, а в среднем по горной части - 9,2. В п. Бурон главная причина низкого поголовья - практически полное отсутствие пастбищ. По сравнению с 1979 г. поголовье КРС сократилось в 2,1 раза.
В крайне запущенном состоянии автодороги. Из всех горных дорог в сравнительно хорошем состоянии Транскавказская автомагистраль и дорога до В. Фиагдона. Срочного ремонта требуют дороги в Дигорском ущелье, Даргавс-Кармадон, Мизур-Бад и многие другие. ДРСУ, как правило, обслуживают только главные дороги, а у местной администрации специальной техники нет.
Практически повсеместно не работают телефонная связь, радио. Населению доступны только два канала телевидения (Первый, ОРТ). Местный канал недоступен.
Рекреационный комплекс представлен турбазами, альплагерями, санаториями и т.д. Предполагается строительство перспективного комплекса «Мамисон» и «Уаллагком». Опасные природные процессы также являются мощным фактором дестабилизации экологической устойчивости. Ежегодно бюджет республики несет ущерб от разрушительных последствий оползней, обвалов, селей и лавин. Наметившаяся тенденция их активизации стала угрозой не только для экономики, но и жизни человека. От проявления опасных процессов страдает Транскам в районе от пос. Зинцар до северного портала. Здесь большую опасность представляют мощные Зинцарские оползни, Касайкомдонский, Лаба-гомский сели, каменные обвалы оплывины и лавины. Угрозу для горной Дигории представляют крупные Донифарские оползини, для населенных пунктов - лавины. Особо потенциально опасным для плотины строящейся Зарамагской ГЭС являются Большой и Малый Даллагкаусские оползни.
Особого внимания требует тот факт, что экологически опасные объекты локализованы в рекреационно-привлекательных и освоенных районах, и это, без принятия решительных мер снижает рекреационный статус республики.
В целях улучшения социально-экономической и демографической ситуации в горной части РСО-Алания необходимо провести комплекс мер, направленных на научное, экономическое и правовое обеспечение хозяйственного освоения и использования гор. Особое внимание следует уделить координации работы республиканских органов исполнительной власти и организаций по социально-экономическому развитию горных территорий.
Обеспечение принципа устойчивого развития горных территорий. С целью улучшения демографической ситуации, закрепления населения на местах и стабилизации системы расселения необходимо принять ряд законодательных актов и внести некоторые изменения в уже принятые.
В Закон «О местном самоуправлении» необходимо внести в списки населенных мест пос. Нузал и пос. Галон (исключенные из списков по недоразумению), а также исключить покинутые населенные пункты (Донисар, Калак, Лисри, Сагол, Тибели, Елгона, Зригатта, Саубын, Слас, Аба-тикау, Цейское МП, дом отдыха «Цей», «Буревестник», «Торпедо», «Осетия» Казахта). В Законе «О горных территориях в Республике Северная Осетия-Алания» требуется изменение в статье 5 «Статус горных территорий», так как из ведения специального уполномоченного органа по горным территориям РСО-Алания выпадают такие населенные пункты как Н. Унал, Зинцар, Горный Карца, Гусыра и другие. В ведение дирекции «Горы Осетии» отнести также горные поселения, входящие во Владикавказскую администрацию - Балта, Чми, Н. Ларс. По экзогенным и экономическим причинам возникла необходимость отселения населения из ряда поселений (Холст, В. Мизур). В статье 5 исключить абзац 2. В абзаце 3 после слов «ведение хозяйственной деятельности» включить слово «низкогорье». В проект Закона «О малом предпринимательстве», прошедшем первое чтение в Парламенте РСО-Алания, внести поправку о льготном налогообложении малого предпринимательства в горах.
Обеспечение занятости населения. Приоритетным следует считать создание новых рабочих мест, создание предприятий пищевой промышленности и бытового обслуживания населения, сохранение существующей системы общеобразовательных школ и детских дошкольных учреждений, укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения и культурнопросветительских учреждений, расширение сети фельдшерско-акушерских пунктов, газификация горных населенных пунктов, коренное улучшение телефонной связи, организация работы радио, местного канала телевидения, развитие системы бытового обслуживания населения. Определение основных направлений горского сельского хозяйства: применение новейших технологий выращивания продукции растениеводства и разведения скота; организация выездных курсов для населения гор с привлечением ученых и специалистов ГТАУ, НИИГПСХ, Министерства сельского хозяйства; формирование показательных КФК; организация поставок малогабаритной техники для горной части; увеличение поголовья скота (швицкой КРС и осетинской овец), наиболее приспособленных для горных условий; организация заготовок ягод и лекарственных трав. Строительство и реконструкция важнейших горных дорог. Для поддержания дорог, находящихся в ведении местных администраций, необходим специальный транспорт - бульдозеры, экскаваторы, самосвалы. Строительство и реконструкция водозаборов, канализации и очистных сооружений. Строительство малых ГЭС. Оптимизация использования природных ресурсов гор: минеральной воды, базальтов; сланцев, доломита и т.д. Поддержка на правительственном уровне продукции местного производителя. Открытие во Владикавказе магазина экологически чистых горских продуктов - мяса, картофеля, овощей, фруктов, ягод, минеральной воды с соответствующей рекламой.
Для определения социально-экономической эффективности реализации программы предлагаются следующие индикаторы:
- изменение демографической ситуации;
- сохранение системы расселения;
- динамика численности населения;
- выравнивание половозрастной структуры;
- увеличение продолжительности жизни населения;
- снижение младенческой смертности;
- снижение заболеваемости населения (общей и по основным видам болезней);
- повышение качества образования;
- наполняемость фондов библиотек;
- доступность для населения домов культуры и клубов;
- сохранность памятников культуры;
- обеспеченность населения бытовыми услугами;
- обеспеченность населения различными видами топлива, водоснабжением, канализацией;
- обеспеченность населенных пунктов, предприятий и организаций очистными сооружениями;
- снижение удельного веса безработных среди экономически активного населения;
- улучшение транспортной доступности;
- обеспеченность населения связью, радио, телевидением;
- повышение поголовья скота на душу населения:
- выравнивание уровня жизни населения в горах и на равнине.
Эффективность программы определяется сравнением качественных изменений индикаторов за пятилетний период (в начале и в конце реализации программы).
Оздоровление экологической обстановки требует принятия и осуществления следующих мероприятий:
1) проведение экологического (водного, атмосферного и почвенного) мониторинга в районах экологической напряженности: районы добычи, первичной переработки и хранения хвостов свинцово-цинкового комбината;
2) реконструирование и установка очистных сооружений на выходе отходов свинцовоцинкового комбината;
3) рекультивация Унальского хвостохранилища с учетом экологических норм и требований;
4) проведение мониторинга экзогенных процессов наиболее опасных очагов стихийных процессов: Зинцарские, Даллагкауские, Донифарские, Ханикомский и Луареский оползни; Касайком-донский и Лабогомский сели; прыгающие, лотковые и фронтальные лавины вдоль автодорог, близ населенных пунктов и хозяйственных объектов;
5) восстановление противолавинных галерей по Транскаму и строительство противооползневых и противоселевых инженерных сооружений вдоль автодорог, близь населенных пунктов и хозяйственных объектов;
6) снижение транспортной напряженности Транскама - перевести часть нагрузки на ВоенноГрузинскую дорогу;
7) наладить выпуск минеральной воды с учетом санитарно-гигиенических норм и требований. Довести качество массово-реализуемой минеральной воды до категории «столовая».