ния организации и возможностей местного населения он является естественным продолжением повседневной жизни, сливаясь с такими традиционными практиками, как охота, рыболовство, огородничество и т.д.
В обстановке изолированности, жилищной неустроенности, массовой безработицы и забвения («раньше хоть ругали, а теперь БАМ вообще никому не нужным стал») бамовцы создают различные общественные объединения, причем не столько политические, сколько культурные, экологические, образовательные. Коллективизм всегда был одним из основных ресурсов выживания на БАМе, он остался востребованным и на современном этапе. Учителя, педагоги, библиотекари, работники ДК, журналисты пытаются выжить, объединяясь в различные творческие организации. В 1990-е гг. переживало подъем экологическое движение, центром которого была школа туристско-экологического образования и яхт-клуб. Сегодня активной деятельностью занимается литературное объединение поэтов Северобайкалья, включающее ветеранов БАМа, поэтов-любителей. Подобные общественные инициативы и творческие объединения характерны для старшего поколения пенсионного и предпенсионного возрастов, т.е. тех людей, которые не собираются куда-либо выезжать из региона.
Обобщение и интерпретация социального опыта бамовцев дает возможность выделить как минимум пять основных стратегий выживания населения зоны БАМа на современном этапе: стратегия «жертвы», протестное движение, образование, вахтовая работа, развитие туризма. Примечательно, что ни одна из них не связывается с развитием собственно БАМа (магистрали и территории) как в экономическом, так и в символическом аспектах. Доминирующее число жизненных траекторий ориентировано в конечном итоге на выезд из региона, что может иметь серьезные и необратимые последствия.
Литература
1. Рудакова О.В. Жизненные стратегии современного российского студенчества: дис. ... канд. социол. наук. - М., 2004. -
C.8.
2. Грушевский В. Без фанфар. БАМ: памятник застою или дорога в будущее? // Правда. - 1988. - 28 дек. - С. 4; Переведенцев В. Куда ведет дорога? // Советская культура. - 1988. - 11 окт. - С. 3 и др.
3. Судьба моя - БАМ: сб. стихов / С.И. Акимова. - Иркутск: Облмашинформ, 2004. - С. 26.
4. ТА планового отдела администрации МО «Северо-Байкальский район». Комплексные доклады о развитии экономики и культуры Северо-Байкальского района 1975-1990 гг.
5. Постановление Правительства РБ №134 от 24 июня 2004 г.
6. Из разговоров с жителями Северомуйска. - 2004-2006 гг.
7. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»: федеральный закон № 125 от 25 октября 2002 г.
8. Северный Байкал: информационно-туристский «Визит-Центр» отдела туризма администрации Северобайкальского района URL: http://sbaikal.ru/rus/index.htm
Байкалов Николай Сергеевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Бурятского государственного университета. E-mail: baikalchik@yandex.ru
Baikalov Nikolay Sergeevich - candidate of historical science, associate professor of the department of state and municipal administration, Buryat State University.
УДК 316.344.3(571.54) А.А. Буркина
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА БУРЯТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ (90-е гг. ХХ в.)
Статья посвящена формированию социальной структуры бурятской интеллигенции в 90-е гг. XX в. Показаны проблемы интеллигенции этого периода, формирование ее новых структурных элементов, изменения социального статуса национальной интеллигенции.
Ключевые слова: социальная структура, национальная интеллигенция, бурятская национальная интеллигенция, социальные группы, проблемы интеллигенции, средний класс, социально-профессиональные группы, социальное самочувствие.
A.A. Burkina SOCIAL STRUCTURE OF BURYAT INTELLIGENTSIA (90-s OF THE XX-th CENTURY)
The article is devoted to formation of social structure of Buryat intelligentsia in 90-s of the XX-th century. The problems of intelligentsia of that period, formation its new structural elements, changes in social status of national intelligentsia are shown.
Keywords: social structure, national intelligentsia, Buryat national intgelligentsia, social groups, problems of intelligentsia, middle class, socio-professional groups, social self-feeling.
Преобразования 90-х гг. прошлого века, коренным образом повлиявшие на все стороны жизни российского общества, изменили и социальную структуру интеллигенции. На фоне качественного изменения и исчезновения старых, формирования новых социальных групп положение российской интеллигенции продолжает оставаться неопределенным. Говоря о российской интеллигенции, мы подразумеваем и бурятскую национальную интеллигенцию, т.к. есть общее в развитии этой социальной общности, связанное с переходным развитием общества и есть свои национальные особенности. Проблемы интеллигенции, ее роли в жизни современного общества не могут не волновать общественность вообще, научную общественность в особенности. Это естественно: речь идет об одной из самых многочисленных и весьма значимых социальных групп в обществе. Изучение перемен, происходящих в составе бурятской национальной интеллигенции в условиях переходного периода, несомненно, представляет научный и практический интерес.
После преобразований 90-х гг. остро встал вопрос о критериях принадлежности к интеллигенции. Формальный подход на основе уровня образования и занятия умственным трудом в связи с развитием технологий и неуклонным снижением доли физического труда перестал соответствовать этой задаче. Поэтому для выделения интеллигенции в современном российском обществе в последнее время используется комплексный подход, включающий взаимодополняющие характеристики. Выделяют следующие качества: во-первых, культурно-профессиональные - наличие высшего образования, занятия умственным трудом, обладание критическим дискурсом. По этому критерию группа получается максимально широкой по составу. Во-вторых, социальная активность: различные формы участия в объединениях, партиях, движениях, а также активное отношение к социальной действительности, восприятие себя в качестве деятеля, принятие морально-нравственных идеалов; в-третьих, самоидентификация с интеллигенцией [1, с. 30].
Выделенная на основании этих критериев интеллигенция во многом является «социальной элитой» [2, с. 35], представляет группы, которые функционируют в поле институционализированной профессиональной деятельности (работы, обучения), но и обеспечивают передачу практических образцов, установок, ориентиров социальной активности.
В этот период времени глубокой дисперсии подверглись массовые группы людей интеллектуального труда. Одновременно произошло беспрецедентное статусное падение интеллигенции. Сотни тысяч людей - инженеры, ученые, медицинские работники, педагоги - потеряли возможность работать в соответствии со своей профессией. Их заработная плата, и так невысокая в прежние годы, упала в два - четыре раза. Во многих случаях ее, как известно, вообще не платили. В структуре безработицы самый высокий уровень наблюдается среди лиц нефизического труда. Ценность умственной деятельности в общественном сознании упала до самого низкого уровня за последние десятилетия. Чтобы выжить, многим интеллигентам приходится выполнять тяжелые, не престижные работы. Поэтому определяющим для значительной части интеллигенции стало чувство глубокого разочарования.
В последнее время все больше проявляются и двойственность положения интеллигенции в системе общественных отношений, и ее глубокая внутренняя дифференциация. В сфере политической ориентации, по мнению В.А. Лукова, все более отчетливо выделяются три основные группы: две массовые и одна приобретающая черты маргинальной. Первая группа - не принимающих ценности складывающегося общественного строя, вторая - глубоко разочарованных его бывших сторонников, третья - в основном, а в ряде случаев и полностью, идентифицирующая себя с властью.
Единство интеллигенции как социальной категории не означает ее внутренней социальной однородности. Чем выше в обществе уровень организации материального и духовного производства, науки, культуры, сферы обслуживания, тем многообразнее и сложнее внутренняя структура интеллигенции. Ее необходимо рассматривать как особую социальную группу, включающую в себя в качестве субэлементов множество подгрупп, отрядов, определяемых по различным основаниям. По своей природе эта структура очень динамична:
а) определенная часть интеллигенции обладает авторитетом в глазах общества и имеет (хотя и ограниченный) доступ к СМИ. Крупные деятели российской культуры выступают как носители рефе-
рентных черт интеллигенции и в этом плане воспринятых более или менее широкими слоями населения (его культурных слоев);
б) часть интеллигенции, прежде всего деятелей искусства, имеют достаточные материальные и финансовые возможности в реализации культурной проповеди (постановка кинофильмов, театральных спектаклей, написание художественных произведений, где есть простор для демонстрации авторских картины мира и понимания жизни);
в) определенная часть интеллигенции непосредственно участвует в реализации властных полномочий, работает в представительных, исполнительных, судебных органах, входит в состав правящих элит, оказывающих непосредственное воздействие на принятие управленческих решений, в том числе и по вопросам государственной культурной политики (формируя проекты нормативных правовых актов, государственных концепций и т. д.);
г) многие работники умственного труда, идентифицирующие себя с интеллигенцией, находятся в тесных деловых связях с властью, производством, финансовыми, дипломатическими и другими кругами, обладающими богатством-престижем-властью (по формуле М. Вебера); профессиональный труд таких работников востребован миром бизнеса в различных его проявлениях, они успешны и по меркам «деловых людей», и по самоидентификации. Такие работники реализуют свою культурную миссию, можно сказать, межкультурной коммуникации, облагораживая деловую среду.
Проблемы, существующие сегодня в российском обществе, характерны и для ее регионов, Бурятия не исключение. Все проблемы в наибольшей степени отражаются и на интеллигенции. Для нее характерны не только процессы «размывания», но и в известной степени люмпенизации. Поэтому, если говорить о внутренней стратификации интеллигенции, то в ее составе можно выделить несколько крайне разнородных групп. Это научно-техническая, социально-гуманитарная интеллигенция, а также ряд групп, несомненно, относящихся к интеллигенции, но играющих особые роли в общественной жизни. К ним относятся хозяйственные руководители, номенклатурные работники, политические лидеры и т. д. (так называемая элитарная интеллигенция). Особое место во внутренней структуре занимает и люмпен-интеллигенция. Процесс «размывания» интеллигенции ведет к высокому уровню ее социальной мобильности. Поэтому в переходный период этот слой тесно смыкается с целым рядам других социальных групп и классов и в первую очередь с безработными и маргинальными группами. Интеллигенция в современной России является одной из самых социально незащищенных групп, и, несмотря на привилегированное положение отдельных ее представителей, основную массу можно отнести к малоимущим группам населения.
Представители интеллигенции быстрее и сознательнее других приспособились к рыночным условиям, значительная их часть составляла средний класс, хотя многие (часть ученых и преподавателей, врачей и др.) существенно потеряли за 90-е гг. Интеллигенция по преимуществу придерживается либерально-консервативных взглядов на общество, государство и экономику. Она считает необходимым учитывать национальные и культурные особенности России и одновременно весьма восприимчива к положительному зарубежному демократическому опыту.
Принципиальные перемены в социальной структуре интеллигенции, естественно, органически связаны с имущественным положением и доходами социальных групп трансформированного общества. Социально-экономические причины понятны. По официальным данным, в Российской Федерации не менее 1/3 населения живет ниже прожиточного минимума. Это чаще всего малоквалифицированное и престарелое население. Изменение социально-профессиональной структуры интеллигенции на современном этапе связано и с изменением отношений собственности, сокращение доли занятых в государственном секторе экономики при росте занятых в частном секторе. Число новых организационных формирований, связанных с частной собственностью, постоянно увеличивается. Так, в республике на 1 июля 1994 г. таких формирований насчитывалось более 3842, среди них концернов - 5, консорциумов - 4, ассоциаций - 98, акционерных обществ - 665, коммерческих банков - 10, товариществ - 2314, фирм - 742 и бирж - 2. Соответственно происходит отток специалистов высшей квалификации в эти новые организации. Социально-профессиональная структура интеллигенции, сложившаяся в конце 60-х гг., является традиционной, она в наиболее общих чертах сохранилась до настоящего времени. Это управленческая, научная, педагогическая, инженерно-техническая, сельскохозяйственная, художественная и медицинская группы. Наряду с традиционными группами нужно рассматривать и новые, образовавшиеся совсем недавно, а те, которые устарели, изменили свой статус, рассматривать в новом качестве. Например, в одночасье не стало освобожденных партийных и ком-
сомольских работников, политработников в воинских частях, зато появились такие специальные группы, как духовенство, военная элита, группы кредитования, финансирования, страхования и т.д.
Многие социально-профессиональные группы интеллигенции действительно являются новыми и появились совсем недавно, например, такая группа, как программисты, занимающиеся информационным обслуживанием, чего не скажешь о такой группе, как духовенство, которая существует давно, а в поле зрения научного и социологического изучения попала совсем недавно. Нормализация с середины 80-х гг. государственно-церковных отношений в стране дает возможность более объективно подойти к изучению этой социальной группы бурятской национальной интеллигенции.
Духовенство представляет специфическую группу бурятской национальной интеллигенции, деятельность этой группы в современных условиях актуализируется, возрастает ее общественная роль. К настоящему времени изучением духовенства в республике занимаются многие исследователи, но социологических исследований недостаточно. В государственной статистике до последнего времени не учитывалась отдельно эта категория лиц. Среди общественных групп населения традиционно выделяли рабочих, служащих, колхозников и в одну группу включали лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, служителей культа и лиц, не указавших своей общественной группы. По данным переписи населения 1979 г., они составляли 0,2%, а в 1989 г. - 0,1%. Удельный вес бурятского духовенства среди занятых преимущественно умственным трудом в республике незначителен и составляет 0,7% [3].
Анализ состава лам свидетельствует об изменениях, происходящих в последнее время. Во-первых, он значительно омолодился - 44,4% опрошенных из числа лам являются людьми в возрасте до 30 лет, 11,1% - до 25 лет. Во-вторых, увеличилось число лам, имеющих духовное высшее образование, -44,4%, имеют незаконченное высшее образование, - 11,1%, 22,2% имеют средне-специальное образование. Связано это с возрастанием количества среди служителей культа выпускников духовных учебных заведений. Начиная с 1971 г. Буддийская духовная академия в Улан-Баторе готовит профес-сионалов-лам для дацанов республики, а в 1991 г. при Иволгинском дацане открылась Высшая буддийская школа (ее первый набор составил 120 учеников). Встречи и беседы со служителями культа показали, что абсолютное большинство из них - выходцы из семей верующих, однако наблюдается тенденция возрастания числа из безрелигиозных семей, кто пришел к вере в зрелом возрасте. Неоднозначные процессы происходят и в массовом религиозном сознании. Результаты социологического исследования свидетельствуют, что наблюдается тенденция возрастания числа верующих. Среди бурятской национальной интеллигенции около 40% респондентов отметили, что являются верующими, среди русской интеллигенции - 29,4%. Анализ статистических данных дает основание утверждать, что религиозная направленность в среде интеллигенции будет нарастать, т.к. людей неопределив-шихся, но которые хотели бы приобщиться к вере, - 51,9%. Это можно объяснить тем, что возрастает тяга людей к утраченным ценностям, ухудшается их социально-экономическое самочувствие, все это происходит на фоне расширения общественной деятельности церкви и дацанов и содействия этому со стороны государственных структур. В связи с этим социальная группа национальной интеллигенции - духовенство - выполняет в сфере духовной культуры свои особые и актуальные для современного духовного развития общества функции и наравне с основными социально-профессиональными группами интеллигенции нуждается в изучении [4].
Поселенческая или социально-территориальная структура, стержнем которой выступает различие между городом и деревней, является одним из основных видов социальной структуры. В перестроечные годы произошли существенные изменения в распределении национальной интеллигенции между городом и деревней. Характерно, что бурятская национальная интеллигенция начала складываться преимущественно как сельская при небольшом количестве интеллигентов-горожан. С формированием и развитием городских поселений шло становление и развитие городской интеллигенции. В рассматриваемый период времени 56% лиц бурятской национальности, занятых умственным трудом, сосредоточено в городах, 44% - в сельской местности. При наличии у них общих коренных признаков эти две группы в связи с особенностями экономического, социально-политического и духовного развития города и деревни различаются между собой. Сельская интеллигенция отличается от городской меньшей степенью компактности, дифференцированности, наличием у большой части личного подсобного хозяйства. В постсоветское время в связи с разрушением в сельской местности сложившейся структуры производства, ликвидацией и запустением многих сел, ослаблением социальнобытовой и культурной сферы неудовлетворительным финансированием бюджетной сферы интелли-
генция как бурятской, так и русской национальности оказалась в трудном материальном положении, превратилась в одну из социально незащищенных социальных групп.
Широкое представительство женщин в составе национальной интеллигенции сказывалось на ее социально-демографическом облике, на протяжении десяти лет соотношение «мужчины - женщины» в социальной структуре бурятской интеллигенции изменялось в сторону женщин.
В 1989 г. женщин было в 2 раза больше занято умственным трудом, чем мужчин. Если брать все количество занятых преимущественно умственным трудом, то процент женщин увеличился на 4,6 в 1979 г. и на 3,7 в 1989 г. по сравнению с основными социально-профессиональными группами, которые мы рассмотрели выше. Все занятые преимущественно умственным трудом женщины бурятской национальности составляли: в 1979 г. - 63% (20787), а в 1989 г. - 66,5% (32484). Активное участие женщин в общественном производстве, в том числе в его интеллектуальной форме, при наличии у них одинаковых с мужчинами возможностей в области профессиональной квалификации и зарплаты, укрепило экономический фундамент женского равноправия. Вместе с тем при равноправии в области профессиональной квалификации женщины выбирают в первую очередь профессии не материального производства, а гуманитарного плана, что ведет к диспропорции в отраслевой структуре национальной интеллигенции. В общей численности лиц, занятых в отраслях материального производства, женщины составили 38,7%, при этом в торговле и общественном питании он достиг, по данным переписи 1989 г., 82,9%. Среди занятых в непроизводственной сфере женщины составляют 66,9%. Особенно велик удельный вес женщин среди работающих в здравоохранении - 85,3%, в народном образовании - 74,1%.
Анализ социально-профессиональных групп интеллигенции в демографическом плане показывает, что в целом доля бурятских женщин имеет высокую степень приобщения к сложному интеллектуальному труду.
Таким образом, изменение численности и структурные сдвиги социально-профессиональных групп национальной интеллигенции определяются многими объективными и субъективными факторами социального развития общества.
Изменение основных социально-профессиональных групп бурятской национальной интеллигенции конца 80-х гг. незначительно отличается от структурных сдвигов, которые произошли в современных условиях (в 90-е гг.).
Структурные сдвиги в социально-профессиональных группах национальной интеллигенции детерминированы системой экономических, социально-политических и культурно-идеологических условий развития общества.
В современных условиях бурятская интеллигенция претерпевает определенные трудности в своем развитии. Как и интеллигенция других народов, она оказалась в зависимости от усугубляющегося социально-экономического кризиса, осложнений и противоречий переходного периода к рыночным отношениям. Сложность заключается еще и в том, что идет смена общественного строя, происходит переоценка ценностей, общество находится в кризисном состоянии. На таком фоне снижается статус интеллектуального труда в обществе, ухудшается социальное самочувствие интеллигенции от невос-требованности, материальной зависимости.
Для 90-х гг. ХХ в. характерной чертой является не рост специалистов и служащих, что в общем-то всегда являлось закономерным для общественного развития, а его уменьшение. По республике в целом идет сокращение среднегодовой численности специалистов и служащих, чего не наблюдалось за последние десятилетия.
Все изменения по численному составу, они же ведут и к внутриструктурному изменению, связаны с теми процессами, которые происходят у нас в стране и в частности в республике (экономические, политические и нравственные).
Среднегодовая численность служащих в 1993 г. уменьшилась на 2%, что составляет 8200 человек по республике. Происходит отток из сфер интеллектуального труда.
В изучаемый период времени существенно изменилась иерархия престижа профессий. На сегодня престиж профессии определяется возможностями получения высоких, устойчивых заработков. Наиболее престижными становятся профессии, связанные с предпринимательством и бизнесом. Значительное падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий (инженеры, учителя, врачи, агрономы и др.) заставляет людей бросать специальность и заниматься трудом, не требующим высокого уровня образования. В первую очередь это связано с материальными трудностями, например сокращение рабочих мест - в основном инженерно-техническая интеллигенция, невыплата заработ-
ной платы - учительство республики, уровень оплаты труда ниже прожиточного минимума - культпросветработники и т.д.
Изменение в социальной структуре специалистов также связано со структурной перестройкой экономики, снижением числа занятых в одних отраслях и увеличением численности работающих в других.
Произошло снижение численности в торговле (16,5%), проектных организациях (27,4%), промышленности (7,1%), строительстве (6,2%). Вместе с тем произошло увеличение численности в общей коммерческой деятельности (в 3,4 раза), в непроизводственных отраслях жилищно-коммунального хозяйства и непроизводственных видах бытового обслуживания населения (24,8%), кредитования, финансирования, страхования (21,4%), органах управления (7,2%), т.е. в отраслях с более высокой оплатой труда [5].
Изменение социально-профессиональной структуры интеллигенции на современном этапе связано и с изменением отношений собственности, сокращением доли занятых в государственном секторе экономики при росте занятых в частном секторе.
Современный этап развития российского общества, всех его наций и народностей характеризуется повышением доли умственного труда во всех сферах деятельности. Определение основных закономерностей развития национальной интеллигенции в современных условиях невозможно без детального изучения ее внутренней структуры, потому что внутри интеллигенции спектр социальных различий весьма широк, более значительна, чем у других социальных групп, дифференциация по жизненному уровню, образованию и характеру социальных функций.
Перспективы функционирования интеллигенции в России ХХ1 в. находятся в 2 плоскостях: профессиональной и общественной. Сторонники трактовки интеллигенции как интеллектуалов (западная концепция) считают главной ее функцией исполнение профессиональных обязанностей. Для сторонников традиционной русской трактовки понятия интеллигенции это оценочная, культуротворческая, идеологическая, экспертная функции - соответствующие функциям общественности в гражданском обществе.
Приведенные данные свидетельствует о сложности и неоднозначности процесса реформ, осуществляемых на современном этапе. Господствующая тенденция к дальнейшей поляризации общества, ведущая к обнищанию основной массы населения и выделению высокодоходной элиты, в полной мере выражает действие основного социологического противоречия переходного общества. Тем не менее в России сохраняется огромный слой населения, который представляет собой потенциальный средний класс: интеллигенция, высококвалифицированные рабочие, определенная часть предпринимателей, фермеров и т. д.
В процессе перехода российского общества к новым социально-экономическим условиям бурятская национальная интеллигенция выросла количественно, претерпела изменения ее отраслевая, поселенческая, профессиональная структура, произошло падение жизненного уровня. Вместе с тем возросли ее национальное самосознание, роль в возрождении традиционной национальной культуры, усилилась социальная мобильность.
Несмотря на влияние объективных факторов в процессе эволюционного развития бурятской национальной интеллигенции, она отличается локальностью, удаленностью от эпицентра модернизации, что и сформировало отличительные черты данной социальной группы; социальный статус современной бурятской национальной интеллигенции изменился в связи с повышением роли национального фактора в жизни республики, а также с развитием образовательных институтов в российском обществе.
Изменения внутри профессионально-отраслевой структуры связаны с уменьшением роли одних и повышением статуса других профессиональных групп, с появлением новых профессий в области рыночной экономики, права, технологий, торговли, социального и бытового обслуживания. Несмотря на ухудшение материального положения национальной интеллигенции, произошло улучшение ее социального самочувствия, что связано с возрождением традиционной культуры в регионе и постепенной адаптацией национальной интеллигенции к новым социально-экономическим условиям. Современная бурятская национальная интеллигенция в процессе демократизации российского общества приобрела новые качества: мобильность, миграцию, ассимиляцию с новыми ценностными установками, маргинализацию.
Литература
1. Клюева Т.В. Российская интеллигенция ХХ1 века: трансформация социального содержания. - М., 2006.
2. Левада Ю.А. От мнений к пониманию. Социологические очерки 1993-2000. - М.: Московская школа политических исследований, 2000.
3. Рассчитано автором по текущим архивам сектора национальной политики и связи с общественными объединениями Правительства РБ (1996 г.).
4. Эмпирической базой исследования являются материалы конкретного социологического исследования (в основном анкетного опроса), проведенного автором в 1996 г.
5. Республика Бурятия в цифрах. 1993 г.: краткий стат. сб. - Улан-Удэ, 1994. - С. 32.
Буркина Анна Антоновна - кандидат социологических наук, доцент кафедры политологии и социологии БГУ. E-mail: a-burkina@rambler.ru
Burkina Anna Antonovna - candidate of sociological science, associate professor of the department of political studies and sociology, Buryat State University.
УДК 069(571.54) Ц.Б. Очирова
МЕМОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ БУРЯТИИ -
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МУЗЕИ
В статье освещаются некоторые инновационные формы мемориальных домов-музеев Бурятии, такие как религиозное паломничество, фольклорные обряды и др. Статья содержит описание и анализ данных объектов, затрагивает особенности их деятельности, касается вопросов, связанных с разработкой научного потенциала новых культурных объектов.
Ключевые слова:мемориальный комплекс; экспонат; музейная экспозиция; научная концепция; интегрированный музей.
Ts.B. Ochirova MEMORIAL COMPLEXES OF BURYAT CLERGYMEN -INTEGRATED MUSEUMS
This article highlights several innovative forms of memorial houses-museums in Buryatia. It considers such activities as religious pilgrimage, folklore ceremonies and others. The article contains the description and analysis of the forms mentioned above, it touches the peculiarities of these activities related to the development of scientific potential of new cultural facilities.
Keywords: memorial complex, exhibit, museum exposition, scientific conception, integrated museum.
В Республике Бурятия за последнее десятилетие создан ряд музеев различного уровня и профиля. Экспозиции современных музеев создаются на площадях, превышающих размеры помещения, а характер их деятельности направлен на приближение музея к публике, т.е. наблюдается тенденция к открытости обществу и преодолению локальности в пространстве. Многие современные музеи сливаются с жизнью местного населения, становятся частью жизненного культурного пространства человека. При этом создатели музеев все чаще отходят от традиционного, павильонного типа музея и отдают предпочтение музеям открытого типа. Изменяется форма собственности и ведомственной принадлежности музеев. Организаторами чаще выступают не государственные, а общественные организации, в том числе религиозные, инициативу проявляют частные лица, которым интересна история родной культуры.
В конце ХХ - начале ХХ1 в. с изменением общественно-политической ситуации в стране, принятием Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ появились условия для создания музеев, посвященных иерархам буддийского духовенства, видным религиозным деятелям Бурятии.
Материалом для сообщения послужили результаты экспедиционных исследований (2009 г.), выездного музееведческого семинара в музее Агвана Доржиева в с. Ацагат (2010 г.), опроса организаторов и посетителей музеев.
В Байкальском регионе, в частности на территории Республики Бурятия, интересен музеефициро-ванный комплекс, посвященный хамбо-ламе Даши-Доржо Итигэлову. Буддийская ступа, источник и летний домик хамбо Итигэлова расположены на месте его рождения в живописной степной местно-