УДК 316.752-053.6(470.65)
https ://doi.org/10.24158/spp.2017.11.2
Багиева Марина Григорьевна
Bagieva Marina Grigoryevna
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Владикавказского института управления
Кулова Маргарита Ростиславовна
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института социально-политических исследований Российской академии наук
Федосова Елена Владимировна
PhD in Education Science, Associate Professor, Head of State and Municipal Management Department, Vladikavkaz Institute of Management
Kulova Margarita Rostislavovna
PhD in Economics, Senior Research Fellow, Institute of Social and Political Studies, Russian Academy of Sciences
Fedosova Elena Vladimirovna
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института социально-политических исследований Российской академии наук
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ -АЛАНИЯ
PhD in Social Science, Senior Research Fellow, Institute of Social and Political Studies, Russian Academy of Sciences
SOCIAL AND ECONOMIC ASPECTS OF THE YOUTH VALUE SYSTEM IN THE REPUBLIC OF NORTH OSSETIA-ALANIA
Аннотация:
Проблема ценностных ориентаций молодежи приобретает особую важность в реформируемом обществе, ориентированном на построение экономики знаний. Процессы, протекающие в молодежном социуме, оказывают безусловное влияние на реалии и перспективы социально-экономического развития территории. В статье представлен анализ результатов проведенного в 2016 г. в Республике Северная Осетия - Алания социологического опроса 1500 молодых людей - учащихся старших классов школ, студентов ссузов и вузов. Подавляющее большинство молодых людей обеспокоены экономической ситуацией в республике. Более по-ловины респондентов в целом связывают свои жизненные стратегии с выездом за пределы республики. Сделан вывод, что для перелома настрое-ний в молодежном социуме необходима не просто более активная молодежная политика, а эффективная стратегия социально-экономического развития страны в целом и ее регионов в частности.
Ключевые слова:
ценностные ориентации, экономика знаний, регион, социально-экономическое развитие, молодежь, Республика Северная Осетия - Алания.
Summary:
The problem of the youth value system is of special importance in the reformed society trying to create a knowledge economy. The processes in youth community have an impact on reality and prospects of territorial social and economic development. The study analyzes the results of the survey conducted in the Republic of North Ossetia-Alania in 2016 and involved 1,500 young people (the students of high schools, secondary specialized educational institutions, and universities). The vast majority of young people are concerned about the economic situation in the republic. In general, more than half of the respondents relate their life strategies to the departure from the region. The authors conclude that a shift in mood in the youth society requires both a more active youth policy and an effective strategy of social and economic development of the country and its regions.
Keywords:
value system, knowledge economy, region, social and economic development, youth, Republic of North Osse-tia-Alania.
Проблема активизации участия молодежи в модернизационном процессе является одной из приоритетных на современном этапе развития российского государства. Истощение ресурса сырьевой модели роста и необходимость перехода к инновационной экономике на фоне усиления протестных настроений в обществе актуализируют поиск оптимальной модели взаимодействия государства и молодежи [1]. Вопросы ценностных ориентаций в молодежном социуме в контексте динамики социально-экономических процессов носят актуальный характер в силу недостаточной теоретической разработанности и практической значимости темы.
В статье рассматриваются некоторые результаты проведенного в 2016 г. социологического опроса 1500 молодых людей, включая 500 учащихся старших классов школ города Владикавказа,
500 студентов средних специальных учебных заведений и 500 студентов высших учебных заведений Республики Северная Осетия - Алания (РСО - Алания), в частности студентов СевероОсетинского госуниверситета, Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета), Горского государственного аграрного университета. Целью исследования являлось изучение особенностей ценностных ориентаций в молодежном социуме в условиях отрицательной динамики экономического развития региона.
При описании основного вектора развития экономической ситуации в республике в 2016 г. мы используем фразу «продолжающееся с 2015 г. падение основных макроэкономических показателей» [2]. В частности, в 2016 г. индекс промышленного производства в республике составил 87 %, что стало показателем максимального падения в российских субъектах на фоне среднего значения в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) 107,5 % и в России в целом 101 %.
По итогам 2016 г. Северная Осетия вошла в тройку регионов с наибольшим снижением индекса производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (85 %), в то время как в регионах Северного Кавказа произошел рост индекса на 6 %, а в среднем по стране - на 4,8 %.
Оборот розничной торговли в республике снизился на 3,6 %, платных услуг - на 5 %, тогда как в России - на 5 и 0,9 % соответственно. В СКФО розница упала на 2,9 %, а объем платных услуг несколько вырос - на 0,7 %.
Среднемесячная заработная плата в 2016 г. в Северной Осетии составила 22 063 р., что ниже среднего показателя в Северокавказском регионе, равного 22 960 р., и значительно ниже общероссийского показателя - 36 746 р.
Уровень безработицы в республике вырос на 4 % и составил 32 тыс. чел., тогда как в России в целом безработица незначительно сократилась - на 0,5 %, а на Северном Кавказе незначительно увеличилась - на 0,2 %.
К числу немногих положительных показателей социально-экономического развития Северной Осетии в 2016 г. следует отнести рост инвестиций в основной капитал, правда, явно небольшой, на 1,6 %, и увеличение объемов строительства жилых домов на 1,1 %.
Таким образом, основные макроэкономические показатели в 2016 г. явным образом продемонстрировали ухудшение экономической ситуации в республике. В связи с этим интересно сравнить статистические данные и оценки респондентами состояния экономики в регионе и их отражение в ценностных ориентациях молодых людей.
Наиболее значимые для молодежи ценностные ориентации выступают в качестве регулятора и механизма строительства их жизненных стратегий, определяют направления достижения поставленных целей [3].
Анализ ответов на вопрос об уровне ежемесячного материального обеспечения семей опрошенных представителей молодежи (рис. 1) обнаруживает, что немногим менее половины старшеклассников живут в семьях с доходом от 5 до 10 тыс. р.: 24 % - 5-7 тыс. р. и 21 % - 7-10 тыс. р. Среди учащихся ссузов преобладают те, кто живет в семьях с доходом от 10 до 15 тыс. р. (17 % респондентов), свыше 20 тыс. р. (17 %). В вузах республики, как и в школах, наиболее многочисленными являются группы студентов из семей с доходом 5-7 тыс. р. (21 %), 10-15 тыс. р. (19 %) и 7-10 тыс. р. (18 %).
25 -
20 Старшекласники
15 Студенты ссузов
10 5 0
11111111111111.
Студенты вузов
чО- чО- чО- Л- чО- чО- чО-
*ъ ^ у у ✓ / ° °
Рисунок 1 - Уровень ежемесячного материального обеспечения семей по категориям опрошенных, %
Обучающиеся ссузов по сравнению со старшеклассниками и студентами вузов принадлежат к семьям с более равномерным распределением доходов. Максимальный семейный доход свыше 20 тыс. р. имеют 17 % респондентов из ссузов, минимальный 1-3 тыс. р. - 9 % (рис. 2).
При этом максимальный доход свыше 20 тыс. р. есть только в 11 % семей со школьниками и в 10 % семей со студентами. В целом наблюдается большая неравномерность доходов в семьях со школьниками и студентами по сравнению с семьями студентов ссузов.
На вопрос о том, беспокоит ли опрашиваемых экономическая ситуация в республике (табл. 1), подавляющая часть респондентов ответила «да». В частности, 43 % выбрали ответ «да, очень» и 37,6 % - «скорее да, чем нет», тогда как только 8,2 % респондентов придерживаются позиции «скорее нет, чем да» и 5,3 % - «категорически нет». Большее беспокойство за экономическую ситуацию в регионе демонстрируют студенты вузов и школьники, несколько меньшее - обучающиеся ссузов, треть которых не интересует состояние экономики в республике.
Таблица 1 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Беспокоит ли Вас экономическая ситуация в республике?», %
Вариант ответа Группы опрошенных
все опрошенные старшеклассники студенты ссузов студенты вузов
да, очень 43,2 41,6 41,8 44,9
скорее да, чем нет 37,6 38,8 20,3 40,5
скорее нет, чем да 8,2 9,6 13,9 5,8
категорически нет 5,3 3,6 13,9 4,7
мне безразлично 5,7 6,4 10,1 4,1
Распределение ответов на вопрос о том, разделяют ли респонденты политику РФ на международной арене (табл. 2), показывает, что в молодежном социуме высок уровень поддержки проводимой центром внешней политики. Об этом ясно говорят 73 % опрошенных, выбравших ответ «да». Школьники, в отличие от других обучающихся, показывают более высокий уровень поддержки внешней политики, свыше половины школьников отвечает «определенно да», тогда как однозначно одобряет внешнеполитический курс России треть студентов ссузов и вузов. Весьма любопытно, что ответы на данный вопрос студентов ссузов достаточно сильно выбиваются из общей линейки ответов. Например, только половина студентов ссузов одобряет проводимую властями внешнюю политику, а около трети либо проявляют равнодушие, либо затруднились с ответом.
Таблица 2 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Разделяете ли Вы политику РФ на международной арене?», %
Вариант ответа Группы опрошенных
все опрошенные старшеклассники студенты ссузов студенты вузов
да, полностью 41,2 51,7 34,6 34,4
скорее да, чем нет 31,7 25,2 17,9 39,7
скорее нет, чем да 6,6 6,0 10,3 6,3
категорически нет 1,8 1,8 - 2,2
мне все равно 8,3 7,1 23,1 6,1
затрудняюсь ответить 10,4 8,2 14,1 11,3
Анализ ответов на вопрос о том, разделяют ли опрошенные внутреннюю политику президента РФ (табл. 3), свидетельствует о достаточно высоком уровне поддержки (68 % опрошенных) внутриполитического курса. При этом школьники больше других опрошенных одобряют внутреннюю политику главы государства (72 %). Менее других ее одобряют обучающиеся ссузов (около половины опрошенных). Более всего аполитичны студенты ссузов: около трети из них выбирают ответы «мне все равно» и «затрудняюсь ответить».
Таблица 3 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Разделяете ли Вы внутреннюю политику президента РФ?», %
Вариант ответа Группы опрошенных
все опрошенные старшеклассники студенты ссузов студенты вузов
да, полностью 34,2 43,1 28,6 28,4
скорее да, чем нет 33,5 29,0 18,8 40,5
скорее нет, чем да 10,5 11,3 10,0 9,9
категорически нет 4,3 2,5 8,8 4,7
мне все равно 7,3 6,0 18,8 5,8
затрудняюсь ответить 10,2 8,1 15,0 10,7
На вопрос об отношении к органам власти республики (табл. 4) самые приятные для власти ответы дают школьники, 51 % опрошенных отвечают «определенно положительное» и «скорее положительное, чем отрицательное», 30 % - «скорее отрицательное, чем положительное» и «категорически отрицательное». Несколько менее позитивно, но достаточно хорошо оценивают республиканскую власть студенты вузов: 46 % опрошенных - в целом положительно и 40 % - отрицательно. Более критично настроены к власти обучающиеся ссузов, в том числе 32 % респон-
дентов - положительно и 41 % - отрицательно. Как и в предыдущих ответах на вопросы об отношении к власти, около трети обучающихся ссузов, в отличие от представителей других групп опрошенных, проявляют свое равнодушие и аполитичность.
Таблица 4 - Распределение респондентов по их отношению к органам власти республики (области), %_
Вариант ответа Группы опрошенных
все опрошенные старшеклассники студенты ссузов студенты вузов
определенно положительное 13,5 15,5 15,4 11,6
скорее положительное, чем отрицательное 31,7 35,2 16,7 32,2
скорее отрицательное, чем положительное 28,0 24,3 26,9 31,1
категорически отрицательное 8,3 6,7 14,1 8,3
мне все равно 9,0 6,7 19,2 8,5
затрудняюсь ответить 9,5 11,6 7,7 8,3
Вопрос об отношении к органам власти республики коррелирует с вопросом о том, довольны ли респонденты положением дел в республике. Если в ответах на первый вопрос в определенной степени прослеживается свойственное традиционному обществу уважение к власти, то в ответах на второй вопрос респонденты проявляют довольно критическое отношение к результатам деятельности властных структур.
На вопрос, довольны ли опрашиваемые положением дел в республике (рис. 2), всего 26 % респондентов ответили утвердительно, тогда как 61 % - отрицательно.
50 -42,2
40 30 20 10 0
доволен скорее доволен, скорее определенно мне безразлично затрудняюсь
полностью чем нет недоволен, чем недоволен ответить
доволен
Рисунок 2 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Довольны ли Вы положением дел в республике?», %
Больше всего недовольных положением дел в республике среди студентов вузов (66 %). На фоне 5 % опрошенных, безразличных к положению дел в республике, 16 % обучающихся ссузов, выбравших релевантный ответ, явно выделяются из общего ряда (рис. 3).
11,1
4,6
18,8
4,7 8
■
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
1
■
1 ||| 1 1 ш-
.1. 1 ||| 1.1 1.1.1
доволен скорее скорее определенно мне затрудняюсь
полностью доволен, чем недоволен, чем недоволен безразлично ответить нет доволен
Старшеклассники
Студенты ссузов
Студенты вузов
Рисунок 3 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Довольны ли Вы положением дел в республике?» по категориям опрошенных, %
В качестве приоритетных для решения проблем (табл. 5) опрошенные отмечают безработицу (68 %), низкое качество медицинского обслуживания (54), коррупцию (50), бедность (43), наркоманию (39 %) и др. Особенно беспокоит студентов вузов безработица - 77 % респондентов поставили ее на первое место. На втором месте у них находится проблема качества медицинского обслуживания (59 %), на третьем - коррупция (54), на четвертом - наркомания (40) и на пятом - бедность (39 %). Для учащихся ссузов самой значимой проблемой также является безработица (63 %), но на втором месте у них стоит проблема бедности (54), далее располагаются коррупция (39), наркомания (39) и дороги (39 %).
Таблица 5 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, какие проблемы в республике (области) необходимо решать в первую очередь?», %
Вариант ответа Группы опрошенных
все опрошенные старшеклассники студенты ссузов студенты вузов
безработица 68,5 59,2 63,3 76,9
низкое качество медицинского обслуживания 54,1 53,9 34,2 58,6
коррупция 49,5 46,8 39,2 53,9
бедность 43,0 44,7 54,4 39,2
наркомания 39,0 37,7 39,2 40,0
дороги 35,8 36,6 39,2 34,4
пьянство 33,7 32,4 35,4 34,4
преступность 27,9 28,2 20,3 29,4
низкий уровень образования 22,5 27,1 12,7 21,1
низкий уровень культуры 22,4 19,7 22,8 24,4
безразличие людей 21,2 20,1 17,7 22,8
падение нравственности 19,6 17,6 11,4 23,1
межнациональные отношения 19,2 22,9 15,2 17,2
клановость управления 8,2 9,9 2,5 8,1
мне безразлично 0,6 1,1 1,3 0,1
затрудняюсь ответить 1,0 1,4 1,3 0,6
Более половины опрошенных на вопрос о том, хотели бы они уехать из республики в другие регионы России (рис. 4), ответили «да». При этом большее желание уехать проявляют школьники и студенты ссузов, треть опрошенных выбирает позицию «определенно да», четвертая часть - «скорее да, чем нет». В то же время менее половины студентов вузов склонны к тому, чтобы покинуть республику, они проявляют более сильное по сравнению с другими опрошенными стремление остаться в республике: чуть более 40 % ответов «скорее нет, чем да» и «определенно нет». Еще одной особенностью является то, что 18 % студентов ссузов дали ответ «не думал об этом», так как этот показатель значительно превышает среднее значение по всем группам опрошенных - 7,6 %.
35 -
I I I I .
определенно да скорее да, чем скорее нет, чем определенно не думал об затрудняюсь нет да нет этом ответить
■ Все опрошенные "Старшеклассники "Студенты ссузов "Студенты вузов
Рисунок 4 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Хотели бы Вы уехать из республики в другие регионы России?» по категориям опрошенных, %
На вопрос: «Хотели бы Вы уехать на постоянное место жительства за границу?» - почти треть опрошенных отвечает «определенно да» и «скорее да, чем нет», две трети опрошенных -«скорее нет, чем да» и «определенно нет» (рис. 5).
определенно да скорее да, чем скорее нет, чем определенно не думал об затрудняюсь нет да нет этом ответить
■ Все опрошенные ■ Старшеклассники "Студенты ссузов "Студенты вузов
Рисунок 5 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Хотели бы Вы уехать на постоянное место жительства за границу?» по категориям опрошенных, %
Проблема ценностных ориентаций молодежи приобретает особую важность в реформируемом обществе, ориентированном на построение экономики знаний [4]. Процессы, протекающие в молодежном социуме, оказывают безусловное влияние на реалии и перспективы социально-экономического развития территории.
Анализ оценок старшеклассниками и обучающимися ссузов и вузов экономической ситуации в республике показывает, что большинство молодых людей обеспокоены сложившейся экономической ситуацией, и у них есть для этого все основания, как видно из краткого обзора отрицательной динамики основных макроэкономических показателей региона. Это объясняет и тот факт, что в число приоритетных проблем опрошенные включают безработицу, низкое качество медицинского обслуживания, коррупцию, бедность, наркоманию. Свыше 60 % респондентов на вопрос, довольны ли они положением дел в республике, ответили отрицательно. Более половины опрошенных молодых людей в целом связывают свои жизненные стратегии с выездом за пределы республики. И это не только следствие их невозможности реализовать себя в республике, но и в некоторой степени проявление их протестного потенциала и отрицательной оценки ими экономической ситуации в Северной Осетии.
Вполне очевидно, что для перелома протестных настроений в молодежном социуме, находящихся в определенном смысле в латентном состоянии, необходима не просто более активная молодежная политика, а эффективная стратегия социально-экономического развития страны в целом и ее регионов в частности.
Ссылки:
1. Кулова М.Р. Роль молодежи в модернизационном процессе: региональные аспекты // Молодежь Республики Северная Осетия - Алания: исторические, духовные, гражданские ценности и идеалы : монография. Владикавказ, 2013. С. 42-76.
2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Северная Осетия - Алания [Электронный ресурс]. URL: http://osetstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/osetstat/ru/statistics/ (дата обращения: 22.11.2017).
3. Лосун К.В. Ценностные ориентации современной молодежи [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1, ч. 2. URL: http://human.snauka.ru/2015/01/9327 (дата обращения: 22.11.2017).
4. Hodkinson P., Bloomer M. Stokingham Sixth Form College: Institutional Culture and Dispositions to Learning // British Journal of Sociology of Education. 2000. Vol. 21, no. 2. P. 187-202.