Научная статья на тему 'Социально-экономическая проблема оплаты медицинских услуг при лечении дорожно-транспортного травматизма'

Социально-экономическая проблема оплаты медицинских услуг при лечении дорожно-транспортного травматизма Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
95
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ДЕТИ / ТРАВМА / ЛЕЧЕНИЕ / ОПЛАТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лесниченко Е. Н.

Изучены причины и последствия транспортных происшествий с детьми, которые были пролечены в ГУЗ «ДККБ» в зависимости от возраста. Проанализированы суммы оплаченных счетов за медицинские услуги и убытки больницы и страховых медицинских компаний. Предложены Про альтернативные способы оплаты оказанных медицинских услуг для больных с травмами, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лесниченко Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS OF PAYMENT FOR MEDICAL TREATMENT AFTER EMERGENCY

The aim of this article is to study the reasons and consequences of traffic accidents with children. The age of such patients is also analysed. The author studied sums paid for medical treatment and losses of hospitals and insurance medical company. The main idea is to find alternative variants of paying damages. Guilty drives mast be responsible for payment of medical treatment.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая проблема оплаты медицинских услуг при лечении дорожно-транспортного травматизма»

эстрогенов в плазме крови был выше (табл. 5), чем при доношенной беременности. Ранее в работах Е. Г. Чернобай [4] и В. А. Шипкова [9] было показано, что в фолликулиновой фазе менструального цикла, когда ширина диапазона сердечно-дыхательного синхронизма больше, чем в лютеиновой, соответственно больше и отношение «эстрогены/прогестерон» в плазме крови.

Однако повышение уровня суммарных эстрогенов происходит за счет эстрона, в то время как уровень эстрадиола почти не меняется, а уровень эстриола несколько понижается.

Небольшое снижение количества эстриола и избыточное количество эстрона, циркулирующего в организме при пролонгированной беременности, приводят к задержке прогестерона в тканях матки, что тормозит развитие родовой деятельности (Е. А. Чернуха, 2007).

С другой стороны, длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона сердечно-дыхательного синхронизма при пролонгированной беременности была больше таковой при доношенной беременности на 15,9%.

Аналогично длительность развития синхронизации на максимальной границе диапазона сердечно-дыхательного синхронизма у женщин с пролонгированной беременностью была больше таковой у женщин с доношенной беременностью на 41,9%.

Длительность восстановления исходного ритма сердцебиений после прекращения пробы на минимальной границе диапазона синхронизации при пролонгированной беременности больше, чем при доношенной, на 14,4%.

Длительность восстановления исходного ритма сердцебиений после прекращения пробы на максимальной границе диапазона синхронизации при пролонгированной беременности больше, чем при доношенной, на 13,5%.

Большая длительность развития сердечно-дыхательного синхронизма и большая длительность восстановления исходного ритма сердца после прекращения пробы сердечно-дыхательного синхронизма при пролонгированной беременности по отношению к доношенной (к норме) указывают на неготовность женского

организма к родам и продление срока беременности, так как установлено, что особенности развития родовых сил во многом определяет готовность организма женщины к родам. Физиологическое течение родов возможно лишь при наличии сформированной родовой доминанты, которая приходит на смену истощенной доминанте беременности и объединяет в единую динамическую систему как высшие нервные центры, так и исполнительные органы [1].

Таким образом, проба сердечно-дыхательного синхронизма позволяет оценить готовность женского организма к родам. Эта возможность построена на отличии параметров сердечно-дыхательного синхронизма при пролонгированной и доношенной беременности.

Поступила 17.10.2008

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамченко В. В. Активное ведение родов. СПб, 2003. 664 с.

2. Айламазян Э. К. Акушерство. СПб, 2005. 527 с.

3. Галустян М. З., Куценко И. И. Оценка регуляторно-адаптивных возможностей организма беременных женщин для определения готовности организма к родам // Кубанский научный медицинский вестник. 2006. № 9 (90). С. 96—101.

4. Куценко И. И., Чернобай Е. Г. Динамика параметров сердечно-дыхательного синхронизма в разные фазы менструального цикла // Кубанский научный медицинский вестник. 2002. № 1 (58). С. 12—19.

5. Покровский В. М. Формирование ритма сердца в организме человека и животных. Краснодар, 2007. 143 с.

6. Покровский В. М., Абушкевич В. Г., Борисова И. И., Потя-гайло Е. Г., Похотько А. Г., Хакон С. М., Харитонова Е. В. Сердечно-дыхательный синхронизм у человека // Физиология человека. 2002. Т. 28. № 6. С. 116—119.

7. Савельева Г. М. Акушерство. М., 2000. 816 с.

8. Чернуха Е. А. Переношенная и пролонгированная беременность. М., 2007. 207 с.

9. Шипков В. А. Оценка динамики регуляторно-адаптивных возможностей женского организма на протяжении менструального цикла // Кубанский научный медицинский вестник. 2005. № 3—4 (76—77). С. 143—148.

Е. Н. ЛЕСНИЧЕНКО

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОПЛАТЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

Детская краевая клиническая больница департамента здравоохранения Краснодарского края; отдел организационно-экономической работы государственного учреждения здравоохранения, г. Краснодар, площадь Победы, 1. kkdkb@mail.kubtelecom.ru

Изучены причины и последствия транспортных происшествий с детьми, которые были пролечены в ГУЗ «ДККБ» в зависимости от возраста. Проанализированы суммы оплаченных счетов за медицинские услуги и убытки больницы и страховых медицинских компаний. Предложены Про альтернативные способы оплаты оказанных медицинских услуг для больных с травмами, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий.

Ключевые слова: транспортное происшествие, дети, травма, лечение, оплата.

Кубанский научный медицинский вестник № 6 (105) 2008 УДК 614.86:368.41

Кубанский научный медицинский вестник № 6 (105) 2008

SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS OF PAYMENT FOR MEDICAL TREATMENT AFTER EMERGENCY

Department of organizational-economic work Public health services official body «Children's regional clinical hospital» Department of public health services of Krasnodar territory

The aim of this article is to study the reasons and consequences of traffic accidents with children. The age of such patients is also analysed. The author studied sums paid for medical treatment and losses of hospitals and insurance medical company. The main idea is to find alternative variants of paying damages. Guilty drives mast be responsible for payment of medical treatment.

Key words: emergency, children, trauma, medical treatment, payment.

Обязательное медицинское страхование действует на территории Российской Федерации в течение 17 лет, и, тем не менее, считается, что данный вид социального страхования в России развивается в условиях финансового дефицита. Медицинские услуги стоят недешево, а тарифы на эти услуги, утвержденные Фондом ОМС, покрывают только часть основных статей расходов лечебно-профилактических учреждений. Каким образом компенсировать недостающие денежные средства, затраченные на лечение больных?

Цель исследования — найти в современном законодательстве возможности получения денежных средств за счет поступлений из иных источников. Одной из таких возможностей, как считает автор, является плата за оказанные медицинские услуги в случае травматизма в результате ДТП из средств ОСАГО.

Материалы и методы

Проведено исследование историй пролеченных больных с транспортными травмами в ГУЗ «ДККБ» за 2004—2007 гг. Изучались соотношение количества пролеченных больных, затраченных на их лечение койко-дней, стоимость оказанных медицинских услуг. Выявлялись, в каких обстоятельствах получена травма, возрастной состав пролеченных пациентов. Для проведения данного исследования проанализированы 902 истории болезни, счета на оплату лечения, выставленные в страховые медицинские компании, и нормативные документы по обязательному медицинскому страхованию и страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Расширение внешнеэкономических связей, активизация санаторно-курортного бизнеса, развитие международного туризма значительно повысили ин-

тенсивность движения транспорта по автомобильным дорогам. В 2007 году Краснодарский край посетили около 15 млн. отдыхающих. Рост участников дорожного движения и прохождение федеральных автомагистралей по территориям населенных пунктов создают повышенную опасность дорожно-транспортных происшествий.

Эти статистические данные во многом обусловлены отдаленностью медицинских учреждений, отсутствием оперативной связи и информации о месте их расположения и, как следствие, несвоевременной доставкой пострадавших в стационары.

Основными направлениями по улучшению оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии на территории Краснодарского края являются:

— дальнейшее развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения;

— подготовка кадров медицинских работников лечебных учреждений;

— обучение участников дорожного движения правилам оказания первой помощи;

— внедрение и использование современных компьютерных технологий при организации помощи пострадавшим, информационное обеспечение участников дорожного движения.

Для данных мероприятий требуются деньги. В целях реализации мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях» (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.06.2008 г. № 423), в 2008 году выделяются ассигнования на закупку санитарного автотранспорта и субсидии на

Таблица 1

Сведения о дорожно-транспортных происшествиях, произошедших на территории Краснодарского края в 2004—2007 гг.

Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2007 к 2004 г.

Всего ДТП 7211 7207 7068 7048 -163

Количество пострадавших 9860 9823 9710 9681 -179

Количество погибших 1317 1295 1193 1184 -133

Удельный вес погибших 13,4% 13,2% 12,3% 12,2% -1,2%

г. Москва 416 920 тыс. руб.

Ростовская область 359 860 тыс. руб.

Краснодарский край 331 780 тыс. руб.

Воронежская область 321 600 тыс. руб.

Калужская область 306 010 тыс. руб.

Московская область 237 720 тыс. руб.

Тульская область 190 430 тыс. руб.

Липецкая область 162 350 тыс. руб.

Брянская область 174 840 тыс. руб.

г. Санкт-Петербург 99 990 тыс. руб.

закупку оборудования для учреждений здравоохранения в размере 2 601 500 тыс. руб. следующим субъектам РФ:

Определенные виды травм, получаемые в ДТП, требуют высокотехнологичных видов медицинской помощи, которые оказываются за счет бюджетов всех уровней.

Кроме этого мощным подспорьем в лечении дорожно-транспортного травматизма являются средства из Фонда обязательного медицинского страхования. Первичная медико-санитарная и специализированная медицинская помощь, предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами, оказывается при дорожно-транспортных травмах за счет средств ОМС в рамках территориальной программы.

Таким образом, медицинская помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях оказывается за счет бюджетов всех уровней, а также системы обязательного медицинского страхования. То есть бремя ответственности за лечение больных с дорожнотранспортными травмами лежит на плечах налогоплательщиков.

Статья 67 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1 отмечает, что средства, затраченные на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий, взыскиваются в пользу учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения, понесших расходы, либо в пользу учреждений частной системы здравоохранения, если лечение проводилось в данных учреждениях. Согласно статье 28 Закона о медицинском страховании граждан РФ страховая медицинская организация имеет право требовать от юридических или физических лиц, ответственных за причиненный вред здоровью гражданина, возмещения ей расходов в пределах суммы, затраченной на оказание застрахованному медицинской помощи. Подлежащий возме-

столкнулся с подобными случаями компенсации. Хотя из 902 проанализированных историй болезни в 80% случаев в причинении травм и увечий у детей виновны водители автотранспортных средств.

Детская краевая клиническая больница является не единственной в крае больницей, в которой лечат транспортный травматизм. Тем не менее при анализе статистических данных за последние четыре года отмечается тенденция увеличения количества ДТП с участием детей. По статистическим данным ГУЗ «ДККБ», с 2004 по 2007 гг. госпитализировано 902 ребенка, получивших травмы в результате дорожнотранспортных происшествий, что составило 1,1% от всех госпитализированных детей за данный период. Ежегодно количество таких случаев неукоснительно растет: увеличение по больнице составило со 183 в 2004 г. до 264 в 2007 г. (табл. 2). Травмы в результате дорожно-транспортных происшествий являются наиболее тяжелыми и требуют зачастую как неоднократного оперативного лечения, так и довольно длительного консервативного и реабилитационного. Из 902 случаев госпитализации 215 детей получали стационарное лечение неоднократно, причем из них 43 ребенка травмы в ДТП получили до 2004 г.

Больная Р. в 2002 г. в возрасте 11 лет попала под грузовой автомобиль. Ребенок получал лечение в районной больнице г. Анапы, в ГУЗ «ДККБ», в РНХЦ им. проф. Поленова. Вследствие травм, полученных при наезде, девочка стала инвалидом. У ребенка отсутствует речь. Движения в конечностях ограничены. В январе 2004 года ребенок в очередной раз был госпитализирован на 11 дней в нейрохирургическое отделение ДККБ. Стоимость лечения составила 7 213,20 рубля.

Больной Л. в 1994 году в трехлетнем возрасте сбит автомобилем. Получил тяжелую черепно-мозговую травму. С 1994 года постоянно наблюдается и лечится у невролога. В ноябре 2006 года в возрасте 15 лет поступил в нейрохирургическое отделение для оперативного лечения — краниопластики. Срок

Таблица 2

щению ущерб определяется в порядке, установленном законодательством РФ. В течение последних семи лет, работая в системе здравоохранения, автор ни разу не

Количество случаев госпитализации детей с дорожно-транспортными травмами в 2004—2007 гг.

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. Итого по отделениям

Нейрохирургическое 119 133 147 155 554

Травматологическое 53 67 76 98 294

Прочие отделения ГУЗ ДККБ 11 8 24 11 54

Итого по годам 183 208 247 264 902

Кубанский научный медицинский вестник № 6 (105) 2008

Кубанский научный медицинский вестник № 6 (105) 2008

лечения — 16 койко-дней. Стоимость лечения — 21 165,92 рубля.

При транспортных травмах основными являются повреждения черепа. В нейрохирургическое отделение ГУЗ «ДККБ» госпитализируется наибольшее количество детей с транспортными травмами, которым требуется оперативное лечение. За четыре года в отделении нейрохирургии было пролечено 554 ребенка, что составило 61,4% от всех госпитализированных с травмами, полученными в ДТП (рис. 1).

Каждый пятый пострадавший в дорожно-транспортном происшествии имеет переломы костей конечностей и позвоночника. С такими травмами в травматологическом отделении ДККБ за анализируемый период было пролечено 294 ребенка, что составило 18,2% от всех пролеченных в данном отделении и 32,6% от всех госпитализированных в ДККБ с дорожно-транспортными травмами (рис. 2).

Как видно из диаграммы 2, количество детей с транспортными травмами за четыре года в травматологическом отделении увеличилось почти вдвое.

Сочетанные травмы случаются у 10—15% пострадавших. У пострадавших отмечаются травмы глаз, внутренних органов.

В других хирургических отделениях пролечено 54 ребенка с такими травмами (рис. 3).

Ребенок С., катаясь на велосипеде во дворе дома, сбит грузовым автомобилем, который забирал мусор из мусорных баков. Находился в хирургическом отделении с диагнозом «тупая травма живота: разрыв хвоста поджелудочной железы, большого сальника. ЧМТ. Перелом костей таза».

С 2004 по 2007 г. на лечение больных с транспортными травмами было затрачено 12 125 койко-дней (табл. 3), что составило 1,4% от общего количества койко-дней по больнице за данный период.

Снижение в 2007 году койко-дней, затраченных на детский дорожно-транспортный травматизм, связано

не с легкостью увечии, а с тем, что в последние годы остро стоит, и решается, проблема лечения таких травм в районных больницах. Реорганизация краевой травматологической и ортопедической служб привела к тому, что в районных больницах лечат последствия данных травм. Осуществляется поэтапный перевод из больницы 4-го уровня на 3-й и 2-й уровни ЛПУ. То есть увеличилось качество лечения данного вида заболевания в районных больницах.

Чаще всего от дорожно-транспортных травм страдают школьники младшего и среднего возраста (от

7 до 14 лет), а также подростки от 15 до 17 лет. За анализируемый период госпитализировано в ГУЗ «ДККБ» 309 пострадавших в ДТП детей младшего и среднего школьного возраста, что составило 34,3% от всех пролеченных с транспортными травмами. Подросткам от 15 до 17 лет оказано лечение в 299 случаях, что составило 33,1%. То есть дети младшего, среднего и старшего школьного возраста чаще всего получают такие травмы (рис. 4).

Обстоятельства дорожно-транспортных происшествий, в результате которых дети получают травмы, различны. Структура обстоятельств получения травм в дорожно-транспортных происшествиях представлена в таблице 4.

Из таблицы видно, что чаще всего страдают дети, получившие травму в результате наезда автомобиля. С 2004 по 2007 г. число пролеченных в ГУЗ «ДККБ» по причине наезда составило 474 ребенка.

Доля пролеченных в ГУЗ «ДККБ» детей, получивших травмы в результате ДТП в качестве пешеходов, за четыре года является наибольшей — 52,5%, на втором месте пассажиры или водители легковых автомобилей — 16,3%; доля пассажиров и водителей мотоциклов, мопедов, скутеров составляет 13,8% от всех пролеченных детей с транспортными травмами. В 13,2% случаев в историях болезней стационарного больного врачами приемного покоя и лечащим

Рисунок 1. Динамика пролеченных детей с ЧМТ в нейрохирургическом отделении в 2004—2007 гг.

-1 20

2004 год 2005 год 2000 год 2007 год

Рисунок 2. Динамика пролеченных детей с травмами костей конечностей и позвоночника в травматологическом отделении в 2004—2007 гг.

зо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25

20

15

Ю

5

О

11 I о

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

Рисунок 3. Динамика пролеченных детей с травмами внутренних органов в хирургических отделениях в 2004—2007 гг.

Рисунок 4. Динамика госпитализированных школьников в результате дорожно-транспортных происшествий за 2004—2007 гг.

Количество затраченных койко-дней на лечение детей с дорожно-транспортными травмами в 2004—2007 гг.

Таблица 3

Отделения 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. Итого по отделениям

Нейрохирургическое 1497 1656 2155 1822 7130

Травматологическое 1042 986 1124 1235 4387

Прочие отделения 95 78 264 171 608

Итого по годам 2634 2720 3543 3228 12 125

Таблица 4

Структура обстоятельств получения травм в дорожно-транспортных происшествиях за 2004—2007 гг.

Обстоятельства получения травм в ДТП 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. Всего

Пешеходы 80 115 128 151 474

Велосипедисты 2 6 9 6 23

Пассажиры или водители л/а 21 40 38 48 147

Обстоятельства ДТП не известны 29 26 41 22 118

Мотоциклисты 19 33 38 35 125

Другие транспортные средства 5 4 4 2 15

Итого 156 224 258 264 902

Кубанский научный медицинский вестник № 6 (105) 2008

Кубанский научный медицинский вестник № 6 (105) 2008

1 ,8 1,6 1 ,4 1 ,2 1

0,8

0,6

0,4

0,2

О

1 г? 1 ,4

-1 -1 1

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

Рис. 5. Динамика доли счетов, выставленных за оказание медицинской помощи больным, получившим травмы в результате ДТП, от всех выставленных счетов по больнице за 2004—2007 гг.

врачом отделения не отмечены обстоятельства травмы (в истории отмечается: попал в ДТП, участник ДТП). Доля велосипедистов, попавших в ДТП, составляет 2,5%, а доля получивших травмы от несчастного случая во время езды на трамвае, троллейбусе и пр. составляет 1,7%.

Заслуживают особого внимания наезды на детей в младенческом и преддошкольном возрастах.

Больные Т., брат 1 г. 9 мес. и сестра 2 мес., 7 июня 2006 года семья (мать и двое детей), двигаясь по обочине дороги в пос. Горском Туапсинского района, была сбита легковым автомобилем. В момент удара дети находились в коляске, и благодаря этому двухмесячной девочке наезд не причинил вреда, а мальчик отделался легким испугом, ушибом и ссадиной мягких тканей головы. В нейрохирургическое отделение дети госпитализированы для дообследования и динамического наблюдения на 1 день. Стоимость лечения на брата и сестру составила 2 300, 00 рубля. Больной С., 2 мес. Во время прогулки с ребенком в коляске мать сбита автомобилем «Запорожец». При наезде ребенок вылетел из коляски и ударился головой об асфальт. Обошлось ушибом и ссадинами мягких тканей головы. Госпитализирован на два дня для обследования и динамического наблюдения. Стоимость лечения — 1 702,00 рубля.

Больная П., 2 г. 5 мес. ДТП произошло в станице Старомышастовской Динского района. Девочка находилась на плечах у отца, которого сбил автомобиль. Ребенок упал с высоты роста отца. Девочка с диагнозом «сочетанная травма, ушиб головного мозга, закрытый оскольчатый перелом с/3 большеберцовой кости со смещением» пролежала в стационаре 8 койко-дней. Стоимость лечения составила

8 296,24 рубля.

На лечение детей с транспортными травмами в течение последних четырех лет выплачено 13 817 тыс. рублей из средств Фонда обязательного медицинского страхования, что составило 1,4% от всей выплаченной суммы за пролеченных больных. Доля счетов, выставленных за оказание медицинской помощи больным, получившим травмы в результате ДТП, от всех выставленных счетов по больнице, по годам распределилась следующим образом (рис. 5).

В настоящее время средства из государственного бюджета на здравоохранение выделяются с учетом приоритетов социальной сферы. Кроме того, система обязательного медицинского страхования является мощным дополнительным финансированием лечебнопрофилактических учреждений. И, тем не менее, денежных средств явно не хватает для развития и укрепления

материально-технической базы учреждений здравоохранения. Это связано со следующими причинами:

1. Плохая экологическая обстановка ведет к высокому уровню заболеваемости у населения;

2. Лечебные учреждения имеют основные фонды, которые требуют капитального ремонта, замены оборудования;

3. Лечебно-профилактические учреждения вынуждены использовать тарифы, которые не отражают в полном объеме себестоимость медицинских услуг.

Тарифы на медицинские услуги утверждаются Фондом ОМС и покрывают только часть основных статей расходов ЛПУ (фонд оплаты труда, начисления на фонд оплаты труда, средства для приобретения медикаментов, мягкого инвентаря, продуктов питания и пр.).

На обязательное медицинское страхование работодатели ежемесячно направляют 3,6% фонда оплаты труда. Полученные средства распределяются следующим образом: в размере 3,4% остаются на территории для оплаты медицинской помощи ее населению, 0,2% перечисляются в Федеральный фонд ОМС, который использует их для обеспечения равных условий получения медицинской помощи всеми гражданами России. Модель российского социального страхования аналогична бисмарковской, которая за 125 лет в Германии себя оправдала. Тем не менее замечено, что система обязательного медицинского страхования в нашей стране развивается в условиях финансового дефицита, но на это есть определенные причины:

1. Низкая рентабельность и производительность труда на предприятиях; в итоге низкая заработная плата, незначительные отчисления от фонда оплаты труда во внебюджетные фонды, в том числе и в Фонд ОМС;

2. Неполнота сборов страховых взносов с работодателей вследствие неплатежей, а также сокрытие доходов как физических, так и юридических лиц;

3. Негативные тенденции в демографической ситуации страны — старение населения, спад рождаемости.

Средств обязательного медицинского страхования достаточно лишь для оплаты 30% сложившегося объема медицинской помощи. Чтобы сохранить бесплатную, для граждан, медицинскую помощь в полном объеме, существует компенсация из государственного бюджета. Законодатели уже поднимают вопрос о повышении отчислений в фонд ОМС. Но это не выход из сложившегося положения, так как чем выше налог, тем

меньше шансов собрать его в полном объеме. Как в свое время выразился Д. Рикардо: «Лучший налог — низкий налог». Не следует ли поискать в уже существующих налогах возможность перераспределения средств на лечение пострадавших в ДТП?

Случается, что дети или опекающие их взрослые, сами виноваты в получении увечий от транспортного средства.

Больной П., 5 лет, гуляя с отцом в районе ТЭЦ, вырвался, выбежал на проезжую часть и был сбит автомобилем. Пролежал в нейрохирургическом отделении 4 койко-дня. Стоимость лечения — 2 404,40 рубля.

И, тем не менее, водитель, садясь за руль автомобиля или другого транспортного средства, согласно существующему законодательству, становится водителем источника повышенной опасности. Степень его ответственности возрастает.

Как уже говорилось выше, не все водители должным образом это осознают. Как можно не увидеть маму с коляской на обочине дороги или оставить сбитого ребенка на дороге без сознания?

Больная П., 7 лет, в 8 часов утра 25 декабря 2003 года сбита автомобилем в станице Марьянской. Водитель скрылся с места происшествия. После наезда девочка потеряла сознание. Ее подобрали случайные прохожие. Срок лечения — 11 койко-дней. Стоимость лечения — 6 612,10 рубля.

Статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.04.2002 г. № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» определены основные принципы обязательного страхования, одним из которых является «гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью...»

Статьей 6 этого же Закона определены объекты обязательного страхования, которыми являются прежде всего «имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью.»

В соответствии с п. 4 правил ОСАГО «страховая выплата» — денежная сумма, которую в соответствии с договором обязательного страхования страховщик обязан выплатить потерпевшим в счет возмещения вреда, причиненного их жизни, здоровью. Опыт переговоров со страховыми компаниями, в частности с ООО «Росгосстрах-Юг», показывает, что сумма для возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевшему, рассчитывается из стоимости платных медицинских услуг, стоимости назначенных лекарственных

препаратов, на бесплатное получение которых больной не имеет права, и стоимости дополнительного питания. Но статьей 41 Конституции Российской Федерации каждому гражданину РФ гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов. И практически ни одной бригаде «Скорой помощи» не приходит в голову отвезти потерпевшего в ДТП в частную клинику. Лекарственные препараты назначаются согласно стандартам лечения того или иного заболевания, и, как правило, больной имеет право на бесплатное получение всех назначенных лекарственных препаратов. Дополнительное питание, как и основное, назначается лечащим врачом и отмечается в листе назначения. Оплачивается дополнительное питание, как и основное, из средств Фонда обязательного медицинского страхования. То есть Федеральный закон об ОСАГО в части возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью, в настоящее время не работает. По мнению страховых компаний, потерпевшие получают медицинскую помощь бесплатно, а лечебные учреждения или Фонд ОМС потерпевшей стороной не являются. Проблема взаимодействия, взаиморасчетов между Фондом ОМС, ЛПУ и фондом ОСАГО следует решать на законодательном уровне. В частности, устранить противоречия в вышеназванных законодательных актах. А также поднять вопрос о компенсационных выплатах в счет возмещения убытков учреждений здравоохранения и Фонда обязательного медицинского страхования за лечение пострадавших в ДТП из средств фонда автострахователей.

Поступила 26.08.2008

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон РФ № 40 от 25.04.2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

2. Закон РСФСР от 28.06.91 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан РСФСР».

3. Закон РФ от 20.04.93 г. № 4741-1 «О медицинском страховании граждан РФ».

4. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение. М: «ГЭОТАР-Медиа», 2007.

5. Медик В. А., Юрьев В. К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. М.: Медицина, 2003.

6. Решетников А. В. Управление, экономика и социология обязательного медицинского страхования, М.: «ГЭОТАР-Мед», 2001.

7. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. М.: «ЭКСМО», 2007.

Кубанский научный медицинский вестник № 6 (105) 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.