Научная статья на тему 'Социально-экономическая сущность высшего образования в Оксфордском университете'

Социально-экономическая сущность высшего образования в Оксфордском университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галанов В. А.

В статье проводится анализ системы высшего образования в Оксфордском университете в сравнении с системой, используемой в российских вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the system of higher education in Oxford University and compares it with the system used in Russian higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая сущность высшего образования в Оксфордском университете»

ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА

Д-р экон. наук В. А. Галанов

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ В ОКСФОРДСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В статье проводится анализ системы высшего образования в

Оксфордском университете в сравнении с системой, используемой в российских вузах.

Ключевые слова: качество высшего образования, финансирование высшего образования, бренд вуза.

Социально-экономическая суть высшего, и особенно экономического, образования в Оксфордском университете может быть выражена в следующих трех логически взаимосвязанных тезисах:

- нацеленность на нужды капитала;

- преобладающее финансирование капиталом;

- превращение его в специфическую сферу приумножения капитала.

Под капиталом в данном случае понимается то общественное явление, которое связано с осуществлением целей, направленных на достижение материального и финансового богатства в любых его разновидностях, или стремление к максимизации прибылей компаний и максимизации личных доходов частных лиц (граждан).

Логика тут проста: чтобы «заработать» капитал (богатство), надо научиться это делать, но раз это необходимо капиталу, то именно он (а не государство) и должен это оплачивать, а раз это оплачивает капитал, то и получатель денег из простого продавца своей услуги самим ходом экономического процесса при определенных условиях превращается в ту или иную форму представителя капитала.

Простое внешнее сравнение экономического образования в Оксфорде и, например, в Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова показывает его большую направленность на нужды капитала, что проявляется в относительно большем разнообразии самих форм экономического образования в зависимости от специфики контингента обучающихся, национальных особенностей, традиций и т. п.

Проблема качества высшего образования должна рассматриваться лишь применительно к одинаковым его уровням, а не вообще. Например, сами профессора Оксфорда всячески критикуют имеющуюся у них систему тьюторства, но последняя сохраняется (и все время «приспосабливается» к новым условиям), ибо она есть составная часть имени Оксфорда, и никакой Болонский процесс не заставит Оксфорд отказаться от нее. В силу этого можно, видимо, утверждать, что тьюторство в

Оксфорде будет существовать еще долго, даже если от него сохранится лишь название.

На сопоставимых уровнях качество российского высшего образования вряд ли как-то отличается от оксфордского (разве что в сторону более высокого уровня в силу широты российского образования).

Поскольку цели высшего образования, особенно его экономической части, в конечном счете задаются исключительно капиталом, то важной тенденцией в образовании является возникновение нескольких стадий обучения в зависимости от степени участия в процессе управления капиталом: нижняя ступень - просто высшее образование, так сказать, для рядовых и начинающих работников коммерческих организаций; следующая стадия - магистр; затем - уровень МВА для руководящего состава компаний; следующая стадия - МВА-эксклюзив для высшего менеджмента компаний. Иначе говоря, градация высшего экономического образования происходит по степени ответственности в процессе управления капиталом.

Такая ступенчатость высшего экономического образования есть изобретение лидеров мирового экономического образования. Конечно, перенимать этот опыт необходимо (особенно он может пригодиться для неэкономических, например технических, специальностей в части переподготовки инженеров различного уровня ответственности), однако с точки зрения поиска новых направлений экономического обучения для российской высшей школы и, естественно, для РЭА им. Г. В. Плеханова следует иметь в виду, что ступенчатая градация высшего экономического образования - не единственно возможное его направление развития применительно к нуждам капитала. Ведь всегда сохраняется существенная специфика в управлении капиталом по различным сферам экономики, например, градация экономических программ по отраслям, рынкам, в том числе такое новое направление обучения, как работа на государственном рынке (государственные закупки и др.), странам, включая уровень международных правительственных и неправительственных организаций.

Раз высшее экономическое образование подчинено нуждам капитала, то оно должно и финансироваться преимущественно за счет доходов от капитала, но в формах, отличных от бюджетного финансирования, поскольку капиталы все частные и никакого общего бюджета у них нет. Отсюда преобладание (порядка 80%) в структуре доходов Оксфордского университета всевозможных и систематически поступающих частных грантов, пожертвований, именных стипендий, платы со стороны самих учащихся и т. п.

Теоретически государственное финансирование образования должно иметь место там, где еще отсутствует явная коммерческая на-

правленность самого образования, например, в школьном образовании. Кроме того, государственное финансирование расходов на высшее образование должно сохраняться в той мере, в какой это необходимо для обучения талантливой молодежи из бедных семей. На практике это выражается в существовании минимального уровня финансирования высшего образования, благодаря которому обучение в оксфордских колледжах в определенных пределах возможно и полностью на бесплатных началах.

В Великобритании проблема государственных (более 90% всех учащихся) и частных (менее 10% всех школьников) школ внешне выглядит как проблема более низкого и более высокого качества обучения, в силу чего более 90% выпускников частных школ поступают в вузы и составляют там до 50% всех учащихся. Данная статистика верна и для Оксфорда. Однако при научном подходе к этой проблеме за ней следует различать скрытые интересы капитала. Ведь в частных школах обучаются только дети богатых слоев населения, которые по определению должны получить образование, необходимое им в дальнейшем для управления своими частными капиталами и их приумножения. Для выходцев из иных слоев общества не стоит задача управления своим капиталом, какового у них нет. Перед ними стоит лишь общественная (социально-экономическая) задача «работать» на капитал. Поэтому государственное общее образование не может быть нацелено на перспективу вузовского образования, а значит, и масштабы его финансирования (в расчете на одного учащегося) могут быть намного меньше, чем это имеет место в частных школах. Тот факт, что уже (в силу социально-политических причин) до 50% студентов вузов в Великобритании, и в частности в Оксфордском университете, составляют выпускники государственных школ, на самом деле является главной внутренней причиной указанного выше «расслоения» уже самого высшего образования на различные его уровни по отношению к процессам управления капиталом. И думается, что это не предел, поскольку сам капитал находится в процессе постоянного видоизменения своих форм существования и проявления. В результате именно в высших сферах высшего образования сосредоточиваются прежде всего представители истинного капитала, хотя бы уже потому, что плата за обучение на этих уровнях образования уже не под силу подавляющему большинству наемных работников. Например, в Оксфорде примерная плата за обучение национальных студентов составляет 3 тыс. фунтов стерлингов, иностранных - 12 тыс., по программе МВА - 30-40 тыс., МВА-эксклюзив - 60 тыс. и более фунтов стерлингов. Именно выходцы из высших уровней высшего образования образуют экономическую и политическую элиту современного общества в развитых странах.

Высшее экономическое образование в наибольшей степени превращается в специфическую сферу приложения и получения капитала. Как только высшее образование начинает приносить доход, превышающий некий пороговый экономический уровень, оно превращается в сферу капиталистического производства, или в отрасль капитала. Но по понятным причинам в современном высокоразвитом обществе организация высшего образования не может иметь чисто капиталистическую форму, как это свойственно, например, любой коммерческой организации, у которой всегда есть владельцы (учредители, пайщики, акционеры и т. п.). Принцип частного владения образовательными учреждениями, прежде всего в сфере высшего образования, на самом деле неприемлем не в силу каких-то этических или моральных вещей, а потому, что в сфере обучения капитал не может зависеть от воли какого-то частного лица (или группы лиц) как собственника учебного заведения. Сфера обучения по отношению к каждому отдельному капиталу должна быть «вотчиной» общего интереса всех капиталов, а не формой проявления какого-то (чьего-то) сугубо частного интереса собственников, но при этом высшее образование должно иметь форму (или оставаться формой) приложения капитала. Реальным разрешением этого противоречия является некоммерческая форма организации высших учебных заведений, при которой отсутствует конечный собственник ее имущества (капитала). В этом случае вуз не имеет никаких собственников, но его капиталистическая природа проявляется в том, что уже сам его коллектив (особенно руководящий и профессорско-преподавательский состав) нацелен на максимизацию личных денежных доходов. Внешне все получают заработную плату, но ее уровень в случае успешной деятельности вуза на рынке образовательных услуг намного превышает среднюю оплату труда других категорий наемных работников в разных сферах (отраслях) производства.

Таким образом, частный интерес к личному обогащению, который в сфере коммерции проявляется в получении прибылей, дивидендов, процентов, спекулятивных доходов и т. п. разнообразных форм существования чистого дохода общества, в сфере высшего образования, финансируемого из негосударственных источников, имеет иные формы, нежели это имеет место в коммерческих организациях, когда речь идет об их владельцах или о прямом либо опосредованном участии в их прибылях топ-менеджеров и т. п.

В целях превращения высшего экономического образования в источник капитала для его основных сотрудников необходимо, чтобы внешние источники его негосударственного финансирования были существенны и постоянно возрастали по мере роста самого частного капитала в экономике. Иначе говоря, для этого необходимо, чтобы сам

вуз функционировал аналогично любому другому участнику рынка, т. е. конкурировал бы за деньги частных лиц или за свою долю денежных потоков частных лиц и организаций всего общества, предназначенных в данном году на цели высшего (экономического) образования.

Обобщенно суть данной конкуренции за образовательные денежные потоки выглядит как конкуренция за более высокое качество обучения, но при тщательном анализе данная конкуренция имеет более глубокие корни, которые, на примере Оксфордского университета, можно свести к следующим моментам:

1. Определение своего места на рынке экономического образования.

Во-первых, необходимо иметь полный цикл образовательных услуг, который включает:

- все стадии работы с капиталом и управления им (бакалавр, магистр, МВА и далее);

- все формы обучения (от дневного до дистанционного);

- все виды обучения по срокам (от краткосрочных курсов и далее).

Во-вторых, желательно содержательно определить те сферы или стадии управления капиталом, на которых специализируется вуз. Последнее зависит от качества его профессорско-преподавательского состава. Как отмечали сами преподаватели Оксфордского университета, главное в вузе - не здание, в котором он находится, каким бы историческим оно не было, а его профессура и известность его выпускников.

В-третьих, особенно следует выделить международный аспект позиционирования вуза, который обычно трактуется как следствие глобализации образования, но, в сущности, есть отражение глобализации самого капитала, который должен не замыкаться в национальных образовательных границах, а преодолевать их, так как «работает» по всему миру. Международный уровень высшего экономического образования проявляется прежде всего в высокой доле иностранных учащихся на всех уровнях высшего образования (в Оксфорде их доля составляет свыше 30% общего числа студентов); в высоком уровне платы за обучение; в участии преподавателей и студентов в международных изданиях; в систематическом участии в международных конференциях, в связях с международными организациями (ЮНЕСКО и т. п.); в участии в работе по международным проектам и т. п.

2. Создание и поддержание своего имени на рынке, или наличие бренда вуза.

Бренд вуза - это основа его экономического процветания на рынке высшего образования. Формы, в которых оксфордские колледжи и Оксфордский университет поддерживают свой высочайший бренд, разнообразны и постоянно совершенствуются. Главное здесь то, что поддержание бренда - это не какая-то временная или конъюнктурная мера, а своего рода вечная составляющая политики развития высшего учебного заведения, работающего на рынок.

Наличие бренда имеет настолько большое значение, что можно сказать, что в Оксфордском университете не качество высшего образования выше, чем, например, в РЭА им. Г. В. Плеханова, а его бренд намного выше нашего бренда. В известной мере можно утверждать, что качество экономического образования в ведущих экономических вузах нашей страны и в других странах примерно одинаковое, ибо оно зависит от конкретных преподавателей и конкретных учеников, а научный материал в виде учебной и научной литературы является общеизвестным и обычно общедоступным (особенно в связи с развитием Интернета). Понятие «высокое качество образования» на самом деле является комплексным выражением совокупности таких черт, как история вуза, его «богатство» недвижимостью, библиотечными фондами, значимость его выпускников, их корпоративность, наличие связей с крупными и крупнейшими компаниями, с известными мировыми деятелями, участие преподавателей и студентов в контрактах с компаниями и государством и т. д.

Главная цель создания, поддержания и развития бренда высшего учебного заведения - повышение платы за обучение (причем в Оксфорде это относится преимущественно к иностранным учащимся, за счет платы которых возмещается дефицит финансирования национальных студентов со стороны государства) и привлечение частных вложений в любых формах в условиях невозможности со стороны государства полноценного финансирования и управления развитием высшего образования. Существует прямая зависимость между имиджем вуза и поступлением в него частных средств: чем выше бренд, тем больше совокупные доходы вуза.

Что касается РЭА им. Г. В. Плеханова, то она имеет очень большое и неоспоримое преимущество перед многими другими российскими экономическими вузами, которое заключается в наличии у нее 100-летней истории. Правильно «раскрученная» история, как показывает пример Оксфорда, есть важнейшая составная часть общего высочайшего имиджа вуза. Однако только на истории имидж академии не возникнет. История есть прошлое, которое следует как-то современно

преподносить. История лишь «подкрепляет» современное образование, но она не может заменить его недостаточное развитие. В то же время следует отметить, что любое современное образование в академии на самом деле есть развитие ее прошлых традиций культурного и образовательного характера, научных школ, поддержание исторически высокого уровня обучения и т. п.

3. Развитие всесторонних связей вуза, являющихся основой его финансовых доходов.

Оксфордский университет на постоянной основе поддерживает связи со всеми своими успешными выпускниками, которые продвинулись в общественной карьере, не важно - по государственной службе или в качестве менеджеров либо топ-менеджеров различных организаций.

В этом случае достигается решение двух типов задач:

- с одной стороны, выпускники вуза, занимающие соответствующие высокие и престижные должности, есть составная часть высокого имиджа вуза;

- с другой стороны, эти выпускники часто являются источником различного рода негосударственных (личных и корпоративных) «инвестиций» в свой вуз в самых разнообразных формах: от простых пожертвований до заказов на научные и прикладные исследования со стороны корпораций, в которых они работают (руководят), или со стороны государства в виде государственных заказов на проведение научно-исследовательских и консультационных работ, создание обучающих программ (программа переподготовки и т. п.) и др.

Понимание того, что за процессами, происходящими в сфере высшего образования, и прежде всего экономического, стоят интересы капитала, позволяет лучше понять сущность этих процессов, их направленность и формы и на этой основе вырабатывать более точную политику в области высшего образования каждому российскому высшему учебному заведению, которое желает сохранить свое место и свои российские образовательные традиции в условиях глобализации высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.