Научная статья на тему 'Социально-экономическая инфраструктура муниципального ареала в условиях переходной экономики'

Социально-экономическая инфраструктура муниципального ареала в условиях переходной экономики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
88
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая инфраструктура муниципального ареала в условиях переходной экономики»

М.А. Боровская

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА МУНИЦИПАЛЬНОГО АРЕАЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ

Одним из дискуссионных вопросов является территориальная организация социально-экономической жизнедеятельности. Разделение предметов ведения, разграничения правовых полномочий, доходов и расходов, объектов и рамок социально-экономической компетенции, поставили на повестку дня вопрос большой теоретической и практической значимости в формировании нового субъекта федеративных отношений. Муниципальный ареал - это субтерриториальное образование, представляющее средний типичный город с прилегающей хозяйственной территорией. Его монографические характеристики, отношения собственности и социально-экономическая инфраструктура вместе с социальными нормативами жизнедеятельности представляют существенный научный интерес и могут быть типологизированы и распространены на все средние города Российской Федерации.

Рассматривая природу, место и роль муниципальной собственности в условиях переходного периода в формировании рыночных отношений главным является создание социально-экономической инфраструктуры ареала. В рамках этого на первый план выдвигаются проблемы конкретной территории (ареала), где сосредоточена основная часть населения, социального, природного и хозяйственного потенциала. Успех рыночных преобразований во многом будет определятся тем, как эффективно экономическая реформа скажется на благосостоянии людей, проживающих на территории районов, городов и других муниципальных образований.

Важнейшим направлением в формировании регионального комплекса является размещение производства на территории данного региона, которое находится в прямой зависимости от размещения населения. Связь, существующая между расселением и производством является очевидной, и отрицать и оспаривать ее не приходится. Количество и качество имеющихся трудовых ресурсов на территории любого из исследуемых регионов служит основной причиной возникновения тех или иных производств.

В последние годы актуальной темой становится исследование социальных проблем городов с точки зрения их регионального развития. Под регионом понимается совокупность промышленных, экономических, социальных, экологических и других объектов и проблем объединенных общей территорией и разработанных на основе этого прогрессивных форм хозяйствования, экономической и социальной деятельности как внутри региона (между предприятиями, на предприятиях, между предприятиями и регионом), так и его внешнеэкономическая деятельность в области, в стране и в системе в целом.

Изучая размещение населения в регионе мы видим, что оно тесно переплетается с закономерностями определяющими размещение производства, но существует региональное деление, которое должно соответствовать классу экономического района, то есть региональный социально-экономический комплекс.

По масштабу муниципальный ареал представляет собой собственно город и комплексно связанную с ним хозяйствованием и жизненными интересами прилегающую территорию. Средний город с прилегающей хозяйственной территорией может тиражировать ареальный тип жизнедеятельности (администрирования, финансирования, производства) ровно столько, сколько средних городов в России. Это вновь нарождающийся субъект.

Региональные социально-экономические комплексы должны рассматриваться как единое целое, и объект управления таких районов должен быть один (не выделяя города и области), таким образом, чтобы город не выделялся, как самостоятельная административно-территориальная единица (управлением, снабжением, организацией и так далее), а представлял бы собой единый региональный социально-экономический комплекс (т.е. единство и мощная связь с программами экономического и социального развития всего региона).

Социально-экономические проблемы и возможность их решения является основной целью развития территориальных образований, что выражается и в постановке цели данного диссертационного исследования, и позволяет взглянуть на регион как на часть целостной воспроизводственной структуры. Таким образом территория, располагающая определенным производственным потенциалом, социальной инфраструктурой, представляет собой муниципальное образование, в рамках которого решаются многие вопросы местного значения, определяющие уровень жизни населения данного муниципального ареала. К ним относятся: содержание и использование муниципального жилого фонда и нежилых помещений; организация содержания и развития муниципальных учреждений социальной сферы в здравоохранении и образовании; охрана общественного порядка; регулирование и планирование застройки территории; организация и содержание других сфер социальной жизни ареала.

Все это определяет ареал как территорию, с определенным производственным потенциалом, социально-экономической инфраструктурой, географическим расположением региона, численностью населения и природными богатствами, и выявляет цель исследования - это социально-экономическое благополучие и благосостояние населения территории и как следствие самого ареала ^ области ^ и страны в целом. Управление данными процессами с использованием различных форм и методов приобретает особую актуальность и значимость в настоящий период, что позволяет решать социально-экономические проблемы населения в рамках муниципальных образований подобного рода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.