УДК 331.108.2:622.276
СОЦИАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ РОССИЙСКИХ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ
В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
© Л. М. Г айсина
Уфимский государственный нефтяной технический университет Россия, Республика Башкортостан, 450062 г. Уфа, ул. Космонавтов, 1.
Тел.: + 7 (347) 283 67 14.
E-mail: [email protected]
В статье анализируются негативные явления кризисного периода в системе нефтегазового комплекса, а также позитивные социальные тенденции, отразившиеся на повышении внимания к количеству и качеству социальных программ.
Ключевые слова: нефтегазовые компании, кризис, социальная устойчивость, социальные инициативы, персонал, безопасность, охрана труда, инвестиции.
Перспективы развития российской экономики непосредственным образом зависят от важнейшей сферы - нефтегазового комплекса (НГК), обеспечивающего более четверти производства страны, а также основную часть налоговых и валютных поступлений государства. В связи с этим проблема устойчивости российских нефтегазовых компаний в целом и их социальной устойчивости в частности приобретает приоритетное значение.
Устойчивость - это баланс экономического, социального и экологического состояния. Во время недавнего мирового финансового кризиса стало очевидно, что социальная стабильность поддерживает устойчивость компании, способствует достижению производственных целей. Социальная устойчивость и социальная ответственность в современном деловом мире становятся неотъемлемыми атрибутами, необходимыми для поддержания и роста социального капитала компании, уровня доверия к компании внешних заинтересованных сторон.
Прошедшие 2008-2009 гг. стали для нефтегазовых компаний проверкой на прочность, которую они успешно прошли. Перед российскими компаниями НГК стояла задача не только преодолеть экономический кризис, но и успешно развиваться в изменившихся условиях. Сегодня предприятия нефтегазового сектора в достаточной мере оправились от влияния кризиса и способны к активному развитию. Восстановление рыночной конъюнктуры на сырьевых рынках вселяет в участников отрасли уверенность и дает им возможность планировать свою деятельность на долгосрочный период.
Социальная устойчивость компании выражается в степени выполнения социальных обязательств перед своими работниками и обществом (финансирование социальных программ, характер распределения нефтяных доходов между членами общества и т.д.).
Идеология социальной устойчивости позволяет выстраивать такие отношения между бизнесом и обществом, которые основаны на возвращении бизнесом доли ренты от использования природных ресурсов обществу. Она предполагает ответствен-
ный подход к решению экологических вопросов и взаимодействию с обществом, а также сохранение и поддержание имиджа надежного партнера.
Тенденции сегодняшнего дня свидетельствуют о том, что инвесторы охотнее обращают свое внимание на компании, принимающие на себя корпоративные обязательства и активно демонстрирующие высокий уровень своей социальной ответственности. Несмотря на сокращение инвестиций в освоение новых месторождений, финансирование социальных инициатив, экологических программ, обучение персонала, безопасность труда во многих нефтяных компаниях не только не сократились, но даже увеличились. Примером является компания «Лукойл», контролирующая шестую часть нефтяного рынка России и значительную часть рынков стран ближнего зарубежья, включая Прибалтику. Компания в период кризисного явления в мировой экономике сделала акцент на социальной составляющей бизнеса и продолжает придерживаться социально-ориентированной модели управления персоналом. Здоровье и жизнь людей, предотвращение негативного воздействия на окружающую среду и рациональное использование природных ресурсов для нее на первом месте [1].
Социальная ориентированность, подтвержденная и закрепленная положениями принятого социального кодекса ОАО «Лукойл», устойчивый общественно-политический имидж одной из наиболее социально и экологически ответственных компаний - это те факторы, которые позволили компании преодолеть экономический кризис и укрепить статус единой интегрированной компании, имеющей сильную и устойчивую корпоративную культуру [2].
К сожалению, не все компании НГК уделяют пристальное внимание социальной составляющей своего бизнеса, тем самым лишают себя результативных инструментов, позволяющих непрерывно укреплять репутацию, реализовывать свой потенциал и постоянно увеличивать стоимость бизнеса. Одни сразу отказались нести социальные расходы, другие отложили этот процесс до лучших времен. Игнорируя данные тенденции в условиях бурного
роста заинтересованности общества к данным вопросам и развития конкуренции, эти компании наносят не только урон своей репутации, но и непоправимый ущерб природным экосистемам.
Примером является компании «British Petroleum» и произошедшая трагедия с разливом нефти в Мексиканском заливе. Интересным обстоятельством является то, что в марте 2010 г. компания «British Petroleum» объявила о том, что схема пенсионного обеспечения, при которой размер пенсии зависит от последней зарплаты перед выходом на пенсию и выслуги лет, не будет применяться в отношении сотрудников, принятых на работу в апреле 2010 г. и позже [3], а 20 апреля 2010 г. в 80 километрах от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе произошла авария, со временем переросшая в техногенную катастрофу сначала локального, затем регионального масштаба, с негативными последствиями для экосистемы региона на многие десятилетия вперед. Следовательно, можно констатировать, что политика этой компании социально и экологически не ориентирована, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В связи с перспективой снижения рентабельности и числа сделок крупнейшие мировые нефтегазовые компании сокращают численность персонала, откладывают приобретение нового оборудования, проявляют большую избирательность в отношении участия в экологических проектах, сокращают затраты на обучение персонала, а также инвестиции в охрану труда и безопасность. Так, известная мировая нефтяная компания «Shell» объявила о реорганизации управления компанией и сокращении персонала. Крупнейшие диверсифицированные сервисные компании также проводят сокращение рабочих мест в количестве, которое в суммарном выражении составляет десятки тысяч [3]. Результатом данной политики могут явиться повышение аварийности производства и катастрофические социальные последствия.
В целях оценки влияния мирового финансового кризиса на деятельность российских нефтегазовых компаний нами проведено в марте-мае 2011 г. социологическое исследование «Социальная устойчивость российских нефтегазовых компаний в условиях кризиса». Основным методом сбора данных явился социологический опрос руководителей и специалистов российских нефтегазовых компаний. Опрос проводился в подразделениях компаний: ОАО АНК «Башнефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Удмуртнефть», ОАО «Татнефть», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «Северные магистральные нефтепроводы».
Количество опрошенных составило 250 человек разных должностных категорий: специалисты и руководители низового уровня (бригадир, буровой мастер, руководитель бюро, сектора и др.), руководители среднего звена (начальник цеха, участка, начальник или заведующий отделом, начальник управления производством, руководитель проекта и др.), высшие менеджеры (генеральный директор, президент нефтяной компании, исполнительный директор, коммерческий директор, ИЯ-директор, заместитель директора, главный бухгалтер, главный инженер и др.). Опрошенные работают в различных подразделениях предприятий, а именно: в производственных подразделениях (цех, участок, станция и т.д.), во вспомогательных и обслуживающих подразделениях (отдел сбыта, по работе с клиентами, маркетинга, отдел персонала, финансовый, плановый, информационный, безопасности, технические отделы - ремонтный, строительный), а также в администрации (высшее руководство). Количество и состав опрошенных позволяют говорить о репрезентативности полученных данных и обоснованности сделанных выводов.
В анкетах экспертам предлагалось оценить влияние мирового экономического кризиса на деятельность их компании, в том числе отразить направления этого влияния, а также изменения в приоритетах социальных программ. Кроме того, экспертам предлагалось с учетом значимости проран-жировать эффективность мероприятий, которые они проводили для обеспечения успешного развития в условиях кризиса. Анкета содержала 76 вопросов, разделенная по таким различным тематическим блокам, как:
1) общая характеристика работы;
2) история прихода на предприятие и планы на будущее;
3) направления влияния мирового экономического кризиса на деятельность компании;
4) приоритеты социального развития предприятия в кризисный и посткризисный период;
5) безопасность и охрана труда;
6) направления успешного развития в по-сткризисный период.
Согласно результатам проведенного опроса, 33% из числа руководителей и специалистов компаний НГК заявили, что кризис не отразился на деятельности их компании. Такое же число респондентов считают, что кризис оказал негативное влияние на деятельность компании. Уровень неопределенности составил 6%. Отдельного внимания заслуживают ответы 28% респондентов о благотворном влиянии кризиса (рис. 1). И действительно, под влиянием негативной внешней среды компании смогли мобилизоваться и показать улучшения операционных и финансовых показателей.
затрудняюсь кризис не отразился
ответить 6% 33%
кризил оказал положительное вл ияние 2 8%
кр изис оказал негативное влияние 33%
Рис. 1. Влияние мирового экономического кризиса на деятельность вашей компании (в % от числа опрошенных).
затрудняюсь ответить 9%
сохранили расходы на прежнем уровне 45%
увеличили расходы на социальные программы 46%
Рис. 2. Разработка и внедрение социальных программ в посткризисный период (в % от числа опрошенных).
снизили 11%
существенно снизили 5%
существенно увеличили 6%
увеличили 17%
сохранили на прежнем уровне 61%
Рис. 3. Разработка и внедрение социальных программ
С выходом мировой экономики из кризиса и повышением цен на нефть до значений 75 долларов США за баррель и выше связано увеличение компаниями своих инвестиций по таким направлениям, как капитальное строительство, разработки и инновации. Анализ показал, что значительно более стабильными оставались расходы компаний на обучение персонала, экологию и утилизацию попутного нефтяного газа, охрану труда и технику безопасности. Также преимущественно не изменялись в 2010 г. объемы отчислений на социальные программы (46% компаний увеличили расходы на социальные программы, 45% сохранили на прежнем уровне, уровень неопределенности составил 9%) (рис. 2).
в кризисный период (в % от числа опрошенных).
Стоит отметить, что расходы на социальные программы в 2009 г. оставались стабильными. Это говорит о том, что российские нефтегазовые компании даже в период кризиса не экономили на социальной сфере, обучении и безопасности сотрудников (61% респондентов ответили, что их предприятия не сокращали инвестиций в социальные программы, 17 - увеличили свои затраты в данном направлении, 6 - существенно увеличили, 11 - снизили свои затраты и лишь 5% - существенно снизили) (рис. 3).
К основным факторам достижения устойчивости при выходе из кризиса руководители и специалисты российских НГК относят:
- повышение эффективности внедрения социальных программ (35%);
- оптимизацию персонала с использованием взвешенного подхода к кадровому менеджменту, а не глобальное сокращение (26%);
- обучение персонала (15%);
- охрану труда и техника безопасности (24%).
Проведенное нами социологическое исследование показало, что российские компании НГК обладают значительным запасом прочности, что позволяет характеризовать отрасль как устойчивую. Нами выявлено удивительное сходство основных мероприятий, которые руководители и специалисты проводили для обеспечения успешного развития в новых экономических условиях: сокращение инвестиций в новые разработки и операционную деятельность, но не за счет социальных инициатив, экологии, обучения персонала и охраны труда. Учитывая сложившиеся обстоятельства, российским компаниям НГК следует увеличивать инвестиции по тем направлениям, которые подверглись сокращению в прошлые периоды - вложения в ин-
новационные разработки и исследования, капитальные проекты.
В настоящее время российские нефтегазовые компании приходят к пониманию того, что в условиях современной глобальной экономики социальная и экологическая эффективность компаний играет все возрастающую роль в формировании их позитивного имиджа, а, следовательно, долгосрочного успеха. Таким образом, руководителям компаний следует ориентироваться как на количественное расширение бизнеса, так и на повышение его качественных характеристик, требующих внедрения новых социальных технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грайфер В., Алекперов В. Успешная проверка на прочность // Нефть России. 2009. №7. С. 9.
2. ОАО «ЛУКОЙЛ». Политика управления персоналом. URL: http://www.lukoil.ru/static_6_5id_261_html
3. Никитина А. Уроки кризиса: осторожный оптимизм (по материалам компании Ernst & Young) // Нефтегазовая Вертикаль. 2010. №3. С. 23-24.
Поступила в редакцию 06.10.2011 г.