Научная статья на тему 'Социально-демографические особенности территориальной организации городской системы образования (на примере средних общеобразовательных школ г. Читы)'

Социально-демографические особенности территориальной организации городской системы образования (на примере средних общеобразовательных школ г. Читы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ / СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КОНТИНГЕНТ УЧАЩИХСЯ / ЦЕНТР ПЕРИФЕРИЯ / ГОРОДСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIAL GEOGRAPHY / GENERAL SECONDARY SCHOOL / EDUCATIONAL SYSTEM / ENROLLMENT / CENTER-PERIPHERY / URBAN EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермоленко Е. Е.

Пространственные закономерности развития городской системы образования выражаются в различиях между центром и периферией. Периферия, разделённая на концентрические пояса, внутренне неоднородна и имеет большие различия в социально-демографических характеристиках. Каждый из выделяемых концентрических поясов отличается количеством средних образовательных школ, числом обучающихся, материально-технической оснащённостью школ, степенью загруженности школ, особенностями кадрового состава. По основным социально-экономическим и демографическим показателям Центр занимает ведущие позиции. Центр более привлекателен и «вытягивает» из периферии контингент учащихся и учителей. Центральность расположения общеобразовательных школ данного пояса обеспечивает прекрасную возможность для сотрудничества школ с учреждениями дополнительного образования. При этом становится возможным выделение слаженно работающих образовательных комплексов. К Центральной городской зоне тяготеет и второй периферийный пояс. По мере удаления к окраинам города влияние центра ослабевает. Наибольшее отрицательное влияния центра испытывает первый периферийный пояс. Позиции аутсайдера занимает третий периферийный пояс. Многие общеобразовательные школы данного пояса, сосредотачивая вокруг себя культурно-общественную жизнь района, становятся социально-культурными центрами отдалённых районов города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермоленко Е. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-demographic Characteristics of the Territorial Organization of the Urban Educational System (on the example of Chita General Secondary Schools)

Spatial patterns of urban educational system development are shown through the differences between the center and the periphery. The periphery divided into concentration zones, internally heterogeneous, has large differences in socio-demographic characteristics. Each concentration zone has its own number of secondary schools, number of pupils, material and technical equipment, the degree of school utilization and characteristics of the staff. The center takes the leading position in socio-economic and demographic aspects. The center is more attractive for pupils and teachers and it draws them from the periphery. The central location of the zone of secondary schools provides an excellent opportunity for the cooperation of schools with institutions of additional education. And it provides a great opportunity to form well working educational complexes. The second periphery area is connected with the central urban zone. The influence of the center weakens towards the outskirts of the city. The first periphery area experiences the greatest negative impact of the center. The third periphery zone takes the outsider's position. Many public schools of this zone, focusing around cultural and social life of the district, become socio-cultural centers in remote areas of the city.

Текст научной работы на тему «Социально-демографические особенности территориальной организации городской системы образования (на примере средних общеобразовательных школ г. Читы)»

УДК 913 (470+571)

ББК У 049 (2Р54)

Е. Е. Ермоленко

аспирант, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского (Чита, Россия),

e-mail: [email protected]

Социально-демографические особенности территориальной организации городской системы образования (на примере средних общеобразовательных школ г. Читы)1

Пространственные закономерности развития городской системы образования выражаются в различиях между центром и периферией. Периферия, разделённая на концентрические пояса, внутренне неоднородна и имеет большие различия в социально-демографических характеристиках. Каждый из выделяемых концентрических поясов отличается количеством средних образовательных школ, числом обучающихся, материально-технической оснащённостью школ, степенью загруженности школ, особенностями кадрового состава. По основным социальноэкономическим и демографическим показателям Центр занимает ведущие позиции.

Центр более привлекателен и «вытягивает» из периферии контингент учащихся и учителей. Центральность расположения общеобразовательных школ данного пояса обеспечивает прекрасную возможность для сотрудничества школ с учреждениями дополнительного образования. При этом становится возможным выделение слаженно работающих образовательных комплексов. К Центральной городской зоне тяготеет и второй периферийный пояс. По мере удаления к окраинам города влияние центра ослабевает. Наибольшее отрицательное влияния центра испытывает первый периферийный пояс. Позиции аутсайдера занимает третий периферийный пояс.

Многие общеобразовательные школы данного пояса, сосредотачивая вокруг себя культурно-общественную жизнь района, становятся социально-культурными центрами отдалённых районов города.

Ключевые слова: общественная география, средняя общеобразовательная школа, образовательная система, контингент учащихся, центр - периферия, городская система образования.

E. E. Ermolenko

graduate student, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N.G. Chernyshevsky (Chita, Russia),

e-mail: [email protected]

Socio-demographic Characteristics of the Territorial organization of the Urban Educational System (on the example of Chita General Secondary Schools)

Spatial patterns of urban educational system development are shown through the differences between the center and the periphery. The periphery divided into concentration zones, internally heterogeneous, has large differences in socio-demographic characteristics.

Each concentration zone has its own number of secondary schools, number of pupils, material and technical equipment, the degree of school utilization and characteristics of the staff. The center takes the leading position in socio-economic and demographic aspects.

The center is more attractive for pupils and teachers and it draws them from the periphery.

The central location of the zone of secondary schools provides an excellent opportunity for the cooperation of schools with institutions of additional education. And it provides a great opportunity to form well working educational complexes. The second periphery area is connected with the central urban zone. The influence of the center weakens towards the outskirts of the city. The first periphery area experiences the greatest negative impact of the center. The third periphery zone takes the outsider’s position. Many public schools of this zone, focusing around cultural and social life of the district, become socio-cultural centers in remote areas of the city.

Keywords: social geography, general secondary school, educational system, enrollment, center-periphery, urban educational system.

1 Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 5.2854.2011.

© Е. Е. Ермоленко, 2012

Система среднего школьного образования после распада СССР, из-за расслоения общества и углубления различий между центральными и периферийными территориями на уровне страны, регионов, районов, городов, стала испытывать социально-экономическое расслоение. В стране появились частные школы, лицеи при высших учебных заведениях. Предоставленная самостоятельность в выборе программ и учебников также усилила различия школ между собой. Система среднего школьного образования стала неоднородной. Неоднородность проявилась не только в социологическом плане: школы для «богатых», школы для «средних» и «бедных» слоев населения, но и в социально-географическом: школы центральные и школы периферийные.

Теоретико-практическое значение исследования. Социальная география (код специальности - 25.00.24 Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география), как одна из наук о Земле, изучает проблемы территориальной организации общества, рассматривая его как элемент организации территории (наряду с природными элементами). Социальные явления, получающие пространственное выражение, то есть территориальные отличия от места к месту, становятся предметом изучения социальной географии. Социально-географическое исследование системы средних общеобразовательных школ (СОШ) дополняет теорию территориальной организации общества. В практическом плане выявленные пространственные социально-демографические закономерности являются основой для территориального планирования города и информационно-конструктивным обеспечением городской политики в сфере образования.

Цель представленной статьи - выявить социально-демографические особенности территориальной организации системы средних общеобразовательных школ г. Читы.

Поставленная цель подразумевает решение следующих задач:

1) выдвижение гипотезы территориальной дифференциации социальнодемографических показателей системы СОШ между центром и периферией города, в виде зонирования его территории;

2) анализ территориальной дифференциации социально-демографических показателей в границах выделенных зон, с выявлением пространственных закономерностей;

3) подтверждение гипотезы «Центр-периферия» в виде обоснования социальногеографической идентичности представленных городских зон.

Ключевым методом выявления социально-демографических особенностей территориальной организации городской системы образования является сравнительногеографический. Алгоритмом реализации метода является зонирование территории на центр и периферийные концентрические кольца (зоны).

Степень разработанности темы. Концепция «Центр-периферия» разрабатывается в отечественной географической науке уже более двадцати лет [1], однако в отношении исследования системы СОШ она не применялась, школы - это новый объект социальногеографических исследований.

Средние общеобразовательные школы по сравнению с другими элементами городской системы образования (высшими учебными заведениями, колледжами, училищами) имеют более разветвленную сеть и большее количество. Школьное образование - самое востребованное из образовательных услуг и распространено повсеместно, его главный принцип - доступность, которая подразумевает и пространственный аспект, то есть территориальную приближённость к потребителям.

Социально-демографические особенности средних общеобразовательных школ выражаются в показателях загруженности (количестве обучающихся), в наличии второй и третьей смен, в возрастных и квалификационных характеристиках педагогического коллектива.

Распределение численности школьников по районам города весьма неравномерно, оно зависит от плотности населения. Центр г. Читы имеет более плотную и многоэтажную

застройку, чем окраины, соответственно более высокий показатель плотности населения и большее количество учеников в школах.

Социально-географическое зонирование города произведено по принципу пространственной удалённости от центра города. Границы поясов проведены через 0,3; 0,6; 1,2 и 2,4 км (табл. 1).

Таблица 1

Социально-экономическая характеристика городской системы средних общеобразовательных школ (по материалам официального сайта Комитета образования администрации городского округа Город Чита, [3])

Характеристики центральной зоны и периферийных поясов Центральная городская зона Периферийная городская зона

Первый пояс Второй пояс Третий пояс

Количество детей школьного возраста, человек 19076 3805 7569 3107

Количество учащихся, человек 18383 3711 7354 2829

Общее количество школ, единиц 23 10 9 8

Школ, работающих в одну смену, единиц 1 3 1 2

Школ, работающих в две смены 18 7 8 6

Школ, работающих в три смены, единиц 4 0 0 0

Загруженность школ, в % 51 17 18 14

Учителей на 1 тыс. учеников 57,3 57,4 58,9 61,2

Учителей высшей категории в расчете на 1 тыс. учеников 12,6 7,8 8,7 7,4

Учителей со стажем работы меньше 2 лет на 1 тыс. учеников 52 6,2 5,3 5,7

Учителей со стажем работы больше 20 лет в расчёте на 1 тыс. учеников 28,8 29,4 30,2 55,9

Учителей моложе 25 лет в расчёте на 1 тыс. учеников 5,7 5,4 4,8 3,9

Учителей-пенсионеров на 1 тыс. учеников 12,9 17,2 14 13

Количество компьютеров на 1 тыс. учеников 37,3 41,8 34 45,2

Количество многофункциональных устройств (МФУ) на 1 тыс. учеников 2,9 2,7 1,9 1,8

Количество цифровых видеокамер на 1 тыс. учеников 0,3 0,3 0,1 1,4

Количество офисных не меловых досок на 1 тыс. учеников 0,7 2,4 0,5 0

Динамика показателей количества детей школьного возраста и количества обучающихся носит волнообразный характер: максимум приходится на центр, далее идет спад (первый периферийный пояс), затем подъем (второй периферийный пояс) и снова спад (третий периферийный пояс).

В первом случае большая численность учеников обусловлена центральностью положения, большой плотностью застройки, большим количеством населения, удобством транспортной системы.

Многих жителей города притягивает центр. Именно здесь располагаются гимназии, профильные школы, школы с углублённым изучением иностранных языков.

Наличие достаточно развитой транспортной системы позволяет быстро и комфортно решать проблему «сообщения» данных звеньев между собой.

Весьма распространено явление, когда родители, живущие в первом периферийном поясе, но работающие в центре, устраивают своих детей именно в школы центра.

Притягивающе-концентрирующее действие центра распространяется на обширные территории за пределами города. Трудящиеся в центре мигранты привозят своих детей в центральные школы из таких населенных пунктов, как Засопка, Антипиха и Песчанка.

По общим показателям материально-технической оснащённости центр занимает первое место. Второе занимает первый периферийный пояс. На их долю приходится наибольшее количество современного школьного оборудования (табл. 1).

Несмотря на высокие показатели материально-технической оснащённости первого пояса, автор относит его к периферии, так как центр города «вытягивает» у него часть контингента учащихся и молодых специалистов более активно, чем из всех остальных поясов. По мере удаления к периферии влияние центра ослабевает.

По количеству работающих учителей центр и второй пояс - лидеры. Они сосредотачивают наибольшее число преподавателей с высшей и первой профессиональными категориями. Большая часть учителей имеют стаж работы более 20 лет.

По возрастному показателю центр и первый пояс являются самыми «молодыми». 82 % молодых специалистов работает в их школах. Это престижно, так как здесь открывается больше возможностей для самореализации молодых учителей (участие в семинарах, профессиональных конкурсах, карьерный рост и т. п.) Наряду с этим значительное число школьных учителей центра и второго периферийного пояса относятся к категории пенсионеров (77 %).

На примере центра и второго пояса наблюдается определённый баланс между молодым и старшим поколением педагогов, чего нельзя сказать о кадровом составе СОШ первого и третьего периферийных поясов, где в некоторых школах молодые специалисты вообще отсутствуют.

При общем максимальном количестве учителей в центральной зоне, количество учителей, приходящихся на 1 тыс. учеников, является наименьшим, в то время как в третьем поясе этот показатель наивысший.

Большая часть учителей высшей категории и учителей моложе 25 лет сосредоточена в центральном поясе, наименьшая - в третьем периферийном. Большая часть молодых специалистов (учителей со стажем работы менее 2 лет в расчёте на 1 тыс. учеников) сосредоточена в центральном поясе, наименьшая - во втором поясе. Количество учителей со стажем работы свыше 20 лет на 1 тыс. учеников увеличивается при движении от центра к периферии. Наибольшее количество учителей-пенсионеров - в третьем периферийном поясе.

Как видно из таблицы, центральная городская зона занимает лидирующее положение по общему количеству школ. Третий периферийный пояс по данному показателю занимает позицию аутсайдера. Во всех поясах большинство школ работают в две смены. Максимальное количество школ, работающих в две смены, сосредоточено в центральной городской зоне, минимальное - в третьем периферийном поясе.

Наибольшее число школ, работающих в 1 смену, располагается в переделах границ первого периферийного пояса. Самые загруженные школы, работающие в три смены, сосредоточены только в центральной зоне. Об этом свидетельствует и максимальная загруженность школ центра - 51 %. Более свободными являются школы третьего периферийного пояса с максимальной загруженностью - 14 %.

В расчёте на 1 тыс. учеников показатель количества компьютеров и цифровых видеокамер в школах оказывается максимальным в третьем периферийном поясе, а минимальным - в центральном и во втором соответственно. Количество МФУ уменьшается от центра к периферии. По количеству офисных не меловых досок в школах первое место занимает первый периферийный пояс, в третьем же данный показатель отсутствует.

Таким образом, выделяясь по большинству показателей, центр оправдывает своё название, являясь ядром образовательной системы города.

Периферийная городская зона весьма неоднородна: ведущие позиции занимает второй пояс, тяготеющий по показателям к центру, в то время как минимальные социальноэкономические и демографические показатели характерны для первого и третьего периферийных поясов.

Центральная зона включает 23 школы с общим количеством учащихся 18383 чел. (количество детей школьного возраста составляет 19079 чел.) Сюда входят все школы Центрального района, 2 - Ингодинского и 5 - Железнодорожного.

Именно данный пояс включает в свой состав образовательные учреждения особого статуса: гимназия (№ 4, 12), СОШ с углублённым изучением иностранных языков (№ 49), СОШ с военно-спортивным уклоном (№ 1).

Центр - единственная из выделенных зон, характеризующаяся наибольшей загруженностью школ (51 %). Загруженность СОШ № 1, 4, 47, 48, 49 превышает 100 %. Причём, количество реально обучающихся учеников больше количества учеников, на которое рассчитана школа, в среднем на 13 %. О высокой загруженности школ свидетельствует и тот факт, что четыре школы (№ 1, 9, 21, 47) работают в 3 смены.

Центральность расположения школ данного пояса создаёт прекрасную возможность для активного их взаимодействия с различными детскими и юношескими учреждениями дополнительного образования и другими культурными учреждениями, создавая тем самым довольно крупные, слажено функционирующие образовательные комплексы. Так, например, СОШ № 3 - станция юных техников - дом пионеров - библиотека имени А. П. Чехова образуют единый образовательный комплекс. Аналогичные комплексы образуется вокруг библиотеки им. А. С. Пушкина и библиотеки № 1 им. Н. А. Островского. Они дополняются Краевым Центром детско-юношеского туризма и краеведения, а также спортивно-оздоровительным центром «Багульник». Образовательно-культурные комплексы дают дополнительные конкурентные преимущества центральным школам в борьбе со школами периферийных поясов за контингент учащихся.

Именно поэтому для центра характерна наибольшая загруженность школ (табл. 1). Средние общеобразовательные школы № 1, 9, 21, 47 работают в 3 смены. Всего комплектов классов на 2010 г. насчитывалось в среднем от 16 до 55.

По количеству учителей центральная зона занимает 1 место: общая численность составляет 1054 чел., из них 232 чел. - учителя высшей категории. Большая часть учителей (531 чел.) имеют стаж работы более 20 лет. Это свидетельствует о высоком профессионализме и огромном опыте педагогов. Довольно часто учащиеся данных СОШ занимают призовые места в школьных олимпиадах, участвуют во всевозможных конкурсах не только городского и краевого, но и Всероссийского уровня.

Данный пояс сосредотачивает в себе как опытных педагогов, так и только начинающих свой профессиональный путь специалистов. Молодых специалистов насчитывается 105 человек. Это самая «молодая» зона. Однако и количество учителей пенсионного возраста весьма значительно и составляет 238 чел.

Таким образом, в целом, в СОШ Центральной зоны две категории учителей: учителя в возрасте моложе 25 лет и учителя-пенсионеры. Две эти категории уравновешивают друг друга, в то время, как в других поясах можно найти СОШ, не имеющие в кадровом составе молодых специалистов.

С точки зрения материально-технической оснащённости данный пояс выгодно отличается от остальных. По количеству персональных компьютеров, интерактивных досок, мультимедийных проекторов, телевизоров, ДВД, МФУ, цифровых камер, не меловых офисных досок данный пояс занимает 1 место.

В перерасчёте на 1000 человек наблюдается тенденция к снижению общих показателей. Так, на 1 тыс. учеников приходится наименьшее количество учителей - 57,3 %. Это объясняется превышением численности обучающихся над числом учеников в других поясах.

Первый периферийный пояс в территориальном отношении примыкает к Центральной зоне. Однако, в виду целого ряда социально-экономических и демографических причин значительно отличается от Центра, уступая ему по большинству основных показателей.

Данный пояс включает 10 школ, из них большая часть относится к Ингодинскому району и две - СОШ № 4, № 17 - к Железнодорожному.

Общая численность учеников составляет - 3711 чел. Школа № 4, СОШ №15 и № 29 работают в одну смену.

В данном поясе наряду с перегруженными школами (№ 31 - начальная школа и № 4) имеются школы с наименьшей загруженностью («свободные»). Это средние образовательные школы № 29, 16.

Число работающих учителей данного пояса составляет 213 чел, из них высшей категории - 29 чел., 109 педагогов имеют стаж более 20 лет. По возрастному показателю преобладают педагоги «за 35 лет» (154 чел., из них пенсионеров - 64). В некоторых школах, например СОШ № 29, 31, 46, молодые специалисты отсутствуют. По количеству учителей на 1 тыс. учащихся данный пояс превосходит Центральную зону на 0,1 %.

По материально-технической оснащённости пояс занимает 3 место, тяготея по основным показателям к третьему периферийному поясу.

Из расчёта школьного оснащения на 1000 чел. показатели возрастают и данный пояс выходит на вторые позиции, пропуская вперёд третий периферийный пояс.

Второй периферийный пояс тяготеет к Центральной городской зоне. По многим социально-экономическим и демографическим показателям данный пояс дополняет центр.

Второй пояс включает 9 школ, расположенных на территории Черновского и Ин-годинского районов (СОШ № 10, 14). Данные школы работают, в основном, в две смены. Исключение составляет СОШ № 10, перешедшая на работу в одну смену с 2010 г. Загруженность школ - близка к 100%.

Число работающих учителей - 433 чел., из них 64 - высшей категории. По количеству учителей, приходящихся на 1 тыс. учеников, пояс занимает 2 место (58,9 %). Количество педагогов со стажем работы более 20 лет также велико - 222 чел. Соотношение молодых специалистов и учителей-пенсионеров составляет 35 к 103 чел. Большая же часть учителей находится в возрасте больше 35 лет.

По основным показателям материально-технической оснащённости пояс, как и Центральная зона, занимает одно из ведущих положений. По количеству персональных компьютеров, интерактивных досок, мультимедийных проекторов, телевизоров, ДВД, МФУ, цифровых камер второй периферийный пояс занимает 2 место. Однако, в расчёте на 1000 человек по многим из перечисленных выше показателей (количество компьютеров, интерактивных досок, ДВД, цифровых камер) уступает другим поясам.

Третий периферийный пояс максимально отдалён от Центра. Он концентрирует наименее освоенную в технологическом и демографическом плане территорию города. Данный пояс включает 8 школ с общей численностью обучающихся 2829 чел. Школы, за исключением СОШ № 20 (Железнодорожного района), относятся к Черновскому району.

Также как и в первом периферийном поясе, две СОШ № 7, 39 работают в одну смену, количество классов - комплектов составляет от 7 до 23.

Многие школы данного пояса помимо непосредственных образовательных функций (обучение и воспитание) выполняют социальные функции не образовательного характера, становятся социально-культурными центрами отдалённых районов города, обеспечивающими распределение системы расселения. При этом можно говорить также о формировании школами особого типа культурного ландшафта - культурно-миссионерского. Школа становится культурно-географическим центром района, сосредотачивая вокруг себя культурно-общественную жизнь населения.

Число работающих учителей - наименьшее по городу - 173, из них высшую категорию имеют 21 чел. Профессиональный стаж работы более 20 лет имеют 158 чел. Большую часть кадрового состава представляют учителя среднего возраста (35 лет и старше) -167 чел., число пенсионеров составляет - 37 чел.

Данный пояс отличается наименьшей материально-технической обеспеченностью. В некоторых школьное современное оборудование (плазменная панель, цифровая видеокамера, МФУ, не меловые офисные доски) вообще отсутствует. Однако, в связи с малочисленной наполняемостью СОШ из расчёта на 1000 чел., третий периферийный пояс выбивается в лидеры.

Разделение территории города на центральную зону и периферийные пояса даёт основание для организации городской политики развития системы СОШ, с выявлением её структуры и направленности в отношении различных школ города.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образовательные пояса дают представление о пространственном распределении учащихся по школам города. Пояса отражают степень «загруженности» школ, состояние кадров, материально-техническую оснащённость образовательных учреждений.

Это даёт возможность по-новому взглянуть на проблемы открытия и функционирования детских организаций и структур дополнительного образования в отдалённых от центра местах сосредоточения СОШ; на проблемы функционирования городского транспорта (организация подвоза детей и учителей), распределения рабочих мест. Также появляется возможность проведения оценки структуры, состояния и функционирования городской системы образования.

В заключение отметим, что с 2012 г. в системе финансирования СОШ планируются большие изменения. Согласно принятому изменению в региональный закон «О финансировании общеобразовательных учреждений Читинской областной и Агинского Бурятского автономного округа» все школы края будут переведены на нормативно-подушевую систему финансирования. Финансовую помощь СОШ будут получать в зависимости от количества учеников. При этом коэффициенты выравнивания, применяющиеся сейчас для расчёта размеров материальной помощи школам, окончательно исчезнут к 2013 г. [2].

Денежные средства будут распределяться исходя из контингента. Различия между центральной и периферийной частями городской системы СОШ станут ещё более заметными. Поэтому в пределах города необходимо повысить привлекательность школ первого и третьего периферийных поясов для учащихся и учителей.

Список литературы

1. Грицай О. В., Иоффе Г. В., Трейвиш А. И. Центр и периферия в региональном развитии. М. : Наука, 1991. 168 с.

2. Официальный сайт Забайкальского края. URL: http://www e-zab.ru (дата обращения : 07.11.2011).

3. Официальный сайт Комитета образования администрации городского округа «Город Чита». иКЬ: http://www.edu-chita.ru (дата обращения : 07.11.2011).

Рукопись поступила в редакцию 25.12.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.