Научная статья на тему 'Социально-демографические факторы регионального развития'

Социально-демографические факторы регионального развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2228
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-демографические факторы регионального развития»

УДК 312+338:91

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

© А.А. Козлов

Генезис и дифференциация социально-экономических особенностей регионов обусловливаются действием целого комплекса общественных факторов, среди которых - социально-демографические, политические, политико-административные, геополитические, территориально-географические и выделяемые нами - цивилизационные и формационные.

Среди населенческих предпосылок экономического развития, по нашему мнению, следует выделить следующие: естественное воспроизводство населения, величина и качество населения, а также такой показатель, как особенности этногенеза.

Характеристики демографического потенциала региона любого ранга зависят от стадии (фазы) его демографического развития, которые должны последовательно сменять друг друга. Традиционный тип воспроизводства населения характеризуется высокими рождаемостью и смертностью и относительно низким естественным приростом. Он полностью господствовал на всей Земле до конца XIX века, а сейчас характерен для наиболее неблагополучных и отсталых стран и регионов, поскольку именно в них может сохраняться высокая смертность. Все это определяет качественные характеристики населения такого региона, среди которых следует отметить, прежде всего, низкие образовательный уровень и функциональную грамотность населения и, как следствие, очень низкую квалификацию трудовых ресурсов.

Фазы демографического развития регионов в эпоху демографического перехода также определяют систему факторов, влияющих на процессы формирования специфических региональных экономических «лиц». Первая фаза «демографического взрыва» резко повышает долю нетрудоспособного детского населения, оставляя без изменения показатель квалификации трудовых ресурсов. Снижение рождаемости во второй фазе способствует росту доли трудоспособного населения, что в сочетании с социальным прогрессом создает базу для позитивных экономических процессов. Третья фаза демографического перехода с низкими показателями и рождаемости, и смертности (которая постепенно возрастает), и естественного прироста хотя и характерна для наиболее развитых стран и регионов мира, но способна оказать негативное воздействие на региональное экономическое «лицо». Притом, что трудовые ресурсы характеризуются высокой квалификацией, а доля трудоспособного населения велика, фаза характеризуется быстрорастущей долей населения пенсионного возраста и, одновременно, резким сокращением молодых возрастов, т. е. потенциальных трудовых ресурсов.

Россия переживает третью фазу, что ведет к негативному воздействию демографической составляющей на большинство региональных экономических комплексов.

Качественные характеристики населения представляют собой совокупность показателей, касающихся, во-первых, качества жизни населения, критериями которого служат экономические, социокультурные и экологические факторы (национальный душевой доход, уровень потребления и имущественного расслоения, соотношение доходов и возможности приобретения различных благ и т. д.), во-вторых, качества самого населения (уровень здоровья и образования, функциональная грамотность, трудовые навыки, условия и уклад жизни и т. д.). Эти показатели постоянно изменяются, взаимодействуя с экономической сферой, влияя на нее и определяя экономическую дифференциацию регионов.

К числу факторов направляющих, хотя часто и опосредствованно, специфику хода хозяйственного развития и статичные хозяйственные «картины» регионов в определенные моменты времени следует отнести конфессиональный состав населения и степень влияния церковных институтов на общество. Следует, по всей видимости, говорить о двух направлениях воздействия религии и церкви на хозяйство регионов: первое - существование определенных жизненных установок в обществе в целом, а также на уровне индивидуума, второе - запрет на определенные виды хозяйственной деятельности (или их стимулирование).

Существуют хрестоматийные примеры такого влияния. В направлениях христианства существует различное отношение к активной хозяйственной и социально-политической деятельности, бизнесу, богатству. Базовые ценности католицизма и православия -отказ от земных благ ради служения богу и спасения души. Протестантизм, зародившийся в эпоху буржуазных революций, объявляет высшим достижением на пути служения богу - деловой успех и активную жизненную позицию. Конфуцианство как жесткая система норм поведения, в т. ч. и в сфере хозяйственной жизни, определило дисциплинированность, трудолюбие и неприхотливость трудовых ресурсов в Китае. Стремление к самосозерцанию и духовная отстраненность верующего от материального мира в буддизме, запрет «тревожить сон земли» и гипертрофированный институт в монашестве в ламаизме не стимулируют активного участия людей в хозяйственной жизни. Ортодоксальный ислам ограничивает участие женщин в общественном труде и табуирует (или существенно ограничивает) развитие свиноводства и виноделия. Таким образом, конфессиональная структура населения регионов мо-

жет быть признана фактором формирования их экономической специфики.

Смена парадигм регионального экономического развития, которая находит конкретное воплощение в трансформации хозяйственных укладов, чередовании социально-экономических формаций определяет качественные характеристики населения в региональных образованиях, но, одновременно, зависит от них. Речь идет о неразрывном диалектическом единстве качества и динамики населения и характера региональной социально-экономической системы.

С социально-хозяйственной жизнью регионов тесно, хотя часто и опосредствованно, связаны процессы этногенеза. По мнению Л.Н. Гумилева, главную роль в формировании этносов играют биологические и психологические факторы, возникающие под влиянием природной среды, вмещающего ландшафта. Единственным надежным критерием для характеристики этноса, он считал стереотип поведения. Главной движущей силой этногенеза считается пассионарность - непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленное на осуществление какой-либо цели и свойственное как отдельным лицам и коллективам, так и целым народам. Логично было бы предположить, что в зону так называемого пассионарного толчка, что важно, могут попасть и жители отдельных регионов, обладающие не этническим, а именно региональным самосознанием. Это возможно, например, в регионах нового освоения, заселяемых иммигрантами, перед которыми стоит задача освоения и экономического подъема данной территории. Тем более это может быть характерно для этнически однородных регионов. Следовательно, на территориях, где значительную часть населения составляют активные пассионарии, может складываться определенный стереотип очень активного экономического поведения, который в состоянии значительно трансформировать весь региональный хозяйственный комплекс. Кроме того, отдельные пассионарные личности, обладая властью, могут «подтолкнуть» или изменить экономическое и социально-политическое развитие и государств, и регионов. Такие российские реформаторы, как Петр I, Александр II, П.А. Столыпин, В.И. Ленин, И.В. Сталин, М.С. Горбачев, внесли значительный вклад в постепенное становление современного экономического «лица» как России в целом, так и каждого из ее регионов.

Исследование совокупности геополитических факторов, которые прямо или косвенно определяют условия развития регионов, позволяет выявить глобальные, глубинные причины, которые определяют то историкоцивилизационное русло, в котором осуществляется течение социально-экономического развития каждого регионального образования.

Геополитика определяется как научное направление, изучающее взаимозависимость международных отношений и системы политических, экономических, экологических, военно-стратегических и иных взаимосвязей, обусловленных географическим положением стран. Геополитические концепции характер политического и экономического развития стран и различных регионов ставят в зависимость от их положения на карте мира по отношению так называемым зонам и центрам силы. Так, на политической карте мира выделяются три основные зоны: «Хартленд» («Сердцевин-

ная земля»), Внутренний пояс («Внутренний полумесяц») и Внешний пояс («Внешний полумесяц»). При этом под «Хартлендом» понимаются Восточная Европа с прилегающими территориями Азии, под Внутренним поясом - часть континентальной Европы, Индия, Китай, Юго-Восточная Азия, а под Внешним поясом -пояс островов или внешних континентов в составе Великобритании, всей Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и ряда других территорий. Согласно данной концепции обладание «Хартлендом» (влияние на «Хартленд») дает господство над миром. С помощью этого, хотя и спорного утверждения можно объяснить то, что Россия (СССР) и восточноевропейские страны постоянно являлись и являются объектами экспансии (политической, экономической, военной).

В ходе выявления базовых предпосылок формирования регионального экономического лица, по нашему мнению, целесообразно использовать цивилизационный подход к типологии стран и регионов мира. В ходе исторического развития в мире формировались и существуют в настоящее время специфические макрорегионы, имеющие ряд присущих только им признаков, имеющих отношение к этническим, этнографическим, конфессиональным, социально-экономическим и другим особенностям.

Представляется, что главные субъекты, «действующие» в историческом процессе, - не государства и нации, а огромные культурно-религиозные общности (культурно-исторические типы). Эти общности впоследствии стали именовать цивилизациями. В настоящее время принято выделять современные цивилизации четвертого поколения, которых насчитывают двенадцать: Североамериканская, Западноевропейская,

Японская, Латиноамериканская, Мусульманская, Китайская, Индийская, Буддийская, Африканская (южнее Сахары), Океаническая (Австралия и Новая Зеландия), Восточная Европа, Евразийская (СНГ, в т. ч. Россия). Между ними существуют значительные разрывы в уровне экономического развития, имеющие тенденцию к росту.

При проведении генерализации цивилизационных признаков следует выделять два основных типа цивилизаций - теллурократические и талассократические, определяющие, так называемые, зоны конфликтов, в которых вне зависимости от воли политиков сталкиваются интересы «морских империй» и «сухопутных держав», например, Великобритании и России.

Сухопутное могущество, или теллурократия (Россия и СНГ, Китай, Индия, Юго-Западная Азия и т. д.), характеризуется четко обозначенными границами, фиксированным пространством, способами жизнедеятельности населения, устойчивостью его качественных ориентаций: оседлость, ограниченность в выборе приложения труда, консерватизм, более строгие нравственные и юридические нормы и законы, которым подчиняются индивиды и группы людей. Нравы закрепляются в общественном сознании, передаются по наследству, формируется кодекс норм поведения, принципов. Это проявляется в том, что сухопутным народам близко чувство коллективизма, а не индивидуализма, не присущ, в целом, дух предпринимательства, наживы. В управлении большими и малыми группами людей и территориальными образованиями главным принципом является иерархичность.

Морское могущество, или телассократия (Западная Европа), совершенно противоположный тип цивилизации. Талассократия, или торговая цивилизация, более динамична и восприимчива к техническому прогрессу. Ей больше присущ дух индивидуализма, наживы, предпринимательства. Эти и другие качества индивидуума и группы во многом определяет море, требующее такого типа личности, который может выжить в экстремальных условиях вне своего социума. Здесь человек, способный на предприимчивость и нестандартные решения, представляет высшую ценность. Подобный тип цивилизации развивается активнее, чем теллурократический, легче трансформирует нравственные и культурные ценности и признаки, сохраняя одну установку - стремление вперед, к новым открытиям, наживе.

Кроме того, мы предлагаем выделять тип более молодых цивилизаций, которые можно назвать вторичными или наследственными. Классическим примером таковых являются Североамериканская и Латиноамериканская цивилизации. Они начали формироваться иммигрантами в эпоху создания и существования колониальных империй. Например, североамериканская цивилизация (США и Канада) создавалась иммигрантами, прежде всего, из таких стран, как Великобритания, Франция, Германия, в эпоху формирования в них современных, передовых типов общественно-экономических отношений. Самый современный (для того времени) капитализм и традиционно интенсивный тип хозяйства был привнесен на огромные, богатые ресурсами и «девственные» в экономическом плане территории (известно, что у малочисленных индейских племен отсутствовал производящий тип экономики). Думается, что такая цивилизация в сложившихся условиях своего развития была обречена на экономический успех.

Цивилизационные, теллурократические принципы экономического развития России и ее региональная дифференциация имеют свои отличительные черты. Огромная и длительное время расширяющаяся территория России, обеспеченная всеми видами ресурсов (в т. ч. земельными), способствовала, во-первых, формированию экстенсивного типа экономики, во-вторых, «консервации» архаичных социально-экономических отношений. Социально-экономические противоречия в

условиях России можно сравнить с «кипящим котлом», объем которого расширяется, что снижает в нем давление и предотвращает взрыв. Результатом была гораздо более поздняя смена в нашем отечестве общественноэкономических формаций. Наиболее активная часть населения России во все времена имела возможность «уйти», пространственно оторваться от проблемных регионов (например, бежать в Сибирь или на Север от крепостного права), в то время как в территориально компактных европейских странах «взрывы» общественно-экономических противоречий чаще приводили к реальным прогрессивным реформам или даже к смене формаций. Отсюда вытекают и различные архетипы российских региональных экономик - регионы старого и нового освоения, сохраняющие, в общих чертах, свою традиционную специфику до сих пор.

Мы считаем, что теллурократизм ведет к совершенно отличному от европейского (талассократическо-го) характеру смены общественно-экономических формаций. Таким образом, речь идет о возможности выделения особого, формационного фактора развития региональных экономик. Экстраполируя данный подход на Россию, можно сделать вывод о том, что в разные эпохи все экономические преобразования здесь инициировались «сверху», при неподготовленности к ним экономического базиса, сохранявшего, как правило, архаичные черты. Попытки построения при Петре I элементов капитализма в промышленности происходили в условиях усиления закрепощения крестьянства и, соответственно, отсутствия рынка рабочей силы. Также и коммунистические, и демократические экономические преобразования имели «верхушечные» корни и проводились, особенно первоначально, в неподготовленной к ним социальной и экономической среде, в то время как в талассократической Западной Европе экономический «фундамент» стран, как правило, в начале «прорастал» новыми (капиталистическими) экономическими отношениями, и только после этого происходили буржуазные революции, освобождавшие экономику от «пут» феодализма.

Поступила в редакцию 16 ноября 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.