Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ОСВОЕНИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ОСВОЕНИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЕ РЕГИОНЫ / МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫЕ РЕСУРСЫ / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНЯТЫХ И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кузнецов Дмитрий Сергеевич

Рассмотрены социально-экономические эффекты, получаемые от добычи полезных ископаемых в северных регионах РФ, выражающиеся в валовом региональном продукте, налогах, занятости населения. Показано, что к регионам с наиболее высокой долей добычи полезных ископаемых в структуре валового внутреннего продукта относятся Ненецкий АО, Республика Коми, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, Республика Саха, Магаданская область и Чукотский АО. Горнодобывающие предприятия играют важную роль в формировании бюджетов разных уровней, занятости населения, оплате труда. В нефтегазовых регионах налог на добычу полезных ископаемых, направляемый в федеральный бюджет, существенно превышает их бюджетные доходы. Заработная плата в добыче полезных ископаемых значительно выше, чем в среднем по регионам, однако уровень жизни населения остается относительно низким. В целях более эффективного использования минерально-сырьевого потенциала в социально-экономическом развитии северных регионов необходимо дальнейшее расширение сырьевой базы, вовлечение в промышленный оборот новых месторождений и увеличение объемов добычных работ. Вместе с этим целесообразно перераспределение налога на добычу полезных ископаемых и увеличение за счет этого доходов региональных бюджетов с их последующим целевым использованием при проведении геологоразведочных работ и решении социально-экономических задач, включая развитие альтернативных несырьевых отраслей, заслуживающих большого внимания в связи с постепенным истощением запасов полезных ископаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC EFFECTS OF THE DEVELOPMENT OF MINERAL AND RAW RESOURCES IN THE NORTHERN REGIONS

The article analyzes the socio-economic effects obtained from the extraction of minerals in the northern regions of the Russian Federation, expressed in the gross regional product, taxes, and employment. The regions with the highest share of mining in the structure of gross domestic product include Nenets Autonomous Okrug, the Komi Republic, Khanty-Mansiysk and Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, the Sakha Republic, Magadan Oblast and Chukotka Autonomous Okrug. Mining enterprises play an important role in the formation of budgets of various levels, employment of the population, wages. In the oil and gas regions the mineral extraction tax send to the federal budget significantly exceeds their budget revenues. Mining wages are significantly higher than the regional average, but the standard of living remains relatively low. It is necessary to further expand the resource base, involve new deposits in the industrial turnover and increase the volume of mining operations for more efficient use of the mineral resource potential of the northern regions. At the same time, it is expedient to redistribute the mineral extraction tax and thereby increase regional budget revenues with their subsequent targeted use in geological exploration and solving socio-economic problems, including the development of alternative non-primary industries that deserve great attention due to the gradual depletion of mineral reserves

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ОСВОЕНИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ»

Научная статья УДК 332.1:553

DOI 10.18101/2304-4446-2023-2-87-97

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ОСВОЕНИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ

© Кузнецов Дмитрий Сергеевич

аспирант,

Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера ФИЦ Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук 167982, Россия, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 26 kuznetsov.ds@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены социально-экономические эффекты, получаемые от добычи полезных ископаемых в северных регионах РФ, выражающиеся в валовом региональном продукте, налогах, занятости населения. Показано, что к регионам с наиболее высокой долей добычи полезных ископаемых в структуре валового внутреннего продукта относятся Ненецкий АО, Республика Коми, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, Республика Саха, Магаданская область и Чукотский АО. Горнодобывающие предприятия играют важную роль в формировании бюджетов разных уровней, занятости населения, оплате труда. В нефтегазовых регионах налог на добычу полезных ископаемых, направляемый в федеральный бюджет, существенно превышает их бюджетные доходы. Заработная плата в добыче полезных ископаемых значительно выше, чем в среднем по регионам, однако уровень жизни населения остается относительно низким. В целях более эффективного использования минерально-сырьевого потенциала в социально-экономическом развитии северных регионов необходимо дальнейшее расширение сырьевой базы, вовлечение в промышленный оборот новых месторождений и увеличение объемов добычных работ. Вместе с этим целесообразно перераспределение налога на добычу полезных ископаемых и увеличение за счет этого доходов региональных бюджетов с их последующим целевым использованием при проведении геологоразведочных работ и решении социально-экономических задач, включая развитие альтернативных несырьевых отраслей, заслуживающих большого внимания в связи с постепенным истощением запасов полезных ископаемых. Ключевые слова: северные регионы, минерально-сырьевые ресурсы, валовой региональный продукт, налог на добычу полезных ископаемых, численность занятых и заработная плата, социально-экономическое развитие.

Для цитирования

Кузнецов Д. С. Социально-экономические эффекты освоения минерально-сырьевых ресурсов северных регионов // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2023. № 2. С. 87-97.

Введение

Социально-экономическое развитие северных регионов на протяжении многих лет в значительной степени связано с освоением минерально-сырьевых ресурсов. В последние десятилетия произошли существенные изменения в организации хозяйственной деятельности, что, в частности, обусловило сокращение социальной инфраструктуры и отток постоянно проживающего населения. Проблемы, возможности и направления развития северных регионов в современных

условиях рассматриваются во многих работах1 [4]. Реализуется государственная стратегия развития арктической зоны.

К числу весьма актуальных, как ранее показано В. П. Орловым [5], О. С. Анашкиным и В. А. Крюковым [6], А. С. Матвеевым и О. А. Матвеевым [7], Н. В. Ломакиной [8] и другими авторами, относится проблема недостаточно эффективного использования минерально-сырьевого потенциала в социально-экономическом развитии регионов. Несмотря на масштабную добычу полезных ископаемых многие сырьевые регионы являются дотационными.

Целью настоящей работы является оценка социально-экономических эффектов, получаемых в последние годы от добычи полезных ископаемых в северных регионах, выражающихся в валовом региональном продукте, налогах, численности и заработной плате работников горнодобывающих предприятий. В связи с этим для каждого региона показаны доля добычи полезных ископаемых в валовом региональном продукте, распределение налога на добычу полезных ископаемых между федеральным и региональными бюджетами. Проведено сопоставление различных регионов, рассмотрены некоторые возможности повышения роли добычи полезных ископаемых в региональном развитии. Использовались имеющиеся в открытом доступе данные о запасах, ресурсах и объемах добычи полезных ископаемых, материалы Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС).

Результаты и их обсуждение

Северные регионы, включая арктические территории, характеризуются значительными запасами и ресурсами нефти и газа, угля и других полезных ископае-мых2. Запасы нефти оцениваются в 22,7 млрд т и составляют 72% общероссийских. Заметно выделяется Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция, включающая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Суммарные запасы нефти здесь составляют 16,1 млрд т (51,3 %). На еще относительно слабо изученном шельфе Баренцева, Карского морей и моря Лаптевых запасы нефти оцениваются в 700 млн т. В 2020 г. добыто 308,8 млн т нефти, что составляет 64,9% общероссийской добычи. Крупнейшими нефтедобывающими компаниями являются ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Лукойл», ПАО «Газпромнефть», ПАО «Сургутнефтегаз». В течение уже многих лет первое место по добыче нефти занимает Ханты-Мансийский автономный круг, в 2020 г. здесь добыто 210,2 млн т. (44,1% общероссийской добычи).

Запасы свободного газа составляют 58,9 трлн м3. Это 83% общероссийских запасов. Основная их доля сосредоточена в Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции на территории Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Значительные запасы газа, как и нефти, выявлены на шельфе Баренцева и Карского морей — 13,2 трлн м3. Наряду со свободным газом имеются большие

1 Российская Арктика: современная парадигма развития / под редакцией А. И. Татар-кина. Санкт-Петербург: Нестор-История. 2014. 844 с. URL: https://www.elibrary.ru/uytlvj (дата обращения: 10.04.2023). Текст: электронный.

2 Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ре-

сурсов Российской Федерации в 2020 году / главные редакторы Е. И. Петров, Д. Д. Те-тенькин. Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральное агентство по недропользованию. Москва, 2021. 569 с.

запасы растворенного газа, более половины которых сосредоточены в Ханты-Мансийском автономном округе. Добыча газа ведется ПАО «Газпром», ПАО «НОВАТЕК», другими компаниями. В 2020 г. добыто 580,9 млрд м3 свободного газа (89,3% общероссийской добычи). В Ямало-Ненецком автономном округе ОАО «Ямал СПГ» налажено масштабное производство сжиженного природного газа.

Запасы и ресурсы углей северных регионов занимают существенно иное положение в структуре российской минерально-сырьевой базы по сравнению с нефтью и газом. Запасы составляют 28,8 млрд т (11,2% общероссийских запасов). Из них около 14 млрд т сосредоточено в Республике Саха (Ленский и Яно-Омолонский, Южноякутский, Зырянский угольные бассейны) и Республике Коми — 7,1 млрд т (Печорский бассейн). Добыча углей ведется АО «СУЭК», АО «Воркутауголь», ООО «Эльгауголь» и другими компаниями. Объемы добычи углей в 2020 г. составили 26,8 млн т (7,4% общероссийской добычи).

Наряду с месторождениями нефти, газа и угля разрабатываются месторождения металлических и неметаллических полезных ископаемых. В частности, на севере Красноярского края расположены крупнейшие месторождения меди, никеля, кобальта. Запасы меди составляют 42,8 млн т (43,6% общероссийских запасов). Добыча и переработка руд ведутся ПАО «ГМК «Норильский никель». В 2020 г. добыто 464 тыс. т меди (41% общероссийской добычи), 148 тонн металлов платиновой группы (99% общероссийской добычи).

В ряде северо-восточных регионов сосредоточены значительные запасы золота и серебра. Запасы золота составляют 4 963,9 тонны (32,5% общероссийских запасов). Большая их часть находится в Магаданской области (2 059,7 тонны), Республике Саха (1 796,8 тонны), Чукотском автономном округе. Добыча золота в 2020 г. составила 159,6 тонны (37,2% российской добычи). К числу основных горнодобывающих компаний относятся АО «Полиметалл», АО «Полюс Магадан», АО «Сусуманзолото», АО «Павлик» и другие. В Республике Саха и Архангельской области находится 99,9 % запасов алмазов — 1054 млн карат. Добыча алмазов осуществляется в основном ПАО «Алроса», а также АО «АГД ДАЙ-МОНДС». В 2020 г. добыто более 40 млн карат алмазов.

В Мурманской области и ряде других регионов известны крупные месторождения фосфатов, использующихся в основном для производства сельскохозяйственных удобрений. Запасы фосфатов весьма значительные — 665,9 млн т (80% российских запасов) и сосредоточены в основном на мурманских месторождениях апатитовых руд. Добыча фосфатов ведется ПАО «ФосАгро», ПАО «Акрон», АО «МХК «ЕвроХим». В 2020 г. добыто 6,1 млн т фосфатов (99,5 % общероссийской добычи).

В структуре валового внутреннего продукта РФ доля северных регионов составляет около 10-15 %. Доля добычи полезных ископаемых в валовом региональном продукте (ВРП) различных регионов варьирует в широких пределах (табл. 1). Наиболее высока она в Ненецком (79 %), Ямало-Ненецком (71,3 %) и Ханты-Мансийском (72,1 %) автономных округах, Республике Коми (43,8 %), где ведется масштабная добыча нефти и газа, а также в Республике Саха (добыча алмазов, золота, нефти и газа, угля), Магаданской области и Чукотском автономном округе (добыча золота). Добыча полезных ископаемых в этих регионах является основным видом экономической деятельности. К таковым можно отнести

также северные районы Красноярского края (добыча и переработка медно-никелевых руд, добыча нефти и газа). В ВРП Республики Карелия, Архангельской области (исключая Ненецкий автономный округ), Мурманской области доля добычи полезных ископаемых значительно ниже. Важную роль в этих регионах играют обрабатывающие производства. В Камчатском крае к основным видам экономической деятельности относятся рыболовство и рыбоводство, сельское и лесное хозяйство.

Таблица 1

Валовой региональный продукт северных регионов Российской Федерации и доля добычи полезных ископаемых (2020 г.)

Регион ВРП в основных ценах (млрд р.) Место в рейтинге субъектов РФ ВРП на душу населения (тыс. р.) Место в рейтинге субъектов РФ Доля добычи полезных ископаемых в ВРП, %

Российская Федерация 93 810,3 - 640,5 - 10,5

Республика Карелия 319,4 60 522,3 33 16,8

Мурманская область 790,5 31 1 072,3 10 8,7

Архангельская область в т. ч. Ненецкий АО 789,6 230,4 41 71 697,7 5 206,3 16 1 25 77,2

Республика Коми 612,1 40 749,2 15 32,8

Ямало-Ненецкий АО 2 768,2 5 5 072,5 2 66,5

Ханты-Мансийский АО 3 353,3 4 1 994,6 6 61,5

Республика Саха 1 141,3 20 1 168,2 9 49,1

Магаданская область 284,1 63 2 035,0 5 56,2

Чукотский АО 119,9 79 2 404,3 3 45,5

Камчатский край 294,5 62 942,8 13 7,6

Примечание: Составлено автором по данным, опубликованным на сайте ЕМИСС https://www.fedstat.ru/indicator/42928, https://www.fedstat.ru/indicator/61497

Анализ динамики добычи полезных ископаемых в структуры ВРП показывает, что она остается достаточно стабильной на протяжении многих лет (рис. 1). Вместе с этим в преимущественно золотодобывающих регионах, в частности в Магаданской области и Чукотском АО, доля добычи полезных ископаемых в структуре ВРП заметно увеличилась, а в нефтегазовых регионах — Ненецком, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком АО, Республике Коми — в 2020 г. немного сократилась, что, вероятно, связано с промышленным спадом, обусловленным эпидемиологической обстановкой.

2010 2012 2014 2016 2018 2020 год

Рис. 1. Динамика доли добычи полезных ископаемых в структуре ВРП некоторых северных регионов: 1 — Ненецкий АО; 2 — Ханты-Мансийский АО;

3 — Республика Саха; 4 — Магаданская область. Составлено автором по данным, опубликованным на сайте ЕМИСС. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/59450

За счет налогов, сборов и иных платежей северных регионов формируется около 30 % налоговых поступлений в федеральный бюджет. Среди уплачиваемых горнодобывающими предприятиями налогов одним из основных является налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Согласно имеющимся данным, суммарно НДПИ северных регионов в последние годы составляет 3-5 трлн р. (табл. 2). Заметно выделяются нефтегазовые Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, в этих регионах в 2021 г. НДПИ составил соответственно 2903 млрд р. (70,9% суммы всех налогов, собираемых в регионе) и 1198 млрд р. (62,7%).

Таблица 2

Налог на добычу полезных ископаемых в сырьевых северных регионах Российской Федерации, и его межбюджетное распределение, млрд р.

Регионы 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Ненецкий АО, бюджет (доходы) 23,3 24,6 24,1 31,2

Уплачено налогов, всего, в том числе 120,7 113,8 71,4 141,6

налог на добычу полезных ископаемых, в том 100,7 97,4 58,2 115,4

числе в региональный бюджет 0,55 0,40 0,48 0,64

в федеральный бюджет 100,6 97,4 58,1 115,3

Республика Коми, бюджет (доходы) 95,9 99,1 102,4 118,6

Уплачено налогов, всего, в том числе 238,1 244,7 176,4 371,5

налог на добычу полезных ископаемых, в том 135,8 137,0 81,6 216,5

числе в региональный бюджет 0,39 0,51 0,30 0,23

в федеральный бюджет 135,5 136,5 81,3 216,3

Ханты-Мансийский АО, бюджет (доходы) 324,7 318,7 324,6 336,9

Уплачено налогов, всего, в том числе 3421,4 3385,8 2300,2 4096,7

налог на добычу полезных ископаемых, в том 2675 2594,9 1568,3 2902,9

числе в региональный бюджет -0,86 0,69 0,67 0,84

в федеральный бюджет 2675,9 2594,2 1567,6 2902,1

Ямало-Ненецкий АО, бюджет (доходы) 235,2 257,2 226,7 285,1

Уплачено налогов, всего, в том числе 1462,3 1600,7 1216,5 1910,1

налог на добычу полезных ископаемых, в том 968,1 978,8 737,7 1197,7

числе в региональный бюджет 0,35 0,64 0,98 0,77

в федеральный бюджет 967,7 978,2 736,7 1196,9

Республика Саха, бюджет (доходы) 248,3 249,0 275,2 358,3

Уплачено налогов, всего, в том числе 243 249,2 220,4 402,6

налог на добычу полезных ископаемых, в том 128,9 144,1 103,2 244,1

числе в региональный бюджет 15,5 21,4 15,3 23,9

в федеральный бюджет 113,4 122,7 87,9 220,1

Магаданская область, бюджет (доходы) 37,8 43,5 53,1 57,7

Уплачено налогов, всего, в том числе 14 18,5 23,0 25,9

налог на добычу полезных ископаемых, в том 4,67 5,14 7,32 8,89

числе в региональный бюджет 2,81 3,1 4,41 5,37

в федеральный бюджет 1,86 2,04 2,91 3,52

Чукотский АО, бюджет (доходы) 36,2 56,7 54,3 53,8

Уплачено налогов, всего, в том числе 11,7 15,6 20,5 20,2

налог на добычу полезных ископаемых, в том 3,15 4,21 5,75 5,86

числе в региональный бюджет 1,89 2,53 3,46 3,52

в федеральный бюджет 1,26 1,69 2,29 2,34

Примечание: составлено автором по данным, опубликованным на сайте ЕМИСС. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/42547.

Наиболее высокие платежи НДПИ, перечисляемые в федеральный бюджет, осуществляются Ханты-Мансийским АО — 2902,1 млрд р. (70,9 % общей суммы налогов, собираемых в регионе) и Ямало-Ненецким АО — 1196,9 млрд р. (62,7%), Республикой Саха — 220,1 млрд р. (54,7 %), Республикой Коми — 216,5 млрд р. (58,2 %), Ненецким АО — 115,3 млрд р. (81,4 %).

К регионам с наибольшей величиной НДПИ в доходах регионального бюджета относятся те, в которых осуществляется добыча в основном рудных полезных ископаемых: Республика Саха — 23,9 млрд р. (6,7%), Магаданская область — 5,3 млрд р. (9,3%), Чукотский АО — 3,5 млрд р. (6,5%). В нефтегазовых регионах величина НДПИ, перечисляемого в региональные бюджеты, относительно низкая, поскольку НДПИ от добычи углеводородного сырья полностью поступает в федеральный бюджет. В частности, в Ханты-Мансийском АО доля НДПИ в доходах регионального бюджета составляет 0,2%, в Ямало-Ненецком АО 0,3%, хотя в целом доходы бюджетов этих регионов довольно высокие.

Кроме налогов, поступающих в бюджеты разных уровней, многими горнодобывающими предприятиями по договорам о партнерстве с органами региональной и муниципальной власти дополнительно осуществляется прямая финансовая поддержка в решении социально значимых задач.

В настоящее время в добыче полезных ископаемых в северных регионах занято более 500 тыс. работников, из них большая часть в нефтегазовых регионах: Ханты-Мансийский АО — 236,9 тыс. чел. и Ямало-Ненецкий АО — 91,8 тыс. чел. (табл. 3). Высока занятость в добыче полезных ископаемых в Республике Саха — 53 тыс. чел. Вероятнее всего, в добыче полезных ископаемых реально

занято намного больше работников в связи с широко практикующимся вахтовым методом организации работ, не учитывающимся в статистических материалах.

Таблица 3

Среднегодовая численность занятых в добыче полезных ископаемых в северных регионах Российской Федерации, тыс. чел.

Регион 2018 2019 2020

Республика Карелия 7,4 (2,8) 7,1 (2,7) 6,9 (2,6)

Мурманская область 13,9 (3,8) 14,3 (4) 14,8 (4,3)

Архангельская область в т. ч. Ненецкий АО 11,8 (2,2) 8,4 (26,5) 11,8 (2,3) 8,6 (27,5) 11,8 (2,4) 8,5 (27,2)

Республика Коми 24,6 (6) 23,5 (5,8) 23,3 (6,1)

Ямало-Ненецкий АО 83,2 (19,9) 90,3 (21,4) 91,8 (22,0)

Ханты-Мансийский АО 232,6 (21,4) 236,6 (21,9) 236,9 (22,2)

Республика Саха 48,6 (9,8) 51,9 (10,3) 53,0 (10,8)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Магаданская область 12,4 (13,5) 12,9 (14,3) 13,5 (15,2)

Чукотский АО 6,0 (18,1) 6,0 (18) 5,7 (17,1)

Камчатский край 3,4 (2,1) 3,6 (2,2) 3,7 (2,2)

Примечание: Составлено автором по данным, опубликованным на сайте ЕМИСС. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/58994. В скобках указана доля занятых в добыче полезных ископаемых в общей численности занятых в экономике, %.

Среднемесячная заработная плата занятых в добыче полезных ископаемых намного выше средней заработной платы в регионах (табл. 4).

Таблица 4

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в добыче полезных ископаемых в северных регионах РФ, тыс. р.

Регион 2018 2019 2020

Республика Карелия 55,8 (38,9) 64,7 (42,8) 71,1 (46,3)

Мурманская область 78,9 (57,6) 86,5 (63,1) 96,3 (68,8)

Архангельская область Ненецкий АО 104,9 (48,1) 116,1 (82,8) 109,3 (52,0) 121,1 (86,8) 119,6 (55,3) 130,6 (91,7)

Республика Коми 90,5 (50,2) 97,2 (53,2) 98,3 (56,8)

Ямало-Ненецкий АО 140,0 (96,9) 146,0 (100,5) 158,8 (110,8)

Ханты-Мансийский АО 95,1 (71,0) 99,5 (74,5) 105,0 (79,1)

Красноярский край 101,6 (44,9) 106,4 (49,6) 118,1 (54,0)

Республика Саха 111,6 (67,5) 118,1 (72,7) 122,5 (76,6)

Магаданская область 118,5 (86,0) 128,2 (92,9) 133,5 (102,4)

Чукотский АО 115,1 (98,4) 126,4 (106,9) 161,0 (121,3)

Камчатский край 85,1 (72,7) 100,1 (79,2) 120,7 (83,1)

Примечание. Источник: по данным, опубликованным на сайте ЕМИСС. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/57824. В скобках указана средняя заработная плата в регионах.

Социально-экономические эффекты, получаемые от добычи полезных ископаемых, при их более широком рассмотрении, конечно, не ограничиваются отмеченными выше. В последние годы в ряде регионов созданы новые перерабатывающие и другие сопутствующие предприятия, реализуются крупные проекты по развитию транспортной инфраструктуры. Тем не менее продолжается отток населения, уровень жизни остается относительно невысоким. Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума в Республике Карелия, Мурманской области, Республике Коми, Республике Саха, Камчатском крае ниже, чем в среднем по РФ. Северные регионы в рейтинге социально-экономического положения субъектов РФ (по данным рейтингового агентства «РИА Рейтинг» за 2022 г.) за исключением ХМАО (5-е место) и ЯНАО (6-е место) занимают далеко не первые места. В частности, Республика Саха находится на 46-м, Республика Коми на 59-м, Ненецкий АО на 54-м, Магаданская область на 50-м, Чукотский АО на 57-м местах.

Очевидно, что одним из важнейших условий повышения социально-экономического положения северных регионов является более эффективное использование минерально-сырьевых ресурсов. В связи с этим необходимо дальнейшее развитие минерально-сырьевой базы, наращивание объемов добычи различных полезных ископаемых, в чем заинтересованы и федеральный центр и регионы, поскольку с этим прямо связаны налоговые доходы и занятость населения.

Согласно результатам геологоразведочных работ [9] в отношении нефти и газа наибольший интерес представляет шельф арктических морей, прежде всего Баренцева и Карского, где сосредоточена основная часть нефтегазовых ресурсов. В ряде регионов имеются площади, перспективные на различные твердые полезные ископаемые, в частности, золото, платиноиды, алмазы. Остается нераскрытой половина минерально-сырьевого потенциала сибирских и дальневосточных регионов [5]. Открытие новых месторождений осложняется труднодоступностью перспективных площадей, их постепенным сокращением и возрастающими финансовыми затратами на проведение геологоразведочных и добычных работ. Тем не менее в основном за счет средств недропользователей ведутся разведка и подготовка к освоению многих месторождений нефти, газа и других полезных ископаемых.

Следует, однако, заметить, что прирост запасов отдельных видов полезных ископаемых является весьма нестабильным, а по алмазам (Республика Саха) и фосфатам (Мурманская область) в значительной степени отстает от объемов добычи. Уже не в столь отдаленной перспективе возможны сокращение промышленных запасов и падение объемов добычи нефти и газа (особенно в давно осваиваемых районах Тимано-Печорской и Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций).

Важным обстоятельством является то, что минерально-сырьевые ресурсы относятся к невозобновляемым и их неизбежное постепенное истощение при сырьевой специализации экономики в перспективе может привести к социально-экономической деградации не только арктических регионов, но и пока еще относительно благополучных регионов Ближнего Севера. Анализ результатов проведенной нами оценки социально-экономических эффектов, получаемых от добычи полезных ископаемых, показывает, что к числу возможных мер, способствую-

щих развитию и снижению дотационности регионов, можно отнести некоторое перераспределение налогов, выплачиваемых горнодобывающими предприятиями федеральному центру и регионам. При этом следует учитывать структуру доходов консолидированных региональных бюджетов, основную долю которых составляют налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и налог на имущество организаций. Дополнительным источником доходов может служить НДПИ от добычи нефти, газа и других полезных ископаемых. В связи с этим часть этого налога, большая, чем в настоящее время, могла бы оставаться в распоряжении регионов и направляться в фонды промышленного развития (или инвестиционные фонды) с последующим использованием в решении региональных задач, включая геологоразведочные работы по расширению минерально-сырьевой базы. При этом для сырьевых регионов, особенно специализированных на какой-то один вид полезных ископаемых, чрезвычайно важна диверсификация минерально-сырьевого комплекса, как это уже отмечалось ранее [10], и вообще региональной экономики, организация новых производств, в том числе не связанных с добычей полезных ископаемых, что в перспективе может в той или иной степени компенсировать сокращение налоговых доходов по мере отработки месторождений и обеспечить занятость населения.

Заключение

В северных регионах сосредоточена значительная часть российских ресурсов и запасов нефти, газа, золота, алмазов, никеля, кобальта, палладия и платины, фосфатов и других видов минерального сырья, ведется разработка многих месторождений. К регионам с наиболее высокой долей добычи полезных ископаемых в структуре валового регионального продукта относятся Ненецкий АО, Республика Коми, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, Республика Саха, Магаданская область и Чукотский АО. Горнодобывающие предприятия играют важную роль в формировании бюджетов различных уровней, занятости населения, оплате труда. Налоговые доходы, получаемые от добычи полезных ископаемых, прежде всего нефти и газа, составляют значительную часть федерального бюджета, а в ряде нефтегазовых регионов налог на добычу полезных ископаемых существенно превышает их бюджетные доходы.

В целях повышения эффективности использования минерально-сырьевого потенциала в интересах регионального развития большое значение имеет наращивание запасов и объемов добычи полезных ископаемых, вовлечение в промышленный оборот новых месторождений, что, несомненно, будет способствовать дальнейшему развитию социальной инфраструктуры, росту налоговых доходов бюджетов различных уровней. Вместе с этим на законодательном уровне целесообразно рассмотрение возможностей перераспределения налога на добычу полезных ископаемых с увеличением за счет этого доходов региональных бюджетов. Важно расширение полномочий регионов в определении долгосрочной стратегии развития и освоения минерально-сырьевой базы, координации деятельности горнопромышленных компаний с другими хозяйствующими субъектами и научно-исследовательскими институтами, инициирование и продвижение социально значимых проектов, участие в подготовке аукционов на право пользования недрами и лицензировании геологоразведочных и добычных работ на разные виды полезных ископаемых.

Литература

1. Формирование социально-экономической политики северных регионов России с учетом фактора освоения природных ресурсов / А. Г. Шеломенцев, С. В. Дорошенко, О. А. Козлова и др.; Институт экономики УрО РАН. Екатеринбург, 2011. 140 с. ISBN 978-5-94646-346-1. Текст: непосредственный.

2. Пилясов А. Н. Арктическая индустриализация в российском пространстве и во времени // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2019. № 3 (65). С. 1830. DOI: 10.25702/KSC.2220-802X.2019.65.3.18-30. Текст: непосредственный.

3. Лаженцев В. Н. Арктика и Север в контексте пространственного развития России // Экономика региона. 2021. Т. 17, вып. 3. С. 737-754. DOI: 10.17059/ekon.reg.2021-3-2. Текст: непосредственный.

4. Социально-экономическая динамика и перспективы развития российской Арктики с учетом геополитических, макроэкономических, экологических и минерально-сырьевых факторов / под редакцией Т. П. Скуфьиной, Е. А. Корчак. Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2021. 210 с. DOI: 10.37614/978.5.91137.458.7. Текст: непосредственный.

5. Орлов В. П. Минерально-сырьевая база и минерально-сырьевой комплекс в экономике северных и восточных регионов // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2013. № 5. С. 2-5. URL: https://www.elibrary.ru/rfsklx. Текст: непосредственный.

6. Анашкин О. С., Крюков В. А. Об эффективности использования минерально-сырьевого потенциала для решения задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2015. № 1. С. 24-33. URL: https://www.elibrary.ru/rkdhau. Текст: непосредственный.

7. Матвеев А. С., Матвеев О. А. Роль минерально-сырьевого комплекса в социально-экономическом развитии Крайнего Севера // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2015. № 1. С. 34-38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22956738. Текст: непосредственный.

8. Ломакина Н. В. Минерально-сырьевой комплекс Дальнего Востока России: потенциал развития. Хабаровск: Изд-во Института экономических исследований ДВО РАН, 2009. 240 c. URL: https://www.elibrary.ru/sghfrb. Текст: непосредственный.

9. О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2020 году: государственный доклад / главные редакторы Е. И. Петров, Д. Д. Те-тенькин; Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральное агентство по недропользованию. Москва, 2021. 570 с. Текст: непосредственный.

10. Гальцева Н. В., Шарыпова О. А. Минерально -сырьевой комплекс Крайнего Северо-Востока России: перспективы и условия развития // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2020. № 4-5. С. 64-68. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=44877532 Текст: непосредственный.

Статья поступила в редакцию 28.02.2023; одобрена после рецензирования 10.04.2023; принята к публикации 24.04.2023.

SOCIO-ECONOMIC EFFECTS OF THE DEVELOPMENT OF MINERAL AND RAW RESOURCES IN THE NORTHERN REGIONS

Dmitry S. Kuznetsov Research Assistant,

Institute of Socio-Economic and Energy Problems of the North Komi Scientific Center, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences 26 Kommunisticheskaya St., Syktyvkar 167982, Russia kuznetsov. ds@mail. ru

Abstract. The article analyzes the socio-economic effects obtained from the extraction of minerals in the northern regions of the Russian Federation, expressed in the gross regional product, taxes, and employment. The regions with the highest share of mining in the structure of gross domestic product include Nenets Autonomous Okrug, the Komi Republic, Khanty-Mansiysk and Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, the Sakha Republic, Magadan Oblast and Chukotka Autonomous Okrug. Mining enterprises play an important role in the formation of budgets of various levels, employment of the population, wages. In the oil and gas regions the mineral extraction tax send to the federal budget significantly exceeds their budget revenues. Mining wages are significantly higher than the regional average, but the standard of living remains relatively low. It is necessary to further expand the resource base, involve new deposits in the industrial turnover and increase the volume of mining operations for more efficient use of the mineral resource potential of the northern regions. At the same time, it is expedient to redistribute the mineral extraction tax and thereby increase regional budget revenues with their subsequent targeted use in geological exploration and solving socio-economic problems, including the development of alternative non-primary industries that deserve great attention due to the gradual depletion of mineral reserves. Keywords: northern regions, mineral resources, gross regional product, mineral extraction tax, number of employees and wages, socio-economic development.

For citation

Kuznetsov D. S. Socio-Economic Effects of the Development of Mineral and Raw Resources in the Northern Regions. Bulletin of Buryat State University. Economy and Management. 2023; 2: 87-97 (In Russ.).

The article was submitted 28.02.2023; approved after reviewing 10.04.2023; accepted for publication 24.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.