УДК 330.13: 378.1
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
RUSSIA: HIGHER EDUCATION - IS IT SOCIALLY AND ECONOMICALLY EFFICIENT?
И.А. Фролова
I.A. Frolova
Высшая школа государственного администрирования (факультет)
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Статья посвящена анализу эффективности системы образования. Описаны цели и задачи повышения результативности, экономической и социальной эффективности российской системы высшего профессионального образования. Раскрываются проблемы и подходы к количественной оценке экономической эффективности получения высшего образования. Автор предлагает пути изменения принципов оценки социально-экономической эффективности российской системы высшего профессионального образования на основе сопоставления затрат и результатов.
The article attempts to examine education system performances, giving objectives of upgrading higher education in Russia and revealing the issues and ways to measure the economic efficiency. Given the comparative analysis of «inputs and outputs» the author offers some approaches to change the criteria of estimating the efficiency in the area.
Ключевые слова: система управления образованием, государственное управление, результативность, эффективность.
Key words: education system management, state administrating, effectiveness and efficiency.
Проблемам, целям и задачам совершенствования системы высшего профессионального образования в России уделяется значительное внимание на всех уровнях государственного управления экономикой и социальной сферой, это находит свое отражение в многочисленных научных публикациях, сообщениях средств массовой информации, официальных документах, решениях, принимаемых высшими органами законодательной и исполнительной ветвей власти. О значимости, весомости проблемы удовлетворения потребностей в высшем образовании, присущей практически всем слоям российского населения, порождаемой также запросами современной экономики, свидетельствует тот факт, что один из четырех глобальных стратегических национальных проектов России посвящен именно развитию образования. Повышение качества и эффективности функционирования системы высшего образования попало и в поле зрения разработчиков Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Существуют объективные предпосылки выделения отрасли образования, предоставления и оказания образовательных услуг, пред-
© И. А. Фролова, 2011
ставляющей вместе совместно с наукой отрасль знаний как приоритетного вида деятельности, оказывающего судьбоносное влияние на будущее общество, экономики не только в масштабе страны, но и всего мирового сообщества. Во второй половине XX века сформировалось представление о будущем человечества как о постиндустриальном обществе, базирующемся на переходе к качественно новым совершенным технологическим укладам, технологиям производства и управления, информационным технологиям. Ныне мы становимся свидетелями трансформации представления о постиндустриальном обществе в стране, видения его как общества, основанного на экономике знаний [1].
Основной продукт экономики знания -интеллектуальный капитал - взращивается прежде всего на образовательной почве, в процессе усвоения учащимися, студентами высших профессиональный заведений накопленных человечеством сведений об окружающем естественном и антропогенном мире, о закономерностях протекающих в нем природных, экономических, социальных процессов. Не будь этой формы усвоения, передачи знаний - не было бы и роста научного, технико-технологического, экономического потенциала, основ-
ным носителем которого являются образованные люди, квалифицированный профессионально подготовленный человеческий потенциал.
Более того, высшие профессиональные учебные заведения выступают не только в роли кузницы кадров специалистов высшей квалификации, в их недрах формируется и действует научно-исследовательский сектор, генерирующий новые знания, вносящий прямой, непосредственный вклад в экономику знаний. Аспирантуры высших учебных заведений, диссертационные советы, действующие при вузах, вносят определяющий вклад в пополнение, обновление, омоложение научных работников, ученых, образующих авангард носителей знаний.
Вытекающая из изложенных положений объективная необходимость поддержки и развития системы высшего профессионального образования в России не подвергается сомнению ни со стороны населения, абитуриентов, общества, ни со стороны работодателей, заказывающих и потребляющих труд, точнее продукт труда выпускников вузов, ни государственных органов, управляющих высшими учебными заведениями, регулирующими их деятельность. Думается, что курс на повышение качества и эффективности высшего образования, более полного удовлетворения запросов на такое образование поддерживается и непосредственными участниками образовательного процесса в лице руководителей высших учебных заведений и профессорско-преподавательского состава, не говоря уже о самих студентах.
Вместе с тем целевые установки лиц, социальных групп, аппарата управления, тем или иным образом связанных с системой российского высшего профессионального образования, ее деятельностью, образуют довольно обширный спектр неоднозначных, различных целевых ориентиров, в которых отражены локальные интересы, взгляды разных участников образовательного процесса. В значительной степени сделанное замечание относится к целям и задачам повышения результативности, экономической и социальной эффективности российской системы высшего профессионального образования.
В этой части приходится отмечать несфор-мированность базисных понятий, представлений о ключевых категориях, определяющих показателях, характеризующих социально-экономическую эффективность образования, использование преимущественных, неструктурированных суждений, критериев эффективности. Не подвергая сомнению жизненную необходимость высшего профессионального образо-
вания, приходится все же задумываться о результативности получения образования, затратах на образование и их источниках, доступности высшего образования, сопоставлении затрат и результатов. В многочисленных публикациях, посвященных проблемам высшего профессионального образования в его сложившемся и перспективном видении, аспекты определения количественной оценки эффективности в ее связи с качеством образования либо обходятся авторами, либо освещаются в своих частных проявлениях.
Определение и анализ эффективности системы образования должны отталкиваться от целей и устремлений к его получению, учитывать наличие разных целей у одних и тех же субъектов, отсутствие единой универсальной цели, к которой сводится вектор образовательных целей. Ведь результат функционирования любой социально-экономической системы характеризуется уровнем достижения поставленных целей, а тем самым от этого уровня зависит и эффективность, определяемая в виде отношения результатов к затратам на получение целевого результата.
Многофункциональность и многоцель-ность системы высшего профессионального образования предопределяет необходимость трактовки социально-экономической эффективности образования с позиции разных целей, отличающихся по уровню источников их формирования, объектов целевой ориентации, внутреннему содержанию. Так, например, допустимо и даже желательно рассматривать репутационную эффективность высшего профессионального образования, определяемую в зависимости от статуса высшего учебного заведения, выдавшего диплом о получении образования. Общеизвестно, что работодатели, наниматели специалистов с высшим образованием прежде всего смотрят на то, какой вуз выдал диплом, отождествляя качество подготовки, образовательный уровень выпускника со статусностью вуза, в котором он получил образование.
Недаром же плата за обучение в престижном государственном вузе может в пять, а то и в десять раз превосходить плату в малопрестижном негосударственном вузе. Соответственно, оценивая эффективность получения высшего профессионального образования в определенном учебном заведении, абитуриент и его родители склонны исходить из критерия экономической эффективности образования в виде отношения статуса (престижа) вуза к затратам на получение в нем высшего образования. Характерно, что этот достаточно индиви-
дуальный, локальный критерий эффективности неплохо коррелирован с более общим показателем окупаемости вложений индивида в получение высшего образования (доход выпускника престижного вуза достаточно высок, чтобы оправдать расходы на образование).
Проблемы и подходы к количественной оценке экономической эффективности получения высшего образования на основе сопоставления затрат и результатов отдельного взятого индивидуума обстоятельно изучены и рассмотрены в работах американского ученого, лауреата Нобелевской премии по экономике Гэри Беккера [2]. Индивидуальная экономическая эффективность высшего профессионального образования в упомянутом исследовании определяется посредством сопоставления суммарных затрат выпускника вуза на получение образования с дисконтированным экономическим эффектом в виде дополнительного дохода, получаемого выпускником за весь период его активной работы в виде приращения заработной платы специалиста с высшим образование в сравнении с работниками, не обладающими таким образованием.
Концепция, согласно которой расходы индивида на получение высшего профессионального образования представляют вложения в его собственный интеллектуальный, профессиональный капитал, приносящие отдачу в
виде приращения денежных доходов, развита в работах российских исследователей эффективности инвестиций [3; 4].
Естественно, что экономическая и социальная эффективность всей системы высшего профессионального образования, характеризующая его результативность для государства, общества, экономики, страны, государственного бюджета, должна оцениваться с несколько иных позиций. Здесь на первый план выступает не столько увеличение заработной платы отдельного работника за счет получения высшего профессионального образования, хотя и оно свидетельствует о росте вклада в создаваемый общественный продукт страны, региона, предприятия, компании. С государственной позиций критерии экономической и социальной эффективности призваны отражать взаимосвязь образования, образовательного уровня, с увеличением, наращиванием интеллектуальнообразовательного потенциала страны, ее национального богатства, валового внутреннего продукта, доходов федерального, региональных, местных бюджетов.
Каковы бы ни были разнообразные подходы к оцениванию социально-экономической эффективности функционирования системы высшего профессионального образования, они сводятся к использованию единой логической формулы:
^ , Экономический и социальный результат образования
Эффективность =------------------------------±±-------------------
Суммарные затраты на образование
И числитель, и знаменатель в этой формуле измеряются, оцениваются за определенный период времени, но если затраты обычно относятся к временному периоду получения образования, то с числителем дело обстоит гораздо сложнее. Дело в том, что экономические и социальные эффекты, достигаемые благодаря получению высшего образования в течение периода, длящегося от четырех до шести лет, проявляются на протяжении гораздо более длительного времени, измеряемого периодом от окончания вуза и до завершения трудовой деятельности, т. е. сроком активной трудовой жизни целого поколения. Конечно, при этом следует учитывать старение знаний, полученных в вузе, необходимость их пополнения, требующего дополнительных затрат времени и средств.
Чтобы хоть в какой-то мере избежать отмеченных трудностей, можно прибегнуть к оценке эффективности в годовом масштабе, измеряя результат, эффект в числителе формулы
эффективности в расчете на один год и называя такую эффективность годовой. Тогда величина, обратная годовой эффективности, представит не что иное как измененный в годах срок окупаемости суммарных затрат на образование. При введении норматива окупаемости затрат на образование, равного, например, 8 годам, получаем возможность выразить экономическую эффективность соотношением нормативного и реального сроков окупаемости.
Еще одно значимое затруднение, возникающее при попытке количественно оценить эффективность системы высшего профессионального образования, оно заключается в проблеме несоизмеримости разновременных результатов и затрат (отнесенных к разным периодам времени), обусловленной разной ценностью нынешних и будущих денег, а также изменением цен вследствие инфляции. Неизбежное возникновение подобной проблемы в процессе оценки эффективности образовательных систем и проектов порождает необ-
ходимость проведения процедуры дисконти- этого фактора формула эффективности приоб-
рования, затрат и результатов [5]. С учетом ретает вид:
^ , Дисконтированный результат образования
Эффективность =----------±±±---------------------------.
Дисконтированные затраты на образование
Дисконтирование осуществляется путем приведения величины затрат и результатов к одному и тому же году, в качестве которого чаще всего избирается исходный год либо год завершения образования. Операция дисконтирования проводится посредством деления (или умножения) затрат, результатов, измеренных в ценах базисного (текущего года), на дефлятор Dt, равный:
Dt = (1 + r)t, где г - коэффициент дисконтирования, принимаемый равным ставке кредитного банковского процента, установленной с учетом инфляции; t - номер очередного года в ряду учитываемых лет.
Если затраты или результаты приводят к исконному базисному году, предшествующему рассматриваемым будущим, то затраты (результаты) каждого будущего года надо делить на дефлятор Dt этого года, так как в будущем они окажутся дороже.
При всей трудности измерения совокупных затрат, расходов, издержек на высшее профессиональное образование в масштабах страны или региона и приведении их к единым, сопоставимым ценам, намного сложнее определить, установить, количественно измерить, привести к тем же сопоставимым ценам получаемые (ожидаемые) народнохозяйственные, социально-экономические результаты, достигаемые за счет образования в течение того или иного периода времени. В ряде случаев экономический образовательный эффект в денежном выражении удается оценить, хоть и весьма приближенно, тогда как социальные результаты очень трудно поддаются денежному измерению. Суждение о достигаемом социальном эффекте чаще всего носит качественный характер, выражается в виде экспертных оценок, что затрудняет его соотнесение, сопоставление с затратами.
Представляется, что в связи с отличным обстоятельством следует видоизменить принцип оценки социально-экономической эффективности российской системы высшего профессионального образования на основе сопоставления затрат и результатов. Надо прежде всего определится с объемом бюджетных расходов на высшее образование в масштабах страны и регионов, которые могут и должны
быть выделены на очередной рассматриваемый, планируемый период, декларируемый в концепциях, стратегиях, зафиксированный в целевых программах. А уже в рамках располагаемых средств, в соответствии с ними требуется определить максимально возможное рациональное соотношение с точки зрения удовлетворения первостепенных запросов государства и общества, народного хозяйства и населения. Собственно такой курс и выводит на высокий уровень социально-экономической эффективности высшего образования. В рамках подобного подхода на первый план, с точки зрения эффективности, выдвигается задача обоснованной постановки цели и задач обеспечения функционирования и развития системы российского высшего профессионального образования, с учетом финансовых возможностей и ограничений, наличествующих как у государства, так и потребителей услуг образования.
С советских времен в России устанавливалась тенденция проводить курс на расширение охвата высшим образованием как можно более обширного количества граждан, посредством наращивания количества государственных, а ныне и негосударственных высших учебных заведений основного и дополнительного образования, увеличения номенклатуры специальностей и выпуска специалистов из сформировавшихся вузов. Правомерность подобного курса обосновывается и вытекает из Конституции Российской Федерации, ст. 43 которой гласит: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить второе высшее образование в государственном или муниципальном учреждении и на предприятии...», тем самым социальный эффект оценивался количеством обучающихся, оканчивающих высшие учебные заведения, в первую очередь государственные.
Однако, как свидетельствует реальная практика, в последние годы картина существенно изменилась как в части объема подготовки, так и, в особенности, с точки зрения бесплатности высшего образования. За период с 2002 по 2009 г. количество государственных и негосударственных вузов увеличилось с 655 до 660, а количество обучающихся в них студентов с 5,6 до 6,1 млн человек, т. е. прирост оказался незначительным. Более высокими тем-
пами наращивалось количество негосударственных вузов с платным образованием и объемом выпуска из этих вузов. Одновременно государственные вузы последовательно наращивают объем образовательных услуг, предоставляемых на платной основе; в 2009 г. доля студентов, оплачивающих свое обучение, достигла в государственных вузах 60 % и продолжает нарастать [6]. Очевидно, что в условиях неизбежного роста удельных издержек на подготовку специалистов в системе российского образования высшего профессионального образования и ограниченных возможностей увеличения бюджетных ассигнований из федерального и регионального бюджетов, предоставление бесплатного высшего образования каждому желающему, успешно сдавшему вступительные экзамены, становится иллюзорной задачей.
По мнению автора статьи, сложившаяся ситуация предопределяет необходимость замены конституционного условия социальной эффективности российской системы высшего образования, формулируемого в терминах бесплатности, на критерий его доступности для широких слоев населения, в том числе обладающих сравнительно низкими доходами. Соответственно, показателями социальной эффективности, характеризующими доступность высшего образования, становятся уровень платы за предоставление образовательных услуг, процент обучающихся на бесплатной основе, возможность получения льготных образовательных кредитов, привлечение организаций-работода-телей к оплате услуг по подготовке специалистов для будущей работы в этих организациях.
Стоящая перед страной стратегическая задача перевода экономики страны на инновационный путь развития предопределяет необходимость сопряжения критериев качества и эффективности высшего образования. Достижение качества высшего профессионального образования ассоциируется со структурой подготовки по специальностям разного профиля, овладением новыми знаниями, порождаемыми прогрессом в области науки и техники, применением современных информационных технологий в ходе обучения, технической оснащенностью учебного процесса, лабораторной и опытной базы, а также с совершенством методики и организации преподавания. Эти и многие другие компоненты качества высшего профессионального образования в значительной степени предопределяют экономическую и социальную эффективность высшего образования в виде практической результативно-
сти, отдачи от конкретной деятельности специалиста, итогов его работы по полученной в вузе специальности.
В связи с переводом российской экономики на рыночные рельсы и возникновением рынка труда специалистов с высшим профессиональным образованием социальная эффективность образовательной системы увязывается с потенциальной возможностью трудоустройства молодых специалистов, выпускаемых высшими учебными заведениями. Ввиду отсутствия непосредственного заказа на специалистов высшей квалификации со стороны организаций, заявок на их подготовку в определенном вузе, системы адресного распределения выпускников наблюдается несоответствие между структурой и объемами рыночного спроса и предложения.
За период с 2003 по 2008 г. число лиц с высшим образованием, занятых в российской экономике, выросло на 10 %, но численность безработных специалистов составила в 2008 г. 10,5 %, что выше среднего по стране уровня безработицы. Этот факт говорит не в пользу роста социальной эффективности высшего профессионального образования, определяемой по критерию обеспечения специалистов трудовой занятостью. Приходится отмечать увеличение численности специалистов, окончивших очные отделения государственных и муниципальных вузов, не получивших направления на работу, предложений со стороны работодателей и вынужденных самостоятельно решать проблемы трудоустройства. Число таких выпускников увеличилось с 93 тысяч в 2003 г. до почти 100 тысяч в 2008 г. [6].
Нет оснований утверждать, что государство стоит в стороне от принятия мер по повышению качества и эффективности высшего профессионального образования в России. За период, прошедший после 2000 г., приняты такие концептуальные документы, как «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция модернизации российского образования до 2010 года», «Федеральная целевая программа образования на 2006-2010 годы», Национальный проект «Образование», призванные поднять уровень образования.
К числу конкретных мер, направленных на повышение эффективности российского образования в целом и высшего профессионального образования в частности, правомерно отнести:
- переход к двухуровневой системе высшего образования (бакалавриат и магистратура);
- выработка профессиональных образовательных стандартов;
- применение механизма нормативнодушевого финансирования вузов;
- законодательное закрепление формирования автономных образовательных учреждений;
- введение единого государственного экзамена.
Однако пока эти и другие аналогичные меры государственного регулирования высшего профессионального образования в России не привели к заметному повышению экономической и социальной эффективности образовательной деятельности вузов. Первопричина тому - локальный, бессистемный характер принятия и осуществления крупных шагов, действий по осуществлению программной модернизации высшего образования, недостаточный уровень бюджетного финансирования со стороны государства, непоследовательность проводимой государственной политики, чрезмерное проникновение рыночных отношений в систему подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием при
одновременном несовершенстве рынка образовательных услуг.
1. Экономика знаний: коллективная монография / отв. ред. В.П. Колесов. - М.: ИНФА-М, 2008. - 432 с.
2. Беккер Г.С. Человеческое поведение. Экономический подход: пер. с англ. - М.: Государственный университет - Высшая школа экономики, 2003. - 672 с.
3. Сумарокова Е.В. Инвестиции в человеческий капитал: проблемы и решения. - М.: Советский спорт, 2001. - 144 с.
4. Балацкий Е.В. Расчет эффективности инвестиций в образование с учетом их кредитного характера // Общество и экономика. -2001. - № 2. - С. 132-149.
5. Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. Курс экономики. - М.: ИНФА, 2008. - 495 с.
6. Астахова С.М, Ломакин А.Л. Основные категории и критерии, характеризующие взаимодейтсвие рынка труда и образовательных услуг // Вестник университета. - М.: Гос. ун-т управления, 2008. - № 4/14. - С. 12-40.