УДК 113/119:316.647.5
Золотухин Владимир Михайлович
доктор философских наук, профессор кафедры истории, философии и социальных наук факультета фундаментальной подготовки Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачева
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ФИЛОСОФИИ ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО КОСМИЗМА АНТИЧНОСТИ
Zolotukhin Vladimir Mikhailovich
D.Phil. in Philosophy, Professor, History, Philosophy and Social Sciences Department, Fundamental Training School, Kuzbass State Technical University
ONTOLOGICAL FOUNDATIONS OF TOLERANCE IN THE ANTIQUE PHILOSOPHY OF TRANSCENDENCE COSMISM
Аннотация:
Статья посвящена исследованию онтологических оснований принципа толерантности в философии трансцендентного космизма мыслителей античности - Платона, Аристотеля, Плотина. Установлено, что в онтологическом аспекте толерантность является необходимым принципом гармоничного сосуществования различных частей Космоса в составе целого; гармоничного сосуществования человека в природе-космосе, человека с человеком, человека и общества. Толерантность является основой существования как материальной, так и идеальной (духовной) сторон Космоса, обеспечивая гармоничное бытие микрокосма - человека в Макрокосме - Универсуме. Актуальное значение принцип толерантности приобретает в ситуациях неопределенности, в том числе в эпоху глобализации, сопровождающейся нетерпимостью, агрессией, духовной деградацией человечества под воздействием масскуль-туры, нивелирующей становление личности человека, формирующей феномен «постчеловека».
Ключевые слова:
бытие, толерантность, трансцендентный космизм, античность, Платон, Аристотель, Плотин.
Summary:
The article deals with ontological foundations of the tolerance principle in the philosophy of transcendental cosmism of such thinkers of antiquity as Plato, Aristotle, Plotinus. The author believes that in the ontological aspect tolerance is an essential principle of the harmo-nious coexistence of various elements of the Cosmos as a part of the whole; the harmonious coexistence of a human in the Cosmic nature, human and human, human and society. The tolerance is the basis of the existence of both material and ideal (spiritual) sides of the Cosmos, providing a harmonious existence of the microcosm - human in the macrocosm - Universe. The principle of tolerance becomes relevant in situations of uncertainty, including the era of globalization, accompanied by intolerance, aggression, spiritual degradation of humanity under the influence of mass culture bringing personal development to naught and forming the phenomenon of "post-human".
Keywords:
being, tolerance, transcendent cosmism, antiquity, Plato, Aristotle, Plotinus.
Актуальность темы определяется тем, что в современной литературе слабо освещается онтологический подход, в рамках которого толерантность исследуется как гарант устойчивого развития социокультурной ступени в глобальной эволюции. Интерес к теме толерантности вызван тем, что в условиях постиндустриального общества, усложнения форм деятельности и общения человека актуализируются проблемы влияния социума на сознание и поведение человека; проявления нетерпимости, агрессии к инакомыслящим, представителям иной национальности и вероисповедания; духовной деградации, приведшей под воздействием масскультуры к появлению феномена «постчеловека» [1]. В статье в рамках онтологического подхода рассмотрим толерантность через призму взаимосвязи антропокосмических и социокультурных аспектов в философии Платона, Аристотеля, Плотина.
В самом общем смысле толерантность (от лат. tolerantia - 'терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий') - термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не идентична безразличию. По определению В. Франкла, она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, а заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением [2, Б. 471-472]. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции [3].
Первые попытки осмысления толерантности (как терпимости) были предприняты в эпоху античности. Еще Перикл, являясь на протяжении многих лет стратегом в Афинах, сделал «первое открытое выступление в защиту социальной терпимости как требования, обязательного для всей цивилизации» [4, с. 443]. Он подчеркивал необходимость терпимого отношения к многообразным формам мировоззрения и социального поведения. С точки зрения А.Н. Уайтхеда, у Пе-рикла обнаруживаются концепция организованного общества и право на самоопределение каждого гражданина. В то же время особо подчеркивается, что «миролюбивая политика, если она не соединена с энергией, не спасет государство: свободная от опасностей покорность полезна не в государстве господствующем, а в подчиненном» [5, с. 137].
Особенностью понимания толерантности в эпоху античности является то, что здесь философский аспект толерантности имеет онтологические основания, так как регулирует бытийные основы всего мироздания, в том числе и человеческого существования. В связи с этим уместно изложить первые представления о бытии, сложившиеся в эту эпоху и определившие онтологическое направление в философии. Как известно, первая попытка осмысления проблемы бытия обнаруживается в элейской философской школе. Считается, что Парменид в поэме «О природе» впервые поставил вопросы, определившие онтологическое направление всей дальнейшей философской науки. Внимание Парменида сконцентрировано вокруг центральных философских категорий - существования и бытия - с целью выяснения того, что между ними общего и целостного. По мнению Парменида, общее обнаруживается в утверждении целостности мира с помощью понятия «есть», которое обозначает существование каждой вещи в некоем более широком и целостном «Есть». Здесь важным моментом является констатация единства и различия существования каждой отдельной единичности (сущее) во взаимосвязи с каждой из сфер существования. Так возникла категория «бытие», в рамках которой разъясняется диалектика единства и различия как основа существования всего мироздания.
Онтологическая тема получила дальнейшее развитие в философии Платона, Аристотеля, Плотина. В их трудах бытие определялось как то, что постигается умом чувством, опытом. Опираясь на астрономический материал, эти мыслители диалектически рассматривали природу-космос как целостный, гармонично обустроенный Универсум, развивающийся в противоречивости единства и борьбы своих противоположных составляющих. В этом аспекте выдержать необходимую пропорцию и порядок можно только при условии, что в основе космологического строения лежит принцип толерантности, который в данном случае означает мирное, гармоничное сосуществование различных частей как условие существования целого.
В едином Универсуме античные мыслители выделили два уровня: изменчивый физический космос они назвали становлением, а то, что всегда остается неизменным, - бытием, или сущим (Платон. Тимей, 28а, слл.; Аристотель. Метафизика, III 4, 999Ь6; IX 9, 1051Ь29) [6, с. 187]. Само бытие трактуется трансцендентно, т. е. как запредельное по отношению к возникающему становлению. Мыслители считали, что существование человека и каждого предмета в мироздании определяется целеполаганием, которое выражается необходимостью выполнения собственного предназначения (судьба) и нахождением определенного места в иерархическом устройстве космической гармонии.
Например, Платон в ряде своих диалогов рассуждает относительно таких понятий, как добродетель, справедливость, терпение. Формулируя новые для своего времени положения, он утверждает, что нет ничего выше справедливости, поэтому «хуже творить несправедливость, чем ее терпеть, и оставаться безнаказанным, чем нести наказание» [7, с. 510]. Тем самым философ закладывает основы представлений о толерантности и делает вывод о том, что с помощью логики нравственного сознания выстраивается иерархия ценностей для человека - справедливость, благо, добро, разум, мужество, щедрость, храбрость, рассудительность и т. д., а также осуществляется реформирование межличностных отношений на основе принципа толерантности, который вводится в ранг долженствования.
Особенностями древнегреческой диалектики являются, с одной стороны, констатация вечного и неизменного трансцендентного первоначала мироздания, «которое, в противоположность всему оформленному, не имеет никакой формы и не имеет никакого предела» [8, с. 595], а с другой стороны, фиксирование вечности происходящих в космосе изменений. Первоначало, из которого все исходит и которое все объединяет (как бытие, так и становление), античные мыслители именуют «Единое», или «Благо».
Для Платона, Аристотеля, Плотина «Единое», или «Благо», - это то, что является не только первопричиной всего Универсума, но и совершенной целью бытия. Это то, к чему все стремится. «У всех действий цель одна - Благо, и все прочее должно делаться ради блага, но не Благо ради чего-то иного», - утверждал Платон [9, с. 543]. Вслед за Платоном Аристотель, рас-
сматривая Космос как единое упорядоченное целое, выявляет в нем причину, цель, предназначение и движение к «Благу». Верховное первоначало и перводвигатель мироздания Аристотель называет «Богом-Умом», в сфере которого совпадают субъект и объект, мысль и предмет мысли. Последователь Платона - Плотин тоже понимал «Единое», или «Благо», как первоначало, которое задает цель, смысл и целостность существования всему мирозданию.
В структуру античного космоса входят «Логос-Ум», «Мировая Душа», человек, материальная природа (физический космос). Человек является исходной клеточкой космической реальности, выполняет функции субъекта как единичной космической и социальной субстанции. Поэтому человеческая деятельность, согласно его онтокосмологическому и антропосоциальному предназначению, тоже направлена к «Благу».
Таким образом, специфика онтологии Платона, Аристотеля, Плотина заключается в том, что, по их представлениям, единое мироздание подразделяется на два уровня: умопостигаемый (идеальное, бытие) и чувственно постигаемый (материальное, становление) мир, возможность существования которого мыслится на основе некоего трансцендентного первоначала. Человек является микрокосмом - моделью Макрокосма, органично сочетающим в себе оба мира. Под трансцендентным в философии понимается то, что лежит за границами человеческого опыта. Мировоззрение, когда материальное бытие мыслится на основе трансцендентного первоначала, называется трансцендентизмом (Р.А. Бурханов) [10], поэтому онтологию космизма Платона, Аристотеля и Плотина можно определить как трансцендентный космизм (Г.П. Ковалева) [11, с. 26].
Представления о толерантности, заложенные в онтологии трансцендентного космизма Платона, Аристотеля и Плотина, послужили основой для последующих интенций в истории философии. В связи с утверждением христианства актуальным становится осмысление проблемы терпимости в рамках этого религиозного мировоззрения. В частности, представления о дихотомии «терпимость - нетерпимость» можно обнаружить в апологетике Тертуллиана. Размышляя о зависти как причине всякого греха, Тертуллиан утверждает, что любой грех, воспитанный «по образцу тупого собачьего равнодушия», является проявлением нетерпимости [12, с. 323]. Мыслитель призывает к сохранению душевного равновесия как основы терпения. В его трудах толерантность приобретает статус долженствования и становится онтологическим символом веры.
Таким образом, онтологию Платона, Аристотеля и Плотина объединяет идея всеединства трансцендентного первоначала «Единого-Блага», природы-космоса и человека. Несмотря на то что идея всеединства встречается уже у элеатов, считающих, что «все существует во всем», термин «всеединство» в русской философии впервые был введен В.С. Соловьевым. Развивая некоторые идеи античных мыслителей, В.С. Соловьев утверждает онтологические основы принципа всеединства (целостности), обусловленные тем, что все предметы и явления не существуют друг без друга. Абсолют-Бог, Вселенная и человек образуют в своем взаимопроникновении конкретное единство, определенную целостность. Поэтому в самом общем смысле всеединство означает принцип совершенного единства множества разрозненных элементов в составе целого.
В онтологии трансцендентного космизма «Единое-Благо» задает единораздельную структуру всего умопостигаемого бытия (идеального мира) и чувственно постигаемого становления (материального мира). В противоречивости и взаимосвязи эти миры образуют Космос, который понимался как прекрасная, одухотворенная, живая, причастная бытию структура. Следовательно, Космос - это такое образование, в котором у каждого есть свое собственное онтологическое и физическое место, а значит, есть смысл и предназначение. Поскольку гармония космоса возможна только на основе принципа толерантности различных частей по отношению друг к другу, идея толерантности определяется всем уложением Космоса и является составляющей антропокосмологического принципа.
Но гармония рождается только тогда, когда существует энергия притяжения между отдельными частями, которая объединяет их в единое целое. Поэтому различные иерархические уровни античного Космоса (Ум-Нус, Мировая Душа, физическая природа, человек) образуют всеединство благодаря связывающей их энергии «Единого», или «Блага». Таким образом, толерантность отражает телеологизм (целесообразность) в онтологическом устройстве космоса. Онтологический те-леологизм проецируется на жизнь человека и социума. В этом ракурсе принцип толерантности не только обеспечивает гармоничное уложение всего Универсума, но и регулирует отношения человека и Космоса (микрокосм - Макрокосм), человека и человека, человека и общества.
Обнаруженные в онтологии трансцендентного космизма античности основания толерантности, выраженные в понятиях взаимности, нравственности, сострадания, милосердия, справедливости, свободомыслия, мировоззренческого плюрализма и др., послужили основой создания методологических принципов толерантности. Еще Платон, Аристотель и Плотин определили в качестве важнейшего компонента толерантных отношений ряд моральных норм, которые сегодня выражаются категориями свободы, равенства, блага, справедливости.
Таким образом, у античных мыслителей толерантность выступает необходимым атрибутом устройства мироздания, онтологического долженствования, нравственности и морали, а отношение человека к миру выражается в познании как философском умосозерцании и категориях добродетели. Знаменитое высказывание Протагора «человек есть мера всех вещей, существовавших, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют» можно считать началом этого процесса [13, с. 15]. С точки зрения Протагора, человек наделен постоянной возможностью самосовершенствоваться. Этой позиции придерживался и Платон, который в одном из своих диалогов излагает миф, повествующий о том, что Боги дали людям стыд и правду с целью научить их «умению поддерживать свое существование» для того, чтобы «жить обществом» [14, с. 433].
В социальном аспекте толерантность является принципом, выражающим уважение и степень признанности прав человека в обществе, служит фактором, способствующим оптимальной социальной адаптации. На основании вышеизложенного толерантность можно определить как степень уравновешивания слабого и сильного на основе нейтрального и равноправного их сосуществования, признания «чужой» свободы [15].
Таким образом, особенностью философии трансцендентного космизма античности является онтологическое понимание принципа толерантности, раздвигающего границы социального бытия человека до масштабов всей Вселенной. В таком аспекте толерантность является необходимым условием гармоничного сосуществования различных частей Космоса в составе целого: человека в природе-космосе, человека с человеком, человека и общества. Поскольку терпимость является неотъемлемым проявлением принципа целесообразности в Космосе (телеологизм), то толерантность выступает как аспект телеологизма. Толерантность является основой существования как материальной, так и идеальной (духовной) сторон Космоса, обеспечивая гармоничное бытие микрокосма - человека в Макрокосме - Универсуме.
Ссылки:
1. Хоружий С.С. Проблема постчеловека, или Трансформативная антропология глазами синергийной антропологии // Философские науки. 2008. № 2. С. 10-31.
2. Frankl V.E. Wörterbuch der Logotherapie und Existenzanalyse. Böhlau, 2008. S. 471-472.
3. Философский энциклопедический словарь / под ред. А.Б. Васильева. 2-е изд. М., 2011.
4. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990.
5. Там же. С. 137.
6. История философии: Запад - Россия - Восток (книга первая: Философия древности и средневековья). 3-е изд. М., 2000.
7. Платон. Горгий // Платон. Собрание сочинений : в 4 т. М., 1990. Т. 1.
8. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993.
9. Платон. Горгий. С. 543.
10. Бурханов Р.А. Проблема трансцендентального, имманентного и трансцендентного в философии Иммануила Канта : дис. ... д-ра филос. наук. Нижневартовск, 1999.
11. Ковалева Г.П. Основания категории «духовность» в онтологии трансцендентного космизма : монография. Кемерово, 2014.
12. Тертуллиан К.С.Ф. Избранные сочинения. М., 1994.
13. Цит. по: Маковельский А.О. Софисты. Баку, 1940. Вып. 1.
14. Платон. Протагор // Платон. Собрание сочинений. Т. 1. С. 433.
15. Золотухин В.М. Толерантность как проблема философской антропологии : дис. ... д-ра филос. наук. Екатеринбург, 2005.
References:
Burkhanov, RA 1999, The problem of the transcendental, immanent and transcendent in the philosophy of Immanuel Kant, D.Phil. thesis, Nizhnevartovsk, (in Russian).
Frankl, VE 2008, Wörterbuch der Logotherapie und Existenzanalyse, Böhlau, S. 471-472.
History of Philosophy: West - Russia - East (Book One: The philosophy of antiquity and the Middle Ages) 2000, 3rd ed. Moscow, (in Russian).
Khoruzhiy, SS 2008, 'The posthuman problem or Transformative Anthropology eyes synergetic anthropology', Filosofskiye nauki, no. 2, pp. 10-31, (in Russian).
Kovaleva, GP 2014, Grounds of category "spirituality" in the transcendent ontology cosmism: monograph, Kemerovo, (in Russian).
Losev, AF 1993, Being. Name. Space, Moscow, (in Russian).
Makovelskiy, SA 1940, Sophists, Baku, vol. 1, (in Russian).
Plato 1990a, 'Gorgias', Collected Works: 4 vols, Moscow, vol. 1, (in Russian).
Plato 1990b, 'Protagoras', Collected Works: 4 vols, Moscow, vol. 1, (in Russian).
Tertullian, KSF 1994, Selected works, Moscow, (in Russian).
Vasilyev, AB (ed.) 2011, Philosophical Encyclopedic Dictionary, 2nd ed., Moscow, (in Russian). Whitehead, AN 1990, Selected works on philosophy, Moscow, (in Russian).
Zolotukhin, VM 2005, Tolerance as a problem of philosophical anthropology, D.Phil. thesis, Ekaterinburg, (in Russian).