Научная статья на тему 'Массовое наблюдение как неотъемлемая часть развития информационного общества'

Массовое наблюдение как неотъемлемая часть развития информационного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
212
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Волочаева О.Ф.

Информационное общество находит свое практическое воплощение не только в глобализации, но и в массовом наблюдении. Общество наблюдения, в общих чертах охарактеризованное в настоящей статье, имеет множество последствий чисто политической природы. Там, где наблюдение пронизывает собой всю социальную ткань, появляются новые линии политического противостояния, формируются новые и подвергаются проверке старые политические институты, на сцену выходят новые акторы, в политических программах которых идеи о новых векторах развития переплетаются с традиционными политическими ценностями и нормами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Массовое наблюдение как неотъемлемая часть развития информационного общества»

Федеративный договор стал компромиссным решением для обеспечения сохранения территориальной целостности государства, несмотря на его острые политико-правовые недостатки. Непосредственно сам факт установления разграничения полномочий между органами федеральной власти и субъектов Российской Федерации свидетельствует о переходе к демократизации, децентрализации, повышению гибкости и результативности осуществления государственной власти.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (с гимном России). - М.: Проспект, 2014. - 32 с.

2. Федеративный договор (Москва, 31 марта 1992 г.) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». - Режим доступа: http://base.garantш/170280/#Ыock_Ш0 (дата обращения: 28.09.2014).

3. Чертков А.Н., Кистринова О.В. Договорный аспект разграничения полномочий в Российской Федерации: история и современность // Журнал российского права. - 2014. - № 8 (212). - С. 16-24.

МАССОВОЕ НАБЛЮДЕНИЕ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

© Волочаева О.Ф.*

Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск

Информационное общество находит свое практическое воплощение не только в глобализации, но и в массовом наблюдении. Общество наблюдения, в общих чертах охарактеризованное в настоящей статье, имеет множество последствий чисто политической природы. Там, где наблюдение пронизывает собой всю социальную ткань, появляются новые линии политического противостояния, формируются новые и подвергаются проверке старые политические институты, на сцену выходят новые акторы, в политических программах которых идеи о новых векторах развития переплетаются с традиционными политическими ценностями и нормами.

Ключевые слова: массовое наблюдение, политические процессы, трансформация общества, информационное общество, информация.

* Заведующий кафедрой Конфликтологии, связей с общественностью и журналистики, кандидат социологических наук, доцент.

Фундамент теории общества наблюдения (surveillance society) заложил М. Фуко, опубликовавший в 1975 г. работу «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы». Фуко М., избрав в качестве дифференцирующего критерия механизм обеспечения социальной покорности, различает общество наказания, имевшее место в прошлом, и дисциплинарное общество, характеризующее настоящее время. В обществе наказания социальное подчинение достигается за счет демонстративных, публичных казней, которые, по замыслу их организаторов, должны вызывать отвращение к диссидентскому поведению. В дисциплинарном же обществе подчинение обеспечивается убеждением его членов в том, что все они находятся под пристальным надзором, не оставляющем возможности для диссидентского поведения. Механизм обеспечения социальной покорности, применяемый в дисциплинарном обществе, М. Фуко назвал Паноптиконом (от слов «pan» -всеобщее и «optikon» - наблюдение), воспользовавшись термином И. Бентама, которым тот обозначал предложенную им модель архитектурной организации различных общественных учреждений с функциями надзора (например, тюрем). Фуко М. превратил архитектурный проект Бентама И. в политическую технологию, имеющую универсальное применение. «Везде, где приходится иметь дело с множественностью индивидов, которым надо навязать определенное задание или конкретную форму поведения, может быть использована панопти-ческая схема. Она применима - с необходимыми изменениями - ко всем заведениям, где на сравнительно небольшом пространстве требуется держать под надзором некоторое количество людей» [6, с. 301]. Главная ее черта -внушение индивидам, подвергаемых ее воздействию, того, что они находятся в состоянии постоянной видимости, хотя в реальности наблюдение над ними осуществляется выборочно и с перерывами. Она позволяет сократить число наблюдателей от власти, параллельно увеличив число людей, находящихся под их надзором. Она вступает в действие до того, как будут совершены проступки, ошибки или преступления. Она обеспечивает контакт наблюдателей с наблюдаемыми на уровне сознания, не требуя постоянного вмешательства. Таким образом, паноптическая схема усиливает любую власть: она обеспечивает экономию (оборудования, персонала, времени) и результативность (благодаря своему превентивному характеру, непрерывному действию и автоматизму) [6, с. 302].

Однако реальной перспективой общество наблюдения стало с момента резкого скачка в развитии и широкого внедрения в повседневную жизнь компьютеризированных информационно-коммуникационных технологий. Так, Г. Маркс замечает, что возрастающие возможности компьютера составлять досье на человека, складывая воедино едва заметные, вполне безобидные обрывки сведений о сделках, состоянии здоровья, покупательских привычках и демографических данных, образуют особую разновидность «ин-фослежки», отличающуюся от обычных способов аудио- и видеонадзора сво-

ей доступностью. Компьютеры качественно меняют саму природу надзора, упрощая, расширяя и углубляя его [11, с. 1-16]. Ганди О. отмечает, что наблюдение представляет собой создаваемую в интересах власти комплексную высокотехнологичную систему, делящую людей на категории для упрощения их идентификации, систематизации, обложения налогами и наложения штрафов. Кроме того, наблюдение применяется для нормализации и гомогенизации отношений с дискриминируемыми элементами в структуре иерархического контроля [8, с. 1-13].

Лайон Д. рассматривает наблюдение как некое условное понятие, охватывающее широкий и с каждым днем расширяющийся спектр ситуаций, связанных со сбором коммерческими и административными органами, полицией и службами безопасности личной информации [9, с. 3-8]. В обществе наблюдения подробнейшие детали повседневной жизни граждан тщательно отслеживаются, при этом сами наблюдаемые охотно сотрудничают с наблюдателями. Во всех крупных городах мира видеокамеры стали привычным и не вызывающим никаких возражений атрибутом общественных мест [9, с. 1-20]. Авиаперелеты не обходятся без досмотровых сканеров и биометрических проверок, число которых резко возросло после событий 11 сентября 2001 г. Ежедневно Google и эмитенты кредитных и дебетовых карт записывают подробности привычек, проблем и предпочтений своих пользователей и клиентов при их активной и порой рьяной помощи.

Благодаря новым информационно-коммуникационным технологиям, ассоциируемым с постиндустриальным обществом, все его члены, не давая на то согласия, оказались под всеобъемлющим «колпаком» наблюдения, охватывающем не только публичные, но и полупубличные и даже частные сферы. В системе нового Паноптикона подчинение властям обеспечивается осознанием факта, что за тобой непрерывно наблюдают и любой твой проступок повлечет за собой моральное или физическое наказание. Однако в отличие от прошлых времен сегодняшние системы наблюдения завязаны на технологии [1, с. 91-95]. Прежде люди наблюдали за другими людьми «невооруженным глазом», теперь же этот процесс опосредуется разнообразными компьютерными устройствами. Объекты наблюдения не имеют прямого визуального и акустического контакта с наблюдателями. Автоматические сообщения информируют звонящих в колл-центре о том, что их разговор будет записан для улучшения качества предоставляемых услуг. В городах камерами наблюдения, настоль малыми, что их трудно заметить, покрыты практически все участки публичного пространства, повсюду проходят коммуникационные линии, передающие картинки с этих камер на мониторы наблюдателей, располагающих программами распознавания лиц.

С достижениями в области компьютерных и информационных технологий появилась возможность создать, по словам М. Постера, Суперпанопти-кон - киберпространственный вариант Паноптикона М. Фуко [13, с. 69-98].

Суперпаноптикон - это система наблюдения без стен, смотровых вышек и охраны. Количественные успехи в технологиях наблюдения вызвали качественные изменения в микрофизике власти. Другими словами, информационно-коммуникационные технологии создали условия для новых форм наблюдения и, следовательно, для новых форм власти. При использовании такого инструмента власти информация о гражданах собирается в различных коммуникационных сетях и хранится в многочисленных электронных базах данных, позволяющих в любой момент составить любой персональный профиль и оказать давление на требуемого индивида. Чем дольше существуют такие базы данных и чем больше средств, привязывающих к ним граждан, тем более детальный профиль можно получить, тем более сокровенные подробности частной жизни можно узнать, прибегая к аккумулирующейся в них информации. Количество данных в этих базах прибавляется всякий раз, когда кто-то пользуется банковской карточкой, посещает определенный сайт или отправляет с помощью мобильного телефона короткое текстовое сообщение. Постер М. приходит к выводу, что рано или поздно обеспокоенность растущими базами данных превратиться в один из главных политических вопросов, формирующих политические силы и задающих течение политического процесса [12, с. 291]. Суперпаноптикон отличается от традиционного Паноптикона не только опорой на современные технологии, но и природой своего возникновения и своими главными задачами. В Паноптиконе люди попадали под наблюдение принудительно, против своей воли, тогда как в Супепаноптиконе они становятся наблюдаемыми добровольно, самостоятельно предоставляя данные для хранения. Главная задача Паноптикона - лишить свободы выбора и ограничить возможности перемещения. Задача же Супепаноптикона полностью противоположная: наделить своих участников большей свободой выбора и большей свободой передвижения [2, с. 74-75].

В рождающейся теории общества наблюдения главными инструментами контроля выступают системы видеонаблюдения, мобильные телефоны, банковские карты, Интернет со своими электронной почтой, магазинами, поисковыми системами и, главное, социальными сетями. По сравнению с другими инструментами контроля, социальные сети представляют собой более дешевый, быстрый и всеохватывающий способ идентификации существующих и потенциальных диссидентов.

В своей книге «Интернет как иллюзия. Обратная сторона сети» Е. Морозов рассматривает негативные последствия распространения Интернета, социальных сетей и электронной почты для индивидуальной и политической свободы граждан. Социальные сети, например, позволяют идентифицировать диссидентов и устанавливать их связи. До появления социальных медиа сотрудникам спецслужб необходимо было потратить много сил на то, чтобы узнать о людях, связанных тем или иным образом с диссидентами.

При определенном везении им удавалось выяснить один-два ключевых контакта, однако составить весь список имен с фотографиями и контактной информацией было крайне проблематично. Сегодня им для решения этой задачи требуется лишь изучить популярные социальные сети. Никнеймы также не защищают от контроля, поскольку аккаунты в социальных сетях привязаны к адресам электронной почты и номерам мобильных телефонов. Даже если это не так, то спецслужбы могут с помощью «вредоносной» ссылки скопировать историю посещения веб-браузера и после непродолжительного анализа выяснить, кто скрывается за тем или иным никнеймом [5, с. 188-229]. Морозов Е. делает вывод, что информационные технологии ведут не столько к демократизации, сколько поддерживают автократические тенденции, а распространяющийся сегодня в мире киберутопизм - необоснованная вера в эмансипирующие возможности онлайн-коммуникаций - лишь способствует дальнейшему угнетению [5, с. 18].

Общество наблюдения, как подчеркивают многие из его исследователей, не стоит понимать как общество, где лишь власти наблюдают за населением с целью сохранения своего привилегированного статуса. Скорее общества наблюдения - это совокупности индивидов, каждых из которых одновременно является объектом и субъектом наблюдения. Место основного средства, дающего возможность каждому желающему превратиться в наблюдателя, заняли Интернет-проекты, построенные на технологии «Веб 2.0», такие как Facebook, Twitter и Instagram, позволяющие видеть, чем «занимаются» друзья, знакомые, родственники, коллеги и в принципе любые интересующие люди. Данные проекты разработаны так, чтобы каждый из их пользователей мог в постоянном режиме изучать «цифровые следы», оставленные связанными с ними в рамках сети людьми. Популярность социальных сетей объясняется присущей человеку любопытностью и постоянным стремлением к публичности. В последнее время наряду с традиционными формами наблюдения - правительством за диссидентами, корпорациями за потребителями, правоохранительными органами за предполагаемыми преступниками, владельцами социальных сетей за пользователями их услуг - ученые и специалисты начали подвергать анализу набирающую обороты практику наблюдения обычных людей за такими же обычными людьми при помощи социальных сетей [3, с. 156].

В общем и целом наблюдение представляется как некое социально негативное явление, угрожающее разнообразным свободам индивида и свободам общества. Однако не все авторы придают наблюдению однозначно негативный смысл. Многие ученые и специалисты считают, что к этому феномену современной жизни следует подходить с нейтральных позиций, различая в нем как негативные, так и позитивные моменты. Какую бы конкретно не давали оценку исследователи, все они признают факт формирования общества наблюдения (надзирающего общества) как неотъемлемой части

развития общества информационного [7, с. 206]. Информационное общество, где главный ресурс - это информация, а главный фактор экономического прогресса - информационные технологии, создает условия для глобализации, т.е. интеграции стран и регионов в единое целое, обеспечивающее единую линию поведения. С другой стороны, информационное общество со своими «умными» технологиями упрощает контроль над гражданами, к которому правящая элита стремится на протяжении всей истории. Вместе с тем, наблюдаются и уникальные, оригинальные сочетания направлений практического воплощения, например, «глобализированное наблюдение» [4, с. 125]. Общество наблюдения имеет множество последствий чисто политической природы. Возможно, что политических эффектов у общества наблюдения даже больше, чем у процесса глобализации. Там, где наблюдение пронизывает собой всю социальную ткань - сверху вниз, снизу вверх, поперечно, происходит трансформация политического процесса - появляются новые линии политического противостояния, формируются новые и подвергаются проверке старые политические институты, на сцену выходят новые акторы, в политических программах которых идеи о новых векторах развития переплетаются с традиционными политическими ценностями и нормами.

Список литературы:

1. Ануфриенко С.В. Технология общения органов государственной власти с журналистами в условиях террористической активности // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2014. - № 9. - С. 91-95.

2. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. - М.: Весь мир, 2004. - 188 с.

3. Волочаева О.Ф. «Виртуальность» и «бестелесность» как характеристика конфликтов в информационном обществе // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. -2012. - № 4. - С. 156-159.

4. Волочаева О.Ф. Инверсия демократических практик как следствие деятельности новых политических акторов в контексте формирования информационного общества // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2014. - № 2 (39). - С. 125-131.

5. Морозов Е. Интернет как иллюзия. Обратная сторона сети. - М.: АСТ: CORPUS, 2014. - 528 с.

6. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. - М.: AdMargi-nem, 1999. - 480 с.

7. Anufrienko S.V. Mass media as a vital element of modern terrorism // Middle East Journal of Scientific Research. - 2013. - Т. 18, № 2. - P. 206-209.

8. Gandy O.H. The Panoptic Sort: A Political Economy of Personal Information. - Boulder: Westview Press, 1993. - 250 p.

9. Lyon D. The Electronic Eye: The Rise of Surveillance Society. - Minneapolis: University of Minnesota Press, 1994. - 290 p.

10. Lyon D., Doyle A., Lippert R. Introduction // Eyes Everywhere: The Global Growth of Camera Surveillance / Ed. by A. Doyle, R. Lippert, D. Lyon. -Abingdon: Routledge, 2012. - P. 1-20.

11. Marx GT. Undercover: Police Surveillance in America. - Berkley: University of California Press, 1988. - 280 p.

12. Poster M. Database as Discourse, or Electronic Interpellations // Detradi-tionalization / Ed. by P. Heelas, S. Lash, P. Morris. - Malden: Blackwell, 1999. -P. 277-293.

13. Poster M. The Mode of Information: Poststructuralism and Social Context. - Chicago: The University of Chicago Press, 1990. - 188 p.

ВОСПРИЯТИЕ КИТАЕМ РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АРЕНЕ

© Хорбаладзе Э.Л.*

Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск

Мнения специалистов по поводу растущего сотрудничества Китая и России порой диаметрально противоположные, дискуссионные, так как многие считают Китай более опасным конкурентом, чем США. Мы постараемся остановить свое внимание на восприятии самим Китаем России как партнера по политическому и экономическому союзу.

Ключевые слова: международные отношения, Китай, Россия, китайские средства массовой информации, США, государственная политика.

В последнее время на международной политической арене большое внимание аналитиков, экспертов и политологов привлекают двусторонние отношения между Китаем и Россией, активизировавшиеся после начала конфликта в Украине. На сегодняшний день китайцы подчеркивают объективную общность интересов Китая и России, как тактических, так и стратегических. Общность видится в стремлении к миру в долгосрочной перспективе, в заинтересованности в устойчивом экономическом развитии, обеспечении продовольственной безопасности для населения и т.д. Китайцы подчеркивают, что Россия обладает такой же уникальной древней культурой, высоким потенциалом развития.

В то же время есть и кардинальные различия, подмечаемые в китайских СМИ, среди которых назовем разный экономический рост, где Китай является лидером в мире по темпам экономического роста, в то время как Россия отличается слабой, экспортно-ориентированной экономикой. Китайские

* Студент 2 курса Института международных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.