Научная статья на тему 'Социальная память в контексте проблемы человеческой истории и нравственности'

Социальная память в контексте проблемы человеческой истории и нравственности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
238
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Давлетшина Д. Г.

Человек в социальной памяти апеллирует не столько к образам прошлого, а к нравственному закону их построения. Социальная память как сила добра обладает способностью известным образом мобилизовать нравственное достояние прошлого и настоящего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная память в контексте проблемы человеческой истории и нравственности»

176

раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 1 (091)+21 ББК 87+86.2

СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ И НРАВСТВЕННОСТИ

Давлетшина Д.Г.

Человек в социальной памяти апеллирует не столько к образам прошлого, а к нравственному закону их построения. Социальная память как сила добра обладает способностью известным образом мобилизовать нравственное достояние прошлого и настоящего.

Нравственное и историческое поле исследования социальной памяти охватывает всё наше общество. В самом же обществе много неоднородного. Поскольку оно является неоднородной системой, то и отношение ко времени, находящее своё выражение в социальной памяти, также крайне неоднородно на экономическом, политическом, религиозном, идеологическом уровнях. Это разнообразие, видимо, объясняется разной активностью различных социальных групп в пределах самого общества.

Современное российское социальное пространство и время отличаются неустойчивостью и непредсказуемостью. В условиях возросшей хрупкости социального бытия на первый план выступает рефлексивная способность людей сохранять не столько образы исторического прошлого, сколько творчески конструировать эти образы. Когда мы праздно отдаёмся своим мыслям, то вспоминаем что-нибудь из прошлого, но это ещё не есть социальная память. Последняя представляет собой совокупность действий, предпринимаемых общественным субъектом по ценностно-символической реконструкции прошлого в настоящем, а тем самым способствует сохранению и передаче социокультурного опыта, вовлечению его в процесс социального и духовного воспроизводства.

Прошлое в традиционном обществе доминирует. Общество здесь в основном заботится о передаче культурных традиций. Инновации при этом - дело случая. Напротив, в современном информационном и в то же время потребительском обществе отпадает нужда в следовании традициям. Отсутствие прочной связи с ценностями прошлого рождает ассоциации людей только с настоящим. Быстрота общественных трансформаций, приводящая к инновациям, стимулирует будущее время. Время ускоряется, а будущее оказывает определяющее воздействие на настоящее. Сегодня мы можем наблюдать феномен акселерации истории.

В то же время возникают отношения, выходящие за границы этих типов социального времени. Так, склонность многих людей к прошлому не мешает успешно развиваться модернистским тенденциям. Эти два аспекта постоянно существуют. Даже в традиционном обществе можно наблюдать неоднородность в отношении ко времени. Никто не живёт в одномерном времени. Это особенно хорошо видно на примере постиндустриального общества, где всё большее количество людей работает за

чертой фиксированного расписания. Общество практически функционирует круглосуточно и людям некогда предаваться воспоминаниям в условиях более высокого темпа жизни, чем прежде.

Главным времяобразующим инструментом в информационном современном обществе выступает компьютер. Он создаёт возможность не только заранее планировать будущий ход событий, но и достаточно точно осуществлять их без непосредственного участия человека. Осуществление компьютерной программы мало зависит от субъективной памяти человека. Собственный культурный опыт тут часто оказывается ни причём.

Следует всё же отметить, что сейчас уже компьютеризация может привести не только к позитивным, прогрессивным изменениям в жизни человека, но и спровоцировать негативные изменения, например такие, как уменьшение интеллектуальной активности человека, сокращение в его деятельности творческих компонентов и усиление шаблонности. Орудийное компьютерное опосредствование представляет собой динамический процесс, связанный с изменением типов компьютеров, их программ, языков программирования, что ведёт к изменению характера передаваемых ему исполнительских функций и компонентов деятельности, оставшихся за человеком, активизируя, делая меняющимся в историческом плане и сам процесс преобразования психических процессов и свойств человека.

Если попытаться определить объем и содержание понятия «история», то речь, разумеется, идет о временной последовательности мировых событий, создающих определённую действительность. История - это также запись этих событий и их содержания. Никто не может сказать, где начинается историческое время, где кончается иное, так что авторы всемирной истории, стремящиеся сохранить память, всегда заметно затрудняются определить точку, с которой следовало бы им начать. Разумеется! Ведь у исторического времени для них нет, собственно, начала, оно по существу, по сути дела уходит для них в нечто совершенно неопределённое - повсюду всё одно и то же монотонное, ничем не ограниченное и не ограничиваемое время.

Если «историю» мы используем для обозначения профессионального общественно-научного знания о прошлом, то «исторической памятью» мы называем массовое знание о прошлой социальной

Вестник Башкирского университета.2006.№4.

177

реальности. Массовое знание включает в себя повседневное (обыденное, личностное, семейное и т. д.) знание, а также элементы профессионального философского, религиозного, идеологического и общественно-научного знания.

Задача социально-философского исследования состоит в том, чтобы из совокупности исторических событий, дошедших до нас, выбрать, по возможности те, которые имеют смысл и значение, воспроизвести с их помощью историческую и социальную картину и вскрыть существующие между ними связи таким образом, чтобы современное состояние оказалось их результатом. Историческая память при этом не возвышается над историей, а сама оказывается вплетённой в мозаичную ткань времени.

Но что означает «знать историю?» Что именно и как нужно узнавать и уяснить для себя нечто из прошлого, чтобы оно помогало человеку в поисках ответов на самые сложные и предельные вопросы бытия: как и зачем мы живем? Что необходимо для того, чтобы рождалась живая «память сердца»?

Человеческая память фиксирует события; она постоянно стимулирует интеллект для новых творческих поисков. Историю также можно мнить будущего, ибо оно предмет мнения и предвидения; нет памяти и о настоящем, ибо оно постигается ощущением - мы ведь не познаём ощущением ни будущего, ни прошлого, но только настоящее.

Как видим, память связана с чувственными ощущениями и знаниями, а воспоминание - с чисто духовным ощущением и знанием. Человек, склонный к забывчивости, не способен полюбить то, над чем мучается. Он оказывается неспособным к общению, у него постепенно угасает и стремление к социальной справедливости.

В сознании людей часто запечатлеваются отдельные факты, между которыми можно заметить или не заметить связь. Одни события происходят после других, вызывают другие события и в сознании людей оставляют неодинаковые следы; в этой реальности, своеобразные «картины мира», определяют их поведение.

Память о дорогих нам людях имеет для нас не меньшее значение, чем их живое присутствие. Память с течением времени отсеивает неприятное и сохраняет склонность к доброму. Умирая, добрые люди продолжают жить в наших сердцах. Мёртвые живут в памяти живых, точнее, живут их деяния, их добрые поступки. При этом совершенно неважно, знаем мы их или нет; все равно они своей прошлой деятельностью будут всегда вовлекать нас в круг своих высоких помыслов и поступков. Исторический опыт людей, готовые знания определяют состояние и содержание исторической памяти общества.

Исследование исторического прошлого носит произвольный характер, а не обусловлено прежде всего потребностями развития общества. Люди всегда обращаются к своему прошлому для того, чтобы легче было изучить современность, сохранить в памяти все ценное и положительное и вместе с тем извлечь определенные уроки для будущего.

Значение социальной памяти, к анализу которой мы здесь обращаемся, как раз и заключается в том, что эта память позволяет всерьёз воспринимать историю и историческое мышление. Социальная память направлена на служение высшим целям добра и справедливости, а, следовательно, она способствует спасению человека и человечества от духовной гибели. Память позволяет разорвать порочный круг бессмысленности существования, преодолеть эмпирическую стихию жизни, противостоять соблазнам.

Исторический прогресс - сложнейшее, многоплановое явление, и соотнесение с ним социальной памяти не может быть однозначным. Отсюда совершенно оправданы попытки некоторых авторов конкретизировать это общее положение. Например, можно рассуждать в плане соотнесения памяти с понятием «ценности»; к ценностям относят те социальные явления, которые способствуют или содействуют прогрессу человеческого общества. А без социальной, памяти невозможен никакой прогресс.

Следует также помнить о том, что говорил К. Маркс об истории. По его мнению, подлинным субъектом исторического прогресса выступает человек, поскольку «история - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека» (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-изд. - С.102.). Историческая потребность выражается через потребности людей, а её удовлетворение осуществляется через действия людей по удовлетворению собственных потребностей. При этом нельзя игнорировать и способностей человеческой души.

В современном обществе отсутствует жёсткая детерминация будущего историческим прошлым. Прошлое в значительной мере лишается своей историчности. И это вызвано прежде всего тем, что в повседневной жизни людей превалирует низшая, эмпирическая стихия, чреватая забвением прошлого опыта.

Социальная память не сводится к исторической памяти. Необходим определённый уровень социального опыта, чтобы адекватное понимание исторического времени стало моментом самосознания, ориентации личности в общественной жизни. Выступая в качестве рефлексии над историей, социальная память способствует достижению устойчивости социального развития, преодолению культурно-исторического разрыва прошлого, настоящего и будущего.

Поступила в редакцию 28.03.05 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.