УДК 316.334.23:338.58
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ТРАНСАКЦИОННЫХ ФАКТОРОВ © Д. Р. Гиззатуллина*, Е. В. Биндиченко
Восточная Экономико-Юридическая Гуманитарная Академия Россия, Республика Башкортостан, 450096 г. Уфа, ул. Энтузиастов, 8.
Тел.: +7 (347) 241 55 56.
E-mail: [email protected]
Автор статьи исследует трансакционные факторы (издержки), имеющие место в сфере малого предпринимательства, с позиций социологической теории и их социальной значимости для развития и эффективного функционирования социетальных отношений в условиях нового для России социокультурного, экономического и институционального пространства. Величина трансакционных факторов является показателем степени несовершенства рынков и несовершенства институциональной системы в стране, деформации социальнопсихологического климата на социетальном уровне.
Ключевые слова: социетальное пространство, трансакционный фактор, административный барьер, социальная сущность института малого предпринимательства, малое предпринимательство в институциональной структуре.
Новое социетальное российское пространство, активное формирование которого продолжается до настоящего времени, в основе своей опирается на рыночную экономику. Рыночная система хозяйствования, по словам Ф. Хайека, представляет собой «расширенный порядок человеческого сотрудничества». Однако такой порядок сотрудничества в условиях рынка носит спонтанный (стихийный) характер и дополняется в той или иной мере системой его институционального регулирования и управления.
Для организации производства, успешного взаимодействия с рынком и получения максимального экономического эффекта недостаточно только обладать ресурсами и комбинировать их определенным способом, т.е. осуществлять непосредственные производственные функции. Производитель несет еще и дополнительные, в том числе социальные затраты, не всегда поддающиеся строгому учету и стоимостной оценке. Речь идет о так называемых трансакциях, охватывающих как материальные, так и контрактные аспекты обмена, а также возникающих в результате этого новых формах социальных отношений и социального взаимодействия. Если издержки производства - это издержки, обусловленные состоянием производительных сил, то издержки трансакции - это издержки, обусловленные характером производственных отношений и социальных институтов.
Трансакционные издержки неоднородны по своему составу. Поэтому одни организационные формы могут обладать преимуществами в экономии издержек одного типа, другие - другого. Их многообразие обусловлено множественностью типов трансакционных издержек и, соответственно, множественностью возможных способов их экономии.
Общепринятой классификации трансакционных издержек не сложилось, каждый из исследователей обращал внимание на наиболее интересные, с его точки зрения, элементы. Дж. Стиглер выделил среди них «информационные издержки», О. Уиль-
ямсон - «издержки оппортунистического поведения», М. Дженсен и У. Меклинг - «издержки мониторинга за поведением агента и издержки его самоограничения», Й. Барцель - «издержки измерения», П. Милгром и Дж. Робертс - «издержки влияния», Г. Хансманн - «издержки коллективного принятия решений». К. Далман включил в их состав «издержки сбора и переработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта». Очевидно, что почти все выделяемые теми или иными исследователями издержки содержат в себе социальную составляющую.
Ни одно из звеньев государственной машины не свободно от издержек влияния - начиная от налоговой инспекции и аудиторских служб и кончая законодательными собраниями и высшими органами исполнительной власти. В той мере, в какой лоббистская деятельность преследует сугубо перераспределительные цели, затраты на нее представляют чистый вычет из богатства общества. Кроме того, государство несет социально-психологические потери, так как снижается качество социальной психологии. Это проявляется в обострении противоречий между обществом (его частью в виде отдельных социальных групп и индивидов) и государством.
Общий объем трансакционных издержек складывается из двух частей. Во-первых, это услуги «трансакционного сектора» (в его состав включаются отрасли, «продукция» которых рассматривается как целиком имеющая трансакционное назначение - оптовая и розничная торговля, страхование, банковское дело и т.д.). Во-вторых, это трансакционные услуги, оказываемые внутри «трансформационного сектора». Условно говоря, это затраты на «аппарат управления», организацию сбыта и снабжения и т.д. в промышленности, сельском хозяйстве и других подразделениях «трансформационного» комплекса. Г раница между двумя выделенными секторами проводится авторами
* автор, ответственный за переписку
приблизительно, а не по каким-то четким критериям, что, впрочем, признают и они сами.
С целью исследования трансакционных издержек в малом предпринимательстве их можно условно разделить на две группы:
- административные барьеры;
- собственно трансакционные издержки.
Природа трансакционных издержек, относимых к выделенным нами группам различна, поэтому эти издержки необходимо, на наш взгляд, исследовать раздельно.
Специфические трудности, препятствующие развитию бизнеса и обусловленные несовершенством государственной политики, либо сознательным ущемлением интересов малого предпринимательства со стороны государственных органов и отдельных чиновников, принято называть административными барьерами предпринимательства.
Обычной реакцией малого предпринимательства на административные барьеры является уход в теневую экономику с целью снижения трансакционных издержек и «бюрократических» рисков.
Административные барьеры можно сгруппировать следующим образом:
• при получении доступа к ресурсам и правам собственности на них (регистрация предприятия и изменений в его статусе и уставных документах, получение права на аренду помещения, доступ к кредитам, лизингу и т. п.);
• при получении права на осуществление хозяйственной деятельности (лицензирование деятельности, сертификация товаров и услуг и т.п.);
• при текущем осуществлении хозяйственной деятельности (санкции за нарушения установленных правил, согласование принимаемых решений с контролирующими организациями, получение различных льгот).
Подобный «барьерный» характер регулирования имеет для экономики и социальной сферы в целом ряд существенных негативных последствий:
- он ведет к серьезным экономическим потерям общества, как прямым, выражающимся в росте цен, так и косвенным, связанным с недопроизводством валового внутреннего продукта из-за неэффективного использования ресурсов;
- барьеры не решают тех проблем, ради решения которых они, собственно, и создаются, при этом затрудняя использование иных, более эффективных методов государственного регулирования;
- создают благоприятную почву для рентоориентированного поведения государственных чиновников и связанных с ними коммерческих структур, вовлеченных в «барьерный» бизнес;
- деформируют институциональную структуру общества, придавая ей характер коррумпированного социума и государства;
- деформируют, причем на долгие времена, общественное и индивидуальное сознание, формируют негативное отношение к институциональным
структурам и, в конечном счете, к государству как главному политическому институту.
Социально-экономические потери общества от существования административных барьеров ведения хозяйственной деятельности складываются из двух частей:
- трансакционных издержек, связанных с необходимостью преодоления барьеров, значительная часть которых трансформируется в потери населения за счет роста розничных цен - прямые потери;
- снижения эффективности использования имеющихся ресурсов и недопроизводства стоимости (наличие административных барьеров существенно затрудняет вход на рынок, прежде всего для малого и среднего бизнеса, что ведет к снижению уровня конкуренции и, соответственно, общей эффективности экономики), а также и деформации общественного и индивидуального сознания - косвенные потери.
Прямые потери возникают из-за официальных и теневых выплат, которые вынуждены осуществлять хозяйствующие субъекты для формального выполнения правил, устанавливающих административные барьеры. Эти выплаты по сути своей представляют разновидность трансакционных издержек, поскольку представляют собой не плату за ресурсы как таковые, а плату за право пользования ими.
Количественная оценка прямых и опосредованных потерь общества от наличия административных барьеров не представляется возможной. Однако по отдельным социологическим исследованиям можно установить, что административная цена организации и функционирования малого предпринимательства складывается из двух составляющих: официальные трансакции и трансакции как результат административных барьеров на пути развития малого предпринимательства.
Значительные потери несет экономика и общество в целом в результате текущего контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов со стороны различных контролирующих ведомств. Они складываются из прямых затрат на уплату штрафов и «отступных» и непроизводительные затраты времени. По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем, издержки, связанные с «теневыми» выплатами контролирующим органам и непроизводительными затратами времени, сопоставимы с платежами рэкету.
В сфере инвестиционной деятельности существенным препятствием представляются многочисленные согласования с органами исполнительной власти регионального и местного уровней. Многие требования к инвестиционным проектам не кодифицированы, учесть их на стадии разработки проекта не возможно. Величина этих издержек составляет около 10 - 15% от стоимости проекта, сдаваемого заказчику «под ключ».
Аналогичные издержки возникают при получении контрактов на государственные закупки, субсидий или кредитов через государственные механизмы поддержки предпринимательства. В. Ра-даев считает, что в целом размер трансакционных издержек, связанных с оплатой услуг представите -лей органов государственной власти, варьирует от «скромных» подарков (стоимость которых ныне может измеряться одной или несколькими сотнями долларов) до 10% от размера выделенной субсидии или стоимости обеспеченного контракта.
По данным В. Л. Тамбовцева, еще 5-6 лет назад ежемесячные дополнительные издержки от преодоления административных барьеров в сфере торговли и производства составляют от 18 до 19 млрд. руб. Это около 10% ежемесячного оборота розничной торговли. Таким образом, издержки потребителей от наличия административных барьеров составляют от 500 до 550 рублей в месяц на семью. Сегодня эти цифры существенно выросли.
Косвенные экономические потери от существования административных барьеров входа на рынок и оперирования на нем с одной стороны, связаны со снижением уровня конкуренции на рынках и, как следствие, неэффективным использованием ресурсов. С другой стороны, не менее, а скорее всего, даже более важным следствием подобного рода трансакционных издержек здесь является крайне неблагоприятная деформация общественной психологии, общественного сознания в целом на социетальном уровне.
По оценкам исследователей, существует потенциал роста российской экономики на уровне 57% ВВП, замороженный наличием избыточных административных барьеров, связанный с недоразвитием конкуренции из-за высоких издержек входа на рынок для мелкого и среднего бизнеса, а также с пониженной конкурентоспособностью российской экономики по сравнению со странами, где предприниматели не страдают от избыточных административных барьеров.
Наиболее серьезную проблему административные барьеры составляют для мелких предпринимателей:
- мелкий предприниматель не может заплатить за вход на рынок «авансом» (в основном барьеры представляют собой различные формы дорыночно-го контроля);
- система барьеров слишком сложна, запутанна и противоречива. Мелкому предпринимателю трудно разобраться во всех правилах и нюансах, и он часто практически с самого начала своей деятельности становится нарушителем.
В мировой практике создание административных барьеров в форме входного контроля является исключительной мерой регулирования экономики и применяются в ограниченной сфере. Так, в ЕС обязательной сертификации подлежит 4% товарной номенклатуры, в России около 80%. Количество
лицензируемых видов деятельности колеблется в разных странах ЕС от 30 до 90%.
В России фактически административные барьеры превратились в покупку права заниматься той или иной деятельностью или продавать тот или иной товар.
Подобная «торговля правом» может принимать различные формы. Во-первых, ее могут осуществлять государственные органы (система регистрации юридических лиц). Во-вторых, «барьерные» доходы могут поступать в частные коммерческие структуры. В большинстве случаев и та, и другая схема предполагает закрытую монополию, конкурентным является только рынок услуг обязательной сертификации. Закрытая монополия, как правило, предполагает сверхвысокую рентабельность барьерного бизнеса. Барьерные платежи носят характер экономической ренты. В значительном числе случаев рента присваивается конкретными экономическими агентами, которым передано эксклюзивное право на доходы от системы. Кроме того, сложность прохождения барьера приводит к развитию рынка посреднических услуг. Такая ситуация типична для регистрации юридических лиц. При этом сложно сказать, являются ли подобного рода услуги рыночным способом снижения трансакционных издержек, или способом извлечения ренты, основанным на эксклюзивной связи с основным «оператором барьера», например, государственным регистрирующим органом.
Создание входных барьеров приводит и к росту издержек предпринимателей, связанных с текущим контролем. Контроль за наличием или отсутствием определенных бумаг представляет собой привлекательное поле деятельности для проверяющих. Соответственно растут и издержки проверяемых, связанные с непроизводительными затратами времени и «теневыми» выплатами.
По данным нашего исследования, проведенного в 2010 г. в предпринимательской среде г. Уфы, наибольшие временные затраты при организации бизнеса были осуществлены в момент: регистрации предприятия - 23.04%, постановки на налоговый учет - 7.84%, лицензировании - 52.94%, сертификации и др. - 16.18%. Интересно, что эти цифры сопоставимы и с денежными затратами при прохождении указанных процедур. На вопрос «Существуют ли в Вашей отрасли бизнеса искусственно создаваемые административные затруднения, барьеры» лишь 10.67% ответили «нет», 57.33% отметили их наличие, хотя и незначительное, 26% указали, что эти барьеры трудно или вообще непреодолимы и лишь 6.67% затруднились с ответом.
Оценка предпринимателями проблем неблагоприятного для развития малого бизнеса административно-институционального климата в России представлена следующим образом: 16.15% считают причиной избыточно высокие нало-
ги/неэффективное налоговое администрирование
(после введения в 2011 г. страховых выплат в 34% этот показатель по данным интернет-портала «Опора России» повысился в несколько раз), 16.15% выделяют коррупцию на всех уровнях власти, 10.92% - высокие административные барьеры, 6.46% - недостаточную защищенность прав собственности и контрактных прав, 11.23% - отсутствие ясных ориентиров и политическую неопределенность развития страны.
Причины широкого распространения неформальных отношений во взаимоотношениях бизнеса и власти представлены следующим образом: 30.63% отметили, что чиновники принуждают предприятия к неформальным действиям, поскольку имеют множество рычагов, чтобы осложнить деятельность бизнеса, 33.13% считают, что бизнесу проще решать свои проблемы с использованием неформальных отношений, 11.25% полагают, что неформальные отношения давно стали нормой делового оборота, 7.5% указали на несовершенство законодательство в сфере предпринимательства. Остальные опрошенные затруднились с ответом.
Очевидно, что вкупе с предыдущими ответами характеристика социально-психологического климата для развития предпринимательства крайне негативна. Попав под пресс административного контроля, многим приходится «договариваться» с контролирующими структурами. Суммы оплаты услуг зависят от величины, возраста, финансового положения, отраслевой принадлежности, региона расположения малого предприятия и др. факторов.
В этих условиях значительная часть малого бизнеса уходит «в теневую экономику», а это означает, что:
- значительная часть опрошенных малых предприятий, не желая нести расходы, вообще не регистрируется и функционирует нелегально;
- многие малые предприятия (таких сегодня насчитывается от 20 до 35%) стараются уменьшить фонд оплаты труда, чтобы сэкономить на налогах на фонд заработной платы и социальных отчислениях;
- с целью минимизации налогов на прибыль и добавленную стоимость предприниматели находят способы для занижения реального оборота.
Однако попытки изменить институциональные механизмы функционирования малого бизнеса в России наталкиваются на сопротивление заинтересованных групп внутри государственного аппарата и коммерческих структур, делающих бизнес на «барьерах». Кроме того, во введении новых барьеров заинтересованы не только те, кто снимает ренту непосредственно с этого барьера, но и те, кто осуществляет текущий контроль. Так что тенденция к расширению барьерного регулирования связана не только с неэффективностью существующих барьеров, но и с прямой экономической заинтересованностью групп специальных интересов.
Таким образом, «барьерная» система регулирования является самовоспроизводящимся институциональным элементом, несмотря на ее неэффективность и существенные потери экономики от ее наличия. Для того чтобы перейти к иным, более эффективным схемам государственного регулирования, требуется кардинальный пересмотр нормативной базы и общественное давление, ставящее препятствия на пути рентоориентированного поведения отдельных групп экономических агентов.
Трансакционные издержки предприятий имеют место также в результате экстерналий, или побочных внешних эффектов производственной деятельности, под которыми понимают социальные выгоды или потери, возникающие во внешней по отношению к предприятию среде.
По результатам исследования трансакционных издержек малого предпринимательства в России можно сделать следующие выводы:
1. Трансформация российской экономики в рыночную происходит на фоне фундаментальных институциональных сдвигов, поэтому существующие и возникающие проблемы экономических субъектов следует рассматривать в контексте институциональных преобразований.
2. В российской экономике слабо обеспеченные права собственности мелких предпринимателей ведут к применению технологий с низкой долей основного капитала и препятствуют заключению долгосрочных соглашений.
3. Для многих предпринимателей одним из способов решения указанных проблем является взятка должностным лицам, но при этом возникают теневые трансакционные издержки, которые существенным образом влияют на соотношение цен и, следовательно, на применяемые технологии.
4. Провалы рынка, обнаруживающиеся в процессе реформирования, в более широком смысле могут трактоваться как издержки эксплуатации экономической системы или трансакционные издержки. Тем самым величина трансакционных издержек служит своеобразной мерой несовершенства рынков и институциональной системы.
5. Система административных барьеров как способ государственного регулирования рынка является избыточной, неэффективной и приводит не только к возникновению трансакционных издержек, связанных с необходимостью преодоления искусственных административных барьеров, но к снижению эффективности использования имеющихся ресурсов.
6. Неэффективность существующих барьеров обусловливает введение новых, не более эффективных дополнительных барьеров и в итоге к повышению издержек общества от их наличия.
7. Устойчивость барьерного подхода к регулированию объясняется не в последнюю очередь заинтересованностью части бюрократии и коммерче-
ских структур, работающих на обслуживание барьеров, в сохранении этих механизмов.
8. Необходимы кардинальные шаги по снятию административных барьеров и созданию принципиально новых систем регулирования рынка, в частности, повышения ответственности всех субъектов хозяйственной деятельности, в том числе государства, за реальные результаты этой деятельности.
Таким образом, величина трансакционных факторов (издержек) становится не только показателем степени несовершенства рынков, но и показателем несовершенства институциональной системы в стране, деформации социально-психологического климата на социетальном уровне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Биндиченко Е. В. Малое предпринимательство в экономике региона: Монография. Уфа: РИО БашГУ, 2006. 196 с.
2. Бусыгин А. В. Предпринимательство. М.: Дело, 2001. 640 с.
3. Клямкин И., Тимофеев Л. Теневая Россия. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2000. 592 с.
4. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Новое издательство, 2007. 224 с.
5. Кузьминов Я. И., Бендукидзе К. А., Юдкевич М. М. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты. М.: ГУ ВШЭ, 2006 г. 443 с.
6. Львов Д. С. Институциональная экономика. М.: Инфра-М, 2001. 318 с.
7. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997. 190 с.
Поступила в редакцию 22.03.2011 г.