Научная статья на тему 'Социально-демографические и психологические факторы, связанные с саногенным поведением детей в отношении сохранения здоровья зубов'

Социально-демографические и психологические факторы, связанные с саногенным поведением детей в отношении сохранения здоровья зубов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
112
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНОГЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЗУБОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вишняков Н. И., Гизоева Е. А.

Кратко изложены результаты социологического исследования в отношении знании и убеждений детей, а также поведенческих навыков в области профилактики и гигиены полости рта; в результате анкетирования обнаружена связь как социально-демографических факторов, так и знаний и убеждений детей в области сохранения здоровья зубов. При этом такой фактор, как уровень образования родителей (отца), оказался положительно связан со всеми тремя видами саногенной практики. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вишняков Н. И., Гизоева Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological and psychological factors relatedtothe sanitary behavior of children in reference to their dental health

The following article contains the results of the sociological survey in reference to knowledge and convictions of children and also skills of mouth hygiene. As the result of the survey there was a co-relation determined between social, demographical factors and knowledge and convictions of children in terms of preserving dental health. At that such factor as the level of education of parents (father) appeared to be positively co-related with all the three types of sanitary practice. Key words: dental health, sanitary practice, skills of mouth hygiene.

Текст научной работы на тему «Социально-демографические и психологические факторы, связанные с саногенным поведением детей в отношении сохранения здоровья зубов»

УДК 616.314-083-053.2 Н.И. Вишняков, Е.А. Гизоева

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С САНОГЕННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ДЕТЕЙ В ОТНОШЕНИИ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЗУБОВ

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова

Саногенное поведение детей в отношении сохранения здоровья своих зубов и профилактики кариеса является одним из ключевых факторов современных программ профилактики [1 ].

Цель данного исследования — методом анкетирования провести социологическое исследование в отношении знаний и убеждений детей, а также поведенческих навыков в области профилактики и гигиены полости рта.

Методика исследования. В качестве объекта исследования была выбрана популяция учащихся общеобразовательных школ г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области в возрасте 12-14 лет. Указанная возрастная группа рекомендована экспертами ВОЗ для глобального мониторинга кариеса в международных исследованиях с целью мониторинга тенденции заболеваемости.

Объем выборки составил 6.54 единицы. 4 школы — 3 в Санкт-Петербурге и одна в Ленинградской области — были выбраны из общего списка школ случайным образом. В данных школах в исследовании принимали участие все учащиеся 7-8 классов.

Для изучения социокультуральных и поведенческих детерминант, а также переменных, описывающих качество жизни респондентов исследуемой возрастной группы, была разработана анкета, предназначенная для самозаполнения и содержащая 55 пунктов. Данная анкета разработана РЕ. Petersen (1994), директором программы стоматологического здоровья ВОЗ, и рекомендована ведущими экспертами ВОЗ для мониторинга стоматологического здоровья в различных странах мира | 2]. В связи с тем, что данная анкета ранее была использована при проведении международного эпидемиологического исследования ICS 11 в ряде стран (США, Польша, Германия, Япония, Новая Зеландия), Р.Е. Petersen предложил использовать ее для реализации данного исследования в России с целью получения сравнимых результатов.

Адаптация анкеты для настоящего исследования включала двойной перевод с английского языка па русский, сверку переводов, обратный перевод с русского на английский, сверку с оригиналом и согласование русскоязычного варианта с автором инструмента.

Ниже представлено описание данных пунктов и их группировка в соответствии с блоками переменных в теоретической модели (см. выше).

Социокулыпуралъные факторы (пол, возраст учащихся, а также образование их родителей) — так как все респонденты принадлежали к однородной группе по уровню собственного образования, в качестве переменной, отражающей эту социкультуральную характеристику, принято образование родителей.

Знания и области гигиены и профилактики и отношение к проблемам, связанным с заболеванием зубов.

© II.И. Вишняков, Г.Л. Гизоева, 2007

Поведение, респондентов и отношении обращения в службу стоматологической помощи, соблюдения гигиены полости рта, а также диетических привычек, могущих оказать влияние на состояние здоровья зубов.

Качество жизни, связанное со здоровьем зубов — эта категория переменных представляет собой конечный исход в теоретической модели (рисунок) [3]. Определение понятия «качество жизни, связанное со здоровьем» включает три основные группы: физические симптомы, восприятие своего благополучия и функциональные возможности [4]. С целью оценки физических симптомов задавался следующий вопрос: «Как часто за последние 12 месяцев у Вас болели зубы или были иные неприятные ощущения в зубах?» Восприятие своего благополучия оценивалось с помощью следующих вопросов: «Как Вы оценили бы состояние Ваших зубов и десен?», «Вы довольны тем, как выглядят Ваши зубы?» Функционирование в свою очередь разделялось на социальное и физическое [5]. Социальное функционирование оценивалось с помощью вопросов: «Приходится ли Вам сдерживать улыбку или смех из-за внешнего вида Ваших зубов?», «Смеются ли другие учащиеся над видом Ваших зубов?» Физическое функционирование определялось вопросом относительно того, приходилось ли респонденту за последний год пропускать занятия вследствие зубной боли.

Теоретическая модель влияния системных и индивидуальных факторов па качество жизни,

связанное со здоровьем зубов.

Результаты исследования. Соблюдение личной гигиены учащимися оценивалось вопросом о частоте и регулярности чистки ими зубов. Почти две трети респондентов (65,4%) указали, что чистят зубы два или более раз в день. Еще более четверти учащихся (27,4%) ответили, что чистят зубы один раз в день. Около 6% учащихся чистят зубы от одного до шести раз в неделю. Наконец, лишь очень малая часть учащихся (около 1%) ответили, что чистят зубы реже одного раза в неделю. Таким образом, в целом значительная доля учащихся (более 90%) соблюдают правила гигиены по уходу за зубами.

Выявлена корреляционная связь между частотой чистки зубов и компонентом О индекса ОМ К Учащиеся, чистящие зубы один или более раз вдень, имели меньшее среднее число пораженных кариесом зубов по сравнению с теми, кто чистил зубы реже одного раза в день.

Путем анкетирования также изучалась частота посещения учащимися стоматолога. Около трети респондентов указали, что за последние 12 месяцев посещали стоматолога 1 раз. Немногим менее четверти опрошенных (22,7%) посещали стоматолога за этот период 2 раза. 12,2% учащихся были у стоматолога за последний год 3 и более раз. Наконец, особо следует выделить группу, ни разу не посещавших стоматолога за прошедшие 12 месяцев (23,0%). Таким образом, регулярное посещение стоматолога 2 раза в год, рекомендуемое большинством специалистов, не является распространенной практикой среди учащихся.

Наиболее частыми манипуляциями стоматолога были осмотр зубов (81%), установка пломб (54%) и консультация по уходу за зубами (38%). Реже других проводились такие действия, как лечение с помощью фтора (5%), удаление зубного камня (3%) и лечение десен (2%). Следует обратить также внимание на относительно низкую долю детей, которым ставили или регулировали брскет-систему (6%). Эта доля существенно ниже доли детей, имеющих патологию прикуса и отдельностоящих зубов.

Изучалась связь между числом посещений стоматолога за последние 12 месяцев и величиной индекса Г)МР и его компонентов. Из представленных данных следует, что имеется значимая положительная корреляционная связь между индексом ОМР и количеством посещений стоматолога (К = 0,14;/; < 0,001). Эта связь определяется в первую очередь связью основного компонента — числа запломбированных зубов (Р). Значение коэффициента корреляции Спирмена для индекса Р и числа посещений стоматолога составляет 0,17 (р < 0,001). Между числом посещений стоматолога и количеством зубов с кариесом (О) выявлена статистически незначимая отрицательная связь (И = -0,08; р = 0,052). Наконец, отсутствовала статистически значимая корреляционная связь между числом посещений стоматолога и количеством отсутствующих зубов (М): = 0,04;

р = 0,272.

Эти результаты свидетельствуют о преобладании лечебного направления и недостатке профилактического компонента в работе стоматологов. Ухудшение состояния зубов (повышение индекса ВМР) влечет за собой увеличение посещаемости стоматолога и замещение компонента I) на компонент Е При выраженной профилактической направленности в этой работе следовало бы ожидать снижения индекса ПМР вследствие снижения заболеваемости кариесом у тех учащихся, которые регулярно (не реже 2 раз в год) посещают стоматолога.

В настоящем исследовании показано, что около половины детей (50,1%) пользуются деревянными зубочистками, каждый пятый учащийся (22,0%) пользуется пластиковыми зубочистками. Всего зубочистками пользуются 57,6% опрошенных. Мри этом лишь треть (35,1 %) респондентов указали, что они пользуются зубной нитью. Из приведенных данных можно сделать вывод, что пользование зубочистками остается широко распространенной практикой, и учащиеся, а также, по-видимому, и их ближайшее окружение имеют недостаточно информации о возможных неблагоприятных последствиях использования зубочисток для десен.

Наибольшую роль в качестве источника такой информации играют родители ребенка. Их в качестве основного источника информации указали 85% опрошенных. Существенно меньшее значение в информировании учащихся имеют стоматологи. Только

6,3% респондентов указали их в качестве основного источника информации о методах гигиены зубов. Наконец, другие источники информации (учителя, телевидение, печатные издания) играют еще меньшую роль в санитарном просвещении учащихся.

С помощью метода множественной регрессии определялись статистически значимые детерминанты различных видов саногепного поведения детей. В качестве таких детерминант изучался социально-демографический статус (пол ребенка и образование отца), а также ряд вопросов, определяющих знания и убеждения детей относительно проблем, связанных со здоровьем зубов, и методов профилактики. С частотой чистки зубов были статистически значимо ассоциированы оба изучавшихся социально-демографических фактора — пол ребенка (В = 0,152; р = 0,003) и уровень образования родителя (В = 0,126;/; = 0,013). Девочки в большей степени соблюдали регулярность ухода за зубами по сравнению с мальчиками. Кроме того, дети, родители которых имели более высокий уровень образования, с большей вероятностью чистили зубы регулярно. Из второй группы детерминант статистически значимо была связана с частотой чистки зубов только одна переменная — согласие или несогласие детей с утверждением «Кариес может испортить вид моих зубов». Дети, согласные с этим утверждением, более регулярно чистили зубы, чем несогласные с ним (В = -0,141; р = 0,007).

В отношении факторов, связанных с использованием детьми зубной нити, выявлено следующее. В отличие от использования зубной щетки, с использованием зубной нити пол ребенка пе был статистически значимо связан. Тем не менее уровень образования отца, как и в предыдущем случае, оказывал значимое влияние. Дети, родители которых имели более высокий уровень образования, с большей вероятностью относились к категории пользующихся зубной нитыо по сравнению с теми, родители которых имели более низкий уровень образования (В = -0,148; р = 0,005). Также выявлена связь одного из пунктов второй группы, а именно, согласие или несогласие детей с утверждением «Чистка зубов предотвращает кариес». Дети, согласные с этим тезисом, с большей вероятностью относились к группе применяющих зубную нить по сравнению с теми, кто с данным утверждением не был согласен (В = 0,117; р = 0,042).

Наконец, с частотой посещения стоматолога за последние 12 месяцев также был связан социальный статус ребенка в отношении образования его родителя. Дети, родители которых имели более высокий уровень образования, чаще посещали стоматолога в течение года по сравнению с теми, уровень образования родителей которых был ниже (В = 0,108; р = 0,034). Также с частотой посещения стоматолога были связаны две переменные из категории знаний и убеждений детей в отношении здоровья зубов. Как и в случае с частотой чистки зубов с помощью зубной щетки, дети, согласные с утверждением «Кариес может испортить вид моих зубов», чаще посещали стоматолога по сравнению с теми, кто был не согласен с приведенным утверждением (В = -0,134; р = 0,011). Кроме того, показана связь между степенью согласия с утверждением «Я боюсь посещать стоматолога, потому что боюсь боли» и частотой посещения стоматолога (В = 0,144; р = 0,006). Дети, чаще посещающие стоматолога, с меньшей вероятностью были согласны с этим утверждением. И наоборот, редко посещающие стоматолога дети как правило положительно отвечали на данный вопрос.

Таким образом, в отношении различных видов саногепного поведения обнаружена связь как социально-демографических факторов, так и знаний и убеждений детей в области сохранения здоровья зубов. При этом такой фактор, как уровень образования родителей (отца), оказался положительно связан со всеми тремя видами саногенной практики.

Vishnyakov N. I., Gizoeva Е.Л. Sociological and psychological factors related to the sanitary behavior of children in reference to their dental health.

The following article contains the results of the sociological survey in reference to knowledge and convictions of children and also skills of mouth hygiene. As the result of the survey there was a co-relation determined between social, demographical factors and knowledge and convictions of children in terms of preserving dental health. At that such factor as the level of education of parents (father) appeared to be positively со-related with all the three types of sanitary practice.

Key words: dental health, sanitary practice, skills of mouth hygiene.

Литература

1. Делендик А.И. Изучение потребности населения в различных иидах стоматологической помощи поданным анкетирования//Стоматология. 2000. Т. 79. № 6. С. 58-60. 2. Petersen Р.К., Gibson В., Khan Г.A., Birnbaum W. A comparison of ОН IP 14 and 01 DP as interviews and questionnaires //Community Dent. Health. 2001. Vol. 18. № 3. P. 144—149. 3.Леонтьев В.К Здоровые зубы и качество жизни // Стоматология. 2000. Т. 79. № 5. С. 10—13. 4. Levin R.P. How do you define «quality of life»? // J. Michigan Dent. Assoc. 2000. Vol. 82. № 4. P. 36-37. 5. O’Brien K., Kay L., Fox D., Mandall N. Assessing oral health outcomes for orthodontics: measuring health status and quality of life // Community Dent. Health. 1998. Vol. 15. № 1. P. 22-26.

Статья принята к печати 20 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.