УДК 316.2
Социальная толерантность и социальная нетерпимость: теоретико-методологическая концептуализация
А. В. Круглов
Круглов Александр Валериевич, соискатель кафедры социологии регионов, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, krugl555@ mail.ru
Статья посвящена проблеме социологического исследования феномена социальной нетерпимости. Данный феномен в истории существовал всегда, являясь постоянным элементом социальной жизни общества. Граница между нетерпимостью как элементом социальной жизни в процессах институциализации социальных групп и нетерпимостью в ее деструктивных формах столь эфемерна, что ее очень трудно определить. Вопрос об уровне социальной нетерпимости современного российского общества и процессах, происходящих в этой сфере, является сегодня необычайно значимым. С одной стороны, упрочение социального мира предполагает ослабление этнической, конфессиональной, политической розни, т. е. социальной нетерпимости, препятствующей социальной интеграции. С другой стороны, в условиях выраженной идейной, культурной экспансии и анархии требуется укрепление общественного иммунитета в отношении неприемлемых, девиантных форм социального поведения. Такое положение предполагает поиск способов установления стабильности общества, одним из которых служит выявление и реализация возможностей остановки процессов, запускающих нетерпимость в ее крайних формах, что актуализирует изучение основ и содержания явления социальной нетерпимости. Ключевые слова: социальная нетерпимость, толерантность, аттитюды, социальные отношения, социальные действия.
Social Tolerance and Social Intolerance: Theoretical and Methodological Conceptualization
A. V. Kruglov
Aleksandr V. Kruglov, https://orcid.org/0000-0002-5572-647X, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, [email protected]
The article is devoted to the problem of sociological research of the social intolerance phenomenon. Historically, the social intolerance phenomenon has always been a constant element of social life. The boundary between intolerance as an element of social life in the processes of institutionalization of social groups and the lack of tolerance in its destructive forms is so ephemeral that it is very difficult to define. At present, the problem of the social intolerance level in modern Russian society and the processes taking place in this sphere are very significant. On the one hand, the consolidation of social peace implies the reduction of ethnic, religious and political discord. On the other hand, in the face of ideological cultural expansion and anarchy, it is necessary to strengthen social immunity against unacceptable and deviant forms of social behavior.
This situation involves the search for the ways for establishing the stability of society, one of which is the identification and realization of the opportunities to stop the processes triggering intolerance in its extreme forms, which updates the study of the social intolerance phenomenon foundations and content. Keywords: social intolerance, tolerance, attitudes, social relations, social actions.
DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601 -2020-20-1 -40-42
Сегодня во всем мире проблема социальной нетерпимости обнаруживается во все большем масштабе. Многообразные формы выражения социальной нетерпимости, которые проявляются, прежде всего, в различных вариантах общественных противоречий - в религиозных, национальных и социальных конфликтах, - усилили актуальность проблемы.
Феномен социальной нетерпимости в истории существовал всегда, являясь постоянным элементом социальной жизни общества. Граница между нетерпимостью как элементом социальной жизни в процессах институциализации социальных групп и нетерпимостью в ее деструктивных формах столь эфемерна, что ее очень трудно определить. Проявления нетерпимых отношений в социальном поведении могут быть связаны с социальной дифференциацией, социально-экономическими и политическими условиями в стране, а также с этическим, моральным и культурным капиталом в обществе. Вопрос об уровне социальной нетерпимости современного российского общества и процессах, происходящих в этой сфере, является сегодня необычайно значимым. С одной стороны, упрочение социального мира предполагает ослабление этнической, конфессиональной, политической розни, т. е. социальной нетерпимости, препятствующей социальной интеграции. С другой стороны, в условиях выраженной идейной, культурной экспансии и анархии требуется укрепление общественного иммунитета в отношении неприемлемых, девиантных форм социального поведения. Такое положение предполагает поиск способов установления стабильности общества, одним из которых служит выявление и реализация возможностей остановки процессов, запускающих нетерпимость в ее крайних формах, что актуализирует изучение основ и содержания явления социальной нетерпимости.
Научное теоретизирование по проблеме социальной терпимости/нетерпимости началось в
© Круглов А. В., 2020
Л. В. Круглов. Социальная толерантность и социальная нетерпимость
XX в., но этот феномен был в центре исследований во все исторические периоды. Древние социально-философские дискурсы содержали размышления по данной проблеме. Так, например, китайский философ Конфуций писал: «Я не хочу делать другим того, чего не хочу, чтобы другие делали в отношении меня»1. Ф. Бэкон писал о толерантности, что коль каждому в этом мире необходимо воздать по заслугам, то и человек должен быть снисходительным к другим людям2.
Современными учеными предложено множество дефиниций социальной терпимости. Их анализ показывает, что нет общей концепции, касающейся этой проблемы. Определено, что толерантность является частью общей культуры. Ее можно рассматривать как на уровне личности, так и на уровне общества. Известный мыслитель Анри Бергсон сформулировал концепцию открытого и закрытого общества. Согласно концепции, закрытое общество - это общество, где члены практически солидарны; они безразличны к другим мирам, они всегда готовы к агрессии или обороне. Одним словом, они должны находиться в полной боевой готовности3. А. Бергсон пишет, что человек создан для закрытого общества, как муравей для его муравейника. Фундамент закрытого общества - это религия и ответственность, состоящая из силы. Рассуждая о социальной терпимости, русские ученые подчеркивают этническое равенство, неотъемлемое право людей исповедовать свою религию4. Особое внимание проблеме социальной терпимости уделял В. Соловьев. Мыслитель указал пять добродетелей, одной из которых является терпимость. Он писал, что она, как добродетель, является частью состояния ума, которое в его активном проявлении можно назвать великодушием или духовной смелостью. По мнению ученого, это своего рода допуск к свободе. Такое отношение не являются ни добродетелью, ни пороком, но они могут быть и тем, и другим. Все зависит от предмета, от присущих ему мотивов, таких как великодушие и трусость, уважение чужих прав и пренебрежение к выгоде5. Как видно, социальная терпимость имеет и негативный, и положительный смысл, поскольку в зависимости от конкретных ситуаций может рассматриваться как добродетель или порок.
Современные ученые расширяют теоретическую трактовку социальной терпимости. Существует четыре концепции социальной терпимости (толерантности). Во-первых, терпимость - это равнодушие. Это определение связано с классической либеральной традицией. Данная концепция, подразумевающая существование различных точек зрения и мнений, перестает иметь значение перед лицом основных проблем, с которыми сталкивается наше общество. Во-вторых, терпимость может рассматриваться как невозможность лучшего понимания. В-третьих, терпимость означает снисходитель-
ность к другим, в том числе презрение к людям. В-четвертых, наиболее плодотворным смыслом социальной толерантности в современных условиях является ее понимание как расширение критического диалога6. Вкратце эта концепция заключается в утверждении того, что каждая культура является ценностной и когнитивной системой. Если она вступит в диалог с другой культурой, то расширит свой опыт, потому что наиболее интересные идеи возникли в обществе, когда различные парадигмы сталкивались друг с другом. Терпимость является результатом критического диалога и служит уважением к мнению другого человека. Проявление толерантности определяется социально-культурной ситуацией. Исходя из того, что социальная терпимость может быть понята как негативно, так и позитивно, необходимо решить проблему ее пределов. Безусловно, только пределы социальной терпимости позволяют понять, что имеет право на существование и что запрещено в обществе.
Некоторые ученые считают, что пределы толерантности зависят от общества. По этой причине усилия по поиску подлинной, наиболее подходящей к разумному социальному бытию терпимости обречены на провал7. Стоит отметить, что заставить людей быть терпимыми невозможно даже теоретически. Принудительная терпимость может быть опасной, поскольку приведет к преобладанию порочной стороны толерантности. Продвижение терпимости пробьет брешь в традиционной культуре, смещая акценты и смешивая моральные ориентиры8.
Итак, найти последовательный подход к определению социальной терпимости сложно, поскольку отсутствуют общие теоретико-методологические подходы. Именно поэтому трудно изучать социальную терпимость как особое социальное явление.
Как ни странно, социальная нетерпимость вызывает в плане ее теоретико-методологической концептуализации несколько меньше затруднений. Современная социальная наука в общих чертах сходится в базовых характеристиках этого явления, отталкиваясь, что называется, от обратного.
Опорными моментами в трактовке социальной нетерпимости являются следующие. Первое: ее толкование как совокупности внутренних установок и действий социальных субъектов негативного характера, обусловленных общественно значимыми различиями. Второе: социальная нетерпимость - феномен, не объясняемый ни биологическими, ни психологическими, ни какими-либо еще природными детерминантами индивидуального либо социального бытия. Она детерминируется, главным образом, ходом и содержанием социализации и по этой единственной причине является сугубо социальным явлением. Из этих двух посылок вытекают основные существенные для исследования социальной не-
Социология
41
терпимости в качестве объекта социологического исследования положения.
Формы социального поведения, понимаемые в категориях социальной нетерпимости, постоянны и консервативны, а наполнение отношений социальной нетерпимости меняется в зависимости от социально-исторического контекста. Выделяются такие формы социальной нетерпимости, как политическая, этническая, религиозная, классовая, культурная, гендерная и проч. (в зависимости от оснований стратификации). Фиксируя разнообразие и противоречивость социальной нетерпимости, необходимо выделить в ее структуре два основных уровня: 1) нетерпимость как аттитюд, предрасположенность, не выраженная в поступках, социальное отношение; 2) нетерпимость как социальное действие, осуществляемое в общественном поведении. Также можно выделить множество переходных подуровней, отличающихся друг от друга мерой выраженности неприятия: от скрытой интолерантности до откровенной агрессивности.
Итак, социальная нетерпимость является неотъемлемым параметром общественной жизни. Для социологического изучения этого явления выдвигается понимание, подходящее под оптимальное рабочее определение. Социальная нетерпимость - совокупность негативных ат-титюдов, отрицательная предрасположенность
социального субъекта (группы или индивида), направленная на объект (группу или индивида), который выделяется по социально релевантным признакам, и выражающая неприемлемость социальных различий, неготовность к сосуществованию с ними.
Примечания
1 Конфуций. Уроки мудрости : Сочинения. М. : Эксмо-Пресс ; Харьков : Фолио, 2002. С. 37.
2 См.: Бэкон Ф. Жизнь мировоззрения, мысли, максимы / пер. с англ. С. А. Бронштейна. М. : Современное Слово, 1998. С. 143.
3 См.: Бергсон А. Два источника морали и религии : пер. с фр. М. : Канон, 1994. С. 268.
4 См.: Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М. : Рарогъ, 1993. С. 127.
5 См.: Соловьев В. С. Оправдание добра : Нравственная философия / вступ. ст. А. Н. Голубева и Л. В. Коноваловой. М. : Республика, 1996. С. 133.
6 См.: Лекторский В. А. О толерантности // Философские науки. 1997. № 3-4. С. 14-18.
7 См.: Хомяков М. Б. Толерантность : парадоксальная ценность // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Т. 6, № 4. С. 98-112.
8 См.: СамохваловаВ. И. Идентичность, норма и пределы толерантности // Философские науки. 2008. № 4. С. 26-45.
Образец для цитирования:
КругловА. В. Социальная толерантность и социальная нетерпимость: теоретико-методологическая концептуализация // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 40-42. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-1-40-42
Cite this article as:
Kruglov A. V. Social Tolerance and Social Intolerance: Theoretical and Methodological Conceptualization. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2020, vol. 20, iss. 1, рр. 40-42 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-1-40-42
42
Научный отдел