Научная статья на тему 'Социально-цивилизационный блок в державной парадигме развития российского государства'

Социально-цивилизационный блок в державной парадигме развития российского государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
114
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНОЕ ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕРЖАВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ДЕРЖАВНАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ / ИСТОРИКО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД / РЕГИОНОРАЗВИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ / GLOBAL INNOVATION DEVELOPMENT / SOVEREIGN ECONOMICAL POLICY / SOVEREIGN PARADIGM OF DEVELOPMENT / HISTORICAL CIVILIZATIONAL APPROACH / REGION-DEVELOPMENT FACTORS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Козлов Аркадий Артемьевич

Статья посвящена комплексу проблем общественно-экономической динамики Российской Федерации в контексте ее державного развития. Рассмотрена совокупность предпосылок, факторов-условий (исторических, ресурсных, экономических, общественно-ментальностных), формирующих и стимулирующих державообразующие процессы. Раскрыты сущностные черты державной социально-экономической политики в современной России. Определены базовые типологические признаки государственной социально-экономической системы в рамках державной парадигмы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Козлов Аркадий Артемьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CIVILIZATIONAL BLOC IN SOVEREIGN PARADIGM OF RUSSIAN STATE DEVELOPMENT

The article is devoted to the complex of problems of socio-economical dynamics of the Russian Federation within its sovereign development. The set of assumptions, factors-conditions (historical, resource, economic, social and mental), forming and stimulating sovereign processes is considered. The essential features of sovereign socio-economical policy in modern Russia are revealed. The base typological features of state socio-economical system within sovereign paradigm of development are determined.

Текст научной работы на тему «Социально-цивилизационный блок в державной парадигме развития российского государства»

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ДЕРЖАВНОСТИ

УДК 316.72

СОЦИАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ БЛОК В ДЕРЖАВНОЙ ПАРАДИГМЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

© Аркадий Артемьевич КОЗЛОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кафедра географии, доктор экономических наук, профессор, директор научно-образовательного центра географических исследований, e-mail: kafedra-ekonomge@mail.ru

Статья посвящена комплексу проблем общественно-экономической динамики Российской Федерации в контексте ее державного развития. Рассмотрена совокупность предпосылок, факторов-условий (исторических, ресурсных, экономических, общественно-ментальностных), формирующих и стимулирующих державообразующие процессы. Раскрыты сущностные черты державной социальноэкономической политики в современной России. Определены базовые типологические признаки государственной социально-экономической системы в рамках державной парадигмы развития.

Ключевые слова: глобальное инновационное развитие; державная экономическая политика; державная парадигма развития; историко-цивилизационный подход; регионоразвивающие факторы.

В эпоху глобального инновационного развития становится возможным силами научного познания познавать закономерности развития, как материальных систем, так и стимулирующих и обусловливающих их духовных явлений - общественных и индивидуальных интересов, стремлений, желаний. Это позволяет утверждать, что решение проблем современного развития российской социально-экономической системы во всех ее ипостасях: исторической, природно-ресурсной, экономической, финансовой, технологической, структурно-политической, геополитической, демографической, этнографической, ментальностной, лежит, в первую очередь, в плоскости теоретических обобщений и выводов.

«Державность» представляет интерес не как понятие, которое вполне традиционно и привычно, а как обозначение новой, потенциальной парадигмы развития России. И выбор этого понятия не случаен, поскольку в нашем отечестве термин «держава» всегда воспринимался весьма позитивно, позицио-

1 Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ, проект № 6.1587.2011.

нировался как некий символ патриотизма, бескорыстной любви к Родине [1].

В обществе растет уверенность в том, что жизненная необходимость модернизации российского общества, российской экономики невозможна без определенной корректировки векторов ее развития. А это, в свою очередь, определяет крайнюю важность научно-теоретического обоснования стратегии воздействия на различные звенья социальноэкономической системы.

В отличие от широко-применяемого в русском языке слова «держава», являющегося, согласно словарю русского языка С.И. Ожегова, синонимом термина «государство», но сказанного высоким слогом, понятия «державность», «державная экономическая политика» являются в определенной степени новыми. Представления о типологических признаках государства-державы, в современном понимании, в настоящее время формируется и разрабатывается, что ведет к их значительной дифференциации. Учеными ставятся вопросы о выделении периодов державного развития в российской истории, о соотношении понятий «держава» и «империя» и т. д.

Анализ различных взглядов и представлений позволяет сделать ряд умозаключений и выводов. Во-первых, представляется целесообразным различать признаки стран, определяемых, в рамках исследований державно-сти, как империи и державы. Империи - империалистические или тоталитарные страны, развивающиеся, в значительной степени, за счет эксплуатации других стран, а также проводящие международную экспансию своей идеологии (США, СССР). Данные черты функционирования государственной системы не свойственны державе. Во-вторых, современные представления о державной экономической политике позволяют утверждать, что державность - это потенциальное, желаемое состояние российского государства, которое характеризуется определенным набором качественных и количественных характеристик. При этом следует оговориться, что стремление к созданию российской державы, обладающей набором оптимальных для этого государства черт, не следует воспринимать как очередную «утопию».

Думается, что в настоящее время Россия может и должна позиционировать себя как особое государство, приобретающее черты новой мировой державы. Теоретическое обоснование и реализация нового, в наибольшей степени рационального пути развития российского государства, не является продолжением взглядов славянофилов на т. н. особый путь России.

Для приобретения Россией социальноэкономических черт, оптимальных для ее современного развития (определяемых как державные), речь о которых ниже, существуют особые предпосылки.

Россия формировалась как уникальная, т. н. евразийская цивилизация, типично материковая (телурократическая). Она географически расширялась, органично включая в себя территории и народы. Не проявлялись явно ни национальная эксплуатация, ни подавление. Формировалась единая и при этом огромная территориально-национальная система. Представляется, что наличие данной системы можно определить как первый из признаков российской (евразийской) цивилизации. Следует отметить, что покоренные территории включались в состав российского государства как полноправные субъекты, население не подвергалось национальной дис-

криминации и эксплуатации, что имело место в колониях западноевропейских стран. Однако у каждого включенного в евразийскую систему народа на ее территории имеется историческая родина, что опасно в плане сепаратизма.

Второй исторический признак российской цивилизации определяется нами как «консервация» архаических общественноэкономических отношений. Например «задержавшееся» на Руси крепостное право. Можно найти различные, в т. ч. геополитические объяснения особенностей российского менталитета. Он довольно своеобразен.

С этим взаимосвязана т. н. русская соборность, которая воплощена в колоссальные мобилизационные возможности российского народа (в сферах политики, религии, экономики), которые всегда спасают страну в тяжелые времена. Корни этого явления в тоталитарных традициях, которые веками позволяли выживать нации.

Следует выделять и третий признак российской цивилизации. Это проведение реформ западного типа, которые не имели практически никаких предпосылок в российской социально-экономической системе, а насильственно навязывались высшей властью. Эти реформы не затрагивали основ экономической системы, а имели «внешний» характер. Российским «верхам», которые старались выглядеть цивилизованно (по-европейски), удобнее было управлять реально архаичным обществом. Отсюда и петровские парики и камзолы, и новый рынок с полуфеодальной системой отношений и колоссальным имущественным расслоением. Современный рынок - даже не олигархический, а тоталитарный с фактическим отсутствием конкуренции [2].

Мы говорим о цивилизационных признаках России. Они же - факторы-предпосылки, обусловливающие необходимость (желательность) становления российской державы.

В настоящее время существуют реальные тенденции формирования общества, «опирающегося» (в идеологическом, экономическом и социальном плане), во-первых, на базовые особенности российского менталитета; во-вторых, на современную систему общественных российских интересов, во всем их множестве и противоречивости.

Сделаем попытку раскрыть главные политические и социально-экономические черты, которые должны характеризовать государство-державу.

Державная политика предполагает совмещение комплекса приемлемых в современном обществе традиционных российских ценностей с рядом базовых либеральных, демократических ценностей «западного мира». В основе лежит создание гибкой политической и социально-экономической государственной системы, полный и решительный отказ от любого догматизма в области путей государственного развития. Имеется в виду и традиционный христианский догматизм, и коммунистический, и ортодоксальнолиберальный.

В державе воплощаются:

- принципы европейской цивилизации: а) свободы; б) высокое качество жизни населения; в) ликвидация неконкурентного рынка. основанного на административном ресурсе;

- принципы российской цивилизации: а) социальная справедливость (ликвидация слишком большого имущественного расслоения, система государственных социальных гарантий, лигитимизация в общественном мнении имеющегося богатства, государственное декларирование принципов «равенства и братства»); б) реализация веры российского общества в могущество и «доброту» власти; в) ограниченный государством либерализм во всех явлениях общественноэкономической и политической жизни [3].

Подобного сочетания можно достигнуть в рамках рыночной экономики западного типа. Но эти ценности, как видим, сопрягаются с традиционными ментальностными российскими ценностями.

Державность предполагает наличие социально-экономической системы, освобожденной от любых идеологических пут, любых форм экономического фанатизма - рыночного, планово-тоталитарного или какого-либо другого. Это позволит использовать и безболезненно сочетать все формы экономических отношений. Необходимо совмещение в экономике различных форм собственности и их рациональный и подвижный, в зависимости от ситуации, баланс. Подобная политика становится возможной только в случае проявления реальной политической воли, являющейся в настоящее время необходи-

мым условием любых позитивных трансформаций в государстве. В этих условиях становится возможным реализация конкурентных рыночных отношений и ликвидация (силовыми и экономическими методами) современного административно-тоталитарного капитализма.

Целесообразным становится совмещение демократических форм правления с элементами авторитаризма, что допускается и позитивно воспринимается большинством населения в условиях России как средство борьбы с внешними врагами, внутренней нестабильностью, экономическими кризисами, коррупцией и т. д.

Атрибутом державы является комфортность существования, благополучие (экономическое, социально-гражданское и др.) жителей страны, достигаемое всеми средствами, но не за счет явного ущемления интересов других стран. Причем именно для России важнейшей составляющей жизни социума является государственный контроль за экономическим расслоением в обществе, недопущение жестких форм эксплуатации человека человеком, т. е. сохранение представления о социальной справедливости.

Представляется, что в державе должен реализовываться определенный экономический и политический меркантилизм в системе международных отношений. Жесткое отстаивание государственных интересов предполагает в современных условиях беспощадное искоренение коррупции в финансовоэкономической системе.

Подобный симбиоз форм правления и экономических систем не утопия, поскольку существуют в мире модели социально-экономического развития, основанные на попеременном демократичном господстве двух партий, проводящих различную экономическую и социальную политику. Подобная модель, адаптированная к российским условиям, может быть вполне жизнеспособной.

В ставших уже традиционными рассуждениях западников и славянофилов о векторах развития России заметное место занимает теория географического детерминизма, согласно которой существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость между обществом и географическими явлениями, географической средой [4].

Использование данного подхода позволяет выявить специфические национальные черты российского бытия, в т. ч. современного этапа развития, которые вырабатывались столетиями и представляют собой определенную константу, т. е. с большим трудом подвергаются всевозможным трансформациям. Именно это делает необходимым создание научно обоснованных общегосударственных и региональных стратегий державного развития, основанных на строго выверенном балансе западных и традиционных национальных моделей развития российского государства.

В рамках данного подхода к рассмотрению современной социально-экономической динамики российского государства формируется особая специфика воздействия комплекса социально-общественных факторов на региональную экономическую систему. Державность выделяется среди новых парадигм, которые определяют социально-политическую жизнь российского демократического общества. Державность не следует понимать как какую-нибудь экономическую доктрину. Она в основе своей содержит реализацию индивидуализма, но преломляемого в плоскость индивидуальных, региональных, государственных интересов. И человек, и его общественная форма существования в контексте государства при проведении государством державной экономической политики предполагают возможность максимизации реализации своих возможностей. Держав-ность построена на реализации собственных интересов человека, региона, государства при неущемлении таковых всех участников общественного процесса. Державная социально-экономическая политика представляется реальной формой реализации основного и важнейшего постулата постиндустриального общества - главенства человека, перво-родности человека в процессе общественного развития [5].

Каждая из социально-экономических систем проходит свой собственный, присущий только ей путь развития. Региональная СЭС и возникает, и функционирует в результате определенных посылов и влияний, которые можно представить в виде иерархической системы регионообразующих и регионоразвивающих факторов. Действие этих факторов может быть прямым и опосредо-

ванным, индивидуальным и взаимопроникающим. При попытке их классификации можно выделить несколько групп базовых факторов, в т. ч. - социально-демографического, общественно-политического характера, которые представляют собой важнейшую составную часть внешней по отношению к экономике, окружающей среды. Следовательно, можно говорить об общественной «экологической» среде, в которой развивается региональный экономический комплекс.

Генезис и дифференциация социальноэкономических особенностей регионов России в условиях становления державной экономической политики обусловливаются специфическим действием вышеназванных факторов, действие которых происходит в сфере социальной, демографической, политической, политико-административной, геополитической, цивилизационной, формационной сред.

Среди населенческих предпосылок экономического развития, по нашему мнению, следует выделить следующие: естественное воспроизводство населения, величина и качество населения, а также такой показатель, как особенности этногенеза.

Характеристики демографического потенциала региона любого ранга зависят от стадии (фазы) его демографического развития, которые должны последовательно сменять друг друга. Традиционный тип воспроизводства населения характеризуется высокими рождаемостью и смертностью и относительно низким естественным приростом. В настоящее время он характерен для развивающихся стран, поскольку именно в них может сохраняться высокая смертность.

Фазы демографического развития регионов в эпоху демографического перехода также определяют систему факторов, влияющих на процессы формирования специфических региональных экономических «лиц». Третья фаза демографического перехода с низкими показателями и рождаемости, и смертности (которая постепенно возрастает), и естественного прироста, в условиях которой в настоящее время формируется российская державная экономическая политика, способна оказать негативное воздействие на региональное экономическое «лицо». Трудовые ресурсы характеризуются высокой квалифи-

кацией, а доля трудоспособного населения велика, фаза характеризуется быстрорастущей долей населения пенсионного возраста и, одновременно, резким сокращением молодых возрастов, т. е. потенциальных трудовых ресурсов. Россия, переживая третью фазу демографического перехода, предпринимает усилия по увеличению доли молодых возрастов в возрастной структуре населения. Качественные характеристики населения представляют собой совокупность показателей, касающихся, во-первых, качества жизни населения; во-вторых, качества самого населения (уровень здоровья и образования, функциональная грамотность, трудовые навыки, условия и уклад жизни и т. д.).

К числу факторов, направляющих, хотя часто и опосредствованно, специфику хода хозяйственного развития и статичные хозяйственные «картины» страны и ее регионов в определенные моменты времени, следует отнести конфессиональный состав населения и степень влияния церковных институтов на общество. Следует, по всей видимости, говорить о двух направлениях воздействия религии и церкви на хозяйство регионов: первое -существование определенных жизненных установок в обществе в целом, а также на уровне индивидуума, второе - запрет на определенные виды хозяйственной деятельности (или их стимулирование).

Смена парадигм регионального экономического развития, которая находит конкретное воплощение в трансформации хозяйственных укладов, чередовании социальноэкономических формаций, определяет качественные характеристики населения в региональных образованиях, но, одновременно, зависит от них. Речь идет о неразрывном диалектическом единстве качества и динамики населения и характера региональной социально-экономической системы [6].

С социально-хозяйственной жизнью регионов тесно, хотя часто и опосредствованно, связаны процессы этногенеза. По мнению Л.Н. Гумилева, главную роль в формировании этносов играют биологические и психологические факторы, возникающие под влиянием природной среды, вмещающего ландшафта. Единственным надежным критерием для характеристики этноса он считал стереотип поведения. Главной движущей силой этногенеза считается пассионарность -

непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленное на осуществление какой-либо цели и свойственное как отдельным лицам и коллективам, так и целым народам. Логично было бы предположить, что в зону т. н. пассионарного толчка, что важно, могут попасть и жители отдельных регионов, обладающие не этническим, а именно региональным самосознанием. На территориях, где значительную часть населения составляют активные пассионарии, может складываться определенный стереотип очень активного социально-политического и экономического поведения, который в состоянии значительно трансформировать весь региональный хозяйственный комплекс [7].

Исследование совокупности геополитических факторов, которые прямо или косвенно определяют условия развития регионов, позволяет выявить глобальные, глубинные причины, которые определяют то историкоцивилизационное русло, в котором осуществляется течение социально-экономического развития каждого регионального образования.

В ходе выявления базовых предпосылок формирования регионального экономического лица, по нашему мнению, целесообразно использовать цивилизационный подход к типологии стран и регионов мира. В ходе исторического развития в мире формировались и существуют в настоящее время специфические макрорегионы, имеющие ряд присущих только им признаков, имеющих отношение к этническим, этнографическим, конфессиональным, социально-экономическим и другим особенностям.

Представляется, что главные субъекты, «действующие» в историческом процессе, не государства и нации, а огромные культурнорелигиозные общности (культурно-исторические типы). Эти общности впоследствии стали именовать цивилизациями. В настоящее время принято выделять современные цивилизации четвертого поколения, которых насчитывают двенадцать: североамериканская, западноевропейская, японская, латиноамериканская, мусульманская, китайская, индийская, буддийская, африканская (южнее Сахары), океаническая (Австралия и Новая Зеландия), Восточная Европа, евразийская (СНГ, в т. ч. Россия). Между ними существуют значительные разрывы в уровне экономического развития, имеющие тенденцию к росту.

При проведении генерализации цивилизационных признаков следует выделять два основных типа цивилизаций - теллурократи-ческие (Россия) и талассократические (Западная Европа), определяющие т. н. зоны конфликтов, в которых вне зависимости от воли политиков сталкиваются интересы «морских империй» и «сухопутных держав»; например Великобритании и России. Сухопутное могущество, или теллурократия характеризуется четко обозначенными границами, фиксированным пространством, способами жизнедеятельности населения, устойчивостью его качественных ориентаций: оседлость, ограниченность в выборе приложения труда, консерватизм, более строгие нравственные и юридические нормы и законы, которым подчиняются индивиды и группы людей. Морское могущество, или телас-сократия - совершенно противоположный тип цивилизации. Талассократия, или торговая цивилизация, более динамична и восприимчива к техническому прогрессу. Ей больше присущ дух индивидуализма, наживы, предпринимательства. Подобный тип цивилизации развивается активнее, чем теллуро-кратический, легче трансформирует нравственные и культурные ценности и признаки, сохраняя одну установку - стремление вперед, к новым открытиям, наживе.

Цивилизационные, теллурократические принципы экономического развития России и ее региональная дифференциация имеют свои отличительные черты. Огромная и длительное время расширяющаяся территория России, обеспеченная всеми видами ресурсов (в т. ч. земельными) способствовала, во-первых, формированию экстенсивного типа экономики, во-вторых, «консервации» архаичных социально-экономических отношений. Мы считаем, что теллурократизм ведет к совершенно отличному от европейского (талассократического) характеру смены общественно-экономических формаций. Таким образом, речь идет о возможности выделения особого, формационного фактора развития региональных экономик. Экстраполируя данный подход на Россию, можно сделать вывод о том, что в разные эпохи все экономические преобразования здесь инициирова-

лись «сверху», при неподготовленности к ним экономического базиса, сохранявшего, как правило, архаичные черты. В то время как в талассократической Западной Европе экономический «фундамент» стран, как правило, в начале «прорастал» новыми (капиталистическими) экономическими отношениями и только после этого происходили буржуазные революции, освобождавшие экономику от «пут» феодализма.

1. Юрьев В.М., Козлова Г.В. Методологические подходы к исследованию державной экономической политики национального государства // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 2 (106), 3 (107).

2. Козлов А.А. Ключевые предпосылки и принципы разработки концепции державного развития России // Проблемы бедности и богатства в контексте концепции державности: международная научно-практическая конференция. Тамбов, 2012.

3. Козлов А.А, Козлова Г.В. Экономические предпосылки стратегического развития региональных образований // Вестник Тамбовского университета. Кафедра физической и экономической географии. 1994-2009. Приложение к журналу. Тамбов, 2009. С. 104-111.

4. Козлова Г.В. Державность реализации национальных интересов России в глобализирующемся многополярном мире // Проблемы бедности и богатства в контексте концепции державности: международная научно-практическая конференция. Тамбов, 2012.

5. Козлова Г.В., Козлов А.А. Державная экономическая политика как система взаимодействия экономических интересов // Россия и Европа: связь культуры и экономики: международная научно-практическая конференция. Чешская республика. Прага, 2012.

6. Козлова Г.В., Козлов А.А. Теоретико-методологические аспекты исследования региональной экономической динамики в условиях глобализирующегося мира // Вестник Тамбовского университета. Кафедра физической и экономической географии. 1994-2009. Приложение к журналу. Тамбов, 2009. С. 96-103.

7. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 2004.

Поступила в редакцию 19.03.2012 г.

UDC 316.72

SOCIAL CIVILIZATIONAL BLOC IN SOVEREIGN PARADIGM OF RUSSIAN STATE DEVELOPMENT Arkadiy Artemyevich KOZLOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Geography Department, Doctor of Economics, Professor, Director of Scientific Educational Center of Geographical Researches, e-mail: kafedra-ekonomge@mail.ru

The article is devoted to the complex of problems of socio-economical dynamics of the Russian Federation within its sovereign development. The set of assumptions, factors-conditions (historical, resource, economic, social and mental), forming and stimulating sovereign processes is considered. The essential features of sovereign socio-economical policy in modern Russia are revealed. The base typological features of state socio-economical system within sovereign paradigm of development are determined.

Key words: global innovation development; sovereign economical policy; sovereign paradigm of development; historical civilizational approach; region-development factors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.