Научная статья на тему 'Социально-экономические и демографические факторы политической нестабильности: дискуссионные вопросы'

Социально-экономические и демографические факторы политической нестабильности: дискуссионные вопросы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
772
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / POLITICAL STABILITY / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕСТАБИЛИЗАЦИЯ / POLITICAL DESTABILIZATION / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / LEVEL OF LIVING / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО / SOCIAL INEQUALITY / РЕВОЛЮЦИЯ / REVOLUTION / АРАБСКАЯ ВЕСНА / ARAB SPRING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бальбек Руслан Исмаилович

Проблема политической стабильности в последнее десятилетие приняла глобальный международный характер. Важную роль в оценке различных факторов имеют современные зарубежные подходы, выделяющие, прежде всего, экономические факторы в активизации данных негативных процессах политической сферы общества. Большинство ученых на эмпирическом материале доказывают влияние экономических показателей, их динамики на внутреннюю политическую стабильность государств. Тем самым, политическая стабильность прямо связана с экономической эффективностью государственной власти и уровнем жизни населения. Однако, анализ экономических показателей не позволяет прогнозировать те или иные политические изменения в конкретном государстве. Несомненно, экономический рост и рост уровня жизни населения укрепляет позиции действующей власти, однако не является самодостаточным условием противостояния дестабилизирующим влияниям. Согласно Ф. Фукуяме, непонимание того, что основы экономического поведения лежат в области сознания и культуры, приводит к распространенному заблуждению, при котором материальные причины приписывают тем явлениям в обществе, которые по своей природе в основном принадлежат области духа. Поэтому не менее важными потенциальными факторами риска политической стабильности являются демографические проблемы, протестное поведение в молодежной среде, коррупция в органах власти, усиление социального неравенства. При этом должен быть провоцирующий фактор. В числе таких факторов чаще всего называют коррупцию и неравенство. В этой связи необходимо разработать превентивные меры по обеспечению качества жизни молодежи, ее ранней встроенности в системные связи с государственной властью, ее политической социализации. Исследование проблемы показало необходимость проведения комплексного анализа многочисленных факторов политической нестабильности в конкретных исторических условиях, политических режимах, с учетом особенностей политической культуры и системы эндогенных и экзогенных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ECONOMIC AND DEMOGRAPHIC FACTORS OF POLITICAL INSTABILITY: DEBATABLE QUESTIONS

The problem of political stability accepted global international character in the last decade. In assessment of various factors the modern foreign approaches which are marking out, first of all, economic factors in activation these negative processes of the political sphere of society have an important role. Most of scientists on empirical material prove influence of economic indicators, their dynamics on internal political stability of the states. Thereby, political stability directly connects with economic efficiency of the government and a level of living of the population. However, the analysis of economic indicators does not allow to predict these or those political changes in the concrete state. Undoubtedly, the economic growth and growth of a level of living of the population strengthens authorities in power positions, however it is not a self-sufficient condition of opposition to the destabilizing influences. According to F. Fukuyama, misunderstanding of the fact that bases of economic behavior lie in the area of consciousness and culture results in popular belief at which the material reasons are attributive to those phenomena in society which by the nature generally belong to area of spirit. Therefore not less important potential risk factors of political stability are demographic problems, protest behavior among young people, corruption in authorities, strengthening of social inequality. At the same time there has to be a provocative factor. Among such factors most often are corruption and inequality. In this regard it is necessary to develop preventive measures for ensuring quality of life of youth, its early embedding in system communications with the government, its political socialization. The research of a problem showed need of carrying out the complex analysis of numerous factors of political instability for specific historical conditions, concrete political regimes, taking into account features of political culture and the system of endogenous and exogenous factors.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические и демографические факторы политической нестабильности: дискуссионные вопросы»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

PROBLEMS OF MODERN SOCIETY

УДК 316.4 doi: 10.20310/1819-8813-2018-13-2-5-9

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ: ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ

БАЛЬБЕК РУСЛАН ИСМАИЛОВИЧ

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: tlimakhovalh@gmail.com

Проблема политической стабильности в последнее десятилетие приняла глобальный международный характер. Важную роль в оценке различных факторов имеют современные зарубежные подходы, выделяющие, прежде всего, экономические факторы в активизации данных негативных процессах политической сферы общества. Большинство ученых на эмпирическом материале доказывают влияние экономических показателей, их динамики на внутреннюю политическую стабильность государств. Тем самым, политическая стабильность прямо связана с экономической эффективностью государственной власти и уровнем жизни населения. Однако, анализ экономических показателей не позволяет прогнозировать те или иные политические изменения в конкретном государстве. Несомненно, экономический рост и рост уровня жизни населения укрепляет позиции действующей власти, однако не является самодостаточным условием противостояния дестабилизирующим влияниям. Согласно Ф. Фу-куяме, непонимание того, что основы экономического поведения лежат в области сознания и культуры, приводит к распространенному заблуждению, при котором материальные причины приписывают тем явлениям в обществе, которые по своей природе в основном принадлежат области духа. Поэтому не менее важными потенциальными факторами риска политической стабильности являются демографические проблемы, протестное поведение в молодежной среде, коррупция в органах власти, усиление социального неравенства. При этом должен быть провоцирующий фактор. В числе таких факторов чаще всего называют коррупцию и неравенство. В этой связи необходимо разработать превентивные меры по обеспечению качества жизни молодежи, ее ранней встроенности в системные связи с государственной властью, ее политической социализации. Исследование проблемы показало необходимость проведения комплексного анализа многочисленных факторов политической нестабильности в конкретных исторических условиях, политических режимах, с учетом особенностей политической культуры и системы эндогенных и экзогенных факторов.

Ключевые слова: политическая стабильность, политическая дестабилизация, экономический рост, уровень жизни, коррупция, социальное неравенство, революция, арабская весна

Актуальность проблематики политической дестабилизации и поиска путей ее обеспечения в последние годы доказывается многочисленными социально-политическими потрясениями - «цветными революциями», государственными переворотами, гражданскими войнами, протестными выступлениями (например, в России в 2011-2012 гг.). В этих условиях обеспечение политической стабильности, как сохранения способности системы выполнять интегрирующую функцию, нередко связывается с экономическими условиями жизни населения. В данной статье рассматриваются современные зарубежные подходы к оценке роли экономических условий в политических изменениях.

Основной вывод, который доминирует среди многочисленных ученых таков: низкие темпы экономического роста и низкий уровень жизни способствуют политические дестабилизации. Экономический рост рассматривается как фактор стабильности и наоборот политическая стабильность - есть условие экономического роста. Например, Гйям-Бремпон и Трейнор [1], на эмпирическом материале доказали, что никакая местная или международная компания не сделает инвестиции в стране, где политический климат характеризуется постоянными изменениями и значительной неопределенностью [2]. Неопределенность в функционировании различных институтов, в том числе

рынка труда, экологических норм и рынка электроэнергии, оказывает воздействие на экономические циклы на короткий и длительный экономический рост [3]. А в условиях экономического спада, как следствие недовольства государственной властью, подверженность населения внешним влияниям повышается. Барро показал связи числа революций и политических убийств в условиях экономического спада или рост [4].

Nahed Zghidi считает, что исследования эндогенных аспектов переменных политики следует вести с учетом влияния экономических факторов на институциональную сферу [5]. Он показывают, что увеличение политической стабильности на 1 % предполагает рост ВВП на душу населения на 0,058 % [5].

Джеймс Файрон и Дэвид Лайтин придерживаются такой же гипотезе и показывают, как экономические факторы играли важную роль в Чаде, Судане и Сомали в условиях политического насилия [6]. Ссылаясь на индекс международного стра-нового риска и статистические показатели развития страны, они доказывают, что внутренняя политическая стабильность Судана снизилась на 15 % в 2014 г. по сравнению с предыдущим годом. Это снижение произошло после снижения темпов роста доходов на душу населения с 12 % в 2012 г. до 2 % в 2013 г. В отличие от того периода, когда рост доходов на душу населения в 1997 г. увеличился по сравнению с 1996 г., оценка политической стабильности в Судане в 1998 г. увеличилась более чем на 100 %. Авторы исследования пришли к выводу, что политическая стабильность в течение любого конкретного года зависит от роста доходов в предыдущем году.

Исследования экономистов Пол Колье и Анке Хеффлер в 1998 г. показывают, как экономические факторы (медленный рост доходов и зависимость от природных ресурсов) могут объяснить политические потрясения [7]. Результаты исследований указанных авторов показали, что низкий доход на душу населения стал значительным поводом для гражданских беспорядков. С этих позиций политическая стабильность прямо связана с экономической эффективностью государственной власти и уровнем жизни населения.

Вместе с тем, Alberto Alesina, Sule Ozler, Nouriel Roubini, and Phillip Swagel (исследовав взаимосвязь между политической нестабильностью и ростом ВВП на душу населения в 113 странах за период 1950-1982 гг.) [8] пришли к выводу, что экономические факторы влияют на государственные перевороты, однако:

1) низкий экономический рост (актуальный для исследуемого периода) не может повысить склонность к государственным изменениям;

2) авторы не нашли доказательств того, что экономический рост существенно различается, когда авторитарные режимы сравниваются с демократиями;

3) авторы выявили, что политическая нестабильность имеет тенденцию повторяться, поскольку возникновение частых нестабильностей (в том числе государственных переворотов) увеличивает вероятность дополнительных обрушений.

Сомнения относительно доминирующей роли экономических факторов выразил и Всемирный банк, признав, что «экономические показатели не смогли предсказать арабскую весну» [9]. В тот период обычные показатели экономической эффективности, такие как валовой внутренний продукт, торговля, прямые иностранные инвестиции, показали более высокий экономический рост и глобализацию стран арабской весны за десятилетие. Тем не менее, в 2010 г. в регионе наблюдались беспрецедентные восстания, вызвавшие крах режимов, например, в Тунисе, Египте, Ливии.

Соглашаясь с Ф. Фукуямой, отметим: непонимание того, что основы экономического поведения лежат в области сознания и культуры, приводит к распространенному заблуждению, при котором материальные причины приписывают тем явлениям в обществе, которые по своей природе в основном принадлежат области духа [10]. Таким образом, гипотеза о связи экономических факторов с политической дестабилизацией пока еще остается гипотезой. Несомненно, экономический рост и рост уровня жизни населения укрепляет позиции действующей власти, однако не является самодостаточным условием противостояния дестабилизирующим влияниям.

С социально-экономическими причинами нестабильности тесно связан демографический фактор. Дискуссии о роли разных возрастных групп в политических изменениях ведутся сотни лет и до сих пор ученые не пришли к однозначному мнению. Однако анализ движущих сил, совершающих по всему миру государственные перевороты, революции, акции протеста позволяет нам говорить о важной роли такой социальной группы, как молодежь.

О роли молодежи в революционных процессах писали в своих политических работах еще К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Дж. Голдстоун, анализируя революционные волны, прокатившиеся по Евразии в середине XVII и конце ХУШ вв., рассматривал молодежь как центральный фактор перемен. Заметное увеличение доли молодежи совпало с этим «веком демократической революции» [11]. Герберт Мюллер утверждает, что в 1920-е гг. увеличившаяся доля молодежи обеспечила кадра-

SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

ми экстремистские движения и фашизм [11]. С. Хантингтон пишет, что всплеск рождаемости после второй мировой войны спровоцировали волнения 1960-х гг. Волнения в исламских странах в 1970 и 1980 гг. совпали с «молодежным пиком». Он рассматривает молодежь, как олицетворение протеста, нестабильности, реформ и революций и прогнозировал политическую нестабильность в условиях, когда доля молодежи превысит 20 % населения [11].

При этом должен быть провоцирующий фактор. В числе таких факторов чаще всего называют коррупцию и неравенство. По причине того, что в России отмечается достаточно высокий уровень коррупции (о чем свидетельствуют материалы Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции и открыто говорится на самом высоком уровне), нам стало интересно исследование Мо-хаммад Реза Фарзанеган о связях двух условий политической нестабильности - коррупции и демографии. В 2016 г. он опубликовал результаты своего исследования «Можем ли мы предсказать политические восстания?» (взяв для анализа данные в более чем 100 странах за период с 1984 г.) [12]. Автором было выявлено, насколько коррупция является дестабилизирующим фактором в условиях, когда молодежь (15-24 лет) превышает 20 % взрослого населения.

Мохаммад Реза Фарзанеган доказал кратковременный стабилизирующий эффект коррупции, то есть кратковременно коррупция влияет на внутреннюю стабильность. Политическая коррупция позволяет политическим лидерам строить политическую поддержку через сети зависимости, продлевая продолжительность их режимов.

Но коррупция усиливает неравенство, бенефициары увеличивают свой доход, а большая часть населения чувствует на себе и переживает неравенство, поскольку экономический рост и инвестиции стагнируют (здесь Фарзанеган ссылается на вывод, к которому пришли в 2014 г. политологи Наташа Нойдорфер и Ульрик Теоеркауф). Люди не выражают сопротивления, потому что они уже встроены в систему сетей зависимости. Однако молодежь, которая еще не встроена в систему и имеет меньше экономических возможностей, активнее других и более открыто проявляет свое недовольство. Такая ситуация создает условия для радикализации части молодежи. Используя результаты исследований К. Онуоха, Фарзанеган утверждает, что политическая коррупция стоит за формированием и долговечностью террористических групп в Ираке, Сирии и Нигерии. Этим группам удалось привлечь маргинализованные части населения, в основном из молодежи.

Но, по мнению Фарзанегана, одна только коррупция, как и только молодой возраст, не создают политических волнений. Необходима комбинация «правильного» количества молодежи в общей популяции, страдающей от коррупции. Эмпирические исследования М. Р. Фарзанегана подтверждают выводы С. Хантингтона о том, что риск выше в тех обществах, где доля молодежи более 20 %. Молодежный рост, превышающий 20 % взрослого населения, в среднем в сочетании с высоким уровнем коррупции может значительно дестабилизировать политические системы в конкретных странах.

Так же исследователь говорит о неком комплексе условий, при которых риски политической дестабилизации еще более увеличиваются. К таким условиям относятся: неравенство, экономический рост, уровень инвестиций, инфляция, государственные расходы, военные расходы, нефтяная рента, торговля, образование, коэффициент рождаемости и демократия. Автор говорит и о роли «внешнего фактора», относя к нему, преимущественно, глобальный финансовый кризис. В исследовании были учтены и конкретные различия между странами, такие как география, геополитическая ситуация, культурное и историческое наследие и религия. В целях избегания политической дестабилизации Фарзанеган предлагает политикам и международным организациям лучше организовывать бюджет по борьбе с коррупцией с учетом демографической структуры обществ. [12] Результаты исследования М. Р. Фарзанегана помогают нам предподагать риск внутреннего политического конфликта в возможное для этого демографическое временное окно.

Следует отметить, что роль демографического фактора в устойчивости систем исследовалась группой ученых при поддержке Лондонского Королевского общества, ЮНЕСКО, РосНОУ, фондов ИНТАС, РФФИ, под руководством российского ученого П. С. Капицы [13]. Однако демографический фактор был рассмотрен этими учеными с другой точки зрения, нежели выше изложенные. В отчетном докладе П. С. Капица отмечает: «в настоящее время возможна потеря системной устойчивости при прохождении развивающихся стран через демографический переход в ситуации близкой к той, в которой находилась Европа в начале XX в.». На примере последствий мировых войн, оценках экономического роста таких стран, как Китай и Индия, демографического роста населения мира и отдельных регионов, Капица приходит к выводу о все увеличивающихся градиентах роста населения и экономического неравенства.

В числе причин потери устойчивости роста и дестабилизации систем Капица называет увеличивающуюся неравномерность развития. В мусульманских станах «взрывное появление масс неприкаянной молодежи дестабилизирует общество. Причем по культурологическим причинам ислам мало способствует экономическому сотрудничеству, и поэтому результирующее «столкновение цивилизаций» связано не столько с религиозным фактором, сколько с отставанием некоторых стран ислама в плане модернизации и развития». Тем не менее, при осуждении вопросов безопасности системы следует включить в анализ демографический фактор стабильности, который должен учитывать не только количественные параметры роста населения, но качественные, в том числе этнические, факторы.

Устойчивое развитие в ряде регионов возможно только при условии, если будет восстановлено число детей, приходящихся на одну женщину. В противном случае, по мнению П. С. Капицы, «таким популяциям неминуемо грозит вымирание или вытеснение за счет миграции из более плодовитых стран, что уже приводит к глубоким противоречиям» [13]. К такому же выводу приходит американский историк П. Бьюкенен в книге «Смерть Запада. Как вымирающее население и вторжение эмигрантов угрожают нашей стране и цивилизации» [14].

Исследования роли демографического фактора в политической дестабилизации затрагивают глубокие моральные и этические вопросы. Тем не менее, для разработки технологий обеспечения политической стабильности эти исследования имеют значение для прогнозирования потенциала дестабилизации с учетом роста рождаемости и доли молодого поколения (например, в отдельных этнических и религиозных группах) и вычисления групп молодежи, которые потенциально могут быть использованы для политической дестабилизации. Соответственно могли бы быть разработаны превентивные меры по обеспечению качества жизни молодежи, ее ранней встроенности в системные связи с государственной властью, ее политической социализации.

Именно молодежь наиболее радикально настроенная часть общества, лучше владеет цифровыми технологиями, является активными пользователями социальных сетей и потребителями информации из социальных медиа, именно молодежь оставляет более всего «цифровых следов», которые возможно анализировать и использовать в интересах субъектов влияния. Но самым важным является то, что большая часть молодежи еще слабо социализирована, она не встроена в системные связи с государством и властью, не зависит от государственных благ и сомневается (или не задумывает-

ся), получит ли она их вообще. Это позволяет зарубежным акторам использовать молодежь против действующей власти.

Подводя итоги, отметим необходимость проведения комплексного анализа многочисленных факторов политической нестабильности в конкретных исторических условиях, конкретных политических режимах, с учетом особенностей политической культуры и системы эндогенных и экзогенных факторов. Выделение из такого контекста одного-двух факторов ошибочно и провоцирует бесплодные дискуссии в разных отраслях знания.

Литература

1. Barro R. J. Determinants of Economic Growth: A Cross-Country Empirical Study. MIT Press Books, The MIT Press, 1998. Vol. 1.

2. Fosu A. K. Political Instability and Economic Growth: Implication of Coup Events in Sub-Saharan Africa. 2002.

3. Azam J. P., Berthelemy J. C., Calipel S. Ricque politique et croissance en Afrique. Revue Economique. 1996.

4. Barro R. J. Economic Growth in a Cross Section of Countries. The Quarterly Journal of Economics, Volume 106. 1991. P. 407-443.

5. Nahed Z. Do Political Stability and Democracy Increase National Growth? 2017.

6. Fearon J., Laitin D. Ethnicity, Insurgency and Civil War. 2003.

7. Collier P., Hoeffler A. On Economic Causes of Civil War // Oxford Economic Papers. 1998. № 50. P. 563-573.

8. Alesina A., Ozler S., Roubini N., Swagel P. Political instability and economic growth // Journal of Economic Growth 1(2). 1996.

9. Фитуни Л. Л. Экономическая глобализация и проблемы национальной и международной безопасности // Проблемы современной экономики. 2012. № 1 (41). С. 90-97.

10. Culture Matters. How Values Shape Human Progress. Ed. by L. E. Harrington, S. P. Huntington. New York, 2000.

11. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.,

2003.

12. Farzanegan M.R. Can we predict political uprisings? URL: https://phys.org/news/2017-06-political-uprisings.html

13. Капица П. Глобальная демографическая революция и будущее человечества. Доклад на заседании Президиума РАН 24 февраля 2003 г. // Демоскоп. 2004. № 153154. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2004/-0153/analit01.php

14. Buchanan P. J. The Death of the West. How Dying Populations and Immigrant Invasions Imperil our Country and Civilization. New York, 2002.

References

1. Barro R. J. Determinants of Economic Growth: A Cross-Country Empirical Study. MIT Press Books, The MIT Press, 1998. Vol. 1.

SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

2. Fosu A. K. Political Instability and Economic Growth: Implication of Coup Events in Sub-Saharan Africa. 2002.

3. Azam J. P., Berthelemy J. C., Calipel S. Ricque politique et croissance en Afrique. Revue Economique. 1996.

4. Barro R. J. Economic Growth in a Cross Section of Countries. The Quarterly Journal of Economics, Volume 106. 1991. P. 407-443.

5. Nahed Z. Do Political Stability and Democracy Increase National Growth? 2017.

6. Fearon J., Laitin D. Ethnicity, Insurgency, and Civil War. 2003.

7. Collier P., Hoeffler A. On Economic Causes of Civil War // Oxford Economic Papers. 1998. № 50. P. 563573.

8. Alesina A., Ozler S., Roubini N., Swagel P. Political instability and economic growth. // Journal of Economic Growth 1(2). 1996.

9. Fituni L. L. Ekonomicheskaya globalizatsiya i problemy natsional'noj i mezhdunarodnoj bezopasnosti

[Economic globalization and problems of the homeland and international security] // Problemy sovremennoj ekonomiki. 2012. № 1 (41). S. 90-97.

10. Culture Matters. How Values Shape Human Progress. Ed. by L.E. Harrington, S.P. Huntington. New York, 2000.

11. Khantington S. Stolknoveniye tsivilizatsij [Collision of civilizations]. M., 2003.

12. Farzanegan M.R. Can we predict political uprisings? URL: https://phys.org/news/2017-06-political-uprisings.html

13. Kapitsa P. Global'naya demograficheskaya revolyutsiya i budushcheye chelovechestva. Doklad na zasedanii Prezidiuma RAN 24 fevralya 2003 goda [Global demographic revolution and future of mankind. The report at a meeting of Presidium of RAS on February 24, 2003] // Demoskop. 2004. № 153-154. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/-2004/0153/analit01 .php

14. Buchanan P.J. The Death of the West. How Dying Populations and Immigrant Invasions Imperil our Country and Civilization. New York, 2002.

* * *

SOCIAL AND ECONOMIC AND DEMOGRAPHIC FACTORS OF POLITICAL INSTABILITY: DEBATABLE QUESTIONS

BALBEK RUSLAN ISMAILOVICH

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, the Russian Federation, e-mail: tlimakhovalh@gmail.com

The problem of political stability accepted global international character in the last decade. In assessment of various factors the modern foreign approaches which are marking out, first of all, economic factors in activation these negative processes of the political sphere of society have an important role. Most of scientists on empirical material prove influence of economic indicators, their dynamics on internal political stability of the states. Thereby, political stability directly connects with economic efficiency of the government and a level of living of the population. However, the analysis of economic indicators does not allow to predict these or those political changes in the concrete state. Undoubtedly, the economic growth and growth of a level of living of the population strengthens authorities in power positions, however it is not a self-sufficient condition of opposition to the destabilizing influences. According to F. Fukuyama, misunderstanding of the fact that bases of economic behavior lie in the area of consciousness and culture results in popular belief at which the material reasons are attributive to those phenomena in society which by the nature generally belong to area of spirit. Therefore not less important potential risk factors of political stability are demographic problems, protest behavior among young people, corruption in authorities, strengthening of social inequality. At the same time there has to be a provocative factor. Among such factors most often are corruption and inequality. In this regard it is necessary to develop preventive measures for ensuring quality of life of youth, its early embedding in system communications with the government, its political socialization. The research of a problem showed need of carrying out the complex analysis of numerous factors of political instability for specific historical conditions, concrete political regimes, taking into account features of political culture and the system of endogenous and exogenous factors.

Key words: political stability, political destabilization, economic growth, level of living, corruption, social inequality, revolution, Arab spring

Об авторе:

Бальбек Руслан Исмаилович, соискатель ученой степени кандидата политических наук Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

About the author:

Balbek Ruslan Ismailovich, Applicant of Degree, Institute of Public Service and Management, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.