Научная статья на тему 'Социальная ответственность СМИ в контексте информационно-аксиологической (ценностной) поддержки стратегии развития России'

Социальная ответственность СМИ в контексте информационно-аксиологической (ценностной) поддержки стратегии развития России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
234
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / СМИ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВА / INFORMATION / MEDIA / SOCIAL RESPONSIBILITY / INNOVATIVE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Полосин Павел Николаевич

В данной статье рассматриваются проблемы активизации стратегического инновационного развития России, свободы слова и государственного регулирования средств массовой информации, информационной политики, целенаправленного формирования ценностных ориентаций населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Полосин Павел Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the problems of enhancing strategic innovation development in Russia, freedom of speech and government regulation of media, information policy, and purposeful formation of value orientations of the population.

Текст научной работы на тему «Социальная ответственность СМИ в контексте информационно-аксиологической (ценностной) поддержки стратегии развития России»

Павел ПОЛОСИН

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СМИ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОАКСИОЛОГИЧЕСКОЙ (ЦЕННОСТНОЙ) ПОДДЕРЖКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИИ

В данной статье рассматриваются проблемы активизации стратегического инновационного развития России, свободы спова и государственного регулирования средств массовой информации, информационной политики, целенаправленного формирования ценностных ориентаций населения.

This article discusses the problems of enhancing strategic innovation development in Russia, freedom of speech and government regulation of media, information policy, and purposeful formation of value orientations of the population.

Ключевые слова:

информация, СМИ, социальная ответственность, инновационное развитие, стратегия, государственное регулирование, трансформация общества; information, media, social responsibility, innovative development, strategy, government regulation, transformation of society.

ПОЛОСИН

Павел

Николаевич —

аспирант кафедры

государственного

управления и

социологии региона

Пензенского

государственного

университета,

главный редактор

информационного

агентства

«РгпгаЫг'мз»

[email protected]

В настоящее время перед Россией остро встает проблема активизации устойчивого поступательного инновационного развития в целях обеспечения конкурентоспособности отечественной экономики и повышения уровня жизни населения. К этому призывают такие документы, как «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года», «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года», а также президент и председатель правительства России в целом ряде программных выступлений.

По нашему мнению, важную роль в решении указанной проблемы должны сыграть средства массовой информации (СМИ), являющиеся не только средством формирования, передачи и получения информации, но и инструментом активного влияния на отдельные социальные группы и общество в целом. СМИ могут стать серьезным рычагом активизации социально-экономического развития страны, прежде всего за счет инновационного фактора.

Между тем, серьезным препятствием в этом является отсутствие совместного и целенаправленного регулирования деятельности СМИ со стороны государства, гражданского общества, владельцев масс-медиа и журналистов. Государственная система пропаганды общепринятых гуманистических ценностей и идеалов, активно действовавшая в Советском Союзе, априори не могла иметь права на существование в условиях проведения «шоковой» экономической политики новейшей России, внедрения либеральных ценностей в общественное сознание. Отсутствие какой-либо видимой государственной информационной политики в начале 90-х гг ХХ в. позволило представителям ряда финансово-промышленных групп получить контроль над ведущими электронными и печатными СМИ. Принятые еще в конце 1980-х гг. гласность и свобода слова впоследствии были крайне умело использованы заинтересованными владельцами федеральных и региональных СМИ, в первую очередь телеканалов, для извлечения колоссальной прибыли. Закупая низкопробную кино- и видеопродукцию за рубежом для последующей трансляции в России, потакая «настроениям общественности», высшие менеджеры телеканалов «забывали» о подлинно национальных интересах и ценностях, в лучшем случае — прикрывались

ими в целях получения государственных заказов и дотаций.

Таким образом, законодательно закрепленные за федеральными ведомствами функции регулирования и координации СМИ фактически не исполнялись и сводились исключительно к выборочному контролю, в первую очередь новостных теле- и радиопрограмм, касающихся освещения деятельности органов государственной власти и отдельных лиц.

На наш взгляд, для реализации задачи выхода страны в число мировых лидеров государству совместно со СМИ необходимо выработать механизмы духовноидеологического влияния на общество, особенно на подрастающее поколение, в вопросах преодоления указанных негативных тенденций, воспитания патриотизма, толерантности, сохранения лучших традиций народов России. Учитывая реалии современности, со стороны СМИ требуется формирование ценностных ориентаций и моделей поведения населения России, направленных на повышение морально-этического и культурного уровня, на созидательную деятельность, на инновационное, устойчивое, поступательное и динамичное развитие страны в целом, на единение народа, включая развитие в нем национальной солидарности и веротерпимости.

При этом возникает определенное противоречие между стремлением к свободе в рамках либеральной парадигмы демократического развития, с одной стороны, и требованием целенаправленного государственного и общественного (прежде всего, со стороны институтов гражданского общества) регулирования деятельности СМИ — с другой. По мнению автора, разрешение данной проблемы может быть найдено на пути формирования социальной ответственности СМИ, которая должна выражаться в содействии со стороны последних стратегическому развитию государства и росту уровня и качества жизни общества.

Несмотря на высокий интерес ряда социологов и других специалистов смежных наук к СМИ, до настоящего времени наукой и практикой не выработано устоявшихся подходов к проведению социологического анализа их социальной ответственности именно в контексте региональной идентификации, социального моделирования и обеспечения инноваци-

онного стратегического развития государства. Кроме того, не выявлено и значимых примеров проведения научного анализа, связанного с определением механизмов формирования социальной ответственности российских СМИ1.

Учитывая эти факты, автором в составе научно-исследовательской группы в 2009 г. в рамках выполнения первого этапа государственного контракта по линии Федерального агентства по образованию было проведено прикладное социологическое исследование, предметом которого стали механизмы формирования социальной ответственности российских СМИ в контексте региональной идентификации, социального моделирования и обеспечения стратегии инновационного развития государства, а объектом — социальная ответственность российских СМИ в современных условиях.

В рамках данного проекта проводится углубленный социологический анализ трансформации СМИ и их роли в современном российском обществе, а также научное обоснование механизма повышения их социальной ответственности. По мнению автора, разработка оптимальной системы формирования социальной ответственности российских СМИ с учетом реалий настоящего времени позволит существенно расширить теоретические знания для перспективных разработок в рассматриваемой области и получить практический опыт для принятия и обеспечения реализации эффективных политических решений.

Социологическое исследование проводилось по двум направлениям: пилотный опрос потребителей СМИ (население, представители властных структур и бизнеса) и опрос представителей СМИ разной направленности методом личного интервью по стандартизированному опросному

1 Россошанский А.В. Современные тенденции развития средств массовой коммуникации // Известия Саратовского университета. Сер. Социология, Политология, т. 9, 2009, № 1, с. 105—108; Бережная М.А. Алгоритмы освещения социальных проблем на телеэкране // Известия Уральского государственного университета, 2009, № 1/2(62), с. 167-172; Лысенко Г. В. Взаимодействие власти и СМИ: стратегия и технологии ее реализации (региональный аспект) // Социологические исследования, 2008, № 4, с. 73-77; Савинова О.Н. Трансформация медиасистемы в современных условиях: к вопросу аберрации функций СМИ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2008, № 1, с. 198-200; и др.

листу (анкете). Автором были применены такие методы исследования, как опрос потребителей СМИ и экспертный опрос (анкетирование) представителей СМИ.

При проведении пилотного исследования, которое являлось первым (пробным) для последующего широкомасштабного опроса, использовалась стихийная выборка, согласно которой опрашивались наиболее доступные респонденты. В ходе исследования интервьюеры полагались на принцип принадлежности участника исследования к проектируемой генеральной совокупности. В качестве недостатка данного типа выборки следует выделить систематические ошибки, которые сложно контролировать. По стихийной выборке было опрошено 80 респондентов в возрасте от 18 лет.

Экспертное интервью с представителями СМИ разной направленности (информационные агентства, телевидение, радио, газеты) проводилось по специально разработанному стандартизированному опросному листу. Отбор экспертов осуществлялся методом «снежного кома», который предназначен для поиска труднодостижимых респондентов. В рамках экспертного опроса был опрошен 21 представитель региональных средств массовой информации.

Сравнение массивов информации позволяет выявить расхождения между социально-ценностными и мировоззренческими установками потребителей и представителей СМИ.

Отношение к СМИ всегда было неоднозначным: с одной стороны — «четвертая власть», с другой — «вторая древнейшая профессия»; с одной стороны — «цепные псы демократии», с другой — «папарацци» и «сливные бачки». Все зависит от того, насколько добросовестно и качественно СМИ выполняют свои три основные функции: информировать (53,4%), ориентировать (53,4%) и отражать государственную политику (об этом разными словами говорят около 40% ответивших). Именно об этом сообщают респонденты, отвечая на вопрос о том, какую роль призваны выполнять СМИ в современном обществе. Но на практике к ним добавляется четвертая функция — развлекать. Здесь сталкиваются интересы читателей и рекламодателей, журналистов и собственников СМИ. И хотя, отвечая на вопрос о том, что такое социальная ответственность СМИ, и рес-

понденты, и представители СМИ заявляют об одних и тех же социально-ценностных установках (объективность и беспристрастность; честность в подаче информации; содействие со стороны СМИ просвещению общества и т.д.), более детальный анализ показывает ряд противоречий.

Опрос потребителей СМИ показал, что подавляющее большинство респондентов (88%) считают, что СМИ обязаны пропагандировать общественно-значимые ценности. Однако сами представители СМИ более осторожно подходят к этому вопросу, и лишь 57% уверенно заявляют, что это одна из наиглавнейших задач, стоящих перед отечественными СМИ.

В отличие от представителей СМИ, 43% потребителей не считают современные средства массовой информации инструментом обеспечения устойчивого долгосрочного развития государства. Безусловно, это связано с теми негативными процессами, которые произошли за последние годы: рост рекламы (92,3%), демонстрация агрессии, физического, морального насилия (82%), сюжетов о катастрофах, убийствах, жертвах (95%), образцов дурного, аморального, антисоциального поведения (77,3%).

Параллельно становится меньше информации, формирующей моральноэтические нормы и модели поведения (82,3%), дающей образцы высокоидейного поведения (83%); развивающей нравственность, общественную мораль (78,5%), и.т.д. При этом 93% опрошенных считают, что информация, распространяемая в СМИ, оказывает огромное влияние на настроение, психику, отношение к людям и трудовую активность, причем не всегда позитивное.

На наш взгляд, многие негативные тенденции объясняются не только свободой приобретения статуса журналиста, но и отсутствием необходимого на сегодняшний день единого этического кодекса, основными ценностями которого должны быть компетентность, соучастие и справедливость. Большинство же респондентов связывают данные тенденции с погоней за рейтингом (82,5%) и отсутствием должного контроля со стороны государства и общественности.

Подавляющее большинство (92%) доверяют государственным СМИ и предпочитают получать информацию (77%) из них. 70% респондентов говорят о необхо-

димости государственного, а еще 30% — о необходимости общественного контроля за деятельностью СМИ, в т.ч. и в сети Интернет.

Таким образом, проведенные пробные массовые и экспертные опросы показали интерес, проявленный респондентами к пилотному социологическому исследованию, и подтвердили актуальность и правильность выбранной автором темы научного изыскания.

Согласно анализу полученных результатов социологического исследования, реализация социально ответственной позиции СМИ связана с необходимостью их работы в направлении достижения уважения, за которым стоит доверие общества, а не формальные показатели востребованности (рейтинг, объем тиража, посещаемость ресурса). Более половины респондентов вообще не считают современные СМИ инструментом обеспечения устойчивого долгосрочного развития государства в связи с утратой доверия к информации, которую средства массовой информации предоставляют в настоящее время.

На взгляд автора, происшедшие за последние полвека трансформации, связанные с построением информационного общества, еще не привели к определению статуса социальной ответственности СМИ в контексте региональной идентификации и социального моделирования в целях обеспечения устойчивого инновационного стратегического развития государства. Проведенный анализ научных и иных информационных источников, а также социологическое исследование продемонстрировали, что среди общих проблем на современном этапе можно выделить одну основную — СМИ перестали соответствовать потребностям времени, стратегическим целям развития государства и общества, они не способствуют формированию культуры, ценностей общества, а, напротив, ускоряют моральную деградацию человека.

При проведении исследования было

выявлено, что такая особенность СМИ, как массовость информации, открывает опасный путь привлечения аудитории сенсационными, доступными и легко понятными обывателю материалами, достоверность которых не всегда обосновывается и доказывается читателю. Именно поэтому и обостряется проблема социальной ответственности СМИ. К сожалению, отечественные средства массовой информации нередко игнорируют этот аспект своей деятельности, вольно или невольно злоупотребляя принципом свободы слова.

В настоящее время, очевидно, назрела общественная необходимость правовыми методами корректировать деятельность СМИ. При этом, в частности, целесообразно изменить образовательный подход в высших учебных заведениях в отношении специальностей, связанных с деятельностью СМИ. Органы государственной и муниципальной власти должны вырабатывать такие механизмы регулирования СМИ, которые могли бы не только управлять их деятельностью, но и направлять ее по пути достижения культурных, патриотических и идеологических ценностей государства. Коммерческие цели не должны заслонять цели достижения общегосударственных задач. Средства массовой информации призваны нести обществу информацию, направленную на его развитие, идентификацию, а это требует нового уровня профессионализма, к которому необходимо стремиться.

Данная статья была выполнена в соответствии с государственным контрактом, заключенным в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» с Федеральным агентством по образованию № П1169 от 27 августа 2009 г., «Формирование социальной ответственности российских средств массовой информации в контексте региональной идентификации, социального моделирования и обеспечения стратегии инновационного развития государства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.