© Володина О.В.
DOI 10.24411/2309-1592-2020-10030 УДК 342.734
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И МАТЕРИНСТВА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Володина Ольга Владимировна, адъюнкт факультета подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации, e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье исследуются положения правовых актов военного времени, принятых по вопросам социальной поддержки детей из членов семей военнослужащих и материнства. Показана роль советского законодательства в решении проблем детской беспризорности, воспитания трудных подростков, социального обеспечения одиноких и многодетных матерей. Анализируется работа в этом направлении в отдельных регионах страны. Сделан вывод о том, что социальное поддержка детей и материнства являлась одним из важнейших приоритетов в деятельности Советского государства в послевоенный период. Реализация данных мер способствовала преодолению последствий войны, восстановлению мирной жизни, становлению института советской семьи.
Ключевые слова: дети, материнство, военнослужащие, война, поддержка, детские дома, социальные учреждения, детство, фронт, оккупация, отдых детей, пособия, выплаты.
В период Великой Отечественной войны актуальным оставался вопрос социальной поддержки детства и материнства. Поддержка детей и социальная защита интересов материнства в условиях военного времени относилось к числу важных задач, которые были поставлены Советским государством перед органами центральной и местной власти.
Относительно социальной поддержки детства в указанный временной период следует говорить о том, что такой вопрос неоднократно обсуждался в рабочем процессе органов государственной власти. На совещаниях органов власти также рассматривались возможные меры, которые могли быть применены в направлении профилактики безнадзорности и беспризорности в подростковой среде. Отдельно поднимались вопросы об учете детей, подвергшихся эвакуации, о порядке размещения их в тылу и предупреждения с их стороны совершения противоправных деяний.
Примечательно, что 23 января 1942 года было принято Постановление СНК СССР № 75 «Об устройстве детей, оставшихся без родителей»1. Названный правовой документ дополнил и в некоторой степени детализировал ранее разработанные и принятые правовые акты, относящиеся к вопросам предупреждения безнадзорности и беспризорности в подростковой среде. В правовых положениях Постановления № 75 не только получили свое закрепление способы преодоления указанной проблемы, но и он явился отправной точкой в создании комиссий по устройству детей, оставшихся без родителей. Такие многочисленные специальные учреждения находились в юрисдикции Общесоюзной комиссии, руководство которой было возложено на А.Н. Косыгина - председателя СНК РСФСР.
Следует признать, что одной из причин детской безнадзорности детей в условиях военного времени явилась обширная миграция в тыл семей военнослужащих и последующее их возращение в районы, которые были освобождены от фашистов. В связи с такими переездами многие подростки утрачивали живую связь с семьей в связи с тем, что они отставали от эшелонов. И без того большие массы беспризорников дополняли лица, ранее содержавшиеся в интернатах и иных сиротских учреждениях, дети, бежавшие с училищ, заводов, профессионально-технических школ. Убегали преимущественно в связи с банальной нехваткой питания, иных продовольственных товаров. Причинами такого бегства были и низкий уровень воспитательной деятельности, а также сложившаяся моральная обстановка в указанных учреждениях.
В связи со сложившейся ситуацией 9 мая 1943 года было издано Постановление СНК РСФСР № 471 «Об улучшении состояния детских домов»2. В нем содержалась обязанность исполнительных органов местной власти перед утверждением руководителя детского сиротского учреждения проверять его предыдущую трудовую деятельность. Это было направлено на повышение профессионального качества работы в таких социальных учреждениях, а также уровня воспитательной работы и образования детей,
3
содержащихся в них .
Но, безусловно, большинство детей оставалось без родителей в связи с их гибелью на фронтах.
Параллельно в регионах страны велась собственная работа в направлении социальной поддержки детей, оставшихся без родителей. К примеру, в Северной Осетии, как указывает исследователь А.Б. Габанти, в
1 Постановление СНК СССР от 23 января 1942 года № 75 «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» // СП СССР. 1942. № 2. С. 26.
Постановление СНК РСФСР от 9 мая 1943 года № 471 «Об улучшении состояния детских домов» // Доступ из СПС Консультант плюс
Об улучшении состояния детских домов // Учительская газета, 1943. 9 мая
16
мае 1943 года было принято постановление «Об устройстве детей-сирот погибших родителей на фронтах Отечественной войны»1. Указывалось, что социальная защита детей-сирот была организована на территории региона на низком уровне. Как следствие, Президиум ВС СОАССР обязал Наркомпрос уже к июню текущего года провести учет детей по двум группам: из числа оставшихся без родителей и детей, родители которых погибли на фронтах. Также Президиум ВС СОАССР обязал специальные органы по борьбе с подростковой беспризорностью (комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей), которые были созданы при местных исполкомах, провести информационно-разъяснительную деятельность в отношении служащих, рабочих, колхозников и иных слоев населения относительно необходимости активизации процесса по усыновлению детей, из числа сирот, патронирования таких детей. Особо обращалось внимание на детей, оставшихся без родителей, которые погибли на фронтах.
Очередным шагом в направлении социальной поддержки детей явилось принятие в июне 1943 года постановления СНК СССР «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» и постановления «О трудовом устройстве подростков старше четырнадцати лет - воспитанников детских домов, трудовых колоний НКВД и детей, оставшихся без родителей». Указанные правовые акты дополнили в рассматриваемой части ранее принятый Указ Президиума ВС СССР от 31 мая 1941 года «Об уголовной ответственности несовершеннолетних»2.
Между тем, в соответствии с принятыми постановлениями в 1943 году было предписано создание в так называемых тыловых местах страны колоний двух типов: трудовых воспитательных колоний и трудовых детских колоний. Общая численность содержащихся в указанных учреждениях детей ограничивалось общей численностью в тридцать тысяч. Колонии создавались в целях содержания подростков, из числа совершивших преступные деяния.
Ситуация в стране по-прежнему оставалась напряженной. Количество подростков, оставшихся без родителей, росло. Так, только на железнодорожных станциях в третьем квартале 1943 года было выявлено и задержано правоохранительными органами больше 135 тысяч беспризорных и безнадзорных подростков.
Детские дома оставались переполненными, что требовало решение проблемы их функционирования и существования в непростых условиях.
1 Габанти А.Б. Социальная защита детей-сирот в Северной Осетии в годы Великой Отечественной войны. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Владикавказ, 2011.
Ведомости Верховного Совета СССР. 1941. № 25.
17
В указанных целях 1 сентября 1943 года издается Постановление СНК СССР
№ 942 «Об улучшении работы детских домов». Нормы указанного правового акта содержали требования об обязательности содержания детских домов в пригодном состоянии, в том числе о необходимости устранения в них большой скученности детей, а также о целесообразности оборудования помещений детских домов необходимой мебелью, посудой и иным инвентарем. Согласно Постановлению № 942 педагоги указанных социальных учреждений были приравнены по своему статусу к рабочим промышленности и транспорта, что увеличило их нормы снабжения. Изменились требования и к руководителям детских домов. Так директорами детских домов могли быть лица, имевшие педагогическое образование или общее среднее образование, но при дальнейшем получении педагогического образования в заочном формате1.
В свою очередь на СНК автономных республик и областные исполкомы Постановлением СНК СССР № 942 «Об улучшении работы детских домов» были возложены обязанности по подбору квалифицированных рабочих с их последующим направлением в детские дома для организации трудового обучения подростков.
В развитие положений анализируемого Постановления СНК СССР № 942 20 сентября 1943 года была разработана инструкция «О порядке комплектования специальных детских домов». В соответствии с ней, в детские дома должны были приниматься дети из числа воинов Красной Армии, советских работников, партизан, колхозников, которые погибли от действий оккупантов.
Несколько ранее, а именно в августе 1943 года было принято Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации»2 в связи с которым в указанных районах страны стали создаваться не только детские дома, но и ремесленные и суворовские училища. К примеру, в ремесленные училища по профилю работы с металлами, которые создавались исключительно для мальчиков, принимались на обучение подростки в возрастной категории от 12 - 13 лет сроком на 4 года. Суворовские училища, которые были созданы, к примеру, в Краснодарском крае и Ростовской области, принимались
1 Кринко Е., Хлынина Т., Юрчук И. На грани выживания: детские дома Кубани в 1941 - 1945 годы // Советская социальная политика: сцены и действующие лица. М., 2008. С. 53.
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» // Социалистическое сельское хозяйство. 1943. № 9. С. 19.
18
воспитанники в возрасте от десяти лет из числа детей-сирот из семей рядовых и офицеров Красной армии.
Детские дома и иные социальные учреждения испытывали много трудностей, как с продовольственным обеспечением, так и с инвентарем. Ситуацию усугублял тот фактор, что не все учреждения, расположенные на территориях, освобожденных от оккупантов, восстанавливались. К примеру, на Ставрополье до войны работало 40 детских домов, тогда как к августу 1943 года было уже 29 подобных учреждений чуть более чем на 2 тысячи мест. К декабрю указанного года в названном регионе было открыто дополнительно 16 детских домов, но количество мест в их общем числе уступало довоенному времени. Как следствие, государство не могло в полном объеме решить задачу по устройству детей, оставшихся без родителей.
Например, в Тульской области в 1943 году было образовано 8 детских яслей и расширены имеющиеся ясли на 245 коек1. Дополнительно к этому Тульский обком ВКП(б) направлял письма в ЦК ВКП(б) в части неотложных мер по восстановлению хозяйства на территориях, освобожденных от оккупантов. В письмах обком просил разрешения на создание в г. Туле и Тульской области ремесленных училищ, детских домов; предоставить места в суворовских военных училищах. В отдельных районах Тульской области колхозниками создавались фонды помощи сиротам и семьям военнослужащим. В такие фонды поставлялся картофель, шерсть, теплые носки и деньги. В таких сельсоветах как Ярославский, Кругликовский, Голубенческий в фонд помощи сиротам было направлено по 20 центнеров картофеля и по тысячи рублей деньгами. Можно говорить о том, что забота о семьях военнослужащих рассматривалась, как и забота обо всей Красной Армии. Во многих предприятиях и колхозах были созданы фонды помощи сиротам и семьям военнослужащих.
Помощь детям оказывалась и по другим направлениям. Так, в газете «Комммунар» выпуска от 20 января 1943 года отмечалось, что организации города Тулы оказывают помощь детям, отцы которых сражаются на фронте. Такие дети устраивались в детские сады, им выдавалась одежда, белье и обувь.
Однако жалобы в центральные органы власти по-прежнему поступали. В частности, неудовлетворительно оценивался в городе Туле уровень выделения продуктов питания.
Отдельно обсуждались вопросы относительно отдыха детей. В указанных целях организовывались заседания органов власти на местах. В частности, из протокола заседания от 16 июня 1943 года, состоявшегося в
1 ГАТО. Ф. П-177. ОП. 9. Д. 35. Л. 87-88.
Белевском райисполкоме, следовало, что на летние детские (оздоровительные) площадки должны направляться, прежде всего, дети инвалидов Отечественной войны и военнослужащих. При этом финансовое бремя возлагалось на райздравотдел и роно1.
Относительно других регионов можно сказать, что, к примеру, в Ставропольском крае огромное внимание уделялось вопросу борьбы с детской беспризорностью и созданию хороших условий для сирот из числа детей фронтовиков.
Из архивных данных можно привести некоторые цифры. Так, в первом полугодии 1943 года в Ставропольском крае, а именно в Спицевском районе примерно одна тысяча детей была определена в детсады. В Кизлярском округе были организованы детплощадки более чем в ста колхозах, а также сформирован пионерский лагерь. В г. Пятигорске в детсадах было размещено 937 детей, а около 1500 детей фронтовиков было определено в столовые для организации их питания. В самом г. Ставрополе была организована столовая на 500 детей-школьников2. Кроме того, в г. Ставрополе была организована деятельность по открытию суворовского училища.
В РСФСР принимались и иные меры, направленные на поддержку детей фронтовиков, детей, чьи родители пропали без вести или погибли. Так, к середине 1942 года по 18 областям, краям и автономным республикам, как отмечает И.А. Ложкина, на воспитание в семьи было принято 13900 детей. К концу войны в советских семьях воспитывалось примерно 350000 детей, которые потеряли своих родителей .
Относительно социальной поддержки материнства следует обратить внимание на тот факт, что, несмотря на то, что в своем большинстве средства направлялись на разгром фашистов, все же принимались правовые решения и по указанному вопросу. Так, о социальной поддержке материнству свидетельствует Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждения ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства»4. В нем было установлено, что матерям выплачивались
1 ГАТО. Ф. П-9. Оп. 2. Д. 22. Л. 15-16.
Ставрополье в Великой Отечественной войне, 1941-1945 гг.: Сб. документов и материалов. - Ставрополь: Кн. Изд-во, 1962. - С. 304.
Ложкина И.А. Социальная защита детей-сирот в годы Великой Отечественной войны (на материалах детских домов и интернатов Удмуртской АССР). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Ижевск. 2010. С. 100.
4 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-
20
единовременные пособия на третьего ребенка и каждого последующего. При рождении четвертого ребенка мать имела право на получение уже ежемесячного пособия на всех детей до достижения ими возраста пяти лет, но при условии, что предыдущие три ребенка живы.
Выплачивались ежемесячные пособия и одиноким матерям на период достижения детьми возраста 12 лет. Одинокая мать имела право помещать своего ребенка в детское учреждение на содержание за счет государства. Выплате подлежали и пособия матерям по многодетности, при этом учитывались дети, которые были убиты или пропали на фронтах Великой Отечественной войны.
Отдельные гарантии распространялись на женщин в период их беременности. Так, уже с четырех месяцев беременности женщины не могли привлекаться к сверхурочным работам. Также беременным предоставлялся отпуск по беременности и родам сроком на 63 дня.
В развитие положений Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года было издано Постановление СНК СССР от 10 ноября 1944 года «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и детей». В соответствии с указанным правовым актом в каждом сельском районе открывалась женская и детская консультации, а также детские ясли, молочные кухни и вводились должности районного педиатра. Педиатры должны также были войти в штат каждого роддома. В Указе оговаривалась необходимость взятия под опеку всех матерей из числа одиноких и многодетных. Руководители учреждений и предприятий, в которых трудились беременные женщины и кормящие матери, должны были оказывать помощь в части выдачи им продуктов питания; создавались комнаты для кормления детей и личной гигиены.
Следствием такой работы явилось снижение уровня женской патологии при беременности, повысилось качество медицинского наблюдения за беременной женщиной. Мы разделяем позицию А.Г. Волковой в той части, что, безусловно, социальная поддержка материнства со стороны государства имела огромное значение, а женщины все более стали ощущать на себе заботу с его стороны1.
Примечательно, что в декабре 1944 года Наркомпрос РСФСР утвердил «Устав детских садов». Он закрепил принципы деятельности садов, задачи и организационную структуру. Названный документ оказал положительное воздействие на всю воспитательную работу, организуемую в дошкольных учреждениях. Данный правовой акт способствовал
героиня» и учреждения ордена «материнская слава» и медали «Медаль материнства» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1944. № 37.
1 Волков А.Г. Эволюция российской семьи в XX веке // Мир России. 1999. № 4. С. 31.
21
созданию условий по сохранению жизни малолетним и грудным детям, а также условий, при которых сады заменили семью таким детям.
Забота о семьях военнослужащих проявлялась в обеспечении и устройстве детей фронтовиков. Этому вопросу уделялось особое внимание со стороны местных органов государственной власти. Организовывались специальные фонды, открывались детские столовые для обслуживания особо нуждающихся.
Так, течение марта и апреля месяцев в Челябинской области местные органы государственной власти провели работу, направленную на оказание помощи детям фронтовиков. Результатом такой работы явилось оказание финансовой помощи указанной категории граждан на сумму более 9 миллионов рублей. Оказывалась помощь в виде выделения детям одежды, обуви, а также соответствующего оборудования для детских учреждений. Велся первоочередной прием детей военнослужащих в сады, активно использовалось надомничество.
В условиях сложной демографической ситуации, а также в целях увеличения рождаемости Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года был изменен порядок назначения и выплаты пособий многодетным матерям. Теперь семья имела право получить единовременное пособие при рождении третьего ребенка в размере 400 рублей. При рождении четвертого и каждого последующего ребенка многодетная мать получала единовременное пособие от 1,3 до 5 тысяч рублей и ежемесячно от 80 до 300 рублей. Одинокие матери также могли получать ежемесячные пособия в размере 100 рублей, а на последующих детей 200 рублей, вплоть до достижения ребенком возраста 12 лет. Размеры выплат беременным женщинам также увеличили. Суммы выплат и пособий для женщин были равными вне зависимости от того, проживает ли она в городе или в селе.
В заключение следует отметить, что поддержка семей военнослужащих в условиях военного времени осуществлялась, в том числе, через решение вопросов социального обеспечения детства и материнства. Указанной задаче уделялось огромное внимание со стороны как центральных, так и местных органов государственной власти, что прослеживается в контексте большого числа правовых актов, принятых по вопросам социальной поддержки детей и материнства.
Следует признать, что забота о семьях военнослужащих в военное время являлась важнейшим направлением в деятельности органов государственной власти на всей территории СССР.
Библиографический список
1. Волков А.Г. Эволюция российской семьи в XX веке // Мир России. 1999. № 4. С. 31-34.
2. Габанти А.Б. Социальная защита детей-сирот в Северной Осетии в годы Великой Отечественной войны. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Владикавказ, 2011. 202 с.
3. Кринко Е., Хлынина Т., Юрчук И. На грани выживания: детские дома Кубани в 1941 - 1945 годы // Советская социальная политика: сцены и действующие лица. М., 2008. С. 51-56.
4. Ложкина И.А. Социальная защита детей-сирот в годы Великой Отечественной войны (на материалах детских домов и интернатов Удмуртской АССР). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Ижевск. 2010. 198 с.
5. Об улучшении состояния детских домов // Учительская газета. 1943. 9
мая.
6. Ставрополье в Великой Отечественной войне, 1941-1945 гг.: Сб. документов и материалов. - Ставрополь: Кн. изд-во, 1962. - 507 с.