УДК 334
АК. Беркаева СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ КАК
ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Аннотация. Социальное развитие России последних лет, наряду с позитивными тенденциями проводимых реформ, характеризуется низким уровнем жизни значительной части населения; резкой социальной поляризацией общества; высокой смертностью; широкой криминализацией всех сторон общественной жизни; сохранением безработицы; снижением доступности для населения качественных образовательных, медицинских, бытовых услуг. Дана новая трактовка практических решений социальных проблем сограждан - это приоритеты в деятельности руководства республики. Ключевые слова: объекты и субъекты социальной защиты населения, укрепление семьи, бедность, безработица, задачи социальной политики государства.
Albina Berkayeva SOCIAL PROTECTION OF POPULATION AS A
PRIORITY SOCIAL POLICY
Annotation. Social development of Russia of the last years, along with positive tendencies of the carried-out reforms, is characterized by a low standard of living of considerable part of the population; sharp social polarization of society; high mortality; broad criminalization of all parties of public life; unemployment preservation; decrease in availability to the population of high-quality educational, medical, household services. The practical solution of social problems of fellow citizens are priorities in activity of the leaders of the republic. Keywords: objects and subjects of social protection of the population, strengthening of a family, poverty, unemployment, problems of social policy of the state.
Социальная защищенность населения базируется на исторических, политических, экономических и идеологических предпосылках и в основном формировалась в странах Западной Европы с рыночной системой отношений, отражая различные аспекты взаимоотношений государства и населения. Важным моментом стало раскрытие сущности системы на основе принципов классической, неоклассической, кейнсианской и институциональной теорий, что позволяет более точно определить понятие социальной защиты населения как комплекса мер, гарантирующих гражданам определенный уровень жизни [1]. Система социальной защиты населения, являясь одним из элементов экономической системы, подвергается изменениям в связи с изменениями способа экономического развития.
В результате анализа сущности развития социальной защиты населения было выявлено, что в разных типах государствования России в разное время социальная защита была направлена на поддержание жизненных сил населения. В отечественной литературе социальная защита трактуется по-разному и главное в чем едины авторы - цели социальной защиты достигаются во имя человека ради удовлетворения его материальных и духовных потребностей. Социальная защита должна защищать и охранять от социального неравенства, так как она делает одних людей уязвимыми в экономическом, политическом, правовом или в ином смысле.
Как социально-экономическая категория социальная защита населения, представляя собой отношения по перераспределению национального дохода в целях обеспечения воспроизводства человека, является системой управления социальными рисками: признание безработным, трудовое увечье или профессиональное заболевание, инвалидность, временная нетрудоспособность, материнство, потеря кормильца, наступление старости, с целью поддержания устанавливаемых обществом социальных стандартов жизни для каждой группы населения [4]. Основными субъектами социальной защиты являются государство, работодатели, индивиды (граждане), специализированные институты, общественные объединения и организации. Основным же объектом социальной защиты является население
© Беркаева А.К., 2016
страны, как совокупность индивидов, но при общем объекте выделены конкретные свойства и качества данного объекта, которые подлежат социальной защите. Выявлена двойственная природа индивида, который может выступать и как объект социальной защиты и как субъект в зависимости от его роли в процессе социальной защиты. Реализация социальной защиты возможна за счет достаточного объема финансовых ресурсов. Финансирование социальной защиты населения представляет собой динамичный процесс, в котором социальная защита населения - это целенаправленная деятельность государства, социальных институтов и отдельных лиц по оказанию социальной помощи и поддержки малообеспеченным, уязвимым и недееспособным социальным группам, слоям и отдельным индивидам.
На федеральном и региональном уровне в социальной политике можно выделить первоочередные проблемы.
1. Проблема укрепления семьи. Важными составляющими для укрепления семьи являются: оказание социальных услуг семье; обеспеченность жильем, особенно молодых семей; государственная поддержка семей с детьми; охрана репродуктивного здоровья населения. Слабость механизмов их реализации на практике снижает уровень социальной защищенности семьи. Со стороны государства пока далеко недостаточно внимания уделяется этому направлению социальной политики, и многие проблемы семейно-бытовых отношений в обстановке экономического кризиса из года в год обостряются.
2. Проблема обеспечения социальной справедливости, т.е. реальное народовластие, равноправие и равенство всех граждан перед законом, и социальные гарантии человеку в случае потери трудоспособности, болезни, инвалидности и т.д.
3. Проблема бедности является одной из жизненных проблем настоящего времени в социальной политике. Бедность возникает в том случае, когда часть населения не может удовлетворить минимальные потребности в основных условиях жизнедеятельности, принятых в данном обществе. Бедность - это не только отсутствие денег или имущества, а прежде всего, недоступность важнейших условий жизнедеятельности - жилья, образования, здравоохранения, культуры и т.д. Факторы, влиявшие на рост уровня бедности населения, следующее: сокращение занятости населения, массовая безработица, резкое снижение трудовых доходов, низкие доходы. Если ранее к данной категории в основном относились инвалиды, пожилые люди, многодетные и неполные семьи, т.е. люди с ограниченными возможностями трудоустройства, то сейчас к категории бедного населения можно отнести и многие группы работающего населения. Такая ситуация складывается из-за несоответствия размера минимальной оплаты величине прожиточного минимума.
4. Ликвидация безработицы также является важнейшей задачей социальной политики. Большая часть экономически активного населения не может реализовать своего права на труд. Из-за разработанных правительством Республики антикризисных мер, в трудной ситуации оказались многие промышленные предприятия. В них снизились не только заказы, но и объемы реализации производимой продукции. В результате этого многие заводы и фабрики перешли на жесткий режим экономии сырья и денежных средств. Чтобы сохранить кадры, продержаться и пережить трудности, связанные с финансовой нестабильностью в стране, руководители предприятий отправили людей в вынужденные отпуска и перевели на неполное рабочее время. С начала 2015 г. в Северной Осетии-Алании уволены более 1000 чел. Большая часть из них обратились в органы службы занятости за помощью в трудоустройстве.
Антикризисные меры в республике непосредственно коснулись работников бюджетной сферы. В результате мероприятий по оптимизации, в том числе реорганизации неэффективных организаций в структурах, подведомственных министерству труда и социального развития, сокращения составили 40,5 единиц. Оптимизация сети государственных учреждений образования и науки за счет
слияния позволила сократить штатную численность работников на 356 чел. В медучреждениях сокращено более 350 коек и 319 штатных единиц медперсонала. На 1 февраля 2016 г. в центре занятости населения зарегистрировано 2097 незанятых граждан, ищущих работу [2].
Особенно велики масштабы сельской безработицы. Бедность стала характерной чертой селян. До 50 % респондентов полагает, что качественное образование, медицинское обслуживание и услуги учреждений культуры им не доступны или мало доступны. Много шума вокруг нацпроектов «Каждому ребенку - семью», «Здоровье», «Образование», «Жилье». Но одновременно идет ликвидация сельских школ, больниц, медпунктов. Здравоохранение и образование становятся платными. Их качество ухудшается. Цена жилья неподъемна для обычной семьи.
Выросла незащищенность наемного работника. Многие работники имеют отношения с работодателем без оформления трудового договора, что зачастую ведет к нарушению российского законодательства об увольнении с работы. Имеют место случаи неоплаты больничных листов, декретного и послеродового отпуска. По ряду показателей ухудшились условия труда. Многие работники сферы материального производства заняты на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам и правилам безопасности. Следует отметить, что большая часть тех, кто трудится в неблагоприятных условиях, работают на предприятиях с негосударственной формой собственности. Прямым следствием неудовлетворенных условий труда является высокий уровень профессиональной заболеваемости, рост травматизма.
Одной из актуальных задач социальной политики государства является выработка новых, более эффективных механизмов рационального использования ограниченных финансовых и материальных ресурсов; погашение задолженности по заработной плате работникам, детским пособиям; распределение полномочий в социальной сфере между федеральными, региональными органами власти и местным самоуправлением. Практическое решение социальных проблем сограждан республики, совершенствование социальной, демографической, семейной политики, повышение внимания к жизненным интересам ветеранов и инвалидов, создание благоприятной жизненной среды для семей с детьми, детей-инвалидов и многое другое - все это приоритеты в деятельности руководства республики, в работе органов и учреждений социальной защиты населения.
В систему социальной защиты населения республики входят три дома-интерната, 22 центра социального обслуживания населения, дом ветеранов, санаторий «Осетия», социальная столовая, Центр для детей-инвалидов. В 2015 г. в республике отметили два знаковых события. Это открытие Геронтологического центра и Реабилитационного центра для детей с церебральным параличом.
В республике практический каждый пятый житель достиг пенсионного возраста и каждый второй из них - старше 70 лет. Число долгожителей в возрасте от 90 лет и старше составляет 1 % от численности пожилых граждан (1437 чел.), из них более половины проживает в сельской местности. Внимание государства и общества к проблемам этих людей должно постоянно расти. На базе центра создан «университет третьего возраста», в котором будут работать «Школа здоровья», кабинет технических средств реабилитации с обучением пользованию техническими средствами реабилитации [2].
Создана новая модель сети учреждений социального обслуживания, ориентированной на эффективное удовлетворение запросов и потребностей жителей республики. По результатам инвентаризации оказываемых услуг и оценки их востребованности на базе отделений срочного социального обслуживания созданы отделения социальной помощи семье и детям, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, по работе с инвалидами и ветеранами, службы раннего вмешательства с детьми с ограниченными возможностями здоровья до 3-х лет.
Разработана и внедрена автоматизированная информационная система министерства труда и социального развития республики, которая позволила автоматизировать деятельность управлений
социальной защиты населения, а также в режиме реального времени производить обмен информацией между учреждениями и министерством. Система охватывает процесс реабилитации инвалидов с момента постановки на учет до непосредственной реализации указанных мероприятий, рекомендованных инвалидам индивидуальными программами реабилитации.
Экономика России обладает мощным научно-производственным потенциалом и достаточными ресурсами для преодоления указанных проблем за счет активизации внутренних возможностей и конкурентных преимуществ. Это, прежде всего: высокий уровень образования населения и духовные традиции; развитый научно-производственный персонал; наличие собственных научных школ и уникальных передовых технологий; богатые природные ресурсы; значительные валютные резервы; огромная территория и емкий внутренний рынок [3].
Библиографический список
1. Мамедов, О. Ю. Современная экономика. Лекционный курс / О. Ю. Мамедов. - Ростов н/Д. : Феникс, 2001. - 544 с.
2. Туганова, Л. А. Наделены особой миссией / Л. А. Туганова // Северная Осетия. - 2015. - № 99.
3. Цаголов, Г. Н. Почему они такие богатые? / Г. Н. Цаголов // Северная Осетия. - 2011. - № 110.
4. Экономические основы социальной работы : учебное пособие / Под редакцией Е. В. Михалкиной. - М. : Дашков и К, 2012. . - 300 с. - ISBN 978-5-394-01492-5.