Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ '

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
16
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная ответственность / корпоративная социальная ответственность / репутация компании / устойчивое развитие / зарубежный бизнес / social responsibility / corporate social responsibility / company reputation / sustainable development / foreign business

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — М.К. Рольянова, Е.В. Сумина

Рассматриваются особенности социальной ответственности в зарубежном бизнесе и России. Корпоративная социальная ответственность (КСО) как актуальный способ для формирования имиджа организации. Изучены вопросы сущностного понимания смысла корпоративной социальной ответственности бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL RESPONSIBILITY OF THE ORGANIZATION IN INTERNATIONAL BUSINESS

The article discusses the features of social responsibility in foreign business and Russia. Corporate social responsibility (CSR) as an actual way of forming the image of an organization. The questions of the essential understanding of the meaning of corporate social responsibility of business are studied.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ »

УДК 338.1+330.34

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ

М. К. Рольянова, Е. В. Сумина

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: ritarol@mail.ru

Рассматриваются особенности социальной ответственности в зарубежном бизнесе и России. Корпоративная социальная ответственность (КСО) как актуальный способ для формирования имиджа организации. Изучены вопросы сущностного понимания смысла корпоративной социальной ответственности бизнеса.

Ключевые слова: социальная ответственность, корпоративная социальная ответственность, репутация компании, устойчивое развитие, зарубежный бизнес.

SOCIAL RESPONSIBILITY OF THE ORGANIZATION IN INTERNATIONAL BUSINESS

M. K. Rolyanova, E. V. Sumina

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: ritarol@mail.ru

The article discusses the features of social responsibility in foreign business and Russia. Corporate social responsibility (CSR) as an actual way of forming the image of an organization. The questions of the essential understanding of the meaning of corporate social responsibility of business are studied.

Keywords: social responsibility, corporate social responsibility, company reputation, sustainable development, foreign business.

Социальная ответственность является актуальной проблемой в международном бизнесе, что связано как с более высоким уровнем конкуренции на международном рынке, различием требований законодательства в каждой стране, сложностью политического устройства мирового пространства и многоукладностью в технологическом развитии. Социальная ответственность как ответственность перед интересами контактных аудиторий компании -общества и персонала (внутренняя социальная ответственность) раскрывает эффекты от деятельности корпорации, не связанные только с финансовыми целями роста доходности бизнеса и удовлетворения потребителя. Но, в современных условиях следует учитывать взаимосвязь между социальной ответственностью бизнеса и ростом финансового благополучия компании. Это в свою очередь связано со следующими тенденциями:

- экологическое законодательство в разных странах, ужесточение санкций и штрафов.

За последние три года во многих зарубежных странах произошли кардинальные изменения в экологическом законодательстве, игнорировать которые будет слишком дорого для нарушителей. Например, в Китае с 2015 г. штрафы за неисполнение требования об устранении нарушений экологического законодательства начисляются на ежедневной основе, а охрана окружающей среды и предотвращение загрязнения являются ключевым показателем

эффективности любого чиновника. Во Франции концепция охраны окружающей среды в гражданском законодательстве предполагает обязанность материнских компаний идентифицировать и предотвращать экологические риски, проверять своих подрядчиков и дочерние компании на наличие соответствующего плана по экологическому риск менеджменту. Штраф за неисполнение обязанности по составлению плана в срок (три месяца с момента формального уведомления о необходимости составления плана) может достигать 10 млн евро. В Бразилии после аварии на шламохранилище компании Samarco в 2015 г., убытки в результате которой уже стоили владельцам и акционерам миллиарды долларов, власти усилили внимание за соблюдением экологического законодательства со стороны бизнеса.

- рост мобильности персонала компаний в глобальном международном пространстве (национальные особенности и корпоративная этика);

Для современной этики бизнеса априорными являются вопросы корпоративной социальной ответственности. Мнение, что финансовое благополучие компании менее всего побуждает ее к соблюдению этических норм, в корне неверно; сама жизнь и практика бизнеса постулировала следующее утверждение: «Хорошая этика означает хороший бизнес». В противном случае негативная реакция со стороны заказчиков и партнеров неминуемо приведет к значительному снижению прибыльности компании, а растиражированная средствами массовой информации сомнительная репутация приведет к отсутствию какого-либо доверия к ней. Лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман пишет, что «истинная роль бизнес!» состоит в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли, при условии, что он придерживается правил игры... участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману».

Опыт международного бизнеса подтверждает значимость деловой этики в формировании успеха фирмы.

Так, нечестное поведение фирмы Coca-Cola, случаи дачи взяток конкурентам в качестве отступного во время судебных процессов с ними стоили этой компании доли рынка, отданной Pepsico, так как последняя обладала доказательной информацией о неблаговидной деятельности фирмы Coca-Cola.

- формирование цифровой среды взаимодействия людей внутри и вне компании [1], что приводит к ускорению обмена информации, в том числе корпоративных секретов, производственных и т.д. ... росту требований к этическому и социальному поведению персонала как лица компании.

Современные менеджеры убедились, что в сравнении с традиционными телефонами и электронной почтой использование мессенджеров значительно ускоряет процессы коммуникации в организации. Для этого существуют специально разработанные для бизнес-требований программы Skype, Slack, а также возможно использовать распространенные Whatsapp и Telegram. Эти программы значительно ускоряют обмен информацией и будут обеспечивать связь наставника с подопечным, позволят обсудить возникшие проблемы и способы их решения. Важно отметить и другой значимый момент: благодаря мессенджерам стало реальным удаленное наставничество. Ситуация, когда наставник не находится рядом с новичком физически, но всегда находится на связи и помогает решить проблему дистанционно, что имеет несомненные преимущества.

Корпоративная социальная ответственность включает в себя обязательство организации вести себя экологически устойчивым образом при соблюдении интересов своих заинтересованных сторон. Фирмы осознали, что социально ответственные методы ведения бизнеса выгодны не только их сотрудникам, но и обществу в целом. Социальная ответственность меняет способ ведения бизнеса, как с целью получения прибыли, так и с некоммерческой целью.

Корпоративная социальная ответственность - это концепция, которая часто совпадает с аналогичными подходами, такими как корпоративная устойчивость, корпоративная

ответственность, корпоративное устойчивое развитие и корпоративное гражданство [2] Многие рассматривают КСО как способ частного сектора к интеграции социальной, экономической и экологической деятельности. В дополнение к интеграции в корпоративные структуры и процессы, КСО также часто включает в себя создание инновационных и упреждающих решений социальных и экологических проблем, а также сотрудничество с внешними и внутренними заинтересованными сторонами для повышения эффективности КСО.

В международном понимании корпоративная социальная ответственность бизнеса определяется как добровольный вклад компаний в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельность организаций. Например, За последние десять лет в американском бизнесе стала усиливаться определённая тенденция. Теперь считается безответственным и, в конечном счёте, плохим бизнесом, заботиться только о прибыли организации и не заботиться ни о сотрудниках, ни об обществе. Теперь социальная ответственность считается основным требованием к бизнесу. Те компании, которые уклоняются от социальной ответственности, не только теряют клиентов, но также теряют ценных сотрудников, деловых партнёров и поддержку общества. В самых худших случаях, социально безответственная деятельность может привести на скамью подсудимых. Каждая организация стремиться повысить свой уровень социальной ответственности, потому что за счёт этого увеличивается доверия со стороны покупателей, соответственно и прибыль [3].

С точки зрения прогрессивного бизнеса, КСО обычно включает в себя сосредоточение внимания на новых возможностях как способ реагирования на взаимосвязанные социальные, экономические и экологические требования на рынке. КСО, как правило, рассматривается как вклад бизнеса в устойчивое развитие, которое определяется как развитие, которое отвечает потребности настоящего времени, не ставящие под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Обязательства и действия в сфере КСО обычно касаются аспектов поведения фирмы в отношении таких ключевых элементов, как: охрана окружающей среды, здоровье и безопасность, права человека, развитие сообщества, корпоративное управление и защита прав потребителей, деловая этика, отношения с поставщиками, охрана труда и права заинтересованных сторон.

Корпорации мотивированы вовлекать заинтересованные стороны в процесс принятия решений и решать социальные проблемы, потому что заинтересованные стороны все больше осознают влияние и важность своих корпоративных решений на общество и окружающую среду. Корпорации могут быть мотивированы, чтобы изменить свое корпоративное поведение в ответ на экономическое обоснование, которое потенциально обещает подход КСО. Это включает:

1) укрепление финансовых показателей и прибыльности (например, за счет экологической эффективности);

2) улучшение подотчетности и оценки со стороны инвестиционного сообщества;

3) повышенная приверженность сотрудников и улучшение репутации и брендинга;

4) природа проблем и возможностей социальной ответственности.

Все больше внимания уделяется как частному, так и государственному сектору, чтобы быть активными в области социальной ответственности. Проблемы, с которыми сталкиваются, все более и более признаются в дебатах по государственной политике, а также на рынке различными компаниями и отраслевыми ассоциациями. Заинтересованные стороны начинают бросать вызов корпорациям, чтобы начать роли социальной ответственности.

Задачи, как правило, сосредоточены на нескольких элементах КСО, таких как корпоративное управление, защита окружающей среды, практика управления персоналом, развитие сообщества, права человека и защита потребителей. Проблемы часто требуют добровольных действий, чтобы продемонстрировать ответственное поведение и

эффективные ответы на экологические и социальные проблемы. Требование также призывает государственный сектор укрепить лидерство и использовать инструменты политики для поощрения КСО. Проблемы могут отличаться от одной группы заинтересованных сторон к другой. Например, требования могут варьироваться от призыва к большему раскрытию информации или до требований об улучшении участия заинтересованных сторон до запросов об изменениях в методах управления до предложений об изменении отношений между различными заинтересованными сторонами. Некоторые проблемы ориентированы на то, как предприятия управляют своими внутренними операциями, такими как управление персоналом, в то время как другие направлены на то, как бизнес взаимодействует с обществом и обществом.

Социальная ответственность международных компаний охватывает три направления: в первую очередь отношение к обществу, отношение к окружающей среде и отношение к партнерам, которые заинтересованы в ее деятельности [4].

По отношению к партнерам социально ответственные организации выполняют свои обязательства перед потребителями, персоналом и инвесторами. Потребителям обеспечивают умеренные цены, выполнение гарантийных обязательств, высокое качество продукции. Это относится к таким компаниям, имеющим высокую репутацию в этой сфере, как Toyota, Daimler-Chrysler, Volkswagen, DellComputer.

К компаниям, справедливо относящимся к своему персоналу, удовлетворяющим его основные потребности, формирующим корпоративный дух, относят Hoechst AG, Honda, которые помимо перечисленных социально ответственных действий также организации преуспевают в найме, обучении и продвижении работников национальных меньшинств.

По отношению к инвестору социальная ответственность проявляется в объективной оценке ее будущего роста, рентабельности осуществленных проектов, а также в правильном ведении финансовой отчетности, защите прав инвесторов и акционеров, недопущении манипуляций с ценными бумагами, утаивания информации.

Стать социально ответственным бизнесом может быть просто, но есть несколько вещей, которых следует избегать в этом процессе. Предприятиям следует избегать участия в благотворительных мероприятиях, которые никак не связаны с их основным направлением деятельности или этическими стандартами. Вместо того, чтобы слепо отправлять деньги в совершенно не связанную организацию, найдите некоммерческую организацию, в которую верит ваша компания, или проект в вашем сообществе.

Избегайте использования возможностей КСО исключительно в маркетинговых целях. Проведение кампании по корпоративной ответственности в качестве быстрой маркетинговой схемы может иметь неприятные последствия, даже до того, что бизнес закроется. Вместо единовременного действия вы можете со временем принять социально ответственные методы ведения бизнеса. Сотрудники и потребители, как правило, положительно реагируют на компании, которые принимают долгосрочную социальную ответственность.

Если вы рассматриваете устойчивые виды деятельности, которые еще не юридически необходимы, не ждите. Приняв социально ответственные нормы на раннем этапе, вы можете установить планку для своей отрасли и усовершенствовать свой процесс. Реализация инициатив по КСО - это действительно победа для всех участников. Воздействие ваших действий на окружающую среду не только понравится социально сознательным потребителям и сотрудникам, но и может реально изменить мир.

Ответственность, накладываемая на работника групповыми, корпоративными, служебными локальными обязанностями, представляется как подотчетность, или "необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках". Такая ответственность ограничена рамками регулятивных систем. Однако работник может быть ответственен и в рамках выше этих систем. Например, когда он бескорыстно инициативен, творчески подходит к своей работе, добровольно принимает на себя роль

лидера, благотворительствует и т.п. В этих случаях говорят о социальной ответственности работника. Под таковой понимается "нравственная и поведенческая установка личности, группы или социального слоя, опирающаяся на осознание и учет возможности негативных для других людей и групп (как непосредственного окружения, так и более широкого) последствий своих действий, стремление и готовность избежать таких последствий".

Основной характеристикой социальной ответственности является ее добровольность. Работник принимает ее самостоятельно в качестве личного и универсального долга. Осознавая собственное долженствование, он предъявляет себе дополнительные требования и/ или накладывает на себя дополнительные ограничения при отсутствии явного внешнего принуждения. Однако отсутствие этого принуждения не означает его отсутствие вообще.

Работники по-разному осознают ценность социальной ответственности. Они могут реализовывать эту ценность как личность или как представители профессии, компании, сообщества и т.д. Поэтому в аналитических оценках их поведения важно уметь распознавать виды социальной ответственности.

Библиографические ссылки

1. Negroponte N. Being Digital.- New York: Knopf, 1996. - 243 p.

2. Сысоева Т.Л., Тимохина Г.С., Минина Т.Б. Корпоративная социальная ответственность как метод сокращения производственных издержек // Вопросы инновационной экономики. 2017. Том 7. № 4. С. 449-456.

3. Социальная ответственность бизнеса в России и за рубежом [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/docs/F1341669308/2_biz.pdf (дата обращения: 10.03.2020).

4. Михалкин В. А.Организация и формы международного бизнеса, 2015. 447 с.

© Рольянова М. К., Сумина Е. В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.