Социальная защищенность и справедливость в массовом сознании россиян
Social protection and justice in the mass consciousness of russians
Липайкина М.И.
Магистр 1 курса, Историко-социологический институт, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева,
РФ, г. Саранск e-mail: marinalipaikina@yandex. ru
Lipaykina M.I.
Ist year master, Historical and sociological Institute, National research Mordovian state University named after N.P. Ogarev,
Russia, Saransk e-mail: marinalipaikina@yandex. ru
Аннотация.
В статье по данным всероссийских социологических опросов проведен вторичный анализ представлений россиян о социальной защищенности и справедливости. Сделан вывод о том, что по утверждению граждан государственные структуры в большей степени ответственны за социальную защищенность и справедливость и должны нести социальную ответственность за благосостояние граждан Российской Федерации.
Annotation.
In the article, according to the data of all-Russian sociological surveys, a second analysis of the Russians' views on social security and justice was carried out. The conclusion is made that according to the statement of citizens, state structures are more responsible for social protection and justice and should be socially responsible for the well-being of citizens of the Russian Federation.
Ключевые слова: социальная политика, социальная защищенность и справедливость, несправедливость, социальная напряженность.
Key words: social policy, social protection and justice, injustice, social tension.
Любое государство, независимо от государственной структуры, имеет свою социальную политику. Социальная политика представляет собой одну из важнейших составляющих деятельности общества и находится в сфере ее жизненных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и улучшением качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, внедрением принципов социальной защищенности и справедливости как никогда актуальны для современного цивилизованного общества.
Социологические концепты «социальная справедливость» и «социальная защищенность» являются основными элементами социальной политики, широко используемой в практике строительства государства и употребления в нормативно-правовых актах страны. Социальная политика (социальная справедливость и защищенность граждан) взаимосвязана с развитием общественных отношений, менталитетом населения, целью и задачами, которые ставят органы государственной власти.
В процессе исторического развития каждое общество предлагало свои универсальные индикаторы «справедливости» и «защищенности». При этом, однако, практически всегда остро вставал вопрос о реальной справедливости и степени защищенности, обеспечения высокого уровня жизни, доступ к необходимым материальным и нематериальным благам, общественное участие в политических процессах, ментальное приобщение к ценностям и правовым нормам и т.п. [3].
Восприятие населением проблем социальной справедливости в связи с самооценкой уровня социальной
1
защищенности нередко отражается в контексте перечня требований к органам государственной власти и самому гражданину страны с позиций социальной ответственности за текущее состояние общественных отношений и уровня жизни. Соответственно, социальная напряженность, как основа неэффективной политики по социальной защите населения, нередко принимает крайние формы - конфликтов и социальных потрясений, поэтому изучение общественного мнения является важнейшей задачей для государственных структур и институтов гражданского общества.
Указанные выше тенденции в полной мере свойственны и современной России. Исторически так сложилось, что в России именно государственная власть является олицетворением и гарантом соблюдения прав граждан, основным арбитром в неоднозначных ситуациях. Система социального обеспечения, которая сложилась во времена СССР, еще сильнее закрепила в умах людей необходимость во всем полагаться на существующий политический строй, просить защиты у руководителей страны. Именно органы государственной власти являются олицетворением социальной защищенности и справедливости в представлении большинства российских обывателей [4, с. 76].
Социальная справедливость является одним из критериев в области оценивания деятельности государства по защите и обеспечению политических, гражданских, социально-экономических прав граждан, реализация которой предполагает каждому члену общества исключение дискриминации по различным признакам, а также гарантированный уровень необходимых прав, свобод всех членов общества [5, с. 60]. В связи с этим, необходимо рассмотреть социальную защищенность и справедливость с учетом интересов и потребностей индивидов и различных социальных групп.
В массовом сознании россиян потребность в справедливости очень высока. Согласно данным разных опросов ВЦИОМ и ФОМ, которые регулярно проводились в 1990-2000-х гг., рассматривая баланс положительных и отрицательных ассоциаций среди 36 наиболее важных терминов, которые затрагивают разные аспекты социально-политической жизни страны, ценность «справедливости» входит в первую пятерку среди наиболее значимых ценностей для россиян и занимает второе место после «порядка». А словесные конструкции, которые ассоциируются со «справедливостью», такие как «социальная защищенность», «закон и порядок», «права человека», «равенство», по мнению российских граждан, являются одними из самых популярных лозунгов, которые способны объединить общество [15, с. 72].
Представление социальной справедливости в обществе имеет огромное значение. Согласно опросу, ВЦИОМ 2013 года, 36% россиян утверждают, что социальная справедливость состоит в равенстве граждан перед законом. Для 20% опрошенных социальная справедливость обозначает равенство в уровне жизни, для 13% -возможность для каждого достичь того, на что он способен, для 12% - это когда положение каждого члена определяется его трудовыми усилиями. Как гарантии для социально незащищенных социальную справедливость склонны понимать 11% россиян. В то же время 6% опрошенных считают, что социальной справедливости не существует. Для сравнительного большинства граждан России в понимании социальной справедливости близка идея сильного государства, порядка, национальных интересов (58%), нежели идея демократии, солидарности, свободы (27%). Первой позиции придерживаются, прежде всего, 60-61% жителей средних, малых городов и сел, второй позиции - 40% жителей крупных городов [12].
По данным опросов пресс-центра Фонда «Общественное мнение» большая часть россиян считает, что современное российское общество в целом устроено несправедливо (в 2011 г. с этим мнением согласились 61% россиян, в 2007 г. - 68%). При этом 47% россиян в 2011 г. согласились с тем, что западное общество устроено более справедливо, чем российское. И лишь 16% отметили, что более справедливо устроено российское общество, чем западное. 36% респондентов затруднились ответить на данный вопрос. Если сравнивать
современное российское общество и советское, то по утверждению большинства населения (52%), российское общество устроено менее справедливо, чем советское. Только 19% отметили, что российское общество устроено более справедливо [13]. Такие данные могут свидетельствовать о том, что у населения преобладает ощущение несправедливости сложившейся в стране ситуации, несмотря на то, что представления россиян об устройстве западного общества, как и представления молодых людей об устройстве советского общества, могут расходиться с реальностью [9, с. 18].
Исходя из данных опросов ВЦИОМ, несправедливость распределения доходов россияне видят в том, что некоторые группы людей получают неоправданно высокие доходы (40% в 2015 г.), в то время как во времена перестройки эта несправедливость объяснялась в том, что многие получают нелегальные доходы, взятки (32% в 1990 г.). 23% опрошенных в 1990 г. и 27% в 2015 г. утверждают, что несправедливость распределения доходов проявляется в том, что незащищенные слои населения (пенсионеры, инвалиды и т.д.) получают неоправданно низкие доходы. В то же время, сегодня гораздо реже указывают на «уравниловку» (7% в 2015 г. и 23% в 1990 г.) [2].
Модель общества, к которой пытаются стремится россияне, которая располагает равными возможностями для всех достижения улучшения условий жизни, в тоже время, допускает существование неравенств, но только тех, которые возникают на справедливых основаниях. При этом в представлении общества легитимные основания - это более высокий уровень образования, большая эффективность работы в условиях равных возможностей для заработка [7, с. 49].
Россияне нуждаются в том, чтобы все имели не одинаковый доход, а равные возможности. При этом нужно преодолеть все ограничения на заработки, низкая величина которого подавляет стремление к успешной жизни. Как раз равенство возможностей позволит людям достичь определенного социального статуса, несмотря на их происхождение. По утверждению 25% респондентов, сегодняшняя политическая власть России в большей степени защищает интересы обеспеченных граждан, и еще 15% отмечают, что, прежде всего, защищаются интересы государственной бюрократии. Лишь пятая часть респондентов уверена, что государство защищает интересы всех граждан, и треть опрошенных затруднились ответить на данный вопрос [6, с. 27].
По утверждению С. В. Мареевой, граждане России склонны считать, что роль государства в социальной сфере должна быть довольно значимой. Наибольшее число сторонников (46%) получает модель взаимоотношений государства и населения, когда государство обеспечивает всем гражданам определенный минимум, а всего остального люди должны добиться самостоятельно. То есть это совсем не стремление к уравниванию всех. Эта модель распространена во всех группах населения, включая самые благополучные. Люди пожилого возраста считают, что государство должно обеспечивать полное равенство всем гражданам. Это, прежде всего, реакция на реальность, которая сложилась в обществе, а не завышенные ожидания людей. Так, желание к большей поддержке от государства в большей степени высказывают те, кто отметил, что без государственной поддержки им и их близким жить трудно. Прежде всего, это та группа населения, которая зависит от государства и не может сама решить свои проблемы. В 2004 г. также самым распространенным ответом явилось требование, чтобы государство обеспечивало всем гражданам определенный минимум (53%). 33% граждан, как и в 2010 г., выступали за то, чтобы государство обеспечивало всем полное равенство. Таким образом, для большинства россиян самой идеальной моделью будет являться модель государства, которая оказывает всем гражданам определенный минимум, а остального они должны добиться сами [8, с. 136].
Согласно данным опросов Аналитического Центра Юрия Левады («Левада-Центр») [10, с. 22], большинство опрошенных россиян (75% в 2015 г. и 69% в 2010 г.) в большей степени рассчитывают на собственные возможности и силы, в то время как на социальную защиту и поддержку со стороны общества,
государства рассчитывает лишь незначительная часть респондентов (22% в 2015 г. и 28% в 2010 г.). Как видно из результатов опроса, тенденция «рассчитывать на собственные возможности и силы» с годами растет, нежели «социальная защита и поддержка со стороны общества и государства», на которую рассчитывают все меньше и меньше. В то же время, в области социальной защиты большая часть россиян (46%) утверждает, что государство должно обеспечивать нормальный уровень благосостояния всем гражданам. 29% респондентов считают, что государство должно обеспечивать помощь всем, кто попал в трудное положение, например, лишился работы и т.п. По мнению 19%, государство должно обеспечивать помощь только тем, кто не в состоянии позаботиться о себе сам: пенсионерам, инвалидам, сиротам. И только 3% россиян соглашаются с тем, что люди должны сами заботиться о себе и сами обеспечить себе нормальную жизнь без какой-либо помощи государства.
Таким образом, можно заметить, что, независимо от того, что россияне в большей степени рассчитывают на собственные возможности и силы, в рамках социальной защиты от государства они требуют обеспечения нормального уровня благосостояния всем гражданам.
И. А. Байкин отмечает, что восприятие населением проблем социальной справедливости в связи с самооценкой уровня социальной защищенности должно проходить системно и с учетом общественных настроений. Ученый определяют социальную защищенность и справедливость в таких категориях как наличие одинаковых возможностей получения образования, оказания медицинской помощи и медицинских услуг, соответствие заработной платы выполняемой работе. Он рассматривает взаимосвязь между идеальным и реальным положением дел, когда один и тот же человек хочет быть социально защищенным, но в то же время сам приложить определенные действия в этом направлении не всегда желает выполнить [1, с. 26].
Другой стороной проанализированных выше тенденций является часто встречающаяся иждивенческая позиция, корни которой лежат в социальной политике, которая реализовывалась в Советском Союзе (бесплатное образование, медицина и т.п.). Хотя указанные услуги и являлись бесплатными по своей основе, материальное поощрение шло конкретным специалистам (учителям, врачам и т.д.). Поэтому нет ничего удивительного в том, что с приходом в Россию капиталистических отношений усилилась волна недовольных проводимыми в стране реформами по сокращению социальной ответственности государства.
Не лишним будет сказать, что федеральные социологические структуры ведут мониторинг социальных настроений в регионах РФ. Так, в августе 2013 года в пресс-центре Фонда «Общественное мнение» Фонд развития гражданского общества провел презентацию Рейтинга социального самочувствия регионов. При составлении рейтинга использовались данные двух социологических опросов «Георейтинг» ФОМ. Опросы проводились в феврале и мае 2013 года, в котором приняли участие жители 79 регионов России [14].
По результатам опроса Республика Мордовия оказалась в первой группе с «очень высоким» рейтингом (на 13-14 месте). Удмуртская Республика и Республика Марий Эл вошли во вторую группу с «высоким» рейтингом (Удмуртия - в районе с 33 до 39 позиции, Марий Эл - с 51 до 54). Стоит заметить, что последняя отмечается, как ухудшающая свое положение внутри группы, когда Удмуртия «поднимается», переходя из группы со средним рейтингом.
В 2011 году в рамках гранта РГНФ на базе кафедры социологии и НИИ регионологии было проведено исследование «Резервы гармонизации социальных отношений в финно-угорских регионах». Проблематика данного исследования включала вопросы, касающиеся качества жизни населения, экономической ситуации, связи населения с политическими процессами и властными структурами разных уровней, изменений в сфере образования, труда, здравоохранения, социального обеспечения, социальной защищенности и др. Исследование проводилось методом опроса, в ходе которого опрашивалось население трех финно-угорских регионов -Республики Мордовия, Республики Марий Эл, Удмуртской Республики [11].
Основываясь на данных исследования «Резервы гармонизации социальных отношений в финно-угорских регионах», можно отметить, что большинство респондентов (92,1% - в Удмуртской Республике, 91,7% - в Республике Мордовия, 85,8% - в Республике Марий Эл) считают себя не защищенными. И лишь малая часть опрошенных жителей исследуемых регионов уверенно ответили, что они полностью защищены государством. В Удмуртской республике так считают 3,4%, в Республике Марий Эл - 3%, в Республике Мордовия - 2,7%.
В условиях недостаточной социальной защищенности большая часть респондентов будут решать все свои проблемы, не дожидаясь помощи (62,8% - в Мордовии, 54,9% - в Марий Эл, 48,7% - в Удмуртии). Меньшая часть опрошенных поддержат на выборах общественное движение или партию, которые выражают интересы таких людей, как они (19,5% - в Мордовии, 18% - в Марий Эл, 17,4% - в Удмуртии), будут требовать через суд реализации своих прав (18,8% - в Марий Эл, 15,1% - в Удмуртии, 13,2% - в Мордовии,), примут участие в митингах, других акциях протеста (10,9% - в Марий Эл, 9,4% - в Удмуртии, 7,5% - в Мордовии).
Исходя из данных, можно отметить, что социальное самочувствие граждан трех представленных субъектов Приволжского федерального округа (Марий Эл, Мордовия и Удмуртия) далеко от оптимального состояния. Учитывая недостаточную степень своей защищенности, большая часть респондентов предпочитает активные пути решения данной проблемы, но, в то же время, отдают предпочтение действиям, которые существуют в рамках правовых институтов. Указанные аспекты являются необходимыми условиями повышения качества жизни населения, без которых просто невозможна социальная стабильность общества.
Таким образом, моно сделать вывод, что граждане России в большей степени предпочитают модель справедливо устроенного общества, которое обеспечивает для всех граждан равные возможности. Однако, в большей степени россияне рассчитывают на собственные возможности и силы, в то же время, в рамках социальной защиты от государства они требуют обеспечения нормального уровня благосостояния всем гражданам.
Социологические исследования последних лет показывают, что граждане стали предъявлять более строгие требования к органам государственной власти, полагая, что государственные структуры в большей степени ответственны за социальную справедливость, социальную защищенность и должны нести социальную ответственность за благосостояние граждан Российской Федерации.
Список используемой литературы:
1. Байкин И. А. К вопросу о понятиях «социальная справедливость», «социальная защищённость», «социальная незащищённость» / И. А. Байкин // Вестник МГТУ Станкин. - 2012. - № 2. - С. 26-30.
2. Богатые и бедные - вчера и сегодня [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. - 2015. - Пресс-выпуск № 2878. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115317. - Загл. с экрана (дата обращения 17.06.17).
3. Деньгуб Ю. В. Представления о социальной справедливости в сознании современного российского общества / Ю. Деньгуб [Электронный ресурс]. - М., [2005]. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/predstavleniya-o-sotsialnoy-spravedlivosti-v-soznanii-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva. - Загл. с экрана (дата обращения 17.06.17).
4. Дыльнова Т. В., Панкратов И. А. Социальная справедливость - важнейший принцип социальной политики государства // Информационная безопасность регионов. - 2012. - № 1. - С. 75-79.
5. Ефремов Г. А. Представление о социальной справедливости в общественном сознании россиян / Г. А. Ефремов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота, 2012. - № 1 (15) : в 2-х ч. - Ч. I. - С 58-61.
6. Ирсетская Е. А., Китайцева О. В. Социальная справедливость как платформа реализации жизненных устремлений россиян // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. - 2015. - № 6. - С. 19-31.
7. Мареева С. В., Тихонова Н. Е. Бедность и социальные неравенства в России в общественном сознании // Мир России. - 2016. - № 2. - С. 37-67.
8. Мареева С. В. Запрос россиян на определенный тип развития страны и социально-экономическую политику / С. В. Мареева // Вестник Института социологии. - 2010. - № 1. - С. 133-153.
9. Мареева С. В. Справедливое общество в представлениях россиян / С. В. Мареева // Общественные науки и современность. - 2013. - № 5. - С. 16-26.
10. Общественное мнение - 2015. М. : Левада-Центр, 2016 - 308 с.
11. Резервы гармонизации социальных отношений в финно-угорских регионах ПФО (социологическое исследование в Мордовии, Удмуртии, Марий Эл, 2011 г.).
12. Социальная справедливость : как мы ее понимаем [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. - 2013. -Пресс-выпуск № 2346. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=114297. - Загл. с экрана (дата обращения 17.06.17).
13. Справедливость не торжествует [Электронный ресурс] // ФОМ. - 2011. - Режим доступа: http://fom.ru/Nastroeniya/10263. - Загл. с экрана (дата обращения 17.06.17).
14. Типология регионов РФ : социальные и экономические проблемы. Георейтинг. База данных ФОМ [Электронный ресурс]. - М., [2013]. - Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/map/fomterri/fomterry pressr/d113306. - Загл. с экрана (дата обращения 17.06.17).
15. Урнов М. Ю. Что есть справедливость? (Попытка анализа массовых представлений) / М. Ю. Урнов // Общественные науки и современность. - 2012. - № 5. - С. 71-88.