Научная статья на тему 'Социально-экономические аспекты нелегальной миграции из КНР в Россию'

Социально-экономические аспекты нелегальной миграции из КНР в Россию Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
498
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
легализация мигрантов / Миграционная политика / миграционное законодательство / нелегальные мигранты / трудовая миграция / Экономическая социология

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Музыка Оксана Олеговна

Рассматривается порядок въезда и получения разрешения на работу на территории России для иностранных граждан с позиций миграционного законодательства; реальные схемы проникновения и осуществления незаконной трудовой деятельности нелегальными мигрантами из КНР. Дается описание нелегальной миграции из Китая, основных форм деятельности нелегальных мигрантов. Анализируются социально-экономические аспекты использования труда нелегальных мигрантов из КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические аспекты нелегальной миграции из КНР в Россию»

Terra Humana

УДК 316 ББК 60.5

О.О. Музыка

социально-экономические аспекты нелегальной миграции из кнр в россию

Рассматривается порядок въезда и получения разрешения на работу на территории России для иностранных граждан с позиций миграционного законодательства; реальные схемы проникновения и осуществления незаконной трудовой деятельности нелегальными мигрантами из КНР. Дается описание нелегальной миграции из Китая, основных форм деятельности нелегальных мигрантов. Анализируются социально-экономические аспекты использования труда нелегальных мигрантов из КНР.

Ключевые слова:

легализация мигрантов, миграционная политика, миграционное законодательство, нелегальные мигранты, трудовая миграция, экономическая социология

В странах, испытывающих воздействие постоянно возрастающего притока иностранной рабочей силы, миграционная политика формируется под влиянием двух противоположных тенденций. С одной стороны, это социально-политические интересы, вопросы безопасности государства, диктующие усиление запретительных мер и разработку законодательных актов, ограничивающих приток иностранной рабочей силы. Опасения, связанные с возможным усилением конфликтов между различными субкультурами, криминализация обстановки и повышение нестабильности в обществе - все эти факторы вынуждают государство повышать контроль за миграционными потоками, вести политику, ориентированную на соблюдение национальных интересов. С другой стороны, это экономические интересы, связанные с удовлетворением потребности национального рынка труда в дешевой рабочей силе, способной заполнить «непривлекательные» для собственных граждан рабочие места. Также не стоит забывать и об интересах теневых структур и криминальных группировок, многократно увеличивающих свои прибыли благодаря использованию труда нелегальных мигрантов.

Мировой опыт показывает, что миграционное законодательство повсеместно не успевает за реалиями жизни. Проблемы нелегальной миграции имеют глубокие корни, связанные с местной социально-политической и экономической средой, влияние которой на ситуацию с мигрантами проявляется: в коррумпированности местных администраций, таможенных органов, контролирующих инстанций; в экономическом интересе местных предпринимателей, использующих дешевую рабочую силу; в слабом миграционном контроле и правовой неразберихе, отсутствии четко разработанной программы, направленной на регули-

рование и контроль за привлечением и использованием иностранной рабочей силы.

С началом политики открытости Россия превратилась из закрытой страны с незначительным внешним миграционным оборотом в активного участника международного миграционного обмена.

Новым социально-экономическим явлением стало резкое усиление внешнего миграционного давления, расширение масштабов притока в страну населения из бывших союзных республик, прежде всего русскоязычного. В этот поток также влились десятки тысяч граждан ряда государств Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, пытающихся использовать Россию, в том числе, как перевалочную базу для проезда в Западную Европу, Канаду, США, а также для незаконного пребывания в стране и реализации своих экономических интересов. Резко изменил ситуацию на российском рынке труда рост масштабов привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Главными факторами, повлиявшими на интенсификацию притока в Россию нелегальных мигрантов из СНГ и других государств, являются:

— геополитическое переустройство постсоветского пространства, изменение национально-политической ориентации в государствах нового зарубежья;

— более прочное экономическое положение России и более высокий уровень жизни по сравнению со странами СНГ, Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока [3, с. 20];

— развитие в результате рыночных реформ альтернативных форм занятости на российском рынке труда, связанных с расширением частного сектора, индивидуальной трудовой деятельности, смешанных форм собственности с участием иностранного капитала;

— быстрый рост теневой экономики, коррупция чиновников;

— слабый контроль за соблюдением российского законодательства в отношении въезда, пребывания и занятости иностранцев, «прозрачность» российских границ со странами СНГ;

— наличие в России национальных диаспор, связи которых с этнической родиной облегчают начальный этап миграции и обеспечивают условия для ее развития;

— географическое положение, удобное для транзита мигрантов из Азии в Европу.

Хотя большинство мигрантов указывают политические или культурные причины въезда в РФ, именно экономические причины, поиск лучшей жизни заставляют их покидать свою страну. Что касается китайских мигрантов, то многообразие каналов, используемых для проникновения и закрепления на территории России, позволяет рассматривать этот процесс как массовый и, в целом, вполне организованный.

К одному из основных потоков приезжающих в РФ и незаконно занятых мигрантов относятся иностранные граждане, прибывающие в Россию легально (как туристы, на учебу, в командировку, по частным приглашениям, как сопровождающие члены семьи) и имеющие действительные и непросроченные документы, но реализующие иные цели, нежели указанные в документах (чаще всего - челночный бизнес или иная экономическая деятельность, а также криминальная деятельность).

Следующий канал незаконного въезда на территорию России из Китая - подделка и использование чужих документов -носит организованный характер и стал доходным бизнесом преступных групп. Подделка документов осуществляется как в КНР, так и на территории России. Как правило, к этому причастны граждане КНР, длительное время проживающие в нашей стране (в Москве, Новосибирске, Иркутске, Хабаровске, Владивостоке и др.), а также отдельные должностные лица российских организаций, находящихся в Москве, Благовещенске и Владивостоке.

Наконец, можно въехать по туристической путевке и не вернуться. При обнаружении без регистрации нелегальный мигрант должен заплатить штраф от 1000 до 1500 руб., в худшем случае он будет депортирован обратно без взимания каких-либо штрафов [4]. Нередко китайцы используют такой прием, как «потерю» собственных документов в России, что затрудняет возвращение домой.

Кроме того, известно, что китайцы-невозвращенцы пытаются легализовать свое

пребывание в России путем приобретения паспортов граждан России и среднеазиатских стран бывшего СССР, заключения фиктивных браков и создания совместных предприятий. Причем в российском законодательстве не существует статьи, предусматривающей наказание за заключение фиктивного брака с целью легализации на территории России иностранного гражданина (в США, например, закон предусматривает наказание вплоть до тюремного заключения).

Тем не менее, в России существует развитое миграционное законодательство, строгое соблюдение которого могло бы до некоторой степени упорядочить миграционные потоки. Порядок въезда в Россию и выезда из нее иностранных граждан регулируется Законом № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (от 18.07.2006 г); Законом № 199-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”» (от 19.07.2009 г.); Законом № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (от 25.07.2002 г.); Законом № 1і0-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”» (от 03.06.2009 г.); Законом № 43-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (от 8.04.2008 г.); Законом № 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)» (от 5.11.2006 г.); Законом № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (от 15.08.1996 г.); Законом № 65-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1, 6 и 24 Федерального закона “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”» (от 13.05.2008 г.); Законом № 337-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”» (от 21.01.2009 г.) [4].

С 2007 г. согласно федеральному закону «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Россий-

Общество

Terra Humana

ской Федерации» и РФ «Об

постановлению Правительства РФ «Об утверждении Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» отменена регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания, и введен миграционный учёт иностранных граждан по месту пребывания в РФ.

При прохождении через границу в пункте пропуска мигранту необходимо предъявить заполненную миграционную карту, которую бесплатно выдают представители организаций, оказывающих транспортные услуги. Миграционная карта со штампом подтверждает въезд иностранного гражданина. Процедура постановки на миграционный учет представляет собой информирование (уведомление) территориального органа ФМС о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Все процедуры по постановке на миграционный учет осуществляет принимающая сторона, самому мигранту не требуется обращаться в какие-либо организации и тратить время. Принимающей стороной могут являться как граждане России, так и постоянно проживающие в РФ иностранные граждане или лица без гражданства (имеющие вид на жительство), а также юридические лица, их филиалы или представительства, у которых иностранный гражданин фактически проживает (находится) либо работает, администрация гостиницы, в которой поселился иностранный гражданин. Принимающая сторона на основании предъявленных иностранным гражданином документов (паспорт и миграционная карта) заполняет специальный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина, в котором подробно указываются все данные о мигранте, а также о месте его проживания на территории РФ. Наличие у иностранного гражданина отрывной части уведомления с проставленной отметкой подтверждает его постановку на миграционный учет. При убытии иностранный гражданин передает отрывную часть уведомления принимающей стороне для предоставления его непосредственно либо по почте в территориальный орган ФМС [4].

Суть такой стратегии регулирования миграционных потоков состоит в том, чтобы дать простую возможность перейти на легальное положение тем, кто мог бы быть полезен для страны.

Несмотря на все нововведения в законодательстве и усиление миграционного контроля официальной статистикой, по мнению экспертов, охвачено не более 510% трудовых мигрантов, что можно объяс-

нить рядом объективных причин: выгодностью использования труда нелегальных работников из-за сокращения расходов на зарплату, налоги и социальные выплаты, более жесткой эксплуатацией (более продолжительный рабочий день, вредные или плохие условия труда); сложностью и относительной дороговизной процедуры получения необходимых документов; своеобразной селекцией и дискриминацией при их выдаче, распространенностью взяток должностным лицам за их получение.

Накопленный опыт и опубликованная информация позволяют сделать ряд обобщений по отдельным вопросам регулирования нелегальной трудовой миграции:

— нелегальные мигранты имеют свои сферы занятости, которые во многом совпадают со сферами занятости легальных трудовых мигрантов (строительство, ремонт, уборка помещений, отрасли с сезонным производством, индустрия туризма и развлечений, ресторанный и гостиничный бизнес, домашнее обслуживание);

— нелегальные мигранты, как правило, имеют характерные ареалы расселения -приграничные области и многонаселенные мегаполисы, где больше возможностей найти работу, оставаясь незамеченным властями;

— нелегальная занятость связана с временными формами трудоустройства и сосредоточена вне официального рынка труда, в том числе в различных сферах теневой экономики.

Основными формами нелегальной деятельности являются работа по найму без оформления надлежащих разрешений и подтверждения на право трудовой деятельности по найму; занятие запрещенными законом (криминальными) видами деятельности (организация проституции, торговля оружием и людьми, распространение наркотиков, порнографии и т.д.)

Так, основными сферами приложения труда нелегальных мигрантов в России являются строительно-монтажные и ремонтные работы, коммерческая деятельность и услуги. В центральных районах и крупных городах это, в основном, мелкая оптовая торговля, торговля на вещевых рынках, ремонт, строительство дач, общественное питание, некоторые виды услуг. В сельских регионах - сезонные сельхозработы.

Главная причина привлечения и использования рабочей силы из Китая -экономическая выгода, т.к. работники из КНР отличаются более высокой производительностью труда, а расходы на их заработную плату гораздо ниже, чем на оплату труда местных рабочих.

Следующая по значимости причина привлечения трудовых мигрантов из КНР - большое количество вакантных, но непривлекательных рабочих мест (тяжелая физическая работа, низкая оплата труда и т.д.). Такая ситуация встречается чаще всего на предприятиях добывающей промышленности, в строительстве и сельском хозяйстве. Длительно не заполняются свободные рабочие места на судоремонтных предприятиях, на предприятиях стройиндустрии, жилищно-коммунального хозяйства, на сельскохозяйственных предприятиях.

Третья причина: китайские работники легко адаптируются к условиям жизни в России [2, с. 77]. Они нетребовательны в социально-бытовом плане, могут проживать даже в полевых условиях. Привлекает предпринимателей и то, что китайские рабочие «взаимозаменяемы», владеют несколькими ремеслами, готовы при необходимости приобрести новые специальности.

Доминирование иностранной рабочей силы из стран АТР, особенно из Китая и КНДР, вызвано перенасыщенностью рынка труда в этих странах. Эти государства проводят активную политику по созданию рабочих мест для своих граждан на территории России, а экспорт их рабочей силы является существенным источником валютных поступлений в бюджет указанных стран [1].

Китай особенно заинтересован в трудовой миграции своих граждан в Россию в целях смягчения проблемы безработицы, которая усиливается под влиянием демографических факторов, из-за высокой плотности населения, особенно в приграничных с Россией северо-восточных провинциях Китая. С начала осуществления реформ и политики открытости экспорт рабочей силы возведен в Китае в ранг государственной политики и рассматривается как средство получения твердой валюты и новейших зарубежных технологий, с одной стороны, и решения проблемы занятости внутри страны - с другой.

Хотя негативные последствия деятельности китайских мигрантов для национального рынка труда очевидны, полностью переносить на них ответственность за сложную криминальную, санитарно-эпи-

список литературы:

демиологическую обстановку, усиление социальной напряженности и проблемы занятости, прежде всего, на российском Дальнем Востоке нельзя. Трудовая миграция из Китая неизбежна, ее невозможно запретить, но можно и нужно эффективно регулировать, она должна стать составной частью экономической стратегии России. Правовые основы для этого есть.

Очевидно, что в условиях продолжающегося демографического кризиса Россия будет и дальше испытывать потребность в рабочих в строительстве, сельском хозяйстве, сфере услуг и многих других отраслях. Для получения возможных положительных для России результатов трудовой деятельности китайских граждан необходимо дальнейшее строгое регулирование въезда, пребывания, деятельности мигрантов. Следует усилить контроль за деятельностью китайских и совместных российско-китайских предприятий (с позиций соответствия контрактам характера этой деятельности), а при составлении контрактов (по условиям и характеру оплаты труда, конечным результатам) - учитывать текущие местные потребности и проблемы, оценивать возможные последствия для национальных интересов России.

В целях защиты национального рынка труда в регионах от массовой китайской миграции целесообразно введение регулирующих квот (в частности, по профессиям) для китайских работников, предполагающих гибкую корректировку с уровнем безработицы.

У России мало опыта в цивилизованном использовании иностранной рабочей силы, но российский Дальний Восток по вполне объективным причинам не сможет обойтись без массового использования в экономике китайских рабочих. Число китайцев, постоянно проживающих в России и на Дальнем Востоке, будет расти по мере роста потребности в рабочей силе и развития социально-экономических процессов в самом Китае. Поэтому китайская миграция должна быть объектом особого и постоянного внимания администраций регионов и общественности. Изучение миграции, в т.ч. нелегальной трудовой, должно стать одним из важных направлений исследований в рамках экономической социологии.

1. Гельбрас В. Г. Перспективы китайской миграции на Дальнем Востоке // Отечественные записки. -2004, № 4 (18). - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=19&article=905

2. Зайончковская Ж. А. Перед лицом иммиграции // «Pro et Contra». Т. 9.- 2005, №3. - С. 72-87.

3. Портяков В. Я. Российский вектор в глобальной китайской миграции // Проблемы Дальнего Востока. - 2006, № 2. - С. 10-21.

4. Федеральные законы / Официальный сайт ФМС РФ. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www. fms.gov.ru/law/federal_laws/

Общество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.