Научная статья на тему 'Социальная справедливость в политике государства'

Социальная справедливость в политике государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1995
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискурс-Пи
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная справедливость в политике государства»

парадигмы и процессы

//

исщс пи

З. Г. Хайбуллина

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА

Хайбуллина Зульфия Гирфановна

аспирантка Башкирского государственного университета, г.Уфа

Наш человеческий опыт прошел через муки рабства, крепостничества, капиталистическую эксплуатацию и многие другие виды несправедливости, на основании этого и появилась в сознании людей мысли о социальной справедливости.

Стремление к справедливости - вечное стремление человечества, и вопрос о том, что такое справедливость, выступает как вечный вопрос философии. (Кучуради И. Справедливость

- социальная и глобальная//Вопросы философии. №9. 2003)

Вопрос социальной справедливости всегда встает наиболее остро в переломные моменты истории, когда возникает необходимость сопоставления фактов реальной жизни с объектами общественными институтами, выявления степени их соответствия и выработки новых принципов функционирования общественной системы.

Так социальная справедливость прочно заложена в сознание граждан. Если рассматривать справедливость в виде идеи, то представляешь, как она может овладеть огромным количеством людей и располагать общественной силой, поэтому политическая система государства заинтересована в ее полной и всевозможной реализации.

Например, Аристотель полагал, что лучшая политика та, которая основывается на этике, на основе существующих в обществе нравов и обычаев. Целью же политики является обеспечение счастливой жизни граждан. Здесь можно сделать следующий вывод, что государство обязано обеспечивать гражданам справедливость.

Справедливость часто обсуждается в политических дискуссиях, в политической философии. Предполагается, что политическая философия рассматривает преобладающие моральные и политические взгляды, она не предусматривает их истинности и окончательного решения, отличаясь уровнем абстракции и задачами исследования. Исследуя ценности, идеалы, принципы, в политической философии они получают рациональные осмысления.

Основываясь на социальной ответственности, социальная справедливость, есть одно из фундаментальных оснований цивилизации и прогресса.

Таким образом, цель справедливости как честности в форме политической концепции практическая, а не метафизическая, или эпистемологическая. То есть она предстает не в качестве истинной концепции справедливости, а как основа сознательного и желательного политического соглашения между гражданами

- свободными и равными личностями. (Rawls J. Justice as fairness: Political not metaphysical//Philosophy and Public Affairs. 1985. Vol. 14. P. 228, 230)

Одна из задач справедливости регулирование «политических интересов», установление нейтральных правил, они имеют

моральный характер, определенные моральные ограничения.

Обеспечение социальной справедливости одна из главных задач нашего государства. «Строгое проведение в жизнь принципа социальной справедливости - важнейшее условие единства народа, политической устойчивости общества, динамизма развития». (Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС 11 марта 1985г. М., 1985. с.44)

Социальная справедливость является главным фактором единства и стабильности нашего общества, поэтому она должна своевременно реагировать на происходящие общественные изменения, выработать новые, гибкие принципы социальной политики.

Забота о людях - главная задача нашего государства. Государство несет ответственность за гражданина своей республики, оно обязано проявлять заботу об укреплении гарантий прав (на труд, отдых, образование, охрану здоровья, социальное обеспечение и т.д.) и свобод (свобода слова, печати, собраний, митингов, демонстраций и др.).

Вместе с тем социальная справедливость в высоко цивилизованном обществе предполагает обеспечение достойной жизни тех, кто не способен сделать этого сам (дети, старики, инвалиды) за счет тех, кто может и должен обеспечить себя. В этом плане общество представляет собой некую пирамиду, на вершине которой находятся самые трудоспособные, но наделенные моралью и правом самой большой социальной ответственности. Середину пирамиды занимают те, кто не может обеспечивать других, но еще вполне обеспечивает себя. Огромное основание этой пирамиды, состоящее из уже названных социальных групп, своим состоянием предельно точно показывает уровень цивилизованного общества. Голодные старики и дети, бесправные инвалиды - это тот позор, который нельзя спрятать ни за военными парадами, ни за бравурной риторикой. (Черепанов В.Д. Социальная справедливость - категория политическая//Вестник московского ун.-та сер.12. Политические науки. 2005. №3).

Достижение справедливости - это не только разработка и внедрение новых, более гибких и эффективных форм распределения, как материальных благ, так и политических прав и свобод.

О социальной справедливости мы говорим, когда определенные отношения приобретают общественный характер, общественную значимость, она регулирует отношения социальных групп или личности и общества.

Социальная справедливость, как оценочное понятие, взаимодействует с экономикой, правом, политикой, моралью. Объектами оценки этого понятия являются:

1. отношение государства к индивиду;

2. отношение индивида к обществу, государству, нации и т.д.;

3. действия одной личности по отношению к другой.

Основываясь на социальной ответственности, социальная

справедливость, есть одно из фундаментальных оснований цивилизации и прогресса.

Понятие справедливости относится не только к оценке

pN \ L/j&G&iifjsz-p \f j

ШСКУОС flu парадигмы и процессы

поведения человека, но и содержит в себе требования к состоянию общества, к характеру общественных отношений и оценку этого состояния и социальных явлений под определенным углом зрения. Наличие социально-правового аспекта дает возможность определить ее роль моральной силы, регулирующей действия людей. Ее объективная ценность должна быть раскрыта через анализ непосредственной связи понимания справедливости с экономическим, правовым положением личности в социуме.

Основы социальной справедливости в их современном понимании нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека, прав ребенка и т.д., а также в законах многих стран. В РФ права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией страны. Российское государство исходит из равенства всех перед законом и судом, обеспечивает широкий спектр социальных гарантий, включая защиту от безработицы, свободный выбор рода деятельности и профессии, вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, доступность образования, культуры, медицинского обслуживания и жилья, поддержку пожилых граждан и инвалидов, материнства и детства.

Российское государство исходит из равенства всех перед законом и судом, обеспечивает широкий спектр социальных гарантий, включая защиту от безработицы, свободный выбор рода деятельности и профессии, вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, доступность образования, культуры, медицинского обслуживания и жилья, поддержку пожилых граждан и инвалидов, материнства и детства.

Выделяют два аспекта категории справедливости, которые помогают уточнить ее - это социально-правовой и нравственный, подразумевая теоретическое и практическое значение. Рассматривая понятие справедливость, оценивают не только деятельность и поведение личности, но и учитывают требования общества, его требования и состояния, так как она регулирует деятельность отдельных людей. Объективно ее оценивать можно только во взаимодействие с экономическими, политическими, правовыми и общественными положениями в обществе. Для осуществления справедливости надо искоренить голод и нищету, безработицу, социальные болезни, социального и национального гнета и неравенства.

Сюда же относятся гарантия личных прав гражданина (неприкосновенность личности, жилья, тайна переписки, телефонных переговоров и т.д.). Однако эти требования раскрывают не все принципы справедливости. Несправедливость морально разлагает людей, снижает их ответственность перед обществом.

Социальная справедливость в общественном сознании понимается как «справедливое общество», для которого характерно:

- проведение в жизнь принципов оплаты по труду, ликвидация, как уравниловки, так и привилегий в доступе к источникам потребления;

- равноправие, осуществление демократических прав и свобод, правовое государство,

Социальная справедливость является главным фактором единства и стабильности нашего общества, поэтому она должна своевременно реагировать на происходящие в обществе изменения, выработать новые, гибкие принципы социальной политики.

Главная задача социальной политической справедливости - это определение совокупности явлений социальной справедливости в различных областях жизнедеятельности человека, которые в настоящий момент смогут способствовать прогрессу личности и общества, создание адекватных условий для их осуществления, исходя из новой экономической, социальной, политической системы.

Задача социальной политической справедливости:

1. определение социальных критериев экономического развития;

2. совершенствование справедливости, принципов распределения, укрепление справедливой трудовой мотивации;

3. оптимизация процессов социально справедливого развития личности, ее способностей, индивидуальностей;

4. наполнение справедливости содержанием личных и гражданских прав и свобод;

5. укрепление социальной справедливости как ценностно-нормативного ядра политической культуры. (Алексеева Т. А. Д. Роулс и его теория справедливости.//Вопросы философии. №10. 1994)

Социальная справедливость является главным фактором единства и стабильности нашего общества, поэтому она должна своевременно реагировать на происходящее в обществе изменения, выработать новые, гибкие принципы социальной политики.

Политический процесс выражает идеи справедливости и предполагает примирение конфликтов, притязаний, требований, ограничивает действия личностей и общества до уровня взаимной совместимости. Различают три вида справедливости таких политических процессов: чистую (оппоненты несогласны друг с другом, но признают процедурное решение), совершенную (при использовании разделяемого критерия, независимого, для обеспечения приемлемого решения) и несовершенную (где не возможно использовать разделяемый критерий) процедуры.

Таким образом, обеспечиваются движение политического процесса и, если в этом возникает необходимость, его корректировка, реформирование с учетом двух обязательных требований. С одной стороны, должны быть целиком признаны и защищены равные основополагающие политические свободы с их подлинной ценностью. Это необходимо для того, чтобы все участники процесса в равной степени обладали возможностями значимого политического участия, как это диктуется его первым интересом высшего порядка. С другой стороны, политический процесс должен заслуживать доверия, поскольку результатом его станут законодательство и политика, носящая справедливый характер. (Rawls J. A theory of justice. P. 197-198).

Задача государства и общества состоит в том, чтобы справедливость в регулирование общественных отношений повышалась. Действовать по справедливости - значит действовать правомерно, соответственно всеобщим и равным требованиям права.

Социальная справедливость - это залог устойчивости общественной структуры, а достижении справедливости - важнейший смысл общественного прогресса. Выражая объективную оценку общественных отношений, является критерием оценки таких показателей как цель, средство, результат. Цель справедлива, если соответствует реальным потребностям, государства, общества, индивида. Социальная

парадигмы и процессы

политика, выражая в нашем демократическом обществе человеческие интересы, должна учитывать все категории населения.

Справедливая социальная политика является основой общественного согласия и солидарности общества. Социальная справедливость - это равные шансы всех начинающих жизнь в доступе к образованию, работе, культуре, здравоохранению и жилью. Это равное право на социальное обеспечение в старости и гарантия экономической поддержки тем, кто не по своей вине не имеет возможности трудиться. Это одинаково уважительное отношение ко всем людям, независимо от их социального

исщс пи

происхождения, материального достатка, национальности, вероисповедания и убеждений.

Идея и условия достижения справедливости должны превратиться в одну из основ дальнейшего развития человеческого общества. Ценность этой идеи в том, что она содержит позитивные элементы.

Итак, без справедливости нет, и не может быть никакого стабильного мира или безопасности, никакого социального развития, никакой свободы личности, человеческого достоинства или приемлемого качества жизни для всех.

А. Я. Криницкий

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА: МНЕНИЕ МОЛОДЕЖИ

Криницкий

Александр Ярославович

доцент кафедры политологии Тюменского государственного университета, Начальник управления информационно-аналитической и правовой работы департамента по спорту и молодежной политике Тюменской области

Сегодня государственная молодежная политика России предстает в двух ипостасях: в виде совокупности мероприятий, реализуемых органами власти, а также в виде совокупности многочисленных официальных и неофициальных текстов, то есть в виде дискурса. В его структуре может быть выделен ряд самостоятельных полей:

1. концептуальное - совокупность научных теорий, выражающихся в исследованиях и призванных объяснить сущность молодежной политики;

2. нормативное - совокупность правовых актов, формирующих границы, в рамках которых реализуется молодежная политика;

3. проективное - совокупность планов работы и положений о проведении мероприятий, направленных на развитие потенциала молодежи;

4. коммуникативное - совокупность публичных дискуссий, выступлений и обсуждений, призванных определить направленность развития отрасли.

Учитывая дискурсивную природу молодежной политики, мы предприняли попытку изучения коммуникативного поля с целью выяснить отношение молодежи к государственной молодежной политике.

Эмпирическую базу исследования составили материалы, представленные в сети Интернет: в сетевых дневниках (блогах), форумах, разнообразных интерактивных сервисах, интернет-журналах. Все они отличаются ярко выраженной «молодежностью»1. Отбор производился посредством:

1) поисковой системы Яндекс, позволяющей проводить поиск по блогам. Для поиска были заданы фразы: молодежь и власть, молодежь и государство, отношение государства к молодежи, молодежная политика;

2) сервиса Ответы@МаП^и, позволяющего задавать интернет сообществу интересующие вопросы, и получать

ответы. Был осуществлен анализ близких к теме вопросов и ответов на них, а также инициировано обсуждение вопроса, точно соответствующего теме исследования.

В качестве основных исследовательских задач ставилось выявление:

- места государственной молодежной политики в молодежном дискурсе;

- целей и общей направленности выявленной совокупности высказываний.

Результаты исследования представим в виде тезисов.

Первое. Место государственной молодежной политики в молодежном дискурсе может быть обозначено как периферийное. Это подтверждается следующими фактами:

- редкие попытки отдельных энтузиастов создать в Интернете работающую площадку обмена мнениями по вопросам молодежной политики - не находят откликов. Показательной в данном случае может считаться судьба форума «Молодежная политика - будущее»2. Открытый 2 декабря 2006 года он проработал два дня, а единственным участником, помимо автора, являлась девушка из Италии;

- специализированных ресурсов, создаваемых изначально с целью не обмена мнениями, а просвещения и пропаганды своей позиции, единицы;3

- вопросы о государственной молодежной политике в сервисе Ответы@МаП^и привлекают внимание не более десятка человек;

- в списке тем, затрагиваемых авторами сетевых дневников, проблематика молодежной политики занимает очень скромное место.

Второе. Подавляющее большинство высказываний содержит критику проводимой государством молодежной политики4. Анализ лингвистического поведения коммуникантов дает основания говорить, что критика обусловлена не стремлением проявить оппозиционность, а именно оценкой состояния отрасли. Обобщенное мнение молодых пользователей сети может быть сведено к тезису: «молодежной политики в России нет, а если есть, то лучше бы не было». Реальный разброс мнений колеблется в диапазоне от «молодежная политика - что это такое?» до «молодежная политика - стремление власти решать свои проблемы за счет молодежи».5 Столь критическая трактовка состояния молодежной политики дополняется схожей трактовкой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.