Научная статья на тему 'Социальная семиотика: опыт систематизации терминологической системы'

Социальная семиотика: опыт систематизации терминологической системы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
469
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СЕМИОТИКА / МУЛЬТИМОДАЛЬНОСТЬ / ДИСКУРС / СЛОВАРЬ / SOCIAL SEMIOTICS / MULTIMODALITY / DISCOURSE / GLOSSARY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гаврилова Марина Владимировна

Социальная семиотика новое трансдисциплинарное направление, изучающее материальные ресурсы коммуникации и способы их социально регламентируемого использования. Цель статьи представить результаты систематизации основных теоретических положений направления в форме интеллект-карты и словаря ключевых терминов новой исследовательской практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social semiotics: The experience of the systematization of the terminological system

Social semiotics is a new transdisciplinary field that explores material resources of communication and the way their uses are socially regulated and the social regulation of their use. The aim of the article is to systematize basic assumptions and principles of the theory of social semiotics in a form of a mind map and a glossary of key terms.

Текст научной работы на тему «Социальная семиотика: опыт систематизации терминологической системы»

М.В. Гаврилова

СОЦИАЛЬНАЯ СЕМИОТИКА: ОПЫТ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

В конце XX - начале XXI в. наблюдается дальнейшее развитие семиотики, появляются новые направления: политическая семиотика, социальная семиотика, когнитивная семиотика, визуальная семиотика, организационная семиотика, киберсемиотика и др. Данная статья посвящена описанию теоретических основ социальной семиотики, чья концептуальная структура впервые будет представлена на русском языке в виде интеллект- карты. Кроме того, в статье предпринята попытка систематизировать терминологический аппарат новой дисциплины в форме словаря ключевых терминов.

Следует отметить, что эпистемология социальной семиотики основана на теории динамических открытых систем, коренным образом изменившей теорию и практику естественно-научных дисциплин. Кроме того, новая исследовательская практика тесно связана с социальным конструктивизмом, оказавшим влияние на развитие гуманитарных и социальных наук. В связи с этим социальная семиотика имеет все шансы сыграть ключевую роль в формирующемся новом диалоге между гуманитарными и социальными, естественно-научными дисциплинами.

Показательно, что язык, значение и общество, а также их взаимодействие и взаимовлияние выступают в качестве основных объектов исследований в социальной семиотике. Мы обобщили основные теоретические положения направления в виде интеллект-карты, где представили истоки формирования социальной семиотики, основные понятия дисциплины, категории анализа мультимодальных текстов, ключевые фигуры направления и методологические подходы (рис. 1).

404

ингерпрегАТчвныи К гктикцки \ -рдн^д^ицплкндрньш"

СвЧЧАЛЬНЫИ OEPAi

-Ь- I стиль

.-ЭТНО'РА'Ж.Я

.СОЦИОЛиНРВ

^ЫИЧАМЦе нсие^М***

.сочкмогм скоАсТб«

■-КУЛЬТУРНЫЕ «геИЁАОВЛ- I

-X«lttK.-AH«U4 _К 0 и ТРАСТ

Г ПРДРМЛТИКЛ АЛ-ШТРАЯ

¿у IfycncMEHue

qT7

tWJHOfTb;—

famm** g объяснение?

3H/WEHUE ^KceiCWt

^ЗЫК-СБЦЕсТВ«

Кри гическА>1 ^

ЛИНГВИСТИКА-

Я51'11'- ВЛ/^TV

Я 5ЫК-КУЛЬТУРА

fiwHr Kr«rs aliiO'/w Ueu,wen.

_ I Л HlfC

Та»

T: Я,

p«vi«L motb^

Рис. 1.

Истоки формирования социальной семиотики

Далее в статье представлены определения 25 основных понятий социальной семиотики, расположенных в алфавитном порядке: власть, диалог, дискурс, жанр, знак, идеология, композиция, критический дискурс-анализ, модальность, модальность языковая, модальность визуальная, модус, мультимодальность, практики социальные, преобразование, ресурс семиотический, ритм, связность, семиозис, семиотика, семиотика социальная, стиль, трансдисциплинарность, язык. Следует подчеркнуть, что понятийный аппарат социальной семиотики находится в стадии развития. Социосемиологи вводят в научный оборот понятия, отражающие особенности методики анализа мультимодального текста и коммуникативного события (например, семиотический ресурс и др.), и / или переосмысляют понятия структурной семиотики (например, знак, значение, семиозис, диалог и др.). Рассмотрим ключевые определения социальной семиотики.

Власть (power). Власть и солидарность являются ключевыми измерениями социальных структур и связанных с ними значений, которые в свою очередь создаются в ходе социального взаимодействия, опосредованного знаками. Власть трактуется в терминах контроля. Все семиотические акты и процессы истолковываются как социальные, при этом анализируются участники, отношения и структуры взаимодействия.

Литература: Hodge R., Kress G. Social Semiotics. - Cambridge: Polity Press, 1988. - 285 p.1

Здесь и далее литература указывается, как в словарях, после пояснения к каждому из приведенных терминов социальной семиотики. - Прим. ред.

405

Диалог (dialogue), являясь семиотическим ресурсом, традиционно понимается как попеременный обмен репликами между двумя или более людьми. Однако социосемиологи расширили определение диалога, под которым предлагается понимать ситуацию, когда несколько «голосов» видны или слышны, при этом реплики звучат одновременно или последовательно.

Диалогическое взаимодействие анализируется на материале не только устной речи, но и музыки к фильмам, песенного творчества вокальных дуэтов и музыкальных групп. При этом поочередность ходов в диалоге связывается с властными отношениями, в частности с проявлением (не)равенства участников диалога.

Изучая социальное доминирование, ученые выявили четыре вида музыкального диалога: блокировка (партии не скоординированы, музыка звучит хаотично), социальный унисон (партии идентичны, но возможна вокальная или инструментальная аранжировка), социальная множественность (т.е. полифония, когда музыканты исполняют различные фрагменты произведения) и социальное доминирование (когда один голос, инструмент, мелодия становятся главными).

Эти разновидности диалога устанавливают определенные общественные отношения: приоритет личности (и готовность ее к изменениям), согласованность действий, равенство или неравенство участников диалога.

Литература: Van Leeuwen T. Introducing Social Semiotics. - L.: Routledge, 2005. - 314 p.

Дискурс (discourse) - это ключевой параметр для изучения того, как семиотические ресурсы используются для конструирования представлений о том, что происходит в мире. Вслед за М. Фуко под дискурсами (мн. ч.!) понимаются социально сконструированные знания, т.е. знания, которые вырабатываются в особых социальных контекстах в соответствии с интересами социальных субъектов, о некоторых аспектах действительности.

Дискурсы обладают отличительными признаками. Они конечны (содержат ограниченное число высказываний). У дискурсов есть своя история (т.е. можно проследить, как определенный дискурс зарождался, постепенно становился общим мнением, оспаривался конкурирующими дискурсами). Дискурсы распределяются в обществе (несколько дискурсов об одном фрагменте действительности, формирующих различные мнения, обслуживающих интересы различных социальных субъектов). Дискурсы, являясь формой воплощения социальных практик, могут быть реализованы различными способами (разные жанры, различные сочетания кодов).

Литература: Foucault M. The Archeology of Knowledge. -L.:Tavistock,1977. - 218 p.; Van Leeuwen T. Introducing Social Semiotics. -L.: Routledge, 2005. - 314 p.

Жанр (genre) - это основной параметр того, как семиотические ресурсы используются для осуществления коммуникативного взаимодействия. Изучая жанр, мы отвечаем на вопрос, как (как протекает коммуника-

406

ция). Обычно под жанром понимают разновидность текста с характерными для него содержанием, формой и функцией. Однако в социальной семиотике содержание изучается в рубрике «дискурс», а изучение жанра подразумевает анализ функции текстов в процессе социального взаимодействия, т.е. того, что люди делают по отношению к получателю информации, для него или совместно с ним посредством текстов. Такой подход к пониманию жанра сосредоточен на изучении текстовой структуры «начало - середина - конец», помогающей коммуникантам эффективно взаимодействовать.

Жанр связан с понятием «речевой акт». Социосемиологи используют классификацию, предложенную М. Халлидеем, который выделял четыре основных вида речевых актов, каждый из которых предполагает предпочтительный ответ и возможные альтернативные ответы: 1) заявление - предложение информации; 2) вопрос - потребность в информации; 3) приказ - запрос (потребность) на товары и услуги; 4) предложение - предложение товаров и услуг. Кресс и ван Леувен расширили действие классификации, применив ее к анализу изображений. Но там, где в английском языке функция выражена лингвистическими средствами, в изображении используется характер взгляда. Например, если человек (или животное), изображенный на картинке, прямо смотрит на зрителя, то реализуется функция «потребность». Если нет, то образ является «предложением».

Поскольку жанры представляют собой культурно обусловленные и исторически изменчивые формы коммуникации, то они могут создавать особые (имеющие культурную и историческую специфику) властные отношения между участниками коммуникации.

Литература: Halliday M.A.K. An Introduction to Functional Grammar. -L.: Arnold, 1985. - 387 p.; Kress G., van Leeuwen T. Reading Images - The Grammar of Visual Design - L.: Routledge, 1996. - 312 p.

Знак (sign) - это единство означающего (signifier) и означаемого (signified). Социальная семиотика пересматривает принцип произвольности языкового знака, предложенный Ф. де Соссюром, и считает, что значение знака создается в процессе его использования. При этом производство знака всегда мотивировано интересами его изготовителя, обусловлено доступом к семиотическим ресурсам и их способностью реализовать заложенные в них значения. Таким образом, связь означающего и означаемого является не произвольной, но мотивированной.

Литература: Kress G. Against Arbitrariness: The Social Production of the Sign as a Foundational Issue in Critical Discourse Analysis // Discourse and society. - L., 1993.-4 (2). - P. 169-191.

Идеология (ideology). Основная категория марксизма является центральной и для социальной семиотики. Идеология понимается как общее хранилище идей, организованных с определенной точки зрения. При этом идеология не обеспечивает надежности в подаче ориентиров для взаимодействия с реальностью. Под влиянием теоретических положений соцсе-

407

миотики термин «идеология» был преобразован в словосочетание идеологический комплекс. Вместо марксистского понимания идеологии как ложного сознания, согласующегося со своей концептуальной системой, но искажающего реальность от имени идеологов, минимальная единица смысла в идеологическом комплексе - это функциональный набор противоречий, мотивированных необходимостью уравновешивания вопросов власти и солидарности для установления отношений между идеологами и теми, к кому они обращаются.

Поскольку язык играет важную роль в поддержке определенной идеологии, выступая в качестве и инструмента контроля, и средства коммуникации, важно определить, как язык вовлечен в систематическое искажение информации в пользу интересов отдельных классов.

Литература: Kress G., Hodge R. Language as ideology. - L.: Routledge and Kegan Paul, 1979. - 163 p.; Hodge R., Kress G. Social Semiotics. - Cambridge: Polity Press, 1988. - 285 p.

Композиция (composition), являясь одной из разновидностей семиотических ресурсов, важна для пространственной организации текста и события, играя ключевую роль не только в образах и схемах, но также в планировке трехмерных объектов (выставки, показы, архитектура).

Композиция основана на нашем чувстве баланса. С одной стороны, это телесный и интуитивный процесс (разместить что-либо в самом центре, левее, правее можно, лишь обладая хорошим чувством баланса). С другой стороны, - этот процесс является семиотическим, поскольку функцию баланса можно показать, только указав на значение, которое помогает сделать его видимым.

Композиция состоит из трех элементов: информационная ценность (information value), рамка (framing), выпуклость (salience). Информационная ценность придает различную значимость асимметричным зонам семиотического пространства: в горизонтальном измерении возникает разграничение на данную и новую информацию; вертикаль представляет идеальное и реальное; в центре располагается главная и по краям - вспомогательная информация; на переднем плане размещается важная информация, на заднем фоне - менее существенная.

Под рамкой понимается разъединение элементов визуальной композиции. Рамка создает чувство прерывности, изолированности элементов композиции при помощи линий, границ, пустых пространств и др. В некотором смысле разрозненные элементы воспринимаются как обособленные и независимые. Вместе с тем об объединении частей композиции может формироваться за счет отсутствия рамки или за счет обеспечения сходства (по цвету, форме и пр.) элементов. Тогда соединенные элементы можно понимать как принадлежащие к некой целостности.

Выпуклость создает разницу между элементами композиции в той степени, в какой они привлекают внимание зрителя. Это можно сделать с помощью наличия / отсутствия движения, размера, количества деталей,

408

цветовых контрастов, размещения предметов в поле зрения, особых культурных факторов (внешность человека).

Литература: Arnheim R. Art and Visual Perception. - Berkeley and Los Angeles: Univ. of California press, 1974. - 377 p.; Kress G., van Leeuwen T. Reading Images - The Grammar of Visual Design. - L.: Routledge, 1996. - 312 p.

Критический дискурс-анализ (critical discourse analysis) - это тип междисциплинарных аналитических исследований дискурса, который изучает способы, с помощью которых социальная власть осуществляет свое господство в обществе. Анализ призван объяснить, как посредством текста и речи социальное неравенство предписывается, воспроизводится и как ему оказывается сопротивление в социальном и политическом контексте. Материалом критических исследований являются тексты, которые продуцируются в решающие моменты коммуникации, т.е. когда участники находятся в ситуации социального риска и испытывают неудобство от последствий дискурсивного неравенства.

Литература: Fairclough N. Discourse and Social Change. - Cambridge: Polity Press, 1992. - 254 p.; Language and Control / Fowler R., Hodge B., Kress G., Trew T. - L.: Routledge, 1979. - 224 p.; van Dijk T.A. Ideology. A multidisciplinary study. - L.: Sage, 1998. - 384 p.; Critical Discourse Analysis: Four Volumes / Wodak R. (ed.). - L.: Sage. 2013. - 1664 p.

Модальность (modality) - это ключевой параметр анализа того, как люди используют семиотические ресурсы, чтобы в процессе общения выразить истинность или достоверность своих представлений о мире, будь это факт или вымысел, подлинная правда или предположение. Модальность может быть представлена в языковой и визуальной форме.

Данный параметр тесно связан с вопросом истины, который соотносится как с отображением реальности, так и с социальным взаимодействием, потому что поиски истины - это общественное дело. То, что считается истиной в одном социальном контексте, необязательно является таковым в другом, учитывая все последствия этого. Поэтому лингвисты и семиологи не спрашивают: «Насколько это является правдой?», но задают вопрос: «Чья правда здесь представлена?» Их интересует не абсолютная истина, но та правда, которую производители знака видят таковой и, используя семиотические ресурсы, выражают. Социальный контроль опирается на контроль над отображением реальности, которое принято в качестве основы для суждений и действий. Тот, кто контролирует модальность, может контролировать, чья версия действительности будет избрана в качестве правомерной (имеющей силу) в семиотическом процессе. Все другие варианты могут существовать кратковременно, но лишены силы в долгосрочной перспективе. Поддержка модальности в конечном счете состоит в заключении соглашения между членами группы. Иными словами, есть тесная связь между тем, как мы отображаем мир, и правилами и нормами

409

повседневного общественного поведения. И этот дуализм и есть суть модальности, залог ее социальной значимости.

Литература: Hodge R., Kress G. Social Semiotics. - Cambridge: Polity press, 1988. - 285 p.; Van Leeuwen T. Introducing Social Semiotics. - L.: Routledge, 2005. - 314 p.

Модальность, визуальная (visual modality). Модальность не ограничивается естественным языком, но является мультимодальным концептом. Как и в случае с модальностью в естественном языке, визуальная коммуникация различает три степени модальности: низкая, средняя, высокая. Увеличение или уменьшение степени использования определенных визуальных средств (цвет, резкость, перспектива и др.) определяет усиление или ослабление нашего восприятия того, насколько «как бы реальным» является образ. Визуальными средствами оценки степени модальности являются: артикуляция детали, артикуляция фона, насыщенность цвета, модуляция цвета, различение цветов, глубина изображения, сочетание света и тени, артикуляция тона.

В визуальной коммуникации различаются следующие виды модальности (модусности): натуралистическая, абстрактная, технологическая, сенсорная.

Натуралистическая модальность остается наиболее распространенной формой модальности, которая с точки зрения визуальной истинности (правдивости) может быть сформулирована следующим образом: чем больше изображение кого-либо / чего-либо напоминает способ его видения в реальной жизни (под определенным углом зрения и в определенных условиях освещения), тем выше модальность. Это в теории, поскольку суждения о правдивости образа в большей степени зависят от способа, которым преобладающая в настоящее время технология представляет визуальный мир. Когда черно-белое изображение было нормой, цвет считался «более чем реальным».

В абстрактной модальности, распространенной в научных работах и современном искусстве, визуальная истина - это абстрактная истина. Чем больше образ передает глубинную сущность того, что изображено, или чем больше он представляет собой обобщенную модель, замещающую разрозненные конкретные экземпляры, тем выше его модальность с точки зрения абстрактной истины. Отметим, что абстрактность достигается при помощи сниженной артикуляции: специфика освещения, цветовые нюансы, детали, создающие индивидуальные различия, являются нерелевантными с точки зрения необходимой или общей истины.

В технологической модальности визуальная правда основана на практической пользе изображения: различные виды карт, эскизы (выкройки) одежды, инструкции «Сделай сам». Чем с большей вероятностью образ может быть использован как план или пособие, тем выше его модальность. Для этой модальности характерна сильно уменьшенная артикуляция, например отсутствие ракурса и перспективы.

410

В сенсорной модальности визуальная правда основана на восприятии удовольствия или неудовольствия, созданном визуальными средствами при помощи степени артикуляции, которая может быть усилена с точки зрения натурализма. Так, резкость, цвет, игра света и тени могут стать более чем реальными. Цвет может использоваться, чтобы вселять тревогу, успокаивать, возбуждать зрителей. Психология цвета изучает подобные особенности восприятия цвета. Очевидно, что сенсорная модальность применяется там, где, во-первых, удовольствие имеет значение (фотографии еды, реклама духов), во-вторых, нужно создать напряженность переживания (сродни той, которую испытывают в мечтах или во время галлюцинаций), например в сюрреализме или фильмах ужаса.

Таким образом, анализ визуальной модальности / модусности предполагает ответы на вопросы: что изображено? Каковы визуальные средства выражения модальности? Какой вид модальности? Какова степень модальности?

Литература: Kress G., van Leeuwen T. Reading Images - The Grammar of Visual Design. - L.: Routledge, 1996. - 312 p.

Модальность, языковая (linguistic modality). Языковые средства выражения модальности (например, модальные глаголы) играют важную роль в обществе. Они позволяют людям создавать и утверждать общие истины, нужные для формирования социальной группы, верящей в одни идеалы и поэтому действующей слаженно и эффективно. Кроме того, они позволяют умалить значение истин другой группы со всеми вытекающими из этого последствиями - от прекращения дружбы до религиозных и идеологических войн.

Различают три степени языковой модальности: низкую (возможность, т.е. что-либо может произойти), среднюю (описание ситуации, которая будет иметь место после момента речи, т.е. произойдет) и высокую (необходимость, т.е. обязательно произойдет). Таким образом, языковые средства модальности позволяют выбирать не только степень правдивости суждения, но и способы ее выражения, связанные с вероятностью и частотностью совершения действия. При этом различные социальные группы и институты предпочитают различные способы выражения правдивых суждений. Существует тесная взаимосвязь между степенью выраженности истинности вербального текста и важностью социальных обязательств. Кроме того, языковая модальность может быть субъективной или объективной.

Литература: Halliday M.A.K. An Introduction to Functional Grammar. -L.: Arnold, 1985. - 387 p.; Van Leeuwen T. Introducing Social Semiotics. - L.: Routledge, 2005. - 314 p.

Модус (mode). Это набор социально и культурно сформированных семиотических ресурсов, используемых для создания значения. Он определяет канал репрезентации или канал коммуникации. Примерами модуса могут служить письменный текст и изображение на странице, движущий-

411

ся образ и звук на экране, жест, взгляд, поза человека в ситуации межличностного общения. Модусы не являются автономными и установившимися, но, созданные в ходе социальных процессов, находятся в ситуации постоянного изменения.

Модус не является универсальным, но может быть присущ определенному сообществу, в котором распространено общее понимание его семиотических характеристик, например те или иные ритуалы, свойственные тому или иному народу. Предлагается несколько условий отнесения набора семиотических ресурсов к модусу. Во-первых, наличие трех мета-функций, выделенных М. Халлидеем (M. Halliday): идеационная (конструирует представления о том, что происходит в мире), межличностная (конструирует коммуникативное взаимодействие), текстовая (способность говорящего создавать тексты). Во-вторых, способность отображать закономерности, являющиеся результатом использования материальных форм в определенном историческом, социальном и культурном контексте в каком-либо сообществе.

Литература: Kress G. Multimodality: A Social Semiotic Approach to Contemporary Communication. - L.: Routledge, 2010. - 232 с.

Мультимодальность (multimodality). В современном обществе частично благодаря развитию новых технологий наблюдается переход от мономодальности (где информация чаще распространялась посредством обособленных каналов восприятия) к мультимодальности (где различные каналы становятся более интегрированными и визуальные элементы используются для передачи сложных для понимания идей и мнений). Стало очевидно, что тексты, которые лингвисты изучают, создают смыслы не только посредством языка, но и с помощью визуальных элементов (изображение, цвет, макет страницы и др.), материальных объектов и архитектуры. В связи с этим важно понять, как эти нелингвистические средства употребляются для передачи идей, мнений и идентичностей.

Литература: Kress G. Multimodality: A Social Semiotic Approach to Contemporary Communication. - L.: Routlege, 2010. - 232 p.; Machin D. van Leeuwen T. Global Media Discourse: A critical introduction. - L.: Routledge, 2007. - 188 р.

Практики, социальные (social practices). Это то, что люди с определенной целью делают, взаимодействуя друг с другом и при этом следуя узнаваемым образцам поведения. Когда эти действия представлены (лингвистически или каким-либо иным способом), они воплощаются в дискурсе, содержащем в себе различные типы преобразований.

Анализируя социальные практики, важно определить, каковы их составляющие и как эти элементы преобразуются в дискурсе. Единицами анализа социальной практики являются: 1) действия; 2) способ производства действия; 3) участники (выполняющие активную или пассивную роль); 4) внешний вид участников (как выглядят, как одеты); 5) ресурсы (инструменты и материалы, необходимые для выполнения действия);

412

6) время действия; 7) место действия. В действительности все эти элементы должны с необходимостью присутствовать, однако определенные тексты могут включать лишь некоторые составляющие социальной практики, как и дискурсы, содержание которых составляют эти тексты. Знание избирательно, и то, что эксплицитно представлено в тексте, зависит от интересов и целей организаций, которые стремятся управлять знаниями.

Литература: Van Leeuwen T. Introducing Social Semiotics. - L.: Routledge, 2005. - 314 p.

Преобразование (transformation). Социальная практика, воплощаясь в дискурсе, подвергается определенным изменениям. Действительность видоизменяется в дискурсе при помощи четырех основных видов преобразований.

1. Исключение, т.е. можно исключить некоторые элементы социальной практики, например, в дискурсе войны можно опустить упоминание о жертвах.

2. Перестановка, т.е. можно перегруппировать единицы, например изменить порядок следования действий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Дополнение, т.е. можно дополнить элементами описание социальной практики, например, анализируя поведение участников события, можно добавить оценку, цели и стратегии узаконивания их и их действий.

4. Замещение, т.е. можно заменить представления об элементах, например конкретное будет преобразовано в абстрактное, частное - в общее, действие - в процесс. Еще одна разновидность замены - объективация, «изображение действий и событий, а также качеств, как если бы они были объектами».

Данные разновидности преобразований мотивированы интересами, которые представлены в дискурсе.

Литература: Halliday M.A.K., Martin J.R. Writing Science - Literacy and Discursive Power. - L.: Falmer Press, 1993. - 283 p.

Ресурс, семиотический (semiotic resource) - это действия, материалы, артефакты, используемые в целях общения и произведенные физиологически (артикуляционный аппарат, мимика и жесты и др.) или технологически (ручка, краски, компьютерные программы и др.), а также способы организации этих ресурсов. При этом семиотические ресурсы обладают «потенциалом означивания», основанным на их использовании в прошлом, и набором допущений об их возможном использовании в будущем в определенных социальных контекстах. Семиотический ресурс, рассматриваемый как средство для означивания, т.е. производства значения, имеет материальное, социальное и культурное измерение. Ресурс постепенно замещает понятие знак.

Литература: Van Leeuwen T. Introducing Social Semiotics. - L.: Routledge, 2005. - 314 p.

Ритм (rhythm) как разновидность семиотических ресурсов обеспечивает связность и смысловую структуру событий, разворачивающихся во

413

времени. Он играет важную роль в повседневном общении, а также в фильмах, на телевидении, в танцах и музыке. Ритм является биологической данностью. Действия человека по своей природе координируются при помощи ритма. Успешное социальное действие предполагает синхронизацию ритма взаимодействия.

Анализируя устную речь, следует учитывать, что ритм делит поток времени на одинаковые по продолжительности такты (известные также как ритмические стопы), которые, организуясь в группы, включающие до 7-8 единиц, образуют фразу, произносимую на одном дыхании до следующего вздоха. Фраза важна для семиотической артикуляции, поскольку образует рамку, разграничивающую коммуникативные акты. В каждой фразе при помощи фразового ударения выделяется наиболее значимая информация. В свою очередь, 7-8 фраз формируют ход, который разграничивает этапы общей структуры текста. Границей ходов может быть большая по продолжительности пауза. Каждый ход содержит ключевую фразу, помечающую значимый коммуникативный акт.

Литература: Van Leeuwen T. Introducing Social Semiotics. - L.: Routledge, 2005. - P. 180-267.

Связность (information linking), одна из разновидностей семиотических ресурсов, участвует в организации мультимодальных текстов. Под связностью информации понимаются когнитивные связи между элементами информации, организованными как во времени, так и в пространстве (например, причинно-следственные связи между словами и изображениями). Анализируя мультимодальный текст, важно выяснить, каковы связи между словом и визуальным образом. Первый тип отношений - это развитие, которое реализуется путем: 1) уточнения, т.е. когда изображение делает текст более точным (например, иллюстрация) и текст делает изображение более конкретным; 2) объяснения, т.е. когда текст пересказывает образ (и наоборот). Второй тип отношений - это расширение, которое осуществляется при помощи: 1) сходства, когда содержание текста подобно тому, что являет собой образ; 2) контраста, когда содержание текста противоположно тому, что изображено; 3) дополнения, когда содержание образа добавляет некую информацию тексту (и наоборот).

Литература: Van Leeuwen T. Introducing Social Semiotics. - L.: Routledge, 2005. - 314 p.

Семиозис (meaning-making) понимается как динамический процесс и результат (вос)производства, восприятия и распространения значения, создаваемый посредством социального взаимодействия. У каждого сообщества есть регулярные и повторяемые образцы порождения значения, которые, являясь характеризующими признаками данного сообщества, помогают его создавать и структурировать, а также отличать одну группу от другой.

Изменения в интерпретации знака социальные семиологии объясняют, обращаясь к модели знака Ч. Пирса, изображающей «действие» зна-

414

ка как неограниченный процесс бесконечного семиозиса, где один «ин-терпретант» (идея, связанная со знаком) производит другой. Поток этих постоянных процессов интерпретации ограничен материальным миром («объект») и культурно обусловленными способами мышления (cultural rules of thought) или «привычкой».

Литература: Hodge R., Kress G. Social Semiotics. - Cambridge: Polity Press, 1988. - 285 p.

Литература: Lemke J. Talking science: language, learning and values. -Norwood, N.J: Ablex, 1990. - 261 p.

Семиотика, социальная (social semiotics) - это тип междисциплинарных аналитических исследований коммуникации, призванный объяснить процесс создания значения в качестве социальной практики. Социосе-миотика изучает взаимосвязанные предметные области: 1) материальные ресурсы коммуникации и способы их социально регламентируемого использования; 2) социальное регулирование использования ресурса совместно с историей его функционирования. В связи с этим социосемиотика: 1) анализирует способы, с помощью которых люди используют семиотические ресурсы как для создания, так и для интерпретации в определенных ситуациях социального взаимодействия; 2) сравнивает семиотические способы использования знаков; 3) выясняет способы, посредством которых семиотические ресурсы регулируются в конкретном пространственно-временном окружении и в определенных ситуациях общения; 4) прогнозирует появление новых семиотических средств (метафора и коннотация являются наиболее распространенными механизмами создания семиотических новшеств и изобретений).

Понятие «социальная семиотика» было введено в научный оборот Майклом Халлидеем (M. Halliday) в 1978 г. в книге «Язык как социальная семиотика: Социальная интерпретация языка и значения».

Литература: Social Semiotics: Key Figures, New Directions / Andersen T.H., Boeriis M., Maagera E., Tonnessen E.S. - L.: Routledge, 2015. -174 р.; Halliday M.A.K. Language as social semiotic: The social interpretation of language and meaning. - L.: Arnold, 1978. - 256 p.; Hodge R., Kress G. Social Semiotics. - Cambridge: Polity Press, 1988. - 285 p.; Van Leeuwen T. Introducing Social Semiotics. - L.: Routledge, 2005. - 314 p.

Стиль (style) - это основной параметр изучения того, как люди используют семиотические ресурсы, чтобы представить жанр и через этот процесс выразить свою идентичность и ценности. Обращение социосе-миологов к понятию «стиль» обусловлено, во-первых, усилением значимости образа жизни (lifestyle) в современном обществе, во-вторых, влиянием книги Нормана Фэркло (N. Fairclough) о языке неолиберальной глобальной экономики, где наряду с дискурсом и жанром лингвист изучает стиль, связывая его с идентичностями и ценностями.

Существуют три вида стиля: индивидуальный стиль (individual style), социальный стиль (social style) и образ жизни (lifestyle). Их объеди-

415

няет то, что все они касаются артикуляции и демонстрации отношений между индивидуальной свободой и общественными установлениями, даже если они делают это различными способами.

Индивидуальный стиль как отражение индивидуальных различий определяет идентичность и характер личности человека. Социальный стиль, основанный на традициях или официально закрепленных письменных правилах, указывает на такие категории, как происхождение, класс, возраст, социальный пол (гендер), профессия и др. Кроме того, он отражает социальные чувства и отношения, т.е. идеологию. Образ жизни основан на правилах ролевой модели и экспертных знаниях. Образ жизни, являясь сочетанием индивидуального и социального стилей, указывает на идентичности, присущие индивидуальному образу жизни человека, и на ценности, создаваемые в обществе и разделяемые большинством, формирующие новый вид социальной идентичности.

Литература: Fairclough N. New Labour, New Language. - L.: Routledge, 2000. - 180 p.; Van Leeuwen T. Introducing Social Semiotics. - L.: Routledge, 2005. - 314 p.

Трансдисциплинарность (transdisciplinary). В социальной семиотике широко применяется трансдисциплинарный подход, при котором важно соблюдать принцип организации научного знания, предполагающий взаимодействие многих дисциплин с целью создания холистического видения предмета исследования. Исследователи используют инструментарий социальных и гуманитарных наук: лингвистика, культурология, литературоведение, теория коммуникации, этнография, социология, дискурс-анализ, политическая экономика, феминизм, психоанализ, деконструкция, психология, визуальные исследования, история и др. Особое внимание уделяется анализу повседневных объектов, выяснению значимости социо-политических репрезентаций знаков. Интерес исследователя преимущественно направлен на изучение звуковой и изобразительной частей текста, где важно разложить целое на составляющие его элементы, определить их функции и связь с социальными нормами и правилами.

Литература: Social Semiotics. - Mode of access: http://www.tandfonline. com/toc/csos20/current_ (Дата обращения: 07.10.2017.)

Язык (language) - это семиотическая система, в которой значение создается непосредственно, а не в качестве знаковой системы, в которой значение опосредованно связано с языковой формой. Социосемиологи изучают, как язык используется для реализации, создания и преобразования социальных и культурных смыслов.

Литература: Lemke J. Talking science: language, learning and values. -Norwood, N.J: Ablex, 1990. - 261 p.; Kress G. Against Arbitrariness: The Social Production of the Sign as a Foundational Issue in Critical Discourse Analysis // Discourse and society. - L., 1993.-4 (2). - P. 169-191; Hodge R., Kress G.R. Language as ideology. - L.: Routledge, 1993.

416

Таким образом, в отличие от структурной семиотики, социальная семиотика 1) лишена структурного детерминизма (помещает человека как участника коммуникации в зависимые от контекста и потенциально конфликтные ситуации межличностного взаимодействия); 2) изучает власть (приписывает значение власти); 3) исследует знаки в особом историческом, культурном и институциональном контекстах; 4) пытается совместить диахронический и синхронический подходы к изучению знака.

Подчеркнем, что в настоящее время продолжается развитие категориального аппарата социосемиотики, являющейся скорее формой исследования, которое не дает готовых ответов, но предлагает идеи для формулирования новых вопросов, а также пути поиска ответов на них.

417

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.