Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНОВ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПОРТА: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНОВ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПОРТА: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональный спорт / профессиональный спортивный клуб / региональная политика / государственно-частное партнерство / professional sport / professional sports club / regional policy / publicprivate partnership

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванов Дмитрий Владимирович

Рассматриваются различные аспекты функционирования профессиональных спортивных клубов, прослеживается история их становления в России. Автор разграничивает понятия «профессиональный спорт» и «профессиональный спортивный клуб», анализирует источники финансирования спортивных клубов. Особое внимание уделено развитию профессионального спорта в субъектах федерации как социально значимого для регионов проекта. Также намечены пути оптимизации профессиональных спортивных клубов и даны рекомендации по их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL POLICY OF THE REGIONS IN THE FIELD OF PROFESSIONAL SPORTS: STATUS AND DEVELOPMENT TRENDS

This article discusses various aspects of the functioning of sports clubs, traces the history of their formation in Russia. The author distinguishes between the concepts of "professional sports" and "professional sports club", analyzes the sources of financing of sports clubs. Particular attention is paid to the development of professional sports in the subjects of the federation as a socially significant project for the regions. The article also outlines ways to improve the health of professional sports clubs and gives recommendations for their implementation.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНОВ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПОРТА: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

consciousness, the technology of its formation is chosen. For a more successful result, methods and methods of influencing are integrated.

Keywords: empirical sociological research, sociological analysis, information society, mass consciousness, communication processes.

Mitasov Pavel Alexandrovich, PhD student, pashokmitasov@mail.ru Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Administration.

Nalivayko Ksenia Valeryevna, applicant, kseniya-nalivaiko@mail.ru, Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Administration.

Alekseyenok Anna Alekseevna, scientific supervisor, doctor of sociological sciences, professor, alekseenok-aa@yandex.ru, Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Administration

УДК 316.334.3 001: 10.24412/2071-6141-2022-3-119-127

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНОВ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПОРТА: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Д.В. Иванов

Рассматриваются различные аспекты функционирования профессиональных спортивных клубов, прослеживается история их становления в России. Автор разграничивает понятия «профессиональный спорт» и «профессиональный спортивный клуб», анализирует источники финансирования спортивных клубов. Особое внимание уделено развитию профессионального спорта в субъектах федерации как социально значимого для регионов проекта. Также намечены пути оптимизации профессиональных спортивных клубов и даны рекомендации по их реализации.

Ключевые слова: профессиональный спорт, профессиональный спортивный клуб, региональная политика, государственно-частное партнерство.

В современном мире профессиональный спорт - это самостоятельный и весьма значимый сектор экономики, объем его оценивается миллиардами долларов США. Капитализация отдельных клубов исчисляется сотнями миллионов долларов США и до пандемии СОУГО-19 эта сфера бизнеса динамично росла. Однако в России профессиональные спортивные клубы и спорт в целом так и не стали самостоятельным бизнесом в классическом понимании этого слова. Несмотря на проявляющуюся в последнее время позитивную динамику, спорт в России скорее является социальным

обязательством и политическим проектом. В последнее время актуализировался вопрос об источниках финансирования профессионального спорта, соразмерности трат на него и его социальной значимости, существует общественный и государственный запрос на эффективное расходование средств, при этом также можно отметить тенденцию активного участия политиков и первых лиц регионов в жизни профессиональных спортивных команд.

Сфера исследований в области профессионального спорта достаточно обширна. Среди рассматриваемых вопросов следует выделить эко-номическо-организационные аспекты функционирования профессиональных спортивных клубов, правовые вопросы [1], историю становления данной сферы в России [2] и некоторые иные вопросы [3]. В то же время данная проблема не столь часто рассматривалась с точки зрения социально-политических аспектов, тем более в контексте взаимоотношений представителей спорта и региональных органов исполнительной власти. В связи с этим представляется важным описать взаимодействие профессиональных спортивных клубов и региональных органов властей, определить в чем заинтересованность государственных органов поддерживать спортивные команды, проследить историю становления российского профессионального спорта и его отличие от иностранных моделей функционирования, понять, как сложилась существующая система взаимоотношений с государством.

Изначально стоит дать определения понятиям «профессиональный спорт» и «профессиональный спортивный клуб», они закреплены в ФЗ №329 от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [4]. Так, профессиональный спорт - часть спорта, направленная на организацию и проведение профессиональных спортивных соревнований, участие в которых направлено на получение дохода. В командных игровых видах спорта одним из условий допуска спортсмена является наличие у него трудовых отношений с соответствующим профессиональным спортивным клубом. В иных видах спорта профессиональными спортивными соревнованиями являются спортивные соревнования, участие в которых направлено на получение дохода и которые определены в качестве таковых их организаторами в соответствии с положениями (регламентами) спортивных соревнований.Профессиональный спортивный клуб -юридическое лицо, которое является участником профессионального спортивного соревнования или которое заявило в установленном организатором профессионального спортивного соревнования порядке об участии в таком соревновании. Соответственно профессиональный спортивный клуб будет являться базовой единицей профессионального спорта.

При этом данные организации не походят на ведущие европейские и североамериканские клубы. Во многом из-за того, что индустрия профессионального спорта в России только формируется, большинство клубов не принадлежат частным лицам, а находятся в тесной связи с государственными компаниями или финансируются из бюджетных средств. Такое

положение дел в России исторически обусловлено, и для понимания происходящего необходимо рассмотреть историю становления клубов, проследить их взаимосвязи с различными государственными органами.

Выделим три основных модели появления спортивных клубов.

1. Традиционная. В середине - второй половине XIX века, во многих европейских странах стали возникать сообщества для совместного занятия спортом, нередко при каких-либо социальных институтах (церквях, университетах и др.), постепенно эти команды преобразовались в клубы, организационно усложнялись и органически росли по мере развития индустрии профессионального спорта. В ходе роста трансформировались в коммерческие предприятия, однако сохранили социальный уклон.

2. Государственная. Данная модель присуща странам, которые имели опыт сильной командно-административной экономики, где спортивные объединения учреждались государственными органами и создавались при ведомствах и предприятиях, которые их курировали и спонсировали. Во многом это создавалось для развития спорта высших достижений, представления государства на международной арене, нередко номинально клуб зачастую оставался любительским. При этом активно поддерживается массовый спорт в различных частях страны, который позволяет рекрутировать наиболее талантливых спортсменов в профессиональные клубы, затем в более сильные и выводить на уровень национальных сборных. Такая модель зародилась в первой половине XX века и практикуется и по сей день.

3. Коммерческая. Клубы создаются как бизнес-проекты для извлечения прибыли. Наиболее показательный пример - это американские профессиональные спортивные лиги (NFL, NBA, NHL и др.), где новые организации создаются с учетом потенциала рынка и последующего роста доходов, как самого клуба, так и всей лиги.

Отчасти Россия сумела совместить все три модели, но все же с явным доминированием государственной, которая до сих пор оказывает существенное влияние. К традиционной модели можно отнести немногочисленные примеры спортивных обществ, организованных до революции 1917 г., либо отдельные примеры клубов, созданных в последние десятилетия, перешедших из любительского спорта и выступающих на низших этажах спортивной пирамиды.

Основной импульс в развитие спорта и спортивных клубов в нашей стране был дан при советской власти и большинство клубов и школ организовались в то время. Данная модель оказывает серьезное влияние по сей день и стала базовой во многом потому, что сохраняется привычка полагаться на государство, а также потому, что на функционирование команд требуются значительные финансовые средства, которые проще найти у крупного бизнеса, который часто является государственным или тесно связанным с государством. При этом отметим, что значительное бюджетное финансирование профессионального спорта препятствует формированию самоокупаемости клубов.

Коммерческая модель финансирования спорта в чистом виде не реализована, но отдельные элементы и изменения в этом направлении присутствуют. Во-первых, постепенно появляются частные клубы, в небольшом количестве, достаточно часто убыточные, но при этом стремящиеся существовать в рыночных условиях, и, возможно, в очень далеком будущем у них есть перспективы выйти на минимальную прибыль. На данный момент такие структуры выполняют в большей степени социальную функцию и по характеру происхождения могут отличаться: в первом случае традиционно существующий клуб постепенно «уходит» к частному лицу, обычно к представителю крупного бизнеса (например, хоккейные клубы «Северсталь» и «Металлург» (Магнитогорск)), во втором клуб изначально оформился как частный, основанный по инициативе владельцев (например, футбольные клубы «Краснодар», «Акрон», «Велес» и др.). Во-вторых, федерации и спортивные лиги стремятся осваивать новые рынки и совместно с местными или федеральными властями инициируют создание новых команд и включение их в высший дивизион. Таким образом происходило становление хоккея на Дальнем Востоке и создание в 2013 году ХК «Адмирал» (Владивосток) или использование олимпийского наследия в Сочи и организацию одноименного хоккейного клуба.

Недостаточное развитие коммерческой составляющей можно объяснить историческими предпосылками: российские профессиональные спортивные клубы ещё с советских времен полагались на своих кураторов во властных структурах, но это верно лишь отчасти. Во многих посткоммунистических странах Восточной Европы уже отошли от такой практики, и клубы стали значительно более самостоятельны и независимы.

К числу факторов сохранения тесной связи представителей спортивных клубов и властных структур является то, что российские спортивные клубы живут не по средствам: низкая покупательная способность россиян, невысокий интерес к профессиональному спорту в целом, низкая заинтересованность местного бизнеса не дают возможности сформировать полноценную и постоянную доходную часть бюджета, и спонсорская поддержка крупных федеральных компаний или непосредственно поддержка из бюджетов разного уровня может решить обозначенную проблему.

В свою очередь региональные органы власти также заинтересованы в сохранении этой связи. Поддержка профессионального спорта обусловлена его вкладом в региональное развитие. Так, содействие местному профессиональному спорту в рамках реализации государственной политики в области физкультуры и спорта на региональном уровне способствует включению представителей субъекта РФ в состав национальных сборных на Чемпионатах мира, Олимпийских играх и прочих международных соревнований, в контексте данного аспекта важнее поддержка для спортсменов циклических и индивидуальных видов спорта, а не командных. Наличие успешных профессиональных спортивных команд также обеспечивает культивирование и поддержание развития массового спорта на региональ-

ном уровне, повышает интерес к занятию спортом, а сами клубы становится центром развития определенных видов спорта в регионе, постепенно образовывая детско-юношеские школы, академии и т.д.

Кроме того, профессиональный коммерческий спорт также нередко рассматривают как социальный проект и воспринимают профессиональный спорт как сферу развлечений, возможность человека отвлечься от трудностей и неудовлетворенности жизни, найти в этом интерес и определенное хобби. В целом такое понимание профессионального спорта близко к общемировому пониманию этой индустрии, так данная сфера уже давно составляет не только спортивные состязания и результаты, а постепенно становится (а в некоторых сферах уже стала) частью шоу-бизнеса. Региональные власти готовы покрывать расходы и создавать благоприятные условия для того, чтобы эта «развлекательная корпорация» выступала на территории субъекта федерации, даря разнообразный спектр эмоций населению.

Профессиональный спортивный клуб выступает и как элемент идентификации региона. Ориентация на эту функцию характерна для национальных республик, где в названии, логотипе, экипировке может присутствовать национальная специфика и элементы орнамента. При этом и в «не национальных регионах» спортивные команды зачастую отражают спецификацию региона или географические привязки. Также профессиональный коммерческий спорт становится своего рода «витриной», которая презентует успехи региона. Обычно в повседневной жизни люди нечасто сталкивается с информацией о других регионах, его специфике, поэтому профессиональный спорт - это возможность заявить о себе. Участие регионального клуба в высшем дивизионе символически считается достаточно престижным. В связи с его выступлениями увеличивается упоминание в федеральных и международных СМИ о городе и регионе, что может рассматриваться как элемент в создании позитивного имиджа региона и его руководства. В целом, серьёзный профессиональный клуб - признак относительно «здорового» города/региона, повышающий инвестиционную, туристическую и трудовую привлекательность региона, а развитый профессиональный спорт выступает как показатель развитости городской агломерации и региона.

Значительное влияние на развитие профессионального спорта оказывает личный интерес руководителя к определенному виду спорту и/или амбиции его развития на территории региона. С одной стороны, персональное внимание со стороны первых лиц региона благотворно сказывается на профессиональном спорте в определённом моменте, с другой - рискованно с точки зрения долгосрочной устойчивости спортивных клубов. В связи с тем, что финансирование может быть завязано на одно конкретное лицо, в случае кадровой ротации клуб может оказаться в затруднительном положении. Реализуя таким образом политические амбиции руководства, в советские времена главы союзных республик проявляли аппаратный вес

(более успешные команды из УССР, ГССР и менее из Средней Азии или, допустим, малое число команд из региональных центров РСФСР), в настоящее время это скорее проявление лоббистских способностей глав регионов на федеральном уровне.

Кроме того, значительные бюджеты профессиональных спортивных клубов, а также слабая подконтрольность эффективности расходования средств, дает возможность появления коррупционной составляющей в деятельности клубов. Например, с регулярной частотой в России региональные футбольные клубы, как правило, финансируемые и поддерживаемые из регионального бюджета, накапливая значительные долги, банкротятся, спустя некоторое время в этом же городе появляется новый клуб (ФК «Нижний Новгород», ФК «Новосибирск»). Иногда все заканчивается не только ликвидацией клуба, но и уголовным преследованием против руководителей (ФК «Тамбов»).

Таким образом, мы видим тесную связь политических акторов в регионах РФ и спорта. Заинтересованность региональных органов власти в развитии профессионального спорта является частью реализации государственной политики в области физической культуры и спорта. Согласно, ФЗ №329 от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» к основным полномочиям субъектов РФ в данной сфере относятся [4]:

- определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта в регионе, в частности, принятия и реализация региональных и межмуниципальных программ развития физической культуры и спорта;

- утверждение программ развития видов спорта в субъектах Российской Федерации и участие в их реализации;

- организация и проведение региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

- утверждение порядка формирования и обеспечение спортивных сборных команд субъектов РФ;

- развитие детско-юношеского спорта в целях создания условий для подготовки спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации и спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;

- содействие развитию массового спорта, спорта высших достижений;

- содействие развитию профессионального спорта путем предоставления государственной поддержки физкультурно-спортивным организациям, основным видом деятельности которых является развитие профессионального спорта.

В свете этих положений особое внимание обращает на себя пункт о «содействии в развитии спорта высших достижений», в рамках которого это «содействие» можно трактовать достаточно широко. Например, с точки зрения поддержки профессиональных спортивных клубов со стороны органов исполнительной власти региона можно выделить три подхода:

- отсутствие поддержки или минимальная поддержка, ввиду слабой развитости профессионального спорта или незаинтересованности, отсутствие возможностей и т.д.;

- прямое бюджетное финансирование, то есть расходы на клуб напрямую закладываются в региональный бюджет;

- создание условий для полноценного функционирования профессиональных спортивных команд (региональные власти развивают массовый и детский спорт, спортивную инфраструктуру, а для финансирования спортивных клубов помогают с поиском частных средств и привлечением государственных компаний).

Как видим, пул полномочий достаточно обширен, но ввиду ограниченности ресурсов многим регионам приходится выбирать какое из направления для них более приоритетно. Обычно стремятся в первую очередь бюджетные средства направить на обеспечение детско-юношеского спорта и развитие массового. При этом сохраняется ряд проблем в российском профессиональном спорте, среди них основной выступает сокращение общего числа клубов (особенно представляющих недостаточно обеспеченные регионы) из-за отсутствия возможностей соответствовать высокому уровню соревнований. С одной стороны, данный курс повышает уровень соревнований, так как остаются только клубы, обладающие определенным уровнем финансов (хотя данный тезис может оспариваться, ведь в сравнении с иностранными лигами большинство российских спортивных лиг последние годы стагнирует либо плавно регрессирует). С другой -нарушается спортивный принцип, подменяемый финансово-денежными возможностями, а не результатами, а также сокращается охват территорий, участвующих в развитии спорта путем поддержки профессионального спорта (во многих регионах ведущий клуб является флагманом всего спорта региона).

В научном и профессиональном сообществе предлагаются различные меры по повышению финансовой устойчивости спортивных клубов [7]. В качестве основных предложений обычно приводят рекомендации к более прозрачной системе финансирования клубов, стимулирование финансовой независимости, отмена лимитных ограничений и прочие меры, направленные на повышение конкурентной борьбы и оздоровления экономики профессионального спорта в России.

Принимая во внимание, что в целом развитие профессионального спорта в России на текущем этапе и его взаимоотношения с региональными органами власти хорошо вписывается в концепцию межсекторного партнерства, развиваемую многими отечественными исследователями [5],

то и в качестве путей оптимизации социальной политики в данной области предлагается в обеспечении конструктивного взаимодействии организаций из двух или трех секторов (государство, бизнес, некоммерческий сектор) при решении социальных проблем, выгодном населению территории и каждой из сторон, обеспечивающем синергетический эффект от сложения разных ресурсов [6].

В заключение необходимо отметить, что для нашей страны развитие спорта в общем, а профессиональных клубов в частности, является и, вероятно, в будущем останется важным направлением. Деятельность профессиональных спортивных клубов привлекает серьезное общественное и политическое внимание; исторически сложившиеся особенности функционирования данных организаций зачастую сохраняют зависимость от государственных органов и политиков, что, вкупе с экономическими факторами, не дает полноценно перейти российскому профессиональному спорту к рыночной модели. Высвободившиеся большие объёмы бюджетных средств, которые тратятся на данную отрасль, целесообразнее было бы использовать в развитии массового спорта или других сферах. Для финансирования профессионально-коммерческого спорта и спорта высоких достижений целесообразно было бы привлекать спонсорское участие и стимулировать более эффективное управление. Опыт многих восточноевропейских спортивных клубов показывает, что это вполне реально: постепенный отход от государственной модели финансирования и переход к более рыночной с крупными частными инвесторами. Однако, данный процесс будет в первую очередь зависеть от соотношения частного и государственного сектора в целом в российской экономике.

Список литературы

1. Рябышкин С.В., Семенихин А.Л. Правовая деятельность спортивных клубов // В сборнике: Менеджмент XXI века. Драйверы социально-экономического развития. Сборник научных статей по материалам XVI Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: В. Г. Зарубин; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Институт экономики и управления. 2016. С. 287-290.

2. Починкин А.В. Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России. М.: Изд-во «Советский спорт». 2006. 215 с.

3. Бабанов И.В., Гришина Е.А. Современный спорт - проблемы и противоречия // Социологические исследования. 2018. № 6 (410). С. 116-124.

4. Федеральный закон № 329 от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 73038/ (дата обращения: 06.06.2022).

5. Якимец В.Н., Никовская Л.И. Механизмы и принципы межсекторного социального партнерства как основа развития общественно-государственного управления // Власть. 2018. C. 15-25.

6. Якимец В.Н. Межсекторное социальное партнерство (государство — бизнес — некоммерческие организации). М.: ГУУ, 2002. 80 с.

7. Солнцев И.В. Повышение финансовой устойчивости российских футбольных клубов // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 24. № 1. С. 117-145.

8. Ваторопин А.С., Аристов Л.С. Массовый и «большой» спорт: модели взаимодействия и развития // Дискуссия. 2015. № 10 (62). С. 95-102.

9. Перькова Е.Ю. Оценка развития массового спорта в регионах ЦФО // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 365-368.

10. Степыко Д.Г., Грачева Д.В., Александров Д.С., Фарзалиев Д.А., Голова А.А. Диверсификация финансирования профессионального спорта в России (на примере футбола) // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 2 (180). С. 375-381.

Иванов Дмитрий Владимирович, аспирант, Draid74@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Лаврикова Анастасия Александровна, научный руководитель, д-р полит. наук, проф., elav@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

SOCIAL POLICY OF THE REGIONS IN THE FIELD OF PROFESSIONAL SPORTS: STA TUS AND DEVELOPMENT TRENDS

D.V. Ivanov

This article discusses various aspects of the functioning of sports clubs, traces the history of their formation in Russia. The author distinguishes between the concepts of "professional sports" and "professional sports club", analyzes the sources offinancing of sports clubs. Particular attention is paid to the development of professional sports in the subjects of the federation as a socially significant project for the regions. The article also outlines ways to improve the health of professional sports clubs and gives recommendations for their implementation.

Key words: professional sport, professional sports club, regional policy, public-private partnership.

Ivanov Dmitry Vladimirovich, postgraduate, Draid74@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Lavrikova Anastasiya Alexandrovna, scientific supervisor, doctor of political sciences, professor, elav@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.