Научная статья на тему 'Социальная политика региональной власти: развитие социокультурного потенциала приграничья'

Социальная политика региональной власти: развитие социокультурного потенциала приграничья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РОССИЙСКОЕ ПРИГРАНИЧЬЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ОТНОШЕНИЯ "ЦЕНТР ПЕРИФЕРИЯ" / БЕЗОПАСНОСТЬ / SOCIAL POLICY / RUSSIAN BORDERLAND / SOCIAL AND CULTURAL DEVELOPMENT / RELATIONS "CENTER PERIPHERY" / SECURITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бийжанова Э.К.

В статье представлен обзор отечественных публикаций, посвященных особенностям социальной политики, реализуемой региональными властными структурами через призму социокультурного развития в контексте российского приграничья. Предложены основные индикаторы, показывающие уровень социокультурного развития приграничных территорий, их специфика, а также необходимость более пристального внимания к проблемам приграничья, особенно в вопросах оттока населения и обезлюживания территорий. Сделан вывод о негативных последствиях дальнейшего игнорирования этих проблем не только для конкретных территорий субъектов РФ, но и для России в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL POLICY OF REGIONAL AUTHORITIES: DEVELOPMENT OF THE SOCIO-CULTURAL POTENTIAL OF THE BORDER AREA

The article discusses the features of social policy implemented by regional authorities through the prism of socio-cultural development in the context of the Russian frontier. The main indicators are proposed, showing the level of socio-cultural development of border areas, their specificity, as well as the need for closer attention to the problems of borderland, especially in matters of population outflow and depopulation of territories. It is concluded that the negative consequences of further ignoring these problems are not only for specific territories of the RF subjects, but also for Russia as a whole.

Текст научной работы на тему «Социальная политика региональной власти: развитие социокультурного потенциала приграничья»

СОЦИОЛОГИЯ > ф

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 4 (70). 2018. № 4. С. 3-9.

УДК 316.65.0

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ: РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРИГРАНИЧЬЯ

Бийжанова Э. К.

Центр региональной социологии и конфликтологии Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия

E-mail: eliza2306@mail.ru

В статье представлен обзор отечественных публикаций, посвященных особенностям социальной политики, реализуемой региональными властными структурами через призму социокультурного развития в контексте российского приграничья. Предложены основные индикаторы, показывающие уровень социокультурного развития приграничных территорий, их специфика, а также необходимость более пристального внимания к проблемам приграничья, особенно в вопросах оттока населения и обезлюживания территорий. Сделан вывод о негативных последствиях дальнейшего игнорирования этих проблем не только для конкретных территорий - субъектов РФ, но и для России в целом. Ключевые слова: социальная политика, российское приграничье, социокультурное развитие, отношения «центр - периферия», безопасность.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире, в условиях усложняющихся социальных процессов становится всё более очевидной необходимость стремления к социальному государству, где общество может рассчитывать на социальную защищённость. Поэтому обсуждение этой проблематики представляет интерес не только для политического и академического сообщества, но и для широких кругов общественности. Однако вопросы реализации социальной политики и оценка её эффективности по-прежнему вызывают дискуссии, не имеют однозначных ответов.

Реализация социальной политики во многом связана с концептом «социальное государство» [см. подробнее: 1]. Для формирования институтов социального государства требуется ресурсное и правовое обеспечение. Так, статья 7 Конституции РФ гласит, что наша страна - это социальное государство и его политика, прежде всего, направлена на создание условий по обеспечению достойной жизни и свободному развитию человека. В научном дискурсе существует ряд подходов к пониманию сущности социального государства, например:

- социальный равен общественному, в данном контексте социальное государство ответственно за нормальное функционирование общества;

3

- социальный как общественный статус человека, в этом случае социальное государство, в котором человек и общество обладают взаимными обязанности по отношению друг друга.

- социальное государство как институт, который стремится к справедливому распределению ресурсных и экономических благ, помогающий слабому и обеспечивает каждому достойное существование [2].

Однако на практике всё оказывается совсем иначе. Построение социального государства с эффективной социальной политикой в России привело к обратному эффекту: к концентрации огромных богатств в руках небольшой группы людей, к увеличению социального расслоения и социальной стратификации общества, обнищанию большей части общества, росту коррупции и т. д. [см. подробнее: 3].

Ещё более уязвимыми в этой ситуации оказываются приграничные регионы России. Учитывая их удалённость от центра, они фактически остаются «на обочине» при распределении основных ресурсов для реализации мер социальной политики по поддержанию уровня и качества жизни сообществ, проживающих на приграничных территориях. Это не может не вызывать тревогу, поскольку из всех регионов Российской Федерации почти половина являются приграничными, и большая часть из них находится на грани полного обезлюживания.

Граница и столица являются важнейшими атрибутами любого государства, без которых невозможно его существование [4, с. 10]. И социальная политика в этом смысле приобретает особую актуальность, поскольку затрагивает интересы населения, проживающего в государстве, но при этом в непосредственной близости от сопредельной страны, а также органов власти федерального, регионального и местного уровней, промышленных предприятий, коммерческих структур и некоммерческих организаций от которых зависит социально-экономическое и социокультурное развитие приграничного региона.

Приграничные территории, учитывая их стратегическое, геополитическое расположение особенно остро ощущают изменения как во внешней, так и внутренней политике, поскольку их развитие зачастую зависит от взаимоотношений между странами. Удалённость приграничных регионов от центра, всё больше и больше превращает их в периферийно-депрессивные территории [5, 6].

Цель работы - в данной статье делается попытка проанализировать социальную политику, проводимую местными властями в приграничных регионах современной России, дать оценку её влияния на социокультурное развитие данных территорий.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Социальная политика региона разрабатывается региональными органами власти с участием местного самоуправления, опираясь на федеральную концепцию региональной социальной политики. Региональная социальная политика направлена, прежде всего, на разработку стратегии развития на макроуровне, а социальная политика в регионе подразумевает реализацию комплекса мер по развитию социальной сферы в каждом конкретном регионе [7]. И на этом уровне

4

проявляются противоречия не только между федеральным центром и регионом, но и внутри самого региона между его отдельными территориями. Особенно это заметно на примере приграничных территорий.

По мнению ученых необходимые институты социальной политики в регионах России существуют только на формальном уровне, они не могут эффективно работать, учитывая отсутствие основных составляющих, таких как: выбор приоритетов развития, с учётом региональных особенностей и согласование интересов центра и периферии [см., например: 8]. К тому же следует учитывать слабое взаимодействие органов власти и социальных, политических, общественных структур и других институтов, не позволяющее реализовывать социальную политику в контексте социокультурного развития региона [9]. Основной целью социальной политики должно стать повышение уровня и качества жизни населения [10], а не только развитие инфраструктуры или декларации различных политических элит, манипулирующих ею для повышения собственной привлекательности в глазах населения [7]. В свою очередь, решение проблем социокультурного развития видится в чётком видении специфики регионов и особенно приграничных, в формировании социальной политики с учетом обеспечения возможности для жизнедеятельности местных сообществ, чтобы данные территории не подвергались депопуляции. Отток людей из регионов приграничья может привести к тому, что в результате эти территории будут заброшены, превращаясь в города или поселки «призраки», либо, что возможно ещё хуже заселены мигрантами, которых будут интересовать исключительно собственные интересы, а не целостность страны и её безопасность.

По нашему мнению, основными маркерами социокультурного развития приграничья, а, следовательно, и реализуемой социальной политики в регионе являются: образовательные учреждения (школы, учреждения дополнительного образования, музыкальные и художественные школы, школы искусств, различного рода кружки) и культурные учреждения (музеи, дома культуры, библиотеки и т.д.). При этом для функционирования данных учреждений важную роль играют как региональные, так и местные власти, от которых напрямую зависит социально-экономическое и культурное развитие регионального сообщества [см. подробнее: 11, 12].

Экономическое благополучие должно оцениваться не только на уровне общего социально-экономического положения региона, но и учитывать субъективные оценки населения, исходя из его самоощущения, уверенности в более или менее стабильном доходе, доступности качественного образования, медицинского обслуживания и т.д. [13]. Как раз эти самоощущения формируются посредством проводимой социальной политики местных властей, и, соответственно, уровень доверия населения к региональным властным структурам может служить индикатором того, насколько успешно проводится работа в этой сфере.

Удержать людей на местах возможно только путём создания условий для полноценной социальной жизни. В научной литературе уже неоднократно подчеркивалось, что такие учреждения как школа, библиотека, дом культуры, различные кружки для внешкольных занятий, являются центром жизни во многих,

5

особенно малых населённых пунктах. Если проанализировать публикации, можно выделить неоднократно повторяющийся тезис «закрыли школу, и люди начали уезжать», что вполне объяснимо, поскольку пока сохраняются традиционные ценности и нацеленность людей на создание семьи, необходимы соответствующие условия для полноценной жизни этой семьи. Ещё одна из острых проблем, стоящих перед жителями приграничья - отсутствие рабочих мест, что вынуждает людей мигрировать либо в соседние, более экономически развитие, регионы, либо за рубеж.

Все эти вышеуказанные проблемы должны решаться в рамках социальной политики, реализуемой на местах. Как показывает практика, на местах эти вопросы либо не решаются совсем, либо делаются, что называется для галочки. Это порождает социальное отчуждение и недоверие к властным структурам на всех уровнях. Так, например, опираясь на данные Института социологии ФНИСЦ РАН, можно отметить, что уровень доверия к органам местного самоуправления составляет всего 26%:. Это свидетельствует не только о слабом взаимодействии между органами местной власти, но и об отсутствии чёткой концепции реализации социальной политики региона [14]. Однако здесь стоит уточнить, такие оценки могут существенно дифференцироваться в зависимости от региона, и, в основном, обусловлены его экономическим развитием, социальной сферой и его социокультурными особенностями [15]. Социально-экономическая дифференциация регионов приводит к увеличению социального расслоения по доходам и качеству жизни во многих субъектах Российской Федерации [16] и особенно на приграничных территориях. И в этом смысле местные органы власти должны создать условия, чтобы удержать людей, большинство из которых покидает свои дома в поисках лучшей жизни.

К тому же специфика приграничных регионов требует держать в фокусе внимания и вопросы безопасности. Так, по мнению Г.П. Герейханова актуальность обеспечения безопасности на приграничной территории в научной литературе характеризуется наличием ряда угроз, требующих защиты и охраны государственной границы, а также населения, проживающего на приграничье, с учётом исторических особенностей этих территорий [17]. Необходимость обеспечения безопасности и формирование новых стратегий социокультурного развития в приграничных регионах вызваны, прежде всего, постсоветскими трансформациями, когда, с одной стороны, появились новые границы там, где раньше было единое социально-политическое пространство и определённая степень культурного родства, а с другой - конфликтным характером отношений с некоторыми из них за последнее десятилетие. Основные негативные тенденции в отношениях между этими странами более всего характеризуют напряженные отношения населения приграничных регионов. Здесь можно выделить: нарастание отчужденности, снижение взаимного интереса, ухудшение взаимопонимания.

1 Данные представлены в обобщенном виде по 21 субъекту Российской Федерации, 10 из

которых являются приграничными.

6

ВЫВОДЫ

Подводя итоги, можно отметить, что приграничные регионы за последние десятилетия всё больше и больше становятся депрессивными территориями. Особенно остро это ощущается в сфере социальной политики, где зафиксирован ряд проблем, требующих более пристального внимания у властных структур как местного, регионального, так и федерального уровня, а также тщательного изучения и мониторинга. Формирование и реализация социальной политики являются взаимозависимыми процессами между социально-экономическим

(инфраструктурным) и социокультурным развитием региона. Их неравномерное развитие может привести не только к негативным последствиям развития приграничных территорий, но и оказать существенное влияние на потенциал социокультурного развития и безопасности страны в целом.

При этом важно, чтобы в основу социальной политики была заложена специфика приграничного региона и сообщества, проживающего на его территории, понимание особенностей их жизни и социального самочувствия, чтобы граница исполняла не только барьерные функции, но и контактные. Необходимо остановить отток людей из населённых пунктов приграничья, особенно малых городов и сельских поселений. Отсутствие людей, живущих на приграничье, может существенно затруднить развитие приграничного сотрудничества и развитие связей с соседними странами на местном и региональном уровнях.

Список литературы

1. Люблинский В. В. Социальная политика в странах Запада: новые вызовы и характер трансформации // Вестник Института социологии. - 2010. - № 1. - С. 120-132. URL: http://vestnik-isras.ru/article/60 (дата обращения: 12.10.2018).

2. Скуратов Ю. И. Социальное государство как институт гражданского общества и конституционного права // Российский юридический журнал. - 2008. - № 2. - С. 24-34.

3. Тощенко Ж. Т. Фантомы российского общества. - М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015. - 668 с.

4. Трейвиш А. И. Столицы и границы: географические отношения и мобильность // Социально-экономические и социокультурные проблемы развития приграничных районов России / отв. ред. В.Н. Стрелецкий. - М.: Эслан, 2016. - С. 10-31.

5. Новиков А. Н., Новикова М. С. Региональные особенности приграничного положения юго-восточного Забайкалья // Ученые записки Казанского государственного университета. - 2008. - Т. 150. Кн. 3: Естественные науки. - С. 229-240.

6. Халий И. А. Современное российское приграничье: общие характеристики // Вестник Института социологии. - 2014. - № 11. - С. 23-33. URL: http://vestnik-isras.ru/article/300 (дата обращения: 01.10.2018).

7. Григорьева И. А. Социальная политика: основные понятия // Журнал исследований социальной политики. - 2003. - № 1. Т. 1. - С. 29-44.

8. Шевяков А. Ю. Мифы и реалии социальной политики // Вестник Института социологии. - 2010. -№ 1. - С. 48-97. URL: http://vestnik-isras.ru/article/58 (дата обращения: 10.10.2018).

9. Буршанова Ю. Г. Совершенствование региональной политики приграничных субъектов РФ как совместная задача органов власти всех уровней: на примере Читинской области. Автореф. ... к. пол. н. - Чита, 2005.

10. Жадан А. В. Социально-трудовые отношения как фактор реализации государственной социальной политики в регионе // Межрегиональное и приграничное сотрудничество: материалы

7

международной научно-практической конференции (Белгород, 7-11 апреля, 2014 г.). Белгород -Харьков: ИД «Белгород», НИУ «БелГУ», 2014. - С. 45-48.

11. Аксенова О. В. Культурная среда приграничья: структуры и акторы / О. В. Аксенова // Вестник Института социологии. - 2014. - № 11. - C. 47-58. URL: http://vestnik-isras.ru/article/302 (дата обращения: 01.10.2018).

12. Левченко Н. В. Образование в приграничных районах // Вестник Института социологии. - 2014. -№ 11. - C. 34-46. URL: http://vestnik-isras.ru/article/301 (дата обращения: 02.10.2018).

13. Костина Е. Ю., Орлова Н. А. Экономическое благополучие в оценках жителей Дальневосточного региона России (на материалах Приморского края) // Вестник Института социологии. - 2016. - № 16. - С. 12-26. URL: http://vestnik-isras.ru/index.php?page_id=1510&id=381 (дата обращения: 05.10.2018).

14. Двадцать пять лет социальных трансформаций в оценках и суждениях россиян: опыт социологического анализа / [М. К. Горшков и др.]; отв. ред. М. К. Горшков, В. В. Петухов. - М.: Весь мир, 2018. - 384 с.

15. Тощенко Ж. Т. Территориальные различия жизненного мира россиян: общее и особенное // Ойкумена. Регионоведческие исследования. - 2016. - № 1 (36). - С. 102-108.

16. Шестак И. О. Приморский край Российской Федерации: социально-экономическая дифференциация муниципальных образований // Ойкумена. Регионоведческие исследования. -2007. - № 2 (3). - С. 89-101.

17. Герейханов Г. П. Государственно-исламские отношения в приграничных регионах России // Альманах «Пространство и время». - 2013. - Т. 3. Вып. 1. URL: http://e-almanac.space-time.ru/assets/files/Tom%203%20Vip%201/rubr4-pogranichnye-prostranstva-st2-gerejhanov-2013.pdf (дата обращения: 10.10.2018).

SOCIAL POLICY OF REGIONAL AUTHORITIES: DEVELOPMENT OF THE SOCIO-CULTURAL POTENTIAL OF THE BORDER AREA

Bizhanova E. K.

Center for Regional Sociology and Conflictology, Institute of Sociology, Federal Research Sociological Center, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation E-mail: eliza2306@mail.ru

The article discusses the features of social policy implemented by regional authorities through the prism of socio-cultural development in the context of the Russian frontier. The main indicators are proposed, showing the level of socio-cultural development of border areas, their specificity, as well as the need for closer attention to the problems of borderland, especially in matters of population outflow and depopulation of territories. It is concluded that the negative consequences of further ignoring these problems are not only for specific territories of the RF subjects, but also for Russia as a whole.

Keywords: social policy, Russian borderland, social and cultural development, relations «center - periphery», security

References

1. Lyublinskiy V.V., Sotsial'naya politika v stranakh Zapada: novyye vyzovy i kharakter transformatsii, Vestnik Instituía sotsiologii, 1, 120 (2010).URL: http://vestnik-isras.ru/article/60 (data obrashcheniya: 12.10.2018).

2. Skuratov Yu.I., Sotsial'noye gosudarstvo kak institut grazhdanskogo obshchestva i konstitutsionnogo prava, Rossiyskiy yuridicheskiy zhurnal, 2, 24 (2008).

3. Toshchenko Zh.T., Fantomy rossiyskogo obshchestva, 668 p. (Tsentr sotsial'nogo prognozirovaniya i

8

BuüwaHoea Э. K.

marketinga, Moscow, 2015).

4. Treyvish A.I., Stolitsy i granitsy: geograficheskiye otnosheniya i mobil'nost', Sotsial'no-ekonomicheskiye i sotsiokul'turnyye problemy razvitiya prigranichnykh rayonov Rossii, otv. red. V.N. Streletskiy, P. 10-31 (Eslan, Moscow, 2016).

5. Novikov A.N. and Novikova M.S., Regional'nyye osobennosti prigranichnogo polozheniya yugo-vostochnogo Zabaykal'ya, Uchenyye zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta, Kn. 3: Yestestvennyye nauki, 150, 229 (2008).

6. Khaliy I.A., Sovremennoye rossiyskoye prigranich'ye: obshchiye kharakteristiki, Vestnik Instituta sotsiologii, 11, 23 (2014). URL: http://vestnik-isras.ru/article/300 (data obrashcheniya: 01.10.2018).

7. Grigor'yeva I.A., Sotsial'naya politika: osnovnyye ponyatiya, Zhurnal issledovaniy sotsial'noy politiki, 1, 1, 29 (2003).

8. Shevyakov A.Yu., Mify i realii sotsial'noy politiki, Vestnik Instituta sotsiologii, 1, 48 (2010). URL: http://vestnik-isras.ru/article/58 (data obrashcheniya: 10.10.2018).

9. Burshanova Yu.G., Sovershenstvovaniye regional'noy politiki prigranichnykh sub"yektov RF kak sovmestnaya zadacha organov vlasti vsekh urovney: na primere Chitinskoy oblasti, Avtoref. ... k. pol. n. (Chita, 2005).

10. Zhadan A.V., Sotsial'no-trudovyye otnosheniya kak faktor realizatsii gosudarstvennoy sotsial'noy politiki v regione, Mezhregional'noye i prigranichnoye sotrudnichestvo: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Belgorod, 7-11 aprelya, 2014 g.), 45 (ID «Belgorod», NIU «BelGU», Belgorod - Khar'kov, 2014).

11. Aksenova O.V., Kul'turnaya sreda prigranich'ya: struktury i aktory, Vestnik Instituta sotsiologii, 11, 47 (2014). URL: http://vestnik-isras.ru/article/302 (data obrashcheniya: 01.10.2018).

12. Levchenko N.V., Obrazovaniye v prigranichnykh rayonakh, Vestnik Instituta sotsiologii, 11, 34 (2014). URL: http://vestnik-isras.ru/article/301 (data obrashcheniya: 02.10.2018).

13. Kostina Ye.Yu. and Orlova N.A., Ekonomicheskoye blagopoluchiye v otsenkakh zhiteley Dal'nevostochnogo regiona Rossii (na materialakh Primorskogo kraya), Vestnik Instituta sotsiologii, 16, 12 (2016). URL: http://vestnik-isras.ru/index.php?page_id=1510&id=381 (data obrashcheniya: 05.10.2018).

14. Dvadtsat' pyat' let sotsial'nykh transformatsiy v otsenkakh i suzhdeniyakh rossiyan: opyt sotsiologicheskogo analiza, [M.K. Gorshkov i dr.]; otv. red. M.K. Gorshkov, V.V. Petukhov, 384 p. (Ves' mir, Moscow, 2018).

15. Toshchenko Zh.T., Territorial'nyye razlichiya zhiznennogo mira rossiyan: obshcheye i osobennoye, Oykumena. Regionovedcheskiye issledovaniya, 1 (36), 102 (2016).

16. Shestak I.O., Primorskiy kray Rossiyskoy Federatsii: sotsial'no-ekonomicheskaya differentsiatsiya munitsipal'nykh obrazovaniy, Oykumena. Regionovedcheskiye issledovaniya, 2 (3), 89 (2007).

17. Gereykhanov G.P., Gosudarstvenno-islamskiye otnosheniya v prigranichnykh regionakh Rossii, Al'manakh «Prostranstvo i vremya», 3, 1 (2013). URL: http://e-almanac.space-time.ru/assets/files/Tom%203%20Vip%201/rubr4-pogranichnye-prostranstva-st2-gerejhanov-2013.pdf (data obrashcheniya: 10.10.2018).

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.