ИССЛЕДОВАНИЕ
1
Шевченко И.Л.
1 Кузбасский институт экономики и права, г. Кемерово
Социальная ответственность в практике корпоративного управления российских компаний
АННОТАЦИЯ:
В статье рассмотрены основные аспекты практики корпоративного управления в области социальной ответственности в российских компаниях. Выявлены возможности улучшения практики корпоративного управления в этой сфере.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: корпорация, корпоративное управление, компания, корпоративная социальная ответственность, транснациональные корпорации, нефинансовая отчетность
JEL: G30, М14
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Шевченко И.Л. Социальная ответственность в практике корпоративного управления российских компаний // Российское предпринимательство. — 2015. — № 1 (271). — с. 113-120. — http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/45/
Шевченко Игорь Леонидович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Кузбасского института экономики и права, г. Кемерово ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 16.06.2014 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.01.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:
http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/45/ (с) Шевченко И.Л. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by-nc-nd/3.0/)
ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Metadata in English is available.
For detailed information, please, visit
http://en.creativeconomy.ru/joumals/index.php/rp/article/view/45/
В последние годы в России все более актуальными становятся проблемы корпоративного управления. В основном это объясняется тем, что система корпоративного управления играет очень важную роль в обеспечении инвестиционной привлекательности отечественных компаний, их интеграции в мировую экономику, что в результате влияет на конкурентоспособность российских корпораций как на внутренних, так и на зарубежных рынках.
Добросовестная практика корпоративного управления служит залогом того, что придерживающиеся ее компании учитывают интересы множества заинтересованных в их деятельности сторон (потребителей, сотрудников, бизнес-партнеров, местных сообществ, СМИ, природоохранных организаций, органов государственной власти, профессиональных сообществ и др.). Компании, которые в полной мере учитывают эти интересы и развивают постоянное взаимодействие с заинтересованными сторонами с целью учета их мнений и ожиданий в процессе принятия и реализации решений, смогут упрочить в долгосрочной перспективе свои конкурентные позиции.
Корпоративная социальная ответственность
Одной из составляющих практики корпоративного управления является корпоративная социальная ответственность (КСО), которая должна способствовать повышению качества жизни основных заинтересованных сторон компаний. КСО оказывает значительное влияние на установление баланса интересов участников корпоративных отношений. Поэтому отставание в развитии практики корпоративного управления в области КСО от признанных международных стандартов является серьезным препятствием на пути установления указанного баланса.
В российских компаниях КСО выделяется более низким уровнем развития на фоне других значимых компонент практики корпоративного управления. Это подтверждается результатами регулярных исследований [1] Российского института директоров. Некоторые основные показатели, полученные в рамках данных исследований, приведены в таблице 1.
Таблица 1. Динамика развития практики корпоративного управления в 2004-2011 гг., %* (источник - [1])
Компоненты практики корпоративного управления 200 4 200 5 200 6 200 7 200 8 200 9 201 0 201 1
Обеспечение прав акционеров 51 47 48 47 51 54 51 53
Деятельность органов управления и контроля 34 36 46 47 53 56 56 58
Раскрытие информации 48 51 57 62 67 68 70 71
Корпоративная социальная ответственность 32 30 36 39 46 46 48 49
* В таблице указывается доля рекомендаций практики корпоративного управления в рамках перечисленных компонент, в среднем соблюдаемых компаниями анализируемой группы
Из приведенных в таблице 1 данных видно, что уровень развития практики корпоративного управления в области обеспечения прав акционеров при разнонаправленной динамике к концу рассматриваемого периода мало изменился по сравнению с 2004 годом. При этом существенно повысились уровни развития у трех других составляющих практики корпоративного управления. Самая низкая степень развития на протяжении всех восьми лет наблюдается по компоненту КСО. Так, в 2011 г. компании из анализируемой группы соблюдали в среднем 49% рекомендаций в этой сфере, что говорит о невысоком уровне развития практики корпоративного управления в части КСО. К числу наиболее проблемных аспектов этого компонента можно отнести: во-первых, низкий уровень распространения практики реализации компаниями проектов социальной ответственности для своих потребителей и поставщиков; во-вторых, относительно небольшая часть компаний имеет официальные документы, регламентирующие цели, задачи и принципы КСО; в-третьих, низкая доля компаний, утвердивших свод правил корпоративной этики. Вместе с тем в перспективе следует ожидать, что отечественные компании (в первую очередь, крупные) сохранят темпы развития наиболее значимых для них аспектов практики корпоративного управления в рамках КСО. Это связано с возрастающей ролью нематериальных активов, углублением процессов глобализации, усилением конкуренции.
Существуют различные направления реализации КСО. В современных российских условиях к числу наиболее актуальных из них можно отнести: ответственное поведение по отношению к своим сотрудникам, охрана окружающей среды, развитие добросовестной деловой практики, развитие местных сообществ, ответственное поведение по отношению к потребителям, благотворительность. При этом каждая компания должна сформировать свой набор наиболее значимых для нее направлений и механизмов реализации КСО. На этот процесс оказывает влияние множество факторов, к которым относятся ожидания заинтересованных сторон, география деятельности, разделяемые руководством корпорации ценности, отраслевая принадлежность компании, имеющиеся ресурсы и др.
Под влиянием глобализации расширяется география деятельности значительной части российских компаний, увеличивается количество отечественных транснациональных корпораций (ТНК), усиливаются позиции некоторых из них на зарубежных рынках. Для обеспечения устойчивого развития руководители компаний должны выстраивать прочные отношения с растущим числом заинтересованных сторон, которые располагаются на территориях многих регионов России и за ее пределами, что заметно повышает сложность соответствующего направления деятельности корпоративного менеджмента.
Развивая отношения с заинтересованными сторонами, менеджменту необходимо учитывать социокультурные и политико-культурные характеристики и особенности, национально-исторические традиции стран, в которых ведет свою деятельность компания. Так, ценностные представления населения страны присутствия ТНК прямо или опосредованно оказывают влияние на организационную культуру и другие взаимосвязанные аспекты корпоративного управления в дочерней структуре данной ТНК. В свою очередь, организационная культура этой дочерней компании влияет на ценностные представления населения, проживающего на территории деятельности данной компании. Поэтому естественно, что руководители корпораций, особенно транснациональных, должны держать под контролем такое взаимовлияние, оперативно реагировать на изменения устремлений и ожиданий общества.
Важную роль в прогнозировании таких изменений играют системы управления рисками. По мнению многих зарубежных бизнесменов и экспертов, они являются одним из наиболее проблемных
аспектов корпоративного управления на уровне компаний в России [2]. При этом в последнее время расширяется набор рисков, охватываемых КСО. Среди наиболее значимых из них - риски, связанные с повышающимися ожиданиями заинтересованных сторон. Так, во многих регионах и странах у местных сообществ существуют ожидания, согласно которым корпорации должны взять на себя ряд добровольных обязательств по обеспечению социального благополучия этих сообществ. Другой пример - у представителей органов государственной власти РФ существуют ожидания, согласно которым отечественные компании должны отказаться от использования оффшорных схем в целях минимизации налоговых отчислений и вывода капитала за рубеж. При отсутствии правильного управления такими рисками они могут оказать сильное отрицательное влияние на деятельность компаний. Поэтому формирование эффективных систем управления рисками и их постоянное совершенствование является важнейшей задачей, решение которой положительно отразится на многих аспектах корпоративного управления, в том числе и на КСО.
Нефинансовая отчетность
Особую значимость среди связанных с КСО вопросов имеет подготовка и предоставление соответствующей отчетности. Подготовка нефинансовой отчетности позволяет компаниям:
- позиционировать себя как социально ответственного участника
рынка;
- повышать открытость, прозрачность и подотчетность;
- улучшать международную репутацию;
- развивать взаимодействие с заинтересованными сторонами и укреплять доверие к компании;
- повышать рейтинги и инвестиционную привлекательность, в том числе в рамках выхода на мировые фондовые рынки;
- повышать эффективность компании в области экологии, социальной деятельности и этики бизнеса;
- выявлять, оценивать и предупреждать нефинансовые риски;
- повышать качество корпоративного управления» [3, с. 25].
В России руководители многих компаний еще не осознали важность и ценность подготовки отчетности, отражающей их намерения и результаты деятельности в области КСО. Об этом говорит тот факт, что в настоящее время относительно небольшое количество отечественных
компаний готовит нефинансовую отчетность для широкого круга заинтересованных сторон. Так, согласно данным Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), по состоянию на 1 октября 2013 г. в Национальный Регистр нефинансовых отчетов были внесены отчеты 133 компаний и отраслевых союзов (объединений), зарегистрировано 430 отчетов, среди которых интегрированные отчеты (ИО), отчеты в области устойчивого развития (ОУР), социальные отчеты (СО), экологические отчеты (ЭО), отраслевые отчеты (см. табл. 2). Все эти документы были выпущены за период, начиная с 2000 г.
Из приведенных в таблице 2 данных видно, что лидерами нефинансовой отчетности являются компании нефтегазового комплекса, энергетики, металлургического и горнодобывающего сектора, а также сектора финансов и страхования. Из 129 компаний, составляющих нефинансовую отчетность, 84 (65%) относятся к указанной группе. Особенно здесь можно выделить энергетический сектор, который представлен 36 компаниями (28%). Количество всех нефинансовых отчетов корпораций из рассматриваемой группы - 287, что составляет 70% от общего числа зарегистрированных отчетов компаний (410). Еще более значительно выделяются эти корпорации по количеству отчетов в области устойчивого развития - 111 или 84% от общего числа таких отчетов.
Следует отметить, что относительно новым видом отчетов является интегрированный отчет, в котором объединяется информация о финансово-экономических результатах компании с отчетностью в области устойчивого развития. В настоящее время такие отчеты готовит немного компаний. Из таблицы 2 видно, что общее количество интегрированных отчетов (32) пока меньше, чем отчетов других видов. На компании, относящиеся к выделенной группе секторов экономики, приходится 27 интегрированных отчетов, что составляет 84% от их общего числа.
Лидерство в области нефинансовой отчетности указанной группы компаний можно объяснить несколькими причинами.
Во-первых, значительная часть из этих компаний - крупные публичные корпорации, которые имеют необходимые ресурсы для реализации масштабных проектов в области КСО и подготовки соответствующих отчетов. В эту группу входят такие компании, как ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл», ОАО «Северсталь», АФК «Система» и др.
Таблица 2. Распределение нефинансовых отчетов по отраслевой принадлежности компаний (01 октября 2013 г.) (источник - [4])
Отраслевая принадлежность Число компа ний Количество
компаний отчетов
ИО ОУР СО ЭО Итого
Нефтегазовая 15 0 59 7 20 86
Энергетика 36 23 28 35 5 91
Металлургическая и горнодобывающая 17 4 17 34 0 55
Химическая,
нефтехимическая, 6 5 4 18 0 27
парфюмерная
Деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная 4 0 0 4 12 16
Производство пищевых продуктов 5 0 3 12 0 15
Телекоммуникационная 8 0 3 14 0 17
Финансы и страхование 16 0 7 46 0 55
Жилищно-коммунальное 3 0 0 10 0 9
хозяйство
Цементное производство и 2 0 1 0 1 2
строительство
Образование, здравоохранение 3 0 0 8 0 8
Транспорт 4 0 3 8 1 12
Прочие виды услуг 3 0 5 1 0 6
Некоммерческие организации 5 0 2 10 0 12
ИТОГО 129 32 132 207 39 410
Отраслевые отчеты 4 0 1 19 0 20
ВСЕГО 133 32 133 226 39 430
Во-вторых, повышенная значимость для компаний нефтегазового комплекса, металлургического и горнодобывающего сектора нефинансовой отчетности, т.к. они на фоне многих других корпораций в большей степени вовлечены в процесс глобализации. Это проявляется в том, что наиболее крупные компании этих секторов относятся к числу ведущих российских ТНК.
В-третьих, реформирование РАО «ЕЭС России» привело к увеличению численности нефинансовых отчетов в образовавшихся электроэнергетических компаниях. Это объясняется тем, что данное
акционерное общество провело большую методическую работу по разъяснению и продвижению новых идей в дочерних компаниях. Другая причина - это стремление руководителей электроэнергетических компаний использовать выпуск нефинансовых отчетов для повышения инвестиционной привлекательности своих компаний перед первым размещением их акций на бирже.
В целом ситуация с нефинансовой отчетностью в российских компаниях за последние годы характеризуется положительной динамикой. Все большее количество компаний включается в процесс добровольной отчетности и регулярно выпускает отчеты, которые регистрируются в Национальном регистре корпоративных нефинансовых отчетов РСПП [4]. Постепенно растет число комплексных отчетов об устойчивом развитии, что соответствует современной мировой тенденции.
Заключение
В большинстве российских компаний управление вопросами социальной ответственности и предоставление соответствующей отчетности находится пока на начальной стадии развития. Многие представители отечественного бизнеса еще не в полной мере осознали важность этих аспектов практики корпоративного управления. При этом наблюдается постепенное увеличение числа компаний, руководители которых признали значимость КСО и ценность подготовки нефинансовой отчетности. Основными возможностями улучшения практики корпоративного управления в области социальной ответственности являются: изучение и заимствование опыта передовых (в вопросах КСО) компаний, разработка и утверждение корпорациями соответствующих внутренних документов (экологическая политика, благотворительная и спонсорская деятельность, этический кодекс и др.), ориентация при подготовке нефинансовой отчетности на международные стандарты в сфере КСО.
ИСТОЧНИКИ:
1. Исследование практики корпоративного управления в России: сравнительный анализ
по итогам 2004 - 2011 гг.
2. Современное корпоративное управление в России глазами зарубежных бизнесменов и
экспертов: Итоги совместного исследования НСКУ и РБТП.
3. Корпоративная социальная ответственность. Новая философия бизнеса: Учебное пособие. — М.:
Внешэкономбанк, 2011. — 56 с.
4. Национальный Регистр и Библиотека корпоративных нефинансовых отчетов.