Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И РЕСУРС'

СОЦИАЛЬНАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И РЕСУРС Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / СОЦИАЛЬНАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ / СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ СОЦИУМ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Поляков А.В.

В статье рассматривается вопрос о сущности социальной сплоченности, ее месте в системе функционирования политической системы и политических режимов. Обосновывается мысль о том, что социальная сплоченность может выступать и политическим ресурсом и политическим капиталом. На основании проведенного социологического исследования в Северо-Кавказском Федеральном округе делается вывод о том, что происходит трансформация основания социальной сплоченности северокавказского социума, что влечет за собой формирование новых политических практик, политического поведения вообще и электорального в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Поляков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL COHESION IN THE NORTH CAUCASUS AS A POLITICAL CAPITAL AND RESOURCES

The article examines the nature of social cohesion, its place in the functioning of political systems and political regimes. It substantiates the idea that social cohesion can act and political resources and political capital. On the basis of sociological research in the North Caucasus Federal District concludes that the transformation of the base of the North Caucasus social cohesion of society that entails the formation of new political practices, political behavior and general election in particular.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И РЕСУРС»

сделать вывод, что субъекты РФ в большинстве своем не пользуются своим правом, т.е. не устанавливают дифференцированных ставок в зависимости от экологического класса транспортного средства.

Стоит признать, что правовое регулирование в данном случае является неэффективным. Хочется отметить, что только федеральное законодательство может поправить ситуацию. Если федеральное законодательство дифференцирует налоговые ставки по экологическому классу транспортных средств в НК РФ, то неизбежно обяжет субъекты РФ пересмотреть в этом же направлении свои законы о транспортном налоге. Важно отметить, что внесением экологических изменений в налоговые ставки не ограничивают возможности правового стимулирования уменьшения уровня загрязнения окружающей среды транспортными средствами.

Использованные источники:

1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017)

2. Трусова Н.С. Региональные особенности налоговой политики // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/01/3634 (дата обращения: 28.09.2017).

УДК 323.1

Поляков А.В.

СОЦИАЛЬНАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И РЕСУРС

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о сущности социальной сплоченности, ее месте в системе функционирования политической системы и политических режимов. Обосновывается мысль о том, что социальная сплоченность может выступать и политическим ресурсом и политическим капиталом. На основании проведенного социологического исследования в Северо-Кавказском Федеральном округе делается вывод о том, что происходит трансформация основания социальной сплоченности северокавказского социума, что влечет за собой формирование новых политических практик, политического поведения вообще и электорального в частности.

Ключевые слова: политический капитал, социальный капитал, политический ресурс, социальная сплоченность, северокавказский социум, Северный Кавказ, политические практики, политический процесс.

Polyakov A. V.

SOCIAL COHESION IN THE NORTH CAUCASUS AS A POLITICAL CAPITAL AND RESOURCES

Abstract: The article examines the nature of social cohesion, its place in the functioning of political systems and political regimes. It substantiates the idea that

social cohesion can act and political resources and political capital. On the basis of sociological research in the North Caucasus Federal District concludes that the transformation of the base of the North Caucasus social cohesion of society that entails the formation of new political practices, political behavior and general election in particular.

Keywords: political capital, social capital, political life, social cohesion, the North Caucasus society, the Northern Caucasus, political practices, the political process.

Социальная сплоченность, по нашему мнению, является основой политической системы любого государства. При чем, вне зависимости от политического режима, именно социальная сплоченность или отсутствие таковой является одним из основных условий поддержания политической и социальной стабильности и порядка, а, следовательно, можно утверждать, что социальная сплоченность является и политическим капиталом, и ресурсом основных политических акторов. Отметим, что низкая социальная сплоченность предопределяет процессы политической дестабилизации современного государства. Подчеркнем, что мы полностью согласны с М. МакКракеном [6], что социальный капитал является фундаментом сплоченности современного общества, а, следовательно, можно говорить о том, что социальный капитал напрямую связан и с функционированием политического режима, и с развитием политической системы, и с политическим порядком.

Выясним, что представляет из себя такой феномен как социальная сплоченность. Толковый социологический словарь трактует социальную сплоченность как степень интеграции социума или отдельных его элементов, базирующееся на единстве ценностных ориентаций, прочности межгрупповых и межличностных отношений, согласованности их поведения в основных сферах деятельности [1].

В свою очередь Р.Дарендорф, анализируя социальную сплоченность общества, делал акцент на его стремлении недопущению развития феномена социального отвержения. Он отмечал, что социальная сплоченность возможна только в ситуации наличия одинаковых возможностей для всех без исключения [4]. Он считал, что если люди ощущают свою включенность в социум, то они лишены чувства быть отверженными [4], а, следовательно, можно говорить о том, что в обществе проявляется как социальный, так и политический прядок.

Авторы коллективной монографии «Вопросы социальной сплоченности общества на Кавказе» сформулировали следующие индикаторы уровня социальной сплоченности: «степень единства мнений, установок, мотивов, ценностей членов группы по различным аспектам деятельности группы, важных для ее эффективного функционирования и развития» [2].

В свою очередь Д. Дженсон [5] говорит о следующих

квалификационных характеристиках социальной сплоченности: ощущение принадлежности-маргинальности, включенности-изолированности,

признания-отверженности, законности/беззакония.

А.Н. Татарко и Н.М. Лебедева, анализируя западные концепции социальной сплоченности, выделили следующие детерминанты:

• «связи, обеспечиваемые ценностями, идентичностью, культурой;

• различия и социальные барьеры (неравенство и несправедливость, культурные различия, географическая изолированность);

• «социальный клей», способствующий созданию ассоциаций и сетей, инфраструктуры, ценностей и идентичности» [3].

При их наличии можно говорить о наличии социальной сплоченности в обществе, о социальном и политическом порядке.

Итоги проведенного автором социологического исследования, позволяют говорить о достаточно высоком уровне социальной сплоченности, но при этом наблюдается вектор девальвации социальной сплоченности в плоскости «традиционное северокавказское общество» и ориентации жителей СКФО на общероссийский тренд. Но вопрос «Кто (какие структуры) должны заниматься сплочением общества были получены следующие ответы»:

Таблица 1

Ответы

N Проценты

Должны ли заниматься

сплочением общества

органы 718 21,2%

государственного

управления?

Должны ли заниматься

сплочением общества 372 11,0%

политические партии?

Должны ли заниматься

сплочением общества 690 20,4%

общественные

организации?

Должны ли заниматься

сплочением общества 259 7,7%

церковь?

Должны ли заниматься

сплочением общества 132 3,9%

казачество?

Должны ли заниматься

сплочением общества 381 11,3%

СМИ?

Должны ли заниматься

сплочением общества 149 4,4%

научные деятели?

Должны ли заниматься

сплочением общества 376 11,1%

деятели культуры?

Должны ли заниматься

сплочением общества 307 9,1%

деятели спорта?

При чем интересным представляется то, что традиционные для Северного Кавказа институты трансляции и ценностных начал, и информации о социально-политических аспектах жизни постепенно вытесняются СМИ и интернет-контентом.

Таблица 2

Ответы

N

Проценты

Информацию о событиях в населенном пункте получаю из телевизионных сообщений Информацию о событиях в населенном пункте получаю из рассказов родственников Информацию о событиях в населенном пункте получаю из разговоров в транспорте Информацию о событиях в населенном пункте получаю от сослуживцев на работе Информацию о событиях в населенном пункте получаю друзей и знакомых Информацию о событиях в населенном пункте получаю из Интернета Информацию о событиях в населенном пункте получаю из собственных наблюдений

719

312

86

261

466

517

322

25,8%

11,2%

3,1%

9,3%

16,7%

18,5%

11,5%

Другие источники информации

109

3,9%

Представляется возможным говорить о трансформации фундаментальных оснований сплоченности северокавказского социума, о потери им своей индивидуальности. Более того, исходя из того, что по многим позициям основным источником информации являются СМИ и интернет, то можно предположить, что именно через средства массовой информации и коммуникации можно формировать новые политические установки и использовать ценностнопереформатированные социальные группы в достижении политических целей тех или иных акторов, как традиционных для Северного Кавказа, так и новых.

Не безинтересными являются ответы респондентов на вопрос, связанный с тем, кто мешает/препятствует формированию сплоченного социума на Северном Кавказе.

Таблица 3

Ответы

N

Проценты

Влияют негативно на

сплоченность

националисты

Влияют негативно на

сплоченность

чиновники

Влияют негативно на

сплоченность

предприниматели и

бизнесмены

Влияют негативно на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сплоченность

молодежь

Влияют негативно на сплоченность иностранные агенты Влияют негативно на сплоченность общественные организации Влияют негативно на сплоченность СМИ Влияют негативно на сплоченность религиозные деятели

906 406

73

120 202

54

308 190

27,3% 12,2%

2,2%

3,6% 6,1%

1,6%

9,3% 5,7%

Влияют негативно на сплоченность политики 256 7,7%

Влияют негативно на

сплоченность 26 0,8%

интеллигенция

Влияют негативно на

сплоченность мигранты (иностранные рабочие) 312 9,4%

Влияют негативно на

сплоченность 18 0,5%

спортсмены

Влияют негативно на

сплоченность 197 5,9%

оппозиционеры

Влияют негативно на сплоченность артисты 25 0,8%

Влияют негативно на сплоченность ученые 12 0,4%

Влияют негативно на сплоченность олигархи 210 6,3%

Больше всего на процессы сплоченности влияют националисты, это признают 27,3% респондентов. Понимание этой данности приводит нас к следующей гипотезе: данное признание является основанием того, что в республиках Северного Кавказа наблюдается снижение межэтнической напряженности. А то, что вторым по значению препятствием для формирования и поддержания социальной сплоченности являются чиновники, приводит к делегитимации региональной ми местной власти. Именно в связи с этим можно слышать призывы к прямому президентскому правлению в той или иной области Северного Кавказа.

Но вопрос респондентам «Принимали ли Вы участие в общественных акциях?» мы получили следующие ответы:

Таблица 4

Проценты

да 34,3

нет 55,6

не помню 9,1

Представляется возможным говорить о том, что ответ «не помню» в данном случае выступал «защитным барьером», и данные в 9,1% возможно приплюсовать к ответу «да». Тогда мы получим, что в общественных акциях принимали участие около половины опрошенных. Это достаточно большой процент, что позволяет предположить высокий уровень социальной

активности граждан, проживающих на территории СКФО.

Каковы же были причины того, что представители северокавкзского сообщества принимали участие в тех или иных общественных акциях? Ответы респондентов распределились следующим образом:

• Причиной участия было желание перемен в обществе - 20,2%;

• Причиной участия было требования справедливости - 19,6%;

• Причиной участия было защита своих конкретных интересов (прав) - 14,5%;

• Причиной участия было защита стабильности общественных отношений - 10,3%;

• Причиной участия было защита интересов и прав других граждан - 9,2%;

• Причиной участия было желание поддержать существующую власть - 9,2%;

• Причиной участия было желание избавиться от безделья - 6,0%;

• Причиной участия было желание предотвратить конфликт - 5,9%;

• Причиной участия было желание стать известным (лидером) -

3,0%;

• Причиной участия было поступать так же, как другие - 2,2%. Интересным представляются данные, связанные с тем, что

представители «традиционного» северокавказского сообщества принимали участие в общественных акциях, требуя п е р е м е н (разрядка наша А.П.). О кризисе традиционных устоев и переформатировании причин социальной сплоченности говорит и то, что население не находит в существующих традициях, обычаях, условиях жизни оснований для справедливости. Более того, на третьем месте стоит идея защиты «своих конкретных интересов, а не традиционных этноконфессиональных, что свидетельствует о изменении политической культуры, сознания и как следствие электоральных предпочтений и электорального поведения.

Использованные источники:

1. Большой толковый социологический словарь [электронный ресурс] http ://voluntary.ru/slovari/bolshoj -tolkovyi-sociologicheskij -slovar.html (дата доступа: 27.10.2016)

2. Вопросы социальной сплоченности общества на Кавказе: коллективная монография / Под ред. В.С. Ткаченко. - Ставрополь: Альфа Принт, 2012. - С. 9.

3. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Социальный капитал: теория и психологические исследования. Монография. - М.: РУДН, 2009. - С.45.

4. Dahrendorf R. et al. Report on Wealth Creation and Social Cohesion in a Free Society. - London, 1995. - Р. 126.

5. Jenson J. Mapping Social Cohesion: The State of Canadian Reserch // Canadian Policy Research Networks, CPRN Study № F 103, Ottawa. 1998. - Р. 220.

6. McCracken M. Social Cohesion and Macroeconomic Performance. Centre for

the Study of Living Standards (CSLS). Conference: The State of Living Standards and the Quality of Life. Ottawa, 1998.

УДК 336.5

Рахимов Д.Т. студент 3 курса ФГБОУВО УГАТУ Россия, г. Уфа ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Аннотация.

В статье выделяются черты данного вида бизнеса, представлены показатели системы государственной поддержки малого предпринимательства 2016 года. Прогнозы малого бизнеса на 2017 год.

Ключевые слова.

Экономика, финансовый рынок, малый бизнес, малые и средние предприятия, государственная поддержка.

Rakhimov D. T. student 3 courses Ufa state aviation technical university

Russia, Ufa

"SUPPORT OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA"

Annotation.

The article highlights the features of this type of business, presents indicators of the system of state support for small business in 2016. Small business forecasts for 2017.

Keywords.

Economics, financial market, small business, small and medium enterprises, state support.

Актуальность темы данной статьи заключается в том, что малый бизнес необходим России и нужно где-то брать финансирование для его поддержки.

Малое предпринимательство - элемент современной рыночной системы, без которого экономика и общество не могут эффективно развиваться. Малый бизнес овладевает новые сегменты рынка, решает проблемы самореализации граждан и занятости населения с налоговыми поступлениями в бюджеты[1].

Существует стагнация в малом бизнесе. Государство, конечно, поддерживает, но на сегодня этого недостаточно. Россия не может пока предложить выгодные условия для ведения бизнеса.

Многие граждане в стране остаются без работы или живут на низкую зарплату, в 2015 - ом году членами правительства было решено субсидировать данную категорию граждан. Для помощи бизнесменам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.