Вестник Санкт-Петербургского университета. 2006. Сер. 2, вып. 4
И.А. Карпенко
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА РЕЭВАКУАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ЛЕНИНГРАД. 1943-1946 гг.
В российской историографии проблематика Великой Отечественной войны всегда занимала важное место. Традиционно много внимания уделялось и уделяется отечественными исследователями жизни гражданского населения в годы блокады в Ленинграде. Однако процесс реэвакуации ленинградцев, а главное их адаптация к новым условиям жизни еще не стали предметом специального исследования. В советской историографии с 1960-х годов, после публикации многотомного академического издания «Очерки истории Ленинграда», возвращение жителей в город изучалось прежде всего с экономических позиций. Так, запрет на въезд в город для всех желающих в 1943-1946 гг. авторы издания объясняли тем, что «эвакуированные специалисты в условиях войны были необходимы в других районах страны не меньше, чем в Ленинграде»1. С этих же позиций тема реэвакуации рассматривается в работах В.А. Ежова2 и А.Р. Дзенискевича3.
В 1990-е годы усиливается интерес к изучению социально-психологических аспектов войны и ее последствий'1. Среди петербургских исследователей проблему реэвакуации и адаптации к послевоенным условиям затрагивает В.Л. Пянкевич5. Рассматривая восстановление экономики города, он выделяет виды реэвакуации, определяя сам процесс как перемещение трудовых ресурсов. Последствия реэвакуации 1943-1946 гг. для Ленинграда частично представлены в монографии И.В. Говорова6. Описывая криминогенную ситуацию в регионе, он раскрывает проявления «военного синдрома», особенности восприятия мира людьми, пережившими войну причины, препятствовавшие адаптации к новым условиям, типичные преступления послевоенного времени. С помощью газетных статей, опубликованных во второй части книги, автор демонстрирует, как власть формировала общественное мнение, создавая образы «врагов»7. Проблему реэвакуации затрагивают также в своих работах Г.В. Серебрянская8, Г.А. Куманев9, А. Ме-луа10. Наиболее полно проблема реэвакуации освещена в монографии М.Н. Потемкиной11, посвященной эвакуации населения (в том числе и эвакуации из Ленинграда). В ее исследовании впервые в отечественной науке был проанализирован процесс реэвакуации12, ее механизм, этапы и последствия.
Большинство исследователей заявляют о взаимосвязи восстановления экономики и процесса реэвакуации13. Именно с экономическим подходом связана ее периодизация1'1. Значительно меньше внимания уделяется социально-бытовым вопросам организации процесса реэвакуации населения, в частности проблемам обеспечения граждан, возвращавшихся в город, не только работой и продовольствием, но и жильем. Именно этот аспект военной и послевоенной повседневности стал предметом изучения данной статьи. В период 1943-1946 гг. существовала тесная взаимосвязь между формированием механизма реэвакуации и решением жилищного вопроса.
© И.А. Карпенко, 2006
История ленинградской реэвакуации началась в 1943 г., когда стали выдавать первые разрешения на въезд в город. Система, основы которой были заложены в 1943 г., существовала до лета 1946 г., когда город перестал быть закрытым. Основополагающим документом этой системы стало решение Исполнительного комитета Ленгорсовета от 12 февраля 1943 г. «О въезде и выезде из Ленинграда»15. Согласно этому решению всем руководителям организаций, учреждений и предприятий города запрещалось вызывать в город сотрудников без разрешения Исполкома Ленгорсовета, запрещалось брать на работу лиц, прибывших в город без разрешения властей, а значит, вернувшихся незаконно. Этих людей нельзя было прописывать в городе, а при обнаружении такого человека милиция выселяла его в административном порядке в течение суток. Чтобы получить разрешение на въезд человек должен был лично отправить запрос в Ленинград на имя председателя Исполкома Ленгорсовета П.С. Попкова. В стандартном запросе на въезд нужно было указать свое имя, профессию, состав семьи, причины, по которым необходим въезд в Ленинград, место проживания до войны в Ленинграде, обеспеченность жильем16. Последний пункт был самым важным, поскольку, не имея жилья, нельзя было получить работу и карточки, по которым выдавалось продовольствие.
В 1943-1946 гг. реэвакуация в основном была организованной, т.е. в город возвращались сотрудники эвакуированного предприятия. Основная тяжесть по их обустройству и размещению в городе ложилась на работодателей. Для многих предприятий восстановление жилья, строительство домов стало главной задачей, так как квартиры большинства рабочих было разрушены во время бомбежек17, а запутанность законодательства оставляла очень мало шансов добиться возврата жилплощади, если она была заселена во время блокады. Для размещения реэвакуантов город передавал предприятиям на восстановление разрушенные дома. Они должны были восстанавливать эти здания за свой счет, а принимал их в эксплуатацию город18. При этом предприятия должны были 10% восстановленной жилплощади передавать городу19.
Жилищный вопрос вызывал многочисленные конфликты. Это показывает статистика: в юридические консультации города за 1945 г. обратилось 150 тыс. чел., за два месяца 1946 г. - 36 тыс.20 Однако легитимный способ разрешения спора о праве на жилье в судебном порядке далеко не всегда оказывался эффективным из-за правовых казусов. Решение по делам, переданным в суд, могло откладываться на неопределенный срок, так как свое право на жилье доказать было сложно из-за многочисленных противоречий в законодательных документах. Кроме того, уже в те годы блокадники имели определенные льготы, что обеспечивало их более высокий социально-бытовой статус.
В 1944 г. было опубликовано решение Исполкома Ленгорсовета, согласно которому человек, вернувшись из эвакуации или из армии, в течение десяти дней должен был зарегистрироваться в милиции (получить прописку) и получить ордер на квартиру, если она не разрушена и не заселена. Для этого было достаточно справки от управхоза домохозяйства21. В случае, если квартира оказывалась занятой, необходимо было выяснить, когда это произошло и заселена ли она законно. Если в квартире жил блокадник, выселить его можно было только в судебном порядке. Если он поселился в квартире до 1 июля 1943 г. и его прежняя жилплощадь разрушена, то выселить такого человека было нельзя.22 Сложно было отстоять свое право на жилье, если оно было занято военнослужащим или его семьей. Для выселения этих категорий требовалось решение суда23. Таким образом, преимущественное право на жилье имел блокадник, затем военнослужащий и только потом реэвакуант.
Пытаясь решить жилищную проблему, городское правительство приняло в 1944 г. постановление «О порядке заселения жилой площади, капитально восстановленной после разрушения». Оно спровоцировало рост спекуляций с недвижимостью и внесло еще большую путаницу в городские законы. Согласно постановлению капитально восстановленная после разрушения квартира/комната закреплялась за человеком, производившим ремонтные работы. Люди, ранее проживавшие здесь, вне зависимости от своего статуса, не сохраняли права на эту жилплощадь2". Судя по материалам ленинградских газет, распространенной стала ситуация, когда хорошая квартира/комната за взятку признавалась аварийной. После получения соответствующей справки проводился небольшой ремонт, а жилье закреплялось за новым владельцем.2а Именно поэтому начиная с 29 марта 1945 г. заключение договоров на восстановление разрушенной жилплощади с частными лицами было прекращено. Ленгорсовет разрешил в дальнейшем заключать подобные договоры только с организациями. По уже заключенным договорам проводились проверки: действительно ли жилплощадь нуждалась в ремонте, насколько хорошо он был проведен. Если договор уже был заключен, но ремонт не был начат, то договор автоматически аннулировался26. Если вселение в квартиру произошло таким способом, можно было подать заявление в суд на выселение. В этом случае проводилась экспертиза о состоянии жилплощади до ремонта. Чтобы исключить возможность подлога, экспертиза проводилась не управхозами, а райжилуправлениями и заверялась начальником и главным инженером райжилуправления27.
Поскольку в суде основным документом, подтверждающим право на жилплощадь, была справка от управхозов,- среди них распространенным стало взяточничество. Это видно из многочисленных писем ленинградцев, вернувшихся в город из армии и эвакуации: «Если есть у тебя тысяч 10 и если ты их отдашь управхозу, то сразу получишь комнату, а если придешь из армии хотя бы так, как мы, так и не думай получить комнату, хотя эта комната была у тебя здесь до войны... »28; «Я сейчас пришла из домконторы и управхоз мне подписал заявление, конечно, дала взятку, без этого нигде здесь не сунутся...»29 В 1943-1944 гг. в прессе стали появляться статьи, рассказывающие о преступлениях, совершенных управхозами. Особенно часто такие статьи публиковались в главной газете города - «Ленинградской правде». В рубриках «В народном суде», «Письма в редакцию», в отдельных статьях рассказывали о прописке за взятку, подделке справок и домовых книг, краже имущества из квартир эвакуированных.30.
Несмотря на все принятые меры, ситуация с жильем в ходе процесса реэвакуации оставалась сложной. Существовало несколько причин, осложняющих возврат жилья:
- наличие разных статусов у горожан. Блокадники, военнослужащие, реэвакуан-ты формально обладали одинаковыми правами, но в действительности постановления исполкома Ленгорсовета создавали ситуацию, когда у блокадников были преимущества перед военнослужащими, а у военнослужащих - перед реэвакуантами.
- запутанность и противоречивость постановлений исполкома Ленгорсовета. Принятие новых решений и отмена старых только мешали работе судебных органов и восстановлению прав граждан.
- юридическая неграмотность большинства горожан и безнаказанность чиновников низшего ранга. Как показывали проверки Исполкомом Ленгорсовета работы жилищных органов «наиболее неповоротливым оказался жилищный аппарат (управхозы, РЖО и РЖУ) даже в вопросах, не связанных с подысканием и предоставлением жилой площади»31.
Эти причины не были устранены к лету 1946 г. С 1 июня 1946 г. город перестал быть закрытым, были отменены пропуска на въезд в Ленинград. Городские власти заявили о завершении реэвакуации гражданского населения. Правовым последствием этого решения явилась еще большая запутанность городского законодательства, и восстановить право на жилье стало еще сложнее, так как статус реэвакуанта более не существовал.
1 Очерки истории Ленинграда. Л., 1967. Т. 5. С. 459.
1 Ежов В.А. 1) Рабочие Ленинграда в послевоенные годы. Л., 1968; 2) Рабочий класс - ведущая сила восстановления Ленинграда. Л., 1982.
3 Дзепискевич А.Р. Накануне и в дни испытаний. Ленинградские рабочие в 1938-1945 гг. Л., 1990.
* Гольцов В.И. Развитие советского общества в послевоенном мире (1945-1953): Материалы по курсу «Политическая история Отечества». Самара, 1992.
5 Пянкевич В.Л. Восстановление экономики СССР (середина 41 - середина 50-х ). Историография. СПб., 2001
6 Говоров И.В. Преступность и борьба с пей в послевоенном Ленинграде (1945-1955): опыт исторического анализа. СПб., 2004.
7 Там же. С. 280-480.
8 Серебрянская Г.В. Из истории ленинградской эвакуации на Волгу // Факты и версии. Историко-культурологический альманах. СПб., 2000. Вып 1.
9 Эвакуация населения СССР: результаты и потери// Людские потери СССР в период второй мировой войны. СПб.,1995
10 Мелу а А. Блокада. Энциклопедия. СПб., 1999.
" Потемкина М.Н. Эвакуация в годы Великой Отечественной войны па Урал: люди и судьбы. Магнитогорск, 2002.
12 В настоящее время в историографии принято определение реэвакуации как организованного вывоза эваконаселепия в районы прежнего проживания //Там же. С. 173 '
13 Пянкевич В.Л. Восстановление экономики СССР. С. 61; Потемкина М.Н. Эвакуация в годы Великой Отечественной войны на Урал. С. 175-183.
н Потемкина М.Н. Эвакуация в годы Великой Отечественной войны па Урал. С. 175-176.
15 «О выезде и въезде из Ленинграда» // Бюлл. Леиипгр. гор. Совета депутатов трудящихся. 1943. № 3-4. С. 6.
16 ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 17. Д. 911, 918.
17 Всего было разрушено и уиичтожеио более 10 713 гражданских сооружений и 3900 предприятий. (Ленинград за 50 лет. Л., 1967. С. 13).
18 О порядке заселения жилой площади, капитально восстановленной после разрушения. Решение исполкома Лепгорсовета от 2 ноября 1944 // Бюлл. жилищного управления Исполни тельного комитета Лепингр. гор. Совета депутатов трудящихся. 1944. № 8; О принципах восстановления разрушенных жилых зданий. Решение Исполкома Лепгорсовета от 25 мая 1944 // Бюлл. Лепингр. гор. Совета депутатов трудящихся. 1944. № 10.
19 ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 17. Д. 1345. Л. 233.
20 Об оказании юридической помощи населению городской коллегией адвокатов. Решение Исполкома Лепгорсовета от 12 апреля 1946 // Бюлл. Лепингр. гор. Совета депутатов трудящихся. 1946. № 9.
21 Об упорядочении прописки граждан, возвратившихся в город Ленинград на постоянное жительство, 18 июля 1944 // Бюлл. жилищного управления Исполнительного комитета Лепингр. гор. Совета депутатов трудящихся. 1944. № 3-4.
22 Решение исполкома Лепгорсовета от 20 августа 1942 // Бюлл. Лепингр. гор. Совета депутатов трудящихся. 1944. № 3-4.
23 Юридическая консультация, 15 октября 1944 // Бюлл. жилищного управления Исполнительного комитета Лепингр. гор. Совета депутатов трудящихся. 1944. № 5.
24 О порядке заселения жилой площади, капитально восстановленной после разрушения. Решение Исполкома Лепгорсовета от 2 ноября 1944 // Там же. № 8.
25 См., напр.: С ордером, но без жилплощади //Ленипгр. правда. 1945. 22 мая.
26 Об изменении порядка предоставления разрушенной жилплощади па восстановление. Приказ по жилищному управлению Исполкома Ленгорсовета от 29 марта 1945 // Бюлл. жилищного управления Исполнительного комитета Лспипгр. гор. Совета депутатов трудящихся. 1945. № 6.
27 О порядке выдачи справок для предоставления в судебные органы о состоянии или характере произведенного ремонта спорной площади // Распоряжение Исполкома Ленгорсовета от 29 ноября 1945// Там же. № 21-22.
28 ЦГА СПб. Ф. 7384. Он. 36. Д. 186. Л. 74.
29 Там же. Л. 76.
30 Ленинградская правда. 1944. № 69, 90, 130.
31 ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 17. Д. 1519. Л. 83.
Статья поступила в редакцию 29 июня 2006 г.