Научная статья на тему 'Социально-эколого-экономические аспекты природопользования и охраны окружающей среды'

Социально-эколого-экономические аспекты природопользования и охраны окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2729
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ПРИРОДА / ЧЕЛОВЕК / ПРОИЗВОДСТВО / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / NATURAL RESOURCES / NATURE / MAN / PRODUCTION / THE PROTECTION OF ENVIRONMENT / RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Папенов Константин Владимирович, Дубов Игорь Васильевич

Рассмотрены социально-эколого-экономические проблемы номинального природопользования, охраны окружающей среды, а также значение природного (экологического) фактора в развитии и функционировании экономических систем в историческом, текущем и перспективном плане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Папенов Константин Владимирович, Дубов Игорь Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL-ECOLOGICAL-ECONOMIC ASPECTS OF DEVELOPMEN OF THE NATURAL RESOURCES AND THE ENVIRONMENT PROTECTION

In this work the author examines the social-ecological-economic problems of nominal use of natural resources, the protection of environment, and also the value of natural (ecological) factor in development and functioning of economic systems in the historical and current long-range plan.

Текст научной работы на тему «Социально-эколого-экономические аспекты природопользования и охраны окружающей среды»

УДК 502.1

К.В. ПАПЕНОВ, И.В. ДУБОВ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Ключевые слова: природные ресурсы, природа, человек, производство, охрана окружающей среды, рациональное природопользование.

Рассмотрены социально-эколого-экономические проблемы номинального природопользования, охраны окружающей среды, а также значение природного (экологического) фактора в развитии и функционировании экономических систем в историческом, текущем и перспективном плане.

K.V. PAPENOV, I.V. DUBOV THE SOCIAL-ECOLOGICAL-ECONOMIC ASPECTS OF DEVELOPMEN OF THE NATURAL RESOURCES AND THE ENVIRONMENT PROTECTION

Key words: natural resources, nature, man, production, the protection of environment, rational use of natural resources.

In this work the author examines the social-ecological-economic problems of nominal use of natural resources, the protection of environment, and also the value of natural (ecological) factor in development and functioning o f economic systems in the historical and current long-range plan.

На каждом конкретном этапе развития системы «Природа-Человек-Про-изводство» существует некая оптимальная граница дозволенности изъятия ресурсов и загрязнения окружающей среды (ОС) за пределами которой дальнейшее развитие производства небезопасно как для природы, так и для человека. В настоящее время ученые озабочены тем, что повышение концентрации углекислого газа в атмосфере, образующего при сжигании минеральных и органических энергоресурсов, может привести к глобальному потеплению климата на Земле, таянию ледников, как следствие, к повышению уровня Мирового океана, затоплению береговых зон и подрыву экономики многих стран.

Стремление к решению проблемы обеспечения населения необходимыми материальными и духовными условиями жизни путем наращивания мощностей производства для удовлетворения растущей потребности населения в общественных благах может привести к обратному результату - сужению объемов производства продукции, производственного и индивидуального потребления из-за роста дефицита продукции добывающих отраслей, включая и производство сельскохозяйственной продукции, производство морепродуктов и загрязнения ОС. К тому же с расширением негативных экологических последствий этот процесс может ускоряться, так как часть созданного продукта будет идти на компенсацию наносимого ущерба окружающей как естественной, так и искусственной среде1. Возникает необходимость в учете и эффективном рациональном региональном использовании природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Решение проблемы обеспечения населения нормальными условиями его проживания, с одной стороны, и рационального природопользования и охраны окружающей среды - с другой, состоит как бы из двух взаимосвязанных задач: совершенствования всей организации производства, применения при-родо- и ресурсосберегающей техники и технологий и охраны природы, бережливого отношения к ней, а следовательно, и к человеку.

При решении социальных вопросов необходимо не упустить из поля зрения вопросы не только роста производительности труда, но и рационального и эффективного использования природных ресурсов (снижение фондоёмкости и материалоёмкости). Последнее даст возможность меньше брать от природы и выбрасывать в окружающую среду на единицу ВВП (товаров и услуг) при его создании.

1 Если предположить, что ущерб, наносимый каждым человеком на Земле, составляет величину, равную доходу по минимуму (1 долл. в день), то и в этом случае ущерб в мире составит 2,5 трлн долл. в год, что соответствует 3% мирового ВВП. Это та минимальная часть расходов, которая должна быть предусмотрена в бюджетах стран мира.

В связи с ограниченностью многих видов ресурсов возникает необходимость их рационального (экономного) использования. Этот процесс двуедин, он включает в себя, с одной стороны, экономические процессы и вытекающие из них все общественно-социальные явления, с другой стороны, естественные процессы, и также вытекающие из них все природные процессы и явления. Соединяются эти два типа процессов в общее понятие «экономика природопользования».

Расчеты по определению уровня использования природных ресурсов показывают, что до настоящего времени природные ресурсы используются далеко не рационально . В настоящее время уровень использования природных ресурсов не превышает одной трети их потенциальной возможности. Чем вызваны столь значительные потери природных ресурсов при их использовании? Однозначного ответа здесь не может быть. Эта проблема носит техническую, экологическую, экономическую, природно-климатическую и социальную окраску, в её основе лежат как разрешимые, так и неразрешимые противоречия. В сконцентрированном виде последние выступают противоречиями между экстенсивным и интенсивным направлениями развития производства. Источником этих противоречий является несовершенство системы производственных отношений. Особенно это проявляется в период функционирования авторитарных режимов, когда добываемые природные ресурсы находятся в руках государства, а также в переходный период и в период преобладания теневой экономики.

Опыт социально-экономического развития многих стран свидетельствует о том, что до сих пор не выработан соответствующий механизм взаимодействия производительных сил. Теории социалистических преобразований, казалось бы, давали простор для безграничного развития производительных сил, однако правительства ряда стран принимали волюнтаристские решения, вольно трактуя эти теории.

Не изменилась в лучшую сторону взаимосвязь природы и человека и в начале текущего столетия. Сначала было желание только за счет форсирования инноваций выйти на новую производительность труда, на новый уровень роста валового общественного продукта и национального дохода и тем самым решить накопившиеся проблемы не только экономического, но и социального характера.

Резко негативные моменты выявились в переходный период в России. Дело не пошло в лучшую сторону и после создания госконтроля, госприемки, перевода предприятий на хозрасчет и самоуправление. Негативные тенденции продолжали набирать силу, страна в целом в течение последних двух десятилетий по уровню экономического развития все больше отставала от передовых капиталистических стран.

Начатая перестройка в той форме и в той степени подготовленности к настоящему времени не дала каких-либо существенных изменений в формах собственности. И дело здесь не только в том, что экономические явления носят достаточно инерционный характер и скоротечные эксперименты не могут в одночасье дать желаемого эффекта, а в том, что до сих пор существует порочная практика (через многочисленные дополнения и инструктивные указания) не подкреплять принятые решения изменениями в производственных отношениях, хозяйственном механизме, системе интересов и стимулов [5].

2 Экономика - есть совокупность производственных отношений определенной экономической формации, в которой человек (управление) соединяет воедино все производительные силы и средства труда, предметы труда и рабочую силу (природный и созданный капиталы, человеческий капитал). Человек направляет их в единое русло для решения задач, поставленных обществом, с одной стороны, с другой-это комплекс различных факторов и отраслей народного хозяйства в целом.

Природа же, в широком смысле этого слова, представляет собой весь многообразный мир, всю совокупность естественных условий существования человеческого общества, в котором оно осуществляет обмен веществ. Обмен между человеком и природой находит отражение в законе развития общественного производства, который может быть познан и использован для улучшения условий обитания человека, регулирования взаимоотношения природы и общества.

Переход от административных к преимущественно экономическим методам управления природоохранной деятельности выявил проблемы, связанные с подготовкой грамотных управленцев для этой сферы, слепым копированием зарубежного опыта рационального природопользования. Создание эффективной системы экономического стимулирования и принуждения рационального природопользования и охраны окружающей среды необходимо начать с анализа действенности существующих элементов стимулирования как общих для всех видов деятельности, так и для специальных, характерных для природоохранной деятельности.

Необходимо перенести тяжесть налога с рабочей силы на добытчиков ресурсов. В качестве экономического рычага могут быть использованы залоговые цены, залоговый процент, страховые платежи. В системе экономического стимулирования должны активно внедряться методы позитивной и негативной мотивации (освобождение от платы за некоторые виды фондов природоохранного назначения, распределения части прибыли на предприятиях, премирование работников, сокращение процентной ставки, увеличение фондов материального поощрения, компенсация части ущерба и др.) [2, с. 167-199.]. В частности, в качестве экономического стимула рационального использования материальных ресурсов возможно использование повышенных цен и тарифов при оплате сверхнормативного использования сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов.

Проблема охраны окружающей среды и рациональное природопользование должны стать объектом исследования почти всех естественных и гуманитарных наук, причем эти исследования должны быть не разрозненными, а органично объединенными, совместными, и эти совместные усилия должны быть направлены на решение глобальной социально-эколого-экономической проблемы [4]. Решение этой проблемы устраняет региональные противоречия во взаимоотношениях человека и общества, с одной стороны, и природной среды - с другой, позволяет рассматривать природную среду и как базу размещения производительных сил, источник сырья, и как среду обитания человека.

Следовательно, основным (но не единственным) направлением природоохранной деятельности должно стать как ресурсосбережение, так и предотвращение загрязнения окружающей среды вредными выбросами и отходами. При таком подходе устраняется основной недостаток в природоохранном регулировании, а именно: изолированность регулирования экономической и экологической подсистем на региональном уровне.

Комплексный подход к проблемам рационального природопользования и охраны окружающей среды предполагает развитие товарно-денежных отношений, организацию природоохранных фондов в регионах, так как при существующей системе экономической оценки хозяйственной деятельности принимаются во внимание только результаты их собственной работы без учета связанных с ней негативных экологических последствий деятельности смежных подразделений экономики.

Возникает необходимость создания экономического механизма, который привел бы в соответствие результаты предприятий-загрязнителей с их реальной производственной и природоохранной деятельностью и позволил бы обеспечить социально-эколого-экономическую защищенность как производителей, так и потребителей.

Необходимо предусмотреть финансирование полного комплекса работ общефедерального и регионального назначения по обеспечению рационального режима природопользования. Целесообразно также открыть специальные счета природоохранного назначения, являющиеся фондами местных органов регулирования.

Финансовое регулирование заключается в осуществлении планового управления процессами образования, распределения и использования денежных средств, необходимость которого обусловлена относительной само-

стоятельностью движения денежных средств и обратным воздействием через распределения на процессы воспроизводства. Источником этих фондов должны стать различные платежи предприятий за пользование природными ресурсами, а также загрязнение окружающей среды. Имеется своя ниша для решения социально-эколого-экономических проблем и для религии.

Как видим, в настоящее время и в ближайшей перспективе особое место, как и десять, двадцать лет назад, в хозяйственной деятельности будут занимать вопросы рационального природопользования и охраны окружающей среды, производство. В связи с этим при определении перспектив развития производства необходимо учитывать изменения не только по компонентам биосферы (вода, воздух, почва, флора и фауна), т.е. Природы, но и по отдельным регионам, городам, поселениям, а точнее по компоненте Человек, ради которого организуется Производство. Такой подход позволяет ликвидировать разобщенность в исследованиях предпринимателей и потребителей и нацелить их деятельность на реализацию единых природоохранных задач как территориального, так и отраслевого характера с привлечением экологов, экономистов, социологов и правоведов, геологов, географов и почвоведов и других специалистов в области рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Главной причиной обострения эколого-экономической ситуации называют высокий спрос практически на все виды сырья со стороны не только развитых, но и развивающихся стран, обусловленный как ростом населения, так и увеличением его потребления. Что же можно сделать в плане обеспечения производства всем необходимым сырьем, с одной стороны, и уменьшения начального воздействия на окружающую среду - с другой, создания условий развития всем и вся, но не выходя за пределы физических возможностей Земли?

Во-первых, провести анализ растущих потребностей и найти пути сокращения материальных потоков в производстве и в быту, пути структурных изменений в ресурсной базе (перейти на использование возобновляемых ресурсов там, где это возможно)

Во-вторых, активно использовать достижения науки и техники, способствующие снижению потребления ресурсов не только в развитых странах, но и развивающихся.

В-третьих, уменьшить влияние монетаристских факторов на рост потребления (снизить рост в экономике спекулятивных факторов, привнесенных нелиберальной экономикой).

В-четвертых, по максимуму исключить непроизводственные (военные расходы) и связанные с ними спекулятивные расходы.

В-пятых, продолжить поиск путей снижения материало- и энергоемкости.

Как видим, решение названных проблем в мире (и в каждой отдельной стране) связано с так называемым триумвиратом: политикой, экономикой и природой. Человек в этой системе (политика-экономика-природа), являясь одновременно объектом и субъектом, на разных этапах с неодинаковой степенью воздействует на все компоненты системы, играет существенную роль в формировании всей системы прямым и опосредованным путем.

Обеспечение интегральной целостности, единства, безопасности (в том числе и экологической), благополучия своих граждан и страны в целом через экономическую (аграрную, промышленную), демографическую, экологическую и социальную политику, т.е. через социально-эколого-экономическую политику и решение социально-эколого-экономических проблем в целом, является одной из основных задач государства в современных условиях.

Эта задача решается через выбор оптимального соотношения уровней между экономическим ростом и инфляцией. Экономический рост предполагает вливание денежных средств, денежной массы для развития всех четырех факторов

экономики (основных фондов, предметов труда, рабочей силы и институтов управления), для расширения производства, уровня занятости, а следовательно, увеличения денежной массы в обращении, снижение учетной ставки, а это непосредственно влияет на темпы инфляции через удовлетворение растущего спроса. С ростом инфляции рост благосостояния прекращается, меняется структура потребительских возможностей, хотя заработная плата растет существенно.

Влияние изменений в учетной ставке на экономический рост, инфляцию подтверждается исторической практикой в мире в целом и в отдельно взятых регионах и странах. Так, например, с момента начала ипотечного кризиса в 2008 г. в США учетная ставка снизилась на 35%, а к июню 2008 г. - до 20% (30 января Федеральная резервная система США снизила учетную ставку на 0,5 процентного пункта - до 3,0%, 18 марта - еще на 0,75 процентного пункта - до 2,25%, затем ставка была снижена на 0,25 процентного пункта - до 2%). Результатом цикла понижения ставки стали падение в цене доллара и резкий рост цен на нефть, что спровоцировало очень высокий уровень мировой инфляции. Снизились и темпы экономического роста. Несколько лет назад президент Российской Федерации призвал правительство не ставить во главу угла инфляцию. Все это время приоритет отдавался экономическому росту: миллиарды бюджетных денег вливались в национальные проекты, институты развития, социальные программы и, как результат, в России стали дорожать продукты питания, услуги и другие необходимые блага населения, выросла инфляция.

Не снижает остроты проблем вхождение национальных экономик в единую, общемировую систему, основанную на быстром перемещении капитала, технологической революции, приверженности развитых индустриальных стран либерализации движения товаров и капитала, коммуникационной планетарной революции. Пока явно выраженная структура политики - военная и экономическая (НАТО, ЕС, МВФ).

Известно, что успешная реализация той или иной экономической теории во многом зависит от политики, экономических законов и разработок механизма их практического использования, условий, в которых они функционируют. Выявление общих и специфических характеристик экономики отрасли, организаций, той или иной страны, группы стран, мирового хозяйства, тенденций и закономерностей экономического и экологического развития позволяет выработать рекомендации по эффективному управлению всеми субъектами хозяйствования.

Экологическое и политическое развитие связано с социальными моментами. А любое социальное явление коррелируется с природными и социальными факторами экологической среды посредством деятельности человека через природопользование, которое включает в себя совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного капитала и меры по его сохранению на основе систем на природных началах с использованием достижений науки и техники.

Таким образом, социально-эколого-экономические проблемы номинального природопользования и охраны окружающей среды, а также значение природного (экологического) фактора в развитии и функционировании экономических систем в историческом, текущем и перспективном плане добавляют в экономическую теорию новый раздел - проблемы изучения благосостояния человека, перехода к социально-эколого-экономическому устойчивому развитию.

Литература

1. Папенов К.В. Киотский протокол: история и экономика / К.В. Папенов И Вестник Московского университета. Сер. Экономика. 2006. № 6.

2. Папенов К.В. Эколого-экономическая ситуация в мире: политика, экономика, экология / К.В. Папенов // Вестник Московского университета. Сер. Экономика. 1994. № 6.

3. Папенов К.В. Эффективность природоохранных мероприятий / К.В. Папенов, М.М. Крюков. М.: Изд-во Мос-ков. ун-та, 1990.

4. Рост, безопасность и окружающая среда. 1996. № 6.

5. Черковец В.Н. Взаимоотношения государства и экономики / В.Н. Черковец // Вопросы экономики. 2008. № 8.

ПАПЕНОВ КОНСТАНТИН ВЛАДИМИРОВИЧ - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики природопользования, Московский государственный университет, Россия, Москва ([email protected]).

PAPENOV KONSTANTIN VLADIMIROVICH - doctor of economics sciences, professor, chairman of Natural Resources Use Economy Department, Moscow State University, Russia, Moscow.

ДУБОВ ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВИЧ - доктор экономических наук, директор института «ЭКО-ресурс», Россия, Москва.

DUBOV IGOR VASILYEVICH - doctor of economics sciences, director of institute «ЕКО-resource», Russia, Moscow.

УДК 342.553:35

И.В. ПЕТРОВА

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Ключевые слова: вопросы местного значения, правовой статус агломерации, региональная политика, межмуниципальное сотрудничество, социально-экономический потенциал.

Рассмотрены вопросы определения правового статуса агломерации как в рамках действующей нормативно-правовой базы, так и в процессе её развития, описаны элементы механизма управления агломерационными потоками на территории Чувашской Республики.

I.V. PETROVA

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF TERRITORIAL FORMATIONS DEVELOPMENT MANAGMENT

Keywords: questions of municipal significance, legal status of agglomeration, regional policy, intermunicipal cooperation, social and economic potential.

The article observes questions of defining the legal status of agglomeration in the framework of effectual normative base and in the process of its development, the elements of management mechanism of agglomeration flows on the territory of Chuvash Republic are described.

Диспропорции по уровню экономического развития, социально-демографиче-ской ситуации, инвестиционной привлекательности и экологической безопасности территорий Российской Федерации, одновременное отсутствие эффективных механизмов воздействия на социально-экономическое развитие страны в прошлые годы привели к ухудшению положения отдельных субъектов федерации.

В связи с этим возросла значимость разработки и реализации региональной политики, способной обеспечить оптимальное использование преимуществ совокупного потенциала каждого региона в условиях федеративного устройства государства.

К настоящему времени на федеральном уровне принят ряд документов нормативного правового характера, регулирующих вопросы осуществления региональной политики. Основными из них являются Концепция стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации и Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. В данных документах большое внимание уделено вопросам формирования на территории России таких центров социально-экономического роста, развитие которых должно способствовать повышению общего уровня развития страны за счёт трансляции положительных импульсов, действия синергетического и мультипликативного эффектов.

В качестве варианта территориальной организации подобных центров, в частности, предлагается рассмотреть агломерацию. Данное территориальное образование характеризуются тем, что в его рамках происходят концентрация и относительно равномерное распределение объектов промышленного производства, образования, культуры, здравоохранения, рекреации и др. Целенаправленная интенсификация их деятельности, в том числе взаимодополняющей, позволяет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.