Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ГОРОЖАНОК ПРОВИНЦИИ: ТРУДОВОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ ЖЕНЩИН, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СОЦИАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ГОРОЖАНОК ПРОВИНЦИИ: ТРУДОВОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ ЖЕНЩИН, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ТРУДОВОЙ СТАТУС / ПОТРЕБНОСТЬ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ / ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / LABOR SELF-EXPRESSION / SOCIAL REFLECTION / LABOR STATUS / NEED FOR EMPLOYMENT / RETRAINING / ADVANCED TRAINING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гостенина В.И., Сычева Е.Ю., Чернякова Н.В., Новиков А.В.

Статья выполнена в рамках проекта социокультурных исследований «Социальная рефлексия горожанок провинции: трудовое самовыражение женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста». В условиях технологизации управления и нарастания риска и напряженностиобладает инновационной интегративностью за счет своего предмета исследования - широкое «полевое погружение»в социальные практики горожанок провинции,обусловленные их связью с муниципальными, региональными и федеральными структурами управления на предмет возможности продолжения карьеры и трудоустройства в условиях воспитания детей дошкольного возраста. Исследование представляет данные социологического опроса, который проводился в форме анкетирования при финансовой поддержке Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Брянского района» [Госконтракт № 3 от14.06.18г. «Прогнозируемые материалы о потребности экономики Брянской области в специалистах»]. В исследовании представлен анализ данных сгруппированных по городу Брянску.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гостенина В.И., Сычева Е.Ю., Чернякова Н.В., Новиков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL REFLEXIA OF THE PROVINCE CITIZEN WOMEN: THE LABOR EXPRESSION OF WOMEN ADVANCING CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The article was carried out within the framework of the project of sociocultural studies «Social reflection of the townspeople of the province: labor self-expression of women who bring up children of preschool age». In the context of technological management and increasing risk and tension, it has innovative integrativity through its subject of research - a wide «field immersion» in the social practices of city women in the province, due to their connection with municipal, regional and federal government structures for the possibility of continuing careers and employment in conditions of upbringing children of preschool age. The research presents data from a sociological survey conducted in the form of a questionnaire with the financial support of the State Public Institution «Center for Employment of the Population of the Bryansk District». The study presents an analysis of the data grouped around the city of Bryansk.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ГОРОЖАНОК ПРОВИНЦИИ: ТРУДОВОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ ЖЕНЩИН, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

_Научный журнал «Экономика. Социология. Право», 2018, №3(11)

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.477

СОЦИАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ГОРОЖАНОК ПРОВИНЦИИ: ТРУДОВОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ ЖЕНЩИН, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

В.И. Гостенина, Е.Ю. Сычева, Н. В. Чернякова Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

А.В. Новиков

Институт государственной службы и управления персоналом (ИГСУП) РАНХиГС

Статья выполнена в рамках проекта социокультурных исследований «Социальная рефлексия горожанок провинции: трудовое самовыражение женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста». В условиях технологизации управления и нарастания риска и напряженности обладает инновационной интегративностью за счет своего предмета исследования - широкое «полевое погружение» в социальные практики горожанок провинции, обусловленные их связью с муниципальными, региональными и федеральными структурами управления на предмет возможности продолжения карьеры и трудоустройства в условиях воспитания детей дошкольного возраста.

Исследование представляет данные социологического опроса, который проводился в форме анкетирования при финансовой поддержке Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Брянского района» [Госконтракт № 3 от14.06.18г. «Прогнозируемые материалы о потребности экономики Брянской области в специалистах»]. В исследовании представлен анализ данных сгруппированных по городу Брянску. Ключевые слова: трудовое самовыражение, социальная рефлексия, трудовой статус, потребность в трудоустройстве, переподготовка, повышение квалификации.

Современное состояние занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста конструируется и трактуется социумом как общественная модель стиля жизни женщин; выявляет и определяет их статус и роль в обществе и его институтах — политике, экономике, образовании, семье. Систематизирует и создает дифференциацию в положении женщин и мужчин в обществе через соотношение экономической составляющей, а также социально -нравственный аспект, национально - демографический и профессиональные планы.

Современное состояние социологических исследований гендерной социологии и гендерной идентичности включает широкий спектр изданий: от солидных монографий [7] до учебных изданий и научных статей [1, 8, 9, 10, 11].

Однако региональные исследования по данной тематике крайне редки.

В постановке проблемы полевого исследования задействованы прикладные методы: интервьюирование, количественный метод социокультурного опроса, социально - значимый метод включенного наблюдения. Данными методами обозначены подходы к изучению проблем профессионального статуса, карьерного роста и трудоустройства молодых женщин: через целенаправленную коммуникацию, учитывающую закономерности массового сознания и индивидуальные подходы женщин к трудоустройству, аспект региональных возможностей карьерного роста и самозанятости [2,3,4].

Исследование затронуло ряд актуальных вопросов, таких как уровень образования, отношение к занятости, потребность в трудоустройстве, гендерное сопровождении личностного модуса профессиональной деятельности, желание сменить место работы др.

Были выявлены наиболее удобный график учебных занятий, трудности при прохождении профессионального обучения, трудности, возникающие в предпринимательской деятельности и т.д.

Список направлений, включенных в анкету

Административная работа, секретариат

Государственная служба, государственные бюджетные учреждения

Здравоохранение, образование, наука

Информационные технологии, телекоммуникации, связь

Искусство, культура и развлечения

Маркетинг, реклама и PR

Торговля, сервис, услуги населению

Юриспруденция

Финансы и страхование

Туризм, гостиницы, рестораны

Транспорт, логистика

Строительство и ремонт

Кадровая служба и управление персоналом

Сельское хозяйство и экология

Машиностроение

Пищевая промышленность

Добывающая промышленность

Таблица 1 - Место жительства респондентов

Вы проживаете

% Количество

В городе 96,82 2528

В сельской местности 3,18 83

Первый вопрос был о месте проживания и является частью социально-демографического блока. Подавляющее большинство опрошенных проживают в городе (97%), и лишь 3% в сельской местности.

■ В городе ИВ сельской местности

Рис. 1. - Результаты ответов на вопрос о месте проживания респондентов

■ От 0 до 1,5 лет ■ От 1,5 до 3 лет ■ От 3 до 7 лет ■ От 7 и выше

Рис. 2. - Результаты ответов на вопрос «Сколько у Вас детей?»

Вторая диаграмма показывает, что 52,18% респондентов имеют детей в возрасте от 3 до 7 лет - это более половины из всех опрошенных. Почти треть имеет детей от 7 лет и выше (25,89%). От 1,5 до 4 лет - 14,78% и от 0 до 1,5 лет только 7,15% респондентов.

Таблица 2 - Уровень образования

Ваше образование

% Количество

Общее образование (школа) 5,77 154

Среднее профессиональное (колледж, техникум) 30,82 823

Высшее профессиональное 61,91 1653

Иное 1,5 40

Среди опрошенных людей с высшим образованием оказалось 61,91%. Среднее профессиональное образование получили 30,82% респондентов. Вариант ответа «общее образование (школа)» выбрали 5,77%, а вариант «иное» отметили 1,5%.

Общее образование (школа)

Среднее

профессиональное (колледж, техни кум)

Высшее профессиональное

I Иное

Рис. 3. Результаты ответов на вопрос «Уровень образования»

Таблица 3 - Отношение к занятости

Ваше отношение к занятости

% Количество

Работаю 58,53 1540

Не работаю 22,88 602

Нахожусь в отпуске по уходу за ребенком 17,45 459

Являюсь учащейся 1,14 30

Отвечая на вопрос 4, респонденты выражали свое отношение, отмечая свой трудовой статус. Так, трудовой статус 58,53% - «работаю». Среди респондентов, которые не заняты трудовой деятельности, оказалось 22,88%, а также 17,45% находятся в отпуске по уходу за ребенком и 1,14% являются учащимися.

Работаю

Не работаю

I Нахожусь в отпуске по уходу за ребенком

I Являюсь учащейся

Рис. 4. - Результаты ответов на вопрос «Ваше отношение к занятости» Таблица 4 - Место работы, профессия, стаж

Ваша профессия

% Количество

Административная работа, секретариат 3,39 65

Государственная служба, государственные бюджетные учреждения 7,09 136

Здравоохранение, образование, наука 19,35 391

Информационные технологии, телекоммуникации, связь 2,24 43

Искусство, культура и развлечения 1,30 25

Маркетинг, реклама и РЯ 1,72 33

Торговля, сервис, услуги населению 29,63 568

Юриспруденция 2,76 53

Финансы и страхование 15,44 296

Туризм, гостиницы, рестораны 0,21 4

Транспорт, логистика 0,73 14

Строительство и ремонт 4,49 86

Кадровая служба и управление персоналом 4,59 88

Сельское хозяйство и экология 0,78 15

Машиностроение 2,82 54

Пищевая промышленность 3,18 61

Добывающая промышленность 0,10 2

Химическая промышленность 0,16 3

Анализируя полученные результаты, можно определить основные сферы занятости респондентов:

- торговля, сервис, услуги населению (29,63%);

- здравоохранение, образование, наука (19,35%);

- финансы и страхование (15,44%);

- государственная служба, государственные бюджетные учреждения (7,09%);

- кадровая служба и управление персоналом (4,59%);

- строительство и ремонт (4,49%);

- административная работа, секретариат (3,39%);

- пищевая промышленность (3,18%);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- машиностроение (2,82%);

- юриспруденция (2,76%);

- информационные технологии, телекоммуникации, связь (2,24%);

- маркетинг, реклама и PR (1,72%);

- искусство, культура и развлечения (1,30%);

- сельское хозяйство и экология (0.78%);

- транспорт, логистика (0,73%);

- туризм, гостиницы, рестораны (0,21%);

- химическая промышленность (0,16%);

- добывающая промышленность (0,10%).

Таблица 5 - Стаж респондентов

Ваш стаж

% Количество

От 0 до 5 лет 29,83 392

От 5 до 10 лет 30,67 403

От 10 лет до 15 24,28 319

Свыше 15 15,22 200

Стаж работы опрошенных распределился следующим образом: 5-10 лет составляет для 30,67% респондентов; до 5 лет- 29,83%; от 10 до 15 лет - 4,28%; свыше 15 - 15,22%.

■ Административная работа, секретариат

■ Государственная служба, государственные бюджетные учреждения

■ Здравоохранение, образование, наука

I Информационные технологии, телекоммуникации, связь I Искусство, культура и развлечения I Маркетинг, реклама и РР ¡Торговля, сервис, услуги населению I Юриспруденция • Финансы и страхование Туризм, гостиницы, рестораны Транспорт, логистика ¡Строительство и ремонт I Кадровая служба и управление персоналом I Сельское хозяйство и экология

1% 3% 5% 3%

4%

0%

0%

3%

7%

19% 2%

1%

■ От 0 до 5 лет ■ От 5 до 10 лет «От 10 лет до 15 ■ Свыше 15

Рис. 5. - Результаты ответов на вопрос «Ваши профессия и стаж» Таблица 6 - Потребность в трудоустройстве (для неработающих и учащихся женщин)

Нуждаетесь ли Вы в трудоустройстве?

% Количество

Да 18,35 464

Нет 81,65 2064

Как видно из диаграммы, большинство респондентов (81,65%) не испытывают потребности в трудоустройстве и 18,35% в нем нуждаются.

-Да Инет

Рис. 6. - Результаты ответов на вопрос «Нуждаетесь ли Вы в трудоустройстве» Таблица 7 - Готовность приступить к работе

Готовы ли Вы приступить к работе?

% Количество

В ближайшее время 36,83 453

По окончании отпуска по уходу за ребенком 33,74 415

После поступления ребенка в общеобразовательную организацию 19,19 236

Не предполагаю работать после окончания отпуска по уходу за ребенком 1,22 15

Не планирую заниматься трудовой деятельностью 9,02 111

_Научный журнал «Экономика. Социология. Право», 2018, №3(11)

Анализируя седьмой вопрос можно сказать, что примерно в равных долях к работе готовы приступить респонденты в ближайшее время (36,83%) и по окончании отпуска по уходу за ребенком (33,74%). А также согласны осуществлять трудовую деятельность после поступления ребенка в общеобразовательные учреждения 19,19% опрошенных. Не планируют заниматься трудовой деятельностью 9,02%, и не предполагают работать после окончания отпуска по уходу за ребенком 1,22% респондентов.

■ В ближайшее время

■ По окончании отпуска по уходу за ребенком

■ После поступления ребенка в общеобразовательную организацию

■ Не предполагаю работать после окончания отпуска по уходу за ребенком

■ Не планирую заниматься трудовой деятельностью

Рис. 7. - Результаты ответов на вопрос «Готовы ли Вы приступить к работе?»

Таблица 8 - Желание сменить место работы (для граждан, работающих и находящихся в отпуске по уходу за ребенком)

Желаете ли Вы сменить место работы?

% Количество

Да 24,53 540

Нет 75,47 1661

Место работы желают сменить из всех респондентов только 24,53%, а это менее трети от всех опрошенных. 75,47 не стали бы менять место работы.

■ Да ■ нет

Рис. 8. - Результаты ответов на вопрос «Желаете ли Вы сменить место работы?»

Таблица 9 - Готовность к профессиональной переподготовке или повышению квалификации

Желаете ли Вы перед выходом на работу пройти курсы профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации?

Да, хочу Пройти профессиональную подготовку по профессии Получить новую профессию Повысить квалификацию по своей профессии Нет Не знаю

38.82% % Количество % Количество % Количество 44.90% 16.28%

Не указана профессия 34,57 56 56,18 141 53,13 136

Административная работа, секретариат 1,85 3 0,80 2 0,78 2

Государственная служба, государственные бюджетные учреждения 0,62 1 1,59 4 1,56 4

Здравоохранение, образование, наука 9,88 16 5,18 13 12,11 31

Информационные технологии, телекоммуникации, связь 5,56 9 1,59 4 2,73 7

Искусство, культура и развлечения 1,85 3 3,59 9 0,39 1

Маркетинг, реклама и РЯ 1,23 2 0,00 0 0,00 0

Торговля, сервис, услуги населению 15,43 25 18,73 47 4,69 12

Юриспруденция 3,09 5 1,59 4 1,95 5

Финансы и страхование 19,75 32 7,57 19 15,63 40

Туризм, гостиницы, рестораны 0,00 0 0,00 0 0,39 1

Транспорт, логистика 0,00 0 0,40 1 0,78 2

Строительство и ремонт 3,70 6 0,40 1 1,17 3

Кадровая служба и управление персоналом 0,62 1 1,20 3 2,73 7

Сельское хозяйство и экология 0,00 0 0,00 0 0,39 1

Машиностроение 0,00 0 0,00 0 0,00 0

Пищевая промышленность 1,85 3 1,20 3 1,17 3

Добывающая промышленность 0,00 0 0,00 0 0,00 0

Химическая промышленность 0,00 0 0,00 0 0,39 1

38,8% хотели пройти курсы профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации (см. табл. 9). Наиболее популярные сферы профессиональной переподготовки: «административная работа, секретариат» (34,57%), «туризм, гостиница, рестораны» (19,75%), «юриспруденция» (15,43%).

Наиболее популярные сферы, в которых респонденты хотят получить новую профессию: «административная работа, секретариат» (56,18%), «юриспруденция» (18,73%).

Наиболее популярные сферы среди отмеченных респондентами, в которых отмечается желание повысить квалификацию являются «административная работа, секретариат» (53,13%), «туризм, гостиница, рестораны» (15,63%).

Самые непопулярные сферы оказались: «химическая промышленость» (0%), «пищевая промышленность» (0%), машиностроение (0,39%).

44,9 респондентов не желают перед выходом на работу проходить курсы профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации. 16,28% не знают ответа на данный вопрос.

Таблица 10 - Наиболее удобный график учебных занятий

10. Какой график учебных занятий был бы для Вас наиболее подходящий?

% Количество

Полная учебная неделя 20,29 312

Выходные дни 28,09 432

Дистанционное образование 34,92 537

Другое 16,71 257

Наиболее удобным способом получения образования стало дистанционное образование (34,92%). Почти треть опрошенных указали на то, что им максимально удобен график учебных занятий, который выпадает на выходные дни (28,09%). Полная учебная неделя подходит только 20,29% респондентов. Другой вариант ответа выбрали 16,71%.

■ Полная учебная неделя ■ Выходные дни ■ Дистанционное образование ИДругое

Рис. 9. - Результаты ответов на вопрос «Какой график учебных занятий был бы для

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вас наиболее подходящий?»

_Научный журнал «Экономика. Социология. Право», 2018, №3(11)

Таблица 11 - Трудности при прохождении профессионального обучения

Какие проблемы могут возникнуть при прохождении Вами профессионального обучения?

% Количество

Отсутствует возможность обеспечить присмотр за ребенком 49,32 691

Отсутствует возможность устроить ребенка в дошкольную общеобразовательную организацию 3,14 49

Отсутствует возможность оплачивать расходы, связанны с обучением (проезд к месту обучения) 18,13 254

Отсутствие в обучающих организациях групп присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста 7,99 112

Другое 21,41 300

Самой распространенной трудностью, которая препятствует получению профессионального образования, стало отсутствие возможности обеспечить присмотр за ребенком - 49,32%. 18,13% респондентов отметили, что не могут позволить себе расходы, связанные с обучением. Почти 8% опрошенных указали на то, что в обучающих организациях нет групп по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. 3,14 респонденты не занимают собственным образованием из-за невозможности устроить своего ребенка в дошкольную общеобразовательную организацию. 21,41% опрошенные выбрали вариант ответа «другое».

3,14

■ Отсутствует возможность обеспечить присмотр за ребенком

■ Отсутствует возможность устроить ребенка в дошкольную общеобразовательную организацию

■ Отсутствует возможность оплачивать расходы, связанны с обучением (проезд к месту обучения)

■ Отсутствие в обучающих организациях групп присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста

■ Другое

Рис. 10. - Результаты ответов на вопрос «Какие проблемы могут возникнуть при прохождении Вами профессионального обучения?»

Таблица 12 - Желание заниматься предпринимательской деятельностью

Хотели бы Вы заниматься предпринимательской деятельностью?

% Количество

Да, создать малое предприятие 16,81 426

Да, организовать самозанятость 11,6 294

Нет 71,59 1814

Большинство брянцев не хотели бы заниматься предпринимательской деятельностью (71, 59%). А из тех, кто желает заниматься подобной трудовой деятельностью 16,81% хотят создать малое предприятие, 11,6% хотели бы организовать самозанятость.

12. Хотели бы Вы заниматься предпринимательской деятельностью?

■ Да, создать малое предприятие >Да, организовать самозанятость ИНет

Рис. 11. - Результаты ответов на вопрос «Хотели бы Вы заниматься предпринимательской деятельностью?»

Таблица 13- Трудности, возникающие в предпринимательской деятельности

Какие трудности могут возникнуть при организации Вами предпринимательской деятельности?

% Количество

Отсутствует возможность обеспечить присмотр за ребенком 23,41 387

Отсутствует возможность устроить ребенка в дошкольную образовательную организацию 1,63 27

Отсутствует возможность оплачивать расходы, связанные с арендой помещения 25,89 428

Сложность с получением кредита на развития предпринимательской деятельности 23,65 391

Другое 25,41 420

Трудности, которые могут возникнуть при организации респондентами предпринимательской деятельности, расставлены ниже в убывающем порядке от самых распространенных к менее распространенным:

- отсутствует возможность оплачивать расходы, связанные с арендой помещения (25,89%)

- другое (25,41%)

- сложность с получением кредита на развитие предпринимательской деятельности (23,65%)

- отсутствует возможность присмотра за ребенком (23,41%)

- отсутствует возможность пристроить ребенка в дошкольную организацию (1,63%)

ш Отсутствует возможность обеспечить присмотр за ребенком

■ Отсутствует возможность устроить ребенка в дошкольную образовательную организацию

■ Отсутствует возможность оплачивать расходы, связанные с арендой помещения

Рис. 12. - Результаты ответов на вопрос «Какие трудности могут возникнуть при организации Вами предпринимательской деятельности?»

Систематизация эмпирической информации позволяет отметить тенденции, характеризующих социальную рефлексию горожанок провинции, воспитывающих детей дошкольного возраста, самопрезентацию по проблемам трудоустройства [5,6].

Женщины на единице территории г. Брянск демонстрируют пространственно -идентификационную близость, отмечая свой трудовой статус 58,53% отметили в анкете -«работаю». Из них с высшим образованием оказалось 61,91%. Среднее профессиональное образование получили 30,82% респондентов. Вариант ответа «общее образование (школа)» выбрали 5,77%, а вариант «иное» отметили 1,5%.

Среди респондентов, которые не заняты трудовой деятельности, оказалось 22,88%, а также 17,45% находятся в отпуске по уходу за ребенком и 1,14% являются учащимися. В их моделях стиля жизни доминирует профессиональная стабильность 75,47 не стали бы менять место работы, 38,8% хотели пройти курсы профессиональной подготовки, большинство женщин демонстрируют уверенность в социальном благополучии - лишь 18,35% горожанок нуждаются в трудоустройстве.

Заботы и тревоги женщин, воспитывающих несовершеннолетних связаны с необходимость присмотра за детьми во время их трудовой занятости.

Список литературы

¡.Захарова Н., Посадская А., Римашевская Н. Как мы решали женский вопрос // Коммунист. - 1989.- № 4. - С. 56-65.

2.Гостенина В.И., Кейзик А.С. К истории управления гендерным взаимодействием в социологии. // Образование и общество. - № 3. - 2018.

3. Гостенина В.И., Кейзик А. С. Индекс гендерного неравенства: методика расчета и реализация // Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. - №1. - С. 28 - 35.

4. Гостенина В.И. Социология управления: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. - Питер, 2013. - 368 с.

5. Гостенина В.И., Мамедов А.К., Шилина С.А. Коммуникативные основания управления мегаполисом. - М.: Макс - пресс, 2016. -191с.

6. Гостенина В.И. Критический дискурс: коммуникативный код управления качеством жизни россиян. // Коммуникологмя. - 2016. - №1. - С.96-105.

7. Информационно-аналитическое резюме по итогам общенационального исследования «Российская повседневность в условиях кризиса: Как живем и что

чувствуем?». / Институт Социологии Российской академии наук. Проект 14-28-00218. Руководитель ак. Горшков М.К. Резюме обнародовано 20.05.2015, г. Москва.

8.Силласте Г.Г. Эволюция социальных позиций женщин в меняющемся российском обществе // Социологические исследования. -1995. - № 4. - С. 58-65.

9. Силласте Г.Г. Гендерная социология как частная социологическая теория // Социологические исследования. - 2000. - № 11. - С. 5-15.

10. Силласте Г.Г. Гендерная социология: состояние, противоречия, перспективы // Социологические исследования. - 2004. - № 9. - С. 77-86.

11. Силласте Г.Г. Гендерная социология как частная социологическая теория // Будущее России и новейшие социологические подходы. Материалы конференции. - Москва, 10-12 февраля 1997 г. - Ч. II. - С. 7-15.

Сведения об авторах

В.И. Гостенина - доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и социальной работы Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского, E-mail KafedraRandPR@yandex.ru

Е.Ю. Сычева — кандидат социологических наук, доцент кафедры со циологии и социальной работы Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского», e-mail: lupenkova@yandex.ru

Н.В. Чернякова - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, E-mail KafedraRandPR@yandex.ru

А.В. Новиков - магистрант Института государственной службы и управления персоналом (ИГСУП) РАНХиГС, E-mail KafedraRandPR@yandex.ru

UDK 316.477

SOCIAL REFLEXIA OF THE PROVINCE CITIZEN WOMEN: THE LABOR EXPRESSION OF WOMEN ADVANCING CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

V.I. Gostenina, E.Y. Sycheva, N.V. Chernyakova Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky A.V. Novikov

Institute of Public Service and Personnel Management (IGSUP) of the Russian Academy of National Economy

and Public Service

The article was carried out within the framework of the project of sociocultural studies «Social reflection of the townspeople of the province: labor self-expression of women who bring up children of preschool age». In the context of technological management and increasing risk and tension, it has innovative integrativity through its subject of research - a wide «field immersion» in the social practices of city women in the province, due to their connection with municipal, regional and federal government structures for the possibility of continuing careers and employment in conditions of upbringing children of preschool age.

The research presents data from a sociological survey conducted in the form of a questionnaire with the financial support of the State Public Institution «Center for Employment of the Population of the Bryansk District». The study presents an analysis of the data grouped around the city of Bryansk.

Keywords: labor self-expression, social reflection, labor status, needfor employment, retraining, advanced training.

References

1.Zaharova N., Posadskaya A., Rimashevskaya N. Kak my reshali zhenskij vopros // Kommunist. - 1989.- № 4. - S. 56-65.

2.Gostenina V.I., Kejzik A.S. K istorii upravleniya gendernym vzaimodejstviem v sociologii. // Obrazovanie i obshchestvo. - № 3. - 2018.

3. Gostenina V.I., Kejzik A. S. Indeks gendernogo neravenstva: metodika rascheta i realizaciya // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. - 2016. - №1. - S. 28 - 35.

4. Gostenina V.I. Sociologiya upravleniya: Uchebnoe posobie. Standart tret'ego pokoleniya. - Piter, 2013. - 368 s.

5. Gostenina V.I., Mamedov A.K., Shilina S.A. Kommunikativnye osnovaniya upravleniya megapolisom. - M.: Maks - press, 2016. -191s.

6. Gostenina V.I. Kriticheskij diskurs: kommunikativnyj kod upravleniya kachestvom zhizni rossiyan. // Kommunikologmya. - 2016. - №1. - S.96-105.

7. Informacionno-analiticheskoe rezyume po itogam obshchenacional'nogo issledovaniya «Rossijskaya povsednevnost' v usloviyah krizisa: Kak zhivem i chto chuvstvuem?». / Institut Sociologii Rossijskoj akademii nauk. Proekt 14-28-00218. Rukovoditel' ak. Gorshkov M.K. Rezyume obnarodovano 20.05.2015, g. Moskva.

8.Sillaste G.G. Evolyuciya social'nyh pozicij zhenshchin v menyayushchemsya rossijskom obshchestve // Sociologicheskie issledovaniya. -1995. - № 4. - S. 58-65.

9. Sillaste G.G. Gendernaya sociologiya kak chastnaya sociologicheskaya teoriya // Sociologicheskie issledovaniya. - 2000. - № 11. - S. 5-15.

10. Sillaste G.G. Gendernaya sociologiya: sostoyanie, protivorechiya, perspektivy // Sociologicheskie issledovaniya. - 2004. - № 9. - S. 77-86.

11. Sillaste G.G. Gendernaya sociologiya kak chastnaya sociologicheskaya teoriya // Budushchee Rossii i novejshie sociologicheskie podhody. Materialy konferencii. - Moskva, 10-12 fevralya 1997 g. - Ch. II. - S. 7-15.

Author's information

V.I. Gostenina - Doctor of Sociology, Professor, Head of the Department of Sociology and Social Work of Bryansk State University named after Academician IG Petrovsky, E-mail KafedraRandPR@yandex.ru

E.Yu. Sycheva - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Sociology and Social Work Department of the Bryansk State University named after Academician IG. Petrovsky, e-mail: lupenkova@yandex.ru

N.V. Chernyakova - post-graduate student of Bryansk State University named after academician IG. Petrovsky, E-mail KafedraRandPR@yandex.ru

A.V. Novikov - graduate student of the Institute of Public Service and Personnel Management (IGSUP) RASHiGS, E-mail KafedraRandPR@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.