Научная статья на тему 'Социальная реабилитация лиц, страдающих наркотической зависимостью'

Социальная реабилитация лиц, страдающих наркотической зависимостью Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1098
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ЛИЦА / СТРАДАЮЩИЕ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ / НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Планкина Наталья Евгеньевна

В статье рассматриваются понятие, принципы, этапы, задачи, направления и методы социальной реабилитации лиц, страдающих наркотической зависимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Планкина Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная реабилитация лиц, страдающих наркотической зависимостью»

УДК 316.3

Н.Е. Планкина

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

В статье рассматриваются понятие, принципы, этапы, задачи, направления и методы социальной реабилитации лиц, страдающих наркотической зависимостью.

Ключевые слова: социальная реабилитация, лица, страдающие наркотической зависимостью, направления социальной реабилитации.

SOCIAL REHABILITATION WITH JUNKIE

This article discusses the concepts, principles, stages, tasks, directions and methods of social rehabilitation of persons addicted to drugs.

Key words: social rehabilitation, persons addicted to drugs, directions of social rehabilitation.

Лечение наркотической зависимости является сложным процессом, при котором не всегда удается добиться эффективного результата, избежать риска последующих рецидивов. Если после выхода из лечебного учреждения бывший наркозависимый сталкивается с большим количеством проблем и оказывается социально изолированным, то даже качественно проведенное лечение может обеспечить лишь временную ремиссию. Чтобы избежать этих и многих других негативных последствий наркозависимости, необходимо обеспечить проведение социальной реабилитации с данной категорией людей.

В научной литературе существует несколько подходов к определению понятия социальной реабилитации с лицами, страдающими наркотической зависимостью. Так, исследователь Н.Н. Иванец дает следующее определение: «...это динамичная система деятельности, направленная на достижение полного или частичного восстановления личностного и социального статуса методом, главное содержание которого состоит в опосредовании через его личность лечебно-восстановительных воздействий и мероприятий» [1].

В условиях терапевтической среды социальная реабилитация рассматривается исследователем В.А. Кулгановым как восстановление полноценных взаимосвязей личности зависимого от наркотиков человека и социальной среды, процесс восстановления способностей человека к нормальному функционированию в ней, его личностных ресурсов, социально-ролевой идентификационной структуры.

Успех социально-реабилитационной работы с лицами, страдающими наркотической зависимостью, в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов. К ним следует отнести:

1. Принцип этапности, который подразумевает, что процесс социальной реабилитации данной категории строится постадийно, с учетом объективной оценки реального состояния лиц, страдающих наркозависимостью, в динамике. Такая оценка должна базироваться на суммарных характеристиках психического, психологического, соматического, социального (семейного, образовательного, профессионального, группового) статуса. Совокупность этих данных дает возможность определить индивидуальный реабилитационный потенциал, учет которого позволяет составить представление о возможностях клиента в плане решения основных задач реабилитации.

В современных научных исследованиях выделяют четыре этапа при реализации технологии социальной реабилитации данной категории.

Первый этап - медицинский, задача которого состоит в восстановлении и компенсации медицинскими методами функциональных возможностей организма, нарушенных в результате употребления наркотических веществ.

Второй этап направлен на устранение депрессивного состояния, которое возникает после лечения в силу снижения жизненных функций и настроения.

Третий этап заключается в формировании системы психологических самооценок, осознания преимущества своего нового физического и мировоззренческого состояния.

Четвертый этап представляет собой социальную реадаптацию и ресоциализацию лиц, страдающих наркотической зависимостью. Основная задача этого этапа - восстановление навыков здорового общения, стабилизация семейных, трудовых и межличностных отношений, помогающих заново приспособиться к условиям внешней среды после временной дезадаптации.

2. Принцип добровольности подразумевает наличие добровольного согласия (оформленного в письменном виде и представленного в виде договора), которое, помимо всего прочего, закрепляет право в любое время отказаться от курса социальной реабилитации.

3. Принцип доверительности и партнерства предполагает, что специалист по социальной работе должен постоянно прилагать усилия по созданию и поддержанию доверительных отношений с клиентами, атмосферы взаимного уважения и взаимопонимания.

4. Принцип комплексности и многообразия моделей социальной реабилитации отражает влияние разнообразных организационных форм и моделей в рамках различных по структуре и содержанию деятельности специализированных учреждений на успешность социально-реабилитационного процесса.

5. Принцип преемственности выражает возможность использования определенных методов и подходов медицинского или профессионального направления реабилитации в социальном.

Среди приоритетных задач социально-реабилитационного процесса с лицами, страдающими наркотической зависимостью, как правило, выделяют следующие:

1. Формирование целенаправленной деятельности и повышения нормативных уровней притязаний и социальных интересов.

2. Восстановление эмоциональной адекватности, умения дифференцировать положительные и отрицательные эмоции.

3. Восстановление коммуникативных навыков, обучение навыкам противостояния стрессовым ситуациям, систематического труда и учебы.

4. Обучение анализу и оценке саморазрушающего и конструктивного поведения.

5. Формирование ответственности за свое поведение и образ жизни.

6. Стабилизацию профессиональных отношений, возобновление положительных социальных контактов.

7. Формирование и закрепление нормативной ценностной ориентации и позитивных морально-этических установок.

8. Восстановление семейных отношений.

9. Психотерапевтическая работа с родственниками, направленная на расширение их знаний о медико-социальных последствиях наркомании, обучение навыкам оказания психологической поддержки лицам, страдающим наркотической зависимостью, и контролю за их состоянием.

10. Медико-социальная профилактика срывов и рецидивов заболевания.

Комплексное решение задач социальной реабилитации лиц, страдающих наркозависимостью, становится возможным благодаря использованию различных методов и способов реабилитации, которые применяются в соответствии с ее направлениями.

Таким образом, следует отметить следующие направления социальной реабилитации с рассматриваемой категорией: социально-средовое, социально-педагогическое, социально-психологическое, социокультурное, ресоциализация и социальная реадаптация. Остановимся подробнее на каждом из направлений.

Социально-средовая реабилитация нацелена на обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных общественных связей лиц, страдающих наркотической зависимостью. В частности, это достигается обучением навыкам правильной ориентации и перемещения в окружающей среде, безопасного пользования средствами транспорта, умению самостоятельно посещать общественные места.

Социально-педагогическая реабилитация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на оказание помощи лицам, страдающим наркотической зависимостью, в формировании правильного понимания и решения стоящих перед ними социально-педагогических проблем, к числу которых можно отнести: детско-родительские отношения, формирование супружеских и семейных отношений, предупреждение и преодоление педагогических и воспитательных ошибок, межличностные отношения и статус в семье. Данное направление реализуется посредством применения таких технологий как социально-педагогическая диагностика и обследование личности, социально-педагогическое консультирование, педагогическая коррекция.

Социально-психологическая реабилитация направлена на оказание лицам, страдающим наркотической зависимостью, психологической помощи с целью восстановления или формирования способностей, которые позволяют успешно выполнить социальные роли (семейные, профессиональные, общественные) и иметь возможность быть реально включенными в разные области социальных отношений и жизнедеятельности, пройти успешную социальную адаптацию, ресоциализацию и интеграцию в общество. Социально-психологическая реабилитация включают в себя психодиагностику, психологическое консультирование, психологическую коррекцию, психотерапевтическую помощь, психопрофилактику, психотерапию, социально-психологический тренинг, социально-психологический патронаж.

Социокультурная реабилитация, цель которой заключается в возвращении или создании механизмов, способствующих непрерывному внутреннему росту, развитию и восстановлению культурного статуса лиц, страдающих наркозависимостью, как личностей. При осуществлении этого направления используется организация досуга, организация и проведение творческих конкурсов, групповая арттерапия, приобщение к культурно-историческим ценностям и др.

Ресоциализация и социальная реадаптация предполагают формирование компенсаторных социальных навыков после избавления от наркотической зависимости, из-за которой были нарушены социальные контакты, посредством трудотерапии, консультаций по вопросам социальной адаптации, организации сетевых встреч, проведения разного рода тренингов.

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что социальная реабилитация лиц, страдающих наркотической зависимостью, представляет собой комплексную систему мероприятий, цель которых - скорейшее и наиболее полное восстановление разрушенных, утраченных или не приобретенных ранее социальных связей и отношений, способности к нормальному социальному функционированию. Основная задача специалиста по социальной работе, осуществляющего социально-реабилитационную работу с лицами, страдающими наркотической зависимостью, состоит в обеспечении у них положительных личностных изменений, адаптации и ресоциализации к окружающей среде, что достигается за счет полинаправенности социально-реабилитационного процесса.

1. Лекции по наркологии. - М.: Нолидж, 2015. -103 с. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/736058/

2. Кулганов, В.А. Превентология. Профилактика социальных отклонений: учебное пособие/ В.А. Кулганов, В.Г. Белов, Ю.А Парфенов. - СПб.: Питер, 2016. - 304 с. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1666494/

3. ГОСТ Р 54990-2012. Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя. Основные виды социальных услуг. - М.: Стан-дартинформ, 2012. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc;base=OTN;n=233# 07646139654888704

УДК 378.147.88

С.Ю. Ланина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ СРЕДЫ MOODLE В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Описаны некоторые возможности по использованию сервисов дистанционной среды Moodle в образовательном процессе вуза. Представлен опыт применения Moodle в обучении студентов по курсу «Социально-экономическая статистика».

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные технологии, система дистанционного обучения, Moodle, профессиональное образование.

USING THE MOODLE DISTANT ENVIRONMENT IN HIGHER EDUCATION PROCESS

This article describes some possibilities for using the distance environment Moodle in the university educational process. The experience of using Moodle in training students of «Socio-economic statistics» course is presented.

Key words: e-learning, distance technologies, distance training, Moodle, professional education.

В настоящее время идет эра информатизации, когда практически вся информация (текстовая, числовая, графическая, звуковая и т.д.) концентрируется в информационной сфере. Помимо того, эта сфера является областью для общения, передачи информации и знаний.

Профессиональные знания находятся в процессе непрерывного обновления, совершенствования, так как наука и практика не стоят на месте. Дистанционная форма обучения дает возможность создать системы массового непрерывного обучения, самообучения с использованием всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов [1].

Важнейшей задачей высшего образования на сегодняшний день является формирование у будущих специалистов и исследователей навыков самостоятельного поиска, усвоения и критического анализа новой информации, развитие у них научного мышления, формирование умений строить научные гипотезы, планировать и проводить эксперименты, подбирать необходимые методики для обработки полученных результатов. Для решения этой важной задачи просто необходимо использование новых информационных технологий, в том числе и дистанционного обучения.

Дистанционное обучение - это в первую очередь взаимодействие студента и преподавателя между собой на расстоянии (дистанционно), такое обучение отражает практически все присущие учебному процессу компоненты (методы, цели, организационные формы, содержание, а также сред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.