Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ "ПРОЗРАЧНОСТЬ": ОТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИЗОБРЕТЕНИЯ К ТЕХНОГЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

СОЦИАЛЬНАЯ "ПРОЗРАЧНОСТЬ": ОТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИЗОБРЕТЕНИЯ К ТЕХНОГЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ПРОЗРАЧНОСТЬ" / НАДЗОР / КОНТРОЛЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОТЧУЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Луковенков Сергей Г.

Состояние «прозрачности» перед взглядом государства, корпораций и других людей - одно из характерных проявлений социокультурных особенностей современности, построенных на зависимости от информационно-цифровых устройств и произведенного ими пространства сетевой индивидуальной и коллективной деятельности разного характера. В подобных условиях процесс отчуждения опыта или частей личностной целостности индивида, в целях последующей объективации и применения этого исчислимого «ресурса», приобрел ведущее управленческое положение и значение в качестве особой логики поведения. Ж. Бодрийяр в заключение работы «Общество потребления» обратился к вопросу возможности информационного отчуждения как симптому товарной логики потребления. Но мыслить настоящее и будущее этого состояния или феномена «прозрачности» жизни индивида в обществе можно не только в контексте и дискурсе потребления и массовой культуры. Использование приемов насильственной или добровольной визуализации подвластного не является уникальным продуктом современной информационной и сетевой технологической культуры. В статье предпринимается попытка раскрытия социальной и политической роли механизма «прозрачности» способа власти через преобладание знания и введения субъектов в состояние визуально-познавательной открытости. Утверждается, что для иерархических систем власти стремление к организованному применению «прозрачности» есть важный инструмент как для поддержки дисциплинирования общества, так и для противостояния другим системам. При этом именно противостояние оказывается своеобразным двигателем на пути технологического развития надзорно-контрольных практик, к числу которых производство состояния «прозрачности» относится. Указывается, что процесс технологизации и постепенного развития привел к тому, что иерархические инструменты «прозрачности» стали основанием для формирования особой техногенной области «прозрачности»: плоскости горизонтального опыта социального действия - уникального аспекта современной массовой цифровой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL “TRANSPARENCY”: FROM POLITICAL INVENTION TO TECHNOLOGICAL REALITY

The state of “transparency” before the eyes of the state, the corporations and other people is one of the characteristic manifestations of the socio-cultural features of modernity, built on dependence on information and digital devices and the network space of individual and collective activities of various kinds produced by them. In such conditions, the process of alienating of the experience or parts of the individual’s personal integrity, in order to further objectify and apply this incalculable “resource”, has acquired a leading managerial position and significance as a special logic of behavior. Baudrillard, in the conclusion of the work “The Consumer Society”, addressed the issue of the possibility of information alienation as a symptom of the commodity logic of consumption. But it is possible to think about the present and future of this state or the phenomenon of “transparency” of an individual’s life in society not only in the context and discourse of consumption and mass culture. The use of techniques of forced or voluntary visualization of the subject is not a unique product of modern information and network technological culture. The article attempts to reveal the social and political role of the mechanism of “transparency” of the way of power through the predominance of knowledge and the introduction of subjects into a state of visual-cognitive openness. It is argued that for hierarchical systems of power, the desire for an organized application of “transparency” is an important tool both for supporting the discipline of society and for opposing other systems. At the same time, it is the confrontation that turns out to be a kind of engine on the path of technological development of supervisory and control practices, among which the production of the state of “transparency” refers. It is indicated that the process of technologization and gradual development has led to the fact that hierarchical tools of “transparency” have become the basis for the formation of a special technogenic area of “transparency”: the plane of horizontal experience of social action - a unique aspect of modern mass digital culture.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ "ПРОЗРАЧНОСТЬ": ОТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИЗОБРЕТЕНИЯ К ТЕХНОГЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

УДК 304.4 ББК 87.52

С.Г. Луковенков

Социальная «прозрачность»: от политического изобретения к техногенной реальности

Состояние «прозрачности» перед взглядом государства, корпораций и других людей - одно из характерных проявлений социокультурных особенностей современности, построенных на зависимости от информационно-цифровых устройств и произведенного ими пространства сетевой индивидуальной и коллективной деятельности разного характера. В подобных условиях процесс отчуждения опыта или частей личностной целостности индивида, в целях последующей объективации и применения этого исчислимого «ресурса», приобрел ведущее управленческое положение и значение в качестве особой логики поведения. Ж. Бодрийяр в заключение работы «Общество потребления» обратился к вопросу возможности информационного отчуждения как симптому товарной логики потребления. Но мыслить настоящее и будущее этого состояния или феномена «прозрачности» жизни индивида в обществе можно не только в контексте и дискурсе потребления и массовой культуры. Использование приемов насильственной или добровольной визуализации подвластного не является уникальным продуктом современной информационной и сетевой технологической культуры. В статье предпринимается попытка раскрытия социальной и политической роли механизма «прозрачности» способа власти через преобладание знания и введения субъектов в состояние визуально-познавательной открытости. Утверждается, что для иерархических систем власти стремление к организованному применению «прозрачности» есть важный инструмент как для поддержки дисциплинирования общества, так и для противостояния другим системам. При этом именно противостояние оказывается своеобразным двигателем на пути технологического развития надзорно-контрольных практик, к числу которых производство состояния «прозрачности» относится. Указывается, что процесс технологизации и постепенного развития привел к тому, что иерархические инструменты «прозрачности» стали основанием для формирования особой техногенной области «прозрачности»: плоскости горизонтального опыта социального действия - уникального аспекта современной массовой цифровой культуры.

Ключевые слова: «прозрачность», надзор, контроль, цифровизация, отчуждение

© Луковенков С.Г., 2023

Настороженность и опасения, связанные с потенциалом техники перекраивать традиционные социальные конструкции, - это такие темы, которые давно находятся в зоне интереса философского и критического мышления. В начале прошлого столетия началась интенсификация технологизации окружающей среды и попыток осмысления специфического пути развития цивилизации, которая в своем историческом движении ведет к увеличению сложности мира и глобальных рисков. Далеко не последнюю роль в этом сыграло развитие коммуникационных и визуальных технологий на рубеже Х1Х-ХХ вв. Так как тема технологического, как всепроникающей особенности жизни человека и общества, многогранна, остановимся на одном конкретном аспекте, который связан на практике с доступностью надзора, контроля и их влиянием на жизненный мир.

Немецкий философ и культурный теоретик М. Стейнвег утверждал, что каждый тоталитарный режим основан на мифологии «всевидящего ока» ^етшед 2017, р. 37], т. е. функции, которая действует на всех включенных (индивидов или групп). С данным утверждением можно согласиться, сделав поправку, что не только тоталитарные, но и демократические режимы в создании собственных смысловых и символических опор, образно выражаясь, делают ставку на «фоновые» программы, имеющие целью как тело, так и ментальность индивидов для наиболее эффективного и полного (в пределах возможностей) контроля процессов внутри и за пределами системы.

Чем совершенней становятся подобные программы (в технологическом смысле и социальном принятии), тем комплексней оказываются вопросы автономии индивида и агентности. Как кажется, подобные вопросы могут быть осмыслены, в том числе, в процессе постепенного размывания и слияния границ личного и публичного в связи с технологизацией практик надзора/контроля и увеличения проникающей способности эффекта «прозрачности». Так, отталкиваясь от примера институционализированного механизма «фонового» надзора - Паноптикона, рассмотрим, что представляет собой «прозрачность» и как в технологическом развитии данный феномен проходит путь от инструмента к сегменту опыта, меняющего правила социального поведения.

План паноптической архитектуры представляет собой любопытное воплощение модернистского социально-исторического миропонимания. Дело в том, что, несмотря на гуманистические идеалы и реформаторские задачи, заложенные в проект братьями Бентам, Паноптикон был механизмом классической картины устройства социальности и мира, в которой не предполагалось, что «однажды все люди могут стать материально обеспеченными, а привилегии навсегда исчезнут» [Валлерстайн 2004, с. 189]. Паноптическая архитектура образована как телеологический инструмент и механизм: посредством

рационализации к преодолению закостенелых устоев, идеалов и понятий настоящего для осуществления прогресса в грядущем. Впрочем, функционирование на практике Паноптикона возможно исключительно в условиях наличия диспропорции знания. Эффективные паноптические, - а шире, всякие дисциплинарные - надзорные и контрольные методы, в сущности, основаны на неравноправности и рав-ноудаленности власти и ее подчиненного субъекта. Невозможность локализации власти, связанная с пространственно-познавательными ограничениями подвластного, приводит к наличию предпосылок «бесперебойной» работы машины контроля. М. Фуко схватил значимость паноптической идеи, определив проект как «важный механизм, ведь он автоматизирует власть и лишает ее индивидуальности» [Фуко 1999, с. 295]. В целом модернистские подходы к логике надзора и контроля можно выразить как стремление к созданию неравноправной «прозрачности» субъектов перед взглядом власти для направления их к тем или иным установленным целям. Попытаемся определить смысл «прозрачности» и как подобный надзорно-контрольный принцип подвергся эволюционному развитию от положения системно-иерархического инструмента к формированию сегмента опыта и действия человека, без которого невозможно наше современное - постмодернистское - глобальное общество.

Начнем с небольшого анализа кино. В заключение «Общества потребления» Ж. Бодрийяр рассмотрел произведение «Пражский студент» 1935 г. Философа привлекла история протагониста кинофильма: студент продает таинственной персоне зеркальное отражение в обмен на получение желанных им социальных благ (и примечательно, что в ранних версиях (1913/1926 гг.) герой буквально видит, как в момент свершения сделки зеркальный образ обретает жизнь в движении). Испытав небольшое волнение в момент, когда двойник и незнакомец удаляются из его комнаты в неизвестном направлении, герой быстро переходит к наслаждению плодами торга. Конечно, жизнь в обществе стала сложнее, поскольку герой больше не отражался в зеркалах, но с этим можно было смириться, тогда как встреча на светском приеме с двойником раскрыла события в их предельной трагичности, обнажив бессилие героя перед отчужденной и объективированной кем-то частью собственной самости. Так, зеркальный образ начал преследовать героя, действовать вместо и от его имени: словно он сам. И как отметил Ж. Бодрийяр, в результате продажи, последующей потери зеркального отражения «нет больше приемлемого тождества: я становлюсь для себя самого другим, я отчужден» [Бодрийяр 2021, с. 357].

Не удивляет, что была выбрана конкретно эта историю и именно киноистория, а не текст и неподвижное изображение для раскрытия процессов отчуждения в ситуации информационной гиперциркуляции и товарной динамики. Такие типы отчуждения, как радикальное

разделение личности и объективированного в процессе опыта, связаны с практиками экстракции информации, превращения ее в «подвижный» инструмент или капитал - плоды информационно-цифровой депривации. Первичными страхами героя кинокартины была, в сущности, угроза принудительной визуализации: «прозрачности» перед сторонним взглядом и следующим подчиненным, уязвимым положением перед узнавшими тайны. Ведь необходимость избегать зеркал была тяготой, которую можно принять бременем, поскольку все, что требовалось - незначительная модификация поведения, не производящая высокого риска разрушения привычной повседневности и статуса в социальной среде. Но встреча с двойником, напротив, оказалась источником экзистенциального ужаса, фактором потери ориентации. Причина разницы восприятия в степени (ощущении) контроля и проистекающей из нее иллюзии целостности, власти над самопрезентацией, возможности установления границы того, что в пределах моей индивидуальной целостности является «моим», а что - «общим». Так, в переживании столкновения с воплощенной отчужденностью, мир героя - и подобный фиктивный опыт приложим, как будет показано, к возможному опыту человека цифровой эпохи - стремительно усложнился в контакте с тем, что или никак, или с трудом может быть контролируемо, но, как ни парадоксально, является при этом «тобой».

Появление в поле возможного опыта человека встречи с действием зеркального образа - симптом нарушения или трансформации (в зависимости от стороны оценки) иерархически фундированных путей подвижности функционального знания. Несмотря на то, что рассмотренная Ж. Бодрийяром картина представляет индивидуальный опыт студента, предполагается, что в подобной ситуации мог быть любой человек любого социального положения. Так, в рамках «классического» и до-информационного мира спонтанное появление двойника, который бы действовал вне распоряжений власти или индивида-источника, было возможным, но отличие современной - «неклассической» - ситуации в массовости и технологической простоте «сотворения» объективированной и отчужденной сущности. Простота действия в пространстве цифро-информационной жизни - фактор, который позволил существенно расширить структуры социальности и способов проявления власти, в том числе в надзорно-контрольных возможностях.

В «Эре пустоты» Ж. Липовецки отметил, что

...каждому поколению свойственно находить соответствие в том или ином мифологическом или легендарном персонаже, который рассматривается с точки зрения проблем сегодняшнего дня. Настоящее время, по мнению многих исследователей, главным образом американских, символизирует Нарцисс [Липовецки 2001, с. 78].

Но не только персонажи могут быть знаками эпох, но и сферы опыта, в которые вовлечен человек. И реальность, с которой столкнулся персонаж фильма, может претендовать на такой символический статус: так, если нарциссизм описывает индивидуалистическое настроение культуры потребления и массмедиа, т. е. этап когда «самосознание замещает классовое сознание» [Липовецки 2001, с. 87], то столкновение с двойником - следствие логики поведения и условий возможности фиксации для субъекта на самом себе и использовании для достижения целей информационного «ресурса» самого себя и перевода его в категорию товара.

Впрочем, использование визуальности, как политического инструмента власти над знанием и правом распределением, не является особенностью современности и продуктом цифровизации реальности. Возможность создания пространства видимости и распределения в нем субъектов, в согласии с установленными правилами, - это один из базовых социально-политических инструментов и методов управления. Например, в «Книге правителя области Шан» среди положительных черт правителей встречается, в числе прочего, «прозорливость», так как, по замечанию автора, «[у таких правителей] многочисленные сановники не осмеливаются совершать преступления, а простой люд -творить дурные дела» [Шан Ян 1993, с. 214]. Немногим далее предлагается инструмент достижении такой «прозорливости» - коллективную ответственность, круговую поруку. В данном случае визуализация и «прозрачность», - как свойство познавательной доступности, - имеет целью не только контроль над физическими аспектами жизни, но и преимущественно сознанием и мировосприятием субъектов. Также инструменты «прозрачности» могут быть направлены на структуризацию окружающего мира, имея ощутимый социальный эффект. Так, механизмы структурирования могут служить к усилению «прозрачности» человека перед распорядителями в поведенческой «обнаженности». Например, Ж.-Ф. Миле, комментируя Фуко, так писал о социально-политическом значении расписания календаря и времени: «Календарь манифестирует время, делит его на фазы и датирует его, распределяя его для дел, предписанных режимом» [Миле 1996, с. 112].

Различные инструменты прозрачности, в том числе не связанные напрямую с политической деятельностью, имели и имеют множество конфигураций, но общим для них оказывается стремление раскрыть субъекта перед властью в процессе отчуждения информации через бюрократический аппарат или же внедрение в жизнь компонентов и практик, которые программируют поведение, отказ от которых ведет к невозможности нормального включения в социальные отношения. Иначе, они нацелены на проведение некоторой поведенческой интервенции для формирования габитуса на том или ином участке социальной деятельности (ученика, солдата, рабочего, гражданина).

Практики прозрачности - в паноптической функции - определяют границы действия и мысли субъекта-поднадзорного и власти в общем пространстве взаимодействия.

В отличие от случая киноперсонажа приведенные примеры имеют закрепление в иерархических структурах: спонтанности противопоставляется порядок. Регуляция насилия и нормирования является ключевым фактором, который формирует и в то же время исходит из авторитета власти, способной не только принуждать к «прозрачной» жизни, но способствовать добровольной вовлеченности, ведь власть, по замечанию А. Кожева, «может иметь своим фундаментом только Авторитет» [Кожев 2006, с. 97]. Попадающие с ними в общую категории механизмы или практики могут быть названы «инструментальными изобретениями» в силу следующих признаков:

1) «нисходящий» принцип распределения в соответствии с установленными на дискурсивном уровне правилами и алгоритмами действия;

2) возможность распорядителей избегать одинакового с подчиненными уровня познавательной и в широком смысле визуальной доступности.

Например, в случае установления календаря речь идет о власти над регуляцией чужого времени (скажем, в расписании жизненных циклов или сезонов). В отношении распорядителей субъект оказывается «прозрачным» и вкупе с процессами регистраций действий происходит не только моделирование его поведения, но также и своеобразное инфоотчуждение. Социальная «прозрачность», как приобретенное свойство субъекта в отношении с миром, производится из комбинации регуляции опыта (в пространстве времени, надзора, работы, коммуникации и т. д.) и фиксации действий, переставших быть собственностью производящих, получающих отдельное существование в виде архивных данных, формуляров и административных единиц знания-информации.

Инструментам социальной «прозрачности» свойственна особая управленческая театральность. Это значит, что на условной «сцене» показывается лишь то, что должно быть показано в согласии с планами. Во-вторых, показанное должно ориентироваться на способность зрителя воспринять показанное и, что более значимо, желание увидеть и включить в себя нечто поставляемое. Например, описывая закат публичных казней, М. Фуко пишет:

Наказание постепенно перестает быть театром. И все, что остается в нем

от зрелища, отныне воспринимается отрицательно [Фуко 1999, с. 15].

Иначе, публичные казни перестали соответствовать чувствам и мировосприятию аудитории, на которую были направлены в каче-

стве дисциплинарного инструмента. Механизмам прозрачности необходима нужная ментальность субъекта в готовности воспринимать и участвовать. Так, Э. Бернейс в 1928 г. писал, что

...триада индустриальной революции - паровой двигатель, печатные органы и государственные школы - лишили королей власти, передав ее людям» [Бернейс 2010, с. 13].

Отмечается, что потребность меньшинства в механизмах массового контроля и надзора никуда не пропала: изменились подходы воздействия на субъекта, ведь

.. .оказалось, что можно формировать мнение масс таким образом, чтобы направить свежеобретенные ими силы на строго заданные цели [Бернейс 2010, с. 14].

Внимания заслуживают «свежеобретенные силы». Так, их можно трактовать в смысле утраты монопольной власти над инструментами познавательной визуализации и права создания смыслосимволиче-ских систем. Пресса, как и школьное образование, - предтечи современной информационно-цифровой цивилизации и культуры. Даже не столько в техническом, сколько в содержательном отношении. Наличие прессы как альтернативы официальным дискурсам, поставляемым картинам мира, и образование как открытие широкому населению возможности участия в социальной физике через понимание работы механизмов контроля - это те новые силы человека, позволяющие разделить «до» и «после» в вопросе «прозрачности» и истории надзора. Так, апофеоз театрализованной властной визуализации - планы паноптических институтов братьев Бентам - способен действовать, как утверждалось выше, в условиях диспропорции знания, так как к производству ощущения, что именно ты находишься в интересе наблюдателя, разработан план Паноптикона. И конечно, такого эффекта можно достичь только тогда, когда поднадзорный не знает принципов функционирования всевидящего места и тем самым неспособен обратить ситуацию к собственной пользе. Социальный мир, параллельно распространению технологий и роста автономности, становился сложнее с увеличением количества/качества акторов, действующих в условиях «прозрачности» и способных в полноте видеть структурные процессы, понимать и включаться в них - не пассивно, а деятельно.

Первая половина XX в. - ключевой период, в котором изобретения социальной «прозрачности» вошли в позицию некоего самопревосходства, определяющую образ текущей инфоцентричной социальности. Так, развитие визуально-коммуникационных технологий (например, кинематографа, вычислительных машин и прототипов мировой сети)

выступило окном возможности для формирования и роста влияния социальной «прозрачности», но не как инструмента для выстраивания системы подчинения, а как порожденной технологиями зоны опыта, существующей вне зависимости от желаний отдельных индивидов и организаций, в том числе создающих ее инфраструктурный «скелет».

В последнее десятилетие человечество могло сполна ощутить, что значит жить в цивилизации, где как «сильным мира сего», традиционно имевшим пути отступления из сферы прозрачности, так и простым людям приходится программировать поведение не только с оглядкой на системные требования, но и на децентрализованный сегмент политической, экономической, личной жизни - новый цифровой «природный» мир и порожденную культуру. Во всяком случае, необходимость такой оглядки стала почти обязательным требованием современного здравого смысла.

Во многом это результат, как ни странно, противостояний - борьбы или войны - как внутри, так и на межсистемном уровне - двигателя динамики в поле властных отношений, т. к. без динамики не может быть самой структуры власти:

Власть имеется только там, где есть движение, изменение, действие.

Власть по сути своей активна, а не пассивна [Кожев 2006, с. 15].

Противостояние систем - государств, как яркого примера, - в той же мере зависимо от возможности иметь преобладание знания, в какой зависимо, например, от военной способности. Неспроста именно в заключении «Искусства войны» Сунь-Цзы отведено место размышлениям о применении шпионов или роли знаний:

Поэтому просвещенные государи и мудрые полководцы двигались и побеждали, совершали подвиги, превосходя всех других, потому что все

знали наперед [Сунь-Цзы 2018, с. 98].

И чтобы знать лучше, чем оппонент, чтобы познавательно визуализировать его, избегая ответной «прозрачности», требуется, помимо прочего, и технологическое превосходство.

Как представляется, по причине потребности в новых эффективных средствах противостояний, во второй половине XX в. началось зарождение современной сети Интернет как реакции на возможный ядерный конфликт США и СССР. Так, ключевая идея новой технологии состояла в том, что «если нет центральных командных пунктов, то и не может быть центральных целей» [Galloway 2004, p. 29], т. е. рассредоточения центров информационной власти, что должно было, в задумке, укрепить устойчивость государственной конструкции перед

лицом новых вызовов. И таким образом, сетевые каналы были разработаны, чтобы не дать возможности разрушить информационные блоки, связывающие воедино географически удаленные точки связи, и не позволить «ослепить» систему, оставив в «непрозрачности» относительно самой себя и внешней среды.

Параллельно происходили не менее значимые для общего понимания того, как «прозрачность» стала отдельной средой реальности, процессы развития индустрии и искусства кинематографа. В этих процессах важно следующее: тиражирование срезов реальности постепенно обретало большое распространение в обществе. Движущиеся изображения захватили все внимание человека, открыв ему для активного познания и понимания целый новый мир. Кинохроники позволили увидеть то, что ранее никак не могло быть доступно человеку (королевские церемонии, хроники войны, изобретения и дальние страны). Кроме того, как оказалось, человеку потребно не только видеть, но и показывать другим себя, разделять уникальность, т. е. получать признание, используя информационный ресурс самообъективации в активности перевода личного опыта в потребляемый другими товар или своеобразное информационное топливо (например, в случае цифровой бюрократии). Вероятно, корни постмодернизма и логики массового человека тесным образом связаны с выходом прозрачности, как пространства действия и мышления, в горизонтальное положение как общее:

...модернистская эпоха связана с проблемами производства и революции;

постмодернистский век - с потребностью в информации и самовыражении [Липовецки 2001, с. 30].

Названные тенденции открыли процесс радикальной социальной перестройки и революции, зафиксированной в настоящей привязке практически всех областей жизни к возможности действия в информационно-цифровом пространстве.. И несмотря на то что попытка «оцифровки» далеко не нова в массовой включенности, возможности для большинства эксплуатировать «прозрачность», как и отчужденные информационные дубликаты людей и организаций, стали обыденностью "fake news", информационные войны и поражающие масштабами киберпреступления, связанные с использованием, вспоминая упомянутый фильм, зеркального образа человека, - кражей идентичности в мире, где цифровой дубликат может действовать вопреки воле «оригинала».

В подобных культурных условиях, конечно, не мог снова не возникнуть запрос, который был сформулирован Э. Бернейсом: упорядочивание хаоса окружающего мира. Так, «прозрачная» реальность вступает порой в противостояние с надындивидуальной природой

человека, стремящегося к единству, общности и организующей безопасности окружающего мира, в том числе и информационно-цифрового региона, и пространство информационно-цифровой активности дает возможности не только для расширения на уровне субъекта осведомленности, но и выстраивания символико-смысловых монад и кластеров, которые служат разделению и разобщению куда эффективней, чем стены или какие-либо иные физические барьеры через намеренное исключение/присутствие Другого, вынесенного за пределы намеренно непроницаемой «прозрачности».

Литература

Бернейс 2010 - Бернейс Э. Пропаганда / Пер. с англ. И. Ющенко. М.: Hippo Publishing, 2010. 176 c.

Бодрийяр 2021 - Бодрийяр Ж. Общество потребления. М.: АСТ, 2021. 384 с.

Валлерстайн 2004 - Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. М.: Логос, 2004. 368 с.

Кожев 2006 - Кожев А. Понятие власти. М.: Праксис, 2006. 192 с.

Липовецки 2001 - Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб.: Владимир Даль, 2001. 332 с.

Миле 1996 - Миле Ж.-Ф. Опыт как само-техника (читая Фуко) // S/Л. Альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии Российской академии наук. М.: Ин-т эксперимент. социологии, 1996. С. 98-121.

Сунь-Цзы 2018 - Сунь-Цзы. Искусство войны / [Пер. с древнекит. Н. Конрада]. М.: АСТ, 2018. 192 с.

Фуко 1999 - Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999. 480 с.

Шан Ян 1993 - Шан Ян. Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу) / Пер., предисл. и коммент. Л.С. Переломова. М.: Ладомир, 1993. 392 с.

Galloway 2004 - Galloway A.R. Protoral. How Control Exists after Бесепй-аНга-tion. The MIT Press, 2004. 288 p.

Steinweg 2017 - SteinwegM. The Terror of Evide^e. The MIT Press, 2017. 176 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.