УДК 338.28:620.9
Л.И.ИСЕЕВА, канд. экон. наук, доцент, [email protected] А.А.ФЕДЧЕНКО, канд. экон. наук, доцент, [email protected] Санкт-Петербургский государственный горный университет
L.I.ISEEVA, PhD in econ. sc., associate professor, [email protected] А.А.FEDCHENKO, PhD in econ. sc., associate professor, [email protected] Saint Petersburg State Mining University
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Рассмотрены роль государства в экономической жизни страны, соотношения между социальными экономическими функциями государства и бизнеса. Выявлены сочетания экономических и социальных целей государства и бизнеса. Даны определения социальной рыночной экономики. Рассмотрены экономические функции государства. Определена степень государственного регулирования в экономике страны.
Ключевые слова: государство, регулирование, бизнес, социальные и экономические функции.
SOCIO-ECONOMIC FUNCTIONS OF THE STATE IN THE RUSSIAN ECONOMY
Examined the role of government in the economy, the relationship socio-economic functions of government and business. It is identified a combination of economic and social goals of government and business. The definitions of the social market economy is made. Examined the economic functions of the state and the degree of state regulation in the economy.
Key words: state, regulation, business, social and economic functions.
В дискуссии вокруг проекта реформирования российской электроэнергетики и других отраслей топливно-энергетического комплекса выявились значительные расхождения позиций сторон, участвовавших в обсуждении. Основные разногласия связаны с ролью государства в экономической жизни страны и соотношением социальных и экономических функций бизнеса. Пока практически не учитывается возможность сочетания коммерческих и некоммерческих подходов к деятельности топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России. Обычно рассматриваются только экологические требования к ТЭК.
Неоклассическая теория признает, что основные задачи государства в экономических процессах состоят в защите конкурен-
ции и прав собственности, в контроле за денежной массой и заполнением «корзины», связанной с производством общественных благ. Однако теория не дает однозначных ориентиров для экономической политики в условиях, когда рыночные механизмы, законодательные и нормативные акты по защите прав собственности находятся в стадии развития. Остается неразработанным и вопрос о социальной справедливости, а без этого не могут быть решены проблемы прав собственности в рамках демократической политической системы.
Институциональная теория, которая учитывает инерционность экономического развития, допускает вмешательство государства и в том случае, если рыночные механизмы работоспособны, но не готовы пока
_ 245
Санкт-Петербург. 2011
к выполнению своих функций. Следует также помнить, что государство в экономике может преследовать не только экономические цели.
В теории социальной рыночной экономики последовательно проводится идея сочетания экономических и социальных целей и взаимодействия государства и бизнеса в реализации этих целей. Эта теория пока остается на периферии теоретического обеспечения российских реформ. Согласно Конституции Российской Федерации, сам по себе перевод экономики на рыночные позиции не может быть генеральной целью государственной экономической политики. Политика социального государства, каким провозглашена Российская Федерация, должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Основы теории социальной рыночной экономики были заложены В.Репке, Л.Эрхар-дом, В.Ойкеном, А.Рюстовым, А.Мюллер-Армаком [5]. Специалисты выделяют следующие элементы социальной рыночной экономики [3]:
1. Конкурентная политика, установление политического порядка в пользу свободы каждого отдельного человека, которая в экономической сфере может быть воссоздана только в условиях конкуренции между самостоятельно действующими экономическими субъектами.
2. Социальная политика, основанная на принципе социального выравнивания, которое вместе с тем не противостоит принципу свободы, а, скорее, должно рассматриваться как еще одна грань принципа свободы, как обеспечение возможностей развития. Система социальных гарантий должна страховать тех, кто имеет более ограниченные возможности или уже исчерпал их, а не поддерживать социальное иждивенчество.
3. Конъюнктурная политика, которая призвана ослабить негативные последствия конъюнктурных колебаний.
4. Политика роста и структурная политика.
Итак, социальная политика не является простым дополнением экономической поли-
246 _
тики и не сводится только к расходованию бюджетных средств на социальные цели. Подход к социальной и экономической политике как к взаимосвязанным элементам государственного регулирования экономики весьма упрощает понимание такого регулирования. Развитие государства по модели социальной рыночной экономики - более сложный процесс по сравнению с развитием по неоклассической модели. Так, неоклассическая модель рыночной экономики не предполагает государственного вмешательства в процесс ценообразования, а социальное рыночное хозяйство допускает существование и свободных и социальных цен. Принцип, по которому должно разрешаться противоречие между социальными и свободными ценами, - это принцип оптимального обеспечения широких слоев населения [4]. В программах реформирования российского топливно-энергетического комплекса места применению такого принципа пока не нашлось.
В рамках модели социальной рыночной экономики весьма актуальным для России является вопрос о способах получения прибыли и о поддержке конкуренции. В последние годы социально-рыночный подход получил значительное развитие в микроэкономической теории и практике. Так, при корпоративном управлении рассматриваются интересы не только акционеров и кредиторов, но и интересы других лиц, заинтересованных в делах корпорации, включая работников компании, поставщиков, потребителей и местное население. Одной из основных проблем становится ответственность частной фирмы перед всеми этими лицами [1, 2, 6].
В макроэкономической политике России поворот к социально-рыночной экономике означает совмещение задач удвоения отечественного ВВП и сокращения бедности. Экономическая политика страны, с точки зрения социально-рыночных позиций, не обеспечивает заявленных целей в таких отраслях экономики, как оборонно-промышленный комплекс, агропромышленная сфера и топливно-энергетический комплекс. Особенностями реформируемой экономики яв-
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.194
ляется отставание развития функций государства в социально-рыночной сфере.
Изменение функций государства в мировой экономике, как правило, разнона-правлено: снижение государственного влияния в одних сферах экономики сочетается с освоением государством новых социально-экономических функций. В ХХ в. западным странам удалось избежать потрясений, что было связано, в основном, с отходом государства от догматической трактовки своих функций, с приспособлением государственных функций к потребностям развития общества. Так, в Великобритании государство обеспечило такие нормы взаимоотношений бизнеса и профсоюзов, при которых обе стороны не могли наносить друг другу неприемлемый ущерб. Кроме того, государство оставило за собой функции и предпринимателя, и акционера, и планировщика, и менеджера, и покупателя, и правозащитника, и миротворца.
К традиционным функциям государства можно отнести защиту от иностранного вторжения, поддержание общественного порядка внутри страны, сбор налогов. Вместе с тем государство берет на себя и новые функции:
• прямое и косвенное регулирование экономического развития страны;
• научно-техническая, отраслевая, региональная, антиинфляционная политика и др.;
• развитие систем образования, здравоохранения, защиты окружающей среды, научных исследований;
• реализация социально-экономических программ;
• развитие систем страхования, поддержки членов общества, социальных групп, корпораций, отдельных секторов экономики.
Например, в США государство оказывает поддержку отдельным банкам, корпорациям и городам.
Россия обладает огромным минерально-сырьевым потенциалом, и важнейшей задачей государства является регулирование добычи полезных ископаемых, обеспечение рационального и полного использования возможностей недр страны, воспроизводство минерально-сырьевой базы в объемах,
превышающих добычу. Государственное регулирование и управление в сфере недропользования - это целенаправленная деятельность, осуществляемая в рамках норм, законов, законодательных актов, обеспечивающих максимально эффективную реализацию Российской Федерацией права собственника недр, стимулирование инвестиций в изучение и раскрытие в максимальной степени минерально-сырьевого потенциала недр (поиски, оценка, разведка месторождений, добыча из недр полезных ископаемых в целях устойчивого социально-экономического развития) и эффективное использование минерально-сырьевой базы страны в интересах нынешнего и будущего поколений.
В настоящее время возможности минерально-сырьевого потенциала недр страны используются не в полной мере, возможность выйти на мировые рынки со значительно большими объемами предложения дорогостоящего и высоколиквидного сырья не реализована. На государственном уровне необходимо изменение системы регулирования в области геологоразведки. Для обеспечения стабильного развития экономики страны, минерально-сырьевой безопасности и повышения уровня рационального использования потенциала недр в 2005 г. была разработана и утверждена Правительством РФ «Долговременная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства сырья до 2020 г.». Для достижения целей, поставленных в этой программе, необходимо внести изменения в законодательство в сфере недропользования:
• четко определить и законодательно разграничить полномочия и ответственность государства и бизнеса в геологическом изучении недр и воспроизводстве минерально-сырьевой базы;
• стимулировать частные инвестиции в геолого-поисковые работы;
• создать условия для деятельности малых геолого-поисковых (юниорных) компаний;
• обеспечить безусловное превышение объемов воспроизводства запасов важнейших видов сырья над объемами добычи.
_ 247
Санкт-Петербург. 2011
Экономические функции государства меняются под влиянием определенных условий и факторов, прежде всего технологических и социально-этических.
Технологические факторы определяют эффективность масштабов производства продукции, уровень развития информационных технологий, изменение механизмов экономической деятельности. Влияние этой группы факторов может привести к корректировке государственного регулирования с учетом рыночного саморегулирования и изменением конкретных экономических функций государства.
Рыночное саморегулирование имеет целый ряд недостатков [7-9]:
• неточность или отсутствие информации о произведенном продукте;
• отсутствие координации между дополняющими рынками;
• двусторонняя монополия или угроза отказа от сделки;
• наличие определенных барьеров на ряде рынков, например, наукоемких и капиталоемких производств;
• надежда на общественные блага, что может ослабить индивидуальную инициативу.
Государственное регулирование также не свободно от недостатков, среди которых выделим основные [3, 4]:
• замыкание информационных потоков при координации деятельности из-за бюрократических структур;
• невозможность развивать новые виды деятельности из-за принудительно установленной специализации по вине инерционности бюрократических структур;
• жесткие ограничения имущественных прав;
• ограничение доступа к новым рынкам капитала и источникам финансирования.
Социально-этические факторы, которые диктуются ценностной ориентацией государства, весьма существенно менялись на протяжении последнего столетия, как и этические установки общества. Так, после Второй мировой войны средства массовой ин-
формации играли огромную роль в формировании притязаний и поведении людей, которых нацеливали на достижение наивысших результатов труда.
В 1960-е и 1970-е гг. молодое поколение стремилось к самореализации, к творческому отношению к жизни, а не к материальному насыщению. Изменялись соответственно и функции государства, которое должно было обеспечивать увеличение услуг, защиту от безработицы, повышение социальной и экономической безопасности.
В 1980-е гг. происходит очередная смена ценностей. Создаются благоприятные социально-экономические и политические условия для развития предпринимательской деятельности. Одновременно с ростом эффективности рыночного регулирования снижается роль государственного регулирования из-за нехватки государственных финансов, средств для развития государственных предприятий. В современных условиях растут расходы на содержание госаппарата, но эффективность государственного управления не повышается. До сих пор не выработаны общие приоритетные цели государства и общества
ЛИТЕРАТУРА
1. Коновалова Л.Н. Управление социальными программами компании / Л.Н.Коновалова, М.И.Корсаков, В.Н.Якимец. М., 2003.
2. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания / Под ред. С.Е.Литовченко, М.И.Корсакова. М., 2003.
3. Леонтьева Е. Государственный сектор в рыночной экономике // Проблемы теории и практики управления. 1995. № 5.
4. Минервин И.Г. Принципы управления государственной собственностью // Отношения собственности: теоретические основы и стратегия совершенствования: Сб. статей. М., 2002.
5. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М., 1995.
6. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка / Под ред. С.Е.Литовченко, М.И.Корсакова. М., 2003.
7. Стиглиц ДжЮ. Экономика государственного сектора. М., 1997.
8. Управление социально-экономическим развитием России / Под ред. Д.С.Львова, А.Г.Поршнева. М., 2002.
9. Шерер Ф. Структура отраслевых рынков / Ф.Шерер, Д.Росс. М., 1997.
248 _
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.194
REFERENCES
1. Konovalova L.N., Korsakov M.I., Yakimets V.N. Manage company's social programs. Moscow, 2003.
2. Corporate social responsibility: public expectations / Ed. by S.E.Litovchenko, M.I.Korsakov. Moscow, 2003.
3. Leontieva E. The public sector in a market economy // Problems of theory and practice. 1995. N 5.
4. Minervin I.G. Principles of state property management // Property relations: theoretical framework and strategy for improvement. Moscow, 2002.
5. Eucken W. The basic principles of economic policy. Moscow, 1995.
6. Corporate Social Responsibility: The latest agenda / Ed. by S.E.Litovchenko, M.I.Korsakov. Moscow, 2003.
7. Stiglitz G.Yu. Economics of the public sector. Moscow, 1997.
8. Management of socio-economic developments in Russia. Forecast of development of energy complex of Russia / Ed. by D.S.Lviv, A.G.Porshev. Moscow, 2002.
9. Scherer F., Ross D. The structure of industrial markets. Moscow, 1997.
Санкт-Петербург. 2011