Научная статья на тему 'Бурятская национальная интеллигенция: формирование и становление (XIX первая треть XX В. )'

Бурятская национальная интеллигенция: формирование и становление (XIX первая треть XX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
345
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУРЯТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ЛАМАИСТСКОЕ ДУХОВЕНСТВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / БУРНАЦКОМ / РЕПРЕССИИ / BURYAT NATIONAL INTELLIGENTSIA / FORMATION / DEVELOPMENT / LAMAIST CLERGY / INTELLECTUALS / NATIONAL IDENTITY / BURNATSKOM / REPRESSIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Балдано Светлана Викторовна

В статье речь идет о формировании бурятской национальной интеллигенции от ламаистского духовенства до первого поколения европейски образованных бурятских интеллектуалов и новой советской интеллигенции. Особое внимание уделено различным этапам деятельности бурятской интеллигенции просветительскому, национально-патриотическому и советскому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Buryat national intelligentsia: Formation and development (XIX early XX cent.)

The article focuses on the formation of the Buryat national intelligentsia from the Lamaist clergy to the first generation of European educated intellectuals among Buryats and the new Soviet intelligentsia. Special attention is paid to the various stages of the Buryat intellectuals activity educational, national-patriotic and Soviet ones.

Текст научной работы на тему «Бурятская национальная интеллигенция: формирование и становление (XIX первая треть XX В. )»

УДК 316.343.725

© С.В. Бялдяно

Бурятская национальная интеллигенция: формирование и становление (XIX - первая треть XX в.)

В статье речь идет о формировании бурятской национальной интеллигенции - от ламаистского духовенства до первого поколения европейски образованных бурятских интеллектуалов и новой советской интеллигенции. Особое внимание уделено различным этапам деятельности бурятской интеллигенции - просветительскому, национально-патриотическому и советскому.

Ключевые слова: бурятская национальная интеллигенция, формирование, развитие, ламаистское духовенство, интеллектуалы, национальное самосознание, Бурнацком, репрессии.

S. V. Baldano

Buryat national intellgentsia:

Formation and development (XIX- early XX cent.)

The article focuses on the formation of the Buryat national intelligentsia - from the Lamaist clergy to the first generation of European educated intellectuals among Buryats and the new Soviet intelligentsia. Special attention is paid to the various stages of the Buryat intellectuals activity - educational, national-patriotic and Soviet ones.

Keywords: Buryat national intelligentsia, formation, development, Lamaist clergy, intellectuals, national identity, Bumatskom, repressions.

Формирование бурятской интеллигенции происходило под влиянием общих культурноисторических процессов и тех специфических условий, в которых шло развитие бурятского общества. Эти условия характеризовались прежде всего воздействием центрально-азиатской культуры, буддизма. Центрами буддизма были дацаны, осуществлявшие образовательные, воспитательные и другие функции, а наиболее активным проводником этой религии выступало ламаистское духовенство - самая образованная по тем временам часть бурятского общества.

В целом буряты стремились, чтобы число образованных людей в их среде росло. Бурятское общество определяло стипендии для обучения способных детей в средних и высших учебных заведениях, забайкальские буряты выделили 100 тыс. р. на строительство мужской гимназии в Чите, ходатайствовали об открытии сельскохозяйственного училища. Во всех проектах «даже в дискурсе национально-культурного возрождения образование не ограничивалось лишь национальным компонентом, непременным условием новых программ было обучение не только родной, но и русской грамоте, что соответствовало требованию модернизационного периода»

[13-

Становлению и развитию национальной интеллигенции, безусловно, способствовал и тот факт, что в Предбайкалье и Забайкалье ссылались прогрессивные политические деятели, распространявшие здесь идеи борьбы за свободу народа. Конечно, не всегда сила идей, которые пытались донести политические ссыльные, про-

никала в сознание местного населения, однако число политически мыслящих бурят постепенно увеличивалось [2].

В этот период происходило формирование первого поколения европейски образованной бурятской интеллигенции. Этот немногочисленный, но чрезвычайно активный и обладающий большим интеллектуальным потенциалом слой внес огромный вклад в создание основ современной культуры и общественного сознания бурятского общества. Вряд ли этих людей можно рассматривать в категориях единой политической группы, идеологического движения. Это, скорее, была среда - сложная, неоднородная, внутренне противоречивая.

Малочисленность интеллигенции, сложившаяся политическая обстановка способствовали совмещению ее представителями различных видов деятельности: профессиональной, общественно-политической и творческой. Научные интересы бурятской интеллигенции распространялись на изучение различных сторон духовной и материальной культуры народов Центральной Азии, их верований, истории, семейного и общественного быта, европейскую теорию нацие-строительства. Единственный выход из отсталости и темноты они видели в распространении европейского просвещения, их объединяло стремление взять лучшее из культур Востока и Запада.

Первый этап деятельности бурятской интеллигенции, безусловно, являлся просветительским, связанным с процессом формирования нации, ростом национального самосознания. В

годы революции 1905-1907 гг. бурятская интеллигенция не только с огромным интересом следила за ходом событий в России, но и активно включилась в общероссийское и общесибирское общественное движение. На почве совместной борьбы с существующим строем происходил взаимный процесс сближения бурятской и русской сибирской интеллигенции, выступившей в лице Г.Н. Потанина и Н.М. Дцринцева в защиту коренного населения Сибири. Во многом этому процессу способствовало и то обстоятельство, что русский язык для бурятской интеллигенции являлся не только средством общения, но и языком литературы и науки.

Накануне Февральской революции бурятская национальная интеллигенция представляла собой вполне сложившуюся, хотя и немногочисленную (в 1917 г. насчитывалось около 200 учителей и работников просвещения, ученых и врачей; около 150 чел. обучалось в высших и средних учебных заведениях; к ним нужно прибавить некоторое количество служащих, миссионеров, лам) группу образованных людей, составлявшую элиту бурятского народа, осознавшую свое предназначение, выражавшую и отстаивавшую интересы своего народа.

Под влиянием революционных событий в деятельности бурятской интеллигенции наметился переход от просветительского этапа к на-ционально-патриотической агитации. Этот период характеризовался стремлением интеллигенции к консолидации. Молодое поколение интеллигентов, часть которых ориентировалась на программу большевистской партии, активно включилось в политическое просвещение народа. Большинство же лидеров национального движения по-прежнему являлись приверженцами левоэсеровской политики.

Образование Бурятского национального комитета 25 апреля 1917 г., проведение общебурятских съездов сыграли значительную роль в развитии национально-освободительного движения бурятского народа и консолидации его интеллектуальных сил. На примере деятельности Бурнацкома четко прослеживается эволюция взглядов национальной интеллигенции. Начиная с чисто культурнической работы, с организации национального просвещения и подъема культурного уровня бурят, его члены подошли к решению политических задач, постановке вопроса о власти, к осознанию необходимости объединения народа для защиты своих интересов.

Период установления советской власти (март-май 1918 г.) характеризовался политическим и идейным размежеванием интеллигенции,

появлением в ее среде новой просоветской группировки, претендующей на руководство политико-культурными силами народа; наблюдался переход части интеллигенции от прямой оппозиции к сотрудничеству с советской властью и участию в ее социально-культурных преобразованиях, особенно в Прибайкалье; началась совместная работа Бурнацкома и Советов по созданию проекта автономии.

Сотрудничество было прервано начавшейся в Бурятии в июле - августе этого же года иностранной интервенцией и гражданской войной, установлением «нового порядка» атамана Семенова в Забайкалье и военной диктатуры адмирала Колчака в Сибири. Большая часть интеллигенции с самого начала составила оппозицию новой власти, отказавшись от участия в работе ее органов. Так, из состава Бурнацкома вышли

Н.В. Преловский, Д.Б. Бадмажапов, Б.Р. Рабда-нов, М.Н. Богданов. Некоторые (Д. Сампилон, Э.-Д. Ринчино, Б. Вампилун) пошли на сотрудничество с семеновским режимом из стремления любыми способами сохранить бурятскую автономию.

Освобождение Прибайкалья и Забайкалья Красной Армией и партизанами, образование 6 апреля 1920 г. демократической Дальневосточной Республики (ДВР) создали условия для возвращения лидеров национальной интеллигенции к политической деятельности, нового подъема автономистского движения, активизации общественно-политической мысли. Усилия бурятских автономистов в ДВР увенчались образованием 12 февраля 1921 г. Бурят-Монгольской автономной области, состоявшей из чисто бурятских по этническому составу аймаков и хошунов, получившей самостоятельность в вопросах суда, административно-хозяйственной и культурнонациональной жизни.

За период с 1917 по 1923 г. бурятская национальная интеллигенция прошла сложный исторический путь. Являясь неотъемлемой частью народа, зная его нужды и чаяния, она выступила на защиту его интересов как наиболее прогрессивная и образованная часть бурятского общества. Взяв на себя ведущую роль, интеллигенция объединилась на основе национал-демократической идеологии и выработала программу национального движения, включавшую в себя образование национальной автономии, решение аграрного вопроса и культурное возрождение бурятского народа; возглавила борьбу масс за ее осуществление. Встречая на своем пути как объективные, так и субъективные трудности, вызванные особенностями исторического развития бурятского

народа, революционными и военными событиями, лидеры интеллигенции, составившие руководство национальными органами управления, стремились всеми возможными путями и способами достичь поставленных целей (взаимоотношения с Семеновым и Японией).

Процесс формирования и роста бурятской интеллигенции быстрыми темпами происходил после образования национальной государственности бурят. На работу в советские органы были привлечены учителя-просветители, общественные деятели, представители духовенства, чиновники старого аппарата управления, врачи, ученые и другие работники умственного труда. Коммунистический режим нуждался в расширении своей опоры среди непролетарских масс. В свою очередь, старые специалисты для развития своей профессиональной деятельности также нуждались в поддержке власти. Привлекаемая на сторону советской власти бурятская интеллигенция была представлена видными деятелями национальной культуры, просвещения и науки. К сотрудничеству с новой властью ее склоняло и то, что большевики фактически уравняли национальную интеллигенцию в правах с русской, предложили не только молодым людям, но и представителям старшего и среднего поколения новые возможности. Именно поэтому они и пытались увидеть в советской власти гарантию своего дальнейшего развития.

Власти понимали возросшую актуальность интеллектуального труда и придавали особую значимость задаче «наведения мостов» во взаимоотношениях с интеллигенцией. В.И. Ленин выдвинул тезис, что «использование буржуазных специалистов является одной из форм классовой борьбы в эпоху диктатуры пролетариата» [3]. В эти годы на партийных и профсоюзных съездах довольно часто обсуждались вопросы о формах и методах привлечения интеллигенции к социалистическому строительству, развитию экономики и культуры, укреплению обороноспособности страны Советов. Формируя новую культурную элиту и привлекая на сторону советской власти немногих представителей старой, большевики сразу взяли курс на лишение их важной социальной функции - критики власти [4]. Это касалось не только проблем, относящихся к политике взаимоотношений центра и регионов, но и к вопросам, связанным с национальной политикой в целом.

Бурятия не унаследовала от старого строя ни одного высшего и среднего специального учебного заведения, которые могли бы стать основной базой подготовки интеллигенции. Поэтому

здесь гораздо дольше, чем в центральных регионах, использовалось выдвиженчество как один из путей ускоренного создания групп интеллигенции. Оно началось с первых же дней советской власти и особенно расширилось после образования бурятских областей и автономной республики в начале 1920-х гг., когда потребовались многочисленные руководящие и организаторские кадры аппаратов управления, в т. ч. из коренного населения.

Основной формой подготовки и переподготовки выдвиженцев являлась курсовая система. Различные курсы, сначала краткосрочные (1-2 месячные), а затем и с более продолжительными сроками обучения организовывались непосредственно при наркоматах и ведомствах, на предприятиях и в учреждениях, с отрывом и без отрыва от производства.

Начиная с 1928-1929 гг., в СССР постепенно сужались допустимые границы участия национальной составляющей в общественной жизни. Конец НЭПа совпал с борьбой, начатой старой дореволюционной интеллигенцией, за сохранение существовавшего ранее алфавита. Развернутая в 1926 г. дискуссия завершилась в 1929— 1930 гг. поражением сторонников сохранения традиционных вариантов письменности, базирующейся на старомонгольском алфавите. Дискуссия по поводу алфавита была последней, в которой национальная интеллигенция принимала участие как социальная группа, пытавшаяся руководствоваться в своих действиях стремлением к достижению определенных национальных целей. Впрочем, данная дискуссия также стала последним публичным выражением коллективного сопротивления политике властей.

В 1930-е гг. в Бурят-Монгольской АССР ситуация круто изменилась. Органы НКВД выявили и уничтожили по обе стороны государственной границы так называемую «антисоветскую повстанческую панмонгольскую организацию». В результате репрессий пострадали тысячи граждан СССР и МНР. В историографии утвердилось определение «панмонголизм» = «буржуазный национализм», а слова «панмонголист» и «панмонгольский» стали одиозными политическими ярлыками.

Дальнейший процесс становления и формирования бурятской интеллигенции в условиях советской власти шел непросто, он встречал на своем пути немалые трудности, связанные с социально-экономической отсталостью региона, а также с воздействием утверждавшегося тоталитаризма. Массовые репрессии 1930-х гг. не оставили в стороне бурятскую национальную ин-

теллигенцию. Практически вся лучшая часть дооктябрьской интеллигенции, включая художественную и духовенство, была уничтожена. Заодно была уничтожена часть новой интеллиген-

ции, воспринявшей лучшие традиции прошлого Но в это же время бурно шли процессы становления и развития бурятской советской интеллигенции.

Литература

1. Бурятская этничность в контексте социокультурной модернизации (конец XIX -первая треть XX в.) / П.К. Варнав-ский, Г.А. Дырхеева, Т.Д. Скрынникова. - Иркутск: Оттиск, 2003. - С. 41.

2. A.B. Бильтрикова. Бурятская национальная интеллигенция на современном этапе. - Улан-Удэ, 2001. - С. 9.

3. Ленин В.И. О диктатуре пролетариата // Полн. собр. соч. М.: Политиздат, 1954. Т. 39. - С. 264.

4. См.: Голанд Ю. Политика и экономика (очерки общественной борьбы 20-х годов) // Знамя. - 1990. - № 3. - С. 132-133.

Балдано Светлана Викторовна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИМБТ СО РАН.

E-mail: l-a-n-a@mail.ru

Baldano Svetlana Viktorovna, candidate of historical sciences, senior research associate, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies. SB RAS. E-mail: l-a-n-a@mail.ru

УДК 342.25 (=512.31)

© И.Н. Шягдуровя

Формирование и деятельность земских органов самоуправления бурят (1917-1920)

В статье рассматривается процесс формирования земских органов самоуправления бурят.

I.N. Shagdurova

Formation and activity of zemsky (local) boards of self-governance of Buryats (1917-1920)

In the article the process of formation of zemsky (local) boards of self-governance of Buryats is considered.

Земские органы самоуправления сыграли огромную роль в развитии России. Они возникли после введения земской реформы 1864 г. и состояли из распорядительных органов - губернские и уездные земские собрания, и исполнительных органов - губернские и уездные управы. Первые могли быть очередными и чрезвычайными или экстренными. Очередные уездные собрания созывались ежегодно не позднее октября на 10 дней, губернские - на 20 дней. Управы состояли из председателя и двух членов [1]. Функции земских органов были весьма обширны. В их компетенцию входило заведование земскими повинностями (денежными и натуральными); заведование капиталами и другим имуществом земств; борьба с дороговизной, содержание находящихся в их ведении дорог, пристаней, земской почты, телефонной связи, пароходных и иных сообщений; заведование лечебными и социальными учреждениями, пожарными командами, образованием; содействие развитию торговли, кустарным промыслам, создание кредитных учреждений; благоустройство селений, проведение статистических обследований; участие в организации переселений; поддержа-

ние личной и общественной безопасности, руководство милицией, организация борьбы с эпидемиями, сельскохозяйственными вредителями, открытие ярмарок, торгов, базаров и т.д. [2] Все земские органы избирались сроком на три года, дела в них решались простым большинством голосов. Управы были подотчетны земским собраниям.

После Февральской революции 1917 г. Временное правительство обращается к этим органам. Наряду с созданием собственных органов местного управления, которое заключалось во введении 4 марта института комиссаров, сменивших губернаторов и исправников [3], 17 июня вводятся земские органы самоуправления в Архангельской губернии и в Сибири [4]. Введения земства в Сибири ждали с самого начала земской реформы 1864 г., за него на протяжении многих лет боролись областники. И, наконец, 6-7 марта 1918 г. в Иркутской губернии прошла первая сессия чрезвычайного губернского собрания. Избирается управа во главе с П.Д. Яковлевым и создаются секции: финансовая, организационная, агрономическая, врачебная, по народному образованию и др. [5], а во второй по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.