Научная статья на тему 'Социальная поддержка сотрудников как инструмент повышения уровня человеческого капитала организации'

Социальная поддержка сотрудников как инструмент повышения уровня человеческого капитала организации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
456
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА РАБОТНИКОВ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПАКЕТ / HUMAN CAPITAL / ORGANIZATION / SOCIAL WORKERS SUPPORT SOCIAL PACKAGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Качагина Ольга Владимировна, Рожкова Евгения Алексеевна, Сухарева Вера Анатольевна

Статья посвящена анализу феномена социальной ответственности предприятий как одной из важнейших функций организации в современных условиях. Проведен анализ различных точек зрения на процесс разработки, внедрения и использования социального пакета в деятельности организации. Данный процесс авторами структурированы, выделены смысловые блоки, от определения целей и задач до этапа оценки эффективности использования социального пакета. Авторский подход отличается комплексностью и полнотой учета всех составляющих. Кроме того, авторы подчеркивают необходимость привлечения широкого круга сотрудников для критического анализа и практического обоснования составляющих социального пакета организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social support of employees as a tool to raise the level of human capital of the organization

The article is devoted to analysis of the phenomenon of corporate social responsibility as one of the major functions of the Organization in a modern context. The analysis of the various points of view on the design, implementation and use of social package in the activities of the organization. This process is sponsored by structured are semantic units, from defining the goals and objectives of phase to assess the effectiveness of the use of the social package. The author’s approach is comprehensive and complete accounting of all components. In addition, the authors stress the need to involve a wide range of staff for critical analysis and practical justification constituting a social package organization.

Текст научной работы на тему «Социальная поддержка сотрудников как инструмент повышения уровня человеческого капитала организации»

Социальная поддержка сотрудников как инструмент повышения уровня человеческого капитала организации Social support of employees as a tool to raise the level of human capital of the organization

УДК 330.3

Качагина Ольга Владимировна,

старший преподаватель кафедры управления, Ульяновской государственный университет, г.Ульяновск

Рожкова Евгения Алексеевна,

студент магистратуры направления «Финансы и кредит», Ульяновской государственный университет, г. Ульяновск

Сухарева Вера Анатольевна,

студент магистратуры направления «Управление персоналом», Ульяновской государственный университет, г.Ульяновск

Kachagina O.V.

Rozhkova E.A.

Sukhareva V.A.

Аннотация: Статья посвящена анализу феномена социальной ответственности предприятий как одной из важнейших функций организации в современных условиях. Проведен анализ различных точек зрения на процесс разработки, внедрения и использования социального пакета в деятельности организации. Данный процесс авторами структурированы, выделены смысловые блоки, от определения целей и задач до этапа оценки эффективности использования социального пакета. Авторский подход отличается комплексностью и полнотой учета всех составляющих. Кроме того, авторы подчеркивают необходимость привлечения широкого круга сотрудников для критического анализа и практического обоснования составляющих социального пакета организации.

Summary: The article is devoted to analysis of the phenomenon of corporate social responsibility as one of the major functions of the Organization in a modern context. The analysis of the various points of view on the design, implementation and use of social package in the activities of the organization. This process is sponsored by structured are semantic units, from defining the goals and objectives of phase to assess the effectiveness of the use of the social

package. The author's approach is comprehensive and complete accounting of all components. In addition, the authors stress the need to involve a wide range of staff for critical analysis and practical justification constituting a social package organization.

Ключевые слова: человеческий капитал организации, социальная поддержка работников, социальный пакет.

Keywords: human capital, organization, social workers support social package. Современные условия трудовой деятельности требуют от работников значительной физической, интеллектуальной и эмоциональной отдачи. Эти затраты необходимо компенсировать. И одним из таких инструментов является немонетарные подходы к мотивации персонала, а именно разработка «социального пакета» сверх законодательных обязательств работодателя.

Согласимся со следующей точкой зрения [1], что социальная ответственность из области обсуждений и проведения отдельных мероприятий переходит в формат обычной практики организаций. Многие социальные проекты перестают существовать в качестве только проектов и сопровождают компанию на протяжении всей её деятельности.

Социальную ответственность принято рассматривать как одну из функций организации. Можно выделить, по крайней мере, две базовых функции:

- ориентация деятельности на потребности общества в целом и отдельных категорий и групп граждан, в частности, живущих на данной территории и/или объединяющихся в сообщества;

- содействие социально-экономическому развитию регионов и страны в целом.

- Социальная ответственность предприятия выражается в его вкладе в развитие общества и предполагает «добровольное разделение с государством ответственности за социально-экономическое развитие региона присутствия, за решение наиболее острых и неотложных социальных проблем, за удовлетворение жизненно важных социальных потребностей населения». [2]

- Вместе с тем, разработка социального пакета организации требует комплексного подхода, чтобы всецело изучить:

- возможности и доступность рынка соответствующих услуг;

- возможности и способности организации в обеспечении использования соответствующих услуг;

- необходимость и достаточность предлагаемых услуг сотрудникам организации.

Теоретики и практики предлагают разные взгляды на осуществление данного процесса, рассмотрим некоторые из них и представим собственный взгляд.

Исследователь М.М. Соколова [3] уделяет особое внимания условиям осуществления трех классических этапов: разработка, внедрение и использование социального пакета; и обращает особое внимание на два взаимно дополняющих друг друга подхода: опрос сотрудников и анализ исследований и обзоров предложений рынка.

При разработке социального пакета важно выполнить четыре основных условия:

1. Перед разработкой компенсационного пакета необходимо обеспечить мониторинг других компаний.

2. Выявить ожидания работающих сотрудников.

3. Создать рабочие группы по разработке отдельных положений социального пакета.

4. Вовлечь сотрудников в разработку социального пакета.

На этапе внедрения социального пакета важно выполнять следующие условия:

1. Активно распространять официальную информацию о наполнении социального пакета.

2. Широко применять инструменты внутреннего PR.

3. Проводить акций по продвижению льгот среди сотрудников.

На этапе использования социального пакета важно выполнять следующие условия:

1. Осуществлять информирование новых сотрудников о перечне льгот.

2. Производить мониторинг удовлетворенности сотрудников компонентами социального пакета.

3. Управлять социальным пакетом.

Понимание условий реализации каждого из этапов формирования и функционирования социального пакета как звена мотивационной системы позволяет четко понимать, как должен реализовываться каждый из этапов: разработка, внедрение и использование социального пакета.

Н.Ю. Кокина [4] делает акцент на понимание задач, ради которых социальный пакет разрабатывается и внедряется. Именно от этого, по её мнению, будут зависеть структура корпоративного социального пакета, оптимальный набор элементов, механизм предоставления и распределения социальных льгот. Именно поэтому моделирование социального пакета должно осуществляться не спонтанно, а последовательно. В качестве этапов построения социального пакета автор выделяет следующие:

1 этап. Определение задач, которые планируется достичь посредством предоставления корпоративного социального пакета, и уточнение механизмов реализации, обеспечивающих достижение поставленных целей.

2 этап. Определение структуры и набора элементов социального пакета, числа работников, на которых будут они распространяться.

3 этап. Расчет и утверждение бюджета социальных программ.

4 этап. Разработка механизма реализации программы предоставления социальных благ и внедрение корпоративного социального пакета на предприятии.

5 этап. Оценка эффективности и, при необходимости, корректировка социального пакета.

Формулирование задач позволяет понять, как выстроить работу для достижения нужного результата.

Кольцова В. [5] считает разработку системы социальных пакетов в организации сложным многоступенчатым процессом и выделяет следующие шесть шагов.

1 шаг. Анализ действующей в компании системы социальных пакетов. При этом последовательность действий такова:

- проводится анализ персонифицированных данных план/факт пользования социальным пакетом сотрудниками;

- выявляются наиболее востребованные элементы социального пакета;

- анализируются причины возникновения «пиковых» показателей.

2 шаг. Определение степени удовлетворенности персонала условиями труда и существующим социальным пакетом. Последовательность действий будет такова:

- обычно для этой цели проводится анкетирование сотрудников;

- на основе полученных и проанализированных данных выявляются основные тенденции;

- формирование проекта вариантов наполнения социального пакета и их возможной стоимости на следующий период.

3 шаг. Передача проекта в финансовую службу. Это необходимо для проведения расчетов и предварительной оценки:

- стоимости социального пакета на одного сотрудника;

- стоимости каждого из элементов социального пакета на одного сотрудника;

- финансовой возможности «приобретения» компанией полного социального пакета или его отдельных элементов.

4 шаг. Определение сбалансированности финансовых возможностей компании и предпочтений сотрудников. Их результатом должно стать определение политики социального обеспечения (выбор технологи, посредством которой будет функционировать система социальных пакетов):

- минимальный (базовый) доступный широкому кругу работников социальный пакет,

- социальный пакет, формируемый по принципу «кафетерия»,

- социальный пакет, дифференцированный по грейдам,

- иной вариант.

5 шаг. Информирование сотрудников об изменениях и инновациях в социальной сфере, позволяющее предотвратить их сопротивление нововведениям.

6 шаг. Ознакомление каждого работника с системой социальных пакетов и его персональным социальным пакетом.

Дальнейшая работа компании сводится к поддержанию системы и созданию диалога с сотрудниками.

Представленные взгляды авторов рассматривают процесс разработки, внедрения и использования социального пакета с разных граней. Изучив их взгляды и применив собственный опыт, мы представили рассматриваемый процесс в авторском видении, которое представляется нам комплексным, учитывающим все аспекты процессов (таблица 1).

Весь процесс разделен на четыре блока: 1. Определение целей и задач разработки и внедрения социального пакета - здесь принимается решение о начале разработки или корректировки социального пакета и определяются основные цели и задачи данного процесса;

Тайлииа 1

Этапы процесса разработки, внедрения н использое анил соцнальнсго

пакета (СП) б деяте-льно-сти организации

Этап | Субъекты | И-сгоченкн ннф-ормапнн | Результат

Блок 1. Определенна пелен н задач: разработки н внедрения социального пакета

Этап 1. Принятие ре-шевмя о разработке СП ■ Рук ceo днг елн организации ■ Профильные специалисты сп}"ж.6ы персонала ■ Планы д ея?г ель но сты руководителей и -служб уздравлз-тгтгя" п ер с он атом •■ Планы развития елы-пятгтпт и снстеасы ajouleалии персонала Локальный норататыв-ныи акт., утварягдаюгтщн рэзпение о разрабогкеСГй

Э тап 2. Определенна □ елей н залвч разработка в внедрения СП ■* Руководители органиэятсии * Профильные спе-пналнсгы службы, персонала Планы развития коэдла-ннн и с не т а асы аюгнвадни персонала Локальный норататыв-кьсы акт.. уге. а раджпга пели и задачи разработки н внедрения СП н запусзсадошин пр сил ее с разработки:

Елок 2. Разработка сс-сгн альног п пакета, орт аинхапни

Этап Э_ моеегорннг орнг.генлелы! технология ф □ р:< аиров ав вя СП Профильные специалисты службы персонала ■ Открытые источники СМИ Кандидаты на должности 'Глри собеседоганзш) ■ Знакомые НЕ_-спе-=г£а-лнсты других ком па -нии Информационная база: * о наиболее нсполь-зуемьах компонентах СП ■ о новых тенденциях * о предпочтениях в apjTHJs отраслях и о рганнг ащстх * о неохваченных, сферах

Этаж Л. Анализ фактического нс- □ олыое вввя компонентов СП з а релевантный период ■ Профильные слепи ал не ты службы персонала ■ Бухгалтерия ■ Бухгалтерская отчетность ■ Отчетность контр ат еило з 3 представляюпшх о здоро в ит.ус пути ■ С отрудн нкн: опрос>. анкетирование и наблюдение Сгагис тический отчет: * о а алл анир ов аннвдх и Ф эктнчвсенх объемах востребованности компонентов СIX * о выявленных значительных отклонениях. и их причинах

Этап ВыяЕзенне удовлетворенности сотрудников лен-ствувшим СП ■ Профильные сне-пи ал не ты службы персонала ■ Руководители структурны*. под-р аз дел енни Сотрудники подразделений {через- лнчньгн контакт., организованные опросы л ■через слухи} Отлеты по згтотам: ■ опросов ■ анкетирования * наблюдений с динамикой показателен удсвлетЕсреЕето-стн ■ н еуд оел е твор екн:: г н н неохваченными сферами (по по;а:.еланнааг с о тр удник ов)

Продолжат« таблктщ: 1

Этап Субъекты Источники ннфор-мапнн Результат

Этап б. Создание- рабочих групп для раз работки СП ва следуюшна рел еввнтнын период ■ Профильные спе- цв30шсш службы персонала • Руководители структур ныл. под-ра:^делении • Опытные с отру д-шпо: подр аз-дел е - нин Вся собранная информация на предыдущих этапах * Собственный опыт участннков Разработка рабочих вариантов -СП для разных ГруШа служб1 должностей

Э тап 7. Обсуждение рааочил: вврн-аатов СП в подразделениях с сотрузинкамн • Профильные спе- цв30шсш служоы персонала • Руководители структурных подразделений • Сотрудники под-р а зд ел еннй ■ Рабочие варианты СП. рзгрэботэнные рабочими группами ■ Сооств еННЫИ опыт участников Комментарии сотрудников к рабочим вариантам СП

Этап S. Форг.шрованЕе □ б^п вчательньк Бар-нантов СП ■ Профильные спе- цв30шсш службы персонала • Специалисты финансовой службы ■ Рабочие варианты СП. разработанные рабочими: группами ■ Комментарии сотрудников к рабочим вариантам СП * Финансовые планы компании ■ Окончательные варианты наполнения СП с рассчитанной возможной стоимостью на следую дней период * Проект бюджета -социального обеспечения

Э тап 9. Утвержаекве □ Б^П вчательЕьк вариантов СП Руководители организации Ок о нч а г а ль ные з ариангы наполиэнпя СП с P ЗССЧИГЯГГЕ о и во змо жн о н стоимостью на следующий: период Локальный нормативный акт. у т в е р ж лд №пшн решение о со-держанпп СП на следующий релевантный лес под * Бюджет социального обеспеченна

Этап 10. Разработка механизма ЕЕ-ф ормнров авнян выбора СП Профильные специалисты службы персонала * ^утвержденные СП * Локальные нормагиЕ-ные акты о хоммуни-калиях в организации Локальный нормативный акт1, утверждающий механизм ннфор-:,пнрсваннан выбора СП

Блок 3. Внедрение сопнального пакета в деятельность организапии

Этап 11. Ие-ф ормнров ави е сотрудников • Профильные специалисты службы персонала * Руководители структурных под-рэ ¿делении ■ Специалисты IT-службы ■ Специалисты службы делопроизводства Локальный :-£ор?л:атнзныл акт, утвй р ждающни решение о содержании СП на следующий релевантный период Материалы о новых: СП представлены в структурные подраздел ения по всем возможным каналам

Этап 12-Организация и обр в а с-тка оо-ратной связи • Профильные специалисты службы персоналз ■ Руководители структурных под-р азяел еннй ■Обр ащ а ння сотрудников организации за р аз ьяснениами Письменные и устные нндиб • ать ные и общее разьяснания сотрудникам по возникшим вопросам

Елок 4. Использование гениального пакета в деятельности оргавнзнпнн

Этап 13. И в формнрова-нне EOEbi.L сотрудников о перечне льгот в СП Профильные специалисты службы персонала Локальные нормативные акты о СП 1гтз ержл ение выбора сотрудников в кадровых документах при необходимо ста

Этап 14. Мониторинг удовлетворён-ностн сотрудников компонентами СП Профильные специалисты службы персонала Опрос, анкеттцэозание., наблюдение: ■ вновь ггрнналых сотр удннко в ■ действующих, сотрудников; ■ увольняющихся сотрудников Информация для корр- а ктнр о в зst z о здз альньсх пакетов н механизма их реализации

Этап If. Опенка эффективности СП по компонентам н сотрудникам Профильные специалисты службы персонала Собираемые е тетт-тдем порядзсе данные о реализации технологии СП в организации по: ■ компонент аз:. ■ ДОЛЖНОСТЯМ;, ■ подразделениям Текущие данные: * о запланированных и ф акт нч е скнх объемах в ос тр е с о ванно с тн компонентов СП • о выявленных значительных отклонениях и их причинах

Таблица составлена авторами

2. Разработка социального пакета организации - здесь на основании изучения внешней и внутренней информации о применении социального пакета в деятельности организаций руководители подразделений, служба персонала и привлекаемые сотрудники компании разрабатывают структуру и компоненты социального пакета, а также механизм его реализации в компании.

3. Внедрение социального пакета в деятельность организации - здесь осуществляет полное информирование сотрудников о возможностях социального пакета с организацией обратной связи для разъяснения сложных моментов и преодоления сопротивления.

4. Использование социального пакета в деятельности организации - здесь мониторится практика реализации социального пакета в деятельности организации и проводится оценка его эффективности.

Каждый из этапов характеризуется ответственными субъектами, источниками информации, которая используется для принятия решений, и результатом, который определяет переход к следующему этапу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для успешного продвижения корпоративных программ обязательно наличие гибкой системы скидок и широкого спектра услуг, который в идеале должен включать в себя и оздоровительные программы. [6]

Кроме того, особо отметим, что для совершенствования социального пакета руководству организации необходимо привлекать широкий круг сотрудников, не только для его разработки и расчета, но и критического и практического обоснования со стороны тех, кто потенциально будет пользоваться составляющими предлагаемого работодателем социального пакета.

Список использованной литературы

1. Абрамов Р.Н. Лучшие корпоративные социальные проекты / Р.Н.Абрамов. — М.: ИД RichardCashPublishers, 2013. - с.11.

2. Смыков В.В. Социальная ответственность предприятий нефтегазохимического комплекса: дис. д-ра экон. наук: 08.00.05. - СПб., 2005. - с.174.

3. Соколова М.М. Социальный пакет: реалии и перспективы развития (на примере промышленных предприятий РТ) // Вестник Казанского технологического университета. 2011.№ 24. С. 158-163

4. Кокина Н.Ю. Построение корпоративного социального пакета как способ достижения целей предприятия // Вестник Омского университета. Серия «Экономика. 2005. № 2. С. 141 -145.

5. Кольцова В. Управление системой льгот // Справочник по управлению персоналом. № 4. URL: https://www.pro-personal.ru/article/223732-upravlenie-sistemoy-lgot

6. Черкасова Г.В. Социальный пакет: инвестиции в персонал или расходы организации // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2014. № 3. С. 200-204.

7. Экономические преобразования в земельно-имущественном комплексе России: анализ и пути решения. Сборник научных статей и тезисов Международной научной-практической конференции / 2017.

8. Гавриленко А.О., Чемодин Ю.А. Современные факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий в транснациональных условиях. Международный журнал прикладных наук и технологий Интеграл. 2018. № 2. С. 9.

9. Бабаян А.В., Маргалитадзе О.Н. Формирование механизма повышения инвестиционной привлекательности территории. Международный журнал прикладных наук и технологий Интеграл. 2018. № 2. С. 45.

10. Актуальные проблемы экономики и управления на современном этапе. Москва, 2015. Том Выпуск 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.