Научная статья на тему 'Социально-демографический портрет читателей общедоступных газет в Санкт-Петербурге'

Социально-демографический портрет читателей общедоступных газет в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
155
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / СМИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕДОСТУПНЫЕ / ГАЗЕТЫ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Смирнов К. И.

В то время как многие процессы в отечественной медиа-отрасли переходят на цифру, во многих регионах России, и прежде всего в крупных городах, печатная пресса удерживает свою популярность. Эксперты связывают это с перенасыщением виртуальными форматами. Свое особое место занимает и общедоступная пресса: ежедневные газеты, которые распространяются бесплатно в Москве и Санкт-Петербурге. Определение социально-демографического портрета потребителя таких изданий важно не только в сугубо редакционных целях, но и для формирования представления о социальных проблемах жителей современного большого российского города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-демографический портрет читателей общедоступных газет в Санкт-Петербурге»

Социально-демографический портрет читателей общедоступных газет в Санкт-Петербурге

Смирнов К.И.

В то время как многие процессы в отечественной медиа-отрасли переходят на цифру, во многих регионах России, и прежде всего в крупных городах, печатная пресса удерживает свою популярность. Эксперты связывают это с перенасыщением виртуальными форматами. Свое особое место занимает и общедоступная пресса: ежедневные газеты, которые распространяются бесплатно в Москве и Санкт-Петербурге. Определение социально-демографического портрета потребителя таких изданий важно не только в сугубо редакционных целях, но и для формирования представления о социальных проблемах жителей современного большого российского города. Ключевые слова: Медиа, СМИ, образование, общедоступные, газеты, Санкт-Петербург

Современная глобализация медиа-индустрии подразумевает переход коммуникаций на цифровой формат. Действительно, еще с 2000-х годов в России становится доступен мобильный Интернет, и сейчас уже для многих жителей крупных российских городов привычно выходить в сеть с мобильных устройств: мобильные телефоны и планшеты стали конкурентоспособными платформами для распространения цифрового контента.

В связи с этим, постепенно меняется и газетная бизнес-модель -от производства и продажи печатного продукта к производству контента и его распространению всеми возможными способами через разнообразные носители [1, с.10].

Эту тенденцию подтверждает и статистика. Продажи печатных газет и журналов в России имеют одинаковый отрицательный тренд, т.к. причины сокращения тиража в большей степени определяются не снижением спроса, а развитием цифровых технологий. Так, розничные продажи за 5 лет сократились на 40 %, а подписные тиражи - на 35,8 %. Также за последние несколько лет количество зарегистрированных в Роскомнадзоре

РЧ

__л.

печатных СМИ сократилось почти на 21%, с рынка ушло более 13 тысяч газет и журналов. Если в 2014 году реестр организации содержал сведения о 63,5 тыс. наименований печатных СМИ, то в 2018 году их перечень сократился до 50,5 тыс. В свою очередь, число зарегистрированных в Российской Федерации газет только за 2018 год уменьшилось с 20,3 тыс. до 18,1 тыс. Кроме того, по информации Союза предприятий печатной индустрии рекламные доходы печатных СМИ падают в последние пять лет в целом на 8-10% в год. Также в Союзе уверены, что снижение доходов в прессе в 2019 году приведет к потере 15% рабочих мест в этой сфере. [2]

Вместе с тем, во время круглого стола «Цифровой сегмент российской прессы. Методика оценки», состоявшегося 9 ноября 2018 года при финансовой поддержке Роспечати, эксперты пересчитали доходы прессы с учетом рекламы на издательских ресурсах в интернете. Результат опровергли устоявшееся мнение о падении рекламных доходов печатной прессы, а, по словам эксперта Роспечати Геннадия Кудия, с 2019 года началась стабилизация рынка печатных СМИ. По его мнению, новостные агрегаторы не могут предоставить читателю полную картину мира: «Прочтение 7-10 новостей дает очень куцее представление. Если прочесть газету, выделить на нее минут 20-30, создается совсем другая, более целостная картина. Процесс возвращения к газетному формату уже идет, народ виртуальной реальностью перенасытился». [3]

В свою очередь, в Европе и США тиражи печатной прессы потихоньку стабилизируются или да-

же увеличиваются, а в Азии - они и не падали. В Японии, например, печатная периодика выходит многомиллионными тиражами, и люди там выписывают сразу по несколько изданий. За последние год-два заметно выросли тиражи американских газет «New York Times», «The Wall Street Journal», «Los Angeles Times». Этому во многом помогает неспешность печатной прессы. Газеты и журналы выигрывают не в оперативности, а в качестве. По данным Всемирной газетной и новостной ассоциации (WAN-IFRA), 40% всего взрослого населения планеты продолжает ежедневно читать именно газеты [4, с.8-9]. Одновременно по данным финского Национального медиа-исследования за 2018 год, 77% жителей Финляндии ежедневно читают печатную прессу и около 64% -сетевую. В общей сложности газеты и журналы каждую неделю читают почти 92% финнов, у 66% из которых есть оплаченная подписка на печатную версию какой-либо газеты, её цифровую версию или на их комбинацию. [5]

В то же время, одним из самых эффективных и перспективных каналов дистрибуции газет является бесплатное распространение. К примеру, если в первом полугодии 2017 года основную часть потребителей прессы в Москве составляли те, кто покупал её в розницу (37,7%), а услугами бесплатного распространения пользовались 36,9%, то в первом полугодии 2018 года ситуация изменилась - на бесплатное распространение пришлось 37,8%, а на розничные продажи 35,6% реализованного тиража.

В медиа-пространстве в Санкт-Петербурге также присутствуют

общедоступные издания: к наиболее популярным из них можно отнести газеты «Метро» и «Петербургский дневник». При этом по итогам социологического исследования, проведенного в августе 2019 года, бесспорным лидером рейтинга узнаваемости в Петербурге как раз и стала газета «Метро» - ее знают 90% петербуржцев. Также в первые строчки рейтинга узнаваемости вошли «Аргументы и факты-Петербург» (78%), «Комсомольская правда в Петербурге» (73%), «Коммерсантъ» (71%), «Ведомости» (67%), «Петербургский дневник» (56%). Отметим, что большинство указанных изданий распространяются по платной модели: через киоски печати или по подписке.

Одновременно оба распространяемых бесплатно издания в рейтинге читаемости входят в тройку лидеров: возглавляет рейтинг газета «Метро» (63%), вторую позицию занимает издание «Аргументы и факты - Петербург» (39%), газету «Петербургский дневник» читают около трети (31%) петербуржцев.

Что касается доверия материалам бесплатных изданий в разных социально-демографических группах, то, например, в разрезе тендерных групп, эти газеты несколько большим доверием пользуется у женщин. Среди читателей из числа женщин, судя по результатам опроса, доля доверяющих информации, содержащейся в них, составляет 62%. Доля доверяющих материалам газеты среди читающих ее мужчин немногим более половины (53%).

Доверяют бесплатным изданиям в среднем шесть из десяти читателей с высшим образованием (60%). Доля доверяющих таким газетам

среди лиц со средним профессиональным образованием составляет 64%, со средним полным образованием - 54%. Среди лиц с начальным профессиональным образованием самая большая доля не доверяющих информации, содержащейся в общедоступных газетах (50%).

При этом заметных различий в показателях доверия бесплатным газетам между занятым и неработающим населением, судя по результатам опроса, нет. Например, результаты опроса показали, что доля доверяющих материалам среди работающих на государственных предприятиях, в бюджетной сфере составляет 61%, среди работающих в негосударственном секторе - 56%. Доля доверяющих газете среди пенсионеров, также близка к уровню этих показателей (59%).

В то же время интересно рассмотреть социально-демографический портрет читателей общедоступных газет в Санкт-Петербурге. Как удалось установить в результате исследования, львиную долю наиболее активных читателей составляют женщины (70%). В свою очередь, в возрастной структуре наиболее активно читающих такие газеты доминируют люди пенсионного и предпенсионного возраста. Так, судя по результатам опроса, удельный вес представителей возрастной группы 60 лет и старше, составляет 41%, доля лиц в возрасте 50-59 лет -20%. Реже других этой категорией изданий интересуются относительно молодые горожане в возрасте 30-39 лет. При этом в аудитории читателей газеты преобладают лица с высшим образованием. Их до-

ля составляет почти две трети (65%). Лица со средним профессиональным образованием занимают в этой структуре второе место (22%). На долю лиц со средним образованием приходится 4%, а с неполным средним и начальным профессиональным - по 2% от общей численности наиболее активных читателей бесплатных газет.

Стоит обратить внимание не только на гендерный состав, но и на вопросы материального характера. Так чаще всего читателями общедоступных газет выступают представители семей с доходом немного выше прожиточного минимума (22%), а также лица с доходом, превышающим прожиточный минимум более чем в два раза (20%). Читатели с доходами, превышающими прожиточный минимум в три раза, составляют 13%, а с доходами, превышающими прожиточный минимум в десять раз - 4%. В то же время, лица с доходами, соответствующими прожиточному минимуму, составляют 13%, а с доходами ниже прожиточного минимума - 6%.

Подводя итог вышесказанному, имеет смысл подчеркнуть, что аудитория печатных средств массовой информации не столько трансформировалась, сколько разделилась на две неравные части: молодых потребителей, отказывающихся от печатных изданий в пользу сетевых медиа и социальных сетей, и старшее поколение, традиционно приученное читать печатную прессу и неохотно меняющее свои привычки. А с учетом присутствия большого количества непроверенных данных в Интернет-среде, зачастую залогом доверия к информации остается авторитетное имя печатного издания и профессиональный состав его ре-

дакции. В то же время нельзя не признать, что внедрение инноваций в систему распространения контента, прежде всего, должно помогать аналоговым изданиям, а не наоборот.

Литература

1. Отчет о научно-исследовательской работе. Проведение международного мониторинга отраслевых исследований и подготовка обзора «Тенденции и прогноз развития печатных СМИ до 2020 года». Москва, декабрь 2008. 65 с.

2. Журнал «Журналист». Параметры рукотворного кризиса индустрии печатных СМИ России // Режим доступа URL : https://jrnlst.ru/press-crisis (дата обращения 15.08.2019).

3. ИА ТАСС. Эксперты считают, что отток аудитории в интернет не ведет к исчезновению печатных СМИ // Режим доступа URL : https://tass.ru/obschestvo/5992458 (дата обращения 15.08.2019).

4. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Российская периодическая печать. Отраслевой доклад. 2019. 116 с.

5. Электронное издание «Новые Известия». Прощание с прес-сой:бумажны газеты и журналы доживают последние годы? // Режим доступа URL : https://newizv.ru/article/general/06-06-2019/proschanie-s-pressoy-bumazhnye-gazety-i-zhurnaly-dozhivayut-poslednie-gody (дата обращения 15.08.2019).

Socio-demographic portrait of newspaper

audience in Saint-Petersburg Smirnov K.I.

North-West institute of Russian Presidential

Academy of National Economy and Public

Administration

Traditional newspapers are still popular in Russian capital cities in spite of many processes in media which are switching to digital. Experts say, maybe it is so because of the virtual satiation.

At the same time daily newspapers, which are distributed free of charge in Moscow and St. Petersburg occupy a special place in the media.

The real consumer's socio-demographic portrait of such newspapers is important not only for editorial purposes, but also for understanding of the social problems of those who live in large Russian modern cities.

Keywords: Media, culture, education, public, newspapers, Saint Petersburg

References

1. Report on research work. Conducting international monitoring of industry research and preparing a review of "Trends and Forecasts of the Development of Print Media until 2020". Moscow, December 2008.65 s.

2. The journalist. Parameters of the man-made

crisis in the print media industry of Russia // Access mode URL: https://jrnlst.ru/press-crisis (accessed August 15, 2019).

3. IA TASS. Experts believe that the outflow of

the audience on the Internet does not lead to the disappearance of print media // Access mode URL: https://tass.ru/obschestvo/5992458 (accessed 08/15/2019).

4. Federal Agency for Press and Mass Com-

munications. Russian periodicals. Industry report. 2019.116 p.

5. The electronic publication "New Izvestia".

Farewell to the press: do paper newspapers and magazines survive the last years? // Access mode URL:

https://newizv.ru/article/general/06-06-2019/proschanie-s-pressoy-bumazhnye-gazety-i-zhurnaly-dozhivayut-poslednie-gody (accessed 08.15.2019) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.