УДК: 82; 159.9 (051)
DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_2_156
Николаева Ю.Е.
СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО КОНТЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ
Nikolaeva Yu.E.
THE SOCIAL SIGNIFICANCE OF THE INFORMATION CONTENT OF PSYCHOLOGICAL JOURNALS
Ключевые слова: социальная значимость, информационный контент, психологический журнал, психологическая периодика, главный редактор, психологическая наука.
Keywords: social significance, informational content, psychological journal, psychological periodicals, editor-in-chief, psychological science.
Аннотация: в статье рассматривается социальная значимость информационного контента психологических журналов. Информационный контент периодических изданий стремится сформировать мировоззрение, задает ценностные ориентиры, формирует отношение аудитории к определённому кругу проблем в тот или иной исторический период. Социальная значимость периодических психологических изданий рассматривается в нашей работе сквозь призму взглядов выдающихся ученых, стоявших у истоков публикации психологических изданий (Н.Я. Грота, В.М. Бехтерева, И.Н. Шпильрейна, А.А. Смирнова, Б.М. Ломова), так как именно в их деятельности отражен общий контекст, идея и смысловое поле данных журналов.
Abstract: the article considers the social significance of the information content of psychological journals. The information content of periodicals creates knowledge and seeks to form the worldview, values, and attitude of the audience to a certain range of problems in a particular historical period. The social significance of periodical psychological publications is presented in our work through the prism of the views of outstanding scientists who were at the head ofpsychological publications (N. Ya. Grota, V.M. Bekhterev, I.N. Shpilrein, A.A. Smirnov, B.M. Lomov), since it is in their activities that the general context, idea and semantic field of these journals is reflected.
Актуальность исследуемой проблемы определяется тем, что информационный контент периодических изданий способствует расширению круга знаний читателей и стремится к формированию мировоззрения, системы ценностей, отношения аудитории к определённому кругу проблем в тот или иной исторический период.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что на современном этапе значимость публикаций, посвящённых психологической проблематике и созданных в период различных государственных преобразований, не теряет своей актуальности; при этом весьма широкий круг вопросов, освещаемых в подобных изданиях, не теряет своей актуальности во все периоды становления и развития отечественной психологической периодики. В первую очередь,
это проблемы, напрямую связанные с психологией воспитания и образования, кроме того, это проблематика возрастной психологии, психологии труда, психологии личности и вопросы общей психологии.
Теоретическая и практическая значимость данной работы в том, что, рассматривая психологические периодические издания и их становление в периоды различных государственных образований, мы можем проследить трансформацию социального заказа общества в публикациях данного направления. Определив социальную значимость информационного контента сквозь призму взглядов, выдающихся ученых, которые являлись идейными вдохновителями редакционной политики различных изданий, посвящённых данной проблематике, мы можем говорить о становлении специа-
лизированного продукта СМИ. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке курсов и рабочих программ в таких областях научного знания, как философия, филология и психология.
В нашем исследовании своеобразными ограничителями выступают временные рамки, государственные преобразования, а также лидеры научных сообществ, стоявшие у истоков создания психологических периодических журналов. В то же время мы уделили внимание информационному контенту психологических журналов на разных этапах становления отечественной психологической периодики.
I этап, который выделяют отечественные исследователи - это 1889 - 1934 гг. Формирование психологической периодики на данном этапе связано с необходимостью становления российской психологии и определением курса ее развития, обусловленного социальным заказом. Характерной особенностью публикаций данного периода является полемика по вопросу выбора пути развития психологической науки и её научной программы. На этом этапе можно выделить два основных направления - естественнонаучное и философское, что нашло своё отражение как в отдельных публикациях, так и в информационной политике данного вида СМИ в целом.
Создание и становление первых журналов, затрагивающих психологическую проблематику, связано с именами Н.Я. Грота, В.К. Рота, И.А. Сикорского, В.М. Бехтерева, Н.А. Вырубова, Е.А. Покровского, А.П. Нечаева, И.Н. Шпильрейна. Именно они стали вдохновителями создания качественного психологического продукта, и, что немаловажно, обоснованного, эмпирически доказуемого и по всем параметрам «НАУЧНОГО».
Представленный в журналах информационный контент - это результат успешной деятельности авторских коллективов, поддерживавших курс «Московского психологического общества», и созданный при его непосредственном участии в лабораториях Москвы, Казани, Петербурге, Юрьеве, Харькове, где проводились исследования
личности, психических процессов, свойств и состояний индивида.
2 этап ограничивается временными рамками с 1955 по 1990 гг. В этот период развитие отечественной психологической периодики обусловлено идейно-политическими и пропагандистскими теориями, преобладающими в СССР. Кроме того, колоссальное влияние на формирование облика подобных изданий было оказано деятельностью АН СССР, ИПРАН, ПИРАО. Данный этап связан с именами выдающихся отечественных ученых, заложивших теоретические основы отечественной психологической науки. Это С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Э.Д. Эль-конин, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов, А.А. Смирнов, Б.Ф. Ломов, чьи труды в настоящее время стали классикой.
3 этап начался в 1991 г. и длится по настоящее время. Характерной особенностью данного периода развития периодической печати является восстановление связи с мировой психологической наукой, при этом следует отметить, что на данном этапе приоритет отдается философско-гуманис-тическому направлению психологической периодики.
В популяризации психологического знания большое значение имеют официальные страницы и сайты психологических журналов, представляющих то или иное учреждение в сети интернет, ещё более значимую роль, на наш взгляд, играет создание онлайн-версий популярных журналов. Примером могут служить периодические издания, освещающие вопросы психологической тематики. Это могут быть официальные сайты журналов по психологии; кроме того, это научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
Мы остановимся на наиболее значимых, на наш взгляд, событиях, персоналиях и публикациях, сыгравших определяющую роль в становлении информационного контента психологических изданий.
Обращаясь к понятию социальной значимости периодического психологического издания, можно сказать, что это продукт, отражающий социально-значимый контекст, воплощённый в публикациях ав-
торов и коллективов по данному направлению исследования и определяющий социально-психологическое взаимодействия, а также состояние научной мысли определённой эпохи. Публикации, в том числе и психологического содержания, в той или иной мере контролируются идеологией, режимом, культурой, наукой, не исключая человеческий фактор1.
Особую актуальность в исследовании социальной значимости периодических психологических изданий представляют взгляды выдающихся ученых, стоявших во главе первых психологических изданий (Н.Я. Грота, В.М. Бехтерева, И.Н. Шпиль-рейна, А.А. Смирнова, Б.М. Ломова), так как именно в их деятельности отражен общий контекст, идея и смысловое поле данных журналов.
Зарождение и становление отечественной психологической периодики во многом зависело от меняющейся социально-политической среды, задающей поле социально-значимых задач. Одним из достижений отечественной психологической периодики в период 1889-1934 гг. следует считать возможность свободного взаимодействия представителей различных научных направлений в рамках одного журнала (философско-идеалистического, материалистического, естественно-научного и т.д.).
Знакомясь с трудами выдающихся ученых, возглавлявших психологические журналы на разных этапах становления отечественной периодики данной направленности, мы имеем возможность пронаблюдать общую атмосферу, царившую в период глобальных преобразований во всех сферах жизни российского общества, в том числе, и в научной.
Именно на этом этапе личность главного редактора является мощным инструментом в продвижении основных идей периодического издания. Он является вдохновителем, собирающим вокруг себя коллектив авторов, и мотивирует их на творческое переосмысление научного знания, определяя его предмет и методы исследования.
Стровский Д.Л. Социальная значимость информации как фактор доверия к журналистике / Д.Л. Стровский. - URL: https://www.academia. edu/222395/ (дата обращения: 15.02.2021).
Н.Я. Грота «Вопросы философии и психологии»
Николай Яковлевич Грот - русский философ-идеалист, психолог, ординарный профессор Московского университета.
Н.Я. Грот определяющим принципом деятельности периодического издания обозначал то, что целостность всему изданию обеспечивает единство метода, который используют авторы для исследования философских и психологических вопросов.
С момента своего появления «Вопросы философии и психологии» приковали к себе внимание не только научного сообщества, критиков, но и массового читателя. Это был новый продукт, который провозглашал принцип терпимости к различным взглядам на природу психического. В одном издании прекрасно сосуществовали как публикации выраженно идеалистической направленности, так и материалистической. При этом следует отметить, что в это время выделились еще два предмета, которые широко обсуждались в таких журналах, как «Северный Вестник» и «Русская мысль» -это «метафизика» и «общественно-культурная» позиция журнала. В журнале печатались такие выдающиеся деятели как В.С. Соловьев, Н.Н. Ланге, В.В. Лесевич и многие другие.
Так, в разделе «Новые книги» (Русская библиография) журнал «Северный вестник» был достаточно критично настроен и особенно остро реагировал на то, что Н.Я. Грот пытался сделать свой журнал «органом всех носителей русской философской мысли». «Господин Грот надеется, что из периодически появляющегося сборника ... вылупится нечто цельное»2.
Н.Я. Грот фактически предвосхитил основные положения широко известной статьи Н.А. Бердяева, опубликованной в сборнике «Вехи»3.
2 Вопросы философии и психологии / Под редакцией профессора Н.Я. Грота. Издание А.А. Абрикосова. - Москва, 1889 // Северный вестник. 1889. - Кн. 12. С. 124-125.
3 Закутняя, О.В. Журнал «Вопросы философии и психологии» первые годы издания (1889-1895) / О.В. Закутняя. Канд. дисс. на соискание степени канд. филол. наук: 10.01.10. Журналистика. -Москва: МГУ им. М. В. Ломоносова. 2008. - 253 с.
В своем журнале он представил лучшие работы по философии, культуре, психологии, этике, истории, интеллигентные и способствующие просвещению и культурному обогащению массового читателя. Как корректно он определяет это во вступлении «О задачах журнала», желательно развивать в писателях большого сознания нравственной ответственности, которую они берут на себя1.
В.М. Бехтерев «Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии»
Владимир Михайлович Бехтерев - русский и советский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России.
В экспериментальной работе по изучению поведения человека, результаты и выводы которой были основаны на рефлекторной природе психики, он заложил принципы теории объективной психологии, в то же время исследователь не отрицает и такой метод, как самонаблюдение и наличие сознания у индивида. Перу В.М. Бехтерева принадлежат работы, ставшие классикой психологической науки: «Объективная психология», «Коллективная рефлексология», «Общие основания рефлексологии»2.
Одним из первых он пытается сформулировать постулат о проект-ориентире развития научных исследований в области психологии труда, при этом исследования содержат выраженный идеологический характер (в работах подчеркивалась ориентация на социализм).
Бехтерев обосновал и раскрыл особенности проведения рефлексологического эксперимента. В своих работах он писал, что полнота данных психологических исследований о психических свойствах и состояниях человека зависит от использования всего спектра методов: самонаблюдения, опросных методов, тестовых методов и рефлексологического эксперимента
В.М. Бехтерев рассуждает о том, что, хотя Советскому государству и присуща гуманная ориентация, тем не менее, весьма вероятна опасность возврата к традициям подневольного государства: «...трудящийся, освободившись от экономического рабства отдельных предпринимателей, сделался бы рабом государства, которое, тем не менее, не осталось бы в выигрыше от такой перемены, ибо рабский труд, как показывает опыт веков, значительно уступает труду свободных людей, если они сами заинтересованы в выполнении труда»3 .
И.Н. Шпильрейна «Психофизиология труда и психотехника» как серия в составе формально одного журнала под названием «Журнал психологии, педологии и психотехники» (1928-1932 гг., с 1932 г. - «Советская психотехника») 1928-1934 гг.
Исаак Нафтульевич Шпильрейн - широко известный российский психолог, который был специалистом в сфере дифференциальной психологии и психологии труда; он также является основателем отечественной психотехники .
Сегодня трудно переоценить вклад области психологии труда и дифференциальной психологии И.Н. Шпильрейна и его соратников. Он полагал, что психологическая наука в основе своей должна использовать объективные методы исследования, опираясь на традиции естественных наук5.
И.Н. Шпильрейн выдвинул положение
о социальной природе труда и психики че-
6
ловека .
А.А. Смирнов «Вопросы психологии»
Анатолий Александрович Смирнов -советский психолог, профессор Московского городского педагогического института, профессор МГУ.
Анатолий Александрович проводил исследования, не утратившие своей акталь-ности и на сегодняшний день, это работы в области возрастной и педагогической пси-
1 О задачах журнала / Н.Я. Грот // Вопросов психологии и философии. - Москва, 1889 г., книга 1. С. 5.
2 Сарычев С.В. Социальная психология / С.В. Сарычев, О.В. Чернышова. - Курск: Университетская книга. 2015. - 126 с.
Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917- 1957) / Под ред. проф. Е.А. Климова. -Москва: МГУ, 1997. - 334 с. (С. 90).
4 Кто есть, кто в Российской психологии: сайт. Институт психологии РАН. - URL: http://www.ipras. ru/cntnt/rus/media/rus_whois/sh.html (дата обращения: 02.03.2021).
5 Там же.
6 Там же.
хологии. Его монография «Психология ребенка и подростка» (1926 г.) была переиздана четыре раза, ему также принадлежит широко известное исследование «Введение в педологию в связи с учением о поведении человека» (1927 г.).
Выдающимся вкладом ученого стало то, что он не игнорировал опыт и знания, полученные в данной области его предшественниками, а активно интегрировал их в свои работы, дополняя и переосмысливая с учетом новых социальных условий и в русле государственного и социального заказа в области общей психологии, психологии коллектива, возрастной психологии и психологии образования.
Важным событием в истории становления отечественной психологической науки стал XVIII Международный психологический конгресс, прошедший в Москве в 1966 году. А.А. Смирнов выступил на конгрессе с лекцией о путях развития советской психологии.
Б.Ф. Ломов «Психологический журнал»
Борис Федорович Ломов - известный российский психолог, ведуший специалист в области общей, инженерной и когнитивной психологии, авторитетный учёный, также проводивший исследования в сфере психологии образования и психологии общения.
Он один из немногих ученых, сохранивший традиции в психологических исследованиях и перенявший знания и опыт у таких ученых, как Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева и Б. М. Теплова.
Б.Ф. Ломов инициировал продолжение работ в области инженерной психологии в СССР, в свое время являлся редактором периодического сборника «Проблемы инженерной психологии».
Ученый рассматривал психическое развитие человека через такие категории, как «возникновение», «формирование», «преобразование», «движение», «общение», «деятельность».
Ломов - создатель и главный редактор «Психологического журнала», член редколлегии журнала «Вопросы психологии».
Б.Ф. Ломов посвятил свои исследования категориальному аппарату психологи-
ческой науки, его публикации также содержат как анализ развития психологии, так и описание ее текущего состояния. Особое место исследователь отводит проблеме определения путей построения теории психологии, акцентируя при этом внимание на связи между теорией, экспериментом и практикой.
В конце 1950-х годов Б.Ф. Ломов посвятил большое количество своих работ проблематике использования законов психологии в повседневной жизни людей, в частности, в производственной сфере. Кроме того, ученый уделял особое внимание изучению информационного взаимодействия человека и разного рода технических устройств, исследовал различные средства отображения информации1.
Таким образом, становление отечественной психологической периодики зависело от меняющейся социально-политической среды, задающей поле социально-значимых задач.
К достижениям отечественной психологической периодики в период 1889 -1934 гг. следует отнести свободное взаимодействие представителей различных научных направлений в рамках одного журнала (философско-идеалистического, материалистического, естественно-научного и т.д.).
Восстановление отечественной психологической периодики стало возможно в период преодоления тоталитарного режима в стране (конец 50-х гг.). В контексте практических задач, которые были в центре внимания 1950-1980 гг. появление журналов «Вопросы психологии» (1955) и «Психологический журнал» (1980) было обусловлено созданием и деятельностью Академии наук СССР и ИПРАН, ПИР АО2.
По мнению Н.Я. Грота, социальную значимость печатному продукту придает принцип терпимости к различным, иногда взаимоисключающим, взглядам на страницах одного издания.
1 Официальный сайт «Психологический журнал» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ipras.ru/ cntnt/rus/institut_p/psihologic.html (дата обращения: 01.02.2021).
2 Брушлинский, А.В. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / А.В. Брушлинский. - Москва: Институт психологии РАН, 1997. - 576 с.
Как считает В.М. Бехтерев, социальную значимость периодике придает согласованность действий исследователей в области психологии, анализ феноменов «взаимодействие», «взаимоотношения», «общение», где особое место принадлежит языку как объединяющему фактору.
И.Н. Шпильрейн высказывает мнение о том, что социальная значимость психологических журналов заключается в развитии науки объективными методами при опоре на традиции естественных наук во благо общества.
А.А. Смирнов усматривает социальную значимость подобных печатных изданий в необходимости разработки всего спектра научных проблем, прежде всего, проблем общей психологии.
Б.Ф. Ломов пишет в своих работах, что социальная значимость изданий, посвященных исследованию вопросов психологической науки, заключается в системном подходе, который является основным инструментом познания психики.
Далее хотелось бы остановиться на анализе публикаций, которые также отражают социальный общественный заказ, а значит, обладают высокой социальной значимостью.
Так, например, в публикациях 18891934 гг. представлены философские размышления о природе человеческого сознания (кн. С.Н. Трубецкой), психологические работы, не потерявшие своей актуальности на сегодняшний день (приват-доцент Н.Н. Ланге), статьи исторического и религиозного характера (В.В. Лесевич), статьи по эстетики (В.С. Соловьев), а также серьезные прикладные исследования в области изучения психических функций, сознания, деятельности, в которых особое внимание уделено психологии трудовой деятельности (развитие, упражняемость трудовых функций).
Одной из ведущих разрабатываемых проблем современной психологической науки является изучение образовательных сред в виртуальной реальности, особенности личности в цифровой среде, стилистические характеристики реагирования, моти-
вирующие и демотивирующие составляющие профессионала. Этой проблематике посвящены, например, такие работы, как «Диагностика мотивирующего и демотивирую-щего стилей учителей: методика «Ситуация в школе» Т.О. Гордеева, О.А. Сычев или «Предметные результаты студентов в цифровой среде университета на разных уровнях высшего образования: Так кто же более успешен?» М.Г. Сорокова. К работам данного вида можно отнести и исследование «Представления студентов об успешности обучения: темы, ориентиры и противоречия» С.В. Ярошевской и Т.А. Сысоевой.
Ключевыми темами в современных публикациях являются фундаментальные проблемы психологии, важнейшей из которых обозначена «цифровизация» всех жизненно важных сред. В то же время не теряют значимость публикации, посвященные вопросам идентичности, в рамках такого направления, как психология развития. В частности, это работа «Развитие структурных компонентов экологического сознания для формирования гражданской идентичности личности» Е.А. Сорокоумовой и Е.Н. Чердымовой.
В современном мире периодическому продукту очень важно сохранить социальную миссию, ценность как для профессионалов, так и для массового читателя, преодолевая при этом уровень житейской психологии и восстанавливая серьезный статус научных периодических изданий и учитывая жанровую специфику изданий: комментарии, статьи, рецензии и т.д.
Современные наукометрические показатели научности не всегда могут отражать ценность публикации или издания, особенно в области гуманитарных наук, здесь важно постепенно и очень осторожно интегрировать новые технологии в научное поле той или иной науки.
Опыт создателей психологического печатного продукта продемонстрировал достаточную эффективность информационного контента, основанного на традициях в исследованиях естественных и философских наук и подчеркивающего своеобразие гуманитарного знания.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Брушлинский, А.В. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / А.В. Брушлинский. - Москва: Институт психологии РАН, 1997. - 576 с.
2. Вопросы философии и психологии / Под редакцией профессора Н.Я. Грота. Издание А.А. Абрикосова. - Москва, 1889 // Северный вестник. 1889. - Кн. 12. С. 124-125.
3. Вопросы философии и психологии / Под редакцией профессора Н.Я. Грота. Издание А.А. Абрикосова // Русская мысль. 1890. - Кн. 4. С. 192-193.
4. Ермичев, А.А. Первый год журнала «Вопросы философии и психологии» // Вопросы философии. - 2016. - № 2. С. 113-126.
5. Закутняя, О.В. Журнал «Вопросы философии и психологии» первые годы издания (1889-1895) / О.В. Закутняя. Канд. дисс. на соискание степени канд. филол. наук: 10.01.10. Журналистика. - Москва: МГУ им. М. В. Ломоносова. 2008. - 253 с.
6. Кто есть, кто в Российской психологии: сайт. Институт психологии РАН. - URL: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/media/rus_whois/sh.html (дата обращения: 02.03.2021).
7. Марцинковская, Т.Д. История психологии / Т.Д. Марцинковская. 4-е изд., стереотип. - Москва: Академия, 2004. - 544 с.
8. Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917- 1957) / Под ред. проф. Е.А. Климова. - Москва: МГУ, 1997. - 334 с.
9. Официальный сайт «Вопросы психологии» [Электронный ресурс]. - URL: http://voppsy.ru (дата обращения: 11.02.2021).
10. Официальный сайт «Психологический журнал» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/psihologic.html (дата обращения: 01.02.2021).
11. Официальный сайт журнала «Вопросы философии и психологии» [Электронный ресурс]. - URL: ejournal20.com (дата обращения: 30.10.20).
12. О задачах журнала / Н.Я. Грот // Вопросов психологии и философии. - Москва, 1889 г., книга 1. С. 5.
13. Сарычев, С.В. Социальная психология / С.В. Сарычев, О.В. Чернышова. - Курск: Университетская книга, 2015. - 126 с.
14. Степанов, С.С. Век психологии: имена и судьбы / С.С. Степанов. - URL: https://bookap.info/book/stepanov_vek_psihologii_imena_i_sudby/ (дата обращения: 24.03.21).
15. Стровский, Д.Л. Социальная значимость информации как фактор доверия к журналистике / Д.Л. Стровский. - URL: https://www.academia.edu/222395/ (дата обращения: 15.02.2021).
16. Щедрина, Е.В. К 40-летию журнала «Вопросы психологии» // Вопросы психологии. -1995. - № 6. С. 5-8.
Дата поступления: 22.04.2021