Научная статья на тему 'Социальная защита молодых семей как фактор доверия к государству: социологический взгляд'

Социальная защита молодых семей как фактор доверия к государству: социологический взгляд Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Государственная политика / государственное управление / социальная защита / социальная поддержка / молодая семья / доверие / традиционные ценности / цифровизация / Public policy / public management / social protection / social support / young family / trust / traditional values / digitalisation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арамян Каринэ Арменовна, Кривопусков Виктор Владимирович, Каберова Дилия Рафаиловна

Основой современного российского общества, обязательным условием стабильности и благополучия государства является институт семьи. В статье на базе данных социологического исследования в новационном плане анализируется влияние государственной социальной политики на институциональное доверие молодых семейных россиян. Эти результаты показали, что формирование доверия молодежи к государству и социальное самочувствие молодых семей нуждаются в более значительных системных и комплексных государственных мерах поддержки. Авторы обоснованно приходят к выводу о необходимости пересмотра в отношении к данной социальной категории принципа прямой зависимости «государственная поддержка – доверие молодежи», так как молодые семейные пары имеют свою отличную матрицу ценностей и отношений в триаде «я – семья – государство». Эти факторы диктуют необходимость корректировки пакета мер социальной защиты (поддержки) семей с учетом их реальных запросов: усиление экономического компонента (снижение бюрократических барьеров, налоговой нагрузки, поддержка предприятий и фирм малого и среднего предпринимательства, руководителями которых, как правило, являются представители молодых семейных пар); организация сети центров специализированной психологической помощи беременным и их мужьям, затем психолого-педагогического сопровождения родителей; таргетирование информационной государственной политики (с упором на родительский канал), в том числе через программы образовательных смен молодежных лагерей (формирование у молодых поколений россиян еще до заключения брака знаний о государственной политике защиты (поддержки) семьи, социального доверия и уверенности в своем благополучии в будущем). Вместе с тем результаты исследования подчеркивают необходимость постоянного социологического анализа эффективности государственной политики и социальной защиты (поддержки) как меры управленческого воздействия на такой мобильный и всегда меняющийся слой гражданского общества, как молодежь и молодые семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Арамян Каринэ Арменовна, Кривопусков Виктор Владимирович, Каберова Дилия Рафаиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social protection of young families as a factor of trust in the state: sociological view

The institution of the family is the foundation of modern Russian society, a prerequisite for stability and well-being of the state. The article analyses the impact of state social policy on institutional trust of young family Russians on the basis of sociological research data in an innovative way. These results of the survey have showed that the formation of confidence of youth in the state and social well-being of young families need more significant systemic and comprehensive government support measures. The authors reasonably conclude that it is necessary to revise the principle of direct dependence “state support – trust of youth” in relation to this social category, since young married couples have their own particular matrix of values and relationships in the “I – family – state” triad. These factors dictate the need to adjust the package of social protection (support) measures for families with consideration to their real requests: strengthening the economic component (reduction of bureaucratic barriers, tax burden, support for small and medium-sized enterprises and firms that are led, as a rule, by representatives of young married couples); organising a network of centres for specialised psychological assistance to pregnant women and their husbands, then psychological and pedagogical accompaniment of parents; targeting information state policy (with an emphasis on the parental channel), as well as through programmes of educational shifts of youth camps (formation of knowledge among young generations of Russians even before marriage about the state policy of family protection (support), social trust and confidence in their well-being in the future). At the same time, the results of the study emphasise the need for a constant sociological analysis of the effectiveness of the public policy and social protection (support) as a measure of managerial influence on youth and young families – a mobile and ever-changing stratum of civil society.

Текст научной работы на тему «Социальная защита молодых семей как фактор доверия к государству: социологический взгляд»

Социальная защита молодых семей как фактор доверия к государству: социологический взгляд

УДК 316.422 DOI 10.26425/2658-347X^024-7-2-19-27

Получено 29.03.2024 Доработано после рецензирования 25.04.2024 Принято 29.04.2024

Арамян Каринэ Арменовна1-2 Каберова Дилия Рафаиловна1

Студент

ORCID: 0009-0000-7867-2702 E-mail: dkabierova@mail.ru

Канд. ист. наук, доц. каф. социологии, социальной психологии и истории1, член Рабочей группы по цифровой экономике2 ORCID: 0000-0001-9729-0451 E-mail: aramyan.ka@gmail.com

Кривопусков Виктор Владимирович1

Д-р социол. наук, проф. каф. социологии, социальной психологии и истории

ORCID: 0000-0001-6070-4067

Е-mail: rosarmdrug@mail.ru

'ГосуАарственный университет управления, г. Москва, Россия

2Национальный совет при ПрезиАенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, г. Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Основой современного российского общества, обязательным условием стабильности и благополучия государства является институт семьи. В статье на базе данных социологического исследования в новационном плане анализируется влияние государственной социальной политики на институциональное доверие молодых семейных россиян. Эти результаты показали, что формирование доверия молодежи к государству и социальное самочувствие молодых семей нуждаются в более значительных системных и комплексных государственных мерах поддержки. Авторы обоснованно приходят к выводу о необходимости пересмотра в отношении к данной социальной категории принципа прямой зависимости «государственная поддержка - доверие молодежи», так как молодые семейные пары имеют свою отличную матрицу ценностей и отношений в триаде «я -семья - государство». Эти факторы диктуют необходимость корректировки пакета мер социальной защиты (поддержки) семей с учетом их реальных запросов: усиление экономического компонента (снижение бюрократических барьеров,

Ключевые слова

налоговой нагрузки, поддержка предприятий и фирм малого и среднего предпринимательства, руководителями которых, как правило, являются представители молодых семейных пар); организация сети центров специализированной психологической помощи беременным и их мужьям, затем психолого-педагогического сопровождения родителей; таргетирование информационной государственной политики (с упором на родительский канал), в том числе через программы образовательных смен молодежных лагерей (формирование у молодых поколений россиян еще до заключения брака знаний о государственной политике защиты (поддержки) семьи, социального доверия и уверенности в своем благополучии в будущем). Вместе с тем результаты исследования подчеркивают необходимость постоянного социологического анализа эффективности государственной политики и социальной защиты (поддержки) как меры управленческого воздействия на такой мобильный и всегда меняющийся слой гражданского общества, как молодежь и молодые семьи.

Государственная политика, государственное управление, социальная защита, социальная поддержка, молодая семья, доверие, традиционные ценности, цифровизация

Для цитирования

Арамян К.А., Кривопусков В.В., Каберова Д.Р. Социальная защита молодых семей как фактор доверия к государству: социологический взгляд//Цифровая социология. 2024. Т. 7. № 2. С. 19-27.

© Арамян К.А., Кривопусков В.В., Каберова Д.Р., 2024.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Social protection of young families as a factor of trust in the state: sociological view

Received 29.03.2024 Revised 25.04.2024 Karine A. Aramyan12

Accepted 29.04.2024

Dilia R. Kaberova

Student

ORCID: 0009-0000-7867-2702 E-mail: dkabierova@mail.ru

Cand. Sci. (Hist.), Assoc. Prof. at the Sociology, Social Psychology and History Department1, Member of the Working Group on the Digital Economy2 ORCID: 0000-0001-9729-0451 E-mail: aramyan.ka@gmail.com Viktor V. Krivopuskov1

Dr. Sci. (Sociol.), Prof. at the Sociology, Social Psychology and History Department

ORCID: 0000-0001-6070-4067

E-mail: rosarmdrug@mail.ru

'State University of Management, Moscow, Russia

2Presidential National Council forProfessional Qualifications, Moscow, Russia

ABSTRACT

The institution of the family is the foundation of modern Russian society, a prerequisite for stability and well-being of the state. The article analyses the impact of state social policy on institutional trust of young family Russians on the basis of sociological research data in an innovative way. These results of the survey have showed that the formation of confidence of youth in the state and social well-being of young families need more significant systemic and comprehensive government support measures. The authors reasonably conclude that it is necessary to revise the principle of direct dependence "state support - trust of youth" in relation to this social category, since young married couples have their own particular matrix of values and relationships in the "I - family - state" triad. These factors dictate the need to adjust the package of social protection (support) measures for families with consideration to their real requests: strengthening the economic component

(reduction of bureaucratic barriers, tax burden, support for small and medium-sized enterprises and firms that are led, as a rule, by representatives of young married couples); organising a network of centres for specialised psychological assistance to pregnant women and their husbands, then psychological and pedagogical accompaniment of parents; targeting information state policy (with an emphasis on the parental channel), as well as through programmes of educational shifts of youth camps (formation of knowledge among young generations of Russians even before marriage about the state policy of family protection (support), social trust and confidence in their well-being in the future). At the same time, the results of the study emphasise the need for a constant sociological analysis of the effectiveness of the public policy and social protection (support) as a measure of managerial influence on youth and young families - a mobile and ever-changing stratum of civil society.

Keywords

Public policy, public management, social protection, social support, young family, trust, traditional values, digitalisation

For citation

Aramyan K.A., Krivopuskov V.V., Kaberova D.R. (2024) Social protection of young families as a factor of trust in the state: sociological view. Digital sociology. Vol. 7, no 2, pp. 19-27. DOI: 10.26425/2658-347X-2024-7-2-19-27

© Aramyan K.A., Krivopuskov V.V., Kaberova D.R., 2024.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ / INTRODUCTION

В последние годы в Российской Федерации (далее - РФ, Россия) внимание к институту семьи стало одной из приоритетных идеологических линий и направлений национальной политики государства. Нормы конституционного (статья 38 Конституции РФ1) и международного права (пункт 3 статьи 16 Всеобщей декларации прав человека2) составляют правовую основу государственной поддержки семьи в стране, определяют государственную политику, цели которой - обеспечение социальной защиты семей, создание условий для их развития и укрепления. В России основой общества, важной для стабильности и благополучия государства, признается традиционная семья, именно она находится под его защитой.

Происходящие в обществе изменения отражаются в облике молодой семьи, именно поэтому эта категория населения имеет достаточно проблем, которые являются следствием последних десятилетий. От того, какие возможности и поддержку имеет указанная ячейка социума сейчас, зависит состояние общества через годы. Именно поэтому очень важно концентрировать внимание на проблемах данной категории граждан и возможных решениях [Бережная, Гринева, 2014].

Молодые семьи имеют важнейшее значение как ключевая социальная группа и общественный институт, чье влияние на социум имеет долгосрочные последствия, проявляется через сложные взаимоотношения с ним. Он важен и необходим как обществу, так и конкретным индивидам [Бурова, 2010].

С учетом демографических и социально-политических изменений, экономических вызовов современной России вопросы защиты и поддержки молодых семей, по мнению ведущих экспертов и разработчиков стратегий государственного развития, приобрели особое значение с точки зрения управления государственным развитием, укрепления демографической и социальной стабильности, а также доверия к государству. Эксперты придают этому институту статус обязательного условия и механизма социального

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.). Статья 38. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/58e82f 7427fb7280ac3860e0176dcd68d75f2546/ (дата обращения: 04.02.2024).

2 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10.12.1948 г.). Статья 16. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_

doc_LAW_120805/ 67d473120e2e3f8c8a2be9505d11aa6ddbe0a5ff/ (дата обращения: 06.02.2024).

выживания, без которого преодолеть «серьезные внешние и внутренние вызовы, которые возникли перед страной, невозможно»3. Данные факторы определяют важное место в общественном и научном дискурсе проблематики молодых семей в современном обществе.

Смысловым ядром государственной стратегии молодежной и семейной политики в РФ является блок мер социальной защиты (поддержки) семей. Корпус солидный: он включает широкий спектр мер и программ, десятки льгот, особых условий и т.д. (в том числе предоставление материальной помощи, субсидирование жилья, особые условия оказания медицинской помощи, обеспечения доступа к образованию и профессиональной подготовке, а также для трудоустройства и создания собственного бизнеса).

В России исторически сложился концепт, суть которого сводится к тому, что государственная поддержка молодых семей играет важную роль не только в создании благоприятной среды развития, повышения благосостояния населения и социальной стабильности в целом, но и является фактором улучшения социального самочувствия и укрепления доверия граждан к государству [Коряковцева, Рожков, 2008].

Обеспечивая социальную защиту молодым семьям, государство проявляет не просто заботу о своих гражданах, что, безусловно, важно, но и выстраивает фундаментальные основы устойчивого развития общества в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Это в итоге должно способствовать укреплению доверия и лояльности граждан к государственным институтам. Работает ли данная закономерность в новой социальной реальности, в условиях тотальной циф-ровизации, смены поколений, появления новых социальных типов? Ведь сегодня создают семьи и становятся родителями уже новые цифровые поколения. На наш взгляд, это важный вопрос в контексте не только социологии семьи, но и социологии управления.

Данное исследование направлено на изучение взаимосвязи между содержанием и направленностью государственной политики социальной защиты (поддержки) молодых семей, а также ее влиянием на формирование доверия семейной молодежи к государству в современной России.

Социальная и управленческая проблема заключается в том, что масштабные программы, реализуемые в стране с целью повышения рождаемости и социальной поддержки российских

3 Известия. Эксперты ЭИСИ обсудили важность института семьи. Режим доступа: https://iz.ru/1592295/2023-10-19/eksperty-eisi-obsudili-vazhnost-mstituta-semi (дата обращения: 06.02.2024).

молодых семей, как показывают исследований, не в полной мере дают ожидаемые результаты. Представители органов законодательной власти говорят об этом, отмечая среди актуальных проблем низкие показатели рождаемости, высокие показатели смертности, миграционный отток населения в крупные города и т.д. [Ростовская, Князькова, 2022]. Данные факторы свидетельствуют о низкой уверенности молодежи в завтрашнем дне, что влияет на социальное самочувствие и доверие к государству. Научный ракурс этой темы также актуален.

КРАТКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / BRIEF REVIEW OF THE LITERATURE ON THE RESEARCH TOPIC

Изучение семьи и принципов ее жизнедеятельности - одно из популярных направлений в социологии с момента возникновения науки, проводившееся в разных социологических традициях (О. Конт, Ф. Энгельс, Ф. Теннис и др.). Понятие «семья» как первоначальную ячейку общества и основную форму социальной организации, имеющую огромное влияние на формирование личности и структурирование общества, ввел О. Конт. Ф. Энгельс предложил рассматривать семью в призме модели социально-экономических отношений, анализируя ее классовую специфику. Исследования шли по нескольким направлениям: роль гендерных отношений и равенства внутри семьи (Т. Парсонс, Дж.Т. Спенс, Э. Лебрик, П. Бурдье); влияние социального класса и этнической принадлежности (у.Дж. Овипри, Ш.П. Гилман, Ф. Джеймс); воздействие семейных ценностей и анализ принципов функционирования семьи (Ф. Теннис); влияние социальных факторов на структуру и динамику семьи (А.Н. Леонтьев); семейные отношения и проблемы воспитания, изменения в условиях социокультурной трансформации (А. Ляпидус, Н. Михайлов); изучение студенческой семьи (А.В. Артюхов, Д.В. Баранова, Н.А. Тырнова, Д.И. Валентей, Б.И. Говако, А.Г. Харчев, М.С. Мацковский) и т.д. Отдельную группу, позволяющую изучать семью трансдисциплинарно, составляют исследования психологов (В.А. Сысенко, Н.А. Осиповой, Е.А. Юмкиной и др.) и правоведов (Д.М. Чечот и др.).

Нельзя не заметить, что научный дискурс семейной проблематики претерпевает изменения. В течение длительного времени специалисты в основном занимались изучением различных проблемных аспектов молодых браков, прежде всего распределением времени между супругами, их совместимостью, устойчивостью и стабильностью

брака, проблемами рождаемости. Сейчас ведущие исследователи рассматривают главные проблемы, с которыми молодые семьи сталкиваются в современном российском обществе (О.В. Кучма-ева, Т.С. Денисова, Х.Х. Мазлоева, Т.Ю. Бездольная, А.В. Верещагина, А.П. Бандурин, Л.Э. Ива-зова, Н.А. Лева, А.Р. Макаева, А.В. Нестеренко, Т.К. Ростовская, С.И. Самыгин).

Теме государственной поддержки семьи посвящено немало работ (С.И. Голод, Д.В. Барановой, И.А. Зайцевой, О.В. Бережной, И.С. Васильевой, В.И. Во-лынкина, С.В. Гриневой, А.А. Клецина, Е.В. Поповой, А.П. Коробейникова, К.В. Коростелевой), а также диссертационных исследований (И.Г. Не-удачина, Е.С. Сорокина и др.). В них анализируются направления и показатели эффективности государственной поддержки молодых семей в РФ.

Категория «доверие» получила широкое распространение в социологической теории. О доверии как социальном и социально-психологическом факторе писали многие мыслители (Гомер, Т. Гоббс и др.). Они рассматривали его как одно из непременных условий человеческого взаимодействия и социального порядка, называя доверие к социальным институтам (в отличие от межличностного) генерализованным (или обобщенным). В настоящее время существуют 5 главных подходов социологического понимания этого феномена:

1) доверие как универсальная характеристика общества (М. Вебер, Г. Зиммель);

2) доверие как историческое явление и результат развития западного индивидуализма (Э. Се-лигмен, А. Силвер);

3) доверие через страх (П. Штомпка, И. Марков, Р.Ф. Инглхарт, Дж. Данн, В.М. Воронков, Е.А. Здравомыслова, Д. Гамбетта);

4) доверие как морально-этическая ценность и предпосылка социальной интеграции и социального порядка (Ф. Фукуяма, Г. Гарфинкель);

5) доверие как эмпирически измеримый социологический феномен [Кривопусков, 2013].

Психологию доверия как важный социально-психологический феномен исследует известный российский ученый Т.П. Скрипкина [Скрипки-на, 2000].

Таким образом, молодая семья рассматривается в современной науке в качестве ключевого социального института, играющего первостепенную роль в формировании общества и стабильности. Особое внимание уделяется исследованию динамики и структуры молодых семей, их влияния на социальное развитие и благополучие, а также вопросам социальной поддержки и защиты.

МАТЕРИАЛЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / MATERIALS AND RESULTS OF THE STUDY

Цель проведенного исследования состояла в анализе влияния различных мер социальной защиты на уровень доверия молодых семей к государственным институтам и программам поддержки, а также на их восприятие и оценку данной политики. Объектом исследования стали молодые семьи (в возрасте от 18 до 35 лет, состоящие в браке первые три-четыре года), предметом - уровни их доверия к государству, сформированного влиянием государственной политики РФ социальной защиты и стимулирования. Опрос прошли молодые семьи с разным уровнем дохода, семьи с детьми и бездетные пары. Данные критерии важны, так как они продуцируют разные уровни потребности в социальной защите. Были использованы методы анкетирования и интервьюирования.

В ходе исследования получены результаты, которые позволяют очертить спектр разнообразных мнений молодых россиян о воздействии государственной политики социальной защиты (поддержки) на уровень их доверия к власти.

Только 23 % респондентов считают, что наличие льгот повышает их уверенность в государстве и положительный настрой к нему. По мнению 45 % молодых семей, реализуемая политика никак не влияет на аспект доверия молодых граждан к государству. Безусловно, они видят в предоставляемых мерах поддержки и социальной защите позитивный сигнал от власти, и это способствует укреплению доверия. 15 % респондентов считают, что проводимые мероприятия уменьшают уровень уверенности молодых граждан. Это, по нашему мнению, указывает на следующее: данная часть молодых семей воспринимает предоставляемые льготы и программы как неэффективные или несоответствующие их потребностям, что в свою очередь ухудшает их отношение к государству (рис. 1.)

41 % респондентов показали высокую степень удовлетворенности мерами защиты (34,3 % в целом удовлетворены, 7 % - полностью удовлетворены). 41,4 % опрошенных неполностью ими удовлетворены. 13,4 % заявили о своей полной неудовлетворенности предоставляемыми государством социальными программами для молодых семей. Другими словами, 54,8 % опрошенных не считают существующие социальные льготы, программы и меры поддержки приемлемыми, способными покрыть расходы семьи. Доли респондентов, ощущающих себя социально защищенными

■ Повышает ■ Не влияет I Уменьшает доверие доверие

Составлено авторами по материалам исследования / Compiled by the authors on the materials of the study

Рис. 1. Мнение молодых россиян о влиянии

государственной политики социальной защиты (поддержки) на уровень их доверия к государству Fig. I. Оpinion of young Russians on the impact of the state policy of social protection (support) on their level of trust in the state

и не ощущающих себя таковыми, также фактически равны 56,8 и 32,9 % соответственно.

Только 51 % опрошенных в момент заключения брака знали о мерах государственной социальной защиты (поддержки). 48 %, у которых отсутствуют дети, не воспользовались ни одной из льгот. Что касается остальных, имеющих детей или ожидающих пополнения в семье, то среди них самой распространенной формой социальной поддержки оказался материнский капитал: 47 % респондентов воспользовались ею. 50,2 % отметили, что после заключения брака стали больше интересоваться данными мерами.

К программе «Молодая семья» прибегли всего 8,5 %, «Семейной ипотекой» - 6,6 %. Это супружеские пары с двумя детьми, они проживают со своими родителями или в арендуемой квартире. 7 чел. уже живут в собственной квартире, приобретенной в рамках программы «Семейная ипотека».

Среди ответов на вопрос «В каких сферах Вашей семье требуется поддержка государства в первую очередь?» три лидера распределились так:

- обеспечение жильем - 73,2 % (и здесь важно отметить, что только 47,4 % респондентов проживают в собственном помещении, 19,8 % вынуждены жить с родителями, 27,8 % арендуют жилье);

- улучшения условий в сфере здравоохранения - 53,5 %;

- трудоустройство - 43,7 %.

Кроме этого, потребность в помощи в сфере образования имеется у 24,9 % опрошенных, деторождения и воспитания детей - у 26,3 %, отдыха -у 25,8 %, психологической поддержки - у 18,3 %.

§ *

л

Я =

ю О

Жилье

Здравоохранение

Трудоустройство

Образование

Воспитание детей

Отдых Психологическая помощь

Нет необходимости

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10

20

60

70

30 40 50

Уровень потребности, %

Составлено авторами по материалам исследования / Compiled by the authors on the materials of the study Рис. 2. Потребность поддержки от государства для граждан с семьей

Fig. 2. Need for support from the state for citizens with a family

80

Только 6,1 % отметили, что у них нет необходимости в помощи государства (рис. 2).

Основным фактором, который помешал молодым семьям воспользоваться той или иной мерой поддержки, стали неподходящие условия для участия в программах: 53,5 % имели доход семьи выше прожиточного минимума. Главное, 68,5 % респондентов не рассчитывают на помощь от государства и полагаются полностью только на свои силы. 19,2 % надеются лишь на себя, но при этом считают, что государство не оставит их в беде, если в семье возникнет сложная материальная ситуация. Только 2,8 % полностью полагаются на этот вид помощи, а остальные 9,4 % затруднились ответить на данный вопрос, что может указывать на сложность в определении своего отношения к государственной поддержке.

Для анализа степени важности для молодых семей получения мер социальной защиты была использована количественная шкала Лайкерта (где 1 - «совершенно не важно», а 5 - «очень важно»). После статистического анализа среднее арифметическое значение равнялось 3,95, что можно интерпретировать так: в среднем опрошенные оценивают степень важности этого вопроса ближе к «очень важно». Сделаем вывод: большинство респондентов считают получение государственных мер социальной защиты (поддержки) молодых семей довольно необходимым аспектом в их семейной жизни. Если медиана имеет значение 5, это означает, что чаще всего респонденты выбирали критерий в значении «очень важно» получить меры социальной поддержки от государства. Медиана со значением 4 указывает на то, что половина опрошенных оценивает этот вопрос как первостепенный, а другая половина -

как второстепенный. Таким образом, мнения респондентов разделились, и существует как минимум две группы, одна из которых считает этот вопрос очень важным, а другая - менее важным.

Скос (асимметрия) - степень отклонения графика распределения частот от симметричного вида относительно среднего значения. Для симметричного распределения асимметрия равна нулю, в результатах подсчета скос равен - 0,76, значит, отклонение графика указывает на то, что распределение ответов смещено влево. Другими словами, большинство респондентов склоняются к более высокой оценке степени важности государственной помощи, и лишь небольшое количество опрошенных отметили более низкую степень важности.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что молодым семьям необходимо получать социальную помощь от государства преимущественно в сфере защиты, хотя большинство респондентов полагаются только на себя и свои силы в трудных жизненных ситуациях (87,7 %), и что получение помощи не влияет на их степень доверия.

Более трети респондентов (35,2 %) считают: эта политика скорее не стимулирует и не мотивирует молодежь на создание семьи и рождение детей, что является значительной проблемой в современной России, так как страна переживает демографический кризис. Около четверти опрошенных выразили несогласие с данным утверждением. Это может говорить о некоторых успешных аспектах мер поддержки, то есть о существовании льгот, которые смогли помочь молодым семьям. По мнению 22,5 % респондентов, политика вообще не оказывает влияния на мотивацию

молодежи, что свидетельствует о серьезных недостатках в существующих подходах. Лишь небольшая часть опрошенных связывает наличие льгот с основной причиной создания семьи и рождения детей (рис. 3).

■ Скорее I Мотивирует ■ Вовсе

не мотивирует не мотивирует

Составлено авторами по материалам исследования / Compiled by the authors on the materials of the study

Рис. 3. Мнение молодых россиян о степени мотивации государственной политики социальной защиты (поддержки) на создание семьи и рождение детей

Fig. 3. Opinion of young Russians on the degree of motivation of the state policy of social protection (support) to create family and have children

Главным барьером для рождения детей у молодых семей стал низкий доход (61 %). Эти выводы подтверждают результаты анализа анкетного вопроса о материальном положении семьи: 35,7 % респондентов оценили его как «денег хватает только на самое необходимое», 42,7 % отметили, что у них высокий уровень дохода, но без излишеств, и только 14 % определили свой доход как «ни в чем себе не отказываем». 8,9 % считают, что им денег хватает только на самое необходимое.

Представим трех лидеров из перечня информационных каналов о мерах поддержки (вопрос с множественным выбором ответа) следующим образом:

1) интернет выбрали 68,5 % респондентов;

2) государственную информационную систему «Госуслуги» использовали 54 % информантов;

3) советы родственников и друзей как источник отметили 41,8 % респондентов.

ОБСУЖДЕНИЕ / DISCUSSION

Данные настоящего исследования, на наш взгляд, раскрывают причины острой проблемы государственного управления, выраженной

в низких результатах действующих программ повышения рождаемости и социальной поддержки российских молодых семей.

В настоящее время государственная система основана на аксиоме, что недостаточное покрытие молодежи всеми видами социальной защиты, низкая доступность и длительность получения пособий, сложная и запутанная процедура присвоения статуса молодой семьи препятствуют полноценной социальной защите и повышению доверия молодых граждан. Напротив, эффективное функционирование государства в области поддержки семей способствует повышению качества жизни и укреплению социального самочувствия граждан, стимулирует стабильность в отношениях, рождение детей и, следовательно, улучшает демографию и устойчивость развития общества. Эта аксиома на сегодняшний день определяет характер мер государственной политики социальной защиты (поддержки) и условия создания благоприятной среды для развития семьи и общества в целом.

Задача действующей системы государственного управления в области социальной защиты заключается в обеспечении молодых семей необходимыми гарантиями и поддержкой. Однако данные социологического исследования показывают, что наличие льгот и программ поддержки не влияет на доверие современной российской молодежи, не является главным мотиватором и стимулом для вступления в брак и рождения детей.

Исследование показало, что большинство молодых семей не видит прямой связи между предоставляемыми льготами и уровнем доверия к государству. Ожидания внешней поддержки у многих представителей молодежи отсутствуют, а текущая политика социальной защиты, по их мнению, может не достигать своих целей и не всегда предлагает востребованные молодыми людьми меры.

Приведем слова одной опрошенной в рамках интервью матери (25 лет, один ребенок): «Да, я считаю, что государственная политика влияет, но не на 100 %. То есть уже наличие этой государственной помощи заставляет задуматься, что государство старается помочь, пусть удается не совсем так, как хочет население». Эта цитата прекрасно отражает нынешнюю ситуацию.

Если говорить о содержании комплекса мер социальной защиты (поддержки) молодых семей, то, с одной стороны, для них важны все существующие особые условия (льготы, выплаты и т.д.), а с другой - большинство из действующих мер для опрошенных оказались неактуальными. По их мнению, они не способны удовлетворить важные потребности респондентов, такие

как собственное жилье, трудоустройство, доступное и качественное здравоохранение.

Почти половина опрошенных на момент вступления в брак не имели информации о действующих мероприятиях государственной социальной защиты (поддержки) молодых семей. Если сопоставить эти сведения с данными о степени заинтересованности в получении льгот и пр. (50,2 % опрошенных после заключения брака стали чаще интересоваться мерами поддержки от государства), то становится ясным, что неосведомленность оказывается фактором снижения использования программ защиты (поддержки) и решения главной задачи современного российского государства - обеспечить демографическую стабильность. Это поднимает проблему малоэффективной коммуникации между государством и населением в рассматриваемой области. Как показали данные настоящего исследования, значительный процент опрошенных (41,8 %) предпочитают получать информацию от родителей, именно этому каналу они доверяют.

Низкий доход 61 % опрошенных семей представляет собой острый проблемный аспект: более половины респондентов отметили его главной причиной, мешающей расширению семьи. Это подтверждает тот факт, что многие молодые люди сейчас испытывают трудности с трудоустройством, обеспечением себя и будущих детей из-за низкой заработной платы и сложной экономической ситуации в стране.

Молодая семья рассматривается в государственной политике и современной науке как ключевой социальный институт и фактор устойчивого развития общества. Система социальных гарантий представляется исследователями и разработчиками государственной молодежной стратегии в качестве обязательного условия доверия населения к власти. Эта идеологе-ма во многом задает рамки солидного комплекса мер политики в России (Указ Президента РФ от 09.10.2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»4, Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации до 2025 года5, Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017

4 Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: https://base.garant.ru/191961/ (дата обращения: 08.02.2024).

5 Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации до 2025 года. Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/ mmistry/programms/16 (дата обращения: 08.02.2024).

годы»6, Указ Президента РФ от 23.01.2024 г. № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей»7 и др.).

Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что поколения нынешних молодых людей существенно отличаются в этом аспекте от предыдущих (своих родителей и т.д.). Большая часть опрошенных рассчитывают прежде всего на себя и свои силы, а сам фактор ожидания поддержки извне у многих отсутствует, поэтому его влияние на процесс формирования доверия к государству ослаблен. Напрашивается вывод о том, что современная молодежь по-своему видит роль и функции государства в собственной жизни.

В призме задач государственного управления полученные результаты диктуют новое видение политики, а именно усиление экономического компонента, касающегося создания условий для расширения профессиональных и предпринимательских возможностей молодежи, для их самостоятельного обеспечения себя и своих семей в настоящем и будущем (прежде всего жильем, образованием и здравоохранением). Также актуально решить вопрос о настройке более эффективной коммуникации в этой области и улучшить осведомленность молодежи и их родителей о комплексе мер поддержки молодого предпринимательства.

Очевидно, что вместо увеличения существующих льгот стоит сосредоточить государственные усилия (и ресурсы) на создании стабильной, сбалансированной и прозрачной экономической среды, на снижении бюрократических барьеров и налоговой нагрузки для молодых работников (в первую очередь семейных), на организации рабочих мест, поддержке предпринимательства, на предоставлении экономических инструментов для инвестирования и планирования будущего, на содействии в актуальных проблемах в целом (например, налаживание сети специализированной психологической помощи беременным и их мужьям, психолого-педагогическое сопровождение молодых родителей, юридическая поддержка молодых предпринимателей и т.д.).

При разработке информационной политики в целях повышения осведомленности о программах поддержки молодежи необходимо учитывать разнообразие и востребованность каждой социальной группой (в этом случае - молодыми

6 Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». Режим доступа: https://www.garant.ru/ products/ ipo/ prime/doc/70083566/ (дата обращения: 08.02.2024).

7 Указ Президента Российской Федерации от 23.01.2024 г. № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_467710/ (дата обращения 09.02.2024)

семьями и их родителями) информационных каналов. Данная группа редко пользуется телевизором, а органы социальной защиты практически полностью перешли в онлайн-формат (как «Госуслуги»). Важная для государства и молодых граждан информация должна быть донесена не только им, но и их родителям в соответствующей форме и по каналам, которыми пользуются последние. В связи с этим возникает задача перекодирования информационной системы: необходимо создание компактного блока информации о социальной защите, льготах и правах молодежи и их родителей, предназначенного для онлайн-каналов, социальных сетей, мобильных приложений, а также ресурсов для телевизионных и новостных каналов, то есть некоего справочного блока о доступности социальной защиты.

Научное изучение механизмов социальной поддержки молодых семей позволяет на основе социологической информации выявить проблемные аспекты существующей модели государственного управления и выработать целевые

(в соответствии с выявленными недочетами) рекомендации по ее совершенствованию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ / CONCLUSION

Результаты исследования подчеркивают необходимость социологического анализа эффективности государственной политики социальной защиты (поддержки) как меры управленческого воздействия на такой мобильный и постоянно меняющийся социальный объект, как молодежь (и молодые семьи). Ключевой вывод настоящей работы сводится к тому, что принцип государственного подхода, основанный на прямой зависимости «государственная поддержка - доверие молодежи» требует уточнения и корректировки. Новые цифровые поколения молодых россиян имеют отличную от предыдущих поколений матрицу ценностей и отношений в триаде «я - семья - государство». Это нельзя не учитывать. Представляется важным, расширив выборку, продолжить перспективные исследования данной тематики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бережная О.В., Гринева С.В. Молодая семья как объект государственной поддержки социальной работы. Социальная политика и социология. 2014;4(105(2):242-260.

Бурова С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии: учебное пособие. Минск: Право и экономика; 2010. 444 с.

Коряковцева О.А., РожковМ.И. Комплексная поддержка молодой семьи: учебное пособие. М.: Владос; 2008. 204 с. Кривопусков В.В. Типы и уровни доверия в российском обществе. Ереван: Вэлас Принт; 2013. 18 с.

Ростовская Т.К., Князькова Е.А. Государственная политика в отношении молодой семьи: экспертный обзор. Женщина в российском обществе. 2022;1:22-31.

Скрипкина Т.П. Психология доверия: учебное пособие для вузов. М.: Academia; 2000. 264 с.

REFERENCES

Berezhnaya O.V., Grineva S.V. A young family as an object of state support of social work. Social Policy and Sociology. 2014;4(105(2):242-260. (In Russian).

Burova S.N. Sociology of marriage and family: history, theoretical foundations, personalities: textbook. Minsk: Law and Economics; 2010. 444 p. (In Russian).

Koryakovtseva O.A., Rozhkov M.I. Comprehensive support for a young family: textbook. Moscow: Vlados; 2008. 204 p. (In Russian). Krivopuskov V.V. Types and levels of trust in Russian society. Yerevan: Velas Print; 2013. 18 с. (In Russian).

Rostovskaya T.K., Knyazkova E.A. State policy towards a young family: expert review. Woman in Russian Society. 2022;1:22-31. (In Russian). Skripkina T.P. Psychology of trust: textbook for universities. Moscow: Academia; 2000. 264 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.