Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ - ИНСТРУМЕНТ ВЫРАВНИВАНИЯ ДИСПРОПОРЦИЙ В РЕГИОНАХ НА ПРИМЕРЕ. ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА'

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ - ИНСТРУМЕНТ ВЫРАВНИВАНИЯ ДИСПРОПОРЦИЙ В РЕГИОНАХ НА ПРИМЕРЕ. ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБСИДИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куконков Павел Иванович, Устинкин Сергей Васильевич

Долговременные тенденции изменения потребления определяются вариативностью потребительских настроений, во многом определяемых характером восприятия социальной реальности различными группами населения. Основываясь на данных статистики и результатах социологических исследований, авторы приходят к выводу, что региональные особенности социальной поддержки малообеспеченных групп населения, призванной выравнивать возможности их конечного потребления, нередко усиливают дифференцирующее влияние на региональную специфику этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куконков Павел Иванович, Устинкин Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SUPPORT FOR THE POPULATION - A TOOL FOR LEVELLING REGIONAL DISPARITIES (ON THE EXAMPLE OF THE VOLGA FEDERAL DISTRICT)

The long-term trends of changes in consumption processes are determined by the variability of consumer attitudes, largely determined by the nature of the perception of social reality by different groups of the population. Based on statistical data and the results of sociological research, the authors conclude that the regional specifics of social support for low-income groups of the population, designed to equalize their final consumption opportunities, often increase the differentiating influence on the regional specificity of this process.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ - ИНСТРУМЕНТ ВЫРАВНИВАНИЯ ДИСПРОПОРЦИЙ В РЕГИОНАХ НА ПРИМЕРЕ. ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА»

DOI: 10.48137/2074-2975_2022_3-4_114 УДК 304:2

Социальная поддержка населения - инструмент выравнивания диспропорций в регионах

На примере Приволжского федерального округа

Павел КУКОНКОВ Сергей УСТИНКИН

Анализ факторов, влияющих на потребление товаров и услуг, предполагает тщательный учёт изменчивости и вариативности потребительских настроений, определяемых характером восприятия социальной реальности различными группами населения. Существенная дифференциация в сфере потребления населением регионов, определяемая во многом соотношением производства и потребления, усиливается за счёт накопления региональных дисбалансов в этих процессах.

В обновлённой Конституции России [ 1] зафиксировано, что в Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества (ст. 75.1), в соответствии с федеральным законом гарантируется адресная социальная поддержка граждан (ст. 75 п. 7), причём соци-

КУКОНКОВ Павел Иванович - кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Приволжского филиала ФНИСЦ РАН. E-maü: kukonkov_pavel@rambler.ru

УСТИНКИН Сергей Васильевич - доктор исторических наук, профессор, директор Приволжского филиала ФНИСЦ РАН. E-mail: sv.ustinkin@gmail.com

Ключевые слова: Приволжский федеральный округ, потребление, социальная поддержка, субсидии.

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // URL: http://www.kremlin.ru/acts/constitution

альная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Центра и субъектов Федерации (ст. 72 ж).

Президент России В. В. Путин в Послании Федеральному собранию в 2018 г. среди приоритетных задач назвал не только стабилизацию численности населения России, но и обеспечение его устойчивого естественного роста на основе увеличения рождаемости, сбережения народа и благополучия граждан [2].

В основных направлениях деятельности правительства России до 2024 г. отмечается: «Росту реальных доходов граждан будет способствовать индексация социальных выплат, а также развитие форм предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам в целях поддержки их потребительского спроса, целевая поддержка отдельных категорий граждан, в частности, семей с детьми» [3].

Структура потребительских расходов

Решение указанных задач тесно связано с региональным уровнем и структурой потребления населения. Поэтому важно учитывать масштабы социальной поддержки по субъектам Федерации, оказывающей дифференцирующее влияние на конечное потребление различных групп населения. Анализ социально-экономической ситуации преимущественно базируется на данных государственной статистики, поскольку другая информация, сопоставимая по объёму и полноте отражения региональной специфики, отсутствует. Необходимо подчеркнуть, что «публикуемая информация о доходах, расходах и потреблении позволяет оценить основные

изменения в текущем жизненном стандарте» [4, с. 6].

Одним из реальных инструментов измерения жизненного стандарта выступает Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО), призванная аккумулировать и предоставлять гражданам информацию о положенных им мерах социальной поддержки.

По итогам проверки ЕГИССО (декабре 2021 г.) Счётная палата РФ рекомендовала обратить отдельное внимание на недостатки в работе «Социального калькулятора», идея создания которого состояла в том, чтобы человек, заведя свои данные в личном кабинете, мог увидеть все меры, которые ему положены, и суммы, которые он должен получать от государства [5].

2 Послание Президента Российской Федерации от 1 марта 2018 г. б/н (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства) / / URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/42902

3 Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29 сентября 2018 г. № 8028п-П13) // URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_307872/

4 Овчарова Л., Пишняк А., Попова Д., Шепелева Е. От стандарта выживания к ответственному выбору // Pro et Contra. 2013. № 6. Ноябрь-декабрь. С. 6.

5 Счётная палата РФ проверила, насколько эффективно ЕГИССО справляется с ролью базы данных о мерах соцзащиты // URL: https://ach.gov.ru/checks/sp-proverila-naskolko-effektivno-egisso-spravlyaetsya-s-rolyu-bazy-dannykh-o-merakh-sotszashchity

Анализируя факторы, влияющие на потребление, необходимо учитывать изменчивость и вариативность потребительских настроений.

Так, если в 2013 г. эксперты говорили, «...что на уровне регионов затормозился переход к стандарту потребления более высокого порядка [4, с. 33], то в 2021 г. отмечают: «В апреле 2020 года большинство россиян считали, что экономическая ситуация ухудшится, теперь же доля этих настроений сократилась вдвое, и люди скорее ожидают сохранения текущего статуса и соответственно планируют свои затраты» [6], причём только за 2021 г. рейтинг потребительского доверия повысился на 6 пунктов - с 35 до 41 *.

Изменчивость потребительского доверия определяется характером восприятия социальной реальности: «...улучшения жизни своей семьи и России в целом в 2022 году ожидают 25% и 22% респондентов соответственно, ухудшения - 19% и 33%» [7].

Уточнение подобных оценок, включающее сопоставление субъективного восприятия с официальными статистическими индикаторами, позволяет сделать важный вывод: «...Для оценки социального развития

недостаточно измерять экономический рост, необходимо анализировать его вклад в улучшение жизни людей, развитие социальной инфраструктуры и создание равных стартовых возможностей для человеческого развития» [8].

Анализ динамики потребительских настроений россиян показывает, что «под влиянием турбулентных социально-экономических условий 2020 г. макроструктура потребительских расходов населения претерпела заметные изменения. Существенно снизилась доля расходов на покупку товаров и, более всего - на оплату услуг. В последние годы изменения в потребительских настроениях россиян находились под влиянием перемен в нормативных моделях поведения в связи с долговременной негативной динамикой денежных доходов» [9].

Следует отметить существенные различия структуры потребительских расходов в полярных по уровню доходов в 10 процентных группах населения: если в 1-й группе (малообеспеченной) значительно больше половины потребительских расходов тратится на продукты питания (42,1%), а также на жилищные услуги, воду, электроэнергию,

6 Исследование BCG и Ромир: С оптимизмом в будущее. 2021-04-21 // URL: https://romir. ru/studies/issledovanie-bcg-i-romir-s-optimizmom-v-budushchee

7 Левада Центр. Пресс-выпуск. Политика и экономика: оценки и перспективы. 11.01.2022 // URL: https://www.levada.ru/2022/01/11/politika-i-ekonomika-otsenki-i-perspektivy/

8 Валиахметов Р. М, Баймурзина Г. Р. Человеческий потенциал регионов России: макроэкономические и социологические показатели // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов. Сб. докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14-16 октября 2020 г.) / отв. ред. В. А. Мансуров; ред. Е. Ю. Иванова. М.: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. С. 190-200.

9 Мониторинг социально-экономического положения и социального самочувствия населения. 2021. Апрель / под ред. Л. Н. Овчаровой. М.: НИУ ВШЭ, 2021. С. 25 // URL:https://www.hse.ru/

* Индекс потребительского доверия показывает, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для совершения крупных покупок (ВЦИОМ. Индекс потребительского доверия // URL: https://old.wciom.ru/news/ratings/indeks_potrebitelskogo_doveriya).

газ (16,1%), то в 10-й группе (самой обеспеченной) практически треть тратится на транспорт (30,4%), 15,6% - на продукты питания и 10,7% - на жилищные услуги. Причём представители самой обеспеченной группы в два раза больше тратят на предметы домашнего обихода, бытовую технику и уход за домом [10].

Таблица 1

Структура потребительских расходов населения по России в 2022 г. [12]

При этом «в условиях нарастания регионального неравенства экономика Российской Федерации и её регионов испытывает структурные ограничения, связанные с её несбалансированностью. Это актуализирует проблему поиска, выявления и обоснования направлений конечного потребления, способных в современных экономических условиях стимулировать спрос населения на товары и услуги отечественного производства и снизить структурные диспропорции» [11].

Структура потребительских расходов населения России представлена в табл. 1.

Данные табл. 1 показывают, что более трети потребительских расходов россиян составляют расходы на продовольственные товары (38%), а расходы на услуги порядка четверти.

Показатели Доля в расходах, %

Все товары и услуги 100

Продовольственные товары 38,054

Непродовольственные товары 35,626

Услуги 26,320

Денежные доходы и потребительские расходы населения: региональные диспропорции

Конечное потребление в целом определяется соотношением доходов и расходов населения (табл. 2).

Данные табл. 2 свидетельствуют о наличии существенных различий в денежных доходах и потребительских расходах населения федеральных округов, что неизбежно сказы-

вается на социально-экономической ситуации в них.

Уровень доходов определяет структуру потребительских расходов домохозяйств, поскольку бедные группы населения вынуждены больше тратить на питание и оплату жилищно-коммунальных услуг, неизбежно снижая долю других расходов.

10 ФСГС. Неравенство и бедность. Неравенство в потреблении. Структура потребительских расходов домашних хозяйств // URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13723

11 Леонидова Е. Г. Стимулирование конечного потребления в контексте снижения регионального неравенства // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 3.

12 ФСГС. Цены. Структура потребительских расходов населения для расчёта ИПЦ // URL: https://rosstat.gov.ru/price

Таблица 2

Среднедушевые доходы и расходы населения в 2020 г. [13]

руб.

Федеральный округ Среднедушевые денежные доходы Потребительские расходы в среднем на душу населения Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций

Центральный 48 226 35 117 65 319

Северо-Западный 28 555 22 575 36 975

Приволжский 39 366 29 478 57 162

Южный 30 678 25 858 36 620

Северо-Кавказский 24 427 19 350 31 799

Уральский 37 204 27 217 54 603

Сибирский 27 972 20 767 44 226

Дальневосточный 39 051 28 748 60 358

Приволжский федеральный округ (ПФО) в 2020 г. занимал 6-е место среди восьми федеральных округов России по денежным доходам (28 282 руб.) и по потребительским расходам (22 426 руб.) населения [14]. Определение доли потребительских расходов в денежных доходах населения позволяет уточнить особенности потребления в субъектах округа (табл. 3).

Доля потребительских расходов в денежных доходах населения ПФО (79,3%) заметно выше, чем в

целом по России (76,1%), а в Башкортостане (81,1%), Татарстане (80,5%), Пензенской (80,8%) и Самарской областях (80,7%) она выше не только по ПФО, но и по России в целом.

Как утверждается в «Социологии» Ядова, «...именно самовосприятие условий жизни есть факт, достойный самого пристального внимания социолога, ибо оно-то и образует "социальную реальность", побуждающую живого субъекта к социальному действию или бездей-

13 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2021. С. 19-24.

14 ФСГС. Социально-экономическое положение федеральных округов. 2020. Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения // URL: https://gks.ru/bgd/regl/b20_20/ main.htm

ствию» [15]. Следует подчеркнуть, что «самовосприятие условий жизни» базируется на «текущем жизненном стандарте», который для

малообеспеченной части населения определяется как возможность «свести концы с концами» при покупке самого необходимого.

Таблица 3

Денежные доходы и потребительские расходы населения

ПФО в 2020 г. [14]

руб.

Регион Среднедушевые денежные доходы Потребительские расходы на душу населения Доля потребительских расходов в денежных доходах, %

Россия 35 361 26 906 76,1

Приволжский ФО 28 282 22 426 79,3

Республики ПФО, в том числе:

Башкортостан 30 034 24 575 81,8

Марий Эл 21 182 15 363 72,5

Мордовия 20 366 14 720 72,3

Татарстан 35 572 28 626 80,5

Удмуртская 25 382 19 086 75,2

Чувашская 20 646 15 718 76,1

Пермский край 29 862 23 791 79,7

Области ПФО, в том числе:

Кировская 23 884 18 830 78,8

Нижегородская 33 343 25 992 78,0

Оренбургская 24 370 19 228 78,9

Пензенская 23 684 19 134 80,8

Самарская 29 490 23 799 80,7

Саратовская 23744 18707 78,8

Ульяновская 24409 19134 78,4

В целом по России 80% опрошен- да как практически в половине субъ-ных указали, что с затруднениями ектов ПФО этот показатель заметно могут «свести концы с концами», тог- выше (табл. 3) [ 16].

15 Социология Ядова: методологический разговор. Избранные труды В. А. Ядова. ФНИСЦ РАН. М.: Новый хронограф, 2018. С. 564.

16 ФСГС. Социально-экономическое положение федеральных округов. 20.01.2020 // URL: https://gks.ru/bgd/regl/b18_20/Main.htm/

Относительная разница стоимости жизни в отдельных городах России измеряется тем, насколько один и тот же установленный набор потребительских товаров и ус-

луг с едиными объёмами их потребления в различных городах России дороже (или дешевле), чем аналогичный набор в среднем по России (табл. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Динамика индекса стоимости жизни (ИСЖ) в региональных центрах ПФО [ 17]

Города По годам:

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Уфа 0,93 0,91 0,91 0,93 0,95 0,96 0,98 0,97 0,97 0,96 0,93

Йошкар-Ола 0,86 0,86 0,86 0,88 0,89 0,89 0,89 0,89 0,89 0,88 0,87

Саранск 0,90 0,90 0,89 0,90 0,90 0,87 0,86 0,86 0,86 0,86 0,84

Казань 0,88 0,89 0,91 0,93 0,92 0,91 0,90 0,91 0,90 0,91 0,90

Ижевск 0,90 0,90 0,91 0,94 0,94 0,95 0,94 0,94 0,94 0,95 0,95

Чебоксары 0,89 0,89 0,88 0,89 0,89 0,89 0,88 0,88 0,88 0,88 0,88

Пермь 1,05 1,06 1,04 1,03 1,01 1,01 1,00 1,00 1,00 1,02 1,04

Киров 0,98 0,97 0,97 0,95 0,95 0,94 0,92 0,93 0,94 0,93 0,92

Н.Новгород 1,01 1,01 1,02 1,04 1,03 1,02 1,03 1,03 1,01 1,01 0,99

Оренбург 0,89 0,89 0,90 0,90 0,91 0,90 0,90 0,90 0,90 0,89 0,90

Пенза 0,90 0,88 0,87 0,88 0,88 0,88 0,88 0,89 0,88 0,89 0,89

Самара 1,04 1,05 1,02 1,00 1,00 0,99 0,96 0,96 0,96 0,97 0,97

Саратов 0,92 0,92 0,93 0,92 0,92 0,92 0,92 0,90 0,89 0,89 0,91

Ульяновск 0,90 0,90 0,91 0,91 0,92 0,94 0,95 0,95 0,95 0,95 0,94

Обращает на себя внимание, что ИСЖ в региональных центрах ПФО на протяжении последних десяти лет достаточно стабилен. Несколько иная ситуация в городах регионального подчинения. Причём если в го-

родах Нижегородской области ИСЖ достаточно стабилен, то в городах Саратовской (Балаково, Балашов, Ртищево) и Ульяновской (Димитров-град) областей наблюдаются заметные колебания этого показателя [17].

17 ФСГС. Цены. Индекс стоимости жизни // иКЬ: https://rosstat.gov.ru/price

Социальная поддержка населения: масштабы и региональные различия

В структуре денежных доходов населения в IV квартале 2021 г. по сравнению с соответствующим периодом 2020 г. снизилась доля социальных выплат: если в 2020 г. социальные выплаты в структуре денежных доходов населения составляли 21,5%, то в 2021 г. - 20,8% [18].

Дисбаланс доходов и расходов определяет формы социальной поддержки населения ПФО. Одной из

наиболее распространенных её форм выступают субсидии при оплате жилищно-коммунальных услуг, анализ которых свидетельствует о недостаточной обоснованности политики в этой сфере, в частности, о наличии существенных диспропорций между численностью населения в федеральных округах и числом семей, получающих субсидии (табл. 5).

Таблица 5

Субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг в федеральных округах России [ 19]

Федеральный округ Численность населения, тыс. Число семей, получивших субсидии, тыс. Соотношение численности населения и числа семей, получивших субсидии, %

Центральный 39 251,0 1056 37,2

Северо-Западный 13 942,0 218 63,9

Приволжский 29 070,8 404 71,9

Южный 16 482,5 148 111,4

Северо-Кавказский 9967,3 89 112,1

Уральский 12 329,5 210 58,7

Сибирский 17 003,9 328 51,8

Дальневосточный 8124,0 152 53,4

Численность граждан ПФО, пользующихся социальной поддержкой по оплате жилищно-коммунальных услуг, в январе-сентябре 2020 г. составила 6,4 млн чел. По этому показате-

лю округ занимает 2-е место после ЦФО (10 млн чел.). Последние места в этом рейтинге занимают Северо-Кавказский (1,8 млн чел.) и Дальневосточный (1,7%) федеральные округа.

18 ФСГС. Социально-экономическое положение России. Денежные доходы населения. 2021. С. 215-216 // URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-12-2021.pdf

19 ФСГС. Социально-экономическое положение федеральных округов. 2020. Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения // URL: https://gks.ru/bgd/regl/b20_20/ main.htm

По среднемесячному размеру субсидий на семью (1398 руб.) ПФО занимает последнее место среди других федеральных округов России.

Для сравнения: на 1-м месте по этому показателю находится ЦФО (2026 руб.), на 2-м - СКФО (1995 руб.).

Следует подчеркнуть, что для Приволжский федеральный округ характерны как существенные диспропорции доходов и расходов, так и значительные различия размеров социальной поддержки населения (табл. 6).

Таблица 6

Субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг в субъектах ПФО (январь-сентябрь 2020 г.) [14]

Регион Доля потребительских расходов в денежных доходах, % Число семей, получивших субсидии, тыс. Среднемесячный размер субсидий на семью, руб.

Россия 76,1 2605,3 1752

Приволжский ФО 79,3 404,0 1398

Республики ПФО, в том числе:

Башкортостан 81,8 44,6 2025

Марий Эл 72,5 10,9 1162

Мордовия 72,3 7,2 1636

Татарстан 80,5 50,1 916

Республика 75,2 20,9 1986

Республика 76,1 9,0 1284

Пермский край 79,7 28,7 1944

Области ПФО, в том числе:

Кировская 78,8 29,7 1567

Нижегородская 78,0 68,9 1669

Оренбургская 78,9 29,3 1247

Пензенская 80,8 7,6 1043

Самарская 80,7 37,5 1990

Саратовская 78,8 23,7 703

Ульяновская 78,4 36,0 1088

Учитывая, что доля потребительских расходов в денежных доходах населения ПФО выше, чем по России, можно предположить, что этот дисбаланс мог бы выравниваться при помощи субсидий. Однако этого не происходит: среднемесячный размер субсидий на

семью в ПФО значительно ниже (1398 руб.), чем по России в целом (1752 руб.).

Обращают на себя внимание значительные различия между субъектами ПФО по среднемесячному размеру социальной поддержки на одного пользователя (табл. 7).

Таблица 7

Социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг в субъектах ПФО

(январь-сентябрь 2020 г.) [14]

Регион Численность граждан, пользующихся соцподдержкой, тыс. Среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя, руб.

Россия 33 293,4 758

Приволжский ФО 6372,5 658

Республики ПФО, в том числе:

Башкортостан 689,8 817

Марий Эл 184,9 562

Мордовия 172,2 539

Татарстан 763,1 453

Удмуртская 350,5 867

Чувашская 266,6 436

Пермский край 499,7 644

Области ПФО, в том числе:

Кировская 288,1 727

Нижегородская 858,1 793

Оренбургская 521,2 457

Пензенская 252,7 573

Самарская 554,0 807

Саратовская 538,2 591

Ульяновская 433,3 707

Данные табл. 7 свидетельствуют о том, что в ряде субъектов ПФО (Удмуртия, Башкортостан, Самарская область) среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя заметно превышает показатель ПФО и России в целом, а в Чувашии, Татарстане, Оренбургской области этот показатель существенно ниже. В Нижегородской области, в которой доля потребительских расходов в денежных доходах далеко не самая высокая, самая большая в ПФО численность граждан, получающих социальную поддержку (858,1 тыс.).

Следует отметить, что по уровню возмещения гражданами, имеющими прямые договоры с ресурсоснаб-

жающими организациями, затрат по оплате коммунальных услуг в январе-сентябре 2020 г. ПФО (94%) превосходил общероссийский уровень (91%), занимая 4-е место среди восьми федеральных округов.

Для сравнения: 1-е место по этому показателю занимал ЦФО (99%), а последнее ДВФО - 65%. Причём значительная часть субъектов ПФО возмещали затраты на оплату коммунальных услуг на 100%: Башкортостан, Мордовия, Удмуртия, Чувашия, Пермский край, Пензенская, Саратовская и Ульяновская области.

В Татарстане этот показатель составил 74% [14].

Сравнительно более высокий уровень затрат по оплате комму-

нальных услуг в ПФО наблюдался на фоне более высоких темпов роста стоимости жизни.

В первом полугодии 2021 г. стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в ПФО увеличилась на 105,2% (в РФ - 104,9%), а стоимость минимального набора продуктов питания на 118,8% (в РФ - 116,5%) [20].

В связи с этим весьма показательна степень социального расслоения

в регионах Приволжского федерального округа, которую характеризует коэффициент дифференциации доходов*. Этот коэффициент доходов в субъектах ПФО ниже, чем по России в целом.

В округе этот показатель сравнительно выше в Башкирии - 13,6, Татарстане - 12,7, Пермском крае - 12,6 и Нижегородской области - 12,6, а самый низкий в Кировской области - 8,8, Удмуртии -9,2, Чувашии - 9,3 [21].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, анализ факторов, влияющих на потребление, наряду с анализом влияния экономического роста на улучшение жизни людей, предполагает тщательный учёт изменчивости и вариативности потребительских настроений, определяемых характером восприятия социальной реальности различными группами населения.

Существенная дифференциация потребления товаров и услуг населением регионов, во многом определяемая соотношением производства и потребления, усиливается при накоплении региональных дисбалансов.

Особенности социальной поддержки малообеспеченных групп населения, направленной на выравнивание возможностей их потребления внутри региона, нередко усиливают дифференцирующее влияние на потребление населением различных регионов и федеральных округов.

Библиография • References

Валиахметов Р. М., Баймурзина Г. Р. Человеческий потенциал регионов России: макроэкономические и социологические показатели // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов. Сб. докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14-16 октября 2020 г.) / отв. ред. В. А. Мансуров; ред. Е. Ю. Иванова. М.: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. -6003 с.

[Valiahmetov R. M., Bajmurzina G. R. CHelovecheskij potencial regionov Rossii: makroekonomicheskie i sociologicheskie pokazateli // Sociologiya i obshchestvo: tradicii i innovacii v social'nom razvitii regionov. Sb. dokladov VI Vserossijskogo sociologicheskogo kongressa (Tyumen', 14-16 oktyabrya 2020 g.) / otv. red. V. A. Mansurov; red. E. YU. Ivanova. M.: ROS; FNISC RAN, 2020. - 6003 s.]

ВЦИОМ. Индекс потребительского доверия // URL: https://old.wciom.ru/news/ ratings/mdeks_potrebitelskogo_doveriya

20 ФСГС. Основные показатели социально-экономического положения субъектов РФ в 1 полугодии 2021 г. Ч. 3 // URL: https://gks.ru/bgd/free/B02_83/Main.htm

21 ЕМИСС. Государственная статистика // URL: https://fedstat.ru/indicator/31170

* Определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.

[VCIOM. Indeks potrebitel'skogo doveriya // URL: https://old.wciom.ru/news/

ratings/indeks_potrebitelskogo_doveriya] ЕМИСС. Государственная статистика // URL: https://fedstat.ru/indicator/31170 [EMISS. Gosudarstvennaya statistika // URL: https://fedstat.ru/indicator/31170] Исследование BCG и Ромир: С оптимизмом в будущее. 2021-04-21 // URL: https://romir.ru/studies/issledovanie-bcg-i-romir-s-optimizmom-v-budushchee [Issledovanie BCG i Romir: S optimizmom v budushchee. 2021-04-21 // URL: https://

romir.ru/studies/issledovanie-bcg-i-romir-s-optimizmom-v-budushchee] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // URL: http://www.kremlin.ru/acts/constitution [Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 1 iyulya 2020 g.) // URL: http://www.kremlin.ru/acts/constitution] Левада Центр. Пресс-выпуск. Политика и экономика: оценки и перспективы. 11.01.2022 // URL: https://www.levada.ru/2022/01/11/politika-i-ekonomika-otsenki-i-perspektivy/ [Levada Centr. Press-vypusk. Politika i ekonomika: ocenki i perspektivy. 11.01.2022 // URL: https://www.levada.ru/2022/01/11/politika-i-ekonomika-otsenki-i-perspektivy/]

Леонидова Е. Г. Стимулирование конечного потребления в контексте снижения регионального неравенства // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 3. С. 59-73. [Leonidova E. G. Stimulirovanie konechnogo potrebleniya v kontekste snizheniya regional'nogo neravenstva // Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. 2020. T. 13. № 3. S. 59-73] Мониторинг социально-экономического положения и социального самочувствия населения. 2021. Апрель / под ред. Л. Н. Овчаровой. М.: НИУ ВШЭ, 2021. -32 с. // URL:https://www.hse.ru/ [Monitoring social'no-ekonomicheskogo polozheniya i social'nogo samochuvstviya naseleniya. 2021. Aprel' / pod red. L. N. Ovcharovoj. M.: NIU VSHE, 2021. -32 s. // URL:https://www.hse.ru/] Овчарова Л., Пишняк А., Попова Д., Шепелева Е. От стандарта выживания к ответственному выбору // Pro et Contra. 2013. № 6. Ноябрь-декабрь. С. 6-34. [Ovcharova L, Pishnyak A., Popova D., SHepeleva E. Ot standarta vyzhivaniya k

otvetstvennomu vyboru // Pro et Contra. 2013. № 6. Noyabr'-dekabr'. S. 6-34] Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29 сентября 2018 г. № 8028п-П13) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_307872/ [Osnovnye napravleniya deyatel'nosti Pravitel'stva Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda (utv. Pravitel'stvom RF 29 sentyabrya 2018 g. № 8028p-P13) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_307872/] Послание Президента Российской Федерации от 1 марта 2018 г. б/н (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства) // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42902 [Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 1 marta 2018 g. b/n (O polozhenii v strane i osnovnyh napravleniyah vnutrennej i vneshnej politiki gosudarstva) // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42902] Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021: Р32 Стат. сб. /

Росстат. М., 2021. - 1112 с. [Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskie pokazateli. 2021: R32 Stat. sb. / Rosstat. M., 2021. - 1112 s.]

Социология Ядова: методологический разговор. Избранные труды В. А. Ядова.

ФНИСЦ РАН. М.: Новый хронограф, 2018. - 944 с. [Sociologiya YAdova: metodologicheskij razgovor. Izbrannye trudy V. A. YAdova. FNISC

RAN. M.: Novyj hronograf, 2018. - 944 s.] Счётная палата РФ проверила, насколько эффективно ЕГИССО справляется с ролью базы данных о мерах соцзащиты // URL: https://ach.gov.ru/checks/ sp-proverila-naskolko-effektivno-egisso-spravlyaetsya-s-rolyu-bazy-dannykh-o-merakh-sotszashchity [Schyotnaya palata RF proverila, naskol'ko effektivno EGISSO spravlyaetsya s rol'yu bazy dannyh o merah soczashchity // URL: https://ach.gov.ru/checks/sp-proverila-naskolko-effektivno-egisso-spravlyaetsya-s-rolyu-bazy-dannykh-o-merakh-sotszashchity] ФСГС. Неравенство и бедность. Неравенство в потреблении. Структура потребительских расходов домашних хозяйств // URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13723 [FSGS. Neravenstvo i bednost'. Neravenstvo v potreblenii. Struktura potrebitel'skih

raskhodov domashnih hozyajstv // URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13723] ФСГС. Основные показатели социально-экономического положения субъектов РФ

в 1 полугодии 2021 г. Ч. 3 // URL: https://gks.ru/bgd/free/B02_83/Main.htm [FSGS. Osnovnye pokazateli social'no-ekonomicheskogo polozheniya sub»ektov RF v

1 polugodii 2021 g. CH. 3 // URL: https://gks.ru/bgd/free/B02_83/Main.htm] ФСГС. Социально-экономическое положение России. Денежные доходы населения. 2021 // URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-12-2021.pdf [FSGS. Social'no-ekonomicheskoe polozhenie Rossii. Denezhnye dohody naseleniya.

2021 // URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-12-2021.pdf] ФСГС. Социально-экономическое положение федеральных округов. 20.01.2020 //

URL: https://gks.ru/bgd/regl/b18_20/Main.htm/ [FSGS. Social'no-ekonomicheskoe polozhenie federal'nyh okrugov. 20.01.2020 //

URL: https://gks.ru/bgd/regl/b18_20/Main.htm/] ФСГС. Социально-экономическое положение федеральных округов. 2020. Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения // URL: https://gks.ru/bgd/regl/b20_20/main.htm [FSGS. Social'no-ekonomicheskoe polozhenie federal'nyh okrugov. 2020. Osnovnye pokazateli, harakterizuyushchie uroven' zhizni naseleniya // URL: https://gks. ru/bgd/regl/b20_20/main.htm] ФСГС. Социально-экономическое положение федеральных округов. 2020. Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения // URL: https://gks.ru/bgd/regl/b20_20/main.htm [FSGS. Social'no-ekonomicheskoe polozhenie federal'nyh okrugov. 2020. Osnovnye pokazateli, harakterizuyushchie uroven' zhizni naseleniya // URL: https://gks. ru/bgd/regl/b20_20/main.htm] ФСГС. Цены. Индекс стоимости жизни // URL: https://rosstat.gov.ru/price [FSGS. Ceny. Indeks stoimosti zhizni // URL: https://rosstat.gov.ru/price] ФСГС. Цены. Структура потребительских расходов населения для расчёта ИПЦ //

URL: https://rosstat.gov.ru/price [FSGS. Ceny. Struktura potrebitel'skih raskhodov naseleniya dlya raschyota IPC //

URL: https://rosstat.gov.ru/price] https://old.wciom.ru/news/ratings/indeks_potrebitelskogo_doveriya).

Статья поступила в редакцию 28 февраля 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.