Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА 1965 Г. В ЮГОСЛАВИИ: ЕЁ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА 1965 Г. В ЮГОСЛАВИИ: ЕЁ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
экономические реформы / самоуправление / социальное развитие / economic reforms / self-government / social development

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ахмедова А.Г.

В статье рассматривается югославский опыт самоуправления в экономическом и социальном контексте, производится оценка социально-экономических реформ 1965 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC REFORM OF 1965 IN YUGOSLAVIA: ITS POSITIVES AND NEGATIVE SIDES

The article examines the Yugoslav experience of self-government in the economic and social context, and assesses the socio-economic reforms of 1965.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА 1965 Г. В ЮГОСЛАВИИ: ЕЁ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ»

УДК 94

Ахмедова А.Г.

магистрант 2 г.о., кафедра всеобщей истории Дагестанский государственный университет (г. Махачкала, Россия)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА 1965 Г.

В ЮГОСЛАВИИ: ЕЁ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

Аннотация: в статье рассматривается югославский опыт самоуправления в экономическом и социальном контексте, производится оценка социально-экономических реформ 1965 года.

Ключевые слова: экономические реформы, самоуправление, социальное развитие.

В 1964-1965 гг. в стране начала осуществляться экономическая реформа, суть которой сводилась к дальнейшему развитию рыночных отношений и увеличению производственной и коммерческой самостоятельности предприятий, усилению принципов хозрасчета. Изменениям подверглись и федеративные отношения. В целом цели реформы сводились к следующему: дальнейшее развитие самоуправленческих, общественно-экономических отношений, сведение к минимуму экономической роли государства, быстрое включение Югославии в международное разделение труда, создание единых критериев распределения средств производства и денежных средств, ликвидация различий в уровнях цен и стабильность рынка.

Однако реформа оказалась неуспешной: не снижалась безработица, росли цены, наблюдались отраслевые диспропорции, концентрация средств в банках и фондах общественно-политических содружеств. Следствием неразвитости самоуправленческих производственных отношений явились забастовки, конфликтные ситуации на предприятиях и между предприятиями. В конце 60-х

гг., усилилась позиция тех, кто выступал за необходимость укрепления роли республик в федерации.

Социально-экономическая реформа 1965 года в Югославии была одним из ключевых моментов развития экономической и политической системы страны. Реформа была направлена на усиление самоуправления трудящихся, повышение производительности труда, улучшение уровня жизни населения и ускорение экономического развития1. Местные органы власти получили больше полномочий в управлении экономикой, что способствовало более гибкому и эффективному принятию решений на уровне регионов и предприятий. Расширялись права и самостоятельность Веча народов, возобновлялась практика его самостоятельных заседаний, которые не проводились с 1953 г.

Конституционные поправки 1968 г. вновь усиливали права республик и автономных краев, право каждого народа и народности самим распоряжаться результатами своего труда. Федерация была лишена каких-либо инвестиционных функций, не могла брать на себя финансовых обязательств. Внедрялась более гибкая и децентрализованная система планирования, с акцентом на результативность и ответственность за выполнение поставленных целей. Рабочие получили больше возможностей участвовать в разработке планов производства, распределения ресурсов и контроля за выполнением поставленных задач. Активно поддерживалось развитие кооперативов, совместных предприятий и организаций социального предпринимательства, где работники принимают активное участие в управлении и принятии решений2.

Поскольку долгосрочные цели развития были приоритетными, власти полагались в основном на денежно-кредитную политику для адекватного краткосрочного экономического управления всеми возможностями антициклической политики для стабилизации экономических показателей на

~ 3

запланированной среднесрочной траектории роста3.

Кредитная политика также использовалась для достижения долгосрочных целей, которые в некоторых случаях могут противоречить требованиям краткосрочной стабильности. Метод, выбранный в первую очередь для прямого

управления экономической политикой и имеющий меньшее косвенное влияние, может только "устранить проблему", а не создавать общие условия, при которых автономные производители могут свободно принимать решения и осуществлять деятельность. Поскольку метод управления не увенчался успехом, плановики жаловались на неподчинение и неразумность4, хотя главная проблема заключалась именно в том, как проводилась экономическая реформа. Экономическая политика социалистической Югославии носила характер временной, паллиативной и неполноценной.

Как упоминалось ранее, югославская политика реформ обычно была направлена на более рациональное распределение ресурсов за счет децентрализации систем принятия экономических решений, усиления роли рыночных сил и механизмов ценообразования, а также активной интеграции в мировую экономику. Федеральные власти стали сдерживать резкий рост цен и номинальных доходов. Власть перешла к ограничительной макроэкономической политике в связи с реформами 1965 года. Инфляция в Югославии замедлилась в 70-х годах, но значительно ускорилась в течение следующих 10 лет. Многие попытки восстановить экономический рост в конечном итоге потерпели неудачу, только усилив инфляционное давление5.

Основной закон о финансировании организаций государственной политики» 1964 года, вступивший в силу в январе 1965 году, передал ответственность за предоставление общественных и социальных услуг от общества - соответствующим организациям, имеющим общие интересы.

Экономическая реформа 1965 года отменила прямые налоги с предприятий и сместила налоги с продаж с оптовой на розничную торговлю. Размер бюджетного сектора был значительно сокращен, поскольку деятельность, ранее осуществлявшаяся за счет бюджетных и внебюджетных государственных средств, была реорганизована в самостоятельные учреждения, основанные на внебюджетных источниках финансирования6.

Югославская экономика столкнулась с проблемой дефицита платежного баланса в 50-х годах, которая уже стала хронической в 60-х годах. Это явление

очень типично для развивающихся стран. Данная тенденция почти неизбежна на ранних стадиях ускоренного развития. Однако в случае с СФРЮ это было тесно связано с неограниченным ростом внешнего долга, который в конечном итоге перерос в серьезный кризис валютной ликвидности. Это не только поставило под угрозу нормальное течение нынешнего репродуктивного процесса, но и серьезно подорвало усилия по структурной модернизации национальной экономики7.

Индустриализация и модернизация югославской экономики, рационализация производства и капитальное строительство не увенчались успехом из-за внедрения стандартов и непосредственному влиянию внешних факторов воздействия, связанных с хозяйственной деятельностью предприятия. Но в процессе реформ в 60-х годах ожидаемые результаты по увеличению экспорта не оправдались, снижение внутреннего спроса привело к замедлению роста производства и экспорта.

Во время экономических реформ в Югославии шла галопирующая инфляции, которая приводила к дестабилизации производства. Борьба с инфляцией была трудной из-за сложного характера правил ценообразования, при которых значительная часть решения о распределении средств принималась вне рыночного механизма. Уже в начале 50-х годов потребительские цены были либерализованы. Установление единого контроля над ценами в 1955 году проложило путь для развития всеобъемлющей системы административно регулируемых цен. На некоторые товары были установлены фиксированные или минимальные цены.

Реформы 1965 года были направлены на уменьшение ценового дисбаланса за счет повышения цен на сельское хозяйство и сырье по сравнению с ценами на промышленную продукцию. Раньше цена на первичную продукцию была на искусственно низком уровне по сравнению с ценой на промышленную продукцию. Такая ценовая политика призвана стимулировать индустриализацию. Это способствовало возникновению узких мест в поставках первичных ресурсов и увеличению зависимости отечественного производства от импорта. До 1965 года цены на сырье и сельскохозяйственную продукцию

контролировались самым жестким образом. Экономические реформы 1965 года должны были не только привести внутренние цены в соответствие с ценами мирового рынка, но и позволить последующую корректировку цен на изменения рыночных условий8.

Социальное развитие Югославии в 1965 году было тесно связано с проводимыми в тот период экономическими и политическими реформами. Важным аспектом социального развития было усиление самоуправления трудящихся, повышение уровня жизни населения, улучшение доступа к образованию и здравоохранению, а также борьба с неравенством в обществе.

Одним из ключевых элементов социального развития в 1965 году было улучшение социальной защиты населения. Были приняты меры по увеличению социальных гарантий для работников, включая расширение системы социального страхования и обеспечения, а также улучшение медицинского обслуживания и образовательных возможностей. Помимо этого, проводились программы по борьбе с безработицей и созданию новых рабочих мест, поощрялось участие женщин в трудовой деятельности, развивалась система профессионального обучения и повышения квалификации9.

Также важным аспектом социального развития в 1965 году было развитие образования и культуры. Проводились реформы в сфере образования, направленные на повышение качества образования, улучшение условий обучения, расширение доступа к образовательным программам для всех слоев населения.

Таким образом, социальное развитие Югославии в 1965 году было направлено на улучшение жизни и благосостояния населения, обеспечение равных возможностей для развития личности, а также на содействие созданию справедливого и гуманного общества. Социально-экономическая реформа 1965 года в Югославии способствовала улучшению экономической ситуации страны и повышению уровня жизни населения, а также стимулировала экономический рост и развитие. Однако реформа также столкнулась с некоторыми вызовами и ограничениями, в том числе с проблемами в планировании, координации и

реализации программ, а также с ограниченными ресурсами и внешними факторами, влияющими на экономику Югославии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гуськова Е.Ю. Югославский разлом. Вчера. Сегодня. / Е.Ю. Гуськова. -М.: Индрик, 2023. - 273 с;

2. Дьëрдь Ш.-Мл. Экономическая история социалистической Югославии / Дьëрдь Шимон-Младший - Нью-Йорк: Pочестер, 2015. - 204 с;

3. Никифоров К.В. Югославия в ХХ веке: очерки политической истории / К.В. Никифоров, А.С. Аникеев, А.И. Филимонова, А.Л. Шемякин, Российская акад. наук, Ин-т славяноведения. - М.: Индрик, 2011. - 887 с;

4. Никифоров Л.А. Социалистическая Федеративная Республика Югославия / Л. А. Никифоров - М.: Наука, 1975. - 178 с

Akhmedova A.G.

Dagestan State University (Makhachkala, Russia)

SOCIO-ECONOMIC REFORM OF 1965 IN YUGOSLAVIA: ITS POSITIVES AND NEGATIVE SIDES

Abstract: the article examines the Yugoslav experience of self-government in the economic and social context, and assesses the socio-economic reforms of1965.

Keywords: economic reforms, self-government, social development.

1 Дьëрдь, Ш.-Мл. Экономическая история социалистической Югославии / Дьëрдь Шимон-Младший -Нью-Йорк: Pочестер, 2015. - С. 104;

2 Там же. С. 105;

3 Гуськова, Е.Ю. Югославский разлом. Вчера. Сегодня. / Е.Ю. Гуськова. - М.: Индрик, 2023. - С. 163;

4 4 Гуськова, Е.Ю. Югославский разлом. Вчера. Сегодня. / Е.Ю. Гуськова. - М.: Индрик, 2023. С. 163;

5 Дьëрдь, Ш.-Мл. Экономическая история социалистической Югославии / Дьëрдь Шимон-Младший -Нью-Йорк: Pочестер, 2015. - С. 106;

6 Никифоров, К.В. Югославия в ХХ веке: очерки политической истории / К. В. Никифоров, А.С. Аникеев, А И. Филимонова, А.Л. Шемякин; Российская акад. наук, Ин-т славяноведения. - М.: Индрик, 2011.- С. 605;

7 Гуськова, Е.Ю. Югославский разлом. Вчера. Сегодня. / Е.Ю. Гуськова. - М.: Индрик, 2023. - С. 165;

8 Дьëрдь, Ш.-Мл. Экономическая история социалистической Югославии / Дьëрдь Шимон-Младший -Нью-Йорк: Pочестер, 2015. - С. 109-111;

9 Никифоров, Л.А. Социалистическая Федеративная Республика Югославия / Л. А. Никифоров - М.: Наука, 1975. С. 132

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.