Геополитика и экогеодинамика регионов. Том 5 (15). Вып. 3. 2019 г. С. 131-137.
Социально-демографические аспекты развития человеческого потенциала Сибири_
ФГБУН «Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН», Российская Федерация, г. Иркутск e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье анализируются социально-демографические аспекты, обусловливающие развитие человеческого потенциала Сибири. Выявлена региональная дифференциация основных показателей социального и демографического характера, что позволяет обозначить проблемы человеческого развития. Показано, что наряду с сокращением региональных различий остаются периферийные регионы, в которых сложившиеся условия не способствуют дальнейшему устойчивому развитию.
Ключевые слова: человеческий потенциал, Сибирь, регионы, дифференциация, население, социально-демографическое развитие, индекс развития человеческого потенциала.
Введение
В современном мире основным приоритетом при переходе на инновационный путь развития выступает развитие человеческого потенциала. Сибирь занимает огромную территорию и имеет огромный природно-ресурсный потенциал. Однако сибирские регионы характеризуются невысоким уровнем жизни. Социально-демографическое развитие формируется под влиянием многочисленных факторов и условий - экономических, природных, климатических, миграционной подвижности населения, системы расселения и др. В связи с этим отражается реакция населения на качество жизненной среды.
Интерес к анализу категории «человеческий потенциал» активизировался в России в период рыночных реформ. Большой вклад в изучение структуры и динамики человеческого потенциала внесли такие исследователи как А. Б. Докторович, Т. И. Заславская, Н. В. Зубаревич, Н. М. Римашевская, И В. Соболева, С. Н. Бобылев и др. К исследованиям, посвященным проблематике региональной дифференциации качества и уровня жизни населения, можно отнести работы Н. В. Воробьева, К. Н. Мисевич, В. М. Булаева, С. В. Рященко, И. В. Гукаловой и др.
В. П. Корчагин в одной из своих работ рассмотрел индикаторы экономико-географического развития населения, описывающие кризисные явления в области здоровья населения, в том числе рост общего коэффициента смертности и снижение продолжительности предстоящей жизни при рождении [1].
Как отметил один из основоположников концепции человеческого развития Амартия Сен, уровень смертности отражает способность общества преобразовывать экономические ресурсы в наиболее важные товары и услуги, простой показатель смертности может больше сказать об уровне и направлении общественного развития, чем комплекс макроэкономических индикаторов [2].
УДК 911.37 Валеева О. В.
Важность исследования человеческого потенциала на региональном уровне подтверждается высокой территориальной дифференциацией субъектов России. Большая площадь территории и контрастность условий усиливают различия в условиях жизнедеятельности населения.
Целью работы является выявление региональной дифференциации Сибири по социально-демографическим показателям, отражающим развитие человеческого потенциала.
Материалы и методы
Основой исследования послужила статистическая база данных, разрабатываемая органами государственной статистики в разрезе сибирских регионов в период 2005-2016 гг. Большое внимание уделено Докладам о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации, которые издаются ежегодно с 1997 г., и всегда имеют какую-либо центральную тему, рассматривающую человеческое развитие с разных аспектов.
При расчете индекса развития человеческого потенциала использован метод линейного масштабирования для приведения частных показателей к общей закономерности, который применяется в географических исследованиях качества и уровня жизни населения с целью территориальных сравнений.
Географический подход к человеческому потенциалу заключается в поиске взаимосвязей между населением и территорией его жизнедеятельности. В связи с этим использован сравнительно-географический метод, позволяющий отразить территориальные различия в условиях жизни н населения. Дифференциация социально-демографической ситуации сибирских регионов продемонстрирована с помощью картографического метода.
Результаты и обсуждение
В статье под Сибирью подразумеваем 15 субъектов Российской Федерации (РФ): 3 края (Алтайский, Забайкальский, Красноярский), 4 республики (Алтай, Бурятия, Тыва и Хакасия), 6 областей (Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская и Тюменская) и 2 автономных округа (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий).
Территория Сибири заселена крайне неравномерно вследствие разнообразия природно-климатических условий. Средняя плотность населения составляет 7,4 чел./км2. Значительную площадь Сибири занимают северные труднодоступные с низкой плотностью населения пространства, а также удаленные от центра и основных магистралей территории. Основные параметры расселения представлены в табл. 1.
В период с 2005 по 2016 гг. произошел незначительный рост численности населения сибирских регионов (с 22,7 до 22,9 тыс. чел.). Однако в пяти субъектах (Алтайском крае, Кемеровской, Иркутской, Омской областях и Забайкальском крае) наблюдается потеря населения. Абсолютное сокращение численности населения обусловлено падением положительного сальдо миграции.
Демографическая ситуация в Сибири после длительного периода депопуляции характеризуется, начиная с 2005 г., улучшением демографических показателей и выходом на положительный естественный прирост населения. Первое место среди
всех регионов РФ по уровню рождаемости в 2005-2016 гг. занимает Республика Тыва (23,2%о в 2016 г.), превышая среднероссийское значение почти в 2 раза, лишь в 2010 г. уступила Республике Ингушетия.
Таблица 1.
Основные параметры расселения населения Сибири в 2018 г._
Территория Площадь Численность Плотность
(тыс. км2) населения (тыс. чел.) населения (чел./км2)
Алтайский край 168,0 2365,7 14,1
Забайкальский край 431,9 1079,0 2,5
Иркутская область 774,8 2408,9 3,1
Кемеровская область 95,7 2708,8 28,3
Красноярский край 2366,8 2875,3 1,2
Новосибирская область 177,8 2779,5 15,6
Омская область 141,1 1972,7 14,0
Республика Алтай 92,9 217,0 2,3
Республика Бурятия 351,3 984,1 2,8
Республика Тыва 168,6 318,6 1,9
Республика Хакасия 61,6 537,7 8,7
Томская область 314,4 1078,9 3,4
Тюменская область 160,1 1477,9 9,2
Ханты-Мансийский АО 534,8 1646,1 3,1
Ямало-Ненецкий АО 769,3 536,0 0,7
Российская Федерация 17125,2 146804,4 8,6
Составлено автором по: [3; 4]
Увеличение рождаемости не означает улучшение социально-экономической обстановки в регионе. Так, состояние здоровья общества лучше отражает показатель смертности населения. Это количественный показатель, рассчитанный как отношение числа умерших к общей численности населения. В регионах Сибири показатель смертности находится в пределах среднероссийского значения (12,9%). В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах смертность населения в 2,4 раза ниже данного значения. С 2005 по 2016 гг. уровень смертности в сибирских регионах сократился в 1,4 раза, однако, несмотря на повышение уровня рождаемости, численность населения продолжает сокращаться в связи с отрицательным сальдо миграции (Рис. 1).
В сибирских регионах показатель миграционной активности значительно ниже, чем в среднем по стране (17% в 2016 г.). Самый высокий миграционный отток наблюдается в Ямало-Ненецком автономном округе (-223%), Республике Тыва (76%) и Забайкальском крае (-66%). В период 2005-2016 гг. в регионах Сибири наблюдается уменьшение миграционного оттока, исключение составляет Забайкальский край, убыль населения которого увеличилась в 1,3 раза. Миграционная прибыль отмечена в Тюменской (124%) и Новосибирской (45%) областях. Население Красноярского края также показывает стремительную положительную динамику, с 2005 по 2016 гг. миграционный отток сократился в 3 раза. Основными причинами миграции служат социально-экономическое развитие
региона, в том числе наличие рабочих мест, уровень развития инфраструктуры, образования, здравоохранения, также климатические особенности и транспортная доступность.
■ Естественный прирост в 2005 г. Естественный прирост в 2016 г.
Миграционный прирост в 2005 г. Миграционный прирост в 2016 г.
Рис. 1. Естественное и миграционное движение населения сибирских регионов в 2005 и 2016 гг.
Составлено автором по: [3; 4]
Одним из важнейших демографических показателей, имеющим тесную связь с социально-экономическим развитием региона, является ожидаемая продолжительность жизни населения (ОПЖ). С 2005 по 2016 гг. среднероссийское значение продолжительности жизни увеличилось на 6,5 лет (с 65,4 до 71,9 лет соответственно). Регионы РФ в связи с огромными природно-климатическими и социально-экономическими контрастами сильно дифференцированы по данному показателю: от 64,2 лет в Республике Тыва до 80,2 лет в Республике Ингушетия. Отметим, что ОПЖ регионов Сибири одна из самых низких в стране, и не превышает среднероссийское значение. Основными причинами является слабое социально-экономическое развитие регионов, в том числе недостаточное развитие системы здравоохранения, финансирование которой непосредственно зависит от объема валового регионального продукта (ВРП). В нефтедобывающих регионах с высоким ВРП (Тюменская область с автономными округами) ОПЖ значительно выше, чем в экономически слабых регионах. Однако за рассматриваемый период наблюдается положительная тенденция: наибольшее увеличение ОПЖ отмечено в Республике Алтай - на 9,8 лет, наименьшее - в Омской области - на 5,6 лет.
Одной из серьезных проблем современного демографического развития сибирских регионов, как и страны в целом, является высокий уровень смертности мужчин трудоспособного возраста. В результате гендерный разрыв в показателях ОПЖ в РФ превышает 10 лет. В 2016 г. самая низкая продолжительность жизни мужчин зарегистрирована в Республике Тыва - 59,1 лет, что на 10,3 года меньше ОПЖ женщин, а самая высокая в Томской области - 66,2 года.
Важную роль в развитии человеческого потенциала играет интеллектуальный потенциал, который формируется в условиях социально-экономического развития.
Уровень образования оценивается совокупной долей учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образования и уровнем грамотности взрослого населения. В 2005-2016 гг. регионы Сибири имеют положительную динамику уровня образования без большого разрыва в значениях. Наибольший скачок произошел в Республике Алтай (в 1,1 раза). Высокий образовательный уровень в Омской, Томской и Новосибирской областях. Нижние строчки рейтинга занимают экономически слабые регионы - Республика Хакасия, Забайкальский край - для которых характерен миграционный отток населения трудоспособного возраста, перспективных квалифицированных работников, являющихся основным фундаментом образовательного потенциала регионов.
Проблема бедности населения, и как следствие, отсутствие доступа бедных слоев к хорошему образованию, качественному и своевременному медицинскому обслуживанию, культурным ценностям и другим социальным благам, является одной из важных проблем государства. Показателем, характеризующим уровень бедности, служит численность населения, размеры денежных доходов которых не превышают величину прожиточного минимума. Уровень бедности в Сибири в 1,4 раза превышает среднее значение в РФ. Наиболее благоприятная ситуация отмечается в нефтегазодобывающих регионах (Рис. 2). Самый высокий уровень бедности среди всех субъектов РФ зарегистрирован в Республике Тыва, где 38,3% всего населения проживает за чертой бедности. Этот показатель почти в 3 раза
Рис. 2. Уровень бедности сибирских регионов на фоне субъектов Российской Федерации в 2016 г.: 1 - высокий (выше 30%); 2 - выше среднего (20-29,9%); 3 -средний (15-19,9%); 4 - ниже среднего (10-14,9%); 5 - низкий (ниже 10%).
Составлено автором
превышает среднероссийское значение, что является одной из основных причин миграционного оттока населения. С 2005 по 2016 гг. уровень бедности в Сибири сократился в 1,4 раза. Однако в связи с существующими экономическими санкциями и инфляцией, процесс сокращения уровня бедности замедлился, а в некоторых регионах вновь начинает расти.
В настоящее время особенно популярным в России стал предложенный Программой развития ООН индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП),
базирующийся на интеграции трех индикаторов: ОПЖ предстоящей жизни; уровня образования; уровня материальной обеспеченности, измеряемый через ВРП на душу населения на основе паритета покупательной способности.
Субъекты РФ достаточно дифференцированы по ИРЧП (Рис. 3). Лидерами являются г. Москва и г. Санкт-Петербург, имеющие высокие значения по всем компонентам, и Тюменская область с округами - за счет высокого уровня доходов благодаря нефтегазодобывающей промышленности. Регионом-аутсайдером в стране стабильно является Республика Тыва. С 2005 по 2016 гг. в Сибири отмечается повышение уровня человеческого развития. Значения ИРЧП, прежде всего периферийных и приграничных регионов, недостаточно высокие, по сравнению с другими субъектами РФ. Для перехода на новый уровень по качеству человеческого потенциала в рамках устойчивого развития регионов необходима реализация основных направлений социальной и демографической политики.
0 400 600 км 4
Рис. 3. Индекс развития человеческого потенциала Сибири на фоне РФ в 2016 г.: 1 - высокий (выше 0,900); 2 - выше среднего (0,900 - 0,867); 3 - средний (0,8670,833); 4 - ниже среднего (0,833-0,800); 5 - низкий (ниже 0,800).
Составлено автором по: [5]
Для регионов Сибири характерна выраженная территориальная дифференциация по социально-демографическим показателям. Отмечается благоприятная ситуация и сокращение региональных различий, однако остаются периферийные, как правило, приграничные территории, которые не способны усилить свое положение среди других субъектов ввиду более медленного темпа развития. Проблемы социально-демографического развития территорий на современном этапе не способствуют эффективному развитию человеческого потенциала регионов.
Работа выполнена в рамках научного проекта Института географии им. В. Б. Сочавы СО РАН№0347-2016-0006.
Литература
1. Корчагин В. П. Индикаторы экономико-демографического развития населения // Социологические исследования. 1996. №9. С. 42-54.
2. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2008 г. / Под общей редакцией А. Г. Вишневского и С. Н. Бобылева; Артоника, допечатная подготовка, «Сити-Принт». М. 2009. 208 с.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. Сб. / Росстат. М. 2016. 996 с.
4. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru
5. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2016 год / под ред. С. Н. Бобылева и Л. М. Григорьева. М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. 2018. 172 с.
Valeeva O. V.
Socio-demographic aspects of human development in Siberia_
Sochava Institute of Geography SB RAS, Russian Federation, Irkutsk
e-mail: [email protected]
Abstract. The article analyzes the socio-demographic aspects that determine the development of human potential of Siberia. The regional differentiation of the main indicators of social and demographic character that allows to designate problems of human development is revealed. It is shown that along with the reduction of regional differences remain peripheral regions in which the current conditions do not contribute to further sustainable development.
Key words: Human potential, Siberia, regions, differentiation, population, socio-demographic indicators, human development index.
References
1. Korchagin V.P. Indikatory ekonomiko-demograficheskogo razvitiya naseleniya // Sociologicheskie issledovaniya. 1996. №9. S. 42-54. (in Russian)
2. Doklad o razvitii chelovecheskogo potenciala v Rossijskoj Federacii za 2008 g. / Pod obshchej redakciej A. G. Vishnevskogo i S. N. Bobyleva; Artonika, dopechatnaya podgotovka, «Siti-Print». M. 2009. 208 s. (in Russian)
3. Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskie pokazateli. 2015: Stat. Sb. / Rosstat. M. 2016. 996 s. (in Russian)
4. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. URL: http://www.gks.ru. (in Russian)
5. Doklad o chelovecheskom razvitii v Rossijskoj Federacii za 2016 god / pod red. S. N. Bobyleva i L. M. Grigor'eva. M.: Analiticheskij centr pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii. 2018. 172 с. (in Russian)
Поступила в редакцию 21.06.2019 г.