Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПРИ МЕХАНИЗМЕ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПРИ МЕХАНИЗМЕ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

218
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Киль Е.А., Филиппов А.Г., Татаринцев Н.И., Зеньков С.А., Филимендикова Р.Э.

В статье рассмотрены основные понятия механизма комплексного развития территорий, его виды, процедуры принятия и реализации решений, а социально-экономическая эффективность инвестиционно-строительных проектов при механизме комплексного развития территорий на примере Красноярского края. Определены, основные направления повышения социально-экономической эффективности при механизме комплексного развития территорий. Изучены основополагающие критерии для включения муниципальных комплексных проектов развития в государственную программу «Комплексное развитие территорий Красноярского края». Заключительным этапом в ходе выполнения исследования проанализированы основные проекты МПРК Красноярского края, включенные в программу развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Киль Е.А., Филиппов А.Г., Татаринцев Н.И., Зеньков С.А., Филимендикова Р.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC EFFICIENCY OF INVESTMENT AND CONSTRUCTION PROJECTS UNDER THE MECHANISM OF INTEGRATED DEVELOPMENT OF TERRITORIES ON THE EXAMPLE OF THE KRASNOYARSK TERRITORY

The article discusses the basic concepts of the mechanism of integrated development of territories, its types, procedures for making and implementing decisions, and the socio-economic efficiency of investment and construction projects under the mechanism of integrated development of territories on the example of the Krasnoyarsk Territory. The main directions of increasing socio-economic efficiency under the mechanism of integrated development of territories are determined. The fundamental criteria for the inclusion of municipal integrated development projects in the state program "Integrated Development of the Territories of the Krasnoyarsk Territory" have been studied. The final stage in the course of the study was the analysis of the main projects of the IPDC of the Krasnoyarsk Territory, included in the program for the development of the region.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПРИ МЕХАНИЗМЕ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»

Социально-экономическая эффективность инвестиционно-строительных проектов при механизме комплексного развития территорий на примере Красноярского края

Киль Елизавета Андреевна

магистрант, Сибирский федеральный университет, kil-e11@mail.ru Филиппов Александр Геннадьевич

магистрант, Сибирский федеральный университет, sanya-fily@mail.ru Татаринцев Никита Иванович

магистрант, Сибирский федеральный университет, tatarintcev@list.ru Зеньков Сергей Андреевич

магистрант, Сибирский федеральный университет, sergey.zenkov.00@mail.ru Филимендикова Регина Эдуардовна

магистрант, Сибирский федеральный университет, Reginaflm@mail.ru

В статье рассмотрены основные понятия механизма комплексного развития территорий, его виды, процедуры принятия и реализации решений, а социально-экономическая эффективность инвестиционно-строительных проектов при механизме комплексного развития территорий на примере Красноярского края. Определены, основные направления повышения социально-экономической эффективности при механизме комплексного развития территорий. Изучены основополагающие критерии для включения муниципальных комплексных проектов развития в государственную программу «Комплексное развитие территорий Красноярского края». Заключительным этапом в ходе выполнения исследования проанализированы основные проекты МПРК Красноярского края, включенные в программу развития региона. Ключевые слова: комплексное развитие территорий, муниципальный комплексный проект развития, социально-экономическая эффективность, развитие региона.

Доминирующими направлениями жилищной политики Российской Федерации, согласно положениям Национального проекта «Жилье и городская среда» [1], являются увеличение объема жилищного строительства, ликвидация аварийного и ветхого жилья, улучшение жилищных условий населения и модернизация качества городской среды. К 2030 году на территории нашей страны планируется возведение более 1 млрд. кв.м. жилой недвижимости и расселение 9,54 млн. кв. м. непригодного для проживания жилищного фонда [2]. Однако, достижению обозначенных задач препятствует нехватка свободных земельных участков, компенсировать которые необходимо вовлечением в оборот неэффективно используемых земель, площадь которых на сегодняшний день составляет 104 тыс. га [3]. Обеспечить полномасштабный реде-велопмент в России призван механизм комплексного развития территорий (далее -КРТ), служащий базовым инструментом выполнения показателей ввода жилой недвижимости и создания нового качества жизни в городах и поселениях страны. По оценке Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, КРТ позволит использовать под жилищное строительство более 50 тыс. га земель населенных пунктов, уже обеспеченных базовой инфраструктурой [4].

В 2020 г. в целях эволюционирования института КРТ принят Федеральный закон от 30.12.2020 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» [5], введший в Градостроительный кодекс [6] главу 10 «Комплексное развитие территории». Федеральный закон определяет КРТ как совокупность мероприятий, реализуемых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и нацеленных на повышение качества жизни населения посредством благоустройства городских и сельских территорий. В сущности, КРТ - это застройка территории с предварительным сносом непригодных для проживания жилых объектов (рисунок 1). Основополагающие цели механизма комплексного развития территорий:

1) обеспечение устойчивого, гармоничного развития городской среды и сельских поселений;

2) совершенствование архитектурно-художественного облика и городского ландшафта;

3) достижение ключевых показателей в сфере жилищного строительства и улучшение жилищных условий граждан.

Рисунок 1 - Сущность механизма комплексного развития территории

В соответствии с ч. 1 ст. 65 ГрК РФ [6], КРТ дифференцируется на несколько видов (рисунок 2). КРТ жилой застройки осуществляется в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры и их частей, в которых расположены аварийные/ветхие/неблагоустроенные многоквартирные дома. КРТ нежилой застройки включает в свои границы земельные участки, на которых расположены аварийные/ветхие нежилые зданий и объекты (кроме многоквартирных домов). КРТ незастроенной территории включены земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. КРТ по инициативе правообладателей проводится по решению общего собрания собственников земли/зданий. Соответственно, КРТ осуществляется не только в отношении официально аварийного/ветхого жилья, но и просто устаревшего жилищного фонда - объектов с изношенными конструктивными элементами, ограниченно работоспособном техническом состоянии и высокой стоимостью капитального ремонта (превышающий установленный в регионе норматив). Реализация КРТ по инициативе правообладателя коррелирует с задачами национального проекта по увеличению объема жилищного строительства, удовлетворяя потребности жилищного сектора в использовании неосвоенных территорий.

КРТ жилой застройки

КРТ нежилой застройки

КРТ незастроенной территории

КРТ по инициативе правообладателей

Рисунок 2 - Виды комплексного развития территории

КРТ обеспечивает колоссальные социально-экономические эффекты для всех участников - государства, инвесторов и правообладателей недвижимости (рисунок 3).

Блага для государства

Блага для населения

Блага для застройщиков

привлечение частного инвестиционного капитала; создание новых рабочих мест: повышение качества городской среды и привлекательности общественных пространств: вовлечение в жилищное строительство неэффективно используемых федеральных земель.

• развитие социальной, транспортной, инженерной и общественно-деловой инфраструктуры;

• улучшение жилищных условий.

• возможность использования земель под коммерческое строительство:

• возможность самостоятельной разработки планировки территории:

• сокращение сроков градостроительной подготовки территории.

Рисунок 3 - Социально-экономические эффекты, обеспечиваемые в рамках комплексного развития

территории

В 2021 году финансовый институт развития в жилищной сфере «ДОМ. РФ» апробировал серию пилотных инвестиционно-строительных проектов при КРТ в 12 регионах, среди которых Красноярский край [7]. В целях индивидуализации подхода к КРТ муниципалитетов и поселений, динамичной реализации инвестиционно-строительных проектов локальной экономики и улучшения транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, в Красноярском крае введен Закон «О регулировании отдельных отношений в сфере комплексного развития территорий в Красноярском крае» [8], а также разработана государственная программа «Комплексное развитие территории Красноярского края». Документы направлены на синхронизацию темпов экономического развития и потребностей территорий с реализуемыми в регионе инвестиционно-строительными проектами. Первоочередное внимание в государственной программе, ядром которой стали муниципальные комплексные проекты развития (далее - МКПР), акцентируется на проектах, обеспечивающих оживление экономики и повышение инвестиционной активности в малых городах и сельских территориях. Инструментами реализации государственной программы служат механизмы частно-

государственного партнерства и стимулирование частных инвестиций, т.е. основополагающая задача КРТ Красноярского края заключается в формировании инфраструктуры на территориях региона под местные инвестиционно-строительные проекты, характеризующиеся высокой социально-экономической эффективностью.

В настоящий период Советом по развитию местного самоуправления Красноярского края одобрено 14 проектов МКПР, совокупный инвестиционный потенциал которых составляет более 6 млрд. рублей:

1. МКПР «Ильичево-Синеборск», Шушенский район (период реализации 2017-2023 гг.). Проект - строительство комплекса по выращиванию зерновых культур (инвестор ЗАО «Сибирь-1»), строительство фермы по разведению крупного рогатого скота и производству сырого молока (инвестор К(Ф)Х Зубарева Н.В.) - привлечено частных инвестиций в размере 4478,2 млн. рублей. На инфраструктурное развитие территории из краевого бюджета направлено 251,6 млн. руб. и 4,1 млн. рублей частных инвестиций.

Прогнозируемый социально-экономический эффект:

- 133 тонны в сутки производства молока;

- 205 тонн в сутки дополнительного грузооборота;

- 555 новых рабочих мест и жилье для 77 семей;

- инфраструктурное развитие территории (ремонт дорог, капитальный ремонт МБОУ ДО «Межшкольный учебный комбинат», МБУ ДО «Ильичевская детская школа искусств», МБДОУ детского сада «Солнышко», МБДОУ детского сада №2 «Жура-вушка», МБОУ «Ильичевская средняя образовательная школа»).

2. МКПР «Миндерла-Карымская», Сухобузимский район (период реализации 20192025 гг.). Проект - птицефабрика «Енисейский бройлер», селекция и семеноводство сортов картофеля, адаптированных к условиям выращивания на территории Красноярского края и Восточной Сибири. В целях реализации МКПР «Миндерла-Карымская» привлечено 3,9 млрд. инвестиций (3713,3 на инвестиционные проекты и 274,3 в инфраструктуру).

Прогнозируемый социально-экономический эффект:

- увеличение объема отгруженной продукции собственного производства в 1,9 раз;

- увеличение объема инвестиций в основной капитал в 1,34 раза;

- повышение производительности труда в 2,25 раз;

- 148 новых рабочих мест;

- реконструкция здания детского сада «Солнышко», с. Миндерла (ликвидация очередности в дошкольные образовательные учреждения);

- строительство автомобильной дороги Татарская-Минжуль.

3. МКПР «Холмогорское», Шарыповский район (период реализации 2018-2022 гг.). Проект - крестьянские фермерские хозяйства, в том числе, убойный цех с переработкой мяса, откормочные площадки, садковое хозяйство по выращиванию форели. Инфраструктура - капитальный ремонт автодорог по ул. Комсомольская, ул. Дружбы, ул. Шоссейная, ул. Чапаева. Общий объем инвестиций составляет 188,05 млн. руб., из них: частные инвестиции 138 млн. руб. и бюджетные инвестиции 50,05 млн. руб.

Прогнозируемый социально-экономический эффект:

- улучшение транспортной доступности для 8000 жителей;

- 18 субъектов МСП и самозанятых;

- 250 личных подсобных хозяйств и 2 потребительских кооператива;

- 583 тонны/год производимой мясной продукции;

- 39 000 рублей инвестиций на одного жителя территории реализации МКПР.

4. МКПР «Стрелка», г. Лесосибирск (период реализации 2019-2025 гг.). Проект -модернизация и расширение деревообрабатывающего комплекса АО «Енисейская сплавная контора», учреждение 40 субъектов МСП. Инфраструктура - строительство Дома культуры со зрительным залом и библиотекой, капитальный ремонт автодорог. Общий объем инвестиций составляет 649,4 млн. руб., из них: частные инвестиции 500,0 млн. руб. и бюджетные инвестиции 149,4 млн. руб.

Прогнозируемый социально-экономический эффект:

- 447 рабочих мест;

- увеличение производительности труда на 10%;

- переработка отходов лесопиления 5 000 куб. м.;

- обеспечение услугами культуры и спорта;

- рост налоговых платежей - более 1,5 млрд. рублей.

5. МКПР «Тарай», Канский район (период реализации 2020-2022 гг.). Проект - реконструкция молочного комплекса на 1100 голов дойного стада. Инфраструктура -капитальный ремонт дороги, детского сада и сельского клуба в д. Тарай. Объем инвестиций - 443,44 млн. рублей.

Прогнозируемый социально-экономический эффект:

- более 50 рабочих мест для местных жителей и специалистов из других территорий;

- формирование минимально необходимой социальной дошкольной и досуговой инфраструктуры.

6. МКПР «Маринино», Курагинский район (период реализации 2019-2021 гг.). Проект - развитие ЗАО «Марининское». Инфраструктура - строительство культурно-спортивного комплекса. Объем инвестиций - 522,9 млн. руб.

Прогнозируемый социально-экономический эффект:

- прирост производства молока на 30,0%;

- рост объема реализации молочной продукции на 48,6%;

- увеличение налоговых платежей на 45,5 млн. руб.;

- оздоровление населения;

- мобилизация культурной жизни территории;

- стабилизация кадрового потенциала ЗАО «Марининское».

7. МКПР «Большая Мурта», Большемуртинский район (период реализации 20212022 гг.). Проект - строительство двух дополнительных корпусов откормочной фермы, цеха обвалки мяса и производства полуфабрикатов. Инфраструктура - строительство очистных сооружений. Объем инвестиций - 979 млн. руб. (частные - 821,5 млн. руб., местный бюджет - 157,5 млн. руб.).

Прогнозируемый социально-экономический эффект:

- рост объема производства мяса на 3,3 тыс. тонн;

- увеличение налоговых платежей на 1,75 млрд. руб.;

- создание 82 рабочих мест;

- снижение количества слива жидких бытовых отходов в окружающую природную среду на 550 куб. м. в сутки.

8. МКПР «Веселое», Тасеевский район (период реализации - 2021-2024 гг.). Проект - строительство производственного комплекса полного цикла в сфере лесозаготовки. Инфраструктура - строительство модульного здания Досугового центра. Объем инвестиций - 158,6 млн. руб. (частные инвестиции - 116,9 млн. руб., бюджетные ассигнования - 41,7 млн. руб., краевой бюджет - 16,8 млн. руб.).

Прогнозируемый социально-экономический эффект:

- увеличение объема лесозаготовки на 8 тыс. куб. м;

- увеличение доли переработки древесины на 24%;

- рост налоговых поступлений на 34%;

- обеспечение стабильного дохода 25% личных подсобных хозяйств;

- формирование досуговой и рекреационной зоны.

9. МКПР «Городок», Минусинский район (период реализации - 2021-2023 гг.). Проект - модернизация мельничного комплекса ООО «Мельник», обновление парка сельскохозяйственной техники ООО «Ноябрь-Агро». Инфраструктура - ремонт улично-до-рожной сети, строительство очистных сооружений. Объем инвестиций - 422 млн. руб., из них: частные - 322,2 млн. руб., бюджетные - 100,5 млн. руб.

Прогнозируемый социально-экономический эффект:

- рост объемов производства муки в 2 раза / зерна в 1,8 раз / гречихи в 1,6 раз;

- прирост налоговых платежей в бюджет края 2,2 млн. руб. в год;

- 9 новых рабочих мест;

- обеспечение безопасности дорожного движения и рост удовлетворенности состоянием дорог;

- сокращение времени доставки сырья и продукции;

- модернизация механизма обработки зерна;

- снижение стоимости услуг на откачку септиков в 2,4 раза.

10. МКПР «Заледеево», Кежемский район (период реализации 2021-2023 гг.). Проект - строительство производственного участка для организации лесозаготовки (инвестор - ООО «Ангара Лес»). Инфраструктура - строительство магистральных сетей водопровода и септиков. Объем инвестиций - 665,26 млн. рублей, из них: частные -583,46 млн. руб., бюджетные - 81,8 млн. рублей.

Прогнозируемый социально-экономический эффект:

- импульс для развития малого бизнеса;

- стабильная занятость населения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- закрепление кадров;

- современные стандарты жизни и быта;

- цивилизованная утилизация жидких бытовых отходов;

- сохранение экологического баланса за счет отказа от угля.

11. МКПР «Приморск-Балахта», Балахтинский район (период развития 2021-2024 гг.). Проект - строительство рыбоводного комплекса (инвестор - ООО «Малтат»), модернизация убойного цеха с/х животных с переработкой мяса и отходов мясной и рыбной продукции (инвестор - ИП Передельсий В.З.). Объем инвестиций - 1 241,3 млн. руб., из них: частные инвестиции - 1086 млн. руб., краевой бюджет - 147,0 млн. руб., местный бюджет - 8,3 млн. руб.

Прогнозируемый социально-экономический эффект:

- рост объема налоговых платежей на 15,3 млн. руб.;

- увеличение производства экструдированных кормов на 452 тонны в год и переработанных отходов рыбопроизводства на 130 тонн в год;

- увеличение объема производства товарной рыбы на 30,4%;

- 23 новых рабочих места;

- переработка отходов мясного и рыбного производства в корма.

12. МКПР «Северо-Западный промышленный район города Канска», г. Канск (период реализации 2021-2023 гг.). Проект - строительство лесоперерабатывающего предприятия ООО «Гудвин», организация цехов глубокой переработки с безотходным производственным циклом по производству пиломатериалов с дальнейшей модернизацией ООО «Ледник». Инфраструктура - капитальный ремонт улично-дорожной сети и линий ее освещения. Объем инвестиций - 743,4 млн. рублей, из них: частные -632,1 млн. руб., бюджетные - 111,5 млн. руб.

Прогнозируемый социально-экономический эффект:

- рост объемов производства в 3,9 раза;

- увеличение доходов в 2,6 раза;

- интенсификация экспортной деятельности;

- 125 рабочих мест;

- увеличение налоговых платежей в краевой и местный бюджеты в 2 раза;

- сокращение расходов на содержание автотранспортных средств в 1,5 раза (на 1,7 млн. руб.).

13. МКПР «Тубинск», Краснотуранский район (период реализации 2021-2023 гг.). Проект - строительство животноводческого комплекса на 2010 голов (инвестор - АО «Тубинск»). Инфраструктура - строительство водонапорной башни; капитальный ремонт здания МБДОУ «Тубинский детский сад», спортивного зала МБОУ «Тубинская СОШ, пищеблока Тубинской СОШ. Объем инвестиций - 2061,1 млн. руб., из них: частные инвестиции - 1 936,9 млн. руб., краевой бюджет - 117,7 млн. руб., местный бюджет - 6,5 млн. руб.

Прогнозируемый социально-экономический эффект:

- рост объемов выпуска продукции на 30%;

- дополнительные налоги в размере 4,2 млн. рублей;

- привлечение высококвалифицированных специалистов с других территорий;

- организованный досуг;

- строительство 280 домов;

- переработка 100 % отходов (33,2 тыс. тонн в год) в органические удобрения.

14. МКПР «Ужур», Ужурский район (период реализации 2021-2023 гг.). Проект -строительство молочного комплекса на 800 голов в с. Ашпан, Строительство линии приготовления комбикормов производительностью 20 т/ч в г. Ужуре. Инфраструктура - капитальный ремонт автодорог по ул. Береговая, Школьная, Скрылева; прокладка водопроводной трассы в г. Ужуре. Объем инвестиций - 717,8 млн. руб. на инвестиционно-строительный проект и 125, 3 млн. руб. на инфраструктуру.

Прогнозируемый социально-экономический эффект:

- обеспечение животноводческих комплексов АО «Искра» собственными комбикормами;

- увеличение производства молока в АО «Искра» в 1,3 раза;

- 15 рабочих мест;

- обеспечение современной транспортной инфраструктурой г. Ужура и г. Ашпан;

- рост налоговых поступлений на 3,4 млн. рублей ежегодно.

Таким образом, социально-экономическая эффективность инвестиционно-строительных проектов при механизме комплексного развития территорий для населения заключается в повышении занятости и качества жизни, а также в обеспечении развитой социальной, досуговой, транспортной и коммунальной инфраструктурой; для инвесторов - в получении прибыли; для государства - в увеличении налоговых платежей и снижении оттока населения из села. Наличие социально-экономических эффектов от проектов - основополагающий критерий для включения МКПР в госпрограмму «Комплексное развитие территории Красноярского края». Формирование МКПР производится органами местного самоуправления совместно с краевым государственным казенным учреждением «Центр регионального развития «Локальная экономика», которые предварительно осуществляют мониторинг инфраструктурных потребностей территорий для успешной реализации инвестиционно-строительных проектов. Строительство инфраструктуры, осуществляемое преимущественно за счет местных бюджетов, позволяет привлечь в проекты частных инвесторов. В целях максимизации притока частных инвестиций в проекты при КРТ представляется целесообразным предоставление земельных участков под КРТ не только в аренду, но и в собственность; установление минимальной арендной платы за земельные участки; освобождение инвесторов от платы за подключение к инженерным сетям; стимулирование кредитных организаций к снижению стоимости кредита для инвесторов.

Литература

1. Национальный проект «Жильё и городская среда» // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://minstroyrf.gov.ru/.

2. Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2030 года // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://minstroyrf.gov.ru/.

3. Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://minstroyrf.gov.ru/.

4. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии: официальный сайт: - Москва, 1999 - . - URL: https://rosreestr.gov.ru/.

5. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 30.12.2020 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/.

6. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации : ГрК : текст с изменениями и дополнениями на 14 июля 2022 года : [принят Государственной думой 22 декабря 2004 года : одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года]. - Москва : Эксмо, 2022. - 291 с. - ISBN 978-5-04-169733-4.

7. ДОМ.РФ летом запустит пилотные проекты жилья в рамках механизма // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2021/03/16/domr14etom-zapustit-pilotme-proekti-zhilya-v-ramkah-mehanizma-krt.

8. Российская Федерация. Законы. Закон Красноярского края «О регулировании отдельных отношений в сфере комплексного развития территорий в Красноярском

крае» // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.zakon.krskstate.ru/0/doc/77595.

Socio-economic efficiency of investment and construction projects under the mechanism of integrated development of

territories on the example of the Krasnoyarsk Territory Kiel E.A., Filippov A.G., Tatarintsev N.I., Zenkov S.A., Filimendikova R.E.

Siberian Federal University

The article discusses the basic concepts of the mechanism of integrated development of territories, its types, procedures for making and implementing decisions, and the socio-economic efficiency of investment and construction projects under the mechanism of integrated development of territories on the example of the Krasnoyarsk Territory. The main directions of increasing socioeconomic efficiency under the mechanism of integrated development of territories are determined. The fundamental criteria for the inclusion of municipal integrated development projects in the state program "Integrated Development of the Territories of the Krasnoyarsk Territory" have been studied. The final stage in the course of the study was the analysis of the main projects of the IPDC of the Krasnoyarsk Territory, included in the program for the development of the region. Keywords: integrated development of territories, municipal integrated development project, socio-economic efficiency,

development of the region. References

1. National project "Housing and urban environment" // [Electronic resource] - Access mode: https://minstroyrf.gov.ru/.

2. Strategy for the development of housing and communal services in the Russian Federation for the period up to 2030 // [Electronic

resource] - Access mode: https://minstroyrf.gov.ru/.

3. State program for effective involvement in the circulation of agricultural land and the development of the reclamation complex //

[Electronic resource] - Access mode: https://minstroyrf.gov.ru/.

4. Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography: official website: - Moscow, 1999 -. - URL:

https://rosreestr.gov.ru/.

5. Russian Federation. Laws. Federal Law No. 494-FZ dated December 30, 2020 "On Amendments to the Urban Planning Code

of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation in order to ensure the integrated development of territories" // [Electronic resource] - Access mode: https://docs.cntd. ru/.

6. Russian Federation. Laws. Town Planning Code of the Russian Federation: GrK: text with amendments and additions as of July

14, 2022: [adopted by the State Duma on December 22, 2004: approved by the Federation Council on December 24, 2004]. - Moscow: Eksmo, 2022. - 291 p. - ISBN 978-5-04-169733-4.

7. DOM.RF will launch pilot housing projects in the summer as part of the mechanism // [Electronic resource] - Access mode:

https://www.vedomosti.ru/press_releases/2021/03/16/domrf-letom-zapustit-pilotnie-proekti -zhilya-v-ramkah-mechanism-krt.

8. Russian Federation. Laws. Law of the Krasnoyarsk Territory "On the regulation of certain relations in the field of integrated

development of territories in the Krasnoyarsk Territory" // [Electronic resource] - Access mode: http://www.zakon.krskstate.ru/0/doc/77595.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.