Научная статья на тему 'Социально-экономическая эффективность формирования системы кадрового резерва профессорско-преподавательского состава в образовательных организациях высшего образования'

Социально-экономическая эффективность формирования системы кадрового резерва профессорско-преподавательского состава в образовательных организациях высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
645
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ / PERSONNEL RESERVE / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / SOCIO-ECONOMIC EFFICIENCY / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / FACULTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новоселова О.В., Соловова Н.В.

В данной статье приводится анализ социально-экономической эффективности формирования системы кадрового резерва вуза, тем самым обосновывается необходимость ее внедрения в образовательной организации высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC EFFECTIVENESS OF THE FORMATION OF THE SYSTEM OF THE PERSONNEL RESERVE OF THE TEACHING STAFF IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF HIGHER EDUCATION

This article provides an analysis of the socio-economic efficiency of formation of the system of personnel reserve of the University, thereby proving the necessity of its implementation in educational organizations of higher education.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая эффективность формирования системы кадрового резерва профессорско-преподавательского состава в образовательных организациях высшего образования»

УДК 331

О.В. Новоселова, Н.В. Соловова*

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье приводится анализ социально-экономической эффективности формирования системы кадрового резерва вуза, тем самым обосновывается необходимость ее внедрения в образовательной организации высшего образования.

Ключевые слова: кадровый резерв, социально-экономическая эффективность, профессорско-преподавательский состав.

На современном этапе развития высшего образования знания, навыки, опыт, инициативность и трудолюбие работников образовательного учреждения являются важным стратегическим ресурсом в конкурентной борьбе. Непрерывное образование кадрового резерва вузов способствует более эффективному исполнению своих функциональных обязанностей работниками, а также подготовке кадров к вышестоящим должностям, что позволяет не терять ключевых работников и не оставлять вакансии незакрытыми надолго.

В условиях модернизации и реформирования сферы образования человеческий ресурс становится элементом стратегического развития университета.

Формирование эффективной системы развития кадрового резерва дает возможность раскрыть высокий профессиональный потенциал работников, а также организованно готовить их к замещению вакантных должностей, непрерывно повышая уровень их компетентности, при этом замещение должностей происходит планово, что обеспечивает преемственность управления и безболезненную смену поколений.

Можно сказать, что кадровый резерв - мощнейший ресурс в руках кадрового менеджмента университета: за счет более легкой адаптации, профессионального развития педагогов, обеспечения непрерывности образовательного процесса вследствие оперативного замещения вакансий он позволяет в кратчайшие сроки решать поставленные задачи.

Затраты на подбор кандидатов на замещение вакантных должностей ППС образовательной организации высшего образования (далее - ООВО) представлены и обоснованы при существующей модели подбора кадров в таблице 1, а в таблице 2 отражены расчеты затрат проектной модели подбора кадров ООВО на 2017-2018 годы с учетом внедрения кадрового резерва.

Экономическая эффективность проекта складывается из двух составляющих - прямой и косвенной эффективности. Для расчета прямой экономической эффективности внедрения проекта по формированию кадрового резерва в ООВО были использованы формулы и расчеты.

Для сравнения показателей представляем затраты на проектную модель после внедрения КР.

Для расчета трудовых показателей используем следующие данные:

1. Расчет абсолютного снижения трудовых затрат (АТ) осуществлялся по формуле

АТ = То - Ги (1)

где Т0 - трудовые затраты на обработку информации по базовому варианту; Т - трудовые затраты на обработку информации по проектному варианту;

* © Новоселова О.В., Соловова Н.В., 2017

Новоселова Ольга Владимировна (olganovo63@gmail.com), Соловова Наталья Валентиновна (solovova.nata@mail.ru), кафедра управления человеческими ресурсами, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

AT = 87,7 - 68 = 19,7 часа.

2. Расчет коэффициента относительного снижения трудовых затрат (Кт) осуществлялся по формуле:

Кт = М/То х 100%, (2)

где AT - абсолютное снижение трудовых затрат; Т0 - трудовые затраты на обработку информации по базовому варианту;

Кт = 19,7/87,7 х 100 % = 22,4 %.

Таблица 1

Затраты на подбор персонала ООВО в 2016/2017 учебном году

Мероприятия Стоимостная оценка Трудочасы

Поиск кандидатов

Работа с кадровыми агентствами и службами занятости Бесплатно 1 час х 1 раз в месяц. Ответственный специалист кадрового менеджмента (далее -СКМ) Ответственный: СКМ

Размещение объявлений о вакансиях в средствах массовой информации, на телевидении, радио, а также сети Интернет 1 объявление (печ. изд.) -400,00 руб. 1 объявление (телевид.) -1700,00 руб. 1 объявление (радио) -700,00 руб. Периодичность подачи объявлений - 1 раз в неделю. Норматив подачи -4 раза 30 мин х 4 раз в месяц (одно объявление) = 6 часов. Ответственный: СКМ

Проведение тестирования внешних кандидатов Нет данных 1 кандидат х 2 часа. Ответственный: СКМ

Затраты на компенсацию аренды жилья привлеченным специалистам В соответствии с Коллективным договором: 10000,00 руб. на 1 человека Нет данных

Средние затраты на оплату замещения вакантных должностей (доцент) В соответствии со штатным расписанием - до 28 000 руб. на 1 человека Ставка (доцент) 800 часов в год, часов в месяц 77,7

ИТОГО: 49200 рублей 87,7 часа

3. Расчет индекса снижения трудовых затрат или повышение производительности труда (Гт) осуществлялся по формуле:

ут = То / Т, (3)

где Т0 - трудовые затраты на обработку информации по базовому варианту; Т - трудовые затраты на обработку информации по проектному варианту;

Ут = 87,7 : 68 = 1,28.

Для расчета стоимостных показателей используем следующие данные:

1. Расчет абсолютного снижения стоимостных затрат (АС) производился по формуле

АС= С0 - С , (4)

где С0 - стоимостные затраты на обработку информации по базовому варианту; С — стоимостные затраты на обработку информации по проектному варианту;

АС = 49200 - 8950 = 40 250 руб.

2. Расчет коэффициента относительного снижения трудовых затрат (Кс) осуществлялся по формуле

Кс = А С / С0 х 100 %, (5)

где АС - абсолютное снижение стоимостных затрат, С0 - стоимостные затраты на обработку информации по базовому варианту;

Кс = 40250/49200 х 100 % = 81,8 %.

3. Индекс снижения стоимостных затрат или повышение производительности труда (Ус):

Ус = Со / Сь (6)

где С0 - стоимостные затраты на обработку информации по базовому варианту; С1 — стоимостные затраты на обработку информации по проектному варианту.

Ус = 49200 / 8950 = 5,5.

Таблица 2

Сводная таблица затрат проектной модели подбора кадров в ООВО на 2017-2018 год

с учетом внедрения кадрового резерва

Мероприятия Стоимостная оценка Трудочасы

1. Подготовительные мероприятия

Определение ключевых (целевых) должностей для подготовки резерва Бесплатно 1 день х 1 час = 1 час. Ответственный специалист кадрового менеджмента

Планирование оптимальной численности резервистов под каждую целевую позицию Бесплатно 1 день х 1 час = 1 час. Ответственный специалист кадрового менеджмента

Проведение анализа ключевых должностей и составление карты компетенций (профиля должно -сти) Бесплатно 2 дня х 1 час = 2 часа. Ответственный специалист кадрового менеджмента

2. Разработка программы формирования кадрового резерва

Подготовка информационных материалов о проекте кадрового резерва

Встречи с сотрудниками Бесплатно 1 встреча х 1 час. Ответственный специалист кадрового менеджмента

Печатные материалы 250 руб. (пачка бумаги для принтера); 700 руб. (заправка картриджа) Составление буклета - 4 часа. Ответственный специалист кадрового менеджмента

Электронные материалы Бесплатно Рассылка по электронной почте - 1 час. Ответственный специалист кадрового менеджмента

Окончание табл. 2

Разработка положения о кадровом резерве Бесплатно 2 дня х 2 часа = 4 часа. Ответственный специалист кадрового менеджмента

Отбор в кадровый резерв (поиск и оценка кандидатов) Бесплатно 2 часа. Ответственный специалист кадрового менеджмента

Разработка комплексной программы развития специалистов, включенных в кадровый резерв Бесплатно 3 дня х 2 часа = 6 часов. Ответственный специалист кадрового менеджмента

Формирование рабочей комиссии для проведения кадрового аудита с целью отбора кандидатур в кадровый резерв организации Бесплатно 1 час. Ответственный специалист кадрового менеджмента

Тренинг «Делегирование полномочий как основа управления» Бесплатно 6 часов. Ответственный специалист кадрового менеджмента

Программа дополнительного образования «Менеджмент образовательной организации» 8000 руб. за одного человека 28 часов. Ответственный специалист кадрового менеджмента

Мониторинг эффективности подготовки специалистов, включенных в кадровый резерв Бесплатно 2 дня х 4 часа = 8 часов. Ответственный специалист кадрового менеджмента

Планирование дальнейшей работы с кадровым резервом Бесплатно 3 часа. Ответственный специалист кадрового менеджмента

ИТОГО: 8950 руб. 68 часов

Сопоставив существующую в ООВО систему подбора кадров на вакантные должности, получаем анализ затрат, производимых в ходе выполнения всех операций технологического процесса, который представлен в таблице 3. Прямой эффект от внедрения проектного варианта характеризуется снижением трудовых и стоимостных показателей. В абсолютном выражении уменьшение трудоемкости в проектном варианте составило 13,7 часа.

В относительных величинах коэффициент изменения затрат снизился на 22,4 %, индекс изменения затрат составил 1,28. Стоимостная оценка экономического эффекта внедрения проекта выглядит следующим образом: в абсолютных величинах изменение затрат составило 40 250 рублей.

В относительных величинах уменьшение коэффициента изменения затрат составило 81,8 %, отношение индекса изменения затрат проектного варианта к базовому варианту - 5,5.

Внедрение системы кадрового резерва в ООВО позволит достичь как основных, так и сопутствующих результатов, которые представлены в таблице 4. Также хотелось бы отметить наличие косвенного экономического эффекта от внедрения системы кадрового резерва. Он не выражается в количественных показателях, но очень важен для дальнейшего развития кадрового потенциала университета:

1) Повышение конкурентоспособности вуза;

2) Повышение профессиональных компетенций ППС;

3) Обеспечение непрерывности образовательного процесса.

Следует также отметить, что социально-экономические эффекты, возникающие вследствие реализации проекта совершенствования системы и технологии управления персоналом, могут формироваться и за пределами образовательной организации: это формирование благоприятного имиджа ООВО, создание новых рабочих мест и обеспечение стабильной занятости работников.

Таблица 3

Показатели экономической эффективности от внедрения кадрового резерва

Наименование Затраты Абсолютное изменение затрат Коэффициент изменения затрат Индекс изменения затрат

базовый вариант проектный вариант

Трудоемкость, (час.) 87,7 68 13,7 22,4 % 1,28

Стоимость, (руб.) 49200 8950 40250 81,8 % 5,5

Таблица 4

Основной и сопутствующие результаты от внедрения кадрового резерва

Виды результатов Характеристика результата

Основной Создание системы подготовки кадрового резерва руководящего состава; Внедрение современных методов подготовки и переподготовки участников Программы; Получение работников поливалентной квалификации за счет внутренних резервов образовательной организации; Разработка новых организационных структур образовательной организации; Повышение коэффициента взаимозаменяемости; Повышение производительности труда; Рациональное размещение кадров; Экономия на внешнем подборе руководителей

Социальный Политика ценности кадров; Повышение профессионально-квалификационного уровня работников в сфере управления; Осуществление взаимосвязи результатов повышения квалификации, аттестации, должностных перемещений и оплаты труда работников с качеством знаний и эффективностью их практического использования; Более мягкая адаптация работника в коллективе; Повышение удовлетворенности ключевых работников качеством труда; Повышение уровня вовлеченности и лояльности персонала к образовательной организации

Таким образом, разработка программы формирования кадрового резерва в образовательной организации высшего образования обеспечит и раскроет внутренние резервы роста конкурентоспособности образовательной организации при минимальных издержках.

Библиографический список

1. Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организациях: учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2009. 415 с.

2. Дранко О.И., Ириков В.А. Метод «затраты—эффективность» как инструмент выбора приоритетных проектов предприятий // Управленческий учет. 2011. № 4. С. 15-20.

3. Москвина О.В. Оценка экономической и социальной эффективности мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом: метод. рек.; СибАГС. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2011. 42 с.

4. Новоселова О.В. Управление системой кадрового резерва руководителей в образовательной организации // Образование в современном мире: стратегические инициативы: сб. науч. тр. всероссийской научно-методической конференции с международным участием (Самара, 14 апреля 2017 г.) / отв. ред. Т.И. Руднева. Самара: ООО «Научно-технический центр», 2017. С. 410-415.

5. Новоселова О.В. Управление кадровым резервом руководителей как способ управления организацией // Актуальные вопросы кадрового и образовательного менеджмента: сборник научных трудов / отв. ред. Н.В. Со-ловова. Самара: Печатный Дом «ДСМ», 2017. С. 126-131.

6. Соловова Н.В. Профессиональная деятельность методиста вуза // Вестник СамГУ. 2010. № 3 (77). С. 202-206.

7. Соловова Н.В. Управление методической работой вуза в условиях реализации инновационных методических задач: монография. Самара: Самарский университет, 2012. 548 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Bovin A.A., Cherednikova L.E., Yakimovich V.A. Upravleniye innovatsiyami v organizatsiyakh: uchebnoye posobiye [Management of innovations in organizations]. M.: Omega-L, 2009, 415 p. [in Russian]

2. Dranko O.I., Irikov V.A. Metod «zatraty-effektivnost'» kak instrument vybora prioritetnykh proyektov predpriyatiy [The «cos - effectiveness» method as a tool for selecting priority projects of enterprises]. In: Upravlencheskiy uchet [Administrative Accounting], 2011, no. 4, pp. 15-20 [in Russian].

3. Moskvina O.V. Otsenka ekonomicheskoy i sotsial'noy effektivnosti meropriyatiy po sovershenstvovaniyu sistemy upravleniya personalom: metod. rek.; SibAGS [Evaluation of the economic and social effectiveness of measures to improve the human resource management system]. Novosibirsk: Izd-vo SibAGS, 2011, 42 p. [in Russian].

4. Novoselova O.V. Upravleniye sistemoy kadrovogo rezerva rukovoditeley v obrazovatel'noy organizatsii [Management of the system of personnel reserve of managers in the educational organization]. In: Obrazovaniye v sovremennom mire: strategicheskiye initsiativy: sb. nauch. tr. vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem (Samara, 14 aprelya 2017 g.), otv. red. T.I. Rudneva [Education in the modern world: strategic initiatives: coll. sci. tr. All-Russian scientific and methodological conference with international participation (Samara, April 14, 2017), otv. ed. T.I. Rudneva]. Samara: OOO «Nauchno-tekhnicheskiy tsentr», 2017, pp. 410-415 [in Russian].

5. Novoselova O.V. Upravleniye kadrovym rezervom rukovoditeley kak sposob upravleniya organizatsiyey [Managing the personnel reserve of managers as a way to manage the organization]. In: Aktual'nyye voprosy kadrovogo i obrazovatel'nogo menedzhmenta: sbornik nauchnykh trudov, otv. red. N.V. Solovova [Actual issues of personnel and educational management: a collection of scientific papers, otv. ed. N.V. Solovova]. Samara: Pechatnyy Dom «DSM», 2017, pp. 126-131 [in Russian].

6. Solovova N.V. Professional'naya deyatel'nost' metodista vuza [Professional activity of the methodologist of the university]. In: Vestnik SamGU [Vestnik of Samara State University], 2010, no. 3 (77), pp. 202-206 [in Russian].

7. Solovova N.V. Upravleniye metodicheskoy rabotoy vuza v usloviyakh realizatsii innovatsionnykh metodicheskikh zadach: monografya [Management of the methodical work of the university in the conditions of implementation of innovative methodological tasks: monograph]. Samara: Samarskiy universitet, 2012, 548 p. [in Russian].

O. V. Novoselova, N. V. Solovova*

SOCIO-ECONOMIC EFFECTIVENESS OF THE FORMATION OF THE SYSTEM OF THE PERSONNEL RESERVE OF THE TEACHING STAFF IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF HIGHER EDUCATION

This article provides an analysis of the socio-economic efficiency of formation of the system of personnel reserve of the University, thereby proving the necessity of its implementation in educational organizations of higher education.

Key words: personnel reserve, socio-economic efficiency, faculty.

Статья поступила в редакцию 15/II/2017. The article received 15/II/2017.

* Novoselova Olga Vladimirovna (olganovo63@gmail.com), Solovova Natalia Valentinovna (solovova. nata@mail.ru), Department of Human Resource Management, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.