ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2010. № 2
С.Н. Бобылев1,
профессор кафедры экономики природопользования экономического ф-та
МГУ имени М.В. Ломоносова,
С.В. Соловьева2,
ст. науч. сотр. кафедры экономики природопользования экономического ф-та
МГУ имени М.В. Ломоносова,
К.С. Ситкина3,
мл. науч. сотр. кафедры экономики природопользования экономического
ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова,
П.А. Кирюшин4,
аспирант кафедры экономики природопользования экономического ф-та
МГУ имени М.В. Ломоносова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
В статье рассматриваются особенности экологических конфликтов и их влияние на социально-эколого-экономическую систему. Делается вывод о комплексном характере экоконфликтов, а также о нарастающих противоречиях между государствами по поводу доступа к экосистемным услугам, в частности климатическим. В целях предотвращения экологических конфликтов и снижения ущерба от них необходима выработка эффективных экономических механизмов на глобальном уровне.
Ключевые слова: экологические конфликты, ресурсопользование, эко-системные услуги, эколого-экономические механизмы, устойчивое развитие.
The characteristic of environmental conflicts and their influence on socio-enviranmental and economic system is given in the article. There is a conclusion about complex nature of environmental conflicts. There are growing contradictions between countries about access to ecosystem services and to climate regulation, in particularly. To prevent the environmental conflicts in the future and decrease the damage development of new effective economic mechanisms on the global scale is needed.
Key words: environmental conflicts, natural resource using, ecosystem services, ecology-economic mechanisms, sustainable development.
На экономическое развитие многих стран существенное воздействие оказывает природный фактор. Ограниченность природного капитала приводит к появлению противоречий и конфликтов, препятствующих социально-экономическому росту. В современной
1 Бобылев Сергей Николаевич, тел.: + 7 (903) 586-69-55; e-mail: snbobylev@yandex. ru
2 Соловьева Софья Валентиновна, тел.: + 7 (495) 433-30-47; e-mail: solovyevasv@ gmail.com
3 Ситкина Кира Сергеевна, тел.: + 7 (916) 607-01-09; e-mail: [email protected]
4 Кирюшин Петр Алексеевич, тел.: + 7 (903) 681-70-68; e-mail: [email protected]
науке подобные конфликты получили название экологических. Их можно описать как противостояние на внутри- и/или межгосударственном уровнях, вызванное несовместимыми интересами сторон, а также их борьбой за право собственности, использования (распределения) ресурсов и услуг природной среды или контроля над ними. Согласно прогнозам, количество и масштаб экологических конфликтов будут увеличиваться5.
В зависимости от того, какой компонент природной среды лежит в основе противостояния сторон, экологические конфликты можно разделить на ресурсные (связанные с земельными, водными, минеральными, лесными ресурсами) и экосистемные (связанные с регулирующими функциями окружающей среды: ассимиляцией загрязнений, климатом, качеством воздуха и т.п.). До последнего времени большая часть экологических конфликтов относилась к первому типу. Среди них особо стоит отметить «водные» конфликты, занимающие одно из первых мест в мире по степени остроты. Согласно оценкам ООН, к 2030 г. до 2 млрд человек на планете могут остаться без доступа к чистой воде6, а огромное количество стран столкнется с водным дефицитом, что неизбежно приведет к росту внутристрановых и международных конфликтов.
По территориальному признаку экологические конфликты могут быть внутригосударственными и международными. Противоречия внутри стран, обусловленные негативным воздействием на окружающую среду и/или контроль за природными ресурсами, чаще всего возникают из-за слабости институциональной среды и рыночной неэффективности. Современная рыночная экономика не может адекватно учесть и включить в процесс принятия решений по крайней мере два фактора — полный учет внешних эффектов (экстерналий), которые не компенсируются загрязнителем пострадавшей стороне (нет интернализации экстерналий и реализации принципа «загрязнитель платит»), а также занижение или отсутствие стоимостной оценки природы и ее услуг/функций, экологических выгод и ущербов. Такие условия благоприятствуют нарушению экономическими субъектами, злоупотребляющими использованием компонентов природной среды, интересов общества, что создает почву для конфликтов.
В международных экологических конфликтах наряду с экономической значимую роль играют политическая и правовая составляющие. Такие конфликты могут возникать и развиваться в условиях неурегулированности отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Помимо использования и доступа к водным ресурсам основной причиной большинства современных
5 Climate Change as a Security Risk by German Advisory Council on Global Change. L., 2008.
6 The 5th World Water Forum: World Water Council Final Report. Istanbul, 2009.
международных экологических конфликтов является эрозия почв, уничтожение лесов, опустынивание и загрязнение. Большая их часть происходит между развивающимися странами.
Необходимо отметить, что экологический фактор входит в комплекс социальных, экономических, политических факторов, порождающих экологические конфликты. Такие процессы загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов, как эрозия почв, вырубка лесов и зеленых насаждений, опустынивание и добыча невозобновляемых ископаемых ресурсов, оказываются взаимосвязаны с бедностью, миграцией, сдвигами в политическом управлении, в перераспределении собственности и природных ресурсов. Подобное сплетение обусловливает комплексный характер экологических конфликтов. Тем не менее именно экологические условия и ресурсы оказываются центральными при разрешении и предотвращении конфликтов. Примеры взаимосвязи различных факторов в экологических конфликтах на национальном и международном уровнях представлены в таблице.
Экологические, социальные, экономические и политические факторы экологических конфликтов на национальном и международном уровнях7
Страна Период Экологические факторы Социальные, экономические и политические факторы
Индия 1979 г. — наше время сведение лесов, наводнения, деградация с/х земель миграция, этнические конфликты
Индонезия 1965 г. — наше время добыча ресурсов, сведение лесов конфликты по присвоению природной ренты
Россия 1995 г. — наше время захоронение радиоактивных отходов риски радиоактивного загрязнения, терактов
Сальвадор — Гондурас 1969 г. сведение лесов, деградация почв нехватка с/х земель, миграция, 100-дневная война
Мавритания — Сенегал 1989—1992 гг. деградация почв, строительство дамбы миграция, борьба за ресурсы, военное противостояние
Израиль — Палестина — сектор Газа 1995 г. — наше время сверхэксплуатация водоносных горизонтов экономический упадок, рост фундаментализма, конфронтация
7 Environmental Conditions, Resources, and Conflicts: An Introductory Overview and Data Collection: UNEP Report. Naiorobi, 1999.
Если еще в недавнем прошлом в центре противоречий стояли ресурсные проблемы, то теперь конфликты все чаще возникают по поводу регулирующих экосистемных услуг. Особую актуальность сегодня приобретают международные экологические конфликты, вызванные трансграничными загрязнениями воздуха и водных объектов.
Трансграничное загрязнение может не только приводить к ухудшению здоровья населения на пограничных территориях, но и оказывать воздействие на отрасли народного хозяйства страны, на территорию которой переносятся вредные вещества. В первую очередь это касается рыбного и сельского хозяйства, обеспечения населения водой при возникновении конфликтов, связанных с загрязнением поверхностных вод или с выпадением из атмосферы токсичных осадков8. Так, причиной напряженных отношений между Россией и Китаем послужил международный экологический конфликт, возникший из-за загрязнения рек Сунгари и Амура в результате взрыва на химическом заводе на северо-востоке Китая. Это яркий пример сильного негативного воздействия международного экологического конфликта, вызванного трансграничным загрязнением. Кстати, бурное развитие промышленности на севере Китая, основанное на довольно грязных технологиях и российских природных ресурсах, может в дальнейшем привести к росту экологических конфликтов между Россией и Китаем.
В качестве одной из главных причин увеличения количества экологических конфликтов и масштабности их последствий можно выделить усиливающуюся диспропорцию между ростом населения планеты, потребностей людей и ограниченными возможностями биосферы по поддержанию благосостояния человечества.
Результаты международного исследования «Оценки экосистемных услуг на пороге тысячелетия» показали, что происходит деградация практически всех видов экосистемных услуг — обеспечивающих (продовольствие, пресная вода, топливо и др.), регулирующих (климат, вода, качество воздуха и др.), культурных (культурное разнообразие, эстетические ценности, рекреация, экотуризм и др.) и поддерживающих (экоуслуги, необходимые для сохранения других услуг, — почвообразование, круговорот питательных веществ и воды) и др.9 В результате антропогенного воздействия за последние 50 лет деградировало около 60% мировых экосистемных услуг, в том числе 70% регулирующих и культурных. В настоящее время в результате роста народонаселения Земли, экономической экспансии, изменений в землепользовании и климате происходит дальнейшее ухудшение их состояния.
8 Сайт ООН. URL: http://www.un.org
9 Ecosystems and Human Well-Being: Current State and Trends. Findings of the Condition and Trends Working Group. Washington, 2005.
4 ВМУ, экономика, № 2
49
В последние годы особо стоит отметить появление нового вида экологических конфликтов, связанных с деградацией климатической системы планеты. В ближайшем будущем несомненна растущая роль климатических изменений в увеличении количества и расширении масштабов экоконфликтов в мире. Складывается невозможная для недавнего прошлого ситуация, когда основные страны — эмитенты парниковых газов могут оказывать сильнейшее негативное воздействие на территории, находящиеся от них за тысячи километров. К таким воздействиям относятся, например, снижение плодородия сельскохозяйственных земель, приводящее к дефициту продовольствия, увеличение засушливости, уменьшение водообеспеченности сельского хозяйства, сокращение возможностей доступа населения к водным ресурсам на территории ряда стран. В результате появляются «экологические мигранты», которые стремятся поселиться в более благополучных регионах. Это в свою очередь может спровоцировать рост напряженности в отношениях между странами. Подобное развитие событий возможно в районе Средиземного моря: последствия изменения климата там могут привести к усилению миграции из государств Северной Африки в Южную Европу10. В настоящее время появляются серьезные разногласия по поводу разработки и реализации международных механизмов противодействия климатическим изменениям. В частности, США и Евросоюз планируют ввести меры по ограничению импорта продукции из развивающихся стран в том случае, если эти страны не будут соблюдать требования по снижению эмиссии парниковых газов. Внедрение подобных мер вызывает активные протесты со стороны Индии, Китая и Бразилии — крупных эмитентов этих газов11. Таким образом, климатический фактор уже сейчас способен оказать негативное влияние на межгосударственные отношения, и велика вероятность, что это влияние в будущем будет возрастать.
На данном этапе становится очевидной необходимость и важность разработки эффективных механизмов предотвращения и разрешения экологических конфликтов. Современный экономический кризис в мире показал, что традиционная рыночная экономика не может эффективно решать возникающие деформации, в том числе противостоять углублению экологических кризисов и конфликтов. Одним из важных элементов системы предотвращения и разрешения экологических конфликтов должен стать механизм коллективной защиты глобальных общественных экологических
10 Powering America's Defense: Energy and the Risks to National Security: CNA Report. Alexandria (Virginia), 2009.
11 Khor M. The Rise of «Climate Protectionism» // South Bulletin. 2009. 10 Sept. Iss. 40.
благ, для которых характерны неисключимость и неконкурентность всего человечества, всех стран мира и поколений. Атмосферный воздух, климатическая система, озоновый слой и многие другие блага одни на всех, и ни одна страна мира не может быть исключена из пользования глобальными экологическими благами. Потребление этих благ одним государством не может снизить их потребление другим. Поэтому только совместными усилиями мирового сообщества может быть решена проблема охраны глобальной экосистемы, всей биосферы планеты.
Значимые геополитические изменения, происходящие в последнее десятилетие, приводят к серьезным структурным сдвигам в сфере ресурсопользования. Ограниченность основных видов сырьевых и энергетических ресурсов, ресурсоемкие производства, глобальное изменение климата, уже приведшее к таянию арктических льдов, подталкивают страны к поиску новых, более эффективных и экономичных моделей производства и потребления, которые бы обеспечивали дальнейший экономический рост. Разрабатываемые и внедряемые модели и стратегии не должны быть экологически конфликтогенными, они должны минимизировать вероятность возникновения экологических конфликтов различных уровней — локальных и глобальных. К сожалению, приходится констатировать, что часто поиск новых ресурсных возможностей приводит к возникновению глобальных конфликтов. Одним из таких примеров является борьба за сырьевые ресурсы Арктики. Некоторые крупные энергетические компании ведут активную разведку значительных месторождений углеводородов в этом районе. Как следует из предварительных экспертных оценок, в Арктике сконцентрировано более 25% мировых запасов нефти и газа. Основными потенциальными претендентами на раздел этих ресурсов являются США, Канада, Россия, Дания и Норвегия. Именно эти страны сейчас проводят довольно активную политику в борьбе за континентальный шельф.
Сегодня разработаны международными организациями и функционируют с различной степенью эффективности механизмы, объединяющие экономические и правовые инструменты. В качестве примеров можно привести следующие международные соглашения: Конвенцию по международной торговле исчезающими видами животных и растений; Монреальский протокол по ограничению выбросов веществ, разрушающих озоновый слой; Базель-скую конвенцию по контролю за трансграничными перевозками опасных отходов и их ликвидацией; Женевскую конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния; Хельсинкскую конвенцию по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер; Стокгольмскую конвенцию о стойких органических соединениях и др.
Примером конструктивного международного механизма решения глобальных экологических конфликтов является также Киот-ский протокол, который фактически создал новый глобальный рынок квот на выбросы парниковых газов, ввел цены на экосис-темные услуги лесов и земельных угодий, связанные с депонированием углерода. Использование концептуальных механизмов Киотского протокола для смягчения экологических конфликтов, расширения экономической базы оценки экосистем и экосистем-ных услуг способно, на наш взгляд, снизить остроту многих международных экологических конфликтов.
В существующем виде конвенции по охране окружающей среды способствуют интернационализации отрицательных экстерналий. Однако добровольность участия в соглашениях и отсутствие четко определенной ответственности за их невыполнение ограничивают применение подобных методов предотвращения экологических конфликтов теми странами, которые заинтересованы не только в подписании, но и в соблюдении данных конвенций. Следствием этого является отсутствие возможности воздействовать на государства, которые не являются участниками конвенций, но оказывают большое влияние на окружающую среду. В подобных условиях складываются ситуации, когда не только не решаются экологические конфликты, но и создаются предпосылки для возникновения новых. Примером такой ситуации является неучастие в Киотском протоколе по борьбе с изменениями климата крупнейших производителей парниковых газов — США, Китая, Индии — и соответственно отсутствие у них каких-либо обязательств по выбросам парниковых газов на 2008—2012 гг. Таким образом, можно говорить о том, что в настоящее время интернационализация отрицательных экстерналий осуществляется преимущественно методами, предполагающими либо добровольное участие, либо решение возникающих разногласий инструментами международного права.
Для более эффективного решения возникающих конфликтов необходимо внедрение экономических механизмов на глобальном уровне. Это позволит не только решать экологические проблемы в рамках отдельных соглашений и проектов, но и осуществлять комплексный подход к использованию ресурсов биосферы в рамках концепции устойчивого развития.
Список литературы
Сайт ООН. URL: http://www.un.org
Climate Change as a Security Risk by German Advisory Council on Global Change. L., 2008.
Ecosystems and Human Well-Being: Current State and Trends. Findings of the Condition and Trends Working Group. Washington, 2005.
Environmental Conditions, Resources, and Conflicts: An Introductory Overview and Data Collection: UNEP Report. Naiorobi, 1999.
Khor M. The Rise of «Climate Protectionism» // South Bulletin. 2009. 10 Sept. Iss. 40.
Powering America's Defense: Energy and the Risks to National Security: CNA Report. Alexandria (Virginia), 2009.
The 5th World Water Forum: World Water Concil Final Report. Istanbul, 2009.