♦
♦
ное, системное, когда оно охватывает все социальные составляющие жизни и деятельности работника.
1. Бинецкий А. Внутренний имидж компании. URL: http:// www.ippnou.ru/article.php?idarticle=001840 (дата обращения: 17.12.2012).
2. Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики,
2005.
3. Муромкина И.И. Имидж розничного торгового предприятия: особенности формирования и восприятия // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 2.
4. Социология: энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абу-шенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск: Книжный Дом, 2003.
5. Спичева Д.И. Феномен имиджа в современных научных исследованиях. и^: http://pr.tsu.ru/articles/139/ (дата обращения: 14.12.2012).
6. Ульяновский А.В. Корпоративный имидж: технологии формирования для максимального роста бизнеса. 2-е изд., до-раб. М.: ЭКСМО, 2008.
7. Шарков Ф.И. Имидж фирмы: технологии управления. М.,
2006.
удк 314:316 Сергей Николаевич Пономаренко,
соискатель,
[email protected] СГСЭУ
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОЛОДЕЖИ И УСЛОВИЯ ЕЕ СОЦИАЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ
В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «молодежь» как социально-демографической группы населения. В связи с актуальностью темы демографической ситуации в России автор особое внимание уделяет социально-демографическому подходу, в соответствии с которым основным критерием определения молодежи выступает возраст, нивелирующий все остальные различия, в том числе социального порядка. В демографии именно этот критерий (возраст) является основным при определении понятия «молодежь», «молодые люди», «молодое население».
Ключевые слова: молодежь, молодой специалист, социально-демографическая группа, социальная структура общества.
S.N. Ponomarenko
SOCIO-DEMOGRAPHIC CHARACTERISTICS OF YOUTH AND THE SOCIAL CONDITIONS OF ITS FORMATION
In article various approaches to concept "youth" definition as social and demographic group of the population are considered. In connection with the currency of improvement of the demographic situation in Russia, the author pays special attention to the socio-demographic approach, where by the main criterion for selection of youth is age, leveling all other differences, including social order. In a demography this criterion (age) is the basic at definition of the concept "youth", "young people", "young population".
Keywords: youth, fledgling, socio-demographic group, the social structure of society.
Молодежь является социально-демографической группой населения, с которой связано не только настоящее, но и во многом будущее общества и государства.
Анализ научной литературы позволяет выделять различные точки зрения на понятие «молодежь». Российский социолог В.И. Чупров отмечает два ключевых подхода к определению данного понятия. Он полагает, что молодежь в широком смысле - обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом смысле молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей [7, с. 267].
По мнению ученых-демографов Л.Л. Рыбаковского, В.А. Ионцева, С.В. Рязанцева, В.Н. Архангельского, В.В. Елизарова, основным критерием понятия «моло-
дежь» является возраст, нивелирующий все остальные различия, в том числе социального порядка. С этой точки зрения о молодежи можно говорить как о «молодежной возрастной группе». Российский социолог Т.С. Сулимова определяет молодежь как «социально-демографическую группу, главной характеристикой которой являются возрастные показатели (16 - 30 лет)» [5, с. 226 - 227]. Многие исследователи отмечают, что относительно возрастных рамок молодежной возрастной группы в науке и практике нет общепринятого подхода. Возрастные границы молодежной возрастной группы варьируются в широком диапазоне.
С данным подходом тесно связан термин, широко применяемый в демографической науке, - «возрастной контингент». Возрастной контингент - это группа лиц, объединенных как общим для них возрастом, так и некоторыми демографическими, социально-экономическими или иными признаками [2, с. 177]. В числе возрастных контингентов выделяются ясельный (дети в возрасте
0 - 2 года), дошкольный (дети в возрасте 3 - 6 лет), школьный (дети и подростки в возрасте 7 - 15 лет), трудоспособный (мужчины в возрасте 16 - 59 лет и женщины в возрасте 16 - 54 года), репродуктивный/детородный (женщины в возрасте 15 - 49 лет), призывной (мужчины в возрасте 18 - 50 лет), электоральный (мужчины и женщины старше 17 лет) [4, с. 57]. Т.С. Сулимова выделяет среди молодежи следующие категории (возрастные контингенты): школьную, студенческую, рабочую, сельскую молодежь, молодых предпринимателей.
В рамки данного подхода укладываются такие понятия, как «молодой специалист», «молодой ученый», получившие широкое применение в нормативной правовой практике современной России. Российские социологи Ю.А. Зубок и М.И. Авдеева дают следующее определение молодого специалиста: «Молодой специалист -выпускник учебного заведения в первые три года трудовой деятельности после завершения учебы» [5, с. 277]. При этом на практике зачастую используется более широкая трактовка, связанная с возрастными рамками, которые могут отличаться в зависимости от сфер занятости. Например, для людей, занятых интеллектуальным трудом, верхняя граница молодости составляет 32 года. Понятие «молодые ученые» в документах федерального уровня и ведомственных положениях имеет верхнюю возрастную границу 35 лет для кандидатов наук и 40 лет для докторов наук. Данный подход используется в практике достаточно широко в системе образования и науки. В частности, многие фонды целенаправленно поддерживают молодых ученых через систему специальных грантов, государство развивает программу обеспечения молодых ученых жильем, выплачивает надбавки к заработной плате.
Современные возрастные границы понятия «молодежь» находятся в интервале от 14 до 30 лет. Как правило, нижняя граница молодежи определяется 14 - 16 годами, а верхняя - 25 - 30 годами.
Таким образом, можно отметить, что многие авторы сохраняют ориентацию на структурно-функциональную трактовку молодежи как определенной социально-демографической группы с особенностями социального статуса и социальных ролей. В настоящее время в законодательных актах, нормативных правовых документах используются именно эти возрастные границы исследуемого понятия.
Более конкретизирован подход к определению возрастных рамок молодежи в Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р), которая ориентирована преимущественно на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет. Федеральная служба государственной статистики официально учитывает в категории «молодежь» граждан России в возрасте 14 - 30 лет (сегодня это 23,3% от общей численности населения страны) [3, с. 8 - 9].
Численность молодежи в России, тыс. человек
1995 2000 2005 2009
Всего в возрасте 15 - 29 лет 30 962 33 879 35 279 33 009
В том числе: мужчины 15 735 17 131 17 809 16 709
женщины 15 227 16 748 17 470 16 300
% к общей численности населения 20,9 23,2 24,7 23,3
Как следует из данных таблицы, в России численность молодежи за последние 15 лет немного увеличилась, а за последние 10 лет - стабилизировалась на уровне более 23% от общей численности населения страны. Но здесь необходимо учитывать то, что молодежь составляют переходящие возрастные группы и на них оказывают влияние общие проблемы российских демографических процессов. Так, с 1992 по 2008 гг. численность населения, по данным Росстата, уменьшилась на 4,5%, т.е. на 6,7 млн человек. Согласно прогнозу Росстата, при сохранении неизменной «базовой социальной ситуации» снижение численности населения продолжится до 2025 г., при этом за период 1992 -2025 гг. ожидается сокращение численности населения примерно на 8%, т.е. на 11,6 млн человек. Тенденцией снижения также объясняется изменение численности населения моложе трудоспособного возраста (0 - 15 лет, т.е. будущей молодежи), однако это снижение длится только до 2010 г., после чего начнется умеренный рост, который продолжится до 2025 г. [6, с. 13].
1995
25-29
лет;
31,0%
15-19
лет;
35,5%
2009
25-29
лет;
37,1%
15-19
лет;
25,8%
Рис. 1. Возрастная структура молодежи в России,
% к общей численности молодежи на конец года [3]
Из сравнения данных рис. 1 понятно, что за последние 15 лет произошло перераспределение численности в возрастных группах молодежи со сдвигом от младших к более старшим возрастам, что является прямым следствием действия неблагоприятных политических, социальных и экономических факторов на демографические процессы. Это определяет необходимость учитывать в
государственной молодежной политике, в отношениях к молодежи различных институтов и структур гражданского общества то, что решение возникающих в молодежной среде проблем, в том числе и в области формирования гражданственности, должны брать на себя те государственные и общественные субъекты, которые «работают» в большей степени с трудоспособным населением, тем более что доля молодежи в его составе достаточно велика (рис. 2).
Из предложенных разными авторами подходов к определению понятия «молодежь» в рамках нашего исследования наиболее приемлемым является социальнодемографический подход: молодежь - это социальнодемографическая группа в составе населения, главными критериями выделения которой обычно служат два компонента - демографический (возраст) и социальный (интересы, ценности, статус и пр.).
1. Зубок Ю.А., Авдеева М.И. Молодой специалист // Социология молодежи: энциклопедический словарь / отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. М.: Academia, 2008.
2. Медков В.М. Демография. М.: ИНФРА-М, 2008.
3. Молодежь в России. 2010: стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2010.
33 37 36 35
34 33 32
36,8
—■—* *■—
*55^7
33,9
1995
2000
2005
Рис. 2. Удельный вес молодежи в возрасте 16 - 29 лет в численности населения трудоспособного возраста на конец 2009 г., %
4. Народонаселение: энциклопедический словарь. М., 1994.
5. Сулимова Т.С. Молодежь // Социальная политика: толковый словарь. М.: Изд-во РАГС, 2002.
6. Численность учащейся молодежи образовательных учреждений Российской Федерации: среднесрочный прогноз до 2014 года и оценка тенденций до 2025 года / под ред. Ф.Э. Шереги и А.Л. Алефьева. М.: ЦСПиМ, 2010.
7. Чупров В.И. Молодежь // Социология молодежи: энциклопедический словарь / отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. М.: Academia, 2008.
удк 316.334.2 Андрей Борисович Шипитько,
соискатель кафедры
[email protected] гуманитарных и социальных наук,
Саратовский военный институт внутренних войск МВД РФ
ОЦЕНКА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
В статье анализируются различные методологические подходы к оценке социального партнерства. На основе сравнительного анализа выявляются важнейшие принципы различных теоретических парадигм. Автор доказывает, что имеющиеся исследования рассматривают процессы оценки социального партнерства в рамках определенного узкого контекста. Ни одна из существующих в научной литературе методик не предлагает комплексной оценки развития партнерства как социального феномена. При этом в современных условиях необходимо применить комплексный системный подход, объединяя различные элементы оценки, традиционно используемые в социологической науке. В статье представлен интегрированный конструкт современной оценки социального партнерства, раскрываются характеристики и основные системные компоненты авторской интегрированной системы социальной оценки партнерского взаимодействия организаций.
Ключевые слова: социальное партнерство, оценка партнерского взаимодействия, комплексная интегрированная модель оценки социального партнерства, система социального партнерства.
A.B. Shipitko
SOCIAL PARTNERSHIP SYSTEM EVALUATION UNDER CONDITIONS OF REFORMATION OF SOCIO-LABOR RELATIONS
The article considers various methodological approaches to evaluation of the social partnership. On the basis of a comparative analysis the main principles of different theoretical paradigms are analyzed. The author proves that existing elaborations consider the evaluation process of the social partnership in terms of a particular narrow context. None of the existing methods suggest a complex evaluation of the partnership development as a social phenomenon. But today there is a necessity to apply a complex system method, combining different elements of assessment which are traditionally used in sociology. The article presents an integrated construct of modern assessment of the social partnership interaction of organizations.
Keywords: social partnership, assessment of the social interaction, complex integrated model of the social partnership assessment, social system of partnership.