11. Lupu I.C., Tuttle R.W. Instruments of Accommodation: The Military Chaplaincy and the Constitution// West Virginia Law Review. 2007. Vol. 110.
12. Ponkin I.V. Voennye svyashchenniki politrukami ne budut // CHelovek i zakon. 2006. №5. S.88-95.
13. Ponkin I.V. Sovremennoe svetskoe gosudarstvo: Konstruktivnaya svetskost'. Konstitucionno-pravovoe issledovanie. M.: Institut gosudarstvenno-konfessional'nyh otnoshenij i prava, 2006.
14. Morhat P.M. Pravo i iskusstvennyj intellekt: Tezaurus / Institut gosudarstvenno-konfessional'nyh otnoshenij i prava. M.: Buki Vedi, 2019. S. 13.
ЧЕЛ11АНОВА ТАТЬЯНА МИХАИЛОВНА - соискатель Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета ([email protected]).
CHELPANOVA TATYANA M. - postgraduate of the Law Institute of the Belgorod State National Research University.
УДК 347.63:364.28(470)«194»
ЧЕСНОКОВА Ю.В.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ЗАЩИТЕ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ2
Ключевые слова: Великая Отечественная война, дети, сироты, приемники-распределители, детские дома, школы-интернаты, опека, патронат, усыновление, многодетные матери, защита, помощь.
Потребность в социальной защите подрастающего поколения никогда не оставалась без внимания со стороны государства, в том числе в тяжелые для страны годы Великой Отечественной войны. В статье осуществлен анализ законодательных актов по защите материнства и детства в представленный период. Показано, что власть стремилась проявлять максимальную заботу о матерях и детях, что, в частности, сказалось на увеличении материальной помощи семьям, имеющим двух и более детей. Усилилась также социальная и правовая поддержка, оказываемая одиноким матерям и детям. Для детей, чьи родители погибли, защищая Родину, по всей стране были открыты суворовские военные училища, специальные ремесленные училища. Обоснован вывод о том, что, в целом, система социальной помощи детям, попавшим в трудное положение, опиралась не только на законодательную базу, существующую в нашей стране в военное и послевоенное время, но и на помощь трудового народа, который, несмотря на все тяготы послевоенных лет, брал детей-сирот в семьи на воспитание.
CHE SNOKOVA, Yu.V.
STATE POLICY ON THE PROTECTION OF MOTHERHOOD AND CHILDHOOD DURING THE SECOND WORLD
WAR AND THE EARLY POSTWAR YEARS
Keywords: Great Patriotic war, children, orphans, receivers-distributors, orphanages, boarding schools, guardianship, patronage, adoption, mothers with many children, protection, help.
The necessary in social protection of the younger generation has never been ignored by the state, including during the difficult for the country years of the Great Patriotic War. In the article analyzes the legislation on the protection of motherhood and childhood in the presented period. It is shown that the government sought to show maximum care for mothers and children, which, in particular, had an impact on increasing material assistance to families with two or more children. The social and legal support provided to single mothers and children has also increased. For children whose parents died defending their homeland, Suvorov military schools and special vocational schools were opened all over the country. It justifies the conclusion that, in general, the system of social assistance for children in difficult situations relied not only on the legal framework that exists in our country during the war and post-war period, but also on the help of working people, which despite all the post-war years, took orphans to families for education.
В первые годы Великой Отечественной войны руководство страны столкнулась с серьезной проблемой: численность детей-сирот стала увеличиваться с каждым днем. В детские дома дети попадали после гибели родителей, при потере родных в водовороте военных событий. В связи с этим, возросла потребность в детских сиротских учреждениях. Необходимо было открывать новые детские дома, увеличивать количество существующих мест.
В целом, система в отмеченной сфере была создана уже к началу второй мировой войны. Только в РСФСР в это время действовал 1661 детский дом, где воспитывалось 187,8 тыс. детей [2]. С началом второй мировой войны ситуация здесь, естественно, существенно осложнилась. Порой в детских социальных учреждениях даже отсутствовали предметы первой необходимости. «Нередко из-за нехватки мебели дети вынуждены были обедать, стоя у столов, готовили уроки на топчанах. Из-за отсутствия матрасов приходилось спать вдвоем. Не хватало: кастрюль, бочков, котлов, мясорубок, тазов, умывальников, утюгов. А вместо чайной посуды использовали, изготовленные из консервных банок, кружки. Не все воспитанники имели теплое пальто, теплую одежду. Зимой приходилось ходить и в осеннем пальто, приспосабливая их для холодного времени. Нередко из зимнего пальто сразу переходили к летней форме одежды» [1, с. 64-65].
2 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках гранта «Эволюция правового регулирования оказания социальной помощи малоимущим и преодоления бедности в России: история и современность» (проект № 18-011-00202).
Несмотря на трудности военного времени, жизнь стала постепенно налаживаться. Власти пытались последовательно решать вопросы обеспечения питания детей. В частности, детским домам выделялись земельные участки для выращивания сельскохозяйственной продукции. Урожай с них использовался непосредственно для удовлетворения нужд несовершеннолетних. Также создавались швейные, сапожные, столярные мастерские, где несовершеннолетние могли трудиться, получая профессиональные навыки.
Постановление ЦК ВЛКСМ «О мерах комсомольских организаций по борьбе с детской безнадзорностью, по предупреждению детской беспризорности» [3], принятое в 1942 году, способствовало выявлению беспризорных детей и дополнительному открытию детских домов. Постановление СНК СССР от 23.01.1942 г. №75 «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» [4] наложило обязанности на все государственные и общественные организации осуществлять содействие устройству детей-сирот. Безнадзорных детей выявляли и размещали в приемники-распределители. Количество таких приемников увеличивалось. Был установлен максимальный возраст нахождения в детских приемниках-распределителях. Он составлял 15 лет. Дети в возрасте до 3 лет из приемников-распределителей немедленно направлялись в детские социальные учреждения или на патронирование в семьи трудящихся.
В стране повсеместно создавались специальные комиссии по выявлению детей, потерявших родителей. Активное участие в этой работе принимали домоуправления и комсомольские организации [5]. Благодаря комсомольским организациям формировался актив из учителей, домохозяек, старшеклассников, который занимался поисками в квартирах и домах детей-сирот. Выявленные таким образом сироты направлялись на содержание и воспитание в детские дома. Комитеты народного образования организовывали круглосуточный прием детей-сирот и подростков в детские дома.
Власть стремилась всячески помогать детям, оставшимся без родителей, создать им достойные условия воспитания. В те тревожные для страны времена, к основным формам общественной помощи в системе охраны детства и борьбы с детской беспризорностью относилась передача детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку, на патронатное воспитание или усыновление. Веховое значение в данном плане имело утверждение 8 апреля 1943 г. СНК РСФСР «Инструкции Наркомпроса РСФСР, Наркомздрава РСФСР, Наркомюста РСФСР о патронировании, опеке и усыновлении детей, оставшихся без родителей» [6]. Патронатное воспитание получило, в итоге, широкое распространение. Патронирование производилось на добровольных началах. При этом выполнение обязанностей патронатного воспитателя носило возмездный характер. На основании договора, заключенного между одним из членов семьи и представителем отдела народного образования, несовершеннолетнего ребенка передавали на воспитание в семью трудящихся. При этом, государство обеспечивало несовершеннолетнего всем необходимым: одеждой, обувью. Контроль за воспитанием детей, переданных в семьи, осуществляли отделы народного образования. Для осуществления защиты прав и интересов несовершеннолетних, а также для охраны их имущественных прав учреждался институт опеки. Опека над ребенком назначалась в случае смерти родителей; лишение родителей родительских прав; в случае отсутствия родителя длительное время в силу определенных обстоятельств, что говорило о невозможности заниматься воспитанием детей. Опека устанавливалась над несовершеннолетним ребенком, не достигшим четырнадцатилетнего возраста. С четырнадцати лет над несовершеннолетним устанавливается попечительство, которое продолжается до наступления им совершеннолетия [7, с. 16-17]. Таким образом, данный законодательный акт закрепил основные задачи устройства детей в семьи.
Самым значительным правовым актом в области охраны прав ребенка являлся Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении» [8], принятый 8 сентября 1943 года. В соответствии с этим нормативным актом, усыновителям предоставлялась возможность записать ребенка на свою фамилию, а также предоставить ему отчество усыновителей. Усыновление допускалось лишь в интересах малолетних и несовершеннолетних детей. Данный институт получил широкое развитие, поскольку, впоследствии войны и гибели миллионов советских граждан, количество детей, оставшихся без попечения родителей, было чрезвычайно велико. За годы войны было принято в семьи 278 тыс. детей-сирот [9].
Постановлением СНК СССР от 10 ноября 1944 г. «О мероприятиях по расширению сети
детских учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и детей» [10] существенно увеличивался объем оказания помощи беременным женщинам, многодетным, одиноким матерям, детям. На исполкомы были возложены обязанности по реализации социальной политики, направленной на охрану материнства и детства. Помимо того, что в детские социальное учреждения направляли на воспитание детей-сирот, по обращению матерей-одиночек их детей также помещали на полное государственное обеспечение в детские учреждения. При необходимости лечения ребенка, его направляли в оздоровительные детские учреждения. Следует также отметить, что 8 июля 1944 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» [11, с. 163-164]. Указом устанавливалось государственное пособие многодетным матерям. Одиноким матерям, не состоящим в браке, выплачивалось пособие на ребенка до достижения им двенадцатилетнего возраста.
Таким образом, проведенный анализ законодательной базы показал, что, несмотря на вызванные войной трудности, советская власть стремилась проявлять максимальную заботу о матерях и детях, что сказалось на увеличении материальной помощи семьям, имеющим двух и более детей. Усилилась социальная и правовая поддержка, оказываемая одиноким матерям и детям. Для детей, чьи родители погибли, защищая Родину, по всей стране были открыты суворовские военные училища, специальные ремесленные училища, в которых дети приобретали навыки профессии. С середины мая 1945 г. началась реэвакуация детей в места, где они проживали до войны. По мере возможности, в районах восстанавливались прежние сиротские учреждения и открывались новые. Для послевоенного времени характерны детские дома смешанного типа, в которых воспитывались разновозрастные дети. Следует отметить, что атмосфера в таких учреждениях была близка к семейной, что положительно влияло на несовершеннолетних детей. В детских учреждениях активно развивалось детское самоуправление. Большую роль играло трудовое воспитание ребят. При детских домах открывались учебно-производственные мастерские, где трудились несовершеннолетние. Своим трудом они вносили посильный вклад в оборону страны. В соответствии с возрастом, трудовая деятельность несовершеннолетних осуществлялась не только в мастерских, но и на полях колхозов. Вмести с детьми, трудились и воспитатели. Детские дома шефствовали над домами ребенка. Следует отметить, что в то время стали учреждаться фонды, открывались специальные счета для перечисления денежных средств на содержание детей.
В военные и послевоенные годы увеличился рост беспризорных детей. Основными причинами явились: гибель родителей на фронте, трудности, вызванные военным временем. «Общая численность детей, оставшихся без присмотра родителей после войны достигла беспрецедентного уровня -примерно 3 млн. человек» [12, с. 31]. Даже в 1950 г. в стране насчитывалось 6543 детских дома, в которых проживали 635,9 тыс. детей. Тем не менее, государство изыскивало все новые средства для финансирования этих учреждений. Так, к примеру, с 50-х годов прошлого столетия стали открываться детские дома для одаренных детей-сирот. Воспитанникам данных детских учреждений предоставлялась возможность дополнительно обучаться музыке, искусству, балету. С 1956 г. в стране открываются школы-интернаты для детей-сирот и детей, которых воспитывала одна мать. Многие существовавшие детские дома преобразовывались в школы-интернаты. В то же время, несмотря на большой объем работы, проблем оставалось немало. К примеру, происходило увеличение количества воспитанников в группах, численность которых достигала порой 30-40 человек. Поскольку, в детском доме дети пребывали до 14 лет, возникали проблемы с трудоустройством и дальнейшей учебой выпускников. Соответственно, позже возраст воспитанников был увеличен до 16-18 лет.
Обобщая приведенные материалы, следует отметить, что, в целом, система социальной помощи детям, попавшим в трудное положение, опиралась не только на законодательную базу, существовавшую в нашей стране в послевоенное время, но и на помощь всего народа, который, несмотря на тяготы послевоенных лет, брал детей-сирот в семьи на воспитание.
Таким образом, анализ законодательных актов по защите материнства и детства показал, что данная проблема никогда не оставалась без внимания со стороны государства и общества,
особенно в тяжелые для страны времена, в годы Великой Отечественной войны.
Литература и источники
1. Разоренова Е.Л. Формирование государственно-общественной системы социально-педагогической поддержки детей-сирот в России. Дисс. ... канд. пед. наук. Рязань, 2008. 207 с.
2. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф.17. Оп. 126. Д. 2. Л.156.
3. Ростова О.С. Правовая охрана материнства и детства в годы Великой Отечественной войны // Вестник Саратовской государственной академии права. 2006. № 6 (52). С. 160-166.
4. Постановление СНК СССР от 23.01.1942 № 75 «Об устройстве детей, оставшихся без родителей»// СП СССР. 1942. №2. ст. 26.
5. Меркурьева В.С. Реализация государственной политики в отношении детей-сирот в Сталинградской области в 1943-начале 1950-х гг. Дисс. ... канд. ист. наук. Волгоград, 2009. 206 с.
6. Постановление СНК РСФСР от 08.04.1943 № 325 «Об утверждении Инструкции Наркомпроса РСФСР, Наркомздрава РСФСР, Наркомюста РСФСР о патронировании, опеке и усыновлении детей, оставшихся без родителей» // СП РСФСР. 1943. № 3. ст. 24.
7. Блинова В.В. Нормативно-правовые основы борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2015. №25. С.16-23.
8. Указ Президиума ВС СССР от 08.09.1943 «Об усыновлении» // Ведомости ВС СССР. 1943. № 34.
9. Нечаева А.М. Россия и ее дети: (Ребенок, закон, государство). М.: Грааль, 2000. 238 с.
10. Постановление СНК СССР от 10.11.1944 № 1571 «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и детей».
11. Социальное обеспечение и страхование в СССР: Сб. официальных документов. М., 1972. С.572-573.
12. Тяпкина Т.Ю. Сиротство в СССР: причины и общее состояние проблемы. // Евразийский союз ученых (ЕСУ). 2015. № 4(13). С.29-32.
References and Sources
1. Razorenova E.L. Formirovanie gosudarstvenno-obshchestvennoj sistemy social'no-pedagogicheskoj podderzhki detej-sirot v Rossii. Diss. ... kand. ped. nauk. Ryazan', 2008. 207 s.
2. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii (RGASPI). F.17. Op. 126. D. 2. L.156.
3. Rostova O.S. Pravovaya ohrana materinstva i detstva v gody Velikoj otechestvennoj vojny. // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj akademii prava. 2006. № 6 (52). S. 160-166.
4. Postanovlenie SNK SSSR ot 23.01.1942 № 75 «Ob ustrojstve detej, ostavshihsya bez roditelej» // SP SSSR. 1942. № 2. st. 26.
5. Merkur'eva V.S. Realizaciya gosudarstvennoj politiki v otnoshenii detej-sirot v Stalingradskoj oblasti v 1943- nachale 1950-h gg. Diss. ... kand. ist. nauk. Volgograd, 2009. 206 s.
6. Postanovlenie SNK RSFSR ot 08.04.1943 № 325 «Ob utverzhdenii Instrukcii Narkomprosa RSFSR, Narkomzdrava RSFSR, Narkomyusta RSFSR o patronirovanii, opeke i usynovlenii detej, ostavshihsya bez roditelej» // SP RSFSR. 1943. № 3. st. 24.
7. Blinova V.V. Normativno-pravovye osnovy bor'by s detskoj besprizornost'yu i beznadzornost'yu v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Trudy Orenburgskogo instituta (filiala) Moskovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2015. №25. S.16-23.
8. Ukaz Prezidiuma VS SSSR ot 08.09.1943 «Ob usynovlenii» // Vedomosti VS SSSR. 1943. № 34.
9. Nechaeva A.M. Rossiya i ee deti: (Rebenok, zakon, gosudarstvo). M.: Graal', 2000. 238 s.
10. Postanovlenie SNK SSSR ot 10.11.1944 № 1571 «O meropriyatiyah po rasshireniyu seti detskih uchrezhdenij i uluchsheniyu medicinskogo i bytovogo obsluzhivaniya zhenshchin i detej».
11. Social'noe obespechenie i strahovanie v SSSR: Sb. oficial'nyh dokumentov. M., 1972. S.572-573.
12. Tyapkina T.YU. Sirotstvo v SSSR: prichiny i obshchee sostoyanie problemy. // Evrazijskij soyuz uchenyh (ESU). 2015. № 4(13). S.29-32.
ЧЕСНОКОВА ЮЛИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА - кандидат юридических наук, доцент, кафедра частного и публичного права Пензенского государственного университета ([email protected])
CHESNOKOVA, YULIA V. - - PhD in Law, Associate Professor, Department of Private and Public Law, Penza State University.
УДК 343.1(019):343.72(470) «192/198»
ХАДУЕВА Я.А.
РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННОГО УЩЕРБА ПУТЕМ ОБМАНА ИЛИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ
ДОВЕРИЕМ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Ключевые слова: ответственность, уголовное законодательство, уголовно-правовых отношения, имущество, ущерб, обман, злоупотребление.
Автор анализирует процесс изменения уголовной ответственности за причинение материального вреда через обман или злоупотребление доверием в советском законодательстве. Показано, что высшей точкой эволюции исследуемого уголовно-юридического запрета стало закрепление в ст. 94 УК РСФСР 1960 г. ответственности за подобные преступные деяния. Выявлены как сходство, так и существенные отличия между категориями «мошенничество» и «нанесение материального вреда через обман и злоупотребление доверием». Отмечается, что одним из следствий развала СССР стало значительное сужение области действия ст. 94 УК РСФСР 1960 года.
KHADUEVA, Ya.A.
DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR CAUSING PROPERTY DAMAGE BY DECEPTION OR ABUSE OF TRUST IN THE SOVIET PERIOD
Keywords: responsibility, criminal legislation, criminal-legal relations, property, damage, deception, abuse.